Научная статья на тему 'Способы преодоления трудностей при обучении аудированию на средней ступени обучения'

Способы преодоления трудностей при обучении аудированию на средней ступени обучения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
913
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / МНИМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОНИМАНИЕМ И АКТИВНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФОНЕМНЫЙ СОСТАВ / РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мажейко Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются актуальные способы преодоления трудностей аудирования. Оно служит и мощным средством обучения иностранному языку. Дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование - база обучения языку, так как в начальной школе употребляется в большей степени бессловесный перевод, с опорой на наглядные пособия, когда дети употребляют догадку, что развивает мышление и вызывает интерес со стороны детей. В аудировании выделяют несколько групп трудностей: трудности, связанные с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы преодоления трудностей при обучении аудированию на средней ступени обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Мажейко И.Ю.

Мажейко Ирина Юрьевна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 69, г. Кемерово

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные способы преодоления трудностей аудирования. Оно служит и мощным средством обучения иностранному языку. Дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование - база обучения языку, так как в начальной школе употребляется в большей степени бессловесный перевод, с опорой на наглядные пособия, когда дети употребляют догадку, что развивает мышление и вызывает интерес со стороны детей. В аудировании выделяют несколько групп трудностей: трудности, связанные с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего.

Ключевые слова: аудирование, мнимическая деятельность, пониманием и активной переработкой информации, фонемный состав, рецептивные виды.

В последние годы проблема аудирования привлекает внимание психологов, психолингвистов и методистов. Ведется серьезный теоретический поиск закономерностей и особенностей этого сложного процесса. Однако до настоящего времени многие проблемы кажутся не до конца решенными.

Прежде всего, определим понятие аудирование. "Listening comprehension" («восприятие и понимание со слуха»), по мнению зарубежных методистов, наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности. [Соловова, 2002, 124].

В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения [Пассов, 1985].

В ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Это происходит, когда мы слушаем:

- различные объявления;

- новости радио и телевидения;

- различные инструкции и поручения;

- лекции;

- рассказы собеседников;

- выступления актеров;

- собеседника по телефону и т.д.

Аудирование - сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [Гальскова, 2008, 161].

На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, одновременно отрабатываются лексические, грамматические, фонетические навыки.

Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности (далее - РД). И аудирование, и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные виды РД. Аудирование и говорение представляют две стороны единого явления, называемого устной речью [Леонтьев, 1985].

Отличительные особенности аудирования как вида речевой деятельности (РД) были вычленены И.А. Зимней:

1. По характеру речевого общения аудирование также как и говорение относится к видам РД, реализующим устное непосредственное общение (хотя информация может передаваться техническими устройствами).

2. По своей роли в процессе общения аудирование является реактивным видом РД, так же как и чтение.

3. По направленности на прием или выдачу информации (речевого сообщения) аудирование является рецептивным видом РД (в отличие от говорения и письма).

4. Основная форма протекания аудирования - внутренняя. Основой внутреннего механизма аудирования являются такие психические процессы, как восприятие на слух, внимание, узнавание и сличение языковых средств, их идентификация, антиципация, группировка, удержание в памяти, умозаключение, то есть воссоздание чужой мысли и адекватная на нее реакция. Следовательно, предметом аудирования является чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию.

5. Продуктом же аудирования является умозаключение, а результатом - понимание воспринятого смыслового содержания и собственное ответное поведение - речевое или неречевое. Можно вербально отреагировать на услышанное, принять к сведению воспринятую информацию и хранить ее в памяти, пока она не понадобится, можно отреагировать на принятую информацию адекватным объективным поведением. [Зимняя, 1991, 15].

Принимая во внимание вышесказанное, мы можем отметить, что аудирование в классе не всегда может соответствовать восприятию речи на слух в реальной жизни. Однако для того, чтобы научить учеников воспринимать речь на слух и, таким образом, подготовить их к восприятию речи вне класса, необходимо при подготовке материала по аудированию учитывать особенности реальной жизненной ситуации.

Отсюда вытекает, что:

- большинство текстов по аудированию должно базироваться на естественной спонтанной речи либо хорошей имитации ее;

- аудирование может иметь визуальную опору, во многих случаях могут использоваться видеосредства;

- при обучении восприятию речи на слух необходимо повторное прослушивание. По данным некоторых исследователей, повторное прослушивание сообщения улучшает понимание на 16,5% , третье - на 12,5% (по сравнению со вторым), последующие прослушивания существенного улучшения понимания речи не дают.

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке [Никонова, 1965, с. 35 ] .

Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью предъявления. Следовательно, нужно учиться понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую просто исключены. Во-вторых, мы не в состоянии что-либо изменить, не можем приспособить речь говорящего к своему уровню понимания. У каждого человека есть свой стиль, иногда он слишком научный, а иногда чересчур эмоциональный, насыщенный идиомами и образными выражениями, далеко не совсем понятный. В-третьих, существует целый ряд объективных сложностей, препятствующих пониманию речи с первого раза:

• трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, плохая акустика, качество звукозаписи, качество используемой на занятиях техники, видимое наличие или отсутствие источника речи);

• трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи (отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста; особенности дикции, тембра, темпа, пауз, а также возможные нарушения артикуляции; различные диалекты иностранного языка);

В практике общения, а также и в обучении общению, слушание неразрывно связано с говорением: партнеры постоянно меняются ролями, выступая то в роли говорящего, то в роли слушающего.

Список упражнений для снятия трудностей при аудировании:

1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком ...;

2. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение;

3. Прослушайте ряд звуков, выделите и запишите заданные звуки, сначала наблюдая артикуляцию учителя, затем не наблюдая ее;

4. Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат;

5. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово;

6. Определите количество слов в прослушанных предложениях;

7. Определите на слух место ударения и его роль; (смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную);

8. Отметьте паузы в звучащем речевом потоке;

9. Определите на слух коммуникативный тип предложения в родном и иностранном языках, а также отметьте общее и различное в их интонационном оформлении;

10. В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные иноязычные;

11. Прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали.

Список литературы

1. Артемов В.А. // Психология обучения иностранному языку. М., 1969.

2. Вайсбурд М.Л. // Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. М.: Просвещение, 1985.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. // Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика.

4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбова А.А. и др. // Методика обучения иностранным языкам в средней школе: М.: Высш. шк., 1982.

5. Зимняя И.А. // Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

6. Леонтьев А. // Язык, речь, речевая деятельность. М., 1985.

7. Никонова С.М. // Межпредметные связи в обучении школьников иностранным языкам. М., 1965.

8. Пассов Е.И. //Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.

9. Соловова Е.Н. // Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002.

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dls.vspu.ac.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).

11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eng.1september.ru/ (дата обращения: 07.09.2020).

12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.repclub.ru/article/67/ (дата обращения: 07.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.