УДК 658.511
трансакционные издержки синергетического развития единой учетной системы группы взаимосвязанных организаций
СОЛОНЕНКО АННА АЛЕКСАНДРОВНА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Астраханского государственного технического университета, г. Астрахань, Россия Е-mail: [email protected]
аннотация
Происходящие естественные процессы консолидации активов и капитала предполагают объединение независимых в правовом отношении организаций, осуществляющих свою деятельность, в том числе на межрегиональном и международном уровнях. Процесс объединения собственности сопровождается нарастанием информационных потоков, унификацией постановки и ведения финансового, управленческого, налогового учета, формированием единой учетной системы и консолидированной отчетности группы взаимосвязанных организаций.
Усложнение экономических отношений между хозяйствующими субъектами в условиях глобализации экономики, многообразие целей управления, растущие требования к экономической информации со стороны увеличивающегося числа ее пользователей, непрерывное обновление информационных технологий приводят к дополнительным трансакционным издержкам, связанным с эксплуатацией учетной системы группы взаимосвязанных организаций и зависящим от ее сложности, а также эффективности функционирования. Определение состава и подходов к оценке трансакционных издержек функционирования учетной системы группы взаимосвязанных организаций, возникающих на различных этапах ее жизненного цикла, позволяет разработать предложения по их снижению и синергетическому развитию учетной системы.
Ключевые слова: трансакционные издержки; группы взаимосвязанных организаций; единое учетное пространство; издержки на внутреннюю координацию; издержки на информационное обеспечение; издержки на контроль и структурные преобразования; жизненный цикл единой учетной системы.
unified Accounting system for Financially interrelated organizations: Transaction Costs of synergistic Development
ANNA А. SOLONENKO,
Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected]
abstract
The ongoing natural processes of consolidating assets and capital suggest integration of independent legal organizations carrying out their activities, including inter-regional and international levels. The process of ownership consolidation is accompanied by an increase in information flows, unification of organization and maintenance of financial, management, tax accounting, development of a uniform accounting system and consolidated accounting of a group of interrelated organizations.
Complex economic relations among economic entities due to economic globalization, diverse management purposes, growing demand for economic information on the part of increasing number of its users, continuous updating of information technology - all this leads to additional transaction costs, which result from the operation of the accounting system of the group of interrelated organizations and depend not only on the complexity of the accounting system, but also on the efficiency of the operation. Determining the structure and approaches to assessing transaction costs of functioning of the accounting system of the group of interrelated organizations that appear at different stages of its life cycle allows developing proposals for cost reduction and synergistic development of the accounting system.
Keywords: transaction costs; a group of interrelated organizations; a single user space; the costs of internal coordination; the costs of information provision; monitoring costs and structural change; the life cycle of a uniform accounting system.
Прежде чем перейти к рассмотрению трансакционных издержек единой учетной системы группы1, обратим внимание на саму категорию «трансакционные издержки», которая, несмотря на многолетнюю историю существования, не имеет строго общепринятого канонического определения. Данная категория — одна из самых сложных в экономической теории, это целое явление экономической жизни, которое, как и трение, встречается повсеместно и определяет сущность и формы протекания многих других процессов и явлений.
Характеристика этих издержек варьируется от узких определений, связывающих данные издержки с отдельными видами экономической деятельности и определенными действиями и затратами, возникающими в ходе заключения сделки, до широких, подчеркивающих институциональную природу данного явления. Впервые данная дефиниция была применена в работе Р. Коуза «Природа фирмы».
Наиболее удачные определения трансакцион-ных издержек предлагают нобелевские лауреаты Д. Норт и К. Эрроу. Д. Норт трактует издержки трансакций как «состоящие из затрат по оценке полезных свойств объекта обмена, по разграничению прав и принуждению к их соблюдению» [1]. К. Эрроу приводит расширенный вариант
1 Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (в ред. от 04.11.2014) группа определяется в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность». Группа взаимосвязанных организаций — это объединение юридически самостоятельных лиц, в которых либо в связи с контролем над капиталом, либо в связи с определенным договором между этими организациями головная организация имеет право определять решения, принимаемые дочерними или зависимыми организациями. URL: http://www. minfin.ru.
трактовки: «затраты на управление экономической системой» [2].
В условиях рыночной экономики трансакционные издержки являются неотъемлемой частью производственного процесса. Транс-акционные издержки в классическом понимании — это затраты ресурсов, связанных с поиском информации, контролем, выбором и принятием решений. Существуют факторы, снижающие издержки взаимодействия субъектов хозяйствования в развитой рыночной экономике, например благоприятное «правовое поле», макроэкономическая и политическая стабильность, оптимальное налоговое бремя, развитость информационной инфраструктуры экономики и пр. При переходе к рыночным отношениям неявные трансакционные издержки становятся явными, что является следствием их «перекладывания» с плеч государства на плечи отдельных хозяйствующих субъектов, причем общий их уровень по сравнению с социалистическим укладом экономики не увеличивается. Однако в настоящее время многое делается для ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращения избыточного государственного регулирования2. Эти шаги позволят снизить трансакционные издержки малого и среднего бизнеса. Но при объявлении моратория на проверку малого и среднего
2 Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 04.12.2014 призвал избавить бизнес от навязчивого надзора и контроля, сделав каждую проверку публичной и создав единый реестр информации о проверках, а также предложив 3-летние «налоговые каникулы» компаниям, которые предыдущие 3 года не были уличены в правонарушениях. URL: http://www.garant.ru / products/ipo/prime /doc/55071564 /#ixzz3Mkk47sNB.
бизнеса увеличиваются риски незаконной предпринимательской деятельности, умышленного и неумышленного неправильного исчисления и уплаты налогов, ухудшения качества товаров и услуг. Следовательно, увеличиваются трансакционные издержки потребителей этих товаров и услуг и всего общества в целом. Таким образом, дело не в сведении трансакционных издержек к нулю. Экономисты Д. Норт и К. Эр-роу подсчитали, что с 1870 по 1970 г. трансакционные издержки в США колоссально выросли, но именно за это столетие страна из второстепенной аграрной стала ведущей политической и экономической державой.
Принципиальная неустранимость трансак-ционных издержек приводит к выбору между разными вариантами, или на языке институциональной теории — выбору структурной институциональной альтернативы.
Под трансакционными издержками как учет-но-экономической категории «следует понимать явные, неявные, частично явные затраты живого и овеществленного труда, которые непосредственно не связаны с процессом производства товаров, работ, услуг, но способствуют его успешной реализации и приводят к уменьшению экономических выгод организации» [3]. Исходя из требований нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в России, транс-акционные издержки либо капитализируются, т. е. увеличивают стоимость актива, либо относятся на расходы по обычным видам деятельности, либо включаются в состав прочих расходов при формировании финансового результата.
В последнее время концепция трансакцион-ных издержек активно обсуждается специалистами в области экономической теории. Структура трансакционных издержек общества исследуется в работах таких известных ученых неоинституционального направления, как Дж.М. Бьюкенен, Р. Буайе, Э. Дюркгейм, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильям-сон, А. Алчиан, Ф. Перу, К. Эрроу и др.
Наиболее полно вопрос формирования систематизированной информации о трансакцион-ных издержках и разработки их учетной модели в корпоративном учете поднимается в работах Н.Г. Сапожниковой. Так, интересна как с практической, так и с научной точки зрения авторская позиция построения типологии трансакционных издержек на основе институционального подхода и порядка их отражения в учете, отличающегося
от известных подходов регистрацией информации о трансакциях в разрезах, необходимых для принятия рациональных экономических решений [4, с. 52-57].
Стремление к экономии на трансакционных издержках является решающим в настоящее время при определении межорганизационного уровня интеграции, направлений гармонизации интересов экономических субъектов различных иерархических ступеней. Вследствие глобализации и глокализации экономики, трансформации существующих организационных структур, развития новых и инновационных продуктов и ужесточения конкуренции становится выгодней передать часть функций по обслуживанию своей деятельности другим организациям, специализирующимся в соответствующей области (аутсорсинг). Образование групп взаимосвязанных организаций предполагает подстраивание видов деятельности и ресурсов организаций друг под друга.
Отметим, что вертикальная и горизонтальная интеграция приводит, с одной стороны, к снижению трансакционных издержек при синерге-тическом взаимодействии организаций, входящих в группу. С другой стороны, необходимость налаживать и поддерживать отношения между экономическими субъектами, входящими в группу, приводит к усложнению административного управления, росту экономической информации и, как следствие, росту трансакционных издержек (в первую очередь включающих затраты на получение релевантной экономической информации). Д. Норт первым обратил внимание на то, что информация распределяется между заинтересованными в ней сторонами несимметрично и имеет цену. Субъекты экономики с целью снижения трансакционных издержек часто используют инновационные подходы к выстраиванию своих отношений, в том числе и к построению единой учетной системы. Увеличение количества информации должно быть компенсировано ростом возможностей единой учетной системы оценивать, обрабатывать и контролировать информацию о группе.
Таким образом, нами поставлен вопрос не об отражении трансакционных издержек в бухгалтерском учете, а о возникающих и нивелирующихся трансакционных издержках, связанных с функционированием единой учетной системы группы.
В нашем контексте под трансакционными издержками единой учетной системы группы следует понимать дополнительные затраты, возникающие в результате интеграции экономической информации взаимосвязанных организаций, сопряженные с эксплуатацией единой учетной системы группы и зависимые от эффективности ее функционирования и сложности. Перефразируя нобелевского лауреата Кеннета Эрроу, это «издержки эксплуатации» единой учетной системы группы, издержки взаимодействия учетных систем. Потоки учетной информации регулируются институтами поиска (ограничениями, учетными нормами и методами). Так как эти издержки не связаны напрямую с производством, будучи результатом функционирования учетной системы, они являются трансакционными.
Необходимо отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные с его точки зрения элементы. Применительно к единой учетной системе группы данный вопрос не был исследован. На наш взгляд, классификация транс-акционных издержек может быть представлена следующим образом.
• По степени возможности определения реальной стоимости издержек взаимодействия учетных систем организаций, входящих в группу, выраженной в денежном эквиваленте:
— явные — издержки мотивации персонала; оплата справочно-правовых систем; издержки, связанные с регистрацией и снятием с учета налогоплательщиков; сдача отчетности через телекоммутационные каналы связи; услуги аудиторов и пр.;
— неявные — издержки, связанные с противоречивостью и нестабильностью законодательства, сопровождением проверок, некомпетентностью и коррупцией работников налоговых органов и пр.;
• по факторам производства релевантной учетной информации:
— информационно-коммуникативные — затраты времени и ресурсов на необходимость защиты учетной информации от третьих лиц; издержки поиска информации об альтернативных автоматизированных учетных системах и др.;
— организационные — затраты времени и ресурсов на стандартизацию, выстраивание инди-
видуальной схемы учетного процесса, подбор персонала, разработку инструкций и пр.;
— институциональные — затраты времени и ресурсов на адаптацию к изменившимся условиям хозяйствования, изменениям законодательства, существующим учетным нормам и пр.;
• по степени зависимости от уровня интеграции учетных пространств:
— постоянные — затраты времени и ресурсов на эксплуатацию единой учетной системы группы, мониторинг контроля качества учетной системы и пр.;
— дополнительные — затраты, связанные с изменениями контура интеграции, на дополнительную дифференциацию видов бухгалтерского учета и пр.;
• по операциям (в соответствии с классификацией Т. Эггертссона и Д. Норта):
— издержки поиска информации — тестирования и проверки на соответствие единой учетной системы требованиям пользователей; определение круга пользователей и изучения их информационных запросов и пр.;
— издержки ведения переговоров — подбор квалифицированных специалистов; издержки, связанные с некомпетентностью и коррупцией в органах власти и пр.;
— издержки измерения — оплата услуг оценщиков; ранжирование качественных характеристик учетной информации, определение их приоритетности для пользователя и пр.;
— издержки защиты информации — связанные с дублированием, дополнительными выборками, потерями при передаче информации учетных данных, ее асимметричностью и пр.;
— издержки оппортунистического поведения — субъективность производителей программного обеспечения; мониторинг контроля качества учетной системы и пр.;
• по возможности контроля:
— внешние — издержки оппортунистического поведения; издержки, связанные с изменениями законодательства, существующих учетных норм, и пр.;
— внутригрупповые — издержки стандартизации учетного процесса, повышения квалификации работников финансово-экономических служб и пр.;
• по повторяемости:
— единовременные — затраты времени и ресурсов на этапах проектирования и организации единой учетной системы группы;
— регулярные — затраты времени и ресурсов на этапах функционирования и развития единой учетной системы группы.
Представленная классификация условна, и ее содержание может изменяться и дополняться в зависимости от целей исследования. Остановимся на причинах возникновения дополнительных внутренних трансакционных издержек единой учетной системы при интеграции хозяйствующих субъектов в группу, которые связаны, как минимум:
а) с вертикальной интеграцией учетных пространств организаций, входящих в группу, в единую учетную систему. Чем сложнее возникшая учетная система и больше в ней опосредованных задействованных звеньев, связей и отношений, тем значимее проблема нарастания уровня;
б) с увеличением заинтересованных сторон в получении учетной информации, что влечет за собой дифференциацию видов бухгалтерского учета и отчетности внутри группы;
в) с ростом объемов экономической информации и требований к их результатным характеристикам, в том числе со стороны общества.
Рассмотрим перечисленные причины увеличения внутригрупповых трансакционных издержек единой учетной системы группы подробней.
Во-первых, жизненный цикл единой учетной системы группы можно свести к совокупности этапов ее проектирования, организации, функционирования и развития.
На основе предложенной классификации трансакционных издержек в зависимости от факторов производства [5] можно обозначить основные виды трансакционных издержек единой учетной системы группы на различных этапах ее жизненного цикла.
Так, на этапе проектирования и организации единой учетной системы группы к информационно-коммуникативным издержкам отнесены трансакционные издержки, связанные с определением круга пользователей и изучением их информационных запросов, ранжированием качественных характеристик учетной информации, определением их приоритетности для пользователей, сбором знаний об альтернативных автоматизированных учетных системах, тестированием на соответствие характеристик учетной системы требованиям, предъявляемым к ней, и др., а к организационным — издержки оценки потенциала учетной системы, стандартизации
и выстраивания схемы учетного процесса, создания центральной бухгалтерской службы, подбора квалифицированных специалистов, разработки должностных инструкций, адаптации к специализированному программному обеспечению внутри группы и пр.
На этапе функционирования возникают информационные издержки оплаты услуг оценщиков, аудиторов, системных администраторов; издержки, вызванные дублированием, дополнительными выборками, потерями учетных данных при передаче экономической информации, неопределенностью функционирования системы, необходимостью защиты учетной информации от третьих лиц, а также физическими и психическими перегрузками работников и пр. Организационные издержки связаны с эксплуатацией единой учетной системы, мониторингом контроля ее качества, затратами на ведение дополнительных видов учета, обеспечивающих получение интегрированной отчетности и пр.
На этапе развития информационные издержки включают в себя издержки тестирования и проверки на соответствие единой учетной системы требованиям пользователей, применения IT-технологий, защиты информации от третьих лиц; а организационные — издержки повышения квалификации работников финансово-экономических служб.
К институциональным издержкам на всех этапах развития единой учетной системы группы относятся издержки адаптации к изменившимся условиям хозяйствования, изменения законодательства, существующих учетных норм, глобализации, преодоления региональных и местных стереотипов, поддержания достаточного уровня знаний нормативно-правового регулирования учета и отчетности, экологического сознания, разработки национальных стандартов учета и отчетности, ориентированных на международные стандарты и отвечающих специфике национального учета. В этой ситуации нужно множество институтов: и самоконтроль профессионалов, и определенная роль регулятора законодательства, и др.
Обозначим пути снижения трансакцион-ных издержек. Для информационно-коммуникативных издержек это могут быть использование дешевых каналов распространения информации (Интернет), применение спра-вочно-правовых систем, для организационных
издержек — изменение управления и оптимизация всех процессов с формированием взаимодействий всех элементов учетной системы, совершенствование технологических процессов, аутсорсинг бизнес-процессов. Внешний контроль за профессией наряду с регулированием внутри профессии (профессиональные организации) приводит к институциональной коррекции единой учетной системы группы.
Во-вторых, чем больше участников рынка связано с группой взаимосвязанных организаций, тем больше появляется заинтересованных в ее отчетности потребителей информации. В связи с этим происходит дифференциация видов отчетности, что ведет к увеличению трансакционных издержек.
Единая учетная система группы интегрирует, как минимум, финансовый, управленческий, налоговый и консолидированный виды учета. Ведение консолидированного учета предполагает следующие трансакционные издержки учетной системы: выстраивание индивидуальной схемы учетного процесса и стандартизацию внутри группы; централизацию ряда решаемых информационными службами взаимосвязанных организаций группы задач (разработка стандартов на технические и программные средства, планирование, закупки); интеграцию бухгалтерских автоматизированных систем; создание центральной бухгалтерской службы; корректировку организационных структур всех IT-служб; разграничение целей и задач конкретных сотрудников; разработку должностных инструкций и пр.
В-третьих, группа взаимосвязанных организаций — это постоянно изменяющаяся структура. Определить контур консолидации единожды невозможно. В связи с этим на момент составления консолидированной отчетности возникают дополнительные издержки, связанные с определением контура консолидации.
Внутри группы возникает необходимость в актуарном учете, нацеленном на формирование информации для оценки создаваемой экономической стоимости и будущих денежных потоков при принятии решений об инвестировании в новый субъект хозяйствования либо продаже дочерней организации.
В-четвертых, национальные и транснациональные корпорации вызывают повышенное внимание со стороны всех групп пользователей,
так как они имеют влияние на все уровни экономики, окружающую среду, сферы общественной жизни, создают миллионы рабочих мест, диктуют условия не только конкурентам, но и целым государствам. В связи с этим критерии оценки качества учетной информации о деятельности групп становятся выше, контролирующих структур — больше. Объем и мно-гоаспектность результатной информации, формируемой единой учетной системой группы, растут, возникают новые направления бухгалтерского учета: социальный, экологический, стратегический и пр.
Чем больше информации и участников хозяйственного процесса, тем больше «информационной асимметрии». Информационная асимметрия в бухгалтерском учете группы взаимосвязанных организаций проявляется в низкой информированности определенных участников хозяйственных процессов. В широко диверсифицированных группах часто наблюдается «оппортунистическое поведение» руководителей структурных подразделений. Выделение инвесторов как основной группы пользователей учетной информации также снижает информированность других заинтересованных лиц, что приводит к ряду социально-экономических проблем и имущественной дискриминации в обществе. Бухгалтерский учет не предоставляет достоверной информации о социальной защите трудящихся, поскольку социальная деятельность предприятия фактически находится за пределами единой учетной системы, а также не в состоянии обеспечить полную информированность всех участников хозяйственных отношений об охране окружающей среды и значении группы в содействии социальному развитию общества.
При интеграции учетных пространств взаимосвязанных организаций возникают новые и модифицируются существующие учетные практики, дающие возможность задействованным субъектам хозяйствования осуществлять обмен учетной информацией, сохранять контроль над деятельностью организаций-партнеров и проводить совместное сокращение трансакционных затрат.
Таким образом, при интеграции учетных пространств в единой учетной системе группы возникают дополнительные внутригрупповые синергетические трансакционные издержки,
трансакционные издержки синергетического развития единой учетной системы..,
63
связанные с объединением учетных систем взаимозависимых организаций.
В целом можно сказать, что наблюдаемый рост трансакционных издержек в современных учетных системах групп взаимосвязанных организаций не означает перехода к более высоким «издержкам трения». Выявляются не всегда видимые издержки, прежде скрытые, которые становятся частными и видимыми, дающими реальный стимул к совершенствованию организационной структуры и институтов единой учетной системы. Развитие единой учетной системы группы заключается не столько в экономии трансак-ционных издержек, сколько в повышении их общей эффективности.
Сравнительный анализ существующих в экономической науке концепций управления транс-акционными издержками показывает отсутствие единства в понимании их роли. Нередко узкое понимание сущности издержек в рыночном процессе приводит к их механическому снижению, а управление трансакционными издержками единой учетной системы сводится к несбалансированному сокращению, что влияет на инновационное развитие и наносит ущерб качеству результатной учетной информации.
Какой-либо единой методики количественной оценки трансакционных издержек не существует, что связано как с многообразием подходов к их определению, так и с трудностью измерения. Обычно выделяют два подхода к оценке трансакционных издержек: кардинальный, предполагающий расчет величины издержек, и альтернативный ординалистский, предложенный Дж. Эджуортом и И. Фишером, заключающийся в выявлении направлений изменения издержек.
При кардинальном расчете издержек рационально использовать статьи затрат, отраженные в бухгалтерском учете (заработная плата работников финансово-экономических служб, обслуживающих подразделений, оплата сверхурочных работ, единовременные выплаты работникам, отчисления от заработной платы, дотации, расходы на консультирование, юридические и посреднические услуги, представительские расходы, расходы на услуги связи, командировочные расходы, судебные издержки и пр.).
По мнению автора, в состав трансакцион-ных издержек при интеграции учетных пространств организаций, входящих в группу, входят
издержки синергетического развития единой учетной системы, представленные затратами на внутреннюю координацию, информационное обеспечение, контроль и структурные преобразования учетной системы группы, возникающие на этапах ее проектирования и функционирования (см. таблицу).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• при расчете трансакционных издержек единой учетной системы группы следует применить дифференцированный подход к их оценке. Такие скрытые трансакционные издержки, как потери в результате неполноты и неточности учетной информации, потери времени и пр., путем прямого подсчета измерить не представляется возможным;
• трансакционные издержки единой учетной системы группы имеют краткосрочную повышенную и долгосрочную понижающуюся динамику;
• организационные издержки можно условно отнести к эндогенным факторам, а информационно-коммуникативные и институциональные — к экзогенным.
Практика показывает, что если вертикально интегрированные учетные системы имеют в своем составе хотя бы одно звено, обладающее слабыми позициями, то вся структура оказывается стратегически нежизнеспособной. Чем больше звеньев передачи учетной информации, чем масштабней сама иерархия, тем больше возможностей искажения в узлах передачи. При определенном количестве звеньев и наличии собственных интересов в каждом узле сигнал может искажаться с точностью до противоположного, что актуализирует проблему увеличения трансляционных возможностей единой учетной системы группы. При этом вертикальная интеграция учетного множества приводит к снижению общих трансакционных издержек учетной системы группы при грамотном построении информационной структуры группы.
Возможности современной информационной техники позволяют собирать, обрабатывать и предоставлять получателю в любой географической точке мира релевантную экономическую информацию любого объема. При этом стоимость получения информации снижается. Применение вэб-технологий для сбора, управления, улучшения качества, распространения
Методический подход к оценке трансакционных издержек синергетического развития
единой учетной системы группы*
Вид трансакционных издержек Расчет трансакционных издержек
Затраты на структурные преобразования: Z =Z +Z +Z +ZB стр адапт центр фин публ
Z - издержки адаптации: усложнение документооборота, в том числе за счет дополнительного согласования; адаптация к новым нормам и правилам; перевод сотрудников из одного подразделения в другое; набор специалистов необходимой квалификации ^адап = ЪП? *Тр + КР(ПР) + СУа + СКС, i=1 п где ХЗПр - дополнительная заработная плата /'-го сотрудника на i=1 разработку и доведение распоряжений, указов, процедур, на преодоление административных барьеров, на выполнение дополнительной работы; п - количество сотрудников; Т - время /'-го сотрудника на адаптацию; Кр - командировочные расходы на организацию и проведение переговоров; ПР - представительские расходы на организацию и проведение переговоров; СУа - стоимость услуг аутсорсинга; СКС - затраты на обеспечение каналов связи
Z - издержки централизации: создание централизованной финансово-экономической службы (бухгалтерия, юридический отдел, службы информационных технологий, управления персоналом и др.); издержки на построение коммуникации 2центр = Т.ЗПц хГц + АСУ, i=1 п где ^ЗПц - заработная плата /'-го бухгалтера или другого i=1 вовлеченного ключевого специалиста; Тц - фонд рабочего времени сотрудников, задействованных в единой учетной системе; АСУ - расходы на бухгалтерское, правовое программное обеспечение, расходы на работу сети
Z^m - издержки финансовых преобразований: координация учета внутрифирменных финансовых потоков; затраты на открытие (закрытие) счетов в банках; контроль налоговых деклараций; составление сводных налоговых деклараций в головном офисе; затраты в связи с проверками и на регистрацию при применении режима налоговой консолидации 2фин =ХЗПФ хТф + АСУ + СУфИн, i =1 п где ^ЗПф - заработная плата специалистов, осуществляющих i=1 налоговую консолидацию, работу с банками; Тф - время, затраченное на налоговый учет, бюджетирование, банковские счета; СУфин - стоимость консультационных услуг
Z^ - издержки публичности бизнеса: необходимость применения Международных стандартов финансовой отчетности, GAAP; формирование интегрированной отчетности (раскрытие финансовых и нефинансовых показателей, социальной и экологической составляющей); необходимость проведения аудита консолидированной отчетности; расходы на публикацию отчетности 2публ = ^ЗПП хТП + СУп + АР + ПО, i=1 п где ^ЗПп - заработная плата квалифицированных специалистов i=1 в области Международных стандартов финансовой отчетности; Тп - время, затраченное на поиск нефинансовой информации, составление, публикацию интегрированной отетности; СУп - стоимость юридических и консалтинговых услуг по подготовке интегрированной отчетности; АР - расходы на обязательный аудит отчетности; ПО - расходы, связанные с публикацией отчетности
* Предлагаемая классификация является открытой, она может быть скорректирована и дополнена с учетом особенностей группы взаимосвязанных организаций и целей исследования.
Трансакционные издержки синергетического развития единой учетной системы..,
65
Продолжение таблицы
Вид трансакционных издержек Расчет трансакционных издержек
Затраты на внутреннюю координацию: г = г + гф + г внк опт функ рес
- издержки оптимизации: выявление функций и взаимосвязей подразделений, поиск участков деятельности, выпадающих из-под влияния системы менеджмента качества; разработка проекта базовой версии единой учетной системы в соответствии с внешними и внутренними стандартами; формирование единой учетной политики при наличии различных видов деятельности и географической рассредоточенности; разработка максимально унифицированного единого плана счетов с единой структурой аналитических разрезов; определение контура консолидации; создание единой информационной базы данных; определение дополнительных видов учета, обеспечивающих получение интегрированной отчетности; выбор единой автоматизированной системы ^оПТ = ЕП х Т0+КР+ПР+С^, i=1 п где ^ЗП0 - дополнительная заработная плата /'-го сотрудника, 1=1 участвующего в процессе оптимизации и перепроектирования единой учетной системы (работники финансово-экономических служб, юристы, кадровики, программисты, начальники отделов и др.); То - время, затраченное на участие в переговорах, совещаниях, согласования проекта; СУопт - стоимость юридических и консалтинговых услуг, предоставляемых при подготовке и оптимизации проекта
7функ - издержки функционирования единой учетной системы: выполнение основных учетных процессов (классификация учетного события, ввод данных, обработка, предоставление информации); обучение и консультации пользователей в процессе эксплуатации единой учетной системы ^функ = ЕЗПф хТф + КПК + КА + ИТ, 1=1 п где ^ЗПф - средняя заработная плата работников, осуществляющих 1=1 учетный процесс; Тф - время работы; КПК - стоимость повышения квалификации работников; КА - стоимость консультаций; ИТ - затраты на программное обеспечение, информационные технологии
7рес - издержки координирования ресурсов: распределение ресурсов и специалистов в соответствии с характеристиками детального проекта; оценка уровня профессиональной подготовки кадров и подбор специалистов соответствующей квалификации; разработка стандартов рабочего места; оснащение техническими средствами рабочих мест; выполнение требований законодательства в области трудовых отношений Z = ЕЗП хТ +РП + СУ рес ^ рес рес рес 1 =1 п где ^ЗПрес - дополнительная заработная плата сотрудников, 1=1 принимающих участие в процессе оценки, отбора и найма персонала, разработке стандартов; Т ес - время, затраченное на процесс отбора и найма персонала, разработку стандартов; РП - расходы на организацию и проведение тестирование персонала; СУрес - стоимость юридических и консалтинговых услуг
Издержки информационного обеспечения: г = г + г и тест вл
г - издержки выявления и анализа проблем: сбор данных об альтернативных автоматизированных учетных системах; издержки определения круга пользователей и тестирования на соответствие единой учетной системы их требованиям; обследование учетных систем, подлежащих интеграции, и разработка концепции изменений (выстраивание схемы учетного процесса, предварительное определение доступных ресурсов и ограничений, идентификация ключевых проблем, препятствующих развитию единой учетной системы); издержки на несовершенство информации (издержки на переработку, корректировку и дополнение) Z =ЕЗП хТ + СУ тест тт тест 1=1 п _ где ^ЗПТ - заработная плата /'-го сотрудника, участвующего 1=1 в тестировании единой учетной системы, исправлении ошибок, связанных с исправлением несовершенной информации; Тт - время, затраченное на поиск, исправление информации, выбор альтернатив, на тестирование; СУтест - стоимость юридических и консалтинговых услуг
Окончание таблицы
Вид трансакционных издержек Расчет трансакционных издержек
Zвл - издержки влияния: манипуляции информацией; формирование коалиций; усложняющиеся отношения между организациями, входящими в группу, структурными подразделениями; оппортунистическое поведение сотрудников; применение пиар-технологий при составлении интегрированной отчетности 2вл хТи + СИ + Рсв + СОП, 1=1 п где ^ЗПИ - заработная плата сотрудников на поиск, перепроверку i=1 информации, на принятие решений, выполнение дополнительных обязанностей в связи с оппортунистическим поведением других сотрудников; Ти - время работы сотрудников; СИ - затраты на услуги информационных агентств; Рсв - расходы на разрешение спорных вопросов; СОП - потери от неверного принятия решений
Издержки контроля: z=z + г к пред.к тек.к
Zпредк - издержки предварительного контроля: адаптация к изменившимся условиям хозяйствования; изучение изменения законодательства, существующих учетных норм; создание службы внутреннего аудита 2 =УЗП хТ + СУ пред.к ^^ ад ад ад 1=1 п где ^ЗПад - дополнительная заработная плата сотрудников, занятых i=1 подбором и наймом персонала в отдел внутреннего аудита; Тад -время, потраченное на подбор персонала; СУд - стоимость юридических и консалтинговых услуг
Zтекк - издержки текущего контроля: стандартизация учетного процесса в рамках общефирменной стратегии; увеличение числа контролирующих структур; мониторинг контроля качества единой учетной системы, исполнения должностных обязанностей сотрудников; необходимость защиты информации 2 =УЗП хТ + ТИ + СУ + Р тек.к ^ ауд ауд ио зи 1=1 п где ^ЗПауд - дополнительная заработная плата /'-го сотрудника, i=1 занятого в отделе внутреннего аудита; Та - время работы в отделе внутреннего аудита; тИио - трансакционные издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников, контроля качества единой учетной системы; СУ - стоимость юридических и консалтинговых услуг; Рзи - расходы на защиту информации от третьих лиц
Издержки синергетического развития единой учетной системы: "сигар = "стр + "внк + "и + "к = / " " " " \ \ адапт центр фин публ / + опт + ^функ + "рес) +("тест + "вл ) + (2пред.к + ^тек.к)
информации, а также использование поисковых систем снижают затраты на принятие профессиональных решений. Следовательно, учетные работники и другие профессионалы, вне зависимости от того, работают они в общественной практике, корпорациях, малых и средних предприятиях, государственных и некоммерческих организациях, находятся под влиянием технологических изменений.
Реальное воздействие на уровень трансакционных издержек, связанных с функционированием учетной системы, оказывает в первую очередь рост влияния общества и государства на регулирование бухгалтерской профессии. Внешний контроль над профессией наряду с регулированием внутри профессии (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов) приводит к институциональной коррекции единой учетной системы группы.
Литература
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
2. ЭрроуК. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики.1995. № 5. С. 98-107.
3. Кувалдина Т.Б. Трансакционные издержки как экономическая и учетная категория // Современная концепция и перспективы формирования учетно-аналитической и налоговой системы на предприятиях реального сектора экономики в условиях глобализации экономических процессов и перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Материалы Международной научно-практической конференции. 28-30 апреля 2008 г. Орел: ОрелГТУ, 2008.
4. Сапожникова Н.Г. Формирование систематизированной информации о трансакци-онных издержках корпораций // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 38.
5. Солоненко А.А. Виды трансакционных издержек интегрированной учетной системы на различных этапах ее жизненного цикла // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 4.
References
1. Nort D. Instituty, institutsional'nye izmene-niia i funktsionirovanie ekonomiki / per. s angl. A.N. Nesterenko; predisl. i nauch. red. B. Z. Mil'nera [Institutions, institutional change and economic performance / Transl. from Engl. A.N. Nesterenko; ed. and scientific. ed B.Z. Milner]. Moscow: Fond ekonomich-eskoi knigi «Nachala» — the Foundation for economic book of the Beginning, 1997, 180 p. (In Russ.).
2. Errou K. Informatsiia i ekonomicheskoe pov-edenie [Information and economic behavior]. Voprosy ekonomiki — Questions of economy, 1995, no. 5, pp. 98-107.
3. Kuvaldina T.B. Transaktsionnye izderzhki kak ekonomicheskaia i uchetnaia katego-riia // Sovremennaia kontseptsiia i perspek-tivy formirovaniia uchetno-analiticheskoi i nalogovoi sistemy na predpriiatiiakh real'nogo sektora ekonomiki v usloviiakh globalizatsii ekonomicheskikh protsessov i perekhoda na mezhdunarodnye standarty finansovoi otch-etnosti. Materialy Mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii. 28-30 aprelia 2008 g. [Transaction costs as economic and accounting category // Modern concept and prospects of formation of accounting, analytical and tax systems at the enterprises of the real sector of economy in conditions of globalization of economic processes and transition to international financial reporting standards. Materials of the international scientifically-practical conference. 28-30 April 2008]. Orel: OrelGTU Publ., 2008. (In Russ.).
4. Sapozhnikova N. G. Formirovanie sistema-tizirovannoi informatsii o transaktsionnykh izderzhkakh korporatsii [Formation of systematic information about transaction costs corporations]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — The Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 38. (In Russ.).
5. Solonenko A.A. Vidy transaktsionnykh izder-zhek integrirovannoi uchetnoi sistemy na razlichnykh etapakh ee zhiznennogo tsikla [Types of transaction costs of an integrated accounting system at different stages of its life cycle]. Sovremennaia ekonomika: prob-lemy, tendentsii, perspektivy — Modern economy: challenges, trends, prospects, 2011, no. 4. (In Russ.).