Научная статья на тему 'К вопросу о способах определения поставщика для государственных и муниципальных нужд'

К вопросу о способах определения поставщика для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
912
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ЗАКУПКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ / АУКЦИОН / ЦЕНА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ ДЛЯ НУЖД / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаховкин Андрей Викторович

В статье проводится анализ современных тенденций в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются актуальные вопросы сложности выбора способов определения поставщика товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд. Приводится классификация способов определения поставщиков, излагаются требования, которые предъявляются к их выбору. Исследуются вопросы юридического толкования применения способов определения поставщиков, мер ответственности за нарушения законодательства в сфере осуществления государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаховкин Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Determine a Supplier for State and Municipal Needs

This article analyzes trends in booking orders for state and municipal needs. The article deals with topical issues of the complexity of the choice of ways to determine the supplier of goods (works and services) for state and municipal needs. The classification of methods for determining suppliers, the requirements that apply to their choice. Legal interpretation of application of methods of determination of suppliers, liability for violations of public procurement law are investigated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способах определения поставщика для государственных и муниципальных нужд»

УДК 347.44

109

А.В. Шаховкин

к вопросу о способах определения поставщика

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИпАЛЬНЫХ НУжД

How to determine a supplier for state and municipal needs

Б статье проводится анализ современных тенденций в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются актуальные вопросы сложности выбора способов определения поставщика товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд. Приводится классификация способов определения поставщиков, излагаются требования, которые предъявляются к их выбору. Исследуются вопросы юридического толкования применения способов определения поставщиков, мер ответственности за нарушения законодательства в сфере осуществления государственных закупок.

Ключевые слова: государственный заказ, закупки, электронные торги, аукцион, цена, государственный заказ для нужд, антидемпинговые меры, централизация закупок

This article analyzes trends in booking orders for state and municipal needs. The article deals with topical issues of the complexity of the choice of ways to determine the supplier of goods (works and services) for state and municipal needs. The classification of methods for determining suppliers, the requirements that apply to their choice. Legal interpretation of application of methods of determination of suppliers, liability for violations of public procurement law are investigated.

Key words: state order, procurement, electronic bidding, auction, price, state order for needs, anti-dumping measures, procurement centralization

Для цитирования: Шаховкин А.В. К вопросу о способах определения поставщика для государственных и муниципальных нужд // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. Т.4. № 2(8). С. 109-113.

For citation: Shahofkin A.V. How to Determine a Supplier for State and Municipal Needs // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2019. V.4. No 2(8). Pp. 109-113.

Мониторинг механизмов регулирования гражданско-правового характера размещения публичных заказов позволяет исследовать проблемы, возникающие в процессе определении поставщика для публичных и муниципальных нужд.

Сам процесс публичных закупок ориентирован на конкуренцию, которая подразумевает, что каждый из участников закупок предлагает наиболее качественные товары, работы и услуги по наименьшей цене. Таким образом, заказчик экономит

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2019) // Российская газета. 2013.

109

бюджетные средства и получает необходимый продукт наивысшего качества. Именно принцип конкуренции является основополагающим в системе закупок для государственных и муниципальных нужд.

Правовоерегулированиегосударствен-ных и муниципальных закупок осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ (далее Федеральный закон 44-ФЗ). Участниками закупок могут быть любые организации и индивидуальные предприниматели1.

На современном этапе экономического развития эффективное расходование денежных средств государственного бюджета выступает одним из ключевых факторов социального и экономического развития страны.

Участники публичных закупок - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, претендующие на заключение контракта, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места нахождения капитала. Стоит отметить, что к участию в публичных закупках допускаются и физические лица без образования индивидуального предпринимателя. Таким образом, контрактная система дает возможность участия в торгах практически любому желающему. Существует возможность делегировать полномочия доверенным представителям, которые име-110 ют на это соответствующие документы.

Требования к участникам публичных закупок:

1. Участники должны соблюдать требования законодательства РФ по отношению к лицам, занимающимся поставками товаров и выполнением работ, относящихся к торгам.

2. Участник торгов не может быть признанным банкротом, в отношении него не должны быть инициирована процедуры ликвидации или открыто конкурсное производство.

3. На день подачи заявки на участие в торгах участник не должен быть задействован в деле об административных нарушениях.

4. Участник размещения заказа не должен иметь долгов по обязательным платежам в государственные бюджетные и внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Создание конкурсной, аукционной или котировочной комиссии является обязательным условием размещения заказа по соответствующим формам. Решение принимает заказчик (уполномоченный орган) до объявления о проведении от-

крытого конкурса, аукциона или запроса котировок. То же касается и проведения закрытого конкурса или аукциона, направления соответствующих приглашений участникам [1, с. 124].

В процессе создания комиссии назначается председатель, определяются полный состав и условия совместной работы. Как правило, комиссия состоит из лиц, имеющих квалификацию в области размещения заказов. Замена одного или нескольких участников допускается только с разрешения заказчика. Заменяющие могут быть физическими лицами, не испытывающими влияния со стороны участников конкурса или аукциона, не заинтересованными в результатах.

Государственный (муниципальный) контакт представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени страны, субъекта РФ или муниципального образования. Его целью является обеспече- 1ю ние государственных (муниципальных) нужд.

Заключается государственный контракт с победителем закупочной процедуры, а заказ вступает в силу со дня заключения контракта. Порядок заключения договора между заказчиком и исполнителем регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ, Гражданским кодексом РФ и иными государственными постановлениями.

Расторгнуть контракт можно только по обоюдному соглашению сторон или по решению суда. Основанием для подобного решения могут явиться положения гражданского законодательства РФ.

В ситуации, когда контракт расторгается по причине неисполнения (ненадлежащего) исполнения победителем конкурса (аукциона) установленных обязательств, публичный заказчик имеет право заключить контракт на аналогичную закупку с другими участниками определения поставщика. Если победитель уклоняется от подписания контракта, заказчик также получает возможность заключить контракт с новым участником [2, с. 421].

Заказчик выбирает способ определения поставщика на основе рекомендаций, описанных в положениях Федерального закона № 44-ФЗ. Для каждого из доступных способов есть свои условия, среди которых цена контракта, категория товара, отрасль, в которой осуществляется госзаказ, и другие параметры.

Основные правила выбора способа определения поставщика:

1) категория товара или услуги определяет способ закупки, существует определенный перечень для закупок путем аукциона и для закупок у единственного поставщика;

2) при закупке одноименных товаров и услуг на сумму не более 500 тысяч рублей в квартал можно использовать запрос котировок;

3) закупки одноименных товаров 111 и услуг без конкурентной борьбы осуществляются только для контрактов на сумму не более 100 тысяч рублей (в ряде случае - до 400 тысяч).

Прежде чем заключить контракт, направленный на удовлетворение нужд, необходимо определить исполнителя заказа (поставщика). Этап выбора способа определения поставщика имеет ключевое значение для эффективности контрактной системы.

Определение поставщика способом, не предусмотренным законом, может стать причиной признания процедуры недействительной. Подобное решение принимается по иску заинтересованного лица или уполномоченным органом.

Определение поставщика начинается с размещения соответствующего извещения в Единой информационной системе. Размещение извещения может осуществляться как самим заказчиком (государственной или муниципальной организацией), так и уполномоченными органами либо специализированными организациями. Доступные способы размещения заказа по 44-ФЗ обозначены в тексте закона.

К числу закупок, имеющих конкурентный характер, относятся конкурсы и аукционы. Данные способы предполагают конкурентную борьбу нескольких участников за право исполнения контракта. Победителем конкурса становится тот участник закупки, который предложил лучшие условия выполнения контракта, при аукционе победителем признается участник, предложивший самую низкую стоимость исполнения контракта.

Эффективность применения каждого из указанных способов определения оценивается по-разному. Так, результативность конкурса характеризуется показателем удовлетворения нужды, тем уровнем, насколько приобретенные товар, работа или услуга соответствует цели закупки. При этом цена закупки остается фиксированной.

Эффективность аукциона базируется на таких характеристиках, как экономия 111 бюджетных средств, сроки исполнения контрактных обязательств, цена контракта.

Неконкурентные механизмы в вопросе определения поставщика представляют собой участие только одного участника закупки. В данном случае публичным заказчиком определяется стоимость закупки, которая способна удовлетворить его как заказчика и, в свою очередь, не нанесет материального ущерба поставщику (подрядчику).

Изучение сведений статистики различных источников свидетельствует о росте популярности таких способов определения поставщика, как закупка у единственного поставщика, запрос предложений, запрос котировок. Это объяснимо, так как заказчик, заключая контакт с одним и тем же поставщиком, уверен в его надежности и исполнительности.

В 2017 году закупки такими способами в сумме составили около 90% от общего числа заказов. Тем не менее на неконкурентные способы в 2017 году в денежном выражении приходилось

свыше 35% публичных закупок. Оставшийся объем капитала пришелся на такие механизмы, как аукцион открытого способа (электронный - по подсчетам автора - 98% от всех аукционов) и на различные конкурсы (например, на открытый конкурс пришлось 75% денежных средств всех конкурсов).

Привлечение организации также осуществляется путем размещения соответствующего тендера на выполнение тех или иных услуг, поставку товаров. Под закупочной процедурой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается такой «способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком без рассмотрения конкурирующих предложений» [3, с. 94].

Как считает А.Ф. Аббясова, заключение договора с «избранными» постав-112 щиками фактически может привести к злоупотреблениям со стороны публичных заказчиков, так как определение указанного поставщика может основываться на субъективном усмотрении должностного лица заказчика, что не может соответствовать тем задачам и целям, которые были поставлены перед законодательством [4, с. 122].

Подводя итоги изложенному, отметим, что доступные заказчику способы определения поставщика для удовлетворения нужд государственного и муниципального заказа обозначены в части 1 статьи 24 Федерального закона 44-ФЗ и делятся на две группы:

1. Определение поставщика путем проведения торгов (закрытые и открытые конкурсы, аукционы, в том числе в электронной форме).

2. Определение поставщика без проведения торгов (запрос котировок, заказ у единственного поставщика).

Осуществление закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя - один из возможных способов заключения государственного контракта, при котором заказчик предлагает

заключение договора единственному конкретному исполнителю. Использовать данную методику можно только для ограниченного перечня товаров и услуг, а также с учетом прочих условий, которые обозначены в статье 93 закона № 44-ФЗ. Если данные условия не выполняются, то заказчик не имеет права осуществлять данные закупки. Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключают в том случае, если поставщик является субъектом естественной монополии. Сюда относятся железнодорожные перевозки, почтовые услуги и услуги связи, услуги, связанные с передачей тепловой и электроэнергии, водоснабжение и другие случаи [5, с. 425].

Таким образом, публичный заказчик, осуществляющий закупки в целях удовлетворения нужд государственных учреждений, обязан выбрать способ 112 определения поставщика, объем закупки, срок осуществления процедуры. Все это оформляется в виде планов-графиков на сайте, доступном любому пользователю сети. При этом каждый из способов определен обусловленными критериями, согласно которым заказчик обязан обосновать принятое решение о выборе именно этого способа.

К каждому способу определения поставщика разрабатывается соответствующая документация (техническое задание, смета комиссионный акт и т.д.).

Самым сложным способом размещения заказа является конкурс. Победитель определяется по нескольким критериям, заранее утвержденным в конкурсной документации: кто представил лучшие условия исполнения контракта, тот и победитель. При конкурсе можно установить критерии квалификации, качества, срока поставки и других. Цена не является единственным критерием. Иногда (правда, не так часто) побеждает участник, который предложил не самую низкую цену.

При публичной закупке у единственного поставщика осуществляется прямая выдача контракта и никакой конкурентной борьбы нет.

В настоящее время поставщики, вступая в борьбу за подписание контракта с заказчиком, начинают дем-пинговать цену исполнения контракта, порой не учитывая, сколько денежных средств уйдет на приобретение сырья для выполнения работ или доставку заказанного продукта. Снижение цен порой достигает отметок в более чем два раза. При этом, не справившись с обязательствами, которые возлагает на себя победитель закупки, он авто-

матически пополнит ряды недобросовестных поставщиков, а заказчик при этом будет организовывать мероприятия, направленные на поиск поставщика, который закончит начатые работы.

В подобной ситуации именно выбор конкурса как способа определения поставщика является наиболее предпочтительным.

Таким образом, выбор способов определения поставщика находится в прямой зависимости от целей, а также задач заказчика, в том числе требований к участникам контрактной системы, объекту закупки.

список литературы

1. Абрамова Е.А., Ткаченко Б.В. Государственные закупки: направления развития: обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации. М.: Сектор, 2018. 124 с.

2. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Ермакова А.В. Правовое регулирование контрактной 113 системы: сборник нормативных актов. М.: Книга по требованию, 2016. 421 с.

3. Шавылина Ю.А. Примеры закупок, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) // Корпоративные закупки - 2014: практика применения Федерального закона № 223-Ф3: сборник докладов. М., 2014. С. 94.

4. Аббясова А.Ф. Осуществление закупок у единственного поставщика // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 7 (92). С. 122.

5. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Ермакова А.В. Книга контрактного управляющего. М.: Буки Веди, 2017. 435 с.

Шаховкин Андрей Викторович, адъюнкт кафедры гражданского права и гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России email: [email protected] © Шаховкин А.В., 2019

Статья получена: 04.03.2019. Статья принята к публикации: 10.09.2019. Статья опубликована онлайн: 31.10.2019.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.