В.П. БАЙ МУХАМ ETOBA, C.B. ШУЛИПИНА. СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА
СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА1
CREATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF HIGH SCHOOL LIBRARY AS A RESULT OF IMPLEMENTATION OF STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAM
В.П. Баймухаметова, C.B. Шулипина V.P. Ba imu kha metova, S.V. Shulipina
Стратегическое развитие библиотеки, инновационная деятельность библиотеки, развитие персонала, кадровый менеджмент, обслуживание пользователей, библиотечный комфорт, вузовская библиотека, Центр самостоятельной работы студентов. В статье обоснована необходимость изменений в информационно-библиотечном обслуживании в соответствии с меняющимися потребностями и ожиданиями современного пользователя. Представлен опыт создания инновационной инфраструктуры вузовской библиотеки.
Strategic development of library, innovative activity of library, development of the personnel, personnel management, service of users, library comfort, high school library, the Centre of self-guided work of students.
The article explains the need for the changes in library service in accordance with the changing requirements and expectations of the modern user. It presents the experience of creation of innovative infrastructure of high school library.
В условиях стремительных изменений внешней информационной среды и требований к эффективности вузов библиотеки стоят перед решением новых задач в своей профессиональной деятельности. Среди задач, поставленных сегодня перед научной библиотекой КГПУ им. В.П. Астафьева, можно выделить:
- формирование адекватного информационного пространства для самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской деятельности ученых университета;
- создание качественно иного уровня доступности библиотечных ресурсов для всех категорий пользователей;
- формирование информационной компетентности студентов и преподавателей для успешной самообразовательной и научной деятельности;
- участие в информационном сопровождении науки: координация взаимодействия между Научной электронной библиотекой eLIBRARU.RU и университетом;
- создание комфортной информационной среды для привлечения нового для российских библиотек контингента читателей - иностранных студентов;
- информационное обслуживание педагогических кадров края и старших школьников как потенциальных пользователей библиотеки [Баймухаметова, Шулипина, 2013, с. 218].
Для эффективного решения поставленных задач научной библиотекой была разработана Программа стратегического развития библиотеки до 2020 года.
Программа развития включает комплекс проектов, которые рассматриваются как со-
Статья подготовлена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева на 2012-2016 гг. (проект 01/12 «Информационный центр самостоятельной работы студентов»).
<
m
Щ
I %
tí m
о
b х к
w m н u
Рч
<
о ^ О о ^ h o Q
w
H
S о
Рч
w
0
! X
1 «
«
и w v S
Ь
1-4
<c
ri w с
«
S M
H U
W PQ
ставные части стратегии, выстраиваемые в одном целевом направлении. Один из проектов по развитию инновационной инфраструктуры научной библиотеки «Информационный центр самостоятельной работы» вошел в состав Программы стратегического развития университета до 2016 года, получившей поддержку Министерства образования и науки РФ. Данный проект направлен на создание современной информационно-образовательной среды, в основе которой интеллектуально-информационный, психологический и физический комфорт всех категорий пользователей библиотеки.
При разработке проекта новой инфраструктуры в НБ КГПУ был проведен мониторинг потребностей пользователей. В социологическом исследовании «Создание новой информационно-образовательной среды для самостоятельной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университета» приняли участие 586 респондентов. Целью опроса являлось получение данных об информационных потребностях пользователей, востребованности университетской библиотеки и степени её комфортности для читателей, уровне информационной компетенции, а также о необходимости открытия нового структурного подразделения библиотеки - информационного центра самостоятельной работы.
Респонденты главным в степени комфортности информационной среды КГПУ им. В.П. Астафьева выделили: свободный доступ к источникам информации (61 %), свободный доступ к сети Интернет (53 %), свободный доступ к книгам (46 %), быстрый способ получения нужного источника информации (48 %), важен также простой доступный способ сохранения полученной информации, т. е. копирование либо быстрое скачивание информации (33 %).
Отмечая степень морально-психологичес-кого комфорта, респонденты выделяют такие составляющие, как дружеский персонал (53 %) и получение консультаций в поиске и выборе информации (49 %).
Физический комфорт для пользователей выражается в наличии светлого (52 %) и теплого (42 %) помещения, современного интерьера (40 %), в организации изолированных пространств для индивидуальной работы (34 %).
В результате опроса были получены данные, основываясь на которых можно сделать вывод о том, что современная жизнь и новая реальность требуют новых информационных инфраструктур. Изменился сам читатель, особенно такой контингент вузовских библиотек, как студент, это поколение, для которого современные технологии - это естественная и обычная часть жизни и культурной среды. Как все современные клиенты, они очень чувствительны к качеству услуг и имеют высокий уровень ожиданий, поэтому современная библиотека должна соответствовать ожиданиям своих пользователей и формировать опережающий уровень информационно-библиотечного сервиса.
Реализация Программы инновационного развития библиотеки предполагает качественно изменить не только инфраструктуру библиотеки, но и идеологию информационно-библиотечного обслуживания пользователей, для которой характерны сегодня технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста [Дворкина, 2003].
В результате реализованных инфраструктурных изменений библиотеки организованы такие новые подразделения, как Центр самостоятельной работы студентов, зал для научной работы, отдел обслуживания научной литературой, зал самостоятельной работы с каталогами библиотеки. Во всех новых подразделениях организован открытый доступ к фондам на основе технологии (^Ю, оборудованы зоны различной функциональной направленности: мини-офисы, зона открытого доступа к книжному фонду, зона автоматизированных рабочих мест, конференц-зона и зона отдыха. Изменения, произошедшие в библиотеке в период 2012-2014 гг., принесли ожидаемые результаты. Повысилась привлекательность библиотеки для студентов, они с удовольствием проводят в ней значительную часть
В.П. БАЙ МУХАМ ETOBA, C.B. ШУЛИПИНА. СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА
своего времени, предназначенного как для самостоятельной подготовки к учебным занятиям, так и для свободного времяпрепровождения, активно работают с традиционным (печатным) фондом и с полнотекстовыми электронными ресурсами.
Инновационное развитие вузовской библиотеки нуждается в адекватном кадровом обеспечении. Именно персоналу отводится значительная роль в изменении и улучшении процессов работы библиотеки.
Для работы в новых условиях библиотечной среды необходим сотрудник, который имеет следующие профессиональные компетенции:
- коммуникативные навыки: умения устанавливать взаимоотношения с различными группами пользователей, работать в команде, излагать свои мысли.
- организаторские: умения организовать и провести массовое мероприятие, правильно распределять рабочее время, организовать комфортную библиотечную среду;
- умения планировать работу, внедрять передовой опыт;
- аналитические навыки: умение определять эффективность обслуживания, изучение читательских интересов, мониторинговая деятельность, умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность;
- информационно-коммуникационные: работа на АРМ, умения использовать различные ресурсы, работать в важнейших программах, готовить необходимые информационные продукты, вести поиск в Интернете, умение создавать и поддерживать сайт библиотеки.
Вопросы обучения персонала всегда остро стояли перед руководством НБ КГПУ. Кадровый менеджмент - это часть стратегии библиотеки, поэтому в Программе развития учтены вопросы, связанные с управлением персонала и его профессиональным развитием. Один из проектов Программы стратегического развития библиотеки «Повышение профессиональной квалификации персонала» направлен на развитие кадров, повышение образования и творческого потенциала сотрудников, а также накопление опы-
та. Цель проекта: привести систему повышения квалификации НБ КГПУ в соответствии с новыми информационными условиями. В мероприятия проекта входят:
- создание ВНИК для решения конкретных практических задач;
- организация внутрибиблиотечной системы повышения квалификации;
- ежегодная профессиональная конференция среди сотрудников библиотеки;
- ежегодные конкурсы профессионального мастерства;
- практические семинары;
- деловые игры;
-тренинги;
- индивидуальное обучение;
- виртуальное консультирование;
-участие в методическом объединении библиотек г. Красноярска (семинары, конференции, круглые столы);
- командировки и стажировки сотрудников во всероссийских (РГБ, РНБ, ГПНБ им. К.Д. Ушин-ского, ГПНТБ СО РАН и т. д.) и зарубежных методических библиотечных центрах;
- маркетинговые исследования профессионального уровня специалистов с целью совершенствования системы повышения квалификации.
В рамках проекта состоялись участие сотрудников в семинарах, конференциях регионального и российского уровня, а также выезды в зарубежные командировки. Особо ценными в плане приобретенного опыта оказались следующие мероприятия - конференция «Крым-2012. Библиотеки в цифровую эпоху: новая парадигма и новая роль в общественном развитии», конференция ЛИБКОМ, международная профессиональная программа «Научные и образовательные библиотечно-информационные ресурсы Нидерландов». Данные программы организованы Государственной публичной научно-технической библиотекой России (Москва) и направлены на обмен профессиональными знаниями и приобретение практического опыта в библиотечной профессии, а также на понимание дальнейших перспектив развития профессиональной деятельности. Стоит отме-
<С
Î
ч
с m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h о я
EÎ W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с п w с
« s
X
H
и
W
м
тить также образовательные программы ЦНТИ «Прогресс» и «Летняя библиотечная школа» в Са н кт- П етер бу р ге.
Профессиональное развитие персонала -это один из факторов, влияющих на мотивацию человека к качественному труду, но в современных условиях, когда заработная плата работников библиотек, особенно вузовских, находится на крайне низком уровне, необходимо искать всевозможные пути мотивации персонала, среди которых, помимо возможности повышения квалификации и профессионального роста, комфортные условия труда, психологический климат в коллективе, моральное стимулирование, положительная оценка деятельности пользователями, руководством библиотеки и университета. В свою очередь, сотрудники демонстрируют свои способности в реализации общебиблиотечной стратегии развития.
Библиотека КГПУ в процессе реализации Программы стратегического развития получает конкретные результаты, положительно влияющие на эффективность деятельности университета, качество образовательного и научного процесса, а также строит свою деятельность, исходя из интересов пользователей и учитывая первостепенную роль персонала в этом процессе. В результате реализации Программы можно отметить следующие положительные изменения в работе библиотеки: создание комфортных условий для работы пользователей и сотрудников библиотеки; организация открытого доступа к книжному фонду, свободный доступ в Интернет, предоставление интегрированных услуг, рост показателей публикационной активности преподавателей при участии библиотеки в информационном сопровождении научной деятельности вуза; рост статистических показателей деятельности библиотеки, удовлетворенность пользо-
вателей, выражающаяся в положительных отзывах и социологических исследованиях, положительная оценка деятельности библиотеки в среде вуза и профессиональном сообществе.
Таким образом, современные тенденции общества оказывают существенное влияние на деятельность библиотеки, определяя цели и задачи ее развития. При этом выработка собственной стратегии предполагает найти нужное направление, которое бы соответствовало обозначенным целям и задачам. Следование выбранной стратегии приносит значительные результаты в улучшении деятельности научной библиотеки.
Библиографический список
1. Амлинский Л.З. Читатель в научной библиотеке информационного общества // Научные и технические библиотеки. 2011. № 7.
2. Баймухаметова В.П., Шулипина C.B. Проектный менеджмент в управлении библиотекой университета // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 218-223.
3. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность / Московский государственный университет культуры и искусств. М.: Профиздат, 2003. Сер.: Современная библиотека. Вып. 2. URL:http://reftrend. ru/151513. html
4. Соломенникова В.К. Обслуживание пользователей: направления, проблемы, решения, перспективы // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки и образования: научно-практическая конференция библиотек высших и средних специальных учебных заведений Удмуртии, 26 ноября 2010 г.
5. Суслова И.М., Клюев В.К. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности. СПб.: Профессия, 2010. 600 с.