Научная статья на тему 'Способы оценки трансакционных издержек на этапах стадии разработки инновационного проекта'

Способы оценки трансакционных издержек на этапах стадии разработки инновационного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИМПЛИЦИТНЫЕ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / АУТСОРСИНГ / ОЦЕНКА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК / TRANSACTION COSTS / IMPLICIT TRANSACTION COSTS / OUTSOURCING / EVALUATION OF TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зоткина Елена Владимировна

В статье предложен методический подход к оценке скрытых (имплицитных) трансакционных издержек, количественная оценка которых поможет нам своевременно минимизировать затраты, с целью повышения эффективности работы предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF EVALUATING TRANSACTION COSTS ON STAGE INNOVATION PROJECT PROCESSING

This paper proposes a methodical approach to the estimation of hidden (implicit) transaction costs, quantification of which will help us in a timely manner to minimize costs, to improve the efficiency of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Способы оценки трансакционных издержек на этапах стадии разработки инновационного проекта»

УДК 657.6 ББК 65.9(2)25

Зоткина Е.В.

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК НА ЭТАПАХ СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Zotkina E. V

THE METHOD OF EVALUATING TRANSACTION COSTS ON STAGE INNOVATION PROJECT PROCESSING

Ключевые слова: трансакционные издержки; имплицитные трансакционные

издержки; аутсорсинг; оценка трансакционных издержек.

Keywords: transaction costs, implicit transaction costs, outsourcing, evaluation of transaction costs.

Аннотация

В статье предложен методический подход к оценке скрытых (имплицитных) трансакционных издержек, количественная оценка которых поможет нам своевременно минимизировать затраты, с целью повышения эффективности работы предприятия.

Abstract

This paper proposes a methodical approach to the estimation of hidden (implicit) transaction costs, quantification of which will help us in a timely manner to minimize costs, to improve the efficiency of the enterprise.

Важнейшей особенностью и отличительной чертой деятельности организации в условиях современной экономики является рост значимости её трансакционных издержек (ТИ). Понятие “трансакционные издержки”, несмотря на многолетнюю историю существования, не имеет строго общепринятого определения. Характеристика этих

издержек варьируется от узких определений, связывающих данные издержки с

отдельными видами экономической

деятельности и с определенными действиями и затратами, возникающими в ходе

заключения сделки, до широких, подчеркивающих институциональную природу данного явления.

На основе авторских классификаций ТИ, разработанных О. Уильямсон, Д. Норт, Э. Фуруботни, Р. Рихтер, А.Е. Шастико, нами предложена классификация, которая базируется на неразделимой взаимосвязи этапов жизненного цикла инновационного проекта и возникающих на этих этапах издержках. Рассмотрим, на каких этапах разработки инновационного проекта, могут возникать ТИ (рисунок 1)

Рисунок 1 - Этапы разработки инновационного проекта, на которых могут возникать ТИ

1

Рассмотрим, какие виды ТИ могут возникать на каждом из этапов разработки инновационного проекта до и после заключения сделки.

Этап 1 «Маркетинговое исследование».

Издержки на маркетинговые исследования. Примером издержек могут быть издержки, необходимые для того, чтобы собрать информацию и на ее основании выявить наиболее приоритетные направления области исследования, а именно:

- издержки поиска информации о клиентах;

- издержки проведения анализа цен поставщиков;

- издержки поиска ресурсов (информационных, материальных, финансовых, трудовых, временных);

- издержки на несовершенство информации, возникающие в результате проведения маркетинговых исследований из-за неточности информации, изменения и развития рыночной коньюктуры;

- издержки проведения анализа деятельности конкурентов;

- издержки исследования рынка на уровень насыщения продукцией.

Издержки накладных расходов:

- издержки на коммуникации.

Издержки после заключения сделки могут возникать на шестом этапе «Принятие решения о целесообразности исполнения ИП и инвестирования».

Этап 2 «Формирование макета инновационного проекта».

Издержки на создание правовой системы (затраты на создание и поддержание властных структур):

- издержки защиты интеллектуальной собственности (издержки на защиту прав собственности от третьих лиц);

- издержки на несовершенство информации (издержки на переработку,

корректировку и дополнение информации);

Этап 3 «Технико-экономическое обоснование».

Издержки на исключение поведенческой неопределенности:

- издержки на исключение оппортунистического поведения партнера;

- издержки на несовершенство информации (издержки на переработку,

корректировку и дополнение информации).

Издержки заключения сделки между партнерами:

- издержки на принятие решений;

- издержки поиска компромисса между партнерами;

- издержки ведения переговоров;

- издержки составления проекта контракта;

- агентские издержки.

Издержки накладных расходов:

- издержки на специальные работы группы (консалтинговые фирмы);

- издержки на коммуникации (издержки компьютерных технологий);

Этап 4 «Отбор и найм персонала/Аттестация персонала»

Издержки на отбор и найм персонала. Также представляется возможность разделить эти издержки на до и после заключения контракта, ведь сотрудник может уволиться на любом из этапов проекта, а если учесть инновационную спецификацию проекта, то повышение квалификации занимает особую роль в жизни компании и также может происходить на протяжении всего проекта. Подбор квалифицированного персонала -внушительная статья трансакционных расходов компаний, работающих в данной области, в их состав входят:

- оценка уровня профессиональной подготовки кадров (издержки на проведение тестирования, собеседований);

- повышение квалификации персонала (издержки стажировки персонала на других предприятиях страны и за рубежом);

- издержки мотивации персонала (издержки, возникающие в результате

материального и не материального стимулирования персонала наращивать знания).

Этап 5 «Формирование проектной группы»

Издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников:

- контроль качества исполнения должностных обязанностей сотрудников;

- издержки мотивации персонала (издержки, возникающие в результате

материального и не материального стимулирования персонала наращивать знания);

Издержки накладных расходов:

- издержки на специальные работы группы (консалтинговые фирмы);

- издержки на коммуникации (издержки компьютерных технологий);

- издержки на субподряд или аутсорсинг (издержки возникают при частичной передаче функций другим обслуживающим предприятиям с целью снижения затрат на персонал).

Этап 6 «Принятие решений о целесообразности исполнения ИП и инвестирования»

Издержки защиты интеллектуальной собственности (издержки на защиту прав собственности от третьих лиц).

Издержки на контроль и качество, другой вид ТИ, возникающих в результате анализа эффективности процесса, степени достижения целей и их корректировки:

- контроль за исполнением условий сделки партнером;

- устранение нарушений условий сделки (издержки на выплату штрафных санкций, изменение сроков реализации контракта);

Издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников:

- контроль качества исполнения должностных обязанностей сотрудников;

Издержки на изменение условий сделки (издержки возникают при изменении

условий контракта, корректируемых одной из сторон, согласованных между партнерами):

- издержки на принятие решений;

- издержки поиска компромисса;

- агентские издержки;

- издержки ведения переговоров.

Издержки накладных расходов:

- издержки на коммуникации (издержки компьютерных технологий).

Наибольшую сложность при определении величины трансакционных издержек

представляет калькулирование скрытых (имплицитных) трансакционных издержек. Данный класс издержек невозможно измерить путем прямого подсчета. Обычно они выражаются в виде упущенных прибылей, сверхнормативных расходов, потерь в результате неполноты информации, высокой степени неопределенности, потерь времени и пр.

Рассмотрим основные виды скрытых трансакционных издержек и методику их измерения.

Издержки на маркетинговое исследование.

В процессе осуществления маркетинговой деятельности фирма потребляет (эффективно или неэффективно) определенные материальные, трудовые, финансовые ресурсы с целью достижения определенных результатов. Следовательно, у фирмы возникают «затраты на маркетинг».

Современный экономический словарь (Б.А. Райзберг, Л.М. Лозовский, Е.Б. Стародубцева) дает следующее определение: «Издержки маркетинга — затраты

производителя, дистрибьютора на сбыт продукции и его стимулирование. По кругу потребительских товаров издержки маркетинга выше, чем издержки производства и составляют до 60% от продажной цены».

Оценка издержек до и после заключения сделки на маркетинговое исследование

может иметь два вида, в зависимости от выбора метода исследования. Первый вид она приобретает, если маркетинговое исследование предприятие берет на себя, т.е. изучением рыночной ситуации занимаются сотрудники данного предприятия, тогда формула оценки ТИ на маркетинговое исследование будет иметь следующий вид (1)

ТИМАРК = Тинф * ЗПИНФ — Скс — Сфи — Ссс

где ^ин* - затраты времени на поиск информации, дни;

ЗПИНФ . средняя заработная плата сотрудников, осуществляющих поиск информации,

руб.;

^кс - затраты на обеспечение каналов связи, руб.;

<"фи - затраты на услуги центров финансовой информации или торговопромышленных палат, при изучении деловой репутации контрагента, руб.;

^сс - затраты на работу в социальных сетях, для изучения уровня спроса на данный инновационный продукт, руб.

При условии если руководство предприятия решает отдать маркетинговое исследование информационным агентствам, т.е. на аутсорсинг, формула приобретет следующий вид (2)

Т^марк = ТИНф * (Скс — Снд) ^2)5

где - затраты времени на поиск информации, дни;

^кс - затраты на обеспечение каналов связи, руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- затраты на услуги информационных агентов, руб.

Более выгодно для предприятий передать данный вид деятельности, а именно маркетинговое исследование, на аутсорсинг, с помощью чего предприятие может сэкономить достаточное количество времени, что при разработке инновационного проекта имеет весомое значение.

Главный принцип аутсорсинга - оставляю себе только то, что могу делать лучше других; передаю другому то, что он делает лучше других.

На сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов, многие из которых успешно применяются и на российских предприятиях.

В зависимости от специфики, отрасли деятельности, целей и задач в каждой конкретной организации, процессы, которые передаются сторонним компаниям, могут существенно отличаться друг от друга. Тем не менее, существует несколько характерных примеров, реализация которых возможна для большинства предприятий независимо от их размера. В соответствии с заявлениями многих поставщиков услуг аутсорсинга внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции предприятия.

Аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные, но при этом имеется ряд недостатков и слабых сторон. Схематически преимущества и недостатки аутсорсинга представлены на рисунке 2.

Плюсов гораздо больше, нежели минусов. Причём, минусы, могут и совсем исчезнуть. Это зависит от того, какого аутсорсера вы выберете. Если это будет ответственная организация, знающая свою работу и имеющая опыт, то особых проблем у вас не возникнет. Ну а если вы выберете «непроверенного» аутсорсера, то проблемы у вас могут только увеличиться. Всё зависит от вас, отнеситесь к выбору партнёра тщательно.

На мой взгляд, аутсорсинг хорош для структур с разветвленной системой, как минимум двумя-тремя отделами. У тех, кто занимается узкопрофильным бизнесом, для передачи на сторону остаются только правовые вопросы и бухгалтерия.

При всех плюсах аутсорсинга не стоит считать его панацеей. Использовать этот метод могут компании любых форм собственности и любого масштаба. Но наиболее эффективен он на микропредприятиях, а также в малом бизнесе. Средним и крупным предприятиям, прежде чем привлекать подрядчиков, нужно хорошо просчитать целесообразность этого шага. По статистике, чаще всего к аутсорсингу прибегают предприятия оптовой и розничной торговли, строители, сфера бытовых услуг.

Аутсорсинг

Преимущества

Снижение стоимости реализации бизнес-процесса, а именно:

• сокращение и контроль издержек (как правило дешевле, чем зарплата штатной единице);

• сокращение накладных расходов, связанных с функцией: стоимость рабочих мест, обучение сотрудников, информационная поддержка и др.;

• освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен синергетический эффект);

Увеличение качества получаемых продуктов или услуг:

• фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя — здесь также возможен синергетический эффект)

• использование специализированного

оборудования, знаний, технологий;

• снижение рисков, связанных с реализацией бизнес-процесса;

• использование конкуренции на рынке исполнителя;

• сокращение влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих);

• дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) — повышение инвестиционной привлекательности фирмы.

• предоставление вам финансовой отчётности о всех операциях (прозрачность затрат);

• отсутствует проблема с поиском персонала;

• отсутствие необходимости в расширении штата компании;

• фиксированный уровень сервиса;

• лёгкость внедрения инноваций и доступность к новейшим технологиям.

Недостатки

уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании — аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне;

недостаточность рычагов управляющего воздействия может привести к снижению эффективности процессов и увеличению затрат на обслуживание;

финансовые затраты в начале

сотрудничества;

наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера, в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия;

увеличение времени решения проблем в аварийных ситуациях, связанное с лишним передаточным звеном и согласованиями; недостаточное знание национальных и местных культурных особенностей (при выводе саП-центров за границу или в провинцию);

слабое знакомство с психологией клиентов; недостаточное качество подбора кадровыми агентствами;

штатный сотрудник (за счёт рабочего общения с коллегами) способен своевременно выявлять некоторые ошибки (как ошибка в получателе корреспонденции), а иногда проинформировать клиента о новинках, при том что внештатный обычно выявляет только «шаблонные» ошибки, которые являются менее критичными.

Рисунок 2 - Преимущества и недостатки аутсорсинга

Немаловажно отметить, что при передаче какого либо вида деятельности на аутсорсинг, руководство предприятия должно предусмотреть рост внешних трансакционных издержек и снижение количества внутренних трансакционных издержек, при этом тенденция должна быть положительной, т.е. сумма внешних трансакционных издержек должна быть не более суммы внутренних трансакционных издержек.

Издержки накладных расходов или издержки ведения переговоров.

Мы должны обязательно учитывать тот факт, что не всегда руководителям проектных

5

групп удается придти к компромиссу после первых переговоров, иногда эта процедура может затягиваться на неопределенный момент времени. Так же переговоры могут закончиться неудачей, если в процессе ведения переговоров руководители проектных групп не достигли компромисса, в результате чего им пришлось прекратить переговоры без какого-либо результата. Формула может иметь следующий вид, а именно (3)

Издержки составления проекта контракта.

Как показывает практика, оценка трансакционных издержек составления проекта контракта может осуществляться двумя путями, в зависимости от того, будет предприятие полностью осуществлять формирование макета инновационного проекта самостоятельно или отдаст часть данного вида работы на аутсорсинг. Если предприятие выберет первый путь, т.е. будет составлять проект контракта самостоятельно, тогда формула будет иметь следующий вид (4)

Если будет второй путь развития событий, то частью работы или полностью составлением проекта контракта будет заниматься аутсорсинговая компания, тогда формула будет иметь следующий вид (5)

при подготовке проекта контракта.

Издержки на создание правовой системы (6).

Здесь следует выделить потери времени и ресурсов на осуществление головной компанией арбитража в спорах между подразделениями.

Если систему создает предприятие, то:

правовую информацию, руб.

Если данный вид деятельности руководство предприятия решит отдать полностью на аутсорсинг, то формула приобретет следующий вид (7)

Т^пер — ТПЕР ^ ЗППЕР ПРПЕР КРПЕР

(3),

где ^ЛЕР - время, затраченное на подготовку и проведение переговоров, дни;

З^пер - средняя заработная плата сотрудников, осуществляющих подготовку и

(4),

где ^пк - время, затраченное на подготовку проекта контракта, дни;

зп_

пк - средняя заработная плата сотрудников, работающих над проектом контракта,

руб.

(5),

где ^юу - стоимость юридических и консалтинговых услуг, предоставляемых предприятию

ТИщ; — Тпс * ЗГТПС Ссг1с

(6),

где - время, затраченное на создание правовой базы, дни;

2 ГГ ^

пс - средняя заработная плата сотрудников, осуществляющих подготовку правовой

базы, руб.;

Сспс - затраты на использование специальных программных средств, содержащих

где ^ЮА - стоимость юридических услуг, предоставляемых предприятию, руб.

Издержки заключения сделки между партнерами.

Если предприятие данный вид деятельности осуществляет самостоятельно, то формула будет иметь следующий вид (8)

При условии, если данный вид деятельности совместным решением руководителей принято отдать на аутсорсинг, формула приобретает следующий вид (9)

в процессе заключения сделки, руб.

Издержки на отбор и найм персонала.

Данный вид деятельности поможет нам в дальнейшем снизить одну из самых высоких статей затрат, а именно затраты на персонал, т.к. кроме заработной платы и отчислений от фонда оплаты труда к затратам на персонал могут относиться различные поощрительные выплаты, пособия и т.д. Затраты на персонал, занятый в сфере разработки инновационного проекта, могут складываться из следующих составляющих:

-заработная плата сотрудников;

-отчисления от заработной платы сотрудников;

-премии и бонусы, выплачиваемые сотрудникам;

-оплата сверхурочных работ;

-единовременные выплаты сотрудникам службы;

-затраты по страхованию сотрудников (например, по добровольному медицинскому страхованию);

-прочие расходы на персонал (например, дотации на питание, бесплатное медицинское обслуживание и т.п.).

Данные затраты могут полностью относиться на себестоимость продукции, реализуемой предприятием или оплачиваться из прибыли (например, бонусы руководству).

услуг (при возникновении конфликтных ситуаций).

Издержки исключения поведенческой неопределенности.

К данному виду относятся:

- потери вследствие «вымогательства» (завышение трансфертных цен на

(8),

где ^ - время, затраченное на заключение сделки, дни;

^зс - средняя заработная плата сотрудников, участвующих в процессе заключения сделки, руб.;

ТИПН ~

пн - трансакционные издержки на устранение поведенчекои неопределенности,

руб.

(9),

где ^;н::У - стоимость юридических и консалтинговых услуг, предоставляемых предприятию

Т^ОНП — Тонг * ЗПСНГ1 Ртп Рсв

(10),

где ^онп- время, затраченное на процесс отбора и найма персонала, дни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средняя заработная плата сотрудников, принимающих непосредственное

участие в процессе отбора и найма персонала, руб.;

- расходы на организацию и проведение тестирования персонала, руб.;

- расходы на разрешение спорных вопросов, руб.

При необходимости стоит учитывать и ^>иу расходы на стоимость юридических

промежуточный продукт, нарушение контрактных обязательств и т.д.);

- потери вследствие морального риска, который несет головная компания в отношениях с подразделениями - исполнителями. Здесь проявляется проблема «принципала-агента», когда по причине асимметричности информации между головной компанией (принципалом) и его дочерними предприятиями (агентами) последние «отлынивают» от выполнения своих обязательств, а именно - занижают прибыли, завышают расходы, искажают сведения о денежных потоках и т.д;

- издержки контроля и надзора за деятельностью дочерних предприятий.

В случае «вымогательства» со стороны поставщика, т.е. навязывания заранее невыгодных условий, трансакционные издержки определяются по следующей формуле (11)

™лн — тпн« ЗПпн

лн

(11),

где пн - время, затраченное сотрудниками на разрешение спорных вопросов в суде, дни;

Ш

пн - средняя заработная плата сотрудников, занимающихся восстановлением нарушенных прав, руб.;

^юу - стоимость юридических услуг, руб.;

- расходы на разрешение спорных вопросов, руб.

Аналогично определяется величина трансакционных издержек от вымогательства со стороны заказчика; зависимость от потребителя проявляется в снижении цены на продукцию, всевозможных льготах, скидках и пр., что при неизменных затратах сказывается на сокращении прибыли.

Издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников.

При оценке ТИ на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников, мы предполагаем, что этот контроль, как правило, будет осуществлять руководитель проектной группы инновационного проекта, который в свою очередь должен отслеживать своевременность исполнения заданий и контролировать своевременность устранения ошибок, допущенных сотрудниками в процессе работы. Эта формула, на наш взгляд, будет иметь следующий вид (12)

ТИиос — Тиос * ЗПИСС

— Р.

УО

(12),

где

иос _

время, затраченное руководителем проектной группы предприятия на

мониторинг исполнения обязанностей сотрудников, дни;

ЗПИ0С _ средняя заработная плата руководителя проектной группы, осуществляющего мониторинг исполнения обязанностей сотрудников проектной группы,

руб.;

Р,

уо - расходы на устранения допущенных ошибок при исполнении обязанностей сотрудников проектной группы, руб.

Издержки защиты интеллектуальной собственности (13)

ТИ

зис

Тзис * ЗПзис ОП

зис

- НП

зис

(13),

где

зис

ЗГТ,

затраты времени на лицензирование или патентование, дни;

1зис . средняя заработная плата сотрудников, осуществляющих подготовку к лицензированию или патентованию, руб.;

ОП,

руб.;

зис - официальные платежи при процедуре лицензирования или патентования,

нп

руб.

зис - неофициальные платежи при процедуре лицензирования или патентования,

Издержки на контроль и качество.

Данный вид издержек носит такой количественный характер, как и трансакционные издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников, так как качество изготовляемой продукции и своевременное изготовление продукции в большей степени зависит от качества и своевременности исполнения обязанностей сотрудников. Формула имеет следующий вид (14)

™кк — Шнос

- р

УО

(14),

ТИ,.

где иос - трансакционные издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников, руб.

Издержки на изменение условий сделки.

В рамках данного исследования невозможно описать потери из-за неудачно проведенных переговоров и последующего изменения условий сделки, «всевозможные ситуации», связанные с изменениями условий контрактов. Данные издержки относятся к классу вероятностных, и, соответственно, способ их калькуляции зависит от конкретного случая. Оценивать данный вид издержек предлагаю по следующей формуле: (15)

ТИ

ИУС '

Тиус * ЗПиус

СЕ

(15),

где иус - время, затраченное на изменение условий сделки, дни; ЗП.

иус - средняя заработная плата сотрудников осуществляющих непосредственное участие в процессе изменений условий сделки, руб.;

^СЕ - расходы на разрешение спорных вопросов, руб.

Если часть данного вида деятельности будет отдана на аутсорсинг, то формула приобретет следующий вид (16)

тииус — тиус * зпиус

-Рсв +п* с

ЮУ

(16),

где п - количество раз обращений за юридической помощью, ед.;

^юу _ стоимость юридических услуг, предоставляемых предприятию в процессе изменений условий сделки, руб.

Издержки на несовершенство информации.

Процесс поиска информации ограничивается глобальностью реального рынка и, следовательно, значительными потерями времени и ресурсов на осуществление поиска, которые позволяют достичь лишь приемлемого, но не совершенного уровня достоверности информации.

Можно выделить три основных типа рыночной информации: информация о поставщиках, информация о потребителях, информация о конкурентах.

В случае неполноты информации о поставщиках, потребителях или конкуренах величина трансакционных издержек определяется по следующей формуле (17)

тини - тни*зпни -р|

СН11

(17),

где :ни - время, затраченное на сбор информации, которая в итоге оказалась не корректной или в процессе формирования макета инновационного проекта не точной, дни;

средняя заработная плата сотрудников, принимающих участие в процессе

ЗП

ни

сбора информации для инновационного проекта, руб.;

- расходы на сбор новой корректной или более точной информации, руб.

В качестве издержек поиска информации могут выступать затраты на оплату соответствующего персонала, услуги связи, потери в связи с простоями и пр.

Суммарное значение трансакционных издержек, возникающих на стадии разработки инновационного проекта, можно рассчитать по следующей формуле (18)

Мною предложены способы оценки трансакционных издержек на этапах стадии разработки инновационного проекта.

Библиографический список

1. Википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki.

2. Журнал «CRN ИТ бизнес» [Электронный ресурс] http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail ^р?ГО=31888.

3. Попов, Г.Х. Полный хозрасчет основного звена экономики // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. - 1984. - № 7 - С. 20-36.

4. Современный экономический словарь / Под редакцией Б.А. Райзберг, Л.М. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М: «Инфра - М», 1999 - С. 87-88.

5. Сарайкин, А.В. Разработка моделей оценки и сокращения трансакционных издержек машиностроительных корпораций: дис. ... канд. эконом. наук. - Набережные Челны, 2005. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.