Научная статья на тему 'Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении'

Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10009
868
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухадинов Владислав Рафаильевич, Слугина Татьяна Ивановна

В статье рассматривается проблема коммуникативных барьеров в межличностном общении, а также возможные способы их преодоления в условиях современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : спец. практикум но соц. психологии / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубровская. — М. : Изд-во МГУ, 1987. - 120 с.

2. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. — М. : Инфра-М, 2010. - 636 с.

3. Бодалев А. А. О задачах в области научного обеспечения службы семьи / А. А. Бодалев, В. В. Столин // Семья и формирование личности : сб. науч. тр. — М., 1981. — С. 2 — 9.

4. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. — М. : Академия, 2001. — 360 с.

5. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер Пресс, 2008. - 793 с.

6. Обозов Н. Н. Диагностика супружеских затруднений / Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова // Психол. журн. - 1982. — Т. 3, № 2. — С. 147-151.

7. Трапезникова Т. М. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Т. М. Трапезникова, Т. П. Гаврилова. — СПб. : Питер Пресс, 2000. — 531 с.

8. Эйденмиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйденмиллер, В. В. Юстиц-кис. — СПб. : Питер Пресс, 2010. — 668 с.

Поступила 23.11.10.

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

В. Р. Мухадинов, Т. И. Слугииа

В статье рассматривается проблема коммуникативных барьеров в межличностном общении, а также возможные способы их преодоления в условиях современного социума.

Процесс межличностного общения представляет собой психологическое пространство информационного, эмоционального обмена, в ходе которого каждый субъект общения получает не только определенную информацию, но и жизненный опыт взаимодействия. Однако давно отмечается тот факт, что на эффективность общения могут оказывать влияние множество факторов как психологического, так и непсихологического плана. Определенная группа таких факторов получила название «барьеры в общении».

Научно-практической задачей психологической науки является поиск способов получения человеком информации об успешности процесса межличностного и делового общения, осуществления рефлексии и выработки эффективных стилей общения. Одной из основных способностей человека в данной сфере является способность понимать, рас-

познавать возникающие в ходе межличностного общения коммуникативные барьеры и эффективно преодолевать их, повышая тем самым, успешность в общении. Таким образом, проблема изучения коммуникативных барьеров в общении является актуальной для исследователей процесса межличностного взаимодействия.

В литературе встречаются различные определения понятия «коммуникативный барьер», «коммуникационный барьер», «барьер общения». Так, психолого-педагогический словарь дает следующую трактовку: «...под барьерами общения понимаются личностные факторы социально-психологиче-ского характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им» [4, с. 41—42].

А. В. Соколов называет коммуникаци-

© В. Р. Мухадинов, Т. И. Слугииа, 2011

А 4

онные барьеры «препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту» [5, с. 68]. По Н. И. Шевандрину «...коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению» [6, с. 100]. В межличностном общении наличие таких барьеров может стать непреодолимым препятствием на пути достижения поставленных целей.

Представляя основные способы преодоления коммуникативных барьеров, можно использовать данные многих исследований. Мы рассмотрим их в соответствии с классификацией видов контрсуггестии, разработанной Б. Ф. Поршневым [2 — 3].

Преодоление избегания. Первым видом защиты от воздействия является избегание — избегание контакта, слышания и видения тех, кто может воздействовать. В обыденной жизни, в повседневном общении оно предстает в форме невнимания. Ведь действительно, если, разговаривая с другом, мы думаем о своем, «пропуская» то, что он говорит, то это не что иное, как избегание воздействия. И если, сидя на лекции, мы читаем постороннюю книгу и соответственно уделяем мало внимания лекции, то это тоже самоустранение от воздействия. Поэтому борьба с этим видом контрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.

Управление вниманием далеко не всегда требует специальных знаний и проведения научных исследований. Все без исключения люди, если им надо кого-нибудь позвать на улице или в лесу, громко кричат, хотя вряд ли они ясно понимают, почему внимание привлекается интенсивным физическим стимулом. Если молодой человек, чтобы привлечь к себе внимание, делает какую-то невероятную прическу, например, выбривает полголовы, он совсем не обязательно осознает роль контрастности стимула в привлечении внимания.

Но если мы управляем собой или другим без знаний, то возможны ошибки, вероятно, и неполное использование наших возможностей. Так, войдя в «гудящую» от разговоров аудиторию, неопытный лектор будет стараться перекричать шум, не подозревая о том, что тот же эффект может быть вызван и очень тихой речью.

Привлечение внимания. Психологические исследования показывают, что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние — это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние —

124

это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

Первым из наиболее действенных приемов привлечения внимания является тот, который условно называется приемом «нейтральной фразы». Суть его сводится к тому, что в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-то причинам имеющая значение, смысл, ценность для всех присутствующих и поэтому «собирающая их внимание». Однако существует огромное количество примеров, когда удачная «нейтральная фраза» опирается и на внешние факторы — на новизну, неожиданность, интенсивность начала. Это могут быть слова, сказанные намеренно громко или «чужим» голосом, могут быть и действия, привлекающие внимание своей экстравагантностью.

Вторым приемом привлечения и концентрации внимания является так называемый прием «завлечения». Суть его заключается в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например, очень тихо, очень непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушающему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий «завлекает» слушающего «в свои сети». В этом приеме говорящий как бы провоцирует слушающего самого применить способы концентрации внимания и потом их использует.

Еще одним важным приемом «сбора» внимания является установление зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его силу, они «обводят аудиторию взглядом», смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории и кивают им и т. д. Установление зрительного контакта — прием, широко используемый в любом общении, — не только в массовом, но и в личном, интимном, деловом и т. д. Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно «уходя» от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться, любой разговор начинается со взаимного зрительного контакта.

Поддержание внимания. Вторая задача управления вниманием — поддержание его во время всего общения. Умение поддерживать внимание, по сути, связано с осознанием тех же факторов, которые использовались при привлечении внимания, но на этот раз — это борьба с тем, чтобы внимание другого

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | МЬ 2

отвлекалось какими-то «чужими», не от нас исходящими стимулами.

Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним по отношению к данному взаимодействию стимулом — громким стуком двери, визгом тормозов проезжающей за окном машины, интересным разговором соседей, ярким плакатом на стене, собственными размышлениями не по теме и т. д. Первая группа приемов поддержания внимания в сущности сводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально «изолироваться» от них. Поэтому эту группу можно назвать приемами «изоляции». Когда мы хотим спокойно поговорить с кем-то, мы отводим его в сторону (от возможных отвлекающих воздействий), уединяемся (чем меньше людей вокруг, тем больше мы можем уделить внимания друг другу). Всем известно, как тяжело и малоуспешно общение «под телевизор» или среди всеобщего (например, застольного) разговора. Поэтому все конкретные способы «изоляции» в целом повышают успех общения.

Если, с точки зрения говорящего, максимум, что он может сделать — это изолировать общение от внешних факторов, то для слушающего актуально и умение изолироваться от внутренних факторов. Чаще всего помехи выражаются в том, что собеседник, вместо того чтобы внимательно слушать говорящего, занят йодготовкой собственной репЛйкй, об= думыванием аргументов, додумыванием предыдущей мысли собеседника или же просто ожиданием конца его речи, чтобы вступить самому. В любом из этих случаев результат один — внимание слушающего отвлекается на себя, «внутрь», он что-то пропускает, и продуктивность общения падает. Поэтому приемом «изоляции» для слушающего являются навыки собственного слушания, умения не отвлекаться на свои мысли и не терять информацию.

одна группа приемов поддержания внимания — это приемы «навязывания ритма». Внимание человека постоянно колеблется, как бы мерцает, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно неотвратимо будет ускользать, переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому отвлечению монотонное, однообразное изложение. Когда наш собеседник говорит монотонно, без выражения, «как пономарь», то даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается удержать его, тем сильнее клонит в сон. Преодоление такого рода препятствий заключено в попыт-

ке говорящего «взять в свои руки» колебания внимания слушающего. Именно здесь и применяются приемы «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительнее, «с нажимом», то скороговоркой, нейтрально, говорящий как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться на монотонном отрезке и что-то пропустить.

Следующая группа приемов — так называемые «приемы акцентировки». Они применяются в тех случаях, когда надо особо обратить внимание партнера на определенные важные моменты в сообщении, ситуации ит. п. «Приемы акцентировки» условно можно разделить на прямые и косвенные. Прямая акцентировка достигается за счет употребления различных служебных фраз, смысл которых и составляет привлечение внимания, таких, например, как «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. и т. п. Косвенная акцентировка достигается за счет того, что места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего «строя» общения за счет контраста — они «организуются» таким образом, чтобы контрастировать с окружающим фоном и поэтому «автоматически» привлекать внимание.

Управление вниманием в общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если эффективность воздействия на него существенна, если он хочет услышать и увидеть именно то, что говорит и делает говорящий, а не что-то другое, он должен уметь управлять своим вниманием.

Преодоление фонетического барьера.

Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т. д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает «проходимость» информации, оптимизирует коммуникацию. В общении каждый, насколько это возможно, стремится их выполнять. Однако, кроме перечисленных общих пожеланий, можно указать и некоторые вполне конкретные закономерности восприятия речи другого, которые помогут определить, что такое «лучшая» фонетика в каждом отдельном случае. Такого рода закономерности выявлены в многочисленных экспериментах, посвященных изучению различных физических характеристик коммуника-

ции — темпа и скорости речи, качества дикции и произношения и т. д.

Рассмотрим оптимальные значения параметров наиболее полного восприятия. Например, какова оптимальная скорость речи? Оказалось, что она зависит от многих переменных. От степени знания языка — чем хуже знает человек язык, тем медленнее надо говорить (маленькие дети, к примеру, очень плохо понимают быструю речь). Оптимальная скорость речи зависит и от степени знакомства с содержанием — чем хуже человек знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить. На восприятие быстрой или медленной речи влияют: образование (чем оно выше, тем лучше слушающий понимает быструю речь), принятые нормы (в разных странах говорят с различной скоростью), возраст, индивидуальные особенности. Разумеется, многие учитывают эти особенности интуитивно, но иногда это надо делать осознанно. Особенно, если предстоит разговор не с одним человеком, а с большой аудиторией: скажем, люди пожилые поймут хуже быструю речь, а молодые — медленную.

Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя .

Но, конечно, самым важным является просто не забывать о существовании этого барьера. Практически у каждого человека хватит опыта и знаний, чтобы преодолеть этот барьер, если он будет относиться к нему со вниманием [1].

Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. В определенном смысле вообще принципиально невозможно наличие одинаковых тезаурусов у разных людей. Но из этого не следует, что невозможно и взаимопонимание. Конечно, в любом общении в процессе понимания всегда есть какое-то несоответствие — каждое слово, каждое сообщение будет иметь для воспринимающего чуть-чуть другой, новый смысл. Однако важно, чтобы это «чуть-чуть» не превращалось в

«совсем». Если человек понял совсем не то, что ему сказали, то можно говорить о семантическом барьере и о неэффективной коммуникации. Что же позволяет преодолеть этот барьер?

Прежде всего это возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. В сущности в этом нет ничего невозможного — мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно. Вряд ли кто-нибудь в беседе с ребенком будет употреблять специальные термины — очевидно, что он их не поймет. Объясняя какую-нибудь специальную проблему непрофессионалу, мы также будем стараться говорить на доступном его пониманию языке. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов.

Мы постоянно недооцениваем разность тезаурусов, исходя из презумпции «все всё понимают, как я». Между тем правильно как раз обратное: все всё понимают по-своему. При таком подходе мы предпринимаем определенные усилия: либо говорим максимально просто, либо заранее договариваемся о понимании ключевых моментов. ИхМенно так происходит в общении с детьми — единственной категорией партнеров, о которой мы точно знаем, что они все понимают не так, как мы. Такой же тактики надо придерживаться и в любом другом случае, если мы не хотим, чтобы нас понимали неправильно [1].

Преодоление стилистического барьера. Действие этого барьера сводится к тому, что стилевые характеристики сообщения могут препятствовать его восприятию. Если стиль коммуникации «плохой» — неуместный, слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем не соответствующий содержанию, то слушающий его не понимает (или отказывается, не хочет понимать). Напомним, что стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию, отсюда — преодоление данного барьера связано с соответствием формы содержанию. Иными словами, чтобы быть хорошо воспринимаемым, сообщение должно быть хорошо изложено, построено.

Таким образом, процесс преодоления коммуникативных барьеров в процессе межличностного общения требует времени и сил со стороны обоих субъектов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Крижанская Ю. С. Преодоление барьеров непонимания / Ю. С. Крижанская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/06/07/preodolenie_barerov_ neponimanija.html. — Загл. с экрана.

126 ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Мв 2

2. Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история / Б. Ф. Поршнев // История и психология. — М. : Наука, 1971. - С. 7-35.

3. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. — М. : Наука, 1979. - 155 с.

4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 544 с.

5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. — СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.

6. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. — М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

Поступила 11.05.t1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Е. В. Арсентьева, Ю. М. Чукмарова

Общенйе является ОСНОВОЙ нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, Чувства, желания, отношение к людям И многое другое. Человек живет в реальном мире, зависим от реального мира, всю полноту общения он не сможет вместить в отдельную часть мира, называемую вйртуальйОЙ* Познание реально существующего мира, его нераскрытых закономерностей требует реального присутствия человека.

Человечество прошло огромный путь от темных времен каменного века до последних информационных технологий. Нельзя забывать о том, что человечество никогда не стояло на месте. Именно поэтому все в мире модернизировалось и изменялось. Этб касается нё только условий жизни, но и неотъемлемых ее атрибутов. Двадцать первый век принес нам ряд новых открытий. И сегодня мы уже не мыслим своей жизни без них. Среди них = Интернет. Сеть стала еамым настоящим Эпохальным событием. Она открыла очень широкие возможности перед каждым из пользователей. Служба моментальной доставки сообщений помогла миллионам людей общаться Друг с другом Ж огромных расстояниях. Сегодня важную роль интернет-технологий йбййМШТ й йспользуйэт не только компьютёрйШй, специалисты, преподаватели, но и студенты, и школьники. Каждому пользователю Интернета известно, что такое электронная почта. Название говорит само за себя. С помощью Электронной почты письмо дойдет до адресата, находяще-

гося, скажем, на другом конце земного шара, максимум за час. КонёЧйО, многих людей такое общение затягивает, заманивает. Не нужно идти, ехать куда-то, не нужно откладывать свои дела, не нужно думать, как вести себя при встрече. И люди начинают погружаться в нёго целиком, Тем самым, уходя от реального мира общения.

Так что именно толкает молодых людей к бегству в виртуальные компьютерные миры? Какие неблагополучия действуют на йй* угнетающе в реальном мире? От чего прячется человек, зависимый от компьютера? Что можно предпринять, чтобы помочь вырваться из плена пагубных иллюзий?

Актуальность исследования состоит в том, что у большинства молодежи существует масса проблем в реализации себя. И чем больше проблем, чем серьезнее внутрилично-стные и межличностные конфликты, тем привлекательнее становится мир компьютерных грез. Ведь виртуальные миры — это особое психологическое «пространство», в котором молодые люди субъективно достигают целей,

С Е. В. Арсентьева, Ю. М. Чукмарова, 2011

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.