Научная статья на тему 'СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКИХ РИСКОВ И ВОПРОСЫ ИХ УПРАВЛЕНИЯ'

СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКИХ РИСКОВ И ВОПРОСЫ ИХ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЕДЖИРОВАНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КОММЕРЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / САМОСТРАХОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Л.А., Матушевская Е.А.

В работе произведен анализ отрасли знаний о бухгалтерском риске, а именно рассмотрение его сущности, классификации и причин возникновения. С целью уменьшения влияния рисков на деятельность организации рассмотрено создание различных резервов, как один из наиболее результативных мероприятий. Рассмотрены способы минимизации предпринимательских рисков, в том числе бухгалтерские методы. Приведены мнения различных авторов по вопросу управления и минимизации рисков. Представлены пути решения проблем по вопросу исследования.The paper produced industry analysis knowledge of accounting risk, namely the consideration of its essence, classification and causes. To reduce the impact of risks on the organization considered the creation of various reserves, as one of the most effective measures. Examined ways to minimize business risks, including accounting methods. Presents the views of various authors on the control and minimization of risks. Examined the ways of solving the problems on the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКИХ РИСКОВ И ВОПРОСЫ ИХ УПРАВЛЕНИЯ»

2.Статистические данные агентства эффективности [Электронный ресурс]:URL:http://www.ft-group.m/. (Дата обращения: 28.10.2016)

УДК 657.01

Алексеева Л.А. магистрант

Севастопольский государственный университет Матушевская Е.А.166, доц.

Севастопольский государственный университет СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКИХ РИСКОВ И ВОПРОСЫ ИХ УПРАВЛЕНИЯ

В работе произведен анализ отрасли знаний о бухгалтерском риске, а именно рассмотрение его сущности, классификации и причин возникновения. С целью уменьшения влияния рисков на деятельность организации рассмотрено создание различных резервов, как один из наиболее результативных мероприятий. Рассмотрены способы минимизации предпринимательских рисков, в том числе бухгалтерские методы. Приведены мнения различных авторов по вопросу управления и минимизации рисков. Представлены пути решения проблем по вопросу исследования.

Ключевые слова: хеджирование, диверсификация, коммерческое страхование, самострахование, бухгалтерский риск, финансовая отчетность.

WAYS TO MINIMIZE ACCOUNTING RISKS AND ISSUES THEIR

MANAGEMENT

The paper produced industry analysis knowledge of accounting risk, namely the consideration of its essence, classification and causes. To reduce the impact of risks on the organization considered the creation of various reserves, as one of the most effective measures. Examined ways to minimize business risks, including accounting methods. Presents the views of various authors on the control and minimization of risks. Examined the ways of solving the problems on the study.

Key words: hedging, diversification, commercial insurance, self-insurance, risk accounting, the financial statements.

В динамично меняющемся мире на деятельность любой организации влияет огромное количество рисков. И руководство субъекта хозяйственной деятельности должно уметь управлять и минимизировать данные риски. Так как они зачастую становятся причиной искажения финансовой отчетности, которая является основным источником для принятия решений внешними пользователями, поэтому отчетность должна быть максимально достоверной. Соответственно в этой работе рассматриваются способы минимизации рисков и вопросы их управления.

166 http://orcid.org/0000-0002-1394-9034

Формирование модели управления рисками предприятия и обеспечения эффективности его деятельности предполагает обоснование ведущих задач и методов нейтрализации рисков, среди которых выделяют два основных типа стратегий нейтрализации рисков: пассивный и активный.

Пассивная стратегия направлена на осуществление операций по предотвращению риска, то есть отказ от рисковых операций или уменьшение их доли даже за счет отказа от возможных положительных последствий.

«Активная стратегия направлена на осуществление рисковых операций, но с максимально возможным предотвращением их негативных последствий от воздействия неожиданных событий или явлений с использованием следующих методов: коммерческое страхование и самострахования рисков, их диверсификация и хеджирование»[6,с.83].

Коммерческое страхование рисков предполагает их нейтрализацию путем заключения договора со страховой компанией, которая возмещает организации часть потерь при наступлении страхового случая, что является объектом страхования.

«При самостраховании источником формирование страховых резервов для покрытия потенциальных убытков являются внутренние ресурсы организации» [1, с.106].

При диверсификации рисков организация принимает управленческие решения с целью уменьшения совокупного риска за счет его разделения между составляющими, характеризующихся различными уровнями риска.

Хеджирование рисков предполагает нейтрализацию рисков с помощью заключения встречных операций по купле-продаже базовых активов с использованием ценных бумаг. Инструментом хеджирования является инструменты срочного рынка (деривативы) - форвардные и фьючерсные контракты, опционы и своп-контракты.

«Поскольку для целей управления операциями хеджирования важна цель использования производных финансовых инструментов - минимизация рисков (хеджирование) или получения дополнительной прибыли (спекуляция) - рекомендуется открывать специализированные счета, что даст возможность в системном порядке получать необходимую информацию о состоянии и движении объектов и инструментов хеджирования»[4, с.88].

Среди сугубо бухгалтерских методов нейтрализации или уменьшения негативного влияния предпринимательских рисков на финансовые результаты деятельности организации особая роль принадлежит созданию различного рода резервов [7]. Вопросы создания и использования в организации резервов для внутреннего страхования рисков регулируются как на законодательном уровне, так и учетной политикой организации, отраслевыми стандартами и другими нормативно-правовыми актами.

Так, акционерные общества, осуществляющие размещение простых и привилегированных акций, обязаны формировать резервный капитал для

покрытия убытков общества, а также для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Также предусматривается обязательное создание в организации резерва сомнительных долгов и отражения в балансе текущей дебиторской задолженности по чистой реализационной стоимости, которая определяется как сумма такой задолженности за вычетом резерва сомнительных долгов. Величина резерва определяется методом абсолютной суммы сомнительной задолженности или методом коэффициента сомнительности.

«Наличие информации финансовой отчетности о чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности и порядке начисления и использования резерва сомнительных долгов создает возможность объективной оценки состояния дебиторской задолженности на отчетную дату и риска ее непогашения в будущем, то есть способствует объективной оценке активов организации и определению перспектив изменения его стоимости»[1, с.106].

Важным направлением предотвращения потери от рискованных операций может быть улучшение договорной работы, более тщательный подход к оформлению различного рода хозяйственных соглашений и контрактов. В договорах необходимо предусматривать применение санкций за их нарушение, способы возмещения понесенных убытков и решения спорных вопросов. В отдельных случаях необходимо требовать предоставления гарантий или оформления материального залога.

Одним из видов рисковой деятельности для организации является выпуск продукции с гарантией и организация ее послепродажного обслуживания. Расходы на гарантийный ремонт можно снизить путем повышения качества и надежности продукции, производимой предприятием, но это не исключает необходимости создания резерва гарантийного ремонта, хотя и может влиять на его использование [3, с. 119].

Как отмечает Э.К. Салахова [4], большинство бухгалтерских рисков связано с оценкой основных средств и нематериальных активов, материально-производственных запасов, списанием расходов будущих периодов, созданием резервов, начислением налогов и сборов, формированием финансового результата. Одной из нерешённых проблем в изучении бухгалтерских рисков является вопрос их оценки, количественного выражения. Оценка бухгалтерских рисков связана с определением абсолютной величины и относительного уровня потерь, убытков и дополнительных расходов, которые несёт организация в результате реализации соответствующих угроз.

Одним из основных направлений управления бухгалтерскими рисками автор считает «разработку системы внутреннего контроля, в которую включаются следующие процедуры: независимые проверки (аудит, ревизия, внеплановые инвентаризации ТМЦ, сверка расчетов); физические способы контроля и охраны имущества (сигнализация, видеонаблюдение, запоры,

решётки, банковские сейфы и хранилища); распределение обязанностей (двойной контроль) и система подтверждения полномочий (пароль доступа к информации, карточки для входа, право подписи документов на денежные средства и материальные ценности), документальный контроль и др.»[19,с.78].

Н.Н. Карзаева [2] отмечает, что важное значение в процессе минимизации влияния бухгалтерских рисков на формирование финансовой отчётности уделяется разработке программы повышения квалификации бухгалтерских работников, членству руководителей бухгалтерских служб в общественных профессиональных сообществах бухгалтеров и аудиторов, аттестации персонала, ротации кадров, аутсорсингу бухгалтерских услуг, т.п.

Также в последнее время большое внимание общественности уделяется профессиональному суждению, как важнейшему элементу бухгалтерской культуры. «Профессиональное суждение - это средство обеспечения достоверности финансовой отчётности и минимизации бухгалтерских рисков в условиях неопределённости, представляет собой обоснованный взгляд профессионального бухгалтера на выбор способов идентификации и отражения объективной информации о финансовом состоянии организации»[2,с.142].

В диссертационном исследовании М.В. Стафиевской [5] обобщены и систематизированы способы создания учетной информации о причинах возникновения бухгалтерского риска и оценки его возможных последствий в рамках бухгалтерского учета; разработаны формы рабочих документов для отражения полученных результатов в ходе исследования рисков, которые позволяют организовать их синтетический и аналитический учет.

Авторами предлагается создание в организациях отдельного отдела информационно-аналитического обеспечения бухгалтерского учета рисков в системе внутреннего контроля, ориентированного на риск, не увеличивая при этом количественный состав административно-управленческого персонала. В перечень работ внутреннего контроля в обязательном порядке включаются: диагностика учетной информации и идентификация рисков; осуществление аналитических процедур; контроль над исполнением решений.

Авторами разработаны специальные формы рабочих документов, которыми являются «Справка об идентификации бухгалтерских рисков, обусловленных обеспечением достоверности отчетной информации» и «Справка об идентификации бухгалтерских рисков, сопровождающих деятельность организации, принятых в бухгалтерском учете».

Основным этапом исследования рисков является проведение экономического анализа бухгалтерской отчетности и соответствующих отчетных приложений, составление пояснительной записки. Результаты анализа предлагается использовать для определения показателей в динамике

с последующим оформлением аналитических таблиц. С помощью количественных и качественных способов оценки риска определяется степень вероятности бухгалтерских рисков и их классификация, с последующим составлением матрицы бухгалтерских рисков для создания резервов на покрытие убытков от их последствий. Предлагается оценивать бухгалтерские риски по планируемым суммам убытка с учетом инфляции и роста затрат.

По мере завершения оценки бухгалтерского риска и его влияния на бухгалтерскую отчетность, рекомендуется составление документа «Заключение о целесообразности формирования резервов под бухгалтерские риски». По полученным данным составляется внутрихозяйственный «Отчет о резервах под бухгалтерские риски на отчетную дату», используемый персоналом управления для последующего контроля над исполнением решений.

Также предлагается к счету 93 «Резервы на устранение последствий бухгалтерских рисков» открытие субсчетов:

- 93-1 «Резерв под бухгалтерские риски»;

- 93-2 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей»;

- 93-3 «Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги»;

- 93-4 «Резерв по сомнительным долгам» [5].

Отдельные авторы считают искажение бухгалтерской информации и показателей отчётности следствием корпоративного мошенничества (коррупция, хищение активов и налоговые преступления). В данном случае бухгалтерский учёт используется для сокрытия истинного положения дел в компании. Искажение бухгалтерской отчётности может быть: преднамеренным (недобросовестные, результат корпоративного мошенничества) или непреднамеренным (невнимательность, халатность, некомпетентность). Поэтому минимизировать риски в данном случае предлагается путем внутреннего и внешнего контроля, а также повышение квалификации персонала [7,8].

Таким образом, основными методами минимизации бухгалтерских рисков являются внутренний и внешний аудит, повышение квалификации сотрудников, правильность формирования учетной политики, регулярное проведение ревизий и инвентаризаций, внутренний контроль, создание бухгалтерских резервов, использование методов страхования рисков, диверсификации деятельности, хеджирование.

Использованные источники: 1.Дворецкая В.В. Специальные методы и процедуры аудита отчетности, которую подготавливает специализированная организация/ В.В. Дворецкая// Учет. Анализ. Аудит. - 2016. - №1. - С.104-111.

2.Карзаева Н.Н. Риски бизнеса как показатель финансовой отчетности экономического субъекта/ Н.Н. Карзаева// Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - №12. - С.140-145.

3.Морозова Е.С. Риск-ориентированная система бухгалтерского учета коммерческого предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - №9 (119). - С.118-121.

4.Салахова Э.К. Современные проблемы управления бухгалтерскими рисками/ Э.К. Салахова, Р.З. Ильясова// Инновационная наука. - 2016. -№13. - С.76-79.

5.Стафиевская М.В. Концептуальные основы бухгалтерского учета рисков: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.12. - Нижний Новгород, 2013. - 20 с.

6.Сысоева И.В. Управленческий учет рисков в целях экономической безопасности/ И.В. Сысоева, Э.Л. Архипов, К.С. Зенцова// Науковедение. -2016. -№3(34). - С.83.

7.Проданова Н.А., Лизяева В.В., Искажение бухгалтерской отчётности как инструмент финансового злоупотребления/ Н.А. Проданова, В.В. Лизяева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/simpoz2 /101.pdf

8.Матушевская Е.А., Алексеева Л.А. Бухгалтерские риски: сущность, классифифкация и причины возникновения/ Е.А. Матушевская, Л.А.Алексеева //Таврический научный обозреватель. — 2016. — №12 (17) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tavr.science/stat/2016/12/21-Matushevskaya-Alekseeva.pdf

УДК 330.341

Аслямова Г.Р.

студент Киселева А.С. студент

3 курса, «Экономического» факультета

ФГБОУ ВО БашГАУ Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ Аннотация: в статье рассматривается индекс развития человеческого потенциала Новой Зеландии, который определяет место страны в мировом сообществе, позволяет учитывать уровень жизни населения при разработке социально-экономической политики.

Ключевые слова: индекс, развитие, человеческий потенциал, Новая Зеландия, показатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.