НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
тво функций и структуры. Первые определяют направленность системы контроллинга, а вторая — упорядоченность организации.
Таким образом, логично будет осуществление процесса управления затратами проводить в рамках отдельного подразделения. По сути, таким подразделением может стать подразделение контроллинга. Контроллинг может рассматривается не только с точки зрения проведения контрольных мероприятий, но и с позиций помощи в обеспечении и совершенствовании всех функций управления затратами. При этом следует учитывать, что система контроллинга должна как обеспечивать стратегическое разви-
тие, так и решать оперативные задачи финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, проблемы, связанные с управлением затратами.
Платформой для создания методического обеспечения системы контроллинга должно быть правильное определение центров ответственности затрат и уже непосредственно по определенным центрам ответственности могут осуществляться управленческие мероприятия, направленные на оптимизацию отдельно взятых элементов затрат предприятия (материальные ресурсы, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты).
Литература
1. Промышленность России. 2013: Статистический сборник / Росстат. — М., 2013.
2. Россия в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник / Росстат. — М., 2013.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) ДЛЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Г.Г. Т итова,
младший научный сотрудник кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета
В статье показаны основные тенденции развития видов государственных закупок, в частности закрытых способов определения поставщиков. Дана характеристика основных моделей закрытых способов определения поставщиков. Представлены некоторые возможные недочеты, которые могли бы быть скорректированы в ходе реализации ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ключевые слова: поставки, закупочная деятельность, государственные поставки
ББК 65.41я81
1 января 2014 г. вступил в силу Приказ Министерства Экономического Развития от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков, возможности заключения контракта с единственным пос-тавщиком»1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2, понимаются: закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс; закрытый аукцион, при которых информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В ч. 2 ст. 84 закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
1) закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
2) заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам, либо принимаемых заказчиками от физических или юридических лиц во временное владение и пользование, либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
3) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
4) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Приказ МЭР от 13.09.2013 № 537 определяет правила по координированию закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением с ФАС России, Рос-оборонзаказом, органом исполнительной власти субъектов и органом местного самоуправления муниципальных районов РФ, городского округа, которые уполномочены осуществлять контроль в сфере закупок.
Для проведения сравнительного анализа, хочется отметить, что в ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»3 регламентированы только закрытый конкурс и закрытый аукцион. Названный Закон не предусматривал такие способы размещения заказа, как конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Определение закрытым способам размещения заказа не давалось. В 94 Законе указывалось, что конкурс может быть открытым или закрытым, а в ч. 2 ст. 32 названного Закона—что аукцион может быть открытым или закрытым. Тем самым было воспроизведено положение п. 1 ст. 448 части первой ГК РФ4, предусматривающее, что аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Там же определено и сущностное отличие между этими видами конкурсов и аукционов: в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели5.
Квалифицирующий признак отнесения закупок к закрытым способам — порядок приглашения участников к процессу торгов. К примеру, проведение открытых закупок предполагает вероятность приглашения к участию такого вида торгов неопределенного круга лиц. Закрытые же закупки, наоборот, предполагают участие только тех лиц, которые получили непосредственное приглашение.
303
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Субъекты, которым адресованы приглашения для участия в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны отвечать соответствующим требованиям, которые предусматриваются ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ (к примеру, можно выделить необходимость соответствия единым запросам к участникам закупок, перечисленным в ч. 1 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). К тому же, они должны быть способны выполнить предъявляемые к ним требования по осуществлению поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектами закупок, при осуществлении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, подобные закрытые способы закупок обозначаются как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация о закупке не размещаются в ЕИС для всеобщего сведения, а направляются ограниченному кругу лиц.
На сегодняшний день на официальном сайте zakupki.gov.ru для общего доступа бесплатно размещаются сведения о размещении заказа и заключении государственного контракта (в ходе реализации, к примеру, решение по делу К-913/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов, возникают сложности6), но не о ходе его исполнения (ч. 6 и 8 ст. 16 Закона № 94-ФЗ). Однако, Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает создание единой информационной системы (ЕИС), содержащей данные обо всех этапах государственных закупок, начиная с планирования. ЕИС — это, с одной стороны, инструмент сбора сведений в сфере государственных закупок, с другой стороны — инструмент контроля над корреспонденцией сведений в различных документах (например, соответствием информации в плане-графике и в плане закупок).
В системе базируется широкий круг сведений, которые должны быть в нее включены: документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, информация о закупках и об исполнении контрактов, также в систему будут вноситься все реестры, предусмотренные ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Информация будет общедоступна на официальном сайте ЕИС. Право создавать отдельную информационную систему, интегрированную с единой, предоставлено государственной корпорации «Росатом»7.
Также необходимо выделить и тот момент, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе будут создавать региональные и муниципальные информационные системы. Нельзя забывать, что они должны быть интегрированы с ЕИС. Большинство норм о ЕИС вступят в силу с 01.01.2014. С 01.01.2015 г. будет отражаться (в соответствии с ч. 2 ст. 114 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация, полученная в результате размещения заказчиками запросов цен на товары, работы, услуги. С 01.01.2016 в соответствии с ч. 3 ст. 114 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, нормы, в соответствии с которыми ЕИС должна стать инструментом по обеспечению контроля за взаимным соответствием информации, содержащейся в различных документах в сфере закупок (п.2 ч.1 ст.4 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), а также нормы, устанавливающие требования о включении в ЕИС планов закупок, планов-графиков, а также информации об их реализации (п.п.1-3 ч.3 ст.4 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Закрытые способы торгов могут быть применены по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на реализацию предоставленных функций. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»8, данным органом является Федеральная антимонопольная служба России.
Координирование по применению закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728, данным органом является Министерство экономического развития РФ.
Срок согласования обращений о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен превышать 10 рабочих дней с момента поступления обращения.
Общие правила, которые при проведении закрытых способов закупки обязан соблюдать заказчик (ст.85 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
1) не допускается предоставлять конкурсную документацию, изменения, внесенные в нее, направлять запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации и предоставлять эти разъяснения в форме электронных документов;
2) разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников таких конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос;
3) протоколы и информация, полученная в ходе проведения таких конкурсов, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе;
4) не допускается осуществление аудио- и видеозаписи.
В случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся заказчик вправе по своему выбору:
1) внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) по согласованию с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок такого согласования будет установлен ведомственным нормативным актом Минэкономразвития России9.
Закрытый конкурс представляет собой ту же самую процедуру, что и открытый конкурс, но с одной особенностью: информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса. Победителем закрытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
С момента помещения в ЕИС извещения о проведении закрытого способа определения поставщиков, лица, которые заинтересованы получить конкурсную документацию, должны подать соответствующую заявку в письменной форме заказчику с приложением документов, подтверждающих соответствие данных поставщиков требованиям, предусмотренным ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, и наличием доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Соответственно положениям ФЗ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»10, доступ к сведениям оформляется специальным допуском для должностных лиц и граждан РФ в добровольном порядке.
Учреждения, предприятия и организации допускаются к выполнению работ по договору, которые относятся к применению сведений, составляющих государственную тайну и непосредственно с осуществлением мероприятий и/или оказанием услуг по защите государственной тайны, формированием средств защиты информации, реализовывается путем приобретения ими лицензий на проведение работ со сведениями должной степени секретности.
Закрытый конкурс с ограниченным участием соединяет в себе черты двух типов закупочных процедур: открытого конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса. Существенная отличительная характеристика такого вида конкурса состоит в том, что его победителем будет признан тот участник, предложивший не только наиболее удачные условия выполнения контракта по результатам конкурса, но и прошедший предквалификационную выборку.
Наряду с едиными требованиями, предъявляемыми к участникам такого рода конкурсов, установленных законодательством о контрактной системе, определены и дополнительные требования, которые, в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, вправе установить правительство РФ.
Основания, при наличии которых заказчику необходимо провести не просто конкурс, но конкурс с ограниченным участием (участие ограничено результатами предквалификационного отбора), перечислены в ч. 2 ст. 56 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Закрытым двухэтапным конкурсом признается такой конкурс, при котором заказчик уведомляет ограниченный круг потенциальных поставщиков (способных, в соответствии с ч. 2 ст. 84 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса) и направляет конкурсную документацию с соответс-
304
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
твующими требованиям ФЗ № 44-ФЗ. Конкурс проводится в два этапа, причем принять участие нужно в обоих стадиях процесса принятия решения заказчиком, а победителем признается тот участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.
Закрытый двухэтапный конкурс отражает несколько видов торгов: открытый двухэтапный конкурс и закрытый конкурс. Двухэтапный конкурс проводится на основании ч. 2 ст. 57 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Необходимо отметить тот факт, что в ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. не присутствуют нормы, регулирующие порядок заключения контрактов по результатам проведения закрытых способов определения поставщиков. Из этого возможно следует сделать вывод о том, что существует необходимость применения положений ст. 54 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ с учетом особенностей, установленных § 5 главы 3 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
К тому же, в связи с расширением видов закрытых закупок, падает объем общественного контроля над заключением государственных контрактов, что влечет за собой потенциальную возможность увеличения коррумпированности данной сферы. Поэтому, предлагается такие подвиды работ, как определение поставщиков для закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов в категорию государственной тайны не вносить, а сделать их максимально гласными.
На сегодняшний день система тендеров достаточно активно развивается и в связи с принятием ФЗ № 44-ФЗ решаются множество проблем. К таковым, например, относится и то, что деньги на закупку тех их иных товаров выдаются лишь в том случае, если была предоставлена копия протокола о проведении конкурсных процедур, однако, введение планов-графиков во многом решает данную проблему. Но в то же время создается новая проблема -поскольку планы-графики должны быть разработаны на один год, то заказчики, которые, к примеру, закупают запасные части для ремонта автомобилей, не могут однозначно точно рассчитать, когда именно и в каком объеме может понадобиться закупаемый товар или характерные в связи с этим работы. К тому же, в век высоких технологий и научного прогресса очень быстро меняются многие технические характеристики, что, в свою очередь, нельзя недооценивать. Поэтому предлагается сократить сроки утверждения планов-графиков с одного года до шести/трех месяцев, в зависимости от видов закупаемых товаров, работ или услуг.
В целом хочется отметить, что тенденция развития контрактной системы в целом на территории Российской Федерации стала более развитой и гибкой. А также и тот положительный момент, что ФЗ № 44-ФЗ вступит в силу с 01.01.2014 года не целиком, а частями, что позволит быстрее приспособиться должностным лицам к новым положениям. К тому же, по ходу реализации закона прояснятся некоторые возможные огрехи и заполнятся недостающие звенья.
1 Приказ Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30452) // Российская газета. — 2013. — № 273. — 04 дек.
2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.072013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства РФ. — 2013. — №14. — ст. 1652.
3 Федеральный закон от 21.072005 N 94-ФЗ (ред. от 02.072013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства РФ. — 2005. — №30. — Ч.1. — ст. 3105.
4 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Российская газета. — 1994. — № 238239. — 08 дек.
5 Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). — М.: «Деловой двор», 2013.
6 Решение по делу К-913/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов//эл.ресурс: http://fas.gov.ru/solutions/ solutions_37574.html
7 Федеральный закон от 02.072013 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2013. — № 148. — 10 июля.
8 Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. — 2013. — №35. — ст. 4514.
9 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.072013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства РФ. — 2013. — №14. — ст. 1652.
10 Закон РФ от 21.071993 № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» // Российские вести. — 1993. — № 189. — 30 сент.
ИЗМЕНЕНИЕ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ТРУДА
Е.М. Щербакова,
аспирант кафедры управления качеством и стандартизации информационно-технологического факультета
Финансово-технологической академии (г. Королёв),
В статье рассматривается изменение мотивов трудовой деятельности вследствие перехода к рыночной экономике, что отрицательно повлияло в том числе на качество труда. Решение сложившейся проблемы автор связывает с концепцией всеобщего управления качеством. Обосновывается необходимость (на примере отрасли ракетно-космического машиностроения) проведения соответствующих мероприятий на уровне организации и государства по изменению мотивов трудовой деятельности персонала.
Ключевые слова: мотивация, рыночная экономика, трудовой кризис, всеобщее управление качеством УДК 331.101.3 ББК 65.24
В настоящее время можно найти большое количество публикаций, в которых рассматривается связь мотивации работников и качества производимой продукции. Однако внимание в них уделено в основном вопросам повышения качества за счёт стимулирующих мер. Вопрос же создания так называемого «всеобщего качества»,
который во многом зависит от качества труда персонала организации остается практически неисследованным и усугубляется существующим во многих отраслях экономики трудовым кризисом. Последний представляет собой трансформацию труда из основы образа жизни в средство выживания при девальвации трудовых
305