УДК 37.064.1 ББК Ч421.5
ГСНТИ 14.25.01
Код ВАК 13.00.01
Самара
С. И. Елистратова
а
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие участников образовательного процесса; открытая образовательная лаборатория.
АННОТАЦИЯ. Описывается один из способов организации взаимодействия участников образовательного процесса — создание открытой образовательной лаборатории. Лаборатория позволяет координировать действия педагогов, учеников и их родителей во всех сферах учебной деятельности — урочной и внеурочной. Это способствует повышению качества образования в школе.
S. I. Elistratova
Samara
WAYS TO ORGANIZE JOINT ACTIVITY OF TEACHERS, PARENTS AND PUPILS IN A SECONDARY SCHOOL
KEY WORDS: interaction of participants of the educational process; open educational laboratory.
ABSTRACT. In present article one of the ways of the organization of interaction of participants of educational process is described, which is creation of open educational laboratory. The laboratory allows to co-ordinate actions of teachers, pupils and their parents in all spheres of educational activity — fixed and independent. It promotes improvement of education quality at school.
О необходимости взаимодействия семьи и школы в воспитании и обучении школьников в педагогике начали говорить еще в начале XX в. Первым вопрос о гармонизации влияющих на ребенка воздействий со стороны воспитателей поднял Н. И. Пирогов [6]. П. Ф. Лес-гафт считал пропаганду педагогических знаний среди родителей основным направлением своей педагогической деятельности.
На рубеже Х1Х—ХХ в. впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К. Н. Вентцель, пытаясь как можно лучше оградить детей от дурного влияния среды, детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребенка», где объединенные общими целями и делом учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви [3].
После революции 1917 г. внимание педагогов заостряется на проблеме построения взаимосвязи между школой и семьей. Н. К. Крупская серьезное внимание уделяла вопросу педагогической грамотности родителей и основной роли школы в ее обеспечении [См.: 1]. А. С. Макаренко отмечал необходимость выработки единой воспитательной стратегии учителей и родителей, причем указывал на просветительские и ресурсные возможности педагогического коллектива школы в ее реализации.
Важное значение взаимодействию школы и семьи как окружения ребенка придавал В. А. Су-хомлинский [7]. Он говорил, что эффективность воспитательного процесса определяется тем, насколько взаимозависимость педагогов, воспитателей, родителей осознаются каждым из них и реализуются в практике. В то же время В. А. Су-хомлинский утверждал, что школа является центром воспитательной работы, организатором совместной деятельности взрослых и детей на общественное благо. Именно в этой совместной деятельности находят свое отражение, под© Елистратова С. И., 2012
тверждаются и закрепляются воспитательные приоритеты.
В 80—90-х годах ХХ в. проблемы организации взаимодействия школы и семьи находят свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, Г. А. Победоносцев, М. М. Поташник и др.). Системный подход, по мнению В. И. Загвязинского, основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами [2]. Комплексный подход, считает Ю. К. Бабанский, исходит из единства и взаимосвязи всех элементов объекта и позволяет установить их определенное соотношение и соподчиненность [5].
Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник рассматривают взаимодействие школы и семьи как часть системы школьного воспитания. Согласованность различных сторон воспитательного процесса способствует оптимизации воспитательной работы, повышению ее эффективности, а также гармонизации всей системы школьного воспитания.
К. Е. Егощев, Г. М. Миньковский определяют условия эффективности взаимодействия школы и семьи в рамках повышения педагогической культуры родителей. Такими условиями, по мнению авторов, являются: сотрудничество (взаимопонимание), контроль (взаимоконтроль), восприятие педагогической культуры (педагогический всеобуч) [См.: 4. С. 88].
В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, В. В. Дружинин, М. М. Плоткин и др. рассматривают школу и семью как части окружающей ребенка среды, оказывающие на него воспитательные воздействия. Кроме этих двух социальных институтов на ребенка влияют другие факторы окружающей среды, и все они в совокупности формируют его личность.
Т. П. Гаврилова, Л. Н. Захарова, P.M. Капралова, В. А. Маишева, И. С. Марьенко, раскрывая разнообразие форм и методов взаимодействия
семьи и школы, отдают приоритет повышению педагогической культуры родителей. И. В. Гребенников сформулировал принципы работы по повышению педагогической культуры родителей, описал содержание взаимодействия школы и семьи, формы организации этого взаимодействия [Там же. С. 89].
Таким образом, можно считать, что проблема взаимодействия участников воспитательного процесса в педагогике разработана глубоко. Между тем образовательный процесс является целостным, обучение и воспитание следует рассматривать в неразрывном единстве. В связи с этим считаем, что подход к организации взаимодействия педагогов и родителей только как воспитателей является узким и не отвечает современным реалиям. Кроме того, исходя из субъект-субъектного подхода целесообразно учитывать и позицию ученика в этом процессе. Поэтому выделим три стороны взаимодействия участников педагогического процесса в инновационной школе: учитель — ученик, учитель — родители, родители — дети.
Взаимодействие педагогов, родителей и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (сверстниками, старшими и младшими), между взрослыми и учащимися (родителями и детьми, педагогами и детьми), между взрослыми (учителями между собой и учителями и родителями). Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль взаимоотношений педагогов и школьников зависит от характера взаимоотношений взрослых и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе.
В связи с изложенным возникает вопрос о способах организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса, охватывающей все стороны учебной деятельности школьников: урочной и внеурочной.
Ответ на этот вопрос нам видится в создании открытой образовательной лаборатории как новой внутришкольной структуры, позволяющей организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса на уровне долгосрочного партнерства. Цель такой лаборатории — координация совместной деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей по созданию образовательного пространства школы и в конечном итоге повышению качества образования в школе. Охарактеризуем направления деятельности лаборатории.
1. Анализ современных достижений педагогики, психологии, методик обучения предметам; разработка на этой основе методических рекомендаций; организация и проведение методических семинаров для учителей; анализ и экспертиза учебных печатных и электронных изданий.
Это направление является необходимым компонентом деятельности школы, поскольку,
во-первых, обеспечивает теоретическое обоснование проектируемым и внедряемым инновациям и, следовательно, повышению качества обучения; во-вторых, дает возможность учителям, работающим в школе, осознать сущность нововведений, осваивать их и внедрять в свою деятельность; в-третьих, существенно сокращает время внедрения инноваций, поскольку снимаются такие трудности, как неприятие учителями и родителями нововведений.
Реализация данного направления входит в функции научно-методического отдела, руководит которым заместитель директора по научной работе, а сотрудниками отдела являются заведующие кафедрами, учителя, входящие во временные творческие коллективы.
Содержанием деятельности научно-методического отдела выступает, в первую очередь, организация внутришкольных методических дней, проведение мастер-классов в рамках городских методических дней, организация научно-методических семинаров всех уровней в сотрудничестве с педагогическими вузами (в частности, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социальногуманитарная академия»). Так, например, в рамках экспериментального исследования в процессе апробации и внедрения образовательной лаборатории в МБОУ СОШ №176 Советского района Самары были организованы научно-методические семинары на уровне предметных кафедр, школы и города. Этому предшествовала работа временных творческих коллективов, в которые объединились педагоги школы. Каждый коллектив искал решение проблемы «Формирование у учащихся компетенции самоменеджмента» средствами школьных предметов. Руководителями временных творческих коллективов являлись ведущие педагоги и преподаватели ПГСГА (факультеты начального образования, физикоматематический) — авторы Программы развития школы. В Программе изложены теоретические основы формирования компетенции самоме-неджмента (понятие самоменеджмента как интегрированной компетенции, ее состав, последовательность формирования ее составляющих в целом, критерии сформированности). Временные творческие коллективы выявили благоприятное предметное содержание, формирующее данную компетенцию, подобрали методические средства и разработали диагностические материалы на предметном содержании, позволяющие определить степень сформированности самоменедж-мента в начале обучения и в выпускных классах (4-м, 9-м и 11-м). Результатами этой работы стали статьи в сборниках материалов научно-методических семинаров, доклады на заседаниях предметных кафедр школы, кафедр ПГСГА, педагогических советов, городских методических семинаров, методических лекториев для родителей учащихся и будущих учащихся школы (слушателей подготовительных курсов), проведение мастер-классов для учителей школы, города и некоторых стран (Англии, США, Польши). По сути, каждый учитель школы внес свой вклад в разработку и внедрение новых технологий. Анализ результатов описанной работы и данные анкетирования учителей школы показал, что качество обучения в школе существенно повысилось. Учителя в достаточной степени реализуют свой инновационный
потенциал, с пониманием относятся к нововведениям (в частности, к реализации ФГОС).
2. Экспериментальная работа: мониторинг
процесса внедрения новой модели школы; разработка диагностических материалов.
Качество образовательного процесса в значительной мере зависит от того, каким образом будут отслеживаться и оцениваться промежуточные и конечные результаты разработки и внедрения инноваций, повышающих качество образования, корректироваться образовательный процесс. В настоящее время система критериев и основанных на них диагностических материалов пока еще только разрабатывается. Этот вид деятельности находится в компетенции экспериментального отдела. Его руководителем является заведующий психологической службой в школе, в качестве сотрудников отдела могут привлекаться учителя (разработка диагностических материалов, их обработка), старшеклассники и родители (сбор данных, участие в разработке анкет). В процессе работы ученики приобретают навыки эмпирических исследований (анкетирование, опрос), родители осознают сущность и проблемы разных процессов в школе.
В рамках апробации модели открытой образовательной лаборатории с 2009 г. в МБОУ СОШ №176 учителями школы были разработаны следующие материалы: диагностика степени сфор-мированности универсальных познавательных действий, входящих в состав компетенции само-менеджмента: разных видов анализа, сравнения, классификации, аналогии, моделирования, эмпирического и теоретического обобщения, общего способа решения задач (1—7 классы); олимпи-адные задания для межпредметной олимпиады «Умка» (1—4 классы); анкеты для родителей, цель которых — выявление степени их удовлетворенности качеством образовательного процесса в школе.
3. Создание методических, социальных (совместных с родителями), исследовательских и других проектов; презентация проектов.
Руководителем отдела является методист (заместитель директора по научной работе), руководство может быть поручено и учителю, уверенно владеющему методологией исследования и научного проектирования.
Сотрудниками отдела выступают школьники и родители. Этот отдел имеет свои подразделения в каждом классе, в работе подразделений участвуют школьники и их родители, разрабатывающие проекты. Совсем необязательно, чтобы родители руководили проектами именно своих детей. Так, исследовательские проекты в области, например, химии или физики ученики могут выполнять под руководством родителей-физиков или химиков. Родители могут в этом случае руководить исследовательской деятельностью 2— 3-х учеников класса. В рамках работы подразделений могут выполняться и совместные коллективные проекты родителей и учеников. В этом случае руководителем проекта является классный руководитель или учитель-предметник. Темы проектов самые разнообразные: «Я и моя семья» (результат — презентация или книга-альбом с рассказами и фотографиями членов семьи), «Безопасный перекресток» (результат — презентация правил дорожного движения, инте-
рактивный тренажер по правилам дорожного движения, макеты ближайших к школе опасных перекрестков, макет с картой-схемой безопасных путей одноклассников из дома до школы и т. д.), «История моего города» (результат — презентация с историей улиц, расположенных около школы), «Планеты Солнечной системы» (результат — динамический макет Солнечной системы). Такие проекты являются ресурсоемкими. Чтобы их подготовить, необходимы материалы, навыки изготовления, идеи по разработке макета и технологии его создания. Родители, обсуждая проект друг с другом, учениками и учителями, сплачиваются, срабатываются, становятся одной командой, осознают себя нужными школе. Ученики приобретают навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, совместной работы в команде, осознают меру своей ответственности за результаты коллективного дела, чувствуют гордость за себя, родителей и одноклассников. Все это позитивно влияет на удовлетворенность родителей и учащихся как заказчиков образовательных услуг, а значит, на качество образовательного процесса.
Совместная работа над проектом может быть осуществлена разными способами. Так, в школе №176 в начальных классах на родительских собраниях, в индивидуальных беседах учителей с родителями и учениками выявляются интересы учащихся и учителя предлагают темы проектов. Затем в течение некоторого времени (например, 2—3-х месяцев) родители и дети в домашних условиях разрабатывают свои проекты, периодически получая консультации учителя. Затем ребенок защищает проект в классе (на защиту приглашаются и родители). При условии победы защита происходит уже на уровне школы (выделяется специальный общешкольный день защиты проектов). В старших классах помощь родителей носит консультационный характер. Так, при разработке буклета «Куда пойти работать во время школьных каникул?» ученики 10-го класса проводили опрос своих родителей с целью выявления оптимального источника информации о местах работы, консультировались с родителя-ми-юристами о нормах работы подростков и т. п. В школе ежегодно проводятся защиты общеклассных проектов. Результатом одного из них, например, стала презентация в 5-м классе проекта «Пионеры-герои Великой Отечественной войны» (84 слайда), вызвавшая взрыв эмоций как учеников, так и учителей и родителей. Работа над проектом велась следующим образом: на совместном собрании родителей и учеников было принято решение о создании такой презентации; каждая семья получила задание собрать материал об одном пионере-герое. Затем группа родителей и детей несколько раз собирались вместе для разработки сценария презентации и ее технической обработки. Таким образом, презентация стала результатом коллективного труда, сплотившего родителей, детей и классного руководителя. В начальных классах каждый год родители создают общеклассные проекты: в первом классе проходит конкурс проектов «Я и моя семья», во втором — «Я и моя школа», в третьем — «Я и мир».
4. Накопление, хранение и систематизация информации; обеспечение возможностей широ-
кого доступа учителей, школьников и родителей к информационным ресурсам.
Для реализации данного направления организуется медиатека на базе школьной библиотеки. Для ее создания необходимо материальное обеспечение: компьютеры, принтеры, сканеры, множительная техника, техническая поддержка. Здесь возникает насущная необходимость в привлечении в лице родителей спонсоров и профессионалов в области программирования. Руководителем медиатеки является работник библиотеки, а сотрудниками — старшеклассники и родители, владеющие умениями в сфере обслуживания техники. Совместная деятельность родителей, детей, учителей при создании ресурсов медиатеки (домашние задания для детей и родителей, разработанные проекты), а также при обеспечении технической поддержки медиатеки играют позитивную роль в налаживании взаимодействия всех участников образовательного процесса.
5. Распространение информации о школе и учебном процессе: информирование общественности, родителей, заинтересованных лиц о деятельности школы; пропаганда достижений школы; создание электронных презентаций школы; разработка печатных и электронных методических и учебных пособий; разработка сайта школы; разработка презентаций элективных курсов, программ кружков и дополнительных образовательных услуг.
Реализация данного направления поручена отделу «Связи с общественностью», руководителем которого является заместитель директора по информационным технологиям. Сотрудники отдела — учителя, старшеклассники, родители. В функции этого отдела входит издание школьной газеты под руководством учителя (например, филолога), буклетов, флаеров, информирующих о деятельности школы под руководством заместителя директора по организации внеучебной деятельности школьников, редактора (или учителя с соответствующей подготовкой, или кого-либо из профессиональных журналистов-родителей), продвижение образовательных услуг школы (группа родителей-специалистов, учеников и учителей).
Функционирование этого отдела жизненно необходимо для школы: обнародование ценностных ориентиров и стратегии развития школы, результатов деятельности, достижений позволяет довести информацию не только до тех родителей, кто активно участвует в жизни школы, но и до тех, кто пока еще не осознал целесообразность и необходимость такого взаимодействия. Информированность родителей о направлениях развития школы способствует осознанию ими полезности внедряемых инноваций, следовательно, повышает степень их удовлетворенности образовательными услугами школы.
6. Техническое направление: обеспечение оптимального использования технических средств; обеспечение доступа в сеть Интернет; создание школьного сайта; использование электронного журнала.
Данные виды работ включаются в функции отдела технической поддержки, сотрудниками которого являются системный администратор
школы (учитель информатики), родители, старшеклассники.
Отметим, что представленная модель открытой лаборатории не исключает и не отрицает традиционных форм и методов совместной школьной деятельности. Так, родители, задействованные в работе отделов, могут быть членами родительского комитета (совета) школы или классов, а также входить в попечительский совет. Названные отделы работают и в традиционных направлениях. Ранее показано, каким образом через деятельность лаборатории родители взаимодействуют с педагогическим коллективом и детьми. Просвещением родителей занимаются два отдела: научно-методический отдел и отдел связей с общественностью (в функции первого из них входит разработка материалов к лекциям, организация конференций, круглых столов, тематики индивидуальных консультаций и т.п., а отдел связей с общественностью разрабатывает формы донесения информации до родителей и способы обратной связи). Их деятельность осуществляется на основе исследований отдела мониторинга, который путем опроса и анкетирования выявляет мнения родителей о деятельности школы, проблемы взаимодействия семьи и школы (по мнению родителей), потребности родителей в разных видах образовательных услуг и т. п. Отдел проектов может заниматься и внутриклассной досуговой деятельностью (каждое внеучебное мероприятие — это проект, который нужно совместно разработать).
В состав открытой лаборатории можно включить и еще два отдела: отдел поддержки развития школы (попечительский совет), который занимается вопросами финансовых инвестиций родителей в развитие школы, и отдел организации досуга.
Основными принципами функционирования открытой образовательной лаборатории, на которых должна строиться совместная деятельность участников образовательного процесса, являются:
- открытость (обсуждение со всеми участниками образовательного процесса и согласование сотрудниками лаборатории всех планов работы, программ, отчет о деятельности всех структур лаборатории);
- доступность (информирование родителей и всех заинтересованных лиц о деятельности лаборатории и всей школы в целом через школьную газету различными другими средствами, включая интернет-технологии);
- добровольность (только добровольное участие, основанное на собственных интересах, потребностях, компетенции);
- партнерство (вся деятельность строится на основе партнерства);
- долговременное партнерство (поскольку лаборатория функционирует на постоянной основе).
Таким образом, мы видим, что организация совместной деятельности педагогов, родителей и учеников через создание и функционирование открытой образовательной лаборатории позволяет охватить все аспекты такой деятельности, привлечь родителей и учащихся к взаимодействию на уровне партнерства в учебной и внеучебной деятельности школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНДРЕЕВА С. Н. Принципы воспитания в трудах А. С. Макаренко // Проблемы реализации педагогических идей А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в современной теории и практике образования / МарГУ. Йошкар-Ола, 2008.
2. ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И. Методология и методика дидактического исследования. М. : Педагогика, 1982.
3. КОДЖАСПИРОВА Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.
М., 2003.
4. КОЛОТОВА О. М., УЛАНОВА А. С. Исторический обзор взаимодействия учителя, подростка и его семьи // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. Гуманитарные науки. 2007. № 1 (47).
5. ПЕДАГОГИКА / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988.
6. ПИРОГОВ Н. И. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1985.
7. СУХОМЛИНСКИЙ В. А. О воспитании. М. : Политическая литература, 1982.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Г. Резниченко