НАЛОГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ КОНКРЕТНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Боброва А.В., профессор кафедры «Финансы и кредит»
Международный институт экономики и права. Филиал г. Челябинск Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Налоговое планирование является составляющим звеном менеджмента на предприятии (предметом заинтересованности физического лица) и обусловлено стремлением и одновременно правом налогоплательщика уменьшить налоговые обязательства на основе действий, не противоречащих законодательным актам и не нарушающих права других лиц, а также самим налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы.
В отличие от уклонения от уплаты налогов, то есть нелегального пути их минимизации, планирование налоговых потоков является легальной деятельностью и в некоторых случаях позволяет предприятию или индивидуальному предпринимателю выжить в современных экономических условиях России. По сути - это выбор различных вариантов деятельности и размещения активов для достижения более низкого уровня налоговых обязательств.
В некоторых источниках дается более точное определение оптимизации налогов как реализации закрепленного в Налоговом Кодексе положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, права которого реализуются посредством специфических форм планирования деятельности1.
Не удивительно, что в открытой печати периодически появляются рекомендации по организации налогового планирования2, имеющие цель - максимально обезопасить плательщика от финансового и психологического давления налоговых органов.
Основные принципы оптимизации налогов при этом трактуются следующим образом:
1 Понятие «оптимизация налогообложения» / http: // economist. sitecity.ru / Itext _ 30079.phtml?p_ident = Itext _ 30079.p - 150513 2114
2 Основные принципы снижения налогов
//http://economist.sitecity.ru/Itext_30721.phtml?p____ident=ltext__
30721. p____35152
Создавать «легенду» для используемых плательщиком методов снижения налогов даже при полной их законности, подкрепленную юридическими документами.
Понимать, что не существует единого, надежного и универсального метода снижения всех налогов, то есть осознавать денежные, временные и трудовые затраты на разработку и обновление схем оптимизации налогов.
Располагать основным базовым набором «инструментов», на основе которых можно создавать производные «инструменты» и разрабатывать бесконечное множество схем оптимизации налогов.
Осознавать, что экономия на налогах может сопровождаться негативными неценовыми моментами (снижением надежности или безопасности бизнеса, усложнением учета или уменьшением его полноты и достоверности, снижением авторитета руководителя или проблемами в коллективе и так далее).
Оценивать время окупаемости каждого способа оптимизации налогов и сравнивать его со временем вероятной жизни метода с учетом высокой вероятности изменения налогового законодательства.
Постоянно осуществлять процесс переработки информации собственными силами или с помощью специализированных фирм (специалистов) для принятия обоснованных «налоговых» решений.
Отсекать недостоверную информацию и данные на уровне слухов, так как принципиальные изменения в налоговом законодательстве происходят реже, чем декларируются в средствах массовой информации.
Разделять оборот, имущество, персонал, виды бизнеса по разным структурам, каждая из которых снижает наиболее значимый налог.
Способы снижения косвенных налогов
Для налога на добавленную стоимость можно выделить следующие пути решения задачи оптимизации:
Уменьшить налоговую базу без НДС в месяц до 1 млн. руб. и сохранять ее на этом уровне длительное время. При этом лицо не должно быть плательщиком акцизов и не ввозить товары на таможенную территорию РФ. Такой способ могут использовать субъекты малого предпринимательства, не перешедшие на специальные налоговые режимы, и среднего размера предприятия. Он позволит получить освобождение от уплаты НДС, но и лишит права на зачет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
Выполнять строительно-монтажные работы на основе услуг сторонней организации, а не собственными силами, что позволит получить право на зачет НДС в большем объеме (от стоимости услуг), чем при приобретении материалов для строительства хозяйственным способом. При этом возможно увеличение расходов на строительномонтажные работы, так как в них войдет прибыль подрядной организации.
Размещать производство и офисы в арендованных иностранными гражданами или организациями, аккредитованными в РФ, помещениях при аналогичном порядке этих отношений в иностранных государствах. Способ позволит не уплачивать НДС по арендным платежам, как, впрочем, и сами арендные платежи, но со стороны иностранных резидентов это должна быть, по сути, благотворительность.
Осуществлять виды операций, облагаемые по пониженной (10%) ставке налога, то есть реализацию продовольственных, медицинских товаров и товаров для детей по перечню Налогового Кодекса РФ, периодических печатных изданий, не имеющих рекламный (то есть до 40% рекламы) или эротический характер, книжной продукции для образования, науки, культуры.
Освобождать обороты от НДС в части реализации продуктов через столовые школ и институтов, участия в программах социального строительства для военнослужащих за счет средств зарубежных стран, реализации товаров в магазине беспошлинной торговли. Эти способы возможны в применении не для любого плательщика, а только для лиц, имеющих устойчивые личные связи в государственных структурах.
Создать коммерческое предприятие, уставной капитал которого полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов со среднесписочной численностью инвалидов более 50% и их долей в оплате труда более 25%. Этот способ позволит получить освобождение от НДС, но необходимо отметить, что подобная организационная форма:
во-первых, крайне коррумпирована в нашей стране, так как позволяет получить освобождение и от ряда других налогов и сборов;
во-вторых, при реальном ее использовании, даже с социальной целью, может не дать существенных результатов по прибыли из-за использования труда инвалидов.
Производить с последующей реализацией сельскохозяйственную продукцию в объеме более 70% от общей выручки плательщика или производить такую продукцию на землях иностранных государств, находящихся в пользовании РФ, с последующим ввозом на таможенную территорию РФ. Таким образом, освобождение от НДС могут получить только узкоспециализированные сельскохозяйственные товаропроизводители.
Ввозить из-за рубежа в качестве вклада в уставный капитал с учетом расходов по транспортировке оборудование, не облагаемое в этом случае НДС. При этом необходимо иметь хотя бы одного иностранного вкладчика и проверить, не имеется ли на территории РФ аналогов данного оборудования.
Реализовать товары на экспорт, а также работы, услуги за пределами территории РФ, с обложением НДС по ставке 0%.
Производить и реализовывать не подакцизную продукцию. В связи с тем, что акциз включается в выручку до налогообложения НДС, последний будет ниже.
Выдавать товарные кредиты под процент, не превышающий ставку рефинансирования Центрального Банка РФ во избежание обложения НДС ее превышения.
Принимать оплату за приобретенные товары (работы, услуги) векселем при использовании способа реализации «по оплате» в учетной политике для отсрочки платежа по НДС (переносу его на следующие налоговые периоды). При этом вексель нельзя передавать по индоссаменту третьему лицу и получать по нему наличные средства.
Использовать товарообменные операции, отражая стоимость приобретенных и реализованных товаров по балансу, а не на основе рыночной цены. Снижение НДС в данном случае возможно в пределах 30%, так как при отклонении стоимости от рыночной цены по товарообменным операциям больше, чем на 30%, налоговые органы могут самостоятельно устанавливать цену сделки.
Избегать авансовых платежей при экспорте товаров, предполагающих предварительную оплату НДС с последующим вычетом (возвратом).
Отпускать продукцию для переработки без оплаты предприятием, использующим способ реализации «по оплате» в учетной политике, затем возвращать переработанную продукцию с оплатой стоимости услуг, но не продукции в целом (операции с давальческим сырьем). За счет этого способа НДС будет начисляться только на стоимость переработки.
Принимать меры по отсрочке уплаты НДС: не оприходовать встречные товары при обменных операциях, ожидать 181 -ый день при экспорте товаров, не сдавать на учет объект, законченный капитальным строительством. Эти меры хороши, как временные, для уменьшения платежей по НДС текущего отчетного периода и не всегда удобны для плательщика в плане организации бизнеса.
Строить объекты производственного назначения хозяйственным способом, так как разница начисленного НДС на стоимость завершенного строительством объекта и НДС, уплаченного поставщикам, принимается к вычету.
Акцизы можно оптимизировать следующими способами:
Производить спиртосодержащую продукцию с содержанием этилового спирта до 9% (например, пиво), для которой акцизы значительно меньше, чем для остальной спиртосодержащей продукции.
Производить расфасовку лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, в емкости до 100 мл, парфюмерно-косметической продукции до 270 мл. При увеличении емкости сменится категория спиртосодержащей продукции и появится акциз.
Производить часть спиртосодержащей продукции с высоким содержанием этилового спирта в виде лекарственных средств (например, бальзамы). Это позволит уплачивать более низкий акциз, как за лекарственные средства, а не за алкогольную продукцию.
Производить сорта пива с содержанием этилового спирта до 8,6% включительно, что позволит на границе данного процентного соотношения снизить акциз в 3,3 раза, а алкогольную продукцию до 25% (но не водку, коньяк) со снижением в 1,4 раза.
Реализовывать собственные подакцизные товары за рубежом, выбирая более льготный, чем на территории РФ режим акцизных сборов по конкретным видам товаров. В этом случае акциз будет уплачиваться по налоговому законодательству зарубежной страны, а при экспорте акциз не уплачивается.
Производить спиртосодержащую денатурированную продукцию в случаях законодательно разрешенного ее использования. Акцизы для такой продукции ниже, чем для той, которая содержит пищевой этиловый спирт.
Производить реализацию природного газа физическим лицам для личного потребления и жилищно-строительным кооперативам без уплаты акциза. Объемы реализации при этом, конечно, не велики.
Производить реализацию сжатого газа по государственным ценам без уплаты акциза.
Реализовывать природный газ на территории РФ или стран СНГ, но не за рубеж, так как при этом акциз в 2 раза ниже.
Использовать природный газ газодобывающими и газотранспортными компаниями для собственных нужд полностью в пределах норматива, так как продукт не облагается акцизом.
Использовать природный газ в соответствии с технологиями для повышения газонефтеотдачи и газлифтной добычи нефти без уплаты акциза.
Рассчитывать и использовать наиболее выгодный вариант по минеральному сырью: по соглашению о разделе продукции отдать часть минерального сырья государству, не уплачивая акциз, или уплатить акциз в полном объеме, не заключая соглашения.
Организовать ввоз или производство автомобилей с мощностью двигателя до 90 л.с. без взи-
мания акциза. Это, безусловно, не очень привлекательное производство.
Производить автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с., так как при большей мощности акциз резко повышается в 10 раз.
Производить бензин автомобильный с октановым числом до 80, что позволит снизить акциз в 1,4 раза по сравнению со следующей ступенью. Этот процесс может оказаться невыгодным, так как максимальным является потребление бензина с октановым числом 92, и наибольшую выгоду получит лицо, обогатившее, а не производившее бензин.
Производить реализацию нефтепродуктов, имея специальное свидетельство, лицам, также имеющим свидетельство. В этом случае акциз по полученным ранее нефтепродуктам будет уменьшать как налоговый вычет акциз по реализованной продукции.
Отдавать, не имея специального свидетельства, нефтепродукты в переработку, так как при возврате переработанного продукта акциз уплачивается передающей его стороной.
Отсрочить уплату акциза до дня оприходования подакцизного товара получателем (перенести на последующий отчетный период), так как в законе не раскрывается, что является днем передачи подакцизной продукции.
Способы снижения основных прямых налогов
В отличие от косвенных налогов, для которых основным путем оптимизации является использование операций, не облагаемых налогом или облагаемых по ставке 0% или по пониженным ставкам, то есть работа с объектами налогообложения, в том числе на основе специальных режимов, для прямых налогов (налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций) наиболее эффективной будет методика снижения налоговой базы способами, не противоречащими законодательству по налогам и сборам.
Сам механизм построения прямых налогов не позволяет зачесть уплаченный ранее налог, как в случае косвенных налогов, в части платежей поставщикам товаров (работ, услуг), поэтому для них данный метод оптимизации не применим.
Независимо от вида налога, можно использовать прямые льготы, освобождающие полностью или частично ряд субъектов от налогообложения, и принимать меры по отсрочке налоговых платежей.
Рассмотрим конкретные меры, применяемые для оптимизации налога на доходы физических лиц:
Выдавать работнику материальную помощь вместо части заработной платы, которую не надо включать в налоговую базу. Для выдачи матери-
альной помощи необходимо придерживаться специальных оснований.
Покупать на предприятии товары, приобретенные им для работников, по символическим ценам. В этом случае нет необходимости выдавать сумму заработной платы в полном объеме, и уменьшается налог, но само предприятие может являться нарушителем законодательства по другим налогам при приобретении товаров, хотя это не является обязательным условием сделки.
Получать подарки от работодателя в пределах 2000 руб. или призы по итогам конкурсов с целью рекламы товаров или учрежденных муниципальными властями, не облагаемые налогом, в том числе вместо части заработной платы.
Использовать социальные льготы на лечение, при этом тщательно собирать необходимые для предоставления в налоговые органы документы.
Использовать имущественные вычеты при приобретении нового жилья в пределах 1 млн. руб. При этом лучше не продавать старое жилье или продавать на сумму до 1 млн. руб., так как в противном случае его стоимость увеличит доходы с уплатой налога, и еще надо быть готовым к проверке налоговыми органами источников доходов на приобретение жилья. Использовать имущественные вычеты в случае отсутствия заработной платы при расчете расходов по ценным бумагам, если они эти расходы превышают.
Получать оплаченные предприятием за счет чистой прибыли, остающейся в его распоряжении, лечение и путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
Рассчитать реальные расходы при получении авторских вознаграждений и сравнить их с нормативными, получить профессиональный налоговый вычет с использованием тех расходов, которые окажутся выше. Для расчета по фактическим расходам необходимо предоставить документы, их подтверждающие.
Получать дивиденды физическим лицам от организаций в натуральной форме или ценными бумагами. В законе не рассматривается такая форма выплаты, как налогооблагаемая, но с точки зрения налогового органа это может оказаться спорным вопросом.
Оценить при строительстве нового жилья, не превышают ли документально подтвержденные расходы на его возведение оценку конечного результата органом, имеющим лицензию на определение стоимости недвижимости. Произвести имущественный вычет по фактическим расчетам, возможно, включив расходы на оформление.
Большая часть методик, применяемых для оптимизации налога на доходы физических лиц, основана на соглашении работника и работодателя, причем, последний может использовать собственные ресурсы для улучшения уровня жизни своих работников или вступать с ними в определен-
ные соглашения, позволяющие минимизировать НДФЛ, а заодно и единый социальный налог, уплачиваемый самим предприятием. Такую индивидуальную работу обычно проводят либо крупные промышленные предприятия, пытающиеся через систему льгот уменьшить текучесть кадров при достаточно низком уровне заработной платы, либо малые предприятия, удерживая высококвалифицированных работников.
Еще одной распространенной методикой является использование налоговых вычетов по НДФЛ, в данном случае уже самим гражданином. В этом случае необходимо помнить, что по окончании года придется подавать налоговую декларацию и доказывать свое право на льготы налоговым органам.
В целом для НДФЛ осталось не так много схем снижения платежей, так как в последней версии Налогового Кодекса законодателями учтены и ликвидированы основные «законные» пути уменьшения фонда заработной платы. Теперь следует ожидать разработки «серых» схем уклонения от уплаты налога или прямого не отражения доходов в налоговых декларациях и расчетах работодателей.
Для налога на прибыль организаций можно использовать следующие схемы оптимизации:
Направлять средства на благотворительность, в том числе через созданные предприятием благотворительные организации, с уменьшением налога на прибыль, отчисляемого в бюджеты субъектов РФ. При полностью законной благотворительной деятельности будет уменьшаться не только налог на прибыль, но и сама прибыль предприятия.
Получать предоплату не денежными средствами, а по возможности, имущественную, которая не будет учитываться в налогооблагаемой базе через доход.
Передать имущество в виде вклада в уставный (складочный) капитал, что не облагается налогом, а не на основе акта купли-продажи. Через год это имущество можно будет передать третьим лицам.
Применять нелинейный метод амортизации для части основных средств (особенно, оборудования) с отнесением амортизационных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг) и снижением прибыли.
Отсрочить уплату налога для предприятия, использующего метод начисления, получив предоплату, которая не включается в доходы при определении налоговой базы.
Отсрочить уплату налога, отгрузив товар комиссионеру (агенту) для использования с отсрочкой продажи. Датой реализации товара будет считаться день продажи его комиссионером (агентом).
Использовать метод ЛИФО при списании товарно-материальных ценностей на себестоимость,
то есть в первую очередь - последние по времени приобретения ценности. Это позволит увеличить себестоимость продукции (работ, услуг) текущего периода и уменьшить прибыль.
Не переходить сельскохозяйственным товаропроизводителям до конца 2005 года на уплату единого сельскохозяйственного налога, так как ставка налога на прибыль для них пока остается в размере 0%, а по специальному налоговому режиму будет 6%.
Что касается налога на прибыль организаций, то большинство плательщиков даже и не ищут прямых законодательно обусловленных путей оптимизации. Гораздо проще для предприятия не отражать истинную величину прибыли, то есть уклоняться от уплаты налога, чему способствует и крайне сложный механизм построения налоговой базы.
Способы снижения ресурсных налогов и сборов
Налог на добычу полезных ископаемых имеет следующие возможности для оптимизации:
Разрабатывать экономичные процессы обработки чужих отвалов (отходов) для дополнительного извлечения полезных ископаемых с применением нулевой ставки налога.
Использовать повторно собственные отвалы (отходы) для дополнительного извлечения полезных ископаемых спустя определенный промежуток времени, когда появятся принципиально новые технологии переработки. В этом случае при добыче первичного сырья до его переработки и возникновения отвалов (отходов) налог был уже уплачен, но затраты на осуществление новой технологии нужно соотносить с возможной выгодой от реализации необработанного вторичного сырья.
Извлекать из комплексного сырья сначала основной продукт с минимальным уровнем налогообложения, а затем использовать отвалы (отходы) для извлечения другого побочного с точки зрения налогообложения продукта с более высокой ставкой налога.
Отражать реализацию продукции в те периоды, когда цены минимальны, и не производить реализацию сразу при росте цены. В этом случае стоимость единицы добытого сырья будет ниже, как и налог. Можно проводить и обратную политику, но тогда, несмотря на рост налога на добычу полезных ископаемых, будет снижаться прибыль и налог на прибыль организаций.
Проводить поиск и разведку месторождений собственными силами или с помощью сторонней организации с низким уровнем затрат. Это позволит применять понижающий коэффициент 0,7 к ставке налога.
Осуществлять добычу полезных ископаемых на основе соглашения о разделе продукции, что
позволит применять понижающий коэффициент 0,5 к ставке налога.
Использовать попутный газ и промышленные воды для разработки других полезных ископаемых, применяя для них ставку 0% или просто осуществляя их реализацию.
Водный налог, достаточно простой на данный момент по структуре, имеет не так много путей оптимизации, как остальные налоги. Если использование воды является неотъемлемой частью технологического или хозяйственного процесса, но при этом есть несколько возможных к использованию водных объектов, необходимо выбрать тот из них, ставка для которого ниже. Можно попробовать доказать, особенно при наличии устойчивых связей с региональными или местными властями, что деятельность плательщика в акватории связана с охранными мероприятиями, и при этом получить освобождение от налога.
Те же положения относятся и к сбору за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Слияние государственных интересов и выгод бизнеса может квалифицировать использование данных ресурсов как соответствующее целям, при которых применяется ставка 0%.
Ставку сбора можно варьировать, опираясь на объект изъятия:
Добывать мелкую, но пользующуюся спросом рыбу: сельдь, шпрот, тарань, воблу. При этом сбор будет на 2 порядка ниже, чем для ценных пород рыбы.
Извлекать те объекты, по которым не требуется лицензирования, например, продукты жизнедеятельности ряда живых организмов, пользующиеся повышенным спросом в медицинских и сельскохозяйственных целях.
Пользовать объекты живой природы без их извлечения из среды обитания, например, в виде организации открытых для посещения зоологических площадок и парков.
Добывать животных в пределах одного объекта (одна и та же ставка), но наиболее выгодных с экономической точки зрения. В этом случае будет происходить не абсолютное, а относительное с точки зрения доходов снижения сбора.
Земельный налог имеет следующие пути оптимизации:
Оценить, что будет меньше: земельный налог или арендные платежи и брать землю в аренду, если это окажется выгоднее.
Пользоваться землями, находящимися в собственности льготных категорий, например, родственников, но при этом необходимо помнить, что налог все-таки может уплачиваться частично и что существуют определенные ограничения при предоставлении льгот, например, предельная кадастровая стоимость земли, не облагаемая налогом. Если в качестве льготной категории выступает
предприятие, вклады которого полностью образуют общественные организации инвалидов, то такое льготирование может совсем не принести выгоды, так как специфика сельскохозяйственных работ не позволяет держать в штате 50% инвалидов.
Сравнить, что выгоднее для редколесных участков: уплата земельного налога или платежи за пользование лесным фондом и выбрать оптимальный вариант использования земель.
Брать земли под огородничество и животноводство с применением ставок в 5 раз меньших, чем при обычном землепользовании. При этом, если использовать участок не по целевому назначению, то ставки налога будут применяться повышенные.
Способы снижения имущественных налогов
Основным отличием имущественных налогов для физических лиц по сравнению с организациями является тот факт, что стоимость объектов налогообложения определяется сторонней структурой, чаще всего государственными органами. Это резко сокращает возможности для снижения налоговой базы. В этих случаях желательно использовать прямые налоговые льготы.
Оптимизировать налог на наследование и дарение можно следующими способами:
При дарении престижного имущества или на льготных условиях поставить перед одаряемым вопрос об уплате налога хотя бы с начала года до момента перехода права собственности.
Повысить степень родственных связей до момента передачи имущества путем заключения брака или усыновления, например, для перехода в более льготную категорию по ставке налога. Эти меры, возможно, не позволят полностью освободиться от налога, но появится реальный способ его снижения.
Оценивать имущество, если это предполагается условиями наследования или дарения, не выше стоимости по данным организации, имеющей лицензию на оценку недвижимости, чтобы не завысить налоговую базу, причем, на добровольных условиях.
Проживать на момент передачи имущества с наследодателем (дарителем). Это относится к тем лицам, которые не состоят в прямых родственных связях, что позволит уменьшить налоговые платежи.
Оформлять имущество при приобретении сразу на потенциального наследника (одаряемого) без последующей передачи права собственности. Для того, чтобы временно обезопасить себя от посягательств на имущество, можно заключить бессрочный и бесплатный договор на право пользования своим имуществом.
Проверить, произведены ли вычеты из налога сумм, уплаченных дарителем по налогу на имущество физических лиц. Если согласовать вопрос с налоговыми органами до срока уплаты налога на имущество, его, возможно, удастся избежать, иначе льготу получит одаряемый, а не даритель.
Оформлять дарственные в течение года в пределах 80 МРОТ (не уплачивается налог) или разделить общую сумму на несколько дарственных по годам, так как налог рассчитывается по совокупности передаваемых объектов.
Испросить отсрочку (рассрочку) платежей при неблагоприятных экономических обстоятельствах физического лица. Инфляционно это может оказаться выгодно, даже несмотря на возможную уплату процентов, как по срочным вкладам в Сбербанке РФ.
Предоставить справку о том, что одаряемый, временно не проживающий с дарителем, выехал в связи с обучением, командировкой или другими причинами, позволяющими ему получить льготы по налогу.
Не указывать при наследовании то, на что не надо оформлять право собственности, например, ювелирные изделия, валютные ценности в наличной форме, изделия из драгоценных камней, находящиеся по бывшему месту жительства наследодателя.
Применять, если это возможно, самые выгодные ставки при наследовании (кроме нулевой) при небольшом превышении стоимости даримого имущества 1700 МРОТ. В этом случае твердая сумма рассчитывается от базы предыдущей ступени 850 МРОТ и значительной не является.
Несмотря на то, что в открытой печати муссируется вопрос об отмене данного налога с 1.01.2006 года, налог на наследование и дарение актуален для любой экономически развитой страны, поэтому нельзя сбрасывать со счетов богатый оптимизационный опыт в области имущественных налогов.
Налог на имущество организаций имеет следующие возможности дл оптимизации:
Снижать налоговую базу через уменьшение остаточной стоимости основных средств (применять нелинейный метод амортизации, списать не используемое оборудование).
Использовать прямые льготы, предоставляемые законом для сельскохозяйственных производителей с объемом соответствующей продукции до 70%, предприятий с вкладами общественных организаций инвалидов при выполнении условий по численности и фонду оплаты труда инвалидов, предприятий, участвующих в целевых программах строительства жилья для военнослужащих за счет средств иностранных государств.
Выбирать для деятельности в целом или для подразделений территорию того субъекта РФ, где ставка налога ниже.
Перейти на оплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или упрощенную систему налогообложения для организаций - субъектов малого предпринимательства, при которой происходит освобождение от платежей по налогу на имущество организаций.
Оформить некоторые объекты основных средств организации в собственность физического лица (например, родственников или друзей учредителей) с заключением договора о сдаче этого имущества в аренду организации и оформлением доверенности на управление пользователю имущества. Имущество в этом случае не находится на балансе организации, что снижает налоговую базу, но физическим лицом будет уплачиваться налог на его имущество по более низким ставкам.
Использовать арендованное имущество, если арендные платежи соизмеримы с величиной налога, а имущество в собственность приобретать нецелесообразно.
Использовать льготы, предоставленные дополнительно субъектами РФ. Например, по Челябинской области суммы, направленные на благотворительность в соответствии с бюджетной росписью, уменьшают налог на 50% от целевых средств, но не более, чем на 50% от суммы налога.
Для транспортного налога применимы следующие способы оптимизации:
Зарегистрировать специальное транспортное средство на сельскохозяйственного производителя с объемом соответствующих работ более 50%. Это может быть машина технического обслуживания или ветеринарной помощи, которую без уплаты налога можно использовать для сторонних коммерческих целей.
Зарегистрировать транспортное средство на инвалида или другое физическое лицо, имеющее льготы, не уплачивая налог, пользоваться им по доверенности.
Зарегистрировать транспортное средство физического лица в специализированной транспортной компании без уплаты налога или просто в организации, которая будет уплачивать налог. Это возможно только на основе личной договоренности между физическим лицом и руководителем фирмы, так как организация должна поставить транспортное средство на баланс, начислять амортизацию и включить его стоимость в налоговую базу по налогу на имущество организаций.
Зарегистрировать транспортное средство в субъекте РФ с меньшими ставками налога (ставки могут различаться в 25 раз).
Регистрировать грузовые автомобили мощностью двигателя до 150 л.с. и сроком службы более 10-и лет на индивидуального предпринимателя, а не организацию, так как в этом случае уплачивается 60% налога.
Налог на имущество физических лиц подвергаются оптимизации в следующих случаях:
Оформить имущество на лиц, освобожденных от налогов: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы 3 степеней, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, участники боевых операций по защите СССР; лица, получающие льготы по закону о Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» и другим объектам; военнослужащие, прослужившие 20 лет; пенсионеры; лица, выполнявшие интернациональный долг. В этом случае лучше иметь доверенность на пользование имуществом и завещание, если лицо, имеющее льготы, преклонного возраста.
Строить домики на садовом участке площадью до 50 м2 и возводить хозяйственные постройки там же площадью до 50 м2. В этом случае налог не уплачивается, но и размеры жилого помещения не всегда могут устраивать садовода.
Отсрочить уплату налога почти на год, если приобретать, возводить, дооборудовать имущество в начале года, так как новая величина налога будет начислена в следующем году по состоянию на 1.01.
Уплачивать последний паевой взнос членами кооператива как можно позже, даже после ввода объекта в эксплуатацию, так как налог начисляется с момента уплаты последнего паевого взноса.
Способы снижения остальных налогов
Основным в этой группе является единый социальный налог, оптимизация которого считается одной из приоритетных задач большинства предприятий, особенно при высокой среднесписочной численности. Методики снижения налога основаны на уменьшении налоговой базы как путем использования прямых льгот, предоставляемых законом, так и с применением специальных схем. Рассмотрим некоторые из этих способов:
Предоставлять льготы работникам, не включаемые в налоговую базу, но необходимые для нормальной деятельности предприятия: оплата в соответствии с законодательством жилищных и коммунальных услуг, повышения профессионального уровня, командировочных расходов, использования личного транспорта в служебных целях, проезда по законодательству, а также выплаты членам профсоюза до 10000 руб. в год.
Уменьшать отчисления в Фонд социального страхования РФ, выплачивая часть вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам, не включая их в налоговую базу.
Использовать в полном объеме на установленные законодательством цели средства Фонда социального страхования РФ (вычитаются из единого социального налога, направляемого в ФСС РФ).
Написать заявление в ФСС РФ об уменьшении тарифов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в течение 3-х лет выплаты по этим основаниям меньше уплаченного тарифа.
Временно снизить выплаты в Пенсионный Фонд, уменьшив их на величину взносов на обязательное пенсионное страхование, отчисляемых в Пенсионный фонд, но еще не уплатив их. Данное уменьшение можно использовать только до 15 числа следующего месяца (срока уплаты взносов в Пенсионный Фонд РФ). Эта мера может расцениваться налоговым органом как нарушение законодательства.
Выделить на самостоятельный баланс подразделение, занимающееся деятельностью с наименьшим тарифом на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если оно останется в составе предприятия, то тариф уплачивается по деятельности с максимальным классом риска.
Передать какое-либо имущество организации в собственность или пользование работнику, уменьшив его заработную плату - налоговую базу, так как к объекту налогообложения не относятся выплаты по гражданско-правовым договорам перехода права собственности на имущество.
Проверить, вычитается ли из налоговой базы организации сумма в 100 000 руб. на каждого инвалида, независимо от группы инвалидности.
Государственная пошлина на данном этапе стала всеобъемлющим крупным налогом; в нее вошел ряд налогов и сборов, которые были самостоятельным звеном налоговой системы: налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, сбор за выдачу ордера на квартиру; крайне усложнилась ее структура. В связи с этим появилась реальная потребность в оптимизации государственной пошлины:
Указывать по делам в судах общей юрисдикции о разделе имущества минимально возможную стоимость общего имущества, но не ниже оценочной специализированными организациями, то есть уменьшать сумму, в зависимости от которой рассчитывается пошлина. То же относится и к искам о праве собственности на строение.
Привлекать к обращению в суд третье лицо в защиту чьих-либо прав. В этом случае пошлина не уплачивается.
Обращаться к судье с просьбой об отсрочке (рассрочке) исполнения решения, в том числе по уплате пошлины, об отмене (уменьшении) пошлины в связи с тяжелым материальным положением.
Точно определять сумму требований, объявляемых при передаче дела в суд, так как при
уменьшении требований уплаченная пошлина не возвращается.
Обращаться по делам, не перечисленным в законе, в государственную нотариальную контору, так как пошлина в этом случае определяется по соглашению сторон, или подыскать нотариальную контору с минимальным уровнем пошлины по данному делу.
Увеличить степень родственных отношений перед обращением к нотариусу (наследники первой очереди, близкие родственники, в том числе родные братья и сестры уплачивают пошлину в меньшем объеме). При этом необходимо рассчитать экономическую целесообразность подобных действий, так как при создании родственных связей необходимо уплачивать государственную пошлину за регистрацию актов гражданского состояния.
Вести дела фирме только с проверенными клиентами, предприятию - с покупателями, чтобы избежать последующей необходимости обращения в суды с уплатой пошлины.
Составлять нотариальные документы самостоятельно, тогда останется уплатить пошлину только за их регистрацию, но такие действия требуют опта или специальных навыков.
Не оформлять нотариально заверенных договоров аренды, платежей, не удостоверять свидетельства о праве на наследство, сделки об обмене имущества, так как они не являются нотариально обязательными. Это возможно только в том случае, если отношения между сторонами стоятся на взаимном доверии или когда риск потерь по не удостоверенным сделкам минимален.
Подавать иски в суды только при высокой вероятности выиграть дело, в этом случае пошлина будет уплачиваться ответчиком.
Подавать одновременно заявление о регистрации ценных бумаг и отчет об их выпуске. В этом случае уплачивается единая пошлина, по величине соответствующая пошлине за каждое действие в отдельности.
Специальные налоговые режимы уже сами по себе предусмотрены для снижения налогового бремени плательщика, но в рамках каждого отдельного режима можно отыскать дополнительные возможности для оптимизации.
Для единого сельскохозяйственного налога существуют следующие пути снижения:
Выпускать сельскохозяйственную продукцию в объеме чуть выше 70%, тогда при автоматическом попадании под специальный режим, остальные виды деятельности могут быть какими угодно.
Выбирать сельскохозяйственные угодья в субъекте РФ с минимальными ставками налога. Это положение, естественно, имеет ограничения неблагоприятными климатическими условиям и личными приоритетами сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Не превышать по доходам более, чем в 10 раз кадастровую стоимость земель в расчете на 1 Га, так как налог в этом случае резко вырастет на 35%.
Для упрощенной системы налогообложения можно использовать следующие методы оптимизации:
Применять для вновь созданного предприятия упрощенную систему до превышения доходом определенного законодательством уровня в течение отчетного (налогового) периода. Если в дальнейшем доход будет высоким, перейти на общую систему налогообложения.
Соблюдать нормативы по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, численности работников и доле в уставном капитале других организаций чуть меньше верхнего предела. Это позволит вести среднего размера бизнес и одновременно перейти на упрощенную систему. Например, если остаточная стоимость фондов чуть выше норматива 100 млн.руб., провести инвентаризацию.
Приобретать основные средства после перехода на упрощенную систему, их стоимость в полном объеме списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) для снижения прибыли - налоговой базы.
Выравнивать налог по периодам во избежание резких скачков: производить оплату расходов в период с максимальным уровнем дохода; договариваться об оплате с потребителями в период, когда затраты максимальны. Такая система применима только для предприятий, использующих кассовый метод.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности подлежит оптимизации по следующим направлениям:
Не заниматься перечисленными в законе видами деятельности, так как налог является обязательным в отличие от упрощенной системы налогообложения.
Осуществлять розничную торговлю в помещении с площадью торгового зала более 20 м2, но в этом случае организация переходит на общую систему налогообложения.
Выбирать оптимальный состав автомобилей для транспортных перевозок, так как физическим показателем является количество транспортных средств, а не их грузоподъемность или вместимость.
При небольшом объеме торговых операций использовать одно рабочее место, так как налог для розничной торговли без торгового зала увеличивается пропорционально числу оборудованных мест.
Организовать деятельность в местности и при условиях, позволяющих использовать понижающий коэффициент К2.
Помимо единого социального налога и специальных налоговых режимов, к последней группе необходимо отнести налог на игорный бизнес, а для него предложить следующие способы оптимизации:
Открывать заведение игорного бизнеса на территории тех субъектов РФ, где введены наименьшие ставки налога.
Устанавливать новые объекты сразу после 15-ого числа месяца, в этом случае налог уплачивается за половину месяца, а выводить из эксплуатации лучше в последние дни перед 15-ым числом.
Учитывать положения, установленные субъектами РФ, например, в Челябинской области лучше открывать букмекерскую контору, чем кассу тотализатора, что по сути одно и то же, но облагается по разным ставкам.
Все предложенные в работе методы оптимизации налогов и сборов носят рекомендательный характер, могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности для группы налогов, и призваны решить некоторые проблемы налогоплательщиков. При их использовании необходимо оценить уровень доходности по каждому способу для конкретного предприятия, индивидуального предпринимателя и гражданина, а также предвидеть возможные последствия со стороны налоговых органов. Несмотря на то, что все предложенные методики используют пробелы и неточности налогового законодательства, то есть не выходят за его рамки, налоговые органы зачастую рассматривают любые попытки налогоплательщика уменьшить свои налоговые платежи как попытки уклониться от уплаты налогов. Предложенные способы оптимизации налогов и сборов помогут высвободить часть средств плательщика на его развитие или потребление.