Научная статья на тему 'Организация информационного Центра самостоятельной работы студентов: опыт научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева'

Организация информационного Центра самостоятельной работы студентов: опыт научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ / «ВИРТУАЛИЗАЦИЯ» ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ / БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В БИБЛИОТЕКЕ ВУЗА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / "VIRTUALIZATION” OF THE LEARNING PROCESS / STUDENTS'' INDEPENDENT WORK / A NEW PARADIGM OF EDUCATION / FEDERAL EDUCATION STANDARDS 3RD GENERATION / INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITY LIBRARIES / AN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY LIBRARY / TRAINING LIBRARIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорина Вера Владимировна

В условиях стремительного развития в современном обществе информационно-коммуникационных технологий, всё большей «виртуализации» процесса обучения и смены самой концепции образования, подразумевающей, в том числе, значительное увеличение в образовательном процессе доли самостоятельной работы студентов, библиотеки вузов вынуждены менять традиционные принципы и методы своей работы, делая основную ставку на создание комфортных и эргономичных условий для самостоятельной работы студентов и обеспечение их всеми видами учебных и научных ресурсов, главным образом в электронном формате. В статье представлен опыт создания Центра самостоятельной работы студентов на базе научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорина Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management of the Student’s Self-dependent Work Center: the experience of the scientific library of Krasnoyarsk State Pedagogical University by name V.P. Astafiev

In the modern conditions we have the rash evolution of the information-communication technologies. The education process come the virtual more and more now. And the education ’s conception mean by sizeable extension of the part of student ’s self-dependent work in education process. The libraries in institutes of higher education must change their traditional principles and practices of the work. They stake on making the comfort and ergonomic conditions for the student ’s self-dependent work and on ensuring for students all varieties of the educational and scientific resources in digital format primarily. In this article presents the experience of the making of Student ’s Self-dependent Work Center in the library of Krasnoyarsk State Pedagogical University by name V.P. Astafiev.

Текст научной работы на тему «Организация информационного Центра самостоятельной работы студентов: опыт научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева»

УДК 378.14

Хорина Вера Владимировна

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Красноярск, Россия

Организация информационного центра самостоятельной работы студентов: опыт научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

В условиях стремительного развития в современном обществе информационно-коммуникационных технологий, всё большей «виртуализации» процесса обучения и смены самой концепции образования, подразумевающей, в том числе, значительное увеличение в образовательном процессе доли самостоятельной работы студентов, библиотеки вузов вынуждены менять традиционные принципы и методы своей работы, делая основную ставку на создание комфортных и эргономичных условий для самостоятельной работы студентов и обеспечение их всеми видами учебных и научных ресурсов, главным образом в электронном формате. В статье представлен опыт создания Центра самостоятельной работы студентов на базе научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Ключевые слова и словосочетания: новая парадигма образования, федеральные образовательные стандарты 3-го поколения, «виртуализация» процесса обучения, самостоятельная работа студентов, информационная компетентность студентов, библиотека высшего учебного заведения, организация самостоятельной работы студентов в библиотеке вуза, повышение квалификации библиотекарей.

Философами, социологами, педагогами на сегодняшний день уже написано огромное количество монографий и статей о том, что в современном информационном обществе, в условиях стремительных перемен практически во всех сферах человеческой жизни всё сильнее доминируют информационно-коммуникационные технологии; о том, что меняется сам образ мышления современного «цивилизованного» человека (и особенно это касается молодёжи) - наш мир оказывается всё более населённым людьми, для которых чтение и письмо становятся абсолютно «факультативными» занятиями и больше не считаются самой естественной характеристикой образованной, интеллигентной личности; что для преодоления всё более явного противоречия между традиционным «поддерживаю-

щим» образованием, рассчитанным на относительную стабильность общества и постепенность протекания всех социальных процессов, и всё более динамично и сложно развивающимся миром требуются кардинальные изменения в системе образования и т.д.

Мы наблюдаем, как быстро растёт количество Интернет-пользователей по всему миру. В середине 2011 г. Россия по числу Интернет-пользователей заняла второе место после Г ермании в списке европейских государств (59,7 млн чел., то есть 43% населения). Если же оценить общемировую тенденцию снижения количества читателей в библиотеках, окажется, что оно фактически пропорционально увеличению числа пользователей Интернетом. Количество реальных читателей в вузовских и научных библиотеках (не только в России, но и в Европе, и в США) тоже снижается, но при этом число пользователей тех библиотек, которые доступны через электронные информационные сети, быстро растёт.

Приведем пример данных по научной библиотеке КГПУ им. В.П. Астафьева: в 2008 г. реальное число посещений составило 385,5 тыс., при этом читателей по ЕРК числилось 11 390, в октябре этого года начал работать сайт библиотеки; в 2009 г. реальная посещаемость стала ниже -370,5 тыс. (при почти не изменившемся количестве читателей по ЕРК), зато счётчик сайта библиотеки «накрутил» за этот год 145 тыс. посещений; в 2010 г. число посещений снизилось снова, и довольно сильно - до 256 тыс. (а число читателей по ЕРК упало до 10 172 чел.), зато счётчик сайта показал за год уже 280 тыс. посещений; в 2011 г. реальная посещаемость «просела» ещё немного - до 247 тыс. (читателей по ЕРК числилось 8 924 чел.), сайт насчитал 390 тыс. посещений «виртуальных». Кстати, количество пользователей сайта (посчитанных по ГР-адресам) в этом году превысило за 30 тыс. (почувствуйте разницу с ЕРК). Итого за все 4 года: 1 млн 259 тыс. посещений реальных, 825 тыс. посещений «виртуальных», причём первая цифра явно стремится к уменьшению, а вторая быстро увеличивается. В 2012 г. к 1 сентября счётчик сайта показывает уже 375 тыс. посещений, то есть за год их будет не меньше 500 тыс., а вот реальная посещаемость, наверняка, снова окажется ниже прошлогодней. Эту тенденцию уже явно невозможно переломить, значит, её нужно принять к сведению и каким-то образом направить на пользу как библиотеке, так и самим пользователям.

Многие из нас знают, что для современных студентов при поиске необходимой им информации наиболее важными являются следующие моменты: мгновенные результаты, удобство (которое часто оценивается более высоко, чем, собственно, качество материала); изображение считается столь же важным, как и текст; если чего-либо нет в сети (либо оно не обнаруживается моментально), то значит, этого не существует вообще; альтернативой оригинальному, критическому мышлению для них часто яв-

ляется очень удобная методика «копировать - вставить»; им нужен не весь материал, который можно найти в принципе, - достаточно только того, что необходимо для решения конкретной текущей задачи.

По определению Дерека Лоу, профессора британского Университета Стратклайд, «складывается своего рода система Ten Word Wiki - информация в 10 словах, в которой библиотекарь любезно определяется как «супергерой, способный найти всё, что угодно, любит кошек и вязаные жилеты», а книга - это «пачка древесной массы, картинок и слов, не нуждается в батарейках» [3. С. 69 - 70]. Лёгкий доступ к полнотекстовым статьям и сетевым документам меняет познавательное поведение студентов. Упрощение доступа к информации сопровождается очень коротким периодом чтения материалов. Электронный документ стимулирует беглый просмотр, режим «копировать - вставить». Среднее время, затрачиваемое молодым человеком на чтение электронной статьи, составляет примерно 3 минуты. Иначе говоря, чем короче документ, тем более вероятно, что его прочтут в сети. Следовательно, студенты идут в сеть, чтобы избежать чтения.

Для библиотекарей сегодня, хотим мы этого или нет, становится важным принять эти новые «нормы» и не пытаться убедить своих пользователей следовать нормам старым. Нам нужно усвоить эту философию и предлагать читателю не те материалы, которые, по нашему мнению, должны ему понравиться или быть более полезными, а только то, что ему самому нужно, когда нужно и где нужно. Теперь успех библиотеки будет зависеть, главным образом, от нашего умения сформировать такие сервисы, при которых её фонды станут доступны пользователю именно тогда и именно там, где ему это потребуется. Иначе очень скоро окажется, что мы старательно совершенствуем то, что уже совершенно никому не нужно [3. С. 70, 78 - 79].

Кроме прочего, поскольку наши пользователи часто вовсе не так уж компетентны в обработке информации, как они сами полагают, они нуждаются в помощи библиотекарей, которые могут научить их обнаруживать и использовать любые необходимые материалы для учёбы и научных исследований как имеющиеся в библиотеке, так и те, к которым она может предоставить доступ, в том числе и через сеть. Таким образом, важной целью развития вузовских библиотек и основой для успешной реализации ими информационной и образовательной функции становится их преобразование в своего рода «путеводители» по мощным и весьма «мутным» потокам информации с использованием современных сервисов, технологий и самых различных информационных ресурсов.

В этом же направлении нас подталкивает и смена самой парадигмы образования в России - от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». В Национальной доктрине образования России от 2000 г. в качестве одной из её приоритетных целей обо-

значена «подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту». Высшее образование всё чаще ассоциируется с образованием, опережающим, призванным подготовить молодых людей к жизни в быстро меняющемся мире, к решению таких проблем, с которыми ни общество, ни государство, ни личность ранее никогда не сталкивались.

В основе большинства современных моделей образования лежит такое понятие, как «ключевые компетенции», которое трактуется как способность человека мобилизовать в ходе своей профессиональной деятельности приобретённые знания и умения, способность адекватно действовать в нестандартных ситуациях. Такая направленность обучения, кроме всего прочего, подразумевает свободное владение методами поиска, отбора и аналитико-синтетической переработки различных видов информации, способность вести дискуссии и осуществлять мозговой штурм, умение генерировать новые идеи и т.д.

Принятая в 2008 г. Министерством образования и науки РФ «Современная модель образования, ориентированная на формирование сектора инновационной экономики», официально установила, что основой современных образовательных стандартов для всех уровней образования в России должны быть 4 базовые компетенции:

1) информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать и применять информацию для решения тех или иных проблем);

2) коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

3) самоорганизационная (умение правильно ставить цели и приоритеты, умение планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

4) самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая свою успешность и конкурентоспособность).

На развитие этих компетенций направлено и увеличение объёма часов самостоятельной работы студентов при освоении основной образовательной программы (по многим направлениям бакалавриата, в первую очередь гуманитарным, - до 50% от общего количества учебной нагрузки, по гуманитарным направлениям магистратуры - в некоторых случаях до 70%) в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 3-го поколения. Кроме того, по новым ФГОС ВПО студент не только должен быть обеспечен традиционными, т.е. бумажными, учебно-методическими и другими материалами по всем учебным курсам и дисциплинам основной образовательной программы, но и иметь доступ к ним через Интернет или, как минимум, в локальной сети вуза. Каждый студент должен, кроме прочего, быть обеспечен доступом к электронной библиотечной системе (ЭБС), «содержащей

издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы». Причём «при использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объёмом изучаемых дисциплин» (выдержки из ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 «История»).

Проанализировав описанные выше факторы, самым непосредственным образом воздействующие сегодня на деятельность вузовских библиотек, специально созданная в библиотеке КГПУ им. В.П. Астафьева рабочая группа в ноябре 2011 г. разработала проект «Информационный центр самостоятельной работы студентов» на 2012-2014 гг., ставший частью общей программы стратегического развития университета до 2020 г., которая была поддержана грантом Министерства образования и науки РФ. Центр самостоятельной работы будет создан на базе главного читального зала библиотеки.

Работа над проектом ведётся по трём основным направлениям:

1) формирование комфортной информационно-образовательной, психологической и физической среды для самостоятельной работы студентов (на первом этапе - разработка и организация самой инфраструктуры Центра: создание дизайн-проекта помещения, заказ всей необходимой мебели, компьютеров и другой техники, в т.ч. оборудования для внедрения технологии радиочастотной идентификации RFID, и т.п., а далее -значительное расширение спектра информационных ресурсов и услуг библиотеки для всех категорий её пользователей);

2) разработка и апробация на практике учебного курса «Информационная компетентность студентов» (предполагается 3-уровневая система подготовки: для студентов 1-3 курсов, для магистрантов и аспирантов, для ППС вуза);

3) изучение лучшего опыта деятельности по организации самостоятельной работы студентов в ведущих вузовских библиотеках России и Европы и повышение квалификации сотрудников научной библиотеки КГПУ (в т.ч. участие в профессиональных библиотечных, а также педагогических конференциях и семинарах по данной тематике, обучение наших специалистов на различных курсах и тренингах, стажировки в наиболее «продвинутых» вузовских библиотеках и методических центрах России и зарубежья, публикация результатов нашей работы над проектом в профессиональной периодической печати).

Принципиально новыми для пользователей библиотеки КГПУ им. В.П. Астафьева станут следующие возможности и услуги, внедрение которых предусмотрено в плане работы над проектом:

1) открытый (свободный) доступ к фондам Центра самостоятельной работы на основе технологии RFID;

2) помимо стандартных автоматизированных рабочих мест для пользователей, которых в читальном зале библиотеки и пяти её информационно-методических ресурсных центрах на факультетах насчитывается 72, будет организовано 10 дополнительных рабочих мест по типу миниофисов (компьютер плюс сканер, принтер, колонки, наушники и т.д.), то есть студенты получат возможность не только читать или просматривать, но также прослушивать, сканировать, распечатывать, копировать нужные им для обучения или научных исследований материалы (естественно, только в рамках, дозволенных нормами авторского права);

3) в Центре будут созданы зона для релаксации и отдыха (возможно, с настольными играми), небольшой конференц-зал для коллективных мероприятий, где можно будет проводить учебные занятия со студентами, организовывать различные выставки, обзоры и другие информационные мероприятия (эта часть Центра будет оснащена всем необходимым оборудованием для видеопрезентаций);

4) со всех компьютеров Центра (всего около 30) наши пользователи, наконец, получат удобный доступ ко ВСЕМ полнотекстовым ресурсам университета (к собственным фактографическим и библиографическим базам данных библиотеки, к учебным материалам кафедр, институтов и факультетов вуза, к коммерческим БД (ЕаБіУіе’^ Ро1ргеё и др.), подписываемым библиотекой, к ЭБС КГПУ и т.д.) по единой системе «пароль -логин» (сейчас у наших студентов отдельные пароли для отдельных БД, что, естественно, очень неудобно), эти пароли будут работать и на любых домашних компьютерах, подключенных к Интернету;

5) в Центре постоянно будут дежурить 3 - 4 консультанта из числа «продвинутых» молодых специалистов библиотеки, способных квалифицированно, быстро и корректно оказать помощь по поиску любой нужной информации во всех видах имеющихся в библиотеке источников, провести консультацию по работе с теми или иными форматами, показать принцип работы с различным компьютерным оборудованием (сейчас все эти специалисты, как правило, работают во «внутренних» отделах, то есть практически не контактируют с пользователями, хотя это бывает весьма и весьма необходимо).

На первом этапе работы над проектом с февраля по август 2012 г. уже выполнены или продолжают осуществляться следующие мероприятия, предусмотренные его планом и являющиеся залогом его успешной реализации:

Общего плана:

1) проведён проектный семинар, в котором определены обязанности и ответственность всех участников проекта;

2) завершилось масштабное социологическое исследование «Информационные потребности студентов КГПУ» (было опрошено более 600 респондентов всех категорий потенциальных пользователей Центра -

студентов всех форм обучения, аспирантов, преподавателей и ППС университета), полученные данные обработаны и проанализированы;

3) в целях оперативного информационного освещения работы над проектом на сайте библиотеки (www.library.kspu.ru) был специально создан раздел «Проектная деятельность», где появляется вся информация о реализации проекта, организована система обратной связи с целевой аудиторией Центра.

По направлению «Организация инфраструктуры Центра самостоятельной работы»:

1) был изучен опыт организации информационного пространства в ведущих библиотеках России и зарубежья, а также опыт внедрения технологии RFID, созданы аннотированные списки проектных решений комфортного пространства самых современных библиотек и демонстрационная папка проектов;

2) из множества вариантов выбрано дизайнерское агентство, которое и подготовило дизайн-проект Центра;

3) подробно изучен ассортимент библиотечной мебели и компьютерного оборудования, разработано техническое задание на закупку необходимой мебели, компьютеров и оргтехники, в т.ч. оборудования RFID;

4) проделана трудоёмкая работа по подготовке читального зала библиотеки - будущего помещения Центра - к ремонту и реконструкции: связаны и вынесены печатные издания, разобрана мебель и т.д. (ремонт по плану закончится к 1 октября);

5) продолжается работа над ЭБС КГПУ, созданной в ноябре 2010 г. программистами Центра информационных технологий нашего университета по просьбе администрации библиотеки: заключаются авторские договоры с ППС КГПУ на размещение в библиотечной системе их монографий, методичек и учебных пособий, закупаются электронные версии учебников в крупных российских издательствах и т.д. (заказом и размещением электронных документов в ЭБС тоже занимается сама библиотека, сегодня в ней насчитывается уже 4094 документа);

6) рассматриваются варианты подписки на полнотекстовые БД научных журналов EBSCO, EastView, Elsevier, электронную библиотеку диссертаций РГБ и др.;

7) идут переговоры о покупке специального сканера для оцифровки изданий редкого фонда научной библиотеки КГПУ, имеющих научную и историческую ценность.

По направлению «Разработка курса «Информационная компетентность студентов»:

1) изучен опыт вузовских библиотек по формированию информационной компетентности студентов, составлен подробный дайджест печатных и электронных материалов по этой теме;

2) подготовлен план разработки и практической апробации курса «Информационная компетентность студентов», началась работа по теоретическому наполнению курса;

3) на сайте библиотеки создан раздел «Аспиранту», где размещаются материалы по методике написания научных работ, правилам оформления библиографических списков и ссылок, подборки полезных ссылок на сайты и материалы Интернета педагогической тематики и т. д.

По направлению «Изучение опыта организации самостоятельной работы студентов в ведущих библиотеках России и Европы и повышение квалификации»:

1) результатом аналитической работы по изучению инновационного опыта вузовских библиотек России и Европы стал целый ряд дайджестов профессиональной прессы и аннотированных списков материалов Интернета;

2) несколько участников проекта обучились на семинарах по различным программам повышения квалификации: «Современная библиотека» и «Работа отдела научно-технической информации и научнотехнической библиотеки в электронной среде» (ЦНТИ «Прогресс», СПб.), «Новая роль библиотек в образовании» (Красноярский краевой научноучебный центр кадров культуры совместно с Фондом Михаила Прохорова) и «Система менеджмента качества организации» (КГПУ им. В.П. Астафьева и Сибирский государственный технологический университет);

3) ведущими специалистами библиотеки прочитано 3 доклада по темам проекта на крупных профессиональных конференциях: «Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО 3 -го поколения» (19-я Международная конференция «Крым-2012», г. Судак, Украина), «К проблеме формирования информационной компетентности будущего учителя в условиях университетской библиотеки» (VI Всероссийская науч.-практ. конференция «Управление образовательным процессом в современном вузе», КГПУ) и «Информационные ресурсы НБ КГПУ им. В.П. Астафьева в помощь обучающимся и педагогическим работникам» (V конференция Красноярской библиотечной ассоциации «Красноярье-2012. Развивающаяся библиотека в информационном обществе»);

4) в июне руководитель одного из направлений проекта во время очередного отпуска по собственной инициативе организовала для себя экскурсии в Городскую муниципальную библиотеку Праги и Национальную техническую библиотеку Чехии, ознакомившись с самым передовым европейским опытом организации комфортного пространства для самостоятельной работы студентов, аспирантов и научных работников вуза (в том числе с практикой работы технологии RFID в библиотеках).

Итак, практически все запланированные на первый этап проекта мероприятия были успешно выполнены. В наших дальнейших планах на

2012 год (после завершения ремонта помещения Центра самостоятельной работы): трудоёмкая работа по оснащению всех изданий Центра радиометками и внесению их в электронный каталог; организация системы виртуальной справки на сайте библиотеки; проведение нескольких обучающих тренингов-семинаров по работе с ЭБС и полнотекстовыми БД для студентов, аспирантов и ППС вуза; участие с докладами в четырёх профессиональных конференциях; проведение ежегодной практической конференции библиотеки КГПУ им. В.П. Астафьева и семинара в рамках работы методического объединения вузовских библиотек Красноярска; вступление нашей библиотеки в РБА и НЭИКОН и т.д.

Отметим, что самое важное значение из 3-х основных направлений работы над проектом мы придаём повышению квалификации наших сотрудников. Без сомнения, комфортная и эргономичная информационнообразовательная и физическая среда, общий психологический климат, широкий ассортимент информационных ресурсов и услуг очень важны для эффективного обеспечения условий для самостоятельной работы студентов. Развитие информационной компетентности обучающихся в вузе молодых людей - тоже весьма значимая и уже традиционная обязанность для вузовской библиотеки. Но всё это возможно успешно осуществлять только при одном условии: наличии соответствующих поставленным задачам высококвалифицированных кадров, способных быстро обучаться и переобучаться, мыслить творчески и инновационно, оперативно адаптирующихся к новым условиям и методам работы.

Информация сегодня распространяется стремительно, становится всё сложнее её отбирать и усваивать. Сотрудник библиотеки просто обязан овладевать новыми навыками и стараться идти в ногу со всеми последними наработками, чтобы иметь преимущества перед пользователями. Если такового преимущества не будет, они начнут смотреть на нас как на нечто бесполезное. Да, это трудно. Да, сегодня, наверное, существует очень мало профессий, которые меняются и развиваются столь же быстро. В своей ежедневной работе мы практически на каждом шагу сталкиваемся с новыми сложными задачами: новые информационные технологии, новые форматы, новые пути коммуникаций, новые способы управления информацией - всё это постоянно оказывает сильнейшее влияние и на наши взаимоотношения с пользователями и поставщиками информации, и на расширяющийся спектр библиотечных услуг, и на наш общественный имидж. Мы постоянно испытываем мощный психологический прессинг от осознания того, что мы должны, хотим этого или нет, идти в ногу со временем, иначе нас просто спишут как пережиток прошлого. Как весьма удачно выразилась Аманда Косхам, старший преподаватель Школы информации и социальных наук Открытого политехнического института

Новой Зеландии, «мы должны, как Алиса в Стране Чудес, бежать в два раза быстрее лишь для того, чтобы остаться на месте» [2. С. 19].

1. Гендина Н.И. Решение ключевых задач информационной подготовки граждан и реализация образовательной функции библиотек эпохи Интернета / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Библиотековедение. - 2012. -№1. - С. 38 - 42.

2. Косхам Аманда. Застывшие на информационной магистрали в свете фар? / Аманда Косхам // Библиотечное дело. - 2012. - №6. -С. 18 - 19.

3. Лоу Дерек. Библиотеки в цифровую эпоху: воплощая будущее / Дерек Лоу // Научные и технические библиотеки. - 2012. - №5. - С. 68 - 80.

4. Шулипина С.В. Организация самостоятельной работы студентов

университета в условиях реализации ФГОС ВПО 3-го поколения [Электронный ресурс] / С.В. Шулипина // Девятнадцатая Междунар. конференция «Крым-2012» «Библиотеки в цифровую эпоху: новая парадигма и новая роль в общественном развитии» / ГПНТБ СО РАН; Ассоциация ЭБНИТ. Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea

2012/аі sk7090.pdf'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.