Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрактная система / госзакупки РФ / способы определения поставщиков (подрядчиков / исполнителей) / конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков / исполнителей) / закупки у единственного поставщика (подрядчика / исполнителя) / конкурсы / аукционы / запрос котировок в электронной форме / contract system / public procurement of the Russian Federation / methods for determining suppliers (contractors / performers) / competitive methods for determining suppliers (contractors / performers) / purchases from a single supplier (contractor / performer) / tenders / auctions / request for quotations in electronic form

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подосинников Евгений Юрьевич

в статье рассматриваются изменения законодательства о закупках, в части основных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В данной статье автором затрагиваются актуальные вопросы закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В статье предпринята попытка проанализировать данные ЕИС в разрезе способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 2020-2022 гг. Приводятся официальные данные, отражающие поднимаемые вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF IDENTIFYING SUPPLIERS (CONTRACTORS, CONTRACTORS) AS AN ELEMENT OF IMPROVING THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

the article discusses changes in the procurement legislation, in terms of the main methods for determining suppliers (contractors, performers). In this article, the author touches upon topical issues of the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. The article attempts to analyze the UIS data in the context of methods for determining suppliers (contractors, performers) in 2020-2022. Official data reflecting the issues raised are given.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

УДК 336.146

Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета, заместитель начальника отдела функционирования контрактной системы Управления Федерального казначейства по Курской области, г. Курск, Россия e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Аннотация: в статье рассматриваются изменения законодательства о закупках, в части основных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В данной статье автором затрагиваются актуальные вопросы закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В статье предпринята попытка проанализировать данные ЕИС в разрезе способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 2020-2022 гг. Приводятся официальные данные, отражающие поднимаемые вопросы.

Ключевые слова: контрактная система, госзакупки РФ, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), конкурсы, аукционы, запрос котировок в электронной форме.

Podosinnikov Evgeny Yuryevich, Ph.D., Associate Professor, Department of Management and Public Relations, Kursk Institute of Management, Economics and

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 Business, Deputy Head of the Contract System Functioning Department, Office of the Federal Treasury for the Kursk Region, Kursk, Russia

e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

METHODS OF IDENTIFYING SUPPLIERS (CONTRACTORS, CONTRACTORS) AS AN ELEMENT OF IMPROVING THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Annotation: the article discusses changes in the procurement legislation, in terms of the main methods for determining suppliers (contractors, performers). In this article, the author touches upon topical issues of the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. The article attempts to analyze the UIS data in the context of methods for determining suppliers (contractors, performers) in 20202022. Official data reflecting the issues raised are given.

Key words: contract system, public procurement of the Russian Federation, methods for determining suppliers (contractors, performers), competitive methods for determining suppliers (contractors, performers), purchases from a single supplier (contractor, performer), tenders, auctions, request for quotations in electronic form.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон, Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) [1].

С 01 января 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон, направленные на «оптимизацию» процедуры осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Произошло

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Рисунок 1 - Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

В результате, в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона, конкурентными способами являются:

конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;

аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;

запрос котировок в электронной форме [1].

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) схематично представлены на рисунке 1.

Что касается неконкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то к ним, как и прежде, относятся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) [3].

Во исполнение принципа открытости и прозрачности информации (ст. 7 Закона № 44-ФЗ) в ЕИС обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 информации о контрактной системе в сфере закупок, при этом Информация, предусмотренная законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной [1].

Для анализа числовой фактуры способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обратимся к данным Государственной информационной системы «Единая информационная система в сфере закупок» (далее - ЕИС) [8].

Открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 ст. 7 Закона № 44-ФЗ, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС [1]. В ЕИС предусмотрен раздел «Статистика», предусматривающий возможность осуществлять выборку данных для анализа по фильтрам: способы закупок, показатели, год, регион, цена контракта, количество контрактов (см. рис. 2).

Рисунок 2. Диаграмма способы определения поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) за 2020 год

Общая сумма государственных закупок в 2020 году по Закону № 44-ФЗ составляет более 9,21 трлн. руб., из них:

- электронный аукцион - 5,49 трлн. руб. (59,7 %);

- закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 2,27 трлн. руб. (24,72 %);

- открытый конкурс в электронной форме - 825,38 млрд. руб. (8,96 %);

- конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 488,74 млрд. руб. (5,31 %);

- запрос предложений в электронной форме - 100,94 млрд. руб. (1,1 %);

- иные способы - 20,18 млрд. руб. (0,22 %) [8].

Рисунок 3. Диаграмма способы определения поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) за 2021 год

Общая сумма государственных закупок в 2021 году по Закону № 44-ФЗ составляет более 9,7 трлн. руб., из них:

- электронный аукцион - 4,88 трлн. руб. (50,4 %);

- закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 1,97 трлн. руб. (20,4 %);

- открытый конкурс в электронной форме - 2,09 трлн. руб. (21,55 %);

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023

- конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 569,93 млрд. руб. (5,87 %);

- запрос предложений в электронной форме - 136,15 млрд. руб. (1,4 %);

- иные способы - 36,37 млрд. руб. (0,7 %) [8].

На рисунке 3 представлена диаграмма способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за 2021 год.

Общая сумма государственных закупок в 2022 году по Закону № 44-ФЗ составила более 11,22 трлн. руб., из них:

- электронный аукцион - 4,88 трлн. руб. (43,52 %);

- закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 2,65 трлн. руб. (23,7 %);

- открытый конкурс в электронной форме - 3,5 трлн. руб. (31,26 %);

- конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 32,21 млрд. руб. (0,29 %);

- запрос котировок в электронной форме - 103,87 млрд. руб. (0,93 %);

- иные способы - 33,96 млрд. руб. (0,3 %) [8].

На рисунке 4 представлена диаграмма способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за 2022 год.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 Рисунок 4. Диаграмма способы определения поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) за 2022 год

Анализ данных о государственных закупках в 2020-2022 гг. в разрезе способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволяет сделать нижеследующие выводы.

Наблюдаемая тенденция прироста стоимостного объёма закупок в рассматриваемых периодах обуславливается увеличением финансирования, в том числе для реализации мероприятий в рамках национальных проектов, которые с каждым годом набирают всё большую актуальность.

Объем контрактов с конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Российской Федерации значительно превосходит закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 75,28 в 2020, 79,6 % в 2021 году и 76,3 % в 2022 году.

С целью выявления региональных тенденций функционирования контрактной системы проанализируем способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в разрезе Курской, Белгородской и Воронежской областей в 2020-2022 гг. (см. табл. 1).

Результаты табл. 1 позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде в Белгородской и Воронежской областях основной удельный вес в структуре закупок занимают конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что соответствует общероссийским тенденциям.

Таблица 1 - Сравнительный анализ способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в разрезе Курской, Белгородской и Воронежской

областей в 2020-2022 гг.

Год Курская область Белгородская область Воронежская область

2020 Электронный аукцион -54,64 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, Электронный аукцион - 41,69 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 56,66 %; Электронный аукцион -61,68 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика,

Год Курская область Белгородская область Воронежская область

исполнителя) - 31,03 %; Открытый конкурс в электронной форме -11,63 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 2,45 %; Запрос котировок в электронной форме -0,24 %; Иные способы - 0,02 %. Открытый конкурс в электронной форме - 0,6 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме -0,94 %; Запрос котировок в электронной форме - 0,09%; Иные способы - 0,02 %. исполнителя) - 15,14 %; Открытый конкурс в электронной форме -20,93 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 1,79 %; Запрос котировок в электронной форме -0,36 %; Иные способы - 0,1 %.

2021 Электронный аукцион -41,89 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19,35 %; Открытый конкурс в электронной форме - 35,86 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 2,67 %; Запрос котировок в электронной форме -0,15 %; Иные способы - 0,08 %. Электронный аукцион - 44,39 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 52,43 %; Открытый конкурс в электронной форме - 2,76 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме -0,33 %; Запрос котировок в электронной форме - 0,09 %; Иные способы - 0,01 %. Электронный аукцион - 51,9 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16,29 %; Открытый конкурс в электронной форме - 24,39 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 3,35 %; Запрос предложений в электронной форме -3,73 %; Иные способы - 0,33 %.

2022 Электронный аукцион -23,19 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 51,43 %; Открытый конкурс в электронной форме -24,66 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 0,25 %; Запрос котировок в электронной форме -0,38 %; Иные способы - 0,08 %. Электронный аукцион - 56,37 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 38,41 %; Открытый конкурс в электронной форме - 3,87 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме -0,39 %; Запрос котировок в электронной форме - 0,89 %; Иные способы - 0,06 %. Электронный аукцион -53,87 %; Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 12,59 %; Открытый конкурс в электронной форме - 32,89 %; Конкурс с ограниченным участием в электронной форме - 0,13 %; Запрос котировок в электронной форме -0,52 %; Иные способы - 0,01 %.

*Источник: составлено автором на основе данных ГИС ЕИС [8].

В Курской области отмечен резкий скачек доли денежных средств, направленных на заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с 19,35% в 2021 г. до 51,43 % в 2022 г.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023

Таким образом, соотношение конкурентных и неконкурентных закупок зависит от финансово-хозяйственной деятельности заказчиков, от структуры и размера совокупного годового объема закупок.

Относительно структуры конкурентных процедур наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рассматриваемом периоде остается аукцион в электронной форме, что характеризует высокий уровень открытости и прозрачности закупок в рассматриваемых регионах. Также распространенными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) являются: закупка у единственного поставщика, запрос котировок, открытый конкурс.

Необходимо учитывать, что каждый из способов определения поставщика (заказчика, исполнителя) имеет свои особенности и ограничения в применении, обозначенные в Законе № 44-ФЗ, что обязательно должно учитываться при выборе того или иного способа закупки. На выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) влияют предмет и условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, начальная (максимальная) цена контракта, критерии определения победителя, срок удовлетворения потребности в объекте закупки и другие условия.

Список литературы и источников: 1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

2. Белостоцкий А.А. Финансовая политика и управление государственными финансами в РФ // Политика, экономика и инновации. -2018. - № 2 (19). - С. 19.

3. Епифанова В.И., Баркатунов В.Ф., Подосинников Е.Ю. Мезонинное финансирование корпораций и эффективность регионального

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 предпринимательства // Политика, экономика и инновации. - 2018. - №1 (18). [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/mezoninnoe-fínansirovanie-korporatsiy-i-effektivnost-regionalnogo-predprinimatelstva

4. Епифанова В.И., Подосинников Е.Ю. Единая информационная система в сфере государственных закупок: сравнительный анализ данных и региональные закономерности функционирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 1 (43). - С. 30-34.

5. Подосинников, Е.Ю., Медведева, С.Ю. Методологическая и техническая поддержка и сопровождение в регионе органами казначейства пользователей Единой информационной системы в сфере закупок (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, С.Ю. Медведева // Электронный научный журнал «Политика, экономика и инновации». - 2018. № 4 (21). - С. 16. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pei-journal.ru

6. Соколовская Ю.Г. Система способов государственных и муниципальных закупок Вестник Университета «Кластер». - 2022. - № 1 (1). -С. 113-127.

7. Шварц Р.С. Диагностика сбалансированности отраслевой структуры экономики региона на основе анализа структурных сдвигов // Политика, экономика и инновации. - 2019. - №1 (24). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sbalansirovannosti-otraslevoy-struktury-ekonomiki-regiona-na-osnove-analiza-strukturnyh-sdvigov

8. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zakupki.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.