Научная статья на тему 'СИСТЕМА СПОСОБОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК'

СИСТЕМА СПОСОБОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1275
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрактная система / государственные и муниципальные закупки / способ определения поставщика / конкурентные способы / закупка у единственного поставщика / изменения законодательства. / contract system / state and municipal procurement / method of determining the supplier / competitive methods / procurement from a single supplier / changes in legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколовская Юлия Григорьевна

проводится анализ основных способов государственных и муниципальных закупок. Автор выделяет основные преимущества и недостатки конкурентных и неконкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обращает внимание на изменения в законодательстве о закупках. На основе проведенного анализа, автор делает вывод о повышении эффективности функционирования системы способов государственных и муниципальных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF METHODS OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

the analysis of the main methods of state and municipal procurement is carried out. The author highlights the main advantages and disadvantages of competitive and non-competitive methods of determining suppliers (contractors, performers), draws attention to changes in procurement legislation. Based on the analysis, the author concludes that the efficiency of the functioning of the system of methods of state and municipal procurement is increased.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СПОСОБОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1)

УДК 65.41 © Ю.Г. Соколовская, 2022

СИСТЕМА СПОСОБОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Юлия Григорьевна Соколовская - магистрант 2 курса Сибирского юридического университета, г. Омск, Россия, e-mail: Sokolovskaya-ulia@ya.ru

Аннотация: проводится анализ основных способов государственных и муниципальных закупок. Автор выделяет основные преимущества и недостатки конкурентных и неконкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обращает внимание на изменения в законодательстве о закупках. На основе проведенного анализа, автор делает вывод о повышении эффективности функционирования системы способов государственных и муниципальных закупок.

Ключевые слова: контрактная система; государственные и муниципальные закупки; способ определения поставщика; конкурентные способы; закупка у единственного поставщика; изменения законодательства.

Для цитирования: Соколовская Ю. Г. Система способов государственных и муниципальных

закупок // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1). С. 113-127.

SYSTEM OF METHODS OF STATE AND MUNICIPAL

PROCUREMENT

Yulia Grigoryevna Sokolovskaya - 2nd year Master's student of Siberian Law University, Omsk, Russia, e-mail: Sokolovskaya-ulia@ya.ru

Annotation: the analysis of the main methods of state and municipal procurement is carried out. The author highlights the main advantages and disadvantages of competitive and non-competitive methods of determining suppliers (contractors, performers), draws attention to changes in procurement legislation. Based on the analysis, the author concludes that the efficiency of the functioning of the system of methods of state and municipal procurement is increased.

Keywords: contract system; state and municipal procurement; method of determining the supplier; competitive methods; procurement from a single supplier; changes in legislation.

В 2014 году с целью обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, а также установления равных условий для развития всех типов хозяйствующих субъектов вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон № 44-ФЗ), заменив собой Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»2. В новом законе частично сохранились основные положения и направления развития прошлого нормативно -правового акта, однако основным нововведением стало расширение списка форм проведения закупок. Это повлекло за собой расширение возможностей заказчика при выборе наиболее подходящего поставщика (подрядчика, исполнителя) для решения той или иной задачи.

Одной из проблем, с которой сталкивается заказчик в процессе проведения государственных и муниципальных закупок, является выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). От его решения зависит эффективность удовлетворения потребностей организации в товарах (получение товара в полном объеме, в приемлемый срок, с лучшим из возможных соотношений цены и качества).

Закон № 44-ФЗ четко регламентирует порядок проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), начиная от этапа планирования государственных нужд и заканчивая моментом исполнения всех обязательств по заключенным контрактам.

Некоторые способы более распространены и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже. Но каждый имеет свои особенности и ограничения в применении, что обязательно должно учитываться при выборе того или иного способа закупки.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (ч. 1), ст. 3105.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В соответствии с действующим законодательством, заказчик вправе сам выбирать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но при этом он должен указать по какой причине был выбран тот или иной способ, то есть обосновать свой выбор. Сущность проявляется в том, что необходимо показать, на каком основании выбрана та или иная процедура, и что решение соответствует требованиям законодательства.

Размещение заказа способом, не предусмотренным законом, в том числе принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, могут стать причиной признания государственной и муниципальной закупки недействительной и повлечь наложение санкции в виде административного штрафа в соответствии со ст. 7.29 КоАП РФ.

В Законе № 44-ФЗ непросто обозначены типы закупок, но и подробно регламентированы сущность и порядок их проведения, в соответствии с различными целями и задачами закупок.

Выбор, каким путем будет осуществляться заказ, должен опираться на четкие критерии:

— объект закупки (предмет контракта) и существенные условия, перечисленные в проекте контракта;

— начальная (максимальная) цена контракта - Н(М)ЦК;

— установленные критерии для определения победителя;

— оптимальные сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания

услуг.

В ряде случаев способ обосновывается на установленных требованиях, которые заключены в Законе № 44-ФЗ.

Предусмотренные Законом № 44-ФЗ основные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных и муниципальных закупок можно классифицировать по разным критериям. Например, по количеству участников - конкурентные и неконкурентные, по допуску поставщиков - открытые и закрытые, по форме проведения -электронные и бумажные.

С 01 января 2022 года вступили в силу основные изменения в Закон № 44-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 02 июля 2021 г. № 360-ФЗ, которые были направлены на «оптимизацию» процесса осуществления государственных и муниципальных закупок1.

Основным нововведением стало сокращение перечня конкурентных способов проведения закупок. Раньше он включал в себя:

— конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный);

— аукцион (электронный, закрытый);

— запрос котировок;

— запрос предложений.

С 01 января 2022 года перечень конкурентных способов закупок выглядит следующим образом:

— конкурс (электронный, закрытый, закрытый электронный);

— аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный);

— электронный запрос котировок.

Запрос предложений по Закону № 44-ФЗ больше проводиться не будет.

1 Федеральный закон от 02 июля 2021 г. № З60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч. 2), ст. 5188.

Также были исключены: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, которые во многом дублировали порядок проведения открытого конкурса.

Что касается неконкурентных способов, то к ним, как и прежде, относятся только закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, государство стремится ограничить наиболее коррупционный способ закупки, когда напрямую, без конкуренции заключается контракт. При использовании других способов закупки предполагается потенциально неограниченный круг участников процедур закупки продукции, поскольку поставщиком может выступать любое предприятие (или физическое лицо), имеющее возможность выполнить условия контракта. Обеспечение конкуренции и выбор конкурентных способов закупки создает условия для противодействия коррупции в контрактной системе [1, с. 213-221; 2, с. 62-69; 3, с. 76-80; 4, с. 320-327].

Для заказчика же наиболее приемлемыми способами являются закупки у единственного поставщика, так как данные способы определения поставщика менее трудоемкие и заказчик может прогнозировать фактического поставщика (подрядчика, исполнителя) [5, с. 213-215].

Задачами, решение которых приводит к цели по созданию механизмов реализации государственной закупочной политики, являются: экономия, эффективность закупок, борьба с коррупцией, является развитие максимального уровня конкуренции, достижение равноправие всех участников закупки, повышение уровня открытости и объективности процедуры закупки.

Согласно Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., конкуренция - это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение

ресурсов. Именно поэтому одним из главных приоритетов государственной политики является защита и развитие конкуренции1.

В статье 8 Закона № 44-ФЗ раскрывается содержание принципа обеспечения конкуренции, действие которого должно создать равные условия между участниками закупок, согласно которой любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Рассмотрим основные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо наиболее высокий

1 Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03 июля 2013 г.). URL: http://www.fas.gov.ru (дата обращения: 12.01.2022).

размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Аукцион является приоритетным способом закупки по Закону № 44-ФЗ. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ и услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации1, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок для нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок путем проведения запроса котировок, осуществления закупки у единственного поставщика с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Запрос котировок - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.

Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения электронного запроса котировок в следующих случаях:

— во-первых, когда начальная минимальная цена контракта не превышает 3 млн рублей, а годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не превышает 20 % совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн рублей;

— во-вторых, независимо от начальной минимальной цены контракта и годового объема закупок в определенных п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ основаниях.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 13, ст. 1880.

Электронные конкурс, аукцион и запрос котировок начинаются с размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, а ее проведение обеспечивается оператором электронной площадки.

Под закрытыми способами определения поставщиков понимаются закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс, закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион, при которых информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных ч. 11, 12 ст. 24 Законом № 44-ФЗ (закупки товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; закупки услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; закупки на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства и др.).

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций.

Квалифицирующий признак отнесения закупок к закрытым способам -порядок приглашения участников к процессу торгов [6, с. 304]. То есть в закрытых закупках участвуют только те лица, которые получили непосредственное приглашение.

В перечень заказчиков, которыми применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включены: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской

Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия указанных ведомств1.

На основе изученного и проанализированного материала была составлена таблица преимуществ и недостатков основных конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Способ Преимущества Недостатки

Конкурс — позволяет получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.; — часть функций по проведению открытого конкурса можно передать сторонней организации. — самый длительный срок проведения закупки; — порядок проведения процедуры более сложный и трудоемкий.

Аукцион — минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки; — незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона, следовательно, снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика; — сохраняется конфиденциальность участников и снижается вероятность сговора или подлога; — возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию. — так как заявки участников оцениваются только по цене, то невозможно оценить качество поставляемых товаров, работ и услуг; — по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика более длительная процедура определения поставщика; — риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке; — так как процедура сложна и многоэтапна, есть риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок; — невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 49, ст. 7465.

Способ Преимущества Недостатки

Запрос котировок — по сравнению с аукционом и конкурсом определение поставщика происходит быстрее; — минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности и четкой регламентации проведения. — высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика, так как установлены ограничения на проведение запроса котировок; — более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с другими способами определения поставщика; — отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таблица 1. Преимущества и недостатки основных конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Узкий охват сферы среднего и малого бизнеса, участвующего в процедурах закупок, а также наличие больших финансовых и временных затрат, связанных с соблюдением сложных административных процедур при подготовке закупочной документации, привели к тому, что в действующем Законе о закупках появилась возможность осуществления закупок без использования конкурентных процедур - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) первоначально предусматривалась как исключительный способ осуществления государственных и муниципальных закупок, позволяющий минимизировать финансовые и временные издержки, однако на сегодняшний день данный способ приобрел необычные масштабы своего применения.

Под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором предложение заказчика о заключении контракта на приобретение товаров, работ и услуг для государственных муниципальных нужд адресовано конкретному физическому или юридическому лицу, без рассмотрения конкурирующих предложений [7, с. 94].

В Законе № 44-ФЗ установлен закрытый перечень, определяющий случаи, при которых закупка проводится неконкурентным способом. В этом перечне в

настоящий момент предусмотрено 58 случаев закупки у единственного поставщика, которые можно разделить на следующие группы:

— закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;

— закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;

— закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;

— закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— закупки коммунальных услуг, услуг электро - и теплоснабжения;

— закупки у субъектов естественных монополий;

— закупки в сфере государственного управления и обороны;

— иные случаи, в рамках которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 600 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн рублей или не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также интерес представляют закупки у единственного поставщика, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.) на сумму не более 600 тыс. рублей. Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок не должен превышать 5 млн рублей или не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 млн рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

По мнению А.Ф. Аббясова, заключение договоров с «избранными» поставщиками фактически приводит к злоупотреблению со стороны заказчиков, так как определение такого поставщика может быть основано на субъективном усмотрении должностных лиц заказчика, что не соответствует тем целям и задачам, которые были поставлены перед законодательством [8, с. 122].

Однако, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2017 № 17АП-18041/2016-АК по делу № А71 -6133/2016 отмечено, что «проведение закупки способом закупки у единственного поставщика с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о защите конкуренции»1.

В качестве преимуществ закупки у единственного поставщика можно выделить следующие:

— контракт можно заключить с проверенным и известным заказчику поставщиком;

— на проведение процедуры заключения контракта затрачиваются незначительные ресурсы;

— минимальные риски нарушений, не зависящие от заказчика, при проведении процедуры закупки, например, технический сбой на электронной площадке;

— по сравнению с конкурентными способами определения поставщика данный способ имеет упрощенную процедуру и сокращенные сроки.

К недостаткам данного способа можно отнести:

— широкие возможности для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком, повышение риска возникновения претензий со стороны проверяющих;

1 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2017 г. № 17АП- 18041/2016-АК по делу № А71-6133/2016 // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS017&n=163293#090887741543 61661.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика, возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения, ограниченны.

Анализируя способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целом, следует подчеркнуть, что установленный законодательством перечень способов закупки позволяет заказчику обеспечить более гибкий подход к выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании учета различных обстоятельств - вида объекта закупки (стандартные или сложные), возможности четко определить объект закупки и его характеристики, Н(М)ЦК, сроков осуществления закупки.

Однако, такие способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как запрос предложений, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс были исключены законодателем в связи со своей сложностью и невостребованностью среди заказчиков.

Сокращение количества способов закупок до трех, прежде всего, направлено на упрощение и повышение эффективности функционирования системы государственных и муниципальных закупок.

Наиболее часто применимым и востребованным способом определения поставщика в течение долго времени остается - электронный аукцион. Это связано с тем, что с внедрением электронных процедур повышается прозрачность и открытость проведения торгов, снижаются издержки и, что не маловажно, сокращаются коррупционные риски.

Таким образом, при выборе способа закупок заказчик должен ориентироваться не только на востребованность и доступность того или иного способа, его преимущества или недостатки, собственные пожелания, но и на ограничения и требования, закрепленные в Законе № 44-ФЗ.

Список литературы

1. Андреев В.В., Вязовская Т.Н., Змиевский Д.В., Лебедева А.А. Коррупционные риски законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

муниципальных нужд / В.В. Андреев, Т.Н. Вязовская, Д.В. Змиевский, А.А. Лебедева // Современная научная мысль. 2016. № 5. С. 213-221.

2. Юрицин А.Е., Лавров Ю.Б. Процессуальные аспекты привлечения юридических лиц к административной ответственности за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей // Актуальные вопросы публичного права. 2013. № 2. С. 62-69.

3. Юрицин А.Е., Лавров Ю.Б. О некоторых проблемах реализации административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок // Вестник Омской юридической академии. 2017. Том 14, № 4. С. 76-80.

4. Лавров Ю.Б., Миняева А.О. Реформа законодательства о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, в контексте проблемы систематизации нормативных правовых актов в сфере публичных закупок // Сибирское юридическое обозрение. 2020. Т. 17, № 3. С. 320-327.

5. Прокопчук Г.В. Системный подход к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок / Г.В. Прокопчук, Л.С. Коробейникова // Апрельские научные чтения им. проф. Л.Т. Гиляровской: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Воронеж, 13 апреля 2012 г.: в 2 ч. Воронеж: типография Воронежского ЦНТИ - филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2012. С. 213-215.

6. Титова Г.Г. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для закупок товаров для государственных нужд // Проблемы современной экономики. 2014. № 1(49). С. 304.

7. Шавылина Ю.А. Примеры закупок, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) // Корпоративные закупки - 2014: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ: Сборник докладов. М.: Юриспруденция, 2014. С. 94.

8. Аббясова А.Ф. Осуществление закупок у единственного поставщика // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7(92). С. 122.

References

1. Andreev V.V., Vyazovskaya T.N., Zmievsky D.V., Lebedeva A.A. Corruption risks of legislation on the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs / V.V. Andreev, T.N. Vyazovskaya, D.V. Zmievsky, A.A. Lebedeva // Modern scientific thought. 2016. No. 5. pp. 213-221.

2. Yuritsin A.E., Lavrov Yu.B. Procedural aspects of bringing legal entities to administrative responsibility for including conditions in the contract that infringe on consumer rights // Actual issues of public law. 2013. No. 2. pp. 62-69.

3. Yuritsin A.E., Lavrov Yu.B. On some problems of implementing administrative responsibility for violations of the legislation on the contract system in the field of procurement // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2017. Volume 14, No. 4. pp. 76-80.

4. Lavrov Yu.B., Minyaeva A.O. Reform of legislation on procurement carried out by certain types of legal entities in the context of the problem of systematization of regulatory legal acts in the field of public procurement // Siberian Legal Review. 2020. vol. 17, No. 3. pp. 320-327.

5. Prokopchuk G.V. A systematic approach to assessing the effectiveness of state and municipal procurement / G.V. Prokopchuk, L.S. Korobeynikova // April Scientific readings named after prof. L.T. Gilyarovskaya: materials of the International Scientific and Practical Conference, Voronezh, April 13, 2012: at 2 o'clock Voronezh: printing House of the Voronezh Central Research Institute -branch of the Federal State Budgetary Institution «REA» of the Ministry of Energy of Russia, 2012. pp. 213-215.

6. Titova G.G. Features of the application of closed methods for determining suppliers (contractors, performers) for the procurement of goods for state needs // Problems of modern Economics. 2014. No. 1(49). p. 304.

7. Shavylina Yu.A. Examples of purchases made from a single supplier (contractor, contractor) // Corporate procurement - 2014: the practice of applying Federal Law No. 223-FZ: Collection of reports. Moscow: Jurisprudence, 2014. P. 94.

8. Abbyasova A.F. Procurement from a single supplier // Actual problems of Russian law. 2018. No. 7(92). p. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.