122
Вестник Российского университета кооперации. 2014. №3(17)
УДК 027.7:004.9
ВЗГЛЯД ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК
М.Б. Дроздова, Е.Е. Кассихина
Проанализированы результаты социологического исследования, проведенного библиотеками высших учебных заведений г Чебоксары в студенческой среде. Рассмотрена роль библиотек в формировании информационной культуры пользователей.
Ключевые слова: библиотеки вузов, информационная культура, информационные потребности, социологические исследования.
M.B. Drozdova, E.E. Kassikhina. VIEW OF USERS ON ACTIVITY OF HIGH SCHOOL LIBRARIES
The results of the sociological research conducted by the libraries of higher educational institutions of Cheboksary in the student's environment are analysed. The role of libraries in formation of information culture of users is considered.
Keywords: libraries of higher education institutions, information culture, information requirements, sociological research.
В настоящее время социологический инструментарий в системе выработки наиболее эффективных способов работы выходит на первый план работы вузовской библиотеки. Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки Чебоксарского кооперативного института в данной области является изучение готовности пользователей к взаимодействию с автоматизированными библиотечными средствами и умению пользоваться библиотекой как информационной системой.
Начиная с 2007 г. в библиотеке разработана система мониторинга информационного поведения студентов института. Составными частями данной системы стали:
- исследование по изучению информационных потребностей студентов и аспирантов на основе анкетного опроса;
- изучение эффективности использования электронных ресурсов библиотеки путем анкетного опроса студентов 1-5 курсов;
- мини-анкетирование о наличии доступа в Интернет за пределами института, ежегодно проводимое среди студентов 1 курса;
- онлайн-анкетирование на сайте института.
Основная цель проводимых исследований -получение информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании пользователей; изучение мнения об эффективности предоставляемых информационных услуг, определение тенденции развития информационных потребностей с целью предвосхитить их выполнение.
Сегодня доминанта работы вузовской биб-
лиотеки - это обеспечение полного оперативного доступа ко всем видам информации.
Ежегодно среди студентов 1 курса всех форм обучения проводится мониторинг наличия домашних компьютеров и возможностей доступа к ресурсам Интернет вне института. Итоги мониторинга наглядно показывают значительное увеличение с каждым годом количества пользователей, имеющих возможность работать с программными продуктами библиотеки в удаленном режиме. Так, студенты магистратуры стопроцентно имеют доступ к Интернет-ресурсам вне стен института.
С целью изучения поведения пользователей как потребителей информации библиотекой проводилось анкетирование. Для определения информационных потребностей использовались следующие индикаторы: мотивы и частота обращения к информации, каналы получения информации, предпочтительная форма представления информации и др.
Анкета состояла из открытых и закрытых вопросов, направленных на выявление: степени удовлетворения информационных потребностей пользователей, особенностей информационных потребностей студентов с точки зрения запрашиваемых ими видов документов по целевому назначению из фонда библиотеки вуза, основных целей использования документов. Большинство из числа опрошенных (58,1%) еженедельно посещают библиотеку, ежедневные посещения отметили 8,2 %, другие варианты ответов составили 33,7 %.
Мотивом обращения к информации является, как правило, информационное обеспечение
Человек и общество
123
учебной и научной работы. Если у студентов младших курсов преобладает потребность в учебных и справочных источниках информации, то, по мере увеличения продолжительности обучения в вузе, возрастает обращение к научным документам. К журналам и материалам конференций добавляются сборники научных трудов, монографии, авторефераты диссертаций.
В анкетировании студентов с целью изучения эффективности использования электронных ресурсов библиотеки приняло участие 143 студента. Среди респондентов преобладают следующие ответы:
К каким источникам информации в библиотеке Вы обращаетесь чаще? Интернет 100 69,9%
Электронный каталог 86 60,1%
Как часто Вы обращаетесь к ЭБС? Несколько раз в месяц 76 53,1%
К каким электронным библиотекам Вы обращаетесь чаще? Научная ЭБ «eLIBRARY.RU» 19 13,3%
Университетская библиотека онлайн 20 14,0%
Электронная библиотека ЧКИ 49 34,3%
Выделите известные Вам преимущества использования ЭБС Возможность круглосуточного доступа к учебным материалам 39 27,3%
Экономия времени 38 26,6%
Всегда ли Вы находите интересующую Вас информацию? Не всегда 75 52,4%
Пользуетесь ли Вы электронными ресурсами библиотеки ЧКИ в удаленном режиме? Не всегда 50 35,0%
Что касается источников получения информации, то, по мнению пользователей, самыми важными для них являются Интернет-ресурсы (69,9%). Студенты чаще всего рассматривают Интернет как самый удачный способ получения информации. На втором месте - электронный каталог, и это легко объяснимо: он позволяет быстро находить необходимую информацию
о документе, но иногда возникают сложности при формулировке тематического запроса.
Собственные полнотекстовые базы данных библиотеки - на третьем месте (34,3%). Далее названы электронные библиотечные системы (ЭБС). Это хороший показатель, и, вероятно, потребность в доступе к ним будет возрастать: об этом говорит анализ статистики посещений электронных ресурсов библиотеки в удаленном режиме за 2013 год.
На вопрос «С каким источником информации Вам комфортнее работать?» ответы распределились следующим образом: С бумажным источником информации (28%) С электронным источником информации (28%) С бумажным и электронным источниками (29%)
Затрудняются ответить (15%)
Приверженцами традиционных источников информации остаются 28% опрошенных. Скорее всего, данная категория пользователей либо не знакома с электронными источниками информации (по разным причинам), либо им все же удобнее работать с традиционными носителями информации. Радует то, что такое же количество (28%) сторонников электронных источников информации. Эти пользователи уже оценили достоинство и удобство работы с электронными ресурсами. При этом 29% опрошенных работают параллельно и с бумажными, и с электронными носителями информации. Полученные данные - свидетельство активного использования респондентами как традиционных, так и электронных информационных ресурсов библиотеки вуза.
«Затрудняюсь ответить» - такой вариант выбрали 15% респондентов. Скорее всего, эти пользователи просто не знают о существовании электронных ресурсов библиотеки и возможностях работы с ними (не являются пользователями ЭБС, не посещали занятия «Основы информационной культуры», нет доступа в Интернет и т.п.). Возможно, эта категория пользователей со временем сократится и перейдет в разряд активных пользователей электронных ресурсов библиотеки.
Следует отметить, что не удовлетворены результатами поиска 52, 4%. Вероятно, студенты переоценивают свое умение и свою способность управлять информацией. После первых поисков они заканчивают исследовательский процесс, полагая, что, если в Сети что-то не обнаруживается здесь и сейчас, то этого не существует. Несмотря на владение навыками компьютерной грамотности, пользователи не обладают достаточным уровнем информационной культуры, испытывают дефицит знаний
124
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)
об источниках информации и умения работать с ними. Главным должно стать не столько получение возможности найти информацию, сколько умение работать с ней дальше, умение сделать её основой собственного интеллектуального продукта. Информационная грамотность сфокусирована на содержании информации, анализе, поиске связей, оценке и синтезе полученных данных.
Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что студенты в разной степени знакомы с информационными ресурсами библиотеки, в частности, с электронными ресурсами. Пользователи достаточно активно обращаются к ним, отмечая их преимущества, но не всегда находят необходимую информацию. Наше внимание должно переключиться на обучение студентов умению устранять избыточность информации, знанию инструментов поиска информации, способов ее представления и правил использования.
Наибольшую результативность дает специальная учебная дисциплина «Основы информационной культуры студентов», которую можно - и теперь уже должно - включать в вариативную часть ООП вузов (в некоторых вузах - за счет часов регионального компонента). Стимулом для такого включения должны стать процедуры оценки качества образования выпускников мероприятиями государственного надзора и контроля. Это не только итоговая аттестация, но и проверки содержания подготовки обучающихся, направленности образовательных программ, основанных в том числе и на оценке общекультурных компетенций. Поскольку информационная грамотность имеет прямое отношение к повышению уровня знаний студентов в вопросах поиска, управления и использования информации, в настоящее время этот вопрос является ключевым при проведении аккредитации [4, с. 15].
Таким образом, проведение социологических исследований в рамках мониторинга информационного поведения пользователей позволяет проследить изучаемые вопросы в динамике, выявить намечающиеся тенденции и использовать полученные данные для оперативного реагирования на изменение информационных требований пользователей. Поэтому библиотека планирует продолжать работу, направленную на оценку качества предоставляемых информационных услуг и изучение ее роли и места в информационной образовательной среде института.
В заключение можно сказать: разработанная система мониторинга информационного поведения пользователей будет способствовать развитию библиотеки с учетом современных требований потребителей, а также - позволит ей глубже интегрироваться в деятельность вуза.
Список литературы
1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. М.: Школьная библиотека, 2003. 296 с.
2. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 511 с.
3. Красикова Е.Г. Библиотека современного вуза: информационные ожидания и особенности информационного поведения пользователей // Науч. и технические библиотеки. 2010. № 6. С. 26-37.
4. Лазарева Л.И. Содержание формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте нового ФГОС ВПО // Инновации в образовании. 2012. № 1. С. 5-21.
ДРОЗДОВА Марина Борисовна - зав. отделом библиотеки. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
КАССИХИНА Елена Евгеньевна - зав. отделом библиотеки. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
DROZDOVA, Marina Borisovna - Head of Department of Library. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: mdrozdova@ rucoop.ru
KASSIKHINA, Elena Evgenyevna - Head of Department of Library. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ekassihina@ rucoop.ru