Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
патриотическое воспитание / школьный возраст / наследие / образовательный процесс / народная мудрость / Ушинский / Сухомлинский / межкультурное взаимодействие / patriotic education / school age / heritage / educational process / folk wisdom / Ushinsky / Sukhomlinsky / intercultural interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Т.А.

Работа анализирует эволюцию и методологию патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в начальной школе. Исследуется влияние различных аспектов окружающей среды, включая природу, литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и родной язык на формирование патриотических чувств у детей. Акцентируется внимание на важности использования педагогического наследия и народной мудрости в образовательной практике. В работе освещаются мнения известных педагогов, таких как П.Ф. Каптерев и В.А. Сухомлинский, и подчеркивается значение принципа народности по К.Д. Ушинскому в современном патриотическом воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PATRIOTIC EDUCATION CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL

The work analyzes the evolution and methodology of patriotic education of children of primary school age in primary school. The influence of various aspects of the environment, including nature, literature, visual arts, music, cinema and native language on the formation of patriotic feelings in children is explored. Attention is focused on the importance of using pedagogical heritage and folk wisdom in educational practice. The work highlights the opinions of famous teachers such as P.F. Kapterev and V.A. Sukhomlinsky, and emphasizes the importance of the principle of nationality according to K.D. Ushinsky in modern patriotic education.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 37

Евсеева Т.А.

магистрант ИНПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

СПОСОБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: работа анализирует эволюцию и методологию патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в начальной школе. Исследуется влияние различных аспектов окружающей среды, включая природу, литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и родной язык на формирование патриотических чувств у детей. Акцентируется внимание на важности использования педагогического наследия и народной мудрости в образовательной практике. В работе освещаются мнения известных педагогов, таких как П.Ф. Каптерев и В.А. Сухомлинский, и подчеркивается значение принципа народности по К.Д. Ушинскому в современном патриотическом воспитании.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, школьный возраст, наследие, образовательный процесс, народная мудрость, Ушинский, Сухомлинский, межкультурное взаимодействие.

Патриотическое воспитание детей в начальной школе представляет собой важный аспект формирования личности, ответственного гражданина и защитника своей страны. В эпоху глобализации и многонационального общества важно сохранять национальную идентичность и воспитывать любовь к родине среди младших школьников. Воспитательный процесс в начальных классах должен учитывать как исторические и культурные аспекты нации, так и современные реалии, таким образом помогая ученикам осмысливать свое место в мире и развивать уважительное отношение к другим культурам.

Реальная действительность, природа, литература и изобразительное искусство, музыка и киноискусство, а прежде всего родной язык, родное слово активно влияют на современного ученика, формируют его мировоззрение, и, таким образом, воспитывают патриота. Учитель при этом должен стремиться и влиять на становление и развитие личности школьника в условиях глобализации общественной жизни» [4].

Формирование патриотизма во многом зависит от знания учителями нашего педагогического наследия, которое формировалось на протяжении многих веков и впитало бесценные сокровища народной мудрости, от ее искусного использования в повседневной практике.

В прошлом прогрессивным педагогами-классиками было выдвинуто немало плодотворных педагогических идей по организации патриотического воспитания детей, их критическое изучение способствует развитию педагогического мышления педагога, повышению его педагогической культуры, предостерегает от узко утилитарного подхода к вопросам педагогической теории и практики. П. Ф. Каптерев, в частности, писал: «...в реальной жизни человек является гражданином своего народа и деятелем в обществе, поэтому школа должна, воспитывая человека, воспитывать и патриота, гражданина» [1].

В советской педагогике патриотическое воспитание рассматривалось как воспитание политическое, классовое, направленное на формирование дисциплинированного, политически сознательного патриота. Ориентиром в педагогике XX ст. по патриотическому воспитанию является наследие Василия Александровича Сухомлинского [7]. Воспитание патриота, по мнению педагога, целесообразно вести по трём направлениям: во-первых, важно ребёнка научить видеть мир и своё место в нем, уважение к родителям, пожилым людям, отношение к самому себе (достоинство, честность, мужество, принципиальность и т.д.).

Много общего с патриотическим есть у поликультурного воспитания, которое призвано формировать цивилизованное поведение среди людей разных этнических и политических образований, в частности, уважительное отношение

к культуре, традициям и обычаям других народностей, населяющих Россию, высокую культуру межнационального общения.

Вопросы воспитания черт патриотизма рассматривались в отечественной педагогике в контексте общевоспитательной идеи К.Д. Ушинским. Он рассматривал формирование патриотизма как часть общечеловеческой культуры. Творческое наследие К. Д. Ушинского, гениального педагога навсегда вошло в золотую сокровищницу мировой педагогической культуры и является национальной гордостью народа. Ведущее место в статьях, книгах, учебниках К. Д. Ушинского занимает идея народного, национального воспитания. Определяя основные аспекты воспитания детей, он считает, что истинная любовь к Родине должна сочетаться со знанием языка, искусства, лучших традиций и обычаев народа. Выяснению принципа народности педагог посвятил одну из самых выдающихся работ - «О народности в общественном воспитании» (1857).

«Есть только одна общая для всех врождённая склонность, - отмечает К.Д.Ушинский, - на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью [3] ...». Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, нации, обусловленное их историческим развитием, географическими, природными условиями. Это поля родины, её язык, её предания и жизнь, то есть то самобытное, самое типичное и самое дорогое, что отличает одну нацию от другой и обеспечивает ей успешное функционирование и развитие. Воспитание, когда оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. По определению К.Д. Ушинского, «народность является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. Из-за особенности своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью... Каждому этносу суждено было играть в истории свою особую роль, и если он забыл эту роль, то должен сойти со сцены: он больше не нужен. История не терпит повторений. Народ без народности - тело без души, которому остаётся только поддаться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни» [2].

К.Д. Ушинскому принадлежит разработка научных основ патриотического воспитания. Патриотическим он считал то воспитание, которое традиционно сложилось на исторической почве определённой конкретной нации и своими целями, содержанием и средствами подчинено самобытной природе ребёнка, потребностям обеспечения ему должного телесного, чувственно-волевого, интеллектуального, духовно нравственного развития, усвоению национальных, местных культурных ценностей, формированию совершенной личности, национально сознательного представителя своей нации.

Исходя из принципа народности, К.Д. Ушинский приходит к выводу, что воспитание должно строиться на национальной основе, оно должно быть народным, для чего необходимо, чтобы школа была общедоступной, обучение -обязательным, а делом образования руководил сам народ. Педагогические идеи великого педагога в настоящее время успешно воплощаются в развитии государства, возрождении и развитии национального сознания, школы, образования, системы воспитания [5].

Организация педагогического процесса основывается на установлении взаимосвязей между различными видами занятий и видами деятельности. Такой подход позволяет объединить различные занятия, игровую, трудовую и самостоятельную деятельность детей в единый процесс и способствует систематическому освоению знаний о окружающем мире и их применению в каждой деятельности [6].

Однако, не все аспекты воспитания патриотизма у детей в возрасте 6-7 лет были достаточно изучены. При рассмотрении вопросов, связанных с формированием представлений о общественной жизни у младших школьников и их воспитанием положительного отношения к ней, исследователи - педагоги недостаточно освещают проблемы использования интегрированных фольклорных форм в воспитании патриотизма у детей. Эти формы предполагают взаимодействие и взаимосвязь различных элементов народного творчества, таких как песенки, попевки, песенки-прибаутки, песенки-потешки, частушки, загадки, народные праздники, использование сказочных персонажей и т.д.

Эффективное воспитание патриотизма у детей в возрасте 6-7 лет возможно только при понимании его сущности. Знание структурных компонентов этого процесса обеспечивает целенаправленность и результативность воспитания младших школьников.

Таким образом, патриотическое воспитание в начальных классах является многоаспектным процессом, который требует скоординированного подхода как со стороны учителей, так и всей образовательной системы. Важно, чтобы педагоги были не только воспитателями, но и наставниками, способными научить детей ценить и уважать свою страну и её историческое наследие. Разнообразие методов и подходов, представленных в работе К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов, предоставляют ценную основу для формирования эффективных стратегий патриотического воспитания, соответствующих современным реалиям и предоставляющих каждому ребёнку возможность стать полноценным, сознательным гражданином своего государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. - Новокузнецк: ИПК, 2015. -150 с;

2. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодёжи: учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ.ред. С.В. Смульского. -М.: Изд- во РАГС, 2015. -170с;

3. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] / А.С. Макаренко. -М.: Просвещение,2016. -183 с;

4. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] Национально-региональный компонент: ежемесячный научно- методический журнал «Начальная школа» - М, 2016.-No 4. -С. 11-12;

5. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. —Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с;

6. Научная статья «Развитие патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности». [Электронный ресурс]. URL: https :// infourok.ru/nauсhnaya-statya-razvitie-patriotizma-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneuroсhnoy-deyatelnosti-1732683.html;

7. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49

Evseeva T.A.

Khakass State University (Abakan, Russia)

METHODS OF PATRIOTIC EDUCATION CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL

Abstract: the work analyzes the evolution and methodology ofpatriotic education of children of primary school age in primary school. The influence of various aspects of the environment, including nature, literature, visual arts, music, cinema and native language on the formation of patriotic feelings in children is explored. Attention is focused on the importance of using pedagogical heritage and folk wisdom in educational practice. The work highlights the opinions of famous teachers such as P.F. Kapterev and V.A. Sukhomlinsky, and emphasizes the importance of the principle of nationality according to K.D. Ushinsky in modern patriotic education.

Keywords: patriotic education, school age, heritage, educational process, folk wisdom, Ushinsky, Sukhomlinsky, intercultural interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.