Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ'

СПОСОБЫ ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА НАРОДА / ШКОЛЬНИКИ / ЭТНОС / РЕЛИГИЯ / ВЕРОВАНИЯ / НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ / МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атласова Михнаса Михайловна

В статье рассматриваются современные способы приобщения школьников к культуре своего народа. Развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к культурному наследию родного народа имеет весьма высокую ценность. В связи с этим тема развития общекультурной компетенции через приобщение детей к национальной культуре становится весьма актуальной в педагогической практике. Основные задачи преподавания предмета «Национальная культура Якутии» - приобщение учащихся к элементам устного народного творчества, национальной культуры и искусства якутов, русских, эвенов, эвенков и других народов, которые проживают в Якутии; формирование у школьников интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку и жизни вообще; укрепление дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчужденности между ними. Изучение культурологических предметов способствует формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к народной самобытной культуре, к народному творчеству и искусству родного края. Система обновления современного образования ориентирует педагогов на активный поиск нового содержания образования и изменение приоритетов обучения. В представленном материале обобщаются методы приобщения детей к традиционной культуре народа саха. По работе с ними использованы различные формы, методы обучения и воспитания, в том числе проектная методика. В статье раскрыта важность приобщения детей к культуре с малых лет. Также определен способ использования дидактического материала на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF FAMILIARIZING OF SCHOOL STUDENTS WITH THE CULTURE OF OF THEIR NATIVE LAND

In this article, modern approaches are considered by the method of involving schoolchildren in the culture of their people. The development of the general cultural competence of schoolchildren through familiarity with the cultural heritage of their native people is of great value. In this regard, the development of general cultural competence through the involvement of children in the national culture becomes extremely relevant in pedagogical practice. The main purpose of the subject «National Culture of Yakutia» is: the introduction of students to the elements of oral folk art, national culture and art of the Yakuts, Russians, Evens, Evenks and other peoples who live in Yakutia; formation of interest and respect among schoolchildren for indigenous peoples, for their work, language and life in general; strengthening friendship between children of different nationalities, overcoming feelings of stiffness, misunderstanding, alienation between them. In the study of cultural subjects children have formation of genuine love and respect for their homeland, for the people's original culture, for folk art and art of their native land. The system of updating modern education orients teachers to actively search for new educational content and changes in learning priorities. This material summarizes the methods of introducing children to the traditional culture of the Sakha people. Various forms and methods of training and education were used to work with them, including the design methodology. The article reveals the importance of introducing children to the culture from an early age. A method of using didactic material in training sessions is also defined.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ»

УДК 39(075.8)

М. М. Атласова https://orcid.org/0000-0002-9394-1592

Способы приобщения обучающихся к культуре родного края

Для цитирования: Атласова М. М. Способы приобщения обучающихся к культуре родного края // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 57-62. DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-57-62

В статье рассматриваются современные способы приобщения школьников к культуре своего народа. Развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к культурному наследию родного народа имеет весьма высокую ценность. В связи с этим тема развития общекультурной компетенции через приобщение детей к национальной культуре становится весьма актуальной в педагогической практике. Основные задачи преподавания предмета «Национальная культура Якутии» - приобщение учащихся к элементам устного народного творчества, национальной культуры и искусства якутов, русских, эвенов, эвенков и других народов, которые проживают в Якутии; формирование у школьников интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку и жизни вообще; укрепление дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчужденности между ними.

Изучение культурологических предметов способствует формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к народной самобытной культуре, к народному творчеству и искусству родного края. Система обновления современного образования ориентирует педагогов на активный поиск нового содержания образования и изменение приоритетов обучения. В представленном материале обобщаются методы приобщения детей к традиционной культуре народа саха. По работе с ними использованы различные формы, методы обучения и воспитания, в том числе проектная методика. В статье раскрыта важность приобщения детей к культуре с малых лет. Также определен способ использования дидактического материала на учебных занятиях.

Ключевые слова: культура народа, школьники, этнос, религия, верования, народные обычаи и традиции, методы приобщения к культуре.

M. M. Atlasova

Technique of familiarizing of school students with the culture of of their native land

In this article, modern approaches are considered by the method of involving schoolchildren in the culture of their people. The development of the general cultural competence of schoolchildren through familiarity with the cultural heritage of their native people is of great value. In this regard, the development of general cultural competence through the involvement of children in the national culture becomes extremely relevant in pedagogical practice. The main purpose of the subject «National Culture of Yakutia» is: the introduction of students to the elements of oral folk art, national culture and art of the Yakuts, Russians, Evens, Evenks and other peoples who live in Yakutia; formation of interest and respect among schoolchildren for indigenous peoples, for their work, language and life in general; strengthening friendship between children of different nationalities, overcoming feelings of stiffness, misunderstanding, alienation between them. In the study of cultural subjects children have formation of genuine love and respect for their homeland, for the people's original culture, for folk art and art of their native land. The system of updating modern education orients teachers to actively search for new educational content and changes in learning priorities. This material summarizes the methods of introducing children to the traditional culture of the Sakha people. Various forms and methods of training and education were used to work with them, including the design methodology. The article reveals the importance of introducing children to the culture from an early age. A method of using didactic material in training sessions is also defined.

Keywords: culture of the people, school student, ethnos, familiarizing with culture.

Введение

В России более четверти века назад в школьную программу были введены предметы регионального характера. В школах республики Саха (Якутия) с тех пор проводятся учебные занятия по

religion, belief, folk customs and traditions, methods of

материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих регион: саха (якутов), русских, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей и долга-нов. Для реализации Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха

© Атласова М. М., 2021

(Якутия) в базовые учебные планы якутской школы с родным (нерусским) языком обучения с 90-х гг. был введен цикл учебных предметов «Ураанхай саха о^ото» / «Дитя племени саха» для начальных классов, «Терут культура» / «Культура народов республики», «Кыыс Куо» / «Уроки для девушек», «YрYн^ Уолан» / «Уроки для юношей» / «Программы подготовки девушек и юношей к жизни» для учеников старших классов. Сегодня этнокультурная социализация личности рассматривается в качестве ключевой универсальной компетенции [Ог^еу, 2018].

Такие предметы помогают обучающимуся идентифицировать себя как представителя определенного этноса и одновременного гражданина многонациональной России. В ходе их изучения создаются условия для освоения базовых понятий об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры; формируются основы для дальнейшего развития коммуникативной и социокультурной компетенций, необходимых в меняющемся мире. Вместе с тем согласно нашим наблюдениям современные дети существенно отличаются от их сверстников десяти- и даже пятилетней давности, что актуализирует поиск новых дидактических решений для их этнокультурного образования.

Актуальность

На практике дети могут задавать учителю вопросы: «Почему у народов разные верования?», «Что такое иччи (дух)?», «Существует ли жизнь после смерти?» и др. Их содержание доказывает потребность обучающихся в понимании того, насколько важен духовный мир. И задача педагога - не разрушить этот интерес, создать условия для развития любопытства и исследовательской мотивации. Поиск педагогических методов, приемов и средств, способствующих решению данной задачи, представляется актуальным.

Методы исследования

В качестве методов анализа дидактических решений для эффективного и отвечающего вызовам времени этнокультурного образования мы использовали концепцию социального образования, в которой образовательный процесс понимается как способ адаптации социального опыта и ориентирован на современные установки гуманистического мышления [Коряковцева, 2017]. Также в основу анализа положена феноменология гражданственности, в рамках которой этнокультурная социализация рассматривается как часть становления общегражданской идентичности [Молодежь России ... , 2014].

Результаты исследования

У каждого этноса имеется своя точка зрения на верования. Веками у народов накапливаются представления об окружающем мире, укрепляются и сохраняются традиции и обычаи. В российских школах есть предметы, где дети изучают мировые религии. Закон гарантирует свободу вероисповедания, а задача школы - раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор. Согласно жизненным циклам, почти у всех народов своя религия - это демократическое миропонимание. Образовательные учреждения вправе ознакомить с религиями, чтобы ребенок мог выбрать в будущем свое мировоззрение, поэтому ставится цель при изучении тем, касающихся верований народа, ознакомить учащихся с религиями народов.

Для достижения целей этнокультурного образования разработаны темы занятий, которые показывают функциональную сущность языческого верования народа саха - «Айыы уерэгэ» / «Учения божества Айыы». Первый цикл занятий посвящен теме «Я за здоровый образ жизни» / «Мин чел оло^у тутуhабын». Здесь речь идет о регулятивной функциональной сущности верования народа саха «Учения Айыы». Цель - понимание учениками языческой религии народа как ориентира правильной жизни. Второй цикл занятий «Я -микрокосмос во Вселенной» / «Я россиянин» - «Я якут / Мин сахабын». Средством объяснения консолидирующей функции религии выступает воспитание учеников в духе патриотического сознания. Цель - осознание учениками важности верования и религии для своего народа. В цикле занятий «Я дитя природы» / «Мин айылга оготобун», дети знакомятся с экологической сущностью религии народа саха. Цель - дать ученикам понять, что сохранение природы - это наш божественный долг. Как видим, тематические занятия касаются актуальных проблем современности. Они показывают важность нашей религии и в современное время. Темы этих занятий могут использовать не только учителя национальной культуры, но и другие предметники, классные руководители. Занятия на актуальные темы помогут детям познакомиться с народными учениями, что полезно для их развития [Голуб, с. 8-20].

До сегодняшнего дня в школах на уроках национальной культуры используются программы, разработанные учеными еще в 1992 г., так как

темы духовной и материальной культуры народов устойчивы - не изменились за четверть века: дети учатся по программе «Саха сирин теруг омукта-рын культурата» / «Культура народов Республики Саха (Якутия)» / «Программа для якутской школы». В этой программе тема верования, религии народа саха занимает раздел «Саха итэгэлэ, сиэр-туом, угэстэр» / «Якутская религия, обрядово-ритуальная культура, обычаи». В пятом классе ученики знакомятся с вертикальным строением мира «Аан дойду туhунан ейдебул» / «Понятие о Вселенной». Согласно верованиям якутов верхний мир - мир божества Айыы; средний мир - мир людей и иччи. В шестом классе дается понятие о человеке через верования якутов «кут-сюр» (дух). Там же включены темы о судьбе («Айыы суола» -«Сохранение первозданной чистоты» / «Суе» -«Саха уерэгэ» - «Учение народа саха Айыы»). В седьмом классе изучается вводная тема «Итэгэл -норуот тыына, олоххо ку^э, утуе^э-сырдыкка дьулуура» / «Верования - дух и жизненная сила народа, стремление к лучшему» [Атласова, 2009], и темы, раскрывающие понятия о белых и черных силах, для освоения которых можно использовать учебник-хрестоматию для седьмого класса М. С. Васильевой «Утум» / «Наследие». В восьмом классе дети изучают сверхестественные силы (чувствах): танха/гадание, билгэ/предсказание, туул/сон и узнают о силе слова, духом-покровителем которого является Ытык Чыыбы-стаан (Уважаемый Чыыбыстаан). Учебное пособие для восьмого класса М. П. Яковлевой «Терут культура» / «Национальная культура» знакомит школьников с представлениями о шаманизме. В десятом классе изучаемые темы затрагивают самые важные в жизни человека события: рождение, формирование, развитие, становление, а также жизненные циклы, такие как учеба, свадьба, семья, воспитание нового поколения. В одиннадцатом классе школьники знакомятся с мировыми религиями (буддизм, ислам, христианство), их появлением и распространение в Якутии.

Также можно использовать учебные пособия М. А. Поповой «Саха терут культурата», II чааhа / «Национальная культура народа саха», вторая часть которого посвящена разделу «Саха итэгэлэ, сиэр-туом, угэстэр» / «Якутская религия, обрядо-во-ритуальная культура, обычаи». В содержание учебного пособия «Национальная культура коренных народов РС (Я)» включены статьи из трудов известных якутских ученых-фольклористов: А. Е. Кулаковского - материалы для изучения верования якутов «Вселенная. Сверхъестественные

существа, тотемические животные, священные понятия и вещи, кут и сюр, разные поверья, мелкие поверья без названий, предчувствия и приметы бит-билгэ, гадания, обряды, сопряженные с верованиями, песнь о создании изначальной страны», Г. У. Эргис - «Кумысное празднество» / «ЬШыах», Г. В. Ксенофонтова - «Праздничный алгыс на ьЛыах», П. А. Слепцова - «Якутская свадьба», А. Е. Кулаковского - «Манчаары» / «Народный герой Манчаары», «Суоhалдьыйа Толбонноох» / «Красивая девушка саха»; М. А. Поповой, А. Н. Павлова - Дабыл / «Основные понятия якутских традиций» [Атласова, 2012].

Вместе с тем, даже при отсутствии современных учебников, можно найти соответствующие требованиям времени дидактические решения, способные увлечь, вовлечь, создать платформу для ценностно-смысловой деятельности обучающихся [Тарханова, 2018].

Одним из таких решений является квест-игра в виде образовательного путешествия, позволяющего трансформировать окружающую среду в пространство для развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира - выявления культурных смыслов и значений, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека, особенностей его социальной практики [Неудахина, 2002]. Данный метод предполагает сочетание нескольких уровней освоения разнообразных объектов культурной среды: их непосредственное изучение, приобретение опыта их исследования и усвоение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в данных объектах.

Специфика образовательного квеста состоит в том, что в рамках этнокультурного образования он может стать эффективным средством проектно-исследовательской деятельности школьников [Ду-гина, 2013]. Процесс познания основывается на активной и самостоятельной деятельности участников образовательного процесса: школьники проявляют интерес к верованиям народа и получают информацию о мире и человеке; испытывают личное переживание, связанное с определенными усилиями, поиском и открытием. Образовательное путешествие может рассматриваться как эффективное дидактическое решение по освоению регионального пространства, позволяющее воссоздать целостный образ культуры, и может выступать как своеобразная микромодель культуры, способствующая выявлению связей и слож-

ных взаимодействий прошлого и настоящего. Целостность представлений достигается за счет изучения и исследования национальной культуры народов. Здесь можно использовать и другие формы организации учебной работы в зависимости от темы занятия: урок-соревнование, урок-имитацию деятельности (путешествие, репортаж, суд и т. д.), урок-праздник, урок-концерт, урок-диспут, урок-фантазию, урок-сомнение, урок - исторический портрет, урок работы с документами, урок работы с музейными документами, урок-экскурсию, экскурсию-игру, экскурсию-исследование, экскурсию-конкурс, час подлинника, заочное путешествие по тропам предков, экскурсию-ярмарку, викторины (можно использовать беседы, разгадывание загадок, демонстрацию кадров кинохроники, слайдов, видеопоказ, аудиозаписи, самостоятельную работу в экспозиции и др.) [Краевский, 2007].

Цель квест-игры - построение взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у обучаемых исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. В ходе урока ученики посещают Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Перед началом осмотра музейных экспонатов они знакомятся с историей самого музея [Атласова, 2015]. Занятие проводится в форме квеста: есть некая цель, дойти до которой можно последовательно, выполняя задания, каждое из которых - это ключ к следующей станции. Квест построен на основе взаимодействия между учениками. Не общаясь с другими учащимися, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Квест-игры помогают обучающимся справляться с командообразованием, помогают наладить успешное взаимодействие в своих командах, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, научиться без паники мобилизоваться и быстро решать учебные задачи.

Учащихся можно разделить на пять команд, тогда квест будет состоять из пяти «станций» (первая станция - «Викторина»; вторая - «Найди картину»; третья - «Танец стерхов моими глазами»; четвертая - «Рисуем вместе»; пятая - «Прикладное искусство народов»), в каждой из которых выполняются определенные задания. В викторине могут использоваться вопросы на знание мировой художественной культуры. Например, жанр, в котором работал русский художник Шишкин (пейзаж); художник, который открыл для России ма-

ринизм (Айвазовский); автор произведений «Кувшинки» и «Впечатление. Восходящее солнце» (Клод Моне) и т. д. Станция «Найди картину» состоит из задания-поиска: учащиеся по именам авторов и названиям картины находят произведение и после командного рассуждения описывают его, высказывая свое мнение. В станции «Танец стерхов моими глазами» учащиеся, описывая картину, обсуждают выбранную художником тему, стиль, средства выразительности. «Рисуем вместе» -творческое задание. Участники заранее готовят необходимое для рисования (простые и цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, бумагу формата А3, ластик и т. д.), а затем команда создает рисунок на любую тему, жанр тоже выбирают участники. На выполнение творческого задания отводится пятнадцать минут. Теоретическая часть квеста содержит вопросы об изобразительном искусстве в целом. Например, есть вопросы о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство и т. д.), жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный, религиозный, мифологический, анималистический, марина) и их краткое описание с примерами. Применение метода квест-игры имеет определенные особенности, но при должной подготовке способствует не только формированию этнокультурной идентичности, но и решению таких сущностных задач социализации, как смыслообразо-вание, жизнетворчество, формирование просоци-альных ценностей и гражданских установок [КогуакоУзеуа, 2018].

Заключение

В связи с вышеизложенным сегодня требуется глубокое и всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса в системе школьного образования, где приоритет отдается воспитанию, духовно-нравственному развитию ребенка, развитию творческой личности каждого школьника, реализации его творческого потенциала через собственное творчество и создание художественных образов. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и нового образовательного стандарта. Изучение культурного наследия родного края способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой в воспитании национального достоинства человека. Сегодня

перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей: важно обеспечить понимание учениками сущности религии народов; осознание ее значения для жизни [Бордовский, 2011]; воспитание патриотизма.

Библиографический список

1. Атласова М. М. Технологические особенности приобщения к национально-этнической культуре. Якутск : Издательский Дом СВФУ 2015. 203 с. с цв. илл.

2. Атласова М. М. Краеведение в контексте национальной культуры. Якутск - Москва, 2012. 177 с.

3. Атласова М. М. Уроки национальной культуры: региональный аспект. Якутск : Изд-во ЯГУ, 2009. 109 с.

4. Бордовский Г. А. профильные программы подготовки учителя в условиях действия ФГОС ВПО: состояние, проблемы, перспективы : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 183 с.

5. Бордовский Г. А. Технологии подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования. Методические рекомендации : учебно-методическое пособие / Г. А. Бордовский, Н. Ф. Родионова, Е. В. Пискунова. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 193 с.

6. Бордовский Г. А. Избранное. Т. II: Статьи по педагогическому образованию / предисловие. А. П. Тряпицыной [Серия «Герценовская антология»]. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 302 с.

7. Голуб Г. Б. Метод проектов - технология компе-тентностно-ориентированного образования : методическое пособие / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. Самара : Учебная литература, 2006. 176 с.

8. Дугина Е. О. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО // Образование в современной школе. 2013. № 6. С. 6.

9. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Р. Н. Азарова (Ван-дяк), В. В. Андреева, П. И. Бабочкин и др. ; под общ. ред. И. А. Зимней ; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. Изд. 2-е, доп. и перераб. Москва : Издательский сервис, 2004. 478 с.

10. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. Москва : Детство-Пресс, 2012. 96 с.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.) // Народное образование. 2002. № 4. URL: http://narodnoe.org/jourmls/narodnoe-obrazovanie/2002-4/koncepriya-modermzacii-rossiiyskogo-obrazovaniya-na-period-do-2010-goda

12. Коряковцева О. А. Социальное образование молодежи - пространство инноваций /

0. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова // Вестник педагогических инноваций. 2017. № 3 (47). С. 26-31.

13. Краевский В. В. Основы обучения: Дидактика и методика : учебное пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. Москва : Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

14. Михайличенко О. В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе : учебное пособие. Сумы : СумДПУ, 2009. 122 с.

15. Молодежь России: феноменология гражданственности : коллективная монография / Т. В. Бугайчук, А. В. Давыдов, Т. Г Доссэ и др. Ярославль : РИО ЯГПУ 2014. 186 с.

16. Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.01 г. URL: http://base.garant.ru/1587241/

17. Котова И. Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. 298 с.

18. Тарханова И. Ю. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза / И. Ю. Тарханова, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 136-145.

19. Неудахина Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб.-метод. пособ. Барнаул : АлтГТУ, 2002. 152 с.

20. Основы педагогического мастерства : учебное пособие / под ред. И. А. Зязюна. Москва : Просвещение, 2003. 302 с.

21. Koryakovtseva O. Health saving strategy as a factor of «Society wellness» / O. Koryakovtseva,

1. Tarkhanova, I. Upeniece, V. Arnis // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume IV. SPORTS AND HELTH. APT AND DESIGN. May 25-26. 2018 Reze-kne : Rezeknes Academy of Technologies, 2018. Р. 110-118.

22. Gruzdev M. University Graduates' Soft Skills: the Employers' Opinion / M. Gruzdev, E. Kasakova, I. Kuznetsova, I. Tarkhanova // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(4): 690-698.

Reference list

1. Atlasova M. M. Tehnologicheskie osobennosti pri-obshhenija k nacional'no-jetnicheskoj kul'ture = Technological features of national-ethnic culture. Jakutsk : Iz-datel'skij Dom SVFU, 2015. 203 s. s cv. ill.

2. Atlasova M. M. Kraevedenie v kontekste nacion-al'noj kul'tury = Local history in the context of national culture. Jakutsk - Moskva, 2012. 177 s.

3. Atlasova M. M. Uroki nacional'noj kul'tury: re-gional'nyj aspekt = Lessons from national culture: regional dimension. Jakutsk : Izd-vo JaGU, 2009. 109 s.

4. Bordovskij G. A. profil'nye programmy podgotovki uchitelja v uslovijah dejstvija FGOS VPO: sostojanie, problemy, perspektivy = Subject-matter teacher training programs in the context of the FSES HPE: status, prob-

lems, prospects : uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2010. 183 s.

5. Bordovskij G. A. Tehnologii podgotovki specialis-tov dlja innovacionnoj dejatel'nosti v sfere obrazovanija = Technologies for training professionals for innovation in education : uchebno-metodicheskoe posobie / G. A. Bordovskij, N. F. Rodionova, E. V Piskunova. Sankt-Peterburg : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2010. 193 s.

6. Bordovskij G. A. Izbrannoe. T. II: Stat'i po peda-gogicheskomu obrazovaniju = Selected. V. II: Articles on pedagogical education / predislovie A. P. Tijapicynoj [Serija «Gercenovskaja antologija»]. Sankt-Peterburg : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2011. 302 s.

7. Golub G. B. Metod proektov - tehnologija kompe-tentnostno-orientirovannogo obrazovanija = Project method - competency-oriented education technology : metodicheskoe posobie / G. B. Golub, E. A. Perelygina, O. V. Churakova. Samara : Uchebnaja literatura, 2006. 176 s.

8. Dugina E. O. Proektno-issledovatel'skaja deja-tel'nost' uchashhihsja v uslovijah vnedrenija FGOS

000 = Design and research activities of students in the context of implementation of FSES OOO // Obrazovanie v sovremennoj shkole. 2013. № 6. S. 6.

9. Strategija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy = Strategy of education in the educational system of Russia: approaches and problems / R. N. Azarova (Vandjak), V. V Andreeva, P. I. Babochkin

1 dr. ; pod obshh. red. I. A. Zimnej; Issled. centr problem kachestva podgot. specialistov. Izd. 2-e, dop. i pererab. Moskva : Izdatel'skij servis, 2004. 478 s.

10. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Metod proektov v DOU = Innovative pedagogical technologies. Project Method in PEI / E. A. Sypchenko. Moskva : Detstvo-Press, 2012. 96 s.

11. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 g. (Rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1756-r ot 29.12.2001 g.) = The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010 (Decree of the Government of the Russian Federation № 1756-r dated 29.12.2001) // Narodnoe obrazovanie. 2002. № 4. URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2002-4/koncepciya-modernizacii-rossiiyskogo-obrazovaniya-na-period-do-2010-goda

12. Korjakovceva O. A. Social'noe obrazovanie mo-lodezhi - prostranstvo innovacij = Youth social education - space of innovation / O. A. Korjakovceva, I. Ju.

Tarhanova // Vestnik pedagogicheskih innovacij. 2017. № 3 (47). S. 26-31.

13. Kraevskij V. V Osnovy obuchenija: Didaktika i metodika = Learning fundamentals: didactics and techniques : uchebnoe posobie / V. V Kraevskij, A. V. Hutorskoj. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2007. 352 s.

14. Mihajlichenko O. V Metodika prepodavanija ob-shhestvennyh disciplin v vysshej shkole = Methods of teaching social disciplines in higher education : uchebnoe posobie. Sumy : SumDPU, 2009. 122 s.

15. Molodezh' Rossii: fenomenologija gra-zhdanstvennosti = Youth of Russia: phenomenology of citizenship : kollektivnaja monografja / T. V Bugajchuk, A. V. Davydov, T. G Dossje i dr. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. 186 s.

16. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1756-r ot 29.12.01 g = Order of the Government of the Russian Federation № 1756-r of 29.12.01. URL: http://base.garant.ru/1587241/

17. Kotova I. B. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie = Pedagogical interaction / I. B. Kotova, E. N. Shijanov. Rostov-na-Donu : Feniks, 2005. 298 s.

18. Tarhanova I. Ju. Obrazovatel'nye tehnologii formirovanija universal'nyh kompetencij studentov vuza = Educational technologies for the formation of universal competencies of university students / I. Ju. Tarhanova, I. G. Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 5. S. 136-145.

19. Neudahina N. A. Osnovy pedagogicheskogo mas-terstva = Fundamentals of pedagogical excellence : ucheb.-metod. posob. Barnaul : AltGTU, 2002. 152 s.

20. Osnovy pedagogicheskogo masterstva = Fundamentals of pedagogical skills : uchebnoe posobie / pod red. I. A. Zjazjuna. Moskva : Prosveshhenie, 2003. 302 s.

21. Koryakovtseva O. Health saving strategy as a factor of «Society wellness» / O. Koryakovtseva, I. Tarkhanova, I. Upeniece, V Arnis // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume IV. SPORTS AND HELTH. APT AND DESIGN. May 25-26. 2018 Reze-kne : Rezeknes Academy of Technologies, 2018. R. 110-118.

22. Gruzdev M. University Graduates' Soft Skills: the Employers' Opinion / M. Gruzdev, E. Kasakova, I. Kuznetsova, I. Tarkhanova // European Journal of Contemporary Education, 2018, 7(4): 690-698.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.