УДК 378.600.8(470.23-25):37.012
В. В. Брежнева
Учить или учиться?! Мотивация самостоятельной работы студентов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры
Выделены основные условия, влияющие на эффективность самостоятельной работы студентов: наличие специализированных помещений для самостоятельной работы; адекватное отражение в индивидуальной нагрузке преподавателей времени, затрачиваемого на организацию самостоятельной работы; сложность методической проработки как самих заданий, так и формы их контроля; необходимость постоянного повышения квалификации преподавателей; неравномерность студенческой активности в течение учебного года; формирование у студентов мотивации к занятиям. Охарактеризованы и проиллюстрированы конкретными примерами четыре направления организации самостоятельной работы на библиотечно-информационном факультете СПбГИК: научно-исследовательская работа студентов; задания, встроенные в учебный процесс; проектная работа в библиотеках; профессионально-ориентированные творческие мероприятия.
Ключевые слова: мотивация, эффективность самостоятельной работы, научно-исследовательская работа студентов, проектная и волонтерская деятельность, творческие мероприятия
Valentina V. Brezhneva
To teach or to be thought?! Motivation of the unsupervised work of the students of library and information departments of the universities of culture
The work shows the main conditions influencing the effectiveness of the unsupervised work of the students: they are special rooms for unsupervised work; adequate registration of the time spent by the teachers for the organization of the unsupervised work; complexity of the methodical elaboration of the tasks and their control; importance of regular professional development; irregular students work during the academic year. Four directions of organization of the unsupervised work of the students are shown and illustrated by the work of the library and information department: they are research work of the students; project work at the libraries; professionally-oriented creating events.
Keywords: motivation, effectiveness of the unsupervised work of the students, research work of the students, project work at the libraries, professionally-oriented creating events
Классическая высшая школа всегда была нацелена на выработку у студентов навыков самостоятельной работы. К традиционным аудиторным формам относились практические, семинарские, лабораторные работы. Научноисследовательские изыскания находили отражение в рефератах, курсовых и дипломных работах студентов. Базой для самостоятельной работы на протяжении столетий являлись фонды вузовских и других крупнейших библиотек. У студентов тщательно вырабатывались навыки поаспектного чтения, конспектирования, формулирования собственных выводов и оценок прочитанного. Главной задачей самостоятельной работы достаточно долго позиционировалось овладение знанием, накопленным предшествующими поколениями.
Динамизм современной жизни поставил перед высшей школой другую задачу -переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Эта задача решается через выработку навыков непрерывного наращивания знаний,
базирующихся на сформированном высшей школой мировоззрении. В этих условиях возрастает значение самостоятельной работы, а стремительное развитие информационных технологий и методик анализа информации приводит к появлению все новых и новых форм самостоятельной работы.
Институциональным «толчком» к поиску новых форм организации самостоятельной работы студентов стал переход на образовательные стандарты третьего поколения, в соответствии с которыми около 50 % освоения учебной дисциплины отводится на самостоятельную работу. Но здесь высшая школа сталкивается с рядом проблем, анализ которых позволяет условно разделить их на три группы.
Первую группу проблем можно отнести к организационным. Эффективность самостоятельной работы требует обеспечения условий для ее реализации. Как и прежде, базой для самостоятельной работой студентов остается вузовская библиотека. Но сегодня меняют-
104
Вестник СПбГУКИ • № 1 (22) март • 2015
Учить или учиться?! Мотивация самостоятельной работы студентов...
ся ее функции и спектр предоставляемых ею услуг. Вузовская библиотека осуществляет дистанционное обслуживание своих читателей, предоставляя им возможность доступа к электронному каталогу, к ЭБС, к корпоративным информационным ресурсам, к полнотекстовым коллекциям трудов преподавателей вуза и другим ресурсам, созданным с соблюдением норм авторского и имущественного права. Таким образом, студенты и преподаватели вуза могут пользоваться ресурсами библиотеки, находясь не только вне стен самой библиотеки, но и за пределами вуза. В тоже время очень важной представляется возможность использования библиотеки как места, помещения для самостоятельной работы. Опыт зарубежных вузовских библиотек показывает, что пространство библиотеки используется многофункционально. Например, выделяются небольшие помещения, которые могут быть использованы как для выполнения командных заданий, сопровождающихся порой громким эмоциональным обсуждением, так и для уединенной индивидуальной работы. Это звукоизолированные помещения с доступом в Интернет, которые могут быть оснащены компьютером, сканером, принтером или иметь электрические розетки для подключения собственного ноутбука. Они могут «арендоваться» читателями на несколько дней, что позволяет оставить в них книги и другие необходимые для работы материалы. При отсутствии возможности выделения такого пространства в помещении библиотеки, факультеты должны стремиться создавать аналогичные условия для организации самостоятельной работы студентов.
Еще одна проблема, которую можно отнести к организационным, состоит в том, что самостоятельная работа практически не входит в нагрузку преподавателей. Принятые на сегодняшний день нормативные документы, регулирующие нагрузку преподавателей, не учитывают изменение профессиональной педагогической деятельности под влиянием современных информационных технологий, например, переписку со студентами по электронной почте или в социальных сетях, которую ведут сегодня практически все преподаватели. Это делается по доброй воле и в свободное от «основной работы время», т. е. поздним вечером или в выходные и праздничные дни. Например, выделяемые по нормативам три часа на руководство курсовой работой не соответствуют времени, которое уделяет преподаватель редактированию промежуточных вариантов курсовой работы,
стремясь к высокому конечному результату. Бесконечное количество этих отредактированных вариантов имеется в электронной почте каждого преподавателя.
Вторую группу проблем условно можно назвать «проблемами преподавателей». Практика библиотечно-информационной деятельности сегодня очень динамично развивается, поэтому в учебный процесс постоянно вводятся новые темы, требующие для своего закрепления разработки новых заданий для самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа требует очень тщательной методической проработки как самих заданий, так и формы их контроля. Преподаватели знают, что проще прочитать лекцию, чем разработать практическую работу или деловую игру, включающую разные варианты заданий для каждой группы студентов. Проблема состоит и в том, что пресловутые учебно-методические комплексы разрабатываются до чтения нового курса, а его «обкатка» происходит уже в процессе преподавания, когда корректируется трудоемкость выполнения того или иного задания.
Важным аспектом этой проблемы является и поиск новых форм и методов активизации самостоятельной работы студентов, постоянное повышение квалификации преподавателей, обмен опытом, слежение за лучшими образцами.
К «проблемам преподавателей» можно было бы отнести и неравномерность студенческой активности в течение учебного года, которая возрастает по мере приближения сессии. Усилия преподавателей направлены и на поиск различных форм мотивации студентов не только к эффективной, но и к планомерной работе.
И, наконец, в третью группу можно выделить «проблемы студентов». Одной из самых важных из них является несформированность средней школой и, как следствие, отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы. В стандарты второго поколения практически всех специальностей были включены в качестве обязательных курсы, направленные на формирование информационной культуры, а также учебная дисциплина «Введение в специальность». В стандартах третьего поколения эти предметы почти повсеместно отсутствуют. Как следствие, преподаватели высшей школы, работающие с первокурсниками, помимо знаний по предмету вынуждены прививать студентам навыки самостоятельной работы.
Но тут появляется еще одна опасность -
105
В. В. Брежнева
отсутствие у студентов понимания значимости, необходимости самостоятельной работы в вузе. Она возникает, если студенту удается легко «проскочить» текущие и промежуточные формы контроля, воспользовавшись великим помощником - Интернетом. Как следствие, задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы нельзя было найти готовые «рецепты» их решения.
Кроме того, поставленные перед студентами задачи должны быть им интересны, современны, направлены на повышение их конкурентоспособности, активизацию их интеллектуальной активности, чтобы у студентов было желание их выполнять.
И, наконец, поставленные перед студентами задачи, в том числе их количество, должны быть выполнимы, иначе вместо результата мы рискуем получить скачанные из Интернета тексты от нерадивых студентов, и нервные срывы у наиболее ответственных студентов.
Как эти проблемы решаются преподавателями библиотечно-информационного факультета? Через мотивацию студентов к самостоятельной работе. На факультете сформирована атмосфера поощрения научно-исследовательской и творческой активности студентов. Преподавателями и, особенно, кураторами, поддерживается стремление студентов к активному участию в профессиональной жизни факультета, к раскрытию своего творческого потенциала, к развитию навыков исследовательской и проектной работы.
Опуская такие традиционные формы, как доклады, презентации, рефераты, выступления на семинарах, а также практические, курсовые и дипломные работы, можно выделить ряд основных направлений организации самостоятельной работы студентов.
Безусловно, важнейшим видом самостоятельной работы является научно-исследовательская работа студентов. Возможность представить ее результаты предоставляется во время ежегодной научной конференции студентов и аспирантов библиотечно-информационного факультета, которая с 2004 г. посвящается памяти О. М. Зусьмана и традиционно проводится в апреле, в день рождения Олега Менделевича. Важно отметить, что в апреле 2014 г. пройдет уже 63-я конференция, что является гордостью нашего факультета. Подготовка к конференции ведется в два этапа: сначала проводятся отборочные конференции на кафедральном уровне, победители отборочного тура рекомендуются для выступления на факультетской конференции.
Большое значение для привития навы-
ков исследовательской работы имеют студенческие научные общества (СНО). В качестве примера СНО можно привести «Бунинский семинар», организатором и руководителем которого является кафедра литературы и детского чтения. Направления деятельности СНО: публикация неизвестной переписки И. А. и В. Н. Буниных; подготовка к публикации рукописных мемуаров В. Н. Буниной о детстве и юности; подготовка первого научного издания прозы И. А. Бунина: книги «Темные аллеи».
Еще одним ярким примером активизации самостоятельной работы студентов является проведение «Рождественских чтений», организаторами которых являются преподаватели кафедры библиотековедения и теории чтения.
В отдельный блок следует выделить обязательные для выполнения всеми студентами задания, встроенные в учебные курсы. Например, «Пресс-конференция», «Дебаты», проведенные в рамках курса «Профессиональные коммуникации». Важно отметить, что в рамках выполнения этого задания студенты сначала изучают литературу и самостоятельно осваивают особенности жанра, а потом уже формируют команды, распределяют роли, подбирают информационные материалы для обоснования своей позиции. В этой деловой игре задействованы все студенты третиьего курса, обучающиеся в рамках профиля «Менеджмент информационных ресурсов инновационного развития научно-технической сферы». В качестве участников приглашаются студенты первого курса, которые также вовлечены в дискуссию, активно задают вопросы и высказывают свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
Важное место в работе библиотечноинформационного факультета занимает волонтерская работа в библиотеках Санкт-Петербурга. Эта работа выходит за рамки учебного процесса и выполняется студентами и преподавателями на добровольной основе. Мы рассматриваем ее как важнейшую часть профориентационной работы, направленной на подготовку студентов к будущей работе. Мы стремимся к укреплению связей делового партнерства с нашим работодателем, к позиционированию библиотечно-информационного факультета как полноправного члена профессионального сообщества.
Студенты библиотечно-информационного факультета, начиная с первого курса, вовлекаются в проектную деятельность библиотек, являются участниками проектов, разрабатываемых библиотеками, или предлагают и реализуют собственные проекты. Площадкой
106
Вестник СПбГУКИ • № 1 (22) март • 2015
Учить или учиться?! Мотивация самостоятельной работы студентов...
для презентации подготовленных проектов выступает организованный библиотечно-информационным факультетом при поддержке центра дополнительного профессионального образования и библиотек города фестиваль «БиблиоФест», проводимый в мае, в преддверии Дня города и Дня библиотек.
И отдельно хотелось бы остановиться на большом количестве творческих мероприятий, значительное количество которых инициируется самими студентами, но обязательным условием их проведения является ориентация на профессию. В качестве примера можно привести студенческий день в юбилейной программе кафедры библиотековедения и теории чтения, День Рождения факультета, День самоуправления, первоапрельские капустники, творческие конкурсы в период проведения «БиблиоФеста».
Таким образом, к основным направлениям организации самостоятельной работы на библиотечно-информационном факультете СПбГИК можно отнести: научно-исследовательскую работу студентов; задания, встроенные в учебный процесс; участие в проектной работе в библиотеках; профессионально-ориентированные творческие мероприятия. Приведенные примеры позволяют судить о творческом подходе преподавателей и студентов библиотечно-информационного факультета к освоению профессии. В целом необходимо отметить, что только такой подход, вовлекающий студента в процесс освоения профессии, демонстрирующий ему привлекательные стороны будущей работы, возможен и необходим в высшем библиотечно-информационном образовании.
107