Научная статья на тему 'Важность знаний вариантной анатомии периферической нервной и сосудистой систем в связи с их вариабельностью для студентов медицинского вуза'

Важность знаний вариантной анатомии периферической нервной и сосудистой систем в связи с их вариабельностью для студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
анатомия / студент / обучение / вариант / норма / anatomy / student / training / option / norm

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ильичева В. Н., Карандеева А. М., Соболева М. Ю., Соломатин Д. А.

В настоящее время важным и перспективным направлением в нормальной анатомии человека явля-ется вариантная анатомия различных систем и органов нашего организма. Знание вариантов ветвления и хода нервных и сосудистых структур необходимо для врача любой специальности, особенно хирургиче-ского направления. Изучение этой важной темы начинается уже с первого курса на кафедре нормальной анатомии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF KNOWLEDGE OF VARIANT ANATOMY OF THE PERIPHERAL NERVOUS AND VASCULAR SYSTEMS IN CONNECTION WITH THEIR VARIABILITY FOR MEDICAL STUDENTS

Currently, an important and promising direction in the normal human anatomy is the variant anatomy of various systems and organs of our body. Knowledge of branching options and the progress of the nervous and vascular structures is necessary for a doctor of any specialty, especially surgical. The study of this important topic begins with the first course at the department of normal human anatomy

Текст научной работы на тему «Важность знаний вариантной анатомии периферической нервной и сосудистой систем в связи с их вариабельностью для студентов медицинского вуза»

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SGQEMgl

29

12. Романова М. М. К вопросу о нравственном воспитании студентов медицинского университета / М. М. Романова, А. А. Зуйкова, О. Н. Красноруц-кая // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 63. С. 79-84.

13. Романова М. М. О проблемах адапатации студентов / М. М. Романова, А. А. Зуйкова, О. Ю. Ширяев, О. Н. Красноруцкая // Прикладные информационные аспекты медицины. 2016. Т. 19. № 1. С. 99-103.

14. Рябинина Е. И. Начальные этапы формирования конкурентоспособности выпускника вуза / Е. И. Рябинина, Е. Е. Зотова, Н. И. Пономарева, Г. И. Шведов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014.№ 3. С. 87-91.

15. Соколов Д. А. Повышение уровня знаний по анатомии человека / Д. А. Соколов, А. Г. Ква-рацхелия, Ж. А. Анохина // Морфология. 2017. Т. 151. № 3. С. 106-106а.

УДК:61+378:614.2

Ильичева В.Н., Карандеева А.М., Соболева М.Ю., Соломатин Д.А.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, Россия

ВАЖНОСТЬ ЗНАНИЙ ВАРИАНТНОЙ АНАТОМИИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ И СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ В СВЯЗИ С ИХ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ilicheva V.N., Karandeeva A.M., Soboleva M. Yu., Solomatin D.A.

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russia

THE IMPORTANCE OF KNOWLEDGE OF VARIANT ANATOMY OF THE PERIPHERAL NERVOUS AND VASCULAR SYSTEMS IN CONNECTION WITH THEIR VARIABILITY FOR

MEDICAL STUDENTS

Аннотация:

В настоящее время важным и перспективным направлением в нормальной анатомии человека является вариантная анатомия различных систем и органов нашего организма. Знание вариантов ветвления и хода нервных и сосудистых структур необходимо для врача любой специальности, особенно хирургического направления. Изучение этой важной темы начинается уже с первого курса на кафедре нормальной анатомии человека.

Abstract:

Currently, an important and promising direction in the normal human anatomy is the variant anatomy of various systems and organs of our body. Knowledge of branching options and the progress of the nervous and vascular structures is necessary for a doctor of any specialty, especially surgical. The study of this important topic begins with the first course at the department of normal human anatomy.

Ключевые слова: анатомия, студент, обучение, вариант, норма.

Key words: anatomy, student, training, option, norm.

Анатомия человека является сложной наукой для освоения студентами младших курсов [3, с. 183]. Помимо того, что обучающимся приходится запоминать огромный объем незнакомого им ранее материала [4, с. 107], они впервые сталкиваются с анатомической номенклатурой, то есть списком терминов на латинском языке [1, с. 553].

Тем не менее, нормальная анатомия человека является достаточно точной наукой, строение тела человека имеет стандартный набор костных элементов, систем и органов. Но также часто обучающиеся сталкиваются в работе с натуральными материалами с понятием «вариантная анатомия» [9, с. 262].

Вариантная анатомия относится к норме, в отличие от аномалий расположения и развития различных анатомических структур [12, с. 47]. В настоящее время исследование вариантов ветвления и расположения нервных и сосудистых образований является крайне важным и актуальным направлением нормальной анатомии человека. Знание основных вариантов периферической нервной системы и сосудистой системы является крайне важным в работе хирургов различного профиля, так как может привести к разнообразным осложнениям в процессе оперативного вмешательства в любом отделе тела человека.

Варианты строения и расположения могут наблюдаться в самых разных системах и органах

PEDAGOGICAL SCHNC1S / <<ШУШШ1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2©1]9

30_

нашего организма, но наиболее часто встречаются именно в периферической нервной и сосудистой системах. Практически в каждом трупном материале, препарируемом на кафедре нормальной анатомии человека, можно обнаружить тот или иной вариант расположения и отхождения вышеуказанных структур, что затрудняет самостоятельную подготовку студентов к соответствующим занятиям [6, с. 326]. Задача преподавателя заключается в объяснении варианта расположения сосуда или нерва, а также в рассказе и, если это возможно, показе нормального хода сосудистых и нервных образований [7, с. 31]. Для того, чтобы избежать ошибки при определении конкретного сосуда или нерва, преподаватель должен делать упор на знание области иннервации или кровоснабжения, куда должен устремляться сосудистый или нервный элемент [8, с. 17].

При этом отмечается, что крупные сосуды или нервы менее подвержены вариантным особенностям, в отличие от их более мелких ответвлений [2, с. 19]. Кроме того, достаточно часто встречается отсутствие или аномальное отхождение различных сосудисто-нервных структур, что несомненно трудно предугадать в процессе оперативного вмешательства, если до этого момента данная аномалия не была выявлена путем специальных методов исследования у больного [10, с. 61].

Таким образом, уже на первом курсе обучения в высшем учебном заведении медицинского профиля студенты могут столкнуться с различными вариантами расположения и хода нервных и сосудистых структур, знание этого является крайне важным в их дальнейшей профессиональной деятельности [11, с. 63] и поможет избежать врачебных ошибок и осложнений в процессе различных оперативных вмешательств [5, с. 65].

Список литературы:

1. Алексеева Н. Т. Роль латинского языка в медицинской терминологии / Н. Т. Алексеева, С. В. Клочкова, Д. Б. Никитюк, А. Г. Кварацхелия // Инновационные обучающие технологии в медицине: сб. матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. -2017. - С. 553-556.

2. Анохина Ж. А. Особенности топографии и ветвления плечевой артерии / Ж. А. Анохина, Н. А. Насонова, К. Н. Коротких, И. С. Беленов,

A. В. Белоусова // Морфология - науке и практической медицине: сб. научн. тр., посвящ. 100-летию ВГМУ им. Н. Н. Бурденко; под ред. И. Э. Есау-ленко. - 2018. - С. 19-24.

3. Ильичева В. Н. Здоровьесбережение в студенческой среде высшей медицинской школы /

B. Н. Ильичева, Д. А. Соколов, Н. А. Насонова, Н. Н. Писарев // Инновационные обучающие технологии в медицине: сб. матер. Республиканской научно-практической конф. с международным участием. - 2017. - С. 183-185.

4. Ильичева В. Н. Проблемное обучение анатомии человека на медико-профилактическом фа-

культете / В. Н. Ильичева, Н. А. Насонова, В. В. Ми-насян // Морфология - науке и практической медицине: сб. научн. тр., посвящ. 100-летию ВГМУ им. Н. Н. Бурденко; под ред. И. Э. Есауленко. - 2018. -С. 107-109.

5. Ильичева В. Н. Проблемы профессионального образования в России / В. Н. Ильичева, Е. В. Белов, Н. А. Насонова // Педагогические и социологические аспекты образования: матер. международной научно-практической конф. - 2018. -С. 65-66.

6. Кварацхелия А. Г. Препарирование - от традиции к современным тенденциям / А. Г. Кварацхелия, Н. В. Соколова, О. П. Гундарова, А. М. Каран-деева, М. Ю. Соболева, Н. В. Маслов, Д. А. Соколов, Н. А. Насонова // Единство науки, образования и практики - медицине будущего: сб. научных трудов, посвященный 110-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора Д. А. Жданова и 260-летию ПМГМУ им. И. М. Сеченова. 2018. С. 326-330.

7. Насонова Н. А. О проблемах повышения профессионального образования преподавателей-морфологов / Н. А. Насонова, Д. А. Соколов, Н. Н. Писарев, В. В. Минасян // Журнал анатомии и гистопатологии. -2017. -Т. 6, № S. -С. 31-32.

8. Насонова Н. А. Преподаватель - ключевая фигура в процессе формирования успешной модели специалиста / Н. А. Насонова, А. М. Карандеева, М. Ю. Соболева // Colloquium-journal. - 2018. -№ 12-3 (23). - С. 17-18.

9. Насонова Н. А. Редкий вариант аномалии мышечной системы - грудинная мышца / Н. А. Насонова, Д. А. Соколов, Ж. А. Анохина, А. А. Заварзин, Н. Н. Писарев, А. А. Сулейманов, Т. Р. Коченов, Р. В. Добычин // Морфология - науке и практической медицине: сб. научн. тр., посвящ. 100-летию ВГМУ им. Н. Н. Бурденко; под ред. И. Э. Есауленко. - 2018. - С. 262-265.

10. Насонова Н. А. Редкий вариант аномалии сосудистой системы / Н. А. Насонова, А. А. Сулей-манов, Т. Р. Коченов, Р. В. Добычин // Проблемы современной морфологии человека: сб. научн. тр., посвящ. 90-летию кафедры анатомии ГЦОЛИФК и 85-летию со дня рождения засл. деят. науки РФ, чл.-корр. РАМН, проф. Б. А. Никитюка. - 2018. - С. 6162.

11. Насонова Н. А. Роль преподавателя в формировании мотивации к обучению студентов медицинских вузов / Н. А. Насонова, В. В. Минасян, А. А. Заварзин, Н. Н. Писарев, О. П. Гундарова // Матер. межрегиональной заочн. научно-практической Интернет-конференции, посвящ. 90-летию со дня рожд. первого зав. каф. анатомии с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии д-ра мед. наук, проф. А. В. Краева: Сб. научн. статей. -Киров, 2018. -С. 63-66.

12. Соколов Д. А. Морфологическая изменчивость мозолистого тела человека / Д. А. Соколов, А. Д. Чертова, С. Ю. Дуров, Н. А. Насонова // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2014. - Т. 3, № 2. - С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.