32_PEDAGOGICAL SOEMCES / <<Ш11ШЗДУМ"^©УГМА1>>#2(263,2(Ш
УДК:61+378:614.254
Насонова Н.А.,
кандидат медицинских наук Соколов Д.А., кандидат медицинских наук Гудков Н.Ю.
ФГБОУ ВО «ВГМУ им.Н.Н.Бурденко» Минздрава России, г. Воронеж, Россия
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ ПУТЕМ КОНТРОЛЯ УСВАИВАНИЯ МАТЕРИАЛА.
Nasonova N.A., Sokolov D.A., Gudkov N.U.
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
WAYS TO IMPROVE THE KNOWLEDGE OF STUDENTS IN PRACTICAL CLASSES AT THE UNIVERSITY BY CONTROLLING THE LEARNING OF THE MATERIAL.
Аннотация
Покидая стены школы, будущие студенты слабо представляют себе требования, предъявляемые высшим учебным к обучающимся в нем студентам и сложность обучения в медицинском вузе. Столкнувшись с сложностями обучения, огромным объемом нового, ранее не известного обучающимся материала, студенты часто теряют мотивацию учиться и, как правило, интерес к учебе. Таким образом, задачей преподавателя является поиск эффективных путей совершенствования качества подготовки студентов во время учебы в университете.
Abstract
Leaving the walls of the school, future students are poorly aware of the requirements of higher education for students studying in it and the complexity of studying in a medical school. Faced with the difficulties of learning, a huge amount of new, previously unknown student material, students often lose their motivation to learn and, as a rule, their interest in learning. Thus, the task of the teacher is to find effective ways to improve the quality of student training while studying at the university.
Ключевые слова: студент, обучение, преподаватель, университет, знания.
Key words: student, learning, teacher, university, knowledge.
Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач [3, с. 65]. Все эти моменты в полной мере проявляются во время проведения практического занятия в условиях кафедры [6, с. 63]. Именно в процессе практического занятия преподаватель способен оценить динамику усвоения учебного материала, реальный уровень владения системой знаний, умений и навыков студентами и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса [5, с. 237].
При этом студенты должны быть готовы к тому, что преподаватель может провести контроль уровня знаний предыдущей темы [4, с. 214]. Повышение эффективности контроля знаний студентов представляет собой одну из главных задач в работе преподавателя, поскольку от качества усвоения знаний, умений и навыков, овладения опытом творческой деятельности напрямую зависит качество подготовки будущего специалиста [2, с. 280].
Контроль знаний студентов на практических занятиях занимает особое место среди способов определения уровня знаний по изучаемой дисциплине. В идеале, контроль должен проводится на каждом занятии, при этом преподаватель может менять способы контроля, применяя различные способы выяснения исходного и итогового уровня знаний [7, с. 218].
Такими способами определения уровня знаний может быть тестовый контроль, устный опрос или письменное изложение отдельных разделом изучаемого материала [8, с. 477]. Чередование различных методов определения уровня знаний является более объективным и результативным в плане усвоения новых знаний студентами. Разные студенты по-разному воспринимают полученные знания, современное образование стремится к индивидуальному подходу к обучающимся, таким образом, применяя различные методы контроля уровня полученных знаний, мы стремимся раскрыть способности, присущие конкретному студенту и направить образовательный процесс по пути наибольшей эффективности [1, с. 5].
Литература:
1. Алексеева Н.Т. Компетентностный подход при преподавании анатомии человека / Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова, Д.Б. Никитюк, А.Г. Кварацхе-лия // Медицинское образование XXI века: компе-тентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: сб. матер. Республиканской научно -практической конференции с международным участием. Витебский государственный медицинский университет. 2017. С. 5-7.
2. Заварзин А.А. Первичные аспекты формирования академической компетенции студентов в медицинском вузе / А.А. Заварзин, С.О. Фетисов, В.В. Минасян // Медицинское образование XXI
<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#М2&)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SGQIMGIS
века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: Сб. матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Витебск, 2017. - С. 280-282.
3. Ильичева В.Н. Проблемы профессионального образования в России / В.Н. Ильичева, Е.В. Белов, Н.А. Насонова // Педагогические и социологические аспекты образования: матер. международной научно-практической конф. - 2018. - С. 65-66.
4. Карандеева А.М. Значение самостоятельной работы студентов при изучении анатомии человека / А.М. Карандеева // Проблемы современной морфологии человека: сб. научн. тр., посвящ. 90-летию кафедры анатомии ГЦОЛИФК и 85-летию со дня рождения засл. деят. науки РФ, чл. -корр. РАМН, проф. Б.А. Никитюка. - 2018. - С. 214-216.
5. Кварацхелия А.Г. Формирование мотиваций профессиональной деятельности и компетент-ностный подход при работе со студентами медицинского вуза / А.Г. Кварацхелия, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова, Н.Т. Алексеева // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2016. Т. 6. № 3. С. 237-239.
УДК 378.147:004.738.5(477)
33
6. Насонова Н.А. Роль преподавателя в формировании мотивации к обучению студентов медицинских вузов / Н.А. Насонова, В.В. Минасян, А.А. Заварзин, Н.Н. Писарев, О.П. Гундарова // Матер. межрегиональной заочн. научно-практической Интернет-конференции, посвящ. 90-летию со дня рожд. первого зав. каф. анатомии с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии д-ра мед. наук, проф. А. В. Краева: Сб. научн. статей. -Киров, 2018. -С. 63-66.
7. Писарев Н.Н. Значение визуализации в преподавании анатомии человека / Н.Н Писарев, А.М. Карандеева, М.Ю. Соболева, Л.А. Лопатина // Морфология. - 2018. - Т. 153, № 3. - С. 218-218а.
8. Фетисов С.О. Проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе самостоятельной работе студентов, обучающихся на иностранном языке / С.О. Фетисов, А.М. Каранде-ева, М.Ю. Соболева // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: сб. матер. Республиканской научно-практич. конф. с международн. участ. Витебский гос. мед. ун-т. - 2017. - С. 477479.
Oliinyk О, Filipova L., Shelestova A.
Kharkiv State Academy of Culture, Kharkiv, Ukraine
DISTANCE LEARNING INTERNATIONAL MODELS AND PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION IN UKRAINIAN UNIVERSITIES
Abstract
The article deals with international experience in application of different projects and models of the Distance Learning (DL). The authors analyze three types of distance learning institutions and outline the problems of DL implementing in Ukrainian universities. This paper also examines the choice of a distance learning information system (DLIS). An effective DL information system should ensure the construction of a single information and communication environment, through the existence of its complex organization ofpersonnel management, performance evaluation, and regulation of knowledge and skills of users. This analysis of different DLISes made it possible to distinguish the ones the functional capabilities of which are oriented to the needs of university education in Ukraine. The article describes the ways the distance learning form has been integratedfor more than fifteen years in Ukraine, namely, in the universities in Kharkiv. The proposals for possible ways to overcome existing problems are developed.
Keywords: distance learning, international experience, university education, Ukrainian universities, DL information systems, implementation of DL
Introduction
At the present stage of globalization and informatization, there is a need for modernization of the system of higher education. An important task of higher education institutions is the training of a highly skilled specialist capable of self-development and self-improvement in accordance with the requirements of the European and world labor markets. Since in the modern world considerable attention is paid to the need for lifelong learning, it becomes important and relevant to introduce distance learning, which for the future specialist becomes a prerequisite for professional success. Thanks to various means of distance learning, a new learning environment is created in which students feel an integral part of their team, which increases their motivation to study. In turn, teachers must have the skills to create and maintain such a learning environment, to
develop strategies for active interaction between participants in the learning process, to enhance the student's creative activity and their own qualifications.
Foreign experience has many projects and models of the Distance Learning (DL), and they certainly can be useful for its implementation in the Ukrainian educational environment, under the condition of taking into consideration national peculiarities of the development of the educational process.
As distance education depends on the effective use of information and computer technology (ICTs), it requires a system organization for effective management. The system of distance education requires the use of all human and technological resources. This system has some subsystems, the most important of which are the subsystems of design, educational process and student