ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
ORGANIZATION OF SELF-GUIDED WORK IN UNIVERSITY LIBRARY
Н.В.Васильева N.V. Vasilyeva
Университетская библиотека, самостоятельная работа, организация самостоятельной работы в библиотеке, информационно-образовательная среда библиотеки, компоненты информационно-образовательной среды, формирование информационной компетентности. В статье рассматривается организация самостоятельной работы в университетской библиотеке как совокупность условий, которые обеспечивают взаимодействие пользователей с информационной средой. Приводится понятийный аппарат, компоненты информационно-образовательной среды библиотеки, анализируются результаты социологического исследования среди читателей. Формирование информационной компетентности трактуется как целенаправленная уровневая система подготовки пользователей библиотеки: студент, магистрант / аспирант и преподаватель.
University Library, self-guided work, organization of self-guided work in the library, information educational environment of the library, the components of information educational environment, the formation of information competence. The article discusses the organization of self-guid-ed work in the university library as a set of conditions that provide the interaction of users with the information environment. It describes the definitions and components of the information educational environment of the library, analyzes the results of an opinion study among its readers. The formation of information competence is treated as a purposeful level system of training of library users: student, master student / graduate student and teacher.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные научные исследования, при этом важнейшим ресурсом и инструментом становится освоение ими компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.
В условиях становления информационного общества и общества знания (knowledge society) с образовательной стратегией «образование на протяжении жизни» (lifelong learning) задача формирования информационных компетенций, готовности к самостоятельной работе и непрерывному образованию становится ведущей проблемой высшего образования. В практике высше-
1 Статья подготовлена в рамках гранта Министерства образования фьева на 2012-2016 гг., проект 01/12 «Информационный центр с;
го образования формирование информационной компетентности субъектов образовательного процесса осуществляется и в рамках библиотеки университета.
В настоящей статье рассматривается роль университетской библиотеки в организации самостоятельной работы студентов. В данном аспекте затрагиваются вопросы сущности, компонентов информационно-образовательной среды университетской библиотеки, обсуждаются результаты социологического опроса читателей; анализируется образовательная составляющая функции библиотеки, рассматриваются вопросы формирования информационной компетентности как условие эффективной самостоятельной работы пользователей библиотеки.
В период обучения в вузе формируются основы профессионализма, умения самостоятельной
науки РФ Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Аста-юстоятельной работы студентов».
профессиональной деятельности. Овладение студентами методами самостоятельной познавательной деятельности играет важную роль: самостоятельная работа (овладение знаниями и способами их добывания) призвана завершать задачи всех видов учебной работы, поскольку только знания, ставшие объектом собственной деятельности, могут считаться подлинным достоянием личности.
Вопросы самостоятельной работы активно обсуждаются в теории и практике высшего образования: понятийный аппарат, критерии, функции, цели, задачи, методы, средства, формы организации, индивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы, приемы обучения и др.
Научные библиотеки - это стратегический партнер университета в достижении целей образования и совместного производства ценностей [Шрайберг, 2006, с. 41]. Реализация целей и ценностей образования заложена в социальной функции университетской библиотеки - обеспечении информационной поддержки образовательной и научно-исследовательской деятельности, организации самостоятельной работы.
Задача организации эффективной самостоятельной работы в библиотеке требует постановки качественно новых задач по обучению навыкам работы с информацией, актуализации потенциала библиотек, поиска инновационных форм работы и в целом - формирования стратегии развития библиотеки в новых условиях.
В рамках Программы стратегического развития КГПУим. В. П. Астафьева на период2012-2016гг. (при поддержке Министерства образования и науки РФ) научная библиотека реализует проект «Информационный центр самостоятельной работы студентов». В основе проекта - концепция создания новой информационно-образовательной среды для самостоятельной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Информационно-образовательная среда в дидактике рассматривается как система влияний и условий развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном
окружении. Особенностью информационно-образовательной среды является то, что она потенциально содержит возможности получения информации и знаний. Извлечение информации и перевод в личное знание возможны при условии формирования этих умений в процессе обучения.
Информационная среда библиотеки содержит: информационный компонент (данные, сведения и знания на различныхинформационныхноси-телях); организационную структуру, поддерживающую функционирование информационной среды (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации); информационное взаимодействие (доступ к информационным ресурсам на основе ИКТ) [Бахтиярова, 2014].
В современной библиотеке формирование информационно-образовательной среды определяется в рамках нового подхода - создания комфортной среды для пользователя, включающего интеллектуально-информационный, психологический и физический комфорт [Амлинский, 2011, с. 6-7].
В университетской библиотеке с целью изучения читательских представлений об информационно-образовательной среде для самостоятельной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности было проведено социологическое исследование. Респондентам (586 чел., из них: 85 % - студенты, 25 % - преподаватели, аспиранты) было предложено высказать отношение к значимости компонентов информационно-образовательной среды.
Согласно мнению опрошенных, лидируют интеллектуально-информационные компоненты: свободный доступ к информации (61%), зона WI-FI (58 %), доступ к сетевым ресурсам (53 %), быстрый способ получения, сохранения необходимой информации (48 %), использование средств IT-технологий (сканер, ксерокс, принтер - 30 %).
Вторыми по значимости стали компоненты психологической комфортности: дружественный персонал (53 %), консультации в поиске и выборе информации (49 %), обучение работе с ресурсами (30 %), комфортное общение с работниками библиотеки (20 %).
< ч
С m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
Итак, информационная среда библиотеки для самостоятельной работы рассматривается читателями как сфера деятельности, связанная с поиском, созданием, преобразованием и потреблением информации. Важное значение отводится психологическому комфорту, который определяется наличием информации и психоэмоциональной составляющей, атмосферой деловых коммуникаций сотрудника библиотеки - пользователя. Составляющие физического комфорта, подкреплены учетом требований эргономики дизайна помещения библиотеки, размещения технических средств и оборудования [Баймухаметова, Шулипина, 2013, с. 220].
Концепция информационно-образовательной среды научной библиотеки КГПУ им. В.П. Астафьева для самостоятельной образовательной, научно-исследовательской и инновационной работы читателей основана на идее интеллектуальной удовлетворённости человека как результате необходимого и достаточного удобства доступа к информации в процессе самостоятельной работы всех читателей. Названные выше компоненты информационно-образовательной среды, зонирование пространства с различной функциональной нагрузкой и современные инте-рьерные решения воплотились в дизайн-проекте центра самостоятельной работы НБ КГПУ.
Требования Министерства образования и науки РФ, ФГОС ВПО нового поколения, изменение технологий предоставления образовательных услуг определили основные задачи по формированию информационного контента библиотеки университета: обеспечение электронными ресурсами (собственные базы данных (БД) и лицензионные доступы к библиографической, фактографической, справочной, полнотекстовой информации, в том числе на иностранных языках), электронно-библиотечными системами; развитие дистанционных сервисов библиотек.
Насколько готовы пользователи библиотеки университета к работе с электронными информационными ресурсами и удаленными сервисами? С этим вопросом мы обратились к читателям библиотеки: без этого высокое качество образования не будет достигнуто (4 %), необходимо обуче-
ние (30 %), частично необходимо обучение (35 %), обучение не нужно (24 %), совсем необязательно (7 %). Результаты опроса свидетельствуют, что 70 % от числа опрошенных читателей испытывают потребность в обучении навыкам работы с информационными ресурсами.
Обучение навыкам работы с информационными ресурсами закреплено в образовательной функции библиотеки. Образовательная деятельность библиотек носит целенаправленный и систематический характер и включает: умение пользоваться библиотекой, фондами, информационными продуктами и услугами; формирование умений и навыков самостоятельного поиска информации, ее переработки и получения знаний, становление основы непрерывного образования на базе самообразования.
В соответствии с образовательными стандартами последнего поколения информационная деятельность студента рассматривается в рамках компетентностного подхода. Информационная компетентность определяется широким спектром умений и навыков, включающих совокупность умственных и практических действий с информацией, направленных на ее поиск, обработку (понимание, оценку и продуцирование и т. д.), умение предоставлять в удобном виде, в том числе на основе применения информационно-коммуникационных технологий; активное информационное взаимодействие в процессе индивидуальной и совместной информационной деятельности с целью осуществления учебно-профессионального сотрудничества в рамках информационной среды профессионального сообщества.
Осознание информационной компетентности как профессиональной ценности будущего учителя актуализирует задачу ее формирования в рамках университетской библиотеки. Согласно опросу, читатели отдают предпочтение следующим формам обучения: виртуальным - электронные путеводители (49 %), методические пособия и руководства (22 %), индивидуальные и групповые формы обучения (29 %), информационные листовки (19 %).
Следовательно, задачу формирования информационной компетентности пользователей
университетской библиотеки необходимо рассматривать в комплексе с учетом дифференцированных информационных потребностей читателей. С этой целью была разработана образовательная программа, предполагающая уровневую систему подготовки пользователей с последующим усложнением поисковых задач. В соответствии с программой был разработан лекционный курс «Основы информационной компетентности», созданы учебные пособия, тематика которых ориентирована на группы пользователей: студенты -«Библиотека как информационно-поисковая система», аспиранты и магистранты - «Информационные ресурсы в НИР», преподаватели-программа повышения квалификации (36 часов).
Содержание учебного пособия для студентов-бакалавров включает знакомство с научной библиотекой КГПУ, историей, современным состоянием, структурой и правилами пользования; принципы самостоятельной работы в НБ, навыки самообслуживания в местах открытого доступа к ресурсам; изучение алгоритмов работы с каталогами, справочными и библиографическими ресурсами; технологии поиска ресурсов локального и удаленного доступа; стандарты библиографического описания документов.
Учебное пособие для магистрантов и аспирантов призвано раскрыть технологию работы
с электронными информационными ресурсами локального и удаленного доступа (библиографические, реферативные, полнотекстовые БД); познакомить с формами виртуального обслуживания, со стандартами в оформлении научных работ, с наукометрическими БД, РИНЦ, методами повышения индекса цитирования. Каждое учебное пособие содержит проверочные вопросы и тестовые задания и представлено в ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева.
Программа повышения квалификации для преподавателей университета предназначена для формирования представлений об информационных продуктах и услугах на современном информационном рынке, знакомит с ведущими генераторами научной информации, наукометрическими БД, индексом цитирования, правилами публикаций в зарубежных периодических изданиях; формирует навыки применения сервисов научной библиотеки для подготовки документации к аккредитации основных образовательных программ университета, комплектованию в соответствии с заявками кафедр и др.
В практике работы библиотеки формирование информационной компетентности рассматривается в совокупности многообразия виртуальных и устных форм, предназначенных для индивидуального или группового информирования (табл.).
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
Организационные формы формирования информационной компетентности _различных групп читателей библиотеки_
Группы ^читателей
Формы работы
Студенты
Магистранты, аспиранты
Преподаватели
0
1
к
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
Печатные формы
Основы информационной компетентности: учебное пособие. Тесты по курсу «Основы информационной компетентности»
Основы информационной компетентности студентов-бакалавров: учебное пособие.
Диагностика информационной компетентности
Информационные ресурсы в научно-исследова-тельской деятельности: учебное пособие.
Диагностика информационной компетентности
X
Н
и
щ м
Виртуальные/ наглядные формы
- Путеводитель для студентов I курса.
- Виртуальный тур по центру само-стоятельной работы
\Л/еЬ-страница на сайте библиотеки:
- раздел «Аспиранту»;
- раздел «Научное цитирование»
Устные формы
-Экскурсии по библиотеке; -лекции, семинары; - Недели библиотеки; -Дни специалиста
- Программа повышения квалификации (36 ч);
- семинары, мастер-классы;
- индивидуальные консультации;
-Дни кафедры_
В перспективе деятельность библиотеки в данном аспекте связывается с созданием видеолекций по курсу «Основы информационной компетентности», использованием интерактивных форм взаимодействия с читателями - видеоконференции, веб-семинары; проведением социологических исследований для изучения мнения пользователей о библиотеке, ее продуктах и услугах в режиме онлайн; размещением тематических материалов для пользователей в социальных сетях: Twitter и Facebook; на Live Journale и Youtube.
Использование технологии Wiki (известна по ресурсу Wikipedia) располагает возможностями организации самостоятельной работы студентов, дистанционного обучения, реализации активных форм обучения в образовательном процессе. Wiki-сайты позволяют создавать индивидуальные и совместные проекты, размещать учебные электронные информационные ресурсы к занятиям в открытом доступе, обсуждать их в Интернете и т. д. [Осетрин, Пьяных, 2011, с. 211-212].
Итак, организация самостоятельной работы студентов в университетской библиотеке связывается с созданием совокупности условий, обеспечивающих взаимодействие пользователей с информационной средой. Создание информационно-образовательной среды библиотеки, формирование информационного контента, развитие дистанционных сервисов направлено на обеспечение различных форм самостоятельной работы пользователей. Эффективность использования информационных ресурсов является результатом формирования информацион-
ной компетентности читателей библиотеки через различные формы деятельности библиотеки (печатные, виртуальные, устные). Перспективными направлениями формирования информационной компетентности являются активное использование интерактивных форм взаимодействия с читателями, привлечение электронных средств и сред для обучения.
Библиографический список
1. Амлинский Л.З. Читатель в научной библиотеке информационного общества // Научные и технические библиотеки. 2011. № 7. С. 5-17.
2. Баймухаметова В.П., Шулипина С.В. Проектный менеджмент в управлении библиотекой университета // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 4. С. 218-223.
3. Бахтиярова E.H. Особенности построения единой информационной среды библиотек образовательных учреждений с помощью программных продуктов фирмы «1С». URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea2014/disk/022.pdf
4. Осетрин К.Е., Пьяных Е.Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестник ТГПУ. 2011. № 13 (115). С. 210-213.
5. Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний // Научные и технические библиотеки. 2006. № 1. С. 27-42.