Научная статья на тему 'Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студента первого курса медицинского вуза. '

Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студента первого курса медицинского вуза. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
студент / обучение / преподаватель / университет / знания / student / learning / teacher / university / knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонова Н. А., Анохина Ж. А., Соколов Д. А., Волкова К. А.

Школьники 10 и 11 классов начинают задумываться о профессиональном самоопределении при обучении в выпускных классах школы. Учителя, обучающие школьников старших классов, помогают им определиться с будущим профессиональным направлением их жизни, но, помимо этого, большую роль играет мнение родителей или старших товарищей, имеющих влияние на будущих абитуриентов. Определившись с будущей профессией и вузом, в котором школьникам предстоит обучаться, они начинают обращать внимание на подготовку к профильным экзаменам, которые позволят им поступить в выбранный университет. Если абитуриент успешно справляется с итоговой государственной аттестацией и успешно поступает в выбранное высшее учебное заведение, то это не является конечным этапом профессионального самоопределения будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насонова Н. А., Анохина Ж. А., Соколов Д. А., Волкова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TEACHER IN THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE FIRST COURSE OF A MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION.

Schoolchildren of the 10th and 11th grades start to think about professional self-determination while studying in graduation classes of the school. Teachers who teach high school students help them decide on the future professional direction of their life, but, in addition, the opinion of parents or senior friends who have an influence on future students plays a big role. Having decided on a future profession and a higher educational institution in which schoolchildren are to study, they begin to pay attention to the preparation for specialized exams, which will allow them to enter the selected university. If the applicant successfully copes with the final state certification and successfully enters the selected institution of higher education, this is not the final stage of the professional selfdetermination of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студента первого курса медицинского вуза. »

30 PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#2126)),2(0]9

УДК:304.442

Насонова Н.А.,

кандидат медицинских наук

Анохина Ж.А., кандидат биологических наук Соколов Д.А., кандидат медицинских наук Волкова К.А.

ФГБОУ ВО «ВГМУ им.Н.Н.Бурденко» Минздрава России, г. Воронеж, Россия

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТА

ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА.

Nasonova N.A., Anohina J.A., Sokolov D.A., Volkova K.A.

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

THE ROLE OF THE TEACHER IN THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE FIRST COURSE OF A MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION.

Аннотация

Школьники 10 и 11 классов начинают задумываться о профессиональном самоопределении при обучении в выпускных классах школы. Учителя, обучающие школьников старших классов, помогают им определиться с будущим профессиональным направлением их жизни, но, помимо этого, большую роль играет мнение родителей или старших товарищей, имеющих влияние на будущих абитуриентов. Определившись с будущей профессией и вузом, в котором школьникам предстоит обучаться, они начинают обращать внимание на подготовку к профильным экзаменам, которые позволят им поступить в выбранный университет. Если абитуриент успешно справляется с итоговой государственной аттестацией и успешно поступает в выбранное высшее учебное заведение, то это не является конечным этапом профессионального самоопределения будущего специалиста.

Abstract

Schoolchildren of the 10th and 11th grades start to think about professional self-determination while studying in graduation classes of the school. Teachers who teach high school students help them decide on the future professional direction of their life, but, in addition, the opinion ofparents or senior friends who have an influence on future students plays a big role. Having decided on a future profession and a higher educational institution in which schoolchildren are to study, they begin to pay attention to the preparation for specialized exams, which will allow them to enter the selected university. If the applicant successfully copes with the final state certification and successfully enters the selected institution of higher education, this is not the final stage of the professional self-determination of the future specialist.

Ключевые слова: студент, обучение, преподаватель, университет, знания.

Key words: student, learning, teacher, university, knowledge

В Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко подготовка будущих медицинских работников ведется по более чем 60 специальностям терапевтического, хирургического и медико-профилактического профилей [4, с. 107].

Узкую профильную специальность студенты выбирают уже после получения диплома и завершения обучения в медицинском университете, получая постдипломное образование по выбранной специальности [9, с. 22а]. Обучение студентов происходит на 4 основных факультетах: лечебный, педиатрический, стоматологический и медико-профилактический. На лечебном факультете студенты проходят одинаковую учебную программу, независимо от того, хотят ли они стать после окончания учебы травматологом, гинекологом или специалистом другого профиля. Но к 6 курсу студенты должны определиться с будущей специализацией,

чтобы дальше продолжить свое обучение по выбранному профилю.

Поступая на 1 курс, студенты обычно идеализируют медицинскую профессию [1, с. 221], имея предпочтение той или иной будущей специальности. Достаточно часто, спустя годы обучения, их предпочтения меняются кардинально и будущий доктор отдает предпочтение совершенно иной медицинской специальности, нежели той, с мечтами о которой он поступил на первый курс [13, с. 581].

Задача преподавателя заключается в помощи будущему доктору определиться с профессиональным направлением [5, с. 157] и делать это следует уже на первых курсах обучения студента [3, с. 323]. Если студент проявляет интерес к хирургическому профилю медицинской профессии, то на кафедре нормальной анатомии существует кружок препарирования [14, с. 218], где обучающийся может представить себя в роли хирурга и под руководством

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#2î2â),2@19 / PEDAGOGICAL ЮИШ

преподавателя участвовать в изготовлении влажных анатомических препаратов [12, с. 213].

Помимо этого, часто студенты участвуют в работе научно-исследовательской секции, где занимаются вариантной анатомией, что максимально приближено к специальностям терапевтического блока [11, с. 28]. Преподаватель должен помочь таким студентам максимально раскрыть их потенциал [6, с. 36], заинтересовать их и помочь студентам овладевать новыми дополнительными знаниями [10, с. 22], что позволит студентам определиться профессионально и развить их способности [8, с. 237].

Роль преподавателя в этом крайне важная, учитывая индивидуальный подход к обучающимся [7, с. 39], что в итоге позволит получить на выходе высокопрофессионального специалиста, заинтересованного в саморазвитии и оказании помощи людям, страдающим различными заболеваниями [2, с. 9].

Литература:

1. Алексеева Н.Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н.Т. Алексеева, А.М. Каранде-ева, А.Г. Кварацхелия, Ж.А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск. 2016. С. 221-224.

2. Алексеева Н.Т. Способы реализации общепрофессиональных компетенций при преподавании анатомии человека / Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова, Д.Б. Никитюк, А.Г. Кварацхелия // Медицина Кыргызстана. 2018. Т. 1. № 2. С. 9-11.

3. Ильичева В.Н. Взаимодействие в системе «преподаватель-студент» в высшей школе / В.Н. Ильичева, В.В. Минасян, Н.Н. Каверин // Единство науки, образования и практики - медицине будущего: сб. научных трудов, посвященный 110-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора Д.А. Жданова и 260-летию ПМГМУ им. И.М. Сеченова. 2018. С. 323-325.

4. Ильичева В.Н. Проблемное обучение анатомии человека на медико-профилактическом факультете / В.Н. Ильичева, Н.А. Насонова, В.В. Минасян // Морфология - науке и практической медицине: сб. научн. тр., посвящ. 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко; под ред. И.Э. Есауленко. - 2018. -С. 107-109.

5. Ильичева В.Н. Роль куратора в период адаптации студентов I курса / В.Н. Ильичева [и др.] // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018: матер. Всероссйиск. Научно-практич. конф.; под ред. Ж.В. Мурзиной. - 2018. - С. 157-159.

31

6. Карандеева А.М. Интеграция педагогики и медицины в системе профильного образования / А.М. Карандеева, А.Г. Кварацхелия, О.П. Гунда-рова // Colloquium-journal. 2018. № 11-5 (22). С. 3637.

7. Карандеева А.М. Нравственное воспитание студента как основа формирования личности врача / А.М. Карандеева, А.Г. Кварацхелия, Д.А. Соколов, Ж.А. Анохина // Colloquium-journal. 2018. № 11-5 (22). С. 39-40.

8. Кварацхелия А.Г. Формирование мотиваций профессиональной деятельности и компетент-ностный подход при работе со студентами медицинского вуза / А.Г. Кварацхелия, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова, Н.Т. Алексеева // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2016. Т. 6. № 3. С. 237-239.

9. Клочкова С.В. Непрерывное медицинское образование в свете современных тенденций / С.В. Клочкова, Н.Т. Алексеева, Д.Б. Никитюк // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № S. С. 22a.

10. Клочкова С.В. Тенденции медицинского образования в свете современных требований / С.В. Клочкова, Н.Т. Алексеева, Д.Б. Никитюк // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2017. - Т. 6, № S. - С. 22.

11. Маслов Н.В. Проблема мотивации студентов к изучению анатомии на первом курсе медицинского вуза / Н.В. Маслов, А.Г. Кварацхелия, О.П. Гундарова, Н.В. Сгибнева // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № S. С. 28.

12. Минасян В.В. Музейная педагогика как часть воспитательной работы преподавателя высшей школы / В.В. Минасян, Н.А. Насонова, Н.А. Ильичева |и др.] // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2018 г.) - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 213-214.

13. Насонова Н.А. Роль общекультурных компетенций в формировании личности выпускников медицинских вузов / Насонова Н.А., Писарев Н.Н., Бобровских А.М. // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: сб. матер. Республиканской научно-практич. конф. с международн. участ. Витебский гос. мед. ун-т. - 2017. - С. 581-583.

14. Писарев Н.Н. Значение визуализации в преподавании анатомии человека / Н.Н Писарев, А.М. Карандеева, М.Ю. Соболева, Л.А. Лопатина // Морфология. - 2018. - Т. 153, № 3. - С. 218-218а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.