Научная статья на тему 'Способы передачи антропонимов и эргонимов на английском языке в письменных переводах (из практики отечественных компаний Тюменской области)'

Способы передачи антропонимов и эргонимов на английском языке в письменных переводах (из практики отечественных компаний Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
335
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЕНА / NAMES / ОТЧЕСТВА / ФАМИЛИИ / НАИМЕНОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ / COMPANY NAMES / ПИСЬМЕННЫЙ ПЕРЕВОД / TRANSLATION / РУССКИЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ / HINTS FOR TRANSLATORS / PATRONYMICS / SURNAMES / RUSSIAN-ENGLISH LANGUAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шиликов С. И.

Рассматриваются способы передачи антропонимов и эргонимов на английском языке в письменных переводах. На материале отечественных компаний Тюменской области. В рамках сотрудничества Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области с кафедрой иностранных языков и Бюро переводов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF TRANSLATING NAMES, PATRONYMICS, SURNAMES AND COMPANY NAMES INTO ENGLISH (ON THE MATERIAL OF DOMESTIC COMPANIES OF TYUMEN REGION)

Ways of translating names, patronymics, surnames and company names into English are considered on the material of domestic companies of Tyumen region. The research is done within the framework of cooperation between the Department of Investment Policy and State Support of Entrepreneurship of Tyumen Region and the Chair of Foreign Languages, Translation Agency of Tyumen State Academy of World Economy, Management, and Law.

Текст научной работы на тему «Способы передачи антропонимов и эргонимов на английском языке в письменных переводах (из практики отечественных компаний Тюменской области)»

УДК 811.111

С.И. Шиликов

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ АНТРОПОНИМОВ И ЭРГОНИМОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ПИСЬМЕННЫХ ПЕРЕВОДАХ (ИЗ ПРАКТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассматриваются способы передачи антропонимов и эргонимов на английском языке в письменных переводах. На материале отечественных компаний Тюменской области. В рамках сотрудничества Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области с кафедрой иностранных языков и Бюро переводов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права».

Ключевые слова: имена, отчества, фамилии, наименования отечественных компаний, письменный перевод, русский язык, английский язык, рекомендации для переводчиков.

Известно, что передача имен, отчеств, фамилий, а также наименований отечественных компаний на английском языке вызывает определенную сложность как у профессиональных переводчиков, так и у специалистов компаний, вовлеченных в процесс письменной коммуникации. Это связано, во-первых, с отсутствием возможности найти полный, своевременно пополняемый справочник, в котором содержались бы однозначные эквиваленты переводных антропонимов и эргонимов. Во-вторых, производственные ономастические реалии, так же как и остальные социокультурные феномены, несут на себе ярко выраженный отпечаток своей эпохи, являясь ее продуктом и имея свойство к постоянному изменению своих форм. В-третьих, письменные переводы, в подавляющем большинстве случаев, осуществляются лицами, имеющими профессиональное языковое, но никак не переводческое образование. Очевидно и то, что в силу «молодого возраста» отечественного переводоведения в современной практике письменного общения подходы к передаче имен, отчеств, фамилий и наименований российских компаний на английском языке не всегда совпадают, поэтому нам видится, что актуально проанализировать способы перевода, к которым прибегают переводчики, и выбрать из них наиболее удачные.

Тюменская область в последнее десятилетие интенсивно расширяет свои международные контакты, следовательно, приведение перевода имен, отчеств, фамилий, а также наименований отечественных компаний с русского языка на английский язык в соответствии с международными стандартами стало реальной потребностью. Материалом для исследования послужили официальные данные Делового портала Департамента ин-

вестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (далее ДИПиПП ТО) [4] о ста компаниях, представляющих легкую промышленность, лесопромышленный и машиностроительный комплексы, строительную отрасль и имена, отчества, фамилии руководителей данных компаний. В качестве базы для осуществления письменных переводов, а также редактирования готовых переводов выступила, в том числе, кафедра иностранных языков и Бюро переводов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права».

Согласно данным ДИПиПП ТО за 2009 г. отечественные компании данных четырех отраслей, участвующие в основных направлениях внешнеэкономической деятельности Правительства Тюменской области, представлены 100 руководителями, среди которых 91 представитель мужского пола и 9 представителей женского пола. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», имена, отчества и фамилии руководителей тюменских компаний мы предпочли рассмотреть изолированно в алфавитном порядке.

Среди имен встречаются следующие: Азад, Александр, Алексей, Альмира, Анатолий, Андрей, Антон, Бахтияр, Булат, Валентина, Василий, Виктор, Виталий, Владимир, Вячеслав, Геннадий, Генрих, Георгий, Денис, Дмитрий, Евгений, Елена, Елизавета, Иван. Игорь, Ким, Константин, Лариса, Марат, Михаил, Наталья, Николай, Олег, Павел, Рашит, Риволь, Сергей, Татьяна, Эдуард и Юрий.

Передаче на английском языке чаще всего подлежит имя Сергей, т. к. оно встречается 14 раз. Вторую позицию занимают имена Александр и Владимир, встречающиеся по 7 раз. На третьем месте находятся имена Андрей и Олег, встречающиеся по 6 раз. На четвертом - имя Геннадий, которое встречается 5 раз. На пятом - имя Юрий, которое встречается 4 раза. На шестом - имена Василий, Виктор, Михаил и Николай, которые встречаются по 3 раза. На седьмом - имена Алексей, Анатолий, Денис, Евгений, Елена, Лариса и Эдуард, которые встречаются по 2 раза. Кроме того, сюда же можно отнести и информацию о компаниях без указания имен руководителей, встречающуюся также 2 раза. Остальные имена встречаются по одному разу (восьмое место). Необходимо отметить, что в одном случае имя вместе с отчеством представлено в форме инициалов (В .А.). Женские имена, как было указано выше, встречаются 9 раз: Альмира, Валентина, Елена (2 раза), Елизавета, Лариса (2 раза), Татьяна и Наталья.

Среди отчеств руководителей встречаются следующие: Александрович, Алексеевич, Анатольевич, Анатольевна, Анварович, Аркадьевич, Васильевич, Васильевна, Вафаевич, Викторович, Витальевич, Владимирович, Вячеславович, Геннадьевна, Георгиевич, Григорьевич, Григорьевна, Дмитриевич, Евстафьевич, Ибрагимович, Иванович, Ивановна, Исламовна, Камалович, Кимович, Михайлович, Михайловна, Музагитович, Николаевич, Оскарович, Павлович, Петрович, Романовна, Саакович, Савватеевич, Семенович, Сергеевич, Степанович, Тихонович, Федорович, Фер-даусович, Эдуардович, Юрьевич, Юсупович, Яковлевич и Ярославович.

Передаче на английском языке чаще всего подлежит отчество Владимирович, т. к. оно встречается 11 раз. Отчества Александрович и Николаевич встречаются по 6 раз (вторая позиция). Отчество Петрович встречается 5 раз (третья позиция). Отчества Григорьевич и Иванович встречаются по 4 раза (четвертая позиция). Отчества Алексеевич, Анатольевич, Аркадьевич, Васильевич, Павлович, Федорович и Юрьевич встречаются по 3 раза (пятая позиция). Отчества Васильевна, Викторович, Витальевич, Дмитриевич, Михайлович, Оскарович и Ярославович встречаются по 2 раза (шестая позиция). Кроме того, 2 раза встречается информация о компаниях без указания отчеств руководителей (седьмая позиция). Остальные отчества встречаются по одному разу (восьмая позиция). В одном случае отчество вместе с именем представлено в форме

инициалов (В.А.). Женские отчества, как и имена, встречаются 9 раз: Анатольевна, Васильевна (2 раза), Геннадьевна, Григорьевна, Ивановна, Исламовна, Михайловна и Романовна.

Среди фамилий руководителей встречаются следующие: Абрамов, Азаматов, Алямкин, Арта-новский, Бабаев, Батырбаев, Бертрам, Бондаренко, Братухин, Бузанкин, Бутко, Сидельников, Валигун, Волков, Галанов, Галиахметов, Гелюс, Горбунов, Гордеев, Горлатов, Губанов, Дубасов, Дудоев, Ерин, Ермощенко, Жежеленко, Заикин, Зеленцов, Зимнев, Злобин, Зорина, Ильяшова, Кайгородов, Калашников, Каримова, Кель, Киверин, Киреев, Коломейцева, Комаров, Кондратьева, Кореляков, Куваев, Кузнецов, Кузь, Кулешов, Кульчихин, Курышкин, Мамонтов, Марков, Медведев, Меньщиков, Миронов, Морев, Мухаметкулов, Недосеков, Немков, Нетт, Окунев, Остапчук, Парышев, Патраков, Перегонцев, Петровская, Петровский, Позднякова, Попруга, Рагозин, Размазин, Ревич, Рожков, Рябов, Сабиров, Савельев, Саммасов, Семенец, Смирнов, Соловьев, Супрун, Усольцев, Федин, Федоренко, Федоровских, Филиппов, Хайруллин, Хвесько, Черепанов, Чистяков и Шистеров.

Передаче на английском языке чаще всего подлежат фамилии Киверин, Кульчихин, Миронов, Нетт, Остапчук, Перегонцев и Размазин, т. к. они встречаются по 2 раза. 2 раза встречается информация о компаниях без указания фамилий руководителей. Остальные фамилии встречаются по одному разу. Фамилии, принадлежащие представительницам прекрасного пола, встречаются по-прежнему 9 раз: Бутко, Зорина, Ильяшова, Каримова, Коломейцева, Кондратьева, Петровская, Попруга и Позднякова.

Анализ текстов презентаций ряда тюменских компаний, представленных на сайте Делового портала ДИПиПП ТО, позволяет сделать вывод о том, что лица, осуществляющие письменные переводы, руководствуются в своей деятельности различными подходами при передаче антропонимов, что наглядно демонстрирует отсутствие единообразия в переводных текстах. Нам видится, что необходимо выделить основные моменты и рекомендации для переводчиков и, особенно, специалистов в сфере межъязыковой и межкультурной коммуникации, не имеющих вузовского переводческого образования, касательно передачи имен, отчеств и фамилий персонала отечественных компаний с русского языка на английский язык в письменных переводах.

1. Первое, что необходимо сделать, это установить правильное написание личного имени,

отчества и фамилии в именительном падеже на русском языке. Для этого необходимо ознакомиться с основными документами физического лица - свидетельством о рождении или паспортом гражданина Российской Федерации.

2. Имена, отчества и фамилии на английском языке должны писаться с прописной буквы (например, Иван - Ivan, а не ivan; Владимирович - Vladi-mirovich, а не vladimirovich; Патраков - Patrakov, а не patrakov).

3. Имя и отчество, указанные полностью (или только имя, если отчество опускается), на английском языке следует указывать перед фамилией (например, Oleg Ivanovich Smirnov или Oleg Smirnov, а не Smirnov Oleg Ivanovich и не Smirnov Oleg) в соответствии с традицией, принятой в письменности англоговорящих стран мира.

4. Сокращенные имя и отчество (или только сокращенное имя, если отчество опускается) следует указывать перед фамилией (например, O.I. Smirnov или O. Smirnov, а не Smirnov O.I. и не Smirnov O.). Однако данное правило (как и предыдущее) не распространяется на случаи передачи имен, отчеств и фамилий в библиографических ссылках, где закреплен иной порядок слов.

5. Сокращенные имя и отчество (или только сокращенное имя, если отчество опускается) следует писать отдельно от фамилии (например, O.I. Smirnov или O. Smirnov, а не O.I. Smirnov и не O. Smirnov).

6. Нам представляется, что в периодических изданиях в переводах с русского языка на английский имена предпочтительнее писать полностью. Однако это не распространяется на случаи передачи имен в библиографических ссылках и в деловой корреспонденции, где они, как правило, сокращаются до начальной буквы.

7. В том случае, когда возникает необходимость в международной письменной унификации собственных имён представителей отечественных компаний, их следует транслитерировать, а не передавать методом практической транскрипции.

8. Транслитерация должна происходить по Правилам транслитерации письма. Необходимо учитывать, что ГОСТ 16876-71 «Правила транслитерации букв кирилловского алфавита буквами латинского алфавита» был отменен 7 января 2002 г. и заменен тем же числом на ГОСТ 7.79-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом». Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 9-95 «Информация и докумен-

тация. Транслитерация кириллических букв латинскими. Славянские и неславянские языки» и распространяется на правила транслитерации средствами латинского алфавита отдельных букв, слов, выражений, а также связанных текстов на языках, письменность которых базируется на кирилловском алфавите. Правила согласно настоящему стандарту применяют везде, где требуется обеспечить однозначное представление кирилловского текста латинскими буквами и возможность алгоритмического восстановления текста в исходной кирилловской записи, в частности при передаче документов по компьютерным сетям. Настоящий стандарт не распространяется на правила передачи латинскими буквами звукового облика слов, записанных кириллицей [ГОСТ 7.79-2000].

9. Весьма удобным, на наш взгляд, является использование так называемых «конвертеров» (например, UTF-8 и Windows-1251), находящихся в ресурсах глобальной сети Интернет. В форму встроенного конвертера необходимо скопировать (или напечатать) имя собственное (или группу имен), выбрать направление перевода и нажать кнопку «Convert» (или «Конвертировать»). Каждый конвертер может справиться с текстом почти любого размера. Например, имя Александр в английском тексте будет выглядеть как Aleksandr, а не Alexandr; отчество Михайловна - Mikhajlovna, а не Mihailovna; фамилия Волков - Volkov, а не Wolkow и т. п. [URL: http://orwell.ru/info/ tools/scon_; URL: http://or-well.ru/info/tools/scon_02w].

10. Согласные латинского алфавита q, w, x при транслитерации не используются, т. к. они дублируются другими символами (q дублируется k, w - v, x - ks) [Суперанская 1978: 24].

11. Необходимо помнить и об отличиях транслитерации от практической транскрипции (см. табл. 1.)

12. Правила регулярной передачи имен, отчеств и фамилий закреплены в таблицах практической транскрипции с русского языка на английский [Ермолович 2005: 305-306].

13. В случае с практической транскрипцией для имен и фамилий не следует подыскивать английский аналог, например, имя Андрей в английском тексте должно выглядеть как Andrei, а не Andrew, Кузнецов - Kuznetsov, а не Smith и т. п.

14. При передаче на английский язык имен, отчеств и фамилий персонала отечественных компаний практическая транскрипция уместна только в том случае, если иной вариант не зафиксирован в качестве официального на английском языке в документах физического лица (за-

граничном паспорте, водительском удостоверении и т. п.) даже тогда, когда этот вариант содержит явные грамматические, пунктуационные, орфографические, переводческие ошибки [Гар-бовский 2004: 514-536], недочеты, неясности, погрешности [Латышев, Семенов 2005: 164-186].

Таблица 1

Отличия транслитерации от практической транскрипции

15. На английском языке следует передавать удвоенные согласные, содержащиеся в именах, отчествах и фамилиях представителей отечественных компаний, например, Геннадий - Gennady, а не Ое-паду; Савватеевич - 8аууагеуеу1сЬ, а не 8ауа-геуеуюЬ; Саммасов - 8ашшавоу, а не 8ашавоу.

16. Следует иметь в виду, что твердый знак (ъ) и мягкий знак (ь) в случае с практической транскрипцией (в отличие от транслитерации) на английском языке не передаются, например: имя Альмира - А1ш1га, а не Л1)ш1га, отчество Анатольевна - Лпа1о1уеупа, а не ЛпагоЦеупа, фамилия Кель - Ке1, а не Ке1)

Количество отечественных компаний Тюменской области достаточно велико. С целью изучения особенностей передачи их наименований на английском языке встает вопрос об определении места, занимаемого конкретной компанией в классификации принятых организационно-

правовых форм деятельности. Согласно данным ДИПиПП ТО за 2009 г. отечественные компании указанных выше четырёх отраслей, участвующие в основных направлениях внешнеэкономической деятельности Правительства Тюменской области, представлены следующими наименованиями:

A. Предприятия лёгкой промышленности:

1. Общества с ограниченной ответственностью: ООО «Тюменский завод обуви», ООО «Профиль», ООО «Сибирская ковровая фабрика», ООО «Ситцевый край», ООО «Тюменская овчин-но-меховая фабрика», ООО «Плюшевый рай», ООО «Силуэт», ООО «Тобольская швейная фабрика», ООО «Ишимская кожевенномеховая фабрика», ООО «ВТО»;

2. Открытые акционерные общества: ОАО Тюменская текстильная корпорация «Кросно»;

3. Закрытые акционерные общества: ЗАО ОПО «Восход».

Б. Предприятия лесопромышленного комплекса:

1. Общества с ограниченной ответственностью: ООО «КАРСИККО Тюмень», ООО «Тюменская лесопромышленная компания», ООО ПКФ "Сиблеспром", ООО «Инфлекс», ООО «Мебельная компания «Тура», ООО «КАРСИККО ДОМ»;

2. Открытые акционерные общества: ОАО "Тюменский фанерный комбинат", ОАО ДОК «Красный Октябрь», ОАО "Сибжилстрой", ОАО "Сибурлеспром", ОАО «Заречье», ОАО МПК «Атлант», ОАО «Упоровская мебельная фабрика»;

3. Закрытые акционерные общества: ЗАО «Загрос», ЗАО «Тюменский пироллизный завод», ЗАО РСУ "Сибстройкомп", ЗАО СП "Кедр", ЗАО «Мебельная фабрика «Интеди»;

4. Некоммерческие организации: некоммерческое партнерство «Ассоциация мебельщиков Тюменской области», некоммерческое партнерство «Ассоциация лесозаготовителей и деревообра-ботчиков Тюменской области».

B. Предприятия машиностроительного комплекса:

1. Общества с ограниченной ответственностью: ООО НПП «СибБурМаш», ООО «Сибирь Трейлер», ООО ПО «Тюменский станкостроительный завод», ООО «Тюменское УПП «Сибирь» всероссийского общества слепых», ООО «Югсон-Сервис», ООО «МашТрейд», ООО «Тю-менНИИгипрогаз»

2. Открытые акционерные общества: ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», ОАО «Тюменские моторостроители», ОАО «Нефтемаш»,

Буква Транслитерация Практическая транскрипция

е е уе - в начале слова; после другой гласной кроме и, ы; после ъ, ь

е - после согласной

е уо - основной вариант

е - после шипящих ж, ч, ш, щ

и 1 - основной вариант

1 - допустимый вариант после гласной (для отграничения от сочетания с й)

у1 - после ь

й 1 у - перед гласной

1 - после гласной (кроме и, ы)

о 0 о - основной вариант

уо - после ь

ц с гв

щ вЬсЬ

ъ " не передается

ь не передается

э еЬ е

ю .¡и уи

я .¡а уа - основной вариант а - в конце слова после и (без ударения)

Особые сочетания

ие 1е

ий у - в конце слова 1у - середине слова

ые уе

ый у

ОАО «Завод Сибнефтегазмаш», ОАО «Сибнеф-темаш», ОАО «Завод Геологоразведочного оборудования и машин», ОАО «Тюменский судо-строительно-судоремонтный завод», ОАО «Завод блочно комплектных устройств», ОАО «Завод Нефтепроммаш», ОАО «Заводоуковский машиностроительный завод», ОАО «Опытный завод Электрон», ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика», ОАО «Тюменский опытно экспериментальный завод геофизического приборостроения», ОАО «Геотрон», ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», ОАО «Ишимский машино-строительный завод», ОАО «Тюмень-Дизель», ОАО «Тисма», ОАО «Тюмен-газстроймаш», ОАО «Ялуторовский автомобильный завод», ОАО «Тюменремдормаш», «Ишим-ский механический завод» - филиал ОАО РЖД, ОАО «Ишимсельмаш», ОАО «Голышмановорем-техпред», ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов», ОАО «Тюменский химикофармацевтический завод», ОАО «ЮграФарм»;

3. Предприятия с иностранными инвестициями открытых акционерных обществ: ПИИ ОАО «Газтурбосервис»;

4. Закрытые акционерные общества: ЗАО «Сибшванк», ЗАО «СИБЭС» завод сварочных электродов, ЗАО «Сибгазаппарат», ЗАО «Сиб-промкомплект», ЗАО «Алькор», ЗАО «Тюменский приборостроительный завод», ЗАО «Урал-маш буровое оборудование», ЗАО «Тюменьтор-гтехника», ЗАО «Водолей», ЗАО «Кедр-Маркетинг», ЗАО «Тюменьсудокомплект», ЗАО «Лидер»;

5. Некоммерческие организации: Некоммерческое партнерство «Ассоциация машиностроителей Тюменской области»;

6. Федеральные государственные унитарные предприятия: ФГУП «Протезноортопедиче-ское предприятие».

Г. Предприятия строительной отрасли:

1. Общества с ограниченной ответственностью: ООО «Тюменьстальмост», ООО «Эве-рест-М», ООО «БетонСпецТранс», ООО «Инвест-силикат-стройсервис», ООО «Винзилинский завод керамических стеновых материалов», ООО «Винзи-линский завод керамзитового гравия», ООО «Пла-стконструкция», ООО «Сибирь стирол»;

2. Открытые акционерные общества: ОАО «Сибкомплектмонтаж», ОАО «Тисма»;

3. Закрытые акционерные общества: ЗАО «Комбинат строительных материалов», ЗАО «Завод железобетонных изделий-3», ЗАО «Сиб-шванк», ЗАО «Завод железобетонных изделий-5»,

ЗАО «Сибгазаппарат», ЗАО «СИБЭС» завод сварочных электродов, ЗАО «Сибпромкомплект», ЗАО «Веалпроф».

Следует заметить, что компании каждой из перечисленных отраслей имеют определенную организационно-правовую форму деятельности, а именно: общества с ограниченной ответственностью (ООО), открытые акционерные общества (ОАО), закрытые акционерные общества (ЗАО), некоммерческие организации, предприятия с иностранными инвестициями открытых акционерных обществ (ПИИ ОАО), федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП), которые, как правило, предстают в соответствующих аббревиатурах.

К основным моментам и рекомендациям при передаче организационно-правовых форм деятельности и наименований отечественных компаний с русского языка на английский язык можно отнести следующие.

1. При регистрации компаний в Российской Федерации законом запрещается использование в их названиях иностранных аббревиатур и сокращений организационно-правовых форм, таких как «ГМБХ», «ЛТД», «Инк» и т. п. Это подразумевает, что, встретив условное название «Фирма ГМБХ», знающий читатель может однозначно его идентифицировать как перевод оригинального зарубежного названия. Аналогичным образом, аббревиатуры организационно-правовых форм деятельности отечественных компаний следует не переводить, а транслитерировать (например, OOO, OAO, ZAO и т. д.). Передача в письменном переводе «ООО», как LLC, «ЗАО», как CJSC, «ОАО», как JSC и т. д., может привести к путанице и исказить смысл для носителей английского языка (использование аббревиатуры LLC, к примеру, будет означать, что речь идёт об американской компании, а не о российской).

2. Аббревиатуры организационно-правовых форм деятельности следует писать с прописной буквы (например, OOO, OAO, ZAO, а не ooo, oao, zao).

3. Аббревиатуры организационно-правовых форм деятельности не следует расшифровывать на английском языке, т. к. это может привести к появлению лексических повторов.

4. Транслитерация должна происходить по правилам ГОСТа [ГОСТ 7.79-2000]. Например, ООО «Инфлекс» в английском тексте должно выглядеть как OOO Infleks (а не OOO Inflex).

5. При передаче на английском языке названий отечественных компаний транслитерация уместна только в том случае, если иной вариант

не зарегистрирован в качестве официального юридического наименования на английском языке в уставных документах компании (даже тогда, когда этот вариант содержит явные грамматические, пунктуационные, орфографические, переводческие и т. п. ошибки и недочеты).

6. Все значимые слова в названиях компаний на английском языке должны писаться с прописной буквы (например, ООО «Сибирь стирол» -OOO Sibir Stirol, а не OOO Sibir stirol).

7. В названиях отечественных компаний, стоящих после аббревиатуры организационно-правовой формы деятельности, прослеживается употребление как внешних (ЗАО «Сибгазаппа-рат»), так и внутренних (ОАО "Тюменский фанерный комбинат") кавычек, так называемых «елочек» («») и «лапок» ("") [Розенталь и др. 2004: 178]. Переводчикам с русского языка на английский язык следует помнить, что употребление кавычек в орфографиях русского и английского языков далеко не всегда совпадает. Так, в русском языке кавычки, помимо всего прочего, обозначают границы эргонима. В английском же языке кавычки, в основном, служат для передачи цитаты, прямой речи либо отрывка текста. Следовательно, в названиях компаний, стоящих после аббревиатуры организационно-правовой формы деятельности, кавычки по причине избыточности должны опускаться (например, ЗАО «Загрос» в английском тексте должно выглядеть как ZAO Zagros, а не как ZAO «Zagros» или ZAO "Zagros"), т. к. первое, второе и последующие английские слова в названии компании всегда пишутся с прописных букв, что, собственно говоря, и является маркировкой имени собственного, выделяя его из контекста и обеспечивая единство всех его компонентов [Суперанская 1978: 245].

7. Названия компаний на английском языке должны употребляться без артикля, например, ЗАО «Сибшванк» - ZAO Sibshvank, а не the ZAO Sibshvank) [Бармина 1989].

8. В наименования некоторых тюменских компаний включается прилагательное, образованное от названия населенного пункта, например ООО «Винзилинский завод керамзитового гравия». Переводя подобные названия, следует приводить топоним по-английски в исходной форме: OOO Vinzili Claydite Gravel Factory, а не OOO Vinzilinsky Claydite Gravel Factory [Ермолович 2005: 289-290].

Основные причины, по которым в переводах с русского языка на английский при передаче имен, отчеств, фамилий и наименований ком-

паний возникают ошибки, искажения, неточности, неясности, погрешности и т. п., связаны с языковыми посредниками, роль которых в подавляющем большинстве случаев выполняют специалисты, прошедшие вузовскую языковую подготовку, но не имеющие профессионального переводческого образования, в силу чего они далеко не всегда видят глубину ономастических проблем и не всегда вооружены осознанной стратегией решения практических задач коммуникации.

Кроме того, как упоминалось выше, негативным образом сказывается отсутствие пополняемого русско-английского справочника, в котором содержались бы однозначные эквиваленты переводных имен, отчеств, фамилий и названий отечественных компаний. Наконец, невозможно на перманентной основе зафиксировать всё имеющееся ономастическое разнообразие имен, отчеств, фамилий и названий отечественных компаний, так как последние постоянно изменяют свои формы в результате воздействия на них современных производственных, экономических, политических, и т. п. причин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Бармина Л.А., Верховская И.П. Учимся употреблять артикли. М.: Высш. шк., 1989.

Гарбовский Н.К. Теория перевода: учеб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

ГОСТ 7.79-2000. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом.

Деловой портал Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области URL: http://www.tyumen-region.ru/foreign-economic/goods-services.

Ермолович Д. И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи. М.: Р. Валент, 2005.

Конвертер UTF 8. URL: http://orwell.ru/info/ tools/scon_02

Конвертер Windows-1251. URL: http://or-well.ru/info/tools/scon_02w

Латышев Л.К., Семенов А.Л. Перевод: Теория, практика и методика преподавания: учеб. для студ. первод. фак. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. 9-е изд., М.: Айрис-пресс, 2004.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. 6-е изд. М.: Айрис-пресс, 2004.

Русско-китайско-английский словарь русских личных имен. URL: http://asiadata.ru/dictio-nary .php?lang=ru&kind=runame.

Союз переводчиков России. Письменный перевод. Рекомендации переводчику и заказчику.

URL: http: //www. translators-union. ru/community/re-commendation.

Суперанская А. В. Теоретические основы практической транскрипции. М.: Наука, 1978.

S.I. Shilikov

WAYS OF TRANSLATING NAMES, PATRONYMICS, SURNAMES AND COMPANY NAMES INTO ENGLISH (ON THE MATERIAL OF DOMESTIC COMPANIES OF TYUMEN REGION)

Ways of translating names, patronymics, surnames and company names into English are considered on the material of domestic companies of Tyumen region. The research is done within the framework of cooperation between the Department of Investment Policy and State Support of Entre-preneurship of Tyumen Region and the Chair of Foreign Languages, Translation Agency of Tyumen State Academy of World Economy, Management, and Law.

Key words: names, patronymics, surnames, company names, translation, Russian-English languages, hints for translators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.