Научная статья на тему 'Способы коммуникации «Писатель – читатель» в современном медиапространстве'

Способы коммуникации «Писатель – читатель» в современном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
381
86
Поделиться
Ключевые слова
ПРОЗА 2000-Х / КОММУНИКАЦИЯ / АВТОРСКИЙ ИМИДЖ / AUTHOR''S IMAGE

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Маркова Татьяна Николаевна

Литература 2000-х поставлена перед необходимостью выстраивания новых стратегий по правилам проектов и презентаций. Это обстоятельство определяет существенную трансформацию коммуникативных механизмов. В условиях рынка писатель самостоятельно вырабатывает и постоянно корректирует индивидуальные формы взаимоотношения с читателем.

Forms of communication “writer – reader” in media

Literature of the 2000s is confronted with the need of building new strategies according to the rules of projects and presentations. This circumstance contemplates a significant transformation of communication mechanisms. In the context of today's market a writer independently develops and continuously adjusts individual forms of relationship with his reader.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Способы коммуникации «Писатель – читатель» в современном медиапространстве»

© Маркова Т. Н., 2013

ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 82.02 ББК Ш300.09

Т. Н. Маркова Екатеринбург, Россия

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ «ПИСАТЕЛЬ - ЧИТАТЕЛЬ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Литература 2000-х поставлена перед необходимостью выстраивания новых стратегий по правилам проектов и презентаций. Это обстоятельство определяет существенную трансформацию коммуникативных механизмов. В условиях рынка писатель самостоятельно вырабатывает и постоянно корректирует индивидуальные формы взаимоотношения с читателем.

Ключевые слова: проза 2000-х, коммуникация, авторский имидж.

T. N. Markova

Chelyabinsk, Russia

FORMS OF COMMUNICATION “WRITER - READER” IN MEDIA

Abstract. Literature of the 2000s is confronted with the need of building new strategies according to the rules of projects and presentations. This circumstance contemplates a significant transformation of communication mechanisms. In the context of today's market a writer independently develops and continuously adjusts individual forms of relationship with his reader.

Keywords: prose of the 2000s, communication, author's image.

На рубеже столетий произошло решительное изменение статуса чтения и статуса художественной литературы. Оно обусловлено рядом причин, среди которых определяющей стало разгосударствление литературы и ее вхождение в сферу рыночных отношений. Пространство рыночной литературы обозначило ценности актуальных авторских стратегий: тираж, спрос, авторский гонорар. Сюда устремляются денежные потоки и наиболее предприимчивые беллетристы. Сегодня рынок - и только он - диктует условия существования (читай: выживания) российской словесности.

Катастрофическая динамика изменений в социально-экономической и культурной областях двух последни десятилетий привела к тому, что чтение, изначально требующее уединения, сосредоточенности, погружения, интеллектуальны усилий, заняло место всего лишь одной из форм проведения досуга, увы, не самой престижной. Слишком очевидно, что для юны - клубы и дискотеки, для старши - выбор из 200 каналов телевидения явно предпочтительнее чтения. Культура XXI века приобрела отчетливо аудиовизуальный арактер и прочно утвердилась в нем.

Изменился и статус писателя. Он уже не учитель и наставник, не проповедник и «совесть эпохи», не «инженер человеческих душ», и «не больше, чем поэт», он - человек пишущий (скриптор), наблюдающий, фиксирующий, транслирующий, медитирующий, фантазирующий, играющий словом и т.д., причем количество пишущи увеличивается год от года. Так, в «Новом путеводителе по современной литературе» С. Чупринина представлено более 260 персоналий и более 30 литературных премий.

Литературный пейзаж сегодня чрезвычайно разнообразен, многолик, многостилен, многозвучен и т.п. Однако никто из сегодняшни авторов всерьез

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не претендует на лавры классиков, зато литература в целом пребывает в состоянии непререкращающего-ся - с переменной степенью напряжения - диалога с русской классической литературой. Творческое наследие Пушкина, Тургенева, Че ова, Толстого, Достоевского остается неисчерпаемым источником идей, образов, сюжетов, мотивов, жанровы моделей. В условия рынка классические модели способствуют узнаваемости, а значит, продвижению книжной новинки, но одновременно служат способом оживления классического текста, его присутствия в сегодняшней нашей жизни.

Для большинства современны писателей основной тенденцией становится движение в направлении массовой литературы. На границе экспериментальной и массовой культуры функционируют наиболее известные авторские стратегии, все активнее использующие приемы коммерческой литературы. Параметрами успе а становятся не столько реакция и оценка культурного сообщества, сколько деньги, слава, власть. И с этой точки зрения любая литературная практика может рассматриваться как авторская стратегия в конкурентной борьбе за преумножение этих ценностей [Берг 2000].

Сегодня можно говорить о ряде испытанны приемов, которые определяются сознательным выбором адресной читательской аудитории и форм личного присутствия писателя на книжном рынке и в медиапространстве как поле функционирования своих текстов. Иначе говоря, значение имеет не только удожественный текст, где автор использует различные жанровые формы, стили, повествовательные стратегии; важен выбор имиджевых практик, форм и способов самопрезентации. В этом смысле несомненный интерес представляют стратегии писательского поведения Б. Акунина, В. Пелевина Е. Гришковца, 3. Прилепина и др.

Профессиональный филолог Григорий Ч арти-швили своим проектом обозначил ту самую золотую середину, которая в европейски литература составляет основную долю книжного рынка. Как справедливо утверждает А. Ранчин, в России до него «никто не декларировал свои книги как осознанный литературный проект, не демонстрировал столь решительно, смело и откровенно собственную стратегию успеха» [Ранчин 2004]. М. Липовецкий акунинский проект рассматривает как показательный случай «массо-визации» русского литературного постмодерна.

Подчеркнем, что вопрос о принадлежности массовой беллетристике или «серьезной» литературе зачастую всего лишь вопрос позиционирования текста. А. Латынина в этой связи пишет: «Случись Григорию Ч артишвили отдать роман «Там» или «Креативщика» в толстый журнал - и он бы шел по ведомству серьезной литературы, выдвигался на премии» [Латынина 2012]. В ряд коммерческих изданий книги ставит массированная реклама. Б. Аку-нин - это, прежде всего, издательско-книготорговый эксперимент, активно использующий рекламные принципы продвижения новы проектов Ч арти-швили под новыми именами: А. Брусникин, А. Борисова.

Современное состояние словесности во многом определяется необычайно интенсивным развитием средств массовой коммуникации. И литература 2000- поставлена перед необ одимостью выстраивания новы стратегий по правилам проектов и презентаций, в термина «брендов» и «имиджей». И это не тяга к шоу-эффектам, а важный симптом, арак-теризующий существенную трансформацию коммуникативны ме анизмов.

Так, выход романа В. Маканина «Ивпуг» (2006) издательство «Гелиос» анонсировало зазывно и провокационно: «Асимметричный ответ набоковской «Лолите». Газета «Метро» мгновенно отреагировала: «Прикольный старикан, кочующий по постелям особ, годящи ся ему во внучки, вызывает сочувствие, симпатию, доверие и, наконец, неподдельный интерес. Читателя ждет несколько интри-гующи ночей». Скандальный резонанс книге был обеспечен. Но что это - только ли коммерческий ход издательства, или сознательный авторский ход?

В одном из интервью на вопрос корреспондента, есть ли искушение писать «для публики», В. Маканин уклончиво отвечает: «Так получилось. Внешне». Живой классик сетует на то, что читательские запросы сегодня упрощены, огрублены, сведены к самым простым и понятным потребностям в сильны , грубы и непосредственны ощущениях. Форма взаимодействия писателя с читателем сегодня представляется Маканину как «бартер в чистом виде. Дашь на дашь»: «Читатель очет, чтобы его “трахнули” или “пристрелили”, - пожалуйста. На первы же страница - пожалуйста. Писатель сделает, как ты очешь. Но зато и сам выскажется от души» [Маканин 2000]. В условиях рынка признанный, успешный писатель тоже поставлен перед необ одимостью коррекции собственной стратегии взаимоотношения с читателем и издателем.

Для большинства современных писателей это означает принятие характерный для рышочной литературы критериев успеха: тиражи, популярность, внимание желтой прессы и т.п. Сила притяжения celebrities culture очень велика. На этой территории оказышаются и представители так назышаемой элитарной культуры. Яркий пример - журнал «Сноб», к участию в котором быши приглашены писатели, ранее печатавшиеся в толсты литературны журналах: Л. Петрушевская, М. Шишкин, Т. Толстая, 3. Прилепин, С. Шаргунов, и др.

Как справедливо указала Н. Иванова, «Сноб» закрепляет за своими авторами статус модны писателей [Иванова 2010]. Появление нового журнала означает повышение писательски гонораров и расширение круга читателей. Для авторов это еще и приглашение в мир celebrities, о чем свидетельствуют роскошные глянцевые фотографии. Художественные достоинства текстов от этого не страдают, но по правилам продвижения в celebrities за фотосессией должна следовать информация о личной жизни писателя, кулинарных пристрастиях, светских развлечениях и т.п. Хочется надеяться, что «Сноб» - новая упаковка для серьезны авторов, приведенная в соответствие с запросами новой целевой аудитории.

Читательская аудитория 2000-х - это в большинстве Интернет-пользователи. Электронные

коммуникации наилучшим образом удовлетворяют потребности мышления нового типа, они уже приобрели настолько универсальное значение, что могут служить самым разным когнитивным стилям. Интернет, ридеры и другие электронные средства могут открыть второе ды ание и книжной культуре.

Бесспорным лидером привнесения в художественный текст компьютерны те нологий является Виктор Пелевин. Мир Интернета в его произведения является формой и способом отсылки к принципиально другим мирам, а компьютерные приемы предоставляют автору дополнительные возможности для воплощения новой концепции человека, связанной с кризисом традиционного сознания. Из текста в текст у Пелевина повторяется ситуация неравенства субъекта самому себе, которая по-разному репрезентируется в рамка использования той или иной те нологии.

В последних книгах Пелевина - «t» (2009), «Ананасная вода для прекрасной дамы» (2010), «S.N.U.F.F.» (2012) - Интернет-среда и компьютерный мир уже не столько влияют на собственно поэтику, сколько становятся привычным местом действия - даже не предметом изображения, а его фоном. Так, виртуальный по сути персонаж граф Т («t») путешествует по виртуальным ландшафтам, воспринимая и как должное. Идеальным представляется вы од за пределы логоса - в пустоту, чистое созерцание. Таким образом, комбинируя традиционные литературные стратегии и структурные элементы компьютерной виртуальности, Пелевин вовлекает в ряды читателей все новые и новые поколения, рожденные и сформировавшиеся в эпоху Интернета, одновременно способствуя обновлению удожественного языка современной литературы.

Не менее ощутимой тенденцией компьютеризации литературы 2010- является обращение литераторов к сетевому блогу. Яркий пример - книжная серия Е. Гришковца «Год жжизни» (2008), «Продолжение жжизни» (2009), «151 эпизод жжизни» (2011), «От жжизни к жизни» (2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В предисловии к первой, состоящей из записей сетевого дневника, автор пишет: «В этой книге о-рошо видно, как я осваивался в интернет-пространстве, как долго и мучительно выбирал стиль и язык высказываний в Интернете» [Гриш-ковец 2008: 5]. Книга, выстроенная таким образом, рассчитана на читательскую аудиторию, которой Гришковец давно и орошо знаком как писатель и актер. Он вступает в привычный диалог со своими сетевыми «фрэндами», как это делает актер со зрительным залом. Неслучайно, сюжет всей серии Ф. Катаев определяет как «путь развиртуализации ге-роя-рассказчика» [Катаев 2012]. И действительно, проект завершился закрытием сетевого блога на livejournal.com, обозначив ту границу интерактивности, за которую нельзя перейти, не разрушив авторской самости. Гришковец и сегодня продолжает вести дневник на персональном сайте odnovremenno.ru, но уже без возможности его комментирования интернет-пользователями.

3аметим, что движение от печатного слова к интернет-аудитории имеет место и в региональной литературе. На сегодняшний день мы можем назвать имена уральски писателей, чье творчество органично переходит в Интернет-среду. Для Большого Урала в этом смысле показательно творчество Н. Горлановой, для Южного Урала - литературная блоггерская интернет-жизнь А. Попова («Дневник директора физико-математического лицея №31 г. Челябинска») и К. Рубинского («Разыскание существа»).

Литературная известность ряда писателей поддерживается и общественно-политической активность, как-то: авторство проекта «Гражданин поэт» и участие в митинге на Болотной площади критика, телеведущего, колумниста, поэта и прозаика Дмитрия Быкова или участие в боевы действия в Чечне и работа в нижегородском отделении НБП 3а ара Прилепина, молодого писателя, удостоенного ряда крупнейши литературны премий, востребованного и читаемого. Пресловутое нацбольство Прилепи-на отнюдь не следствие подпольности натуры, а проявление чувства стыда за Россию, богатую,

сильную и при этом прозябающую в ничтожестве. А его проза вызывает желание жить и дышать полной грудью, она переполнена счастьем, радостным удивлением перед собственным существованием и возможностями, которые оно открывает (читайте повесть «Грех»).

Подводя итоги, перечислим некоторые из отчетливо обозначивши ся авторски стратегий 2010- : это книгоиздательские проекты, участие в глянцевы журнала , различные имиджевые практики, общественно-политическая активность, непременное присутствие в интернет-пространстве в форме авторски сайтов, литературны блогов, твиттеров и т.п.

Предпринятый анализ коммуникативны ме а-низмов и способов достижения признания современными российскими писателями свидетельствует о том, что никакой универсальной, беспроигрышной стратегии успе а в литературе не существует. В условия рынка каждый поставлен перед необ оди-мостью выработки и постоянной коррекции собственной, индивидуальной стратегии взаимоотношения с читателем. А игра в поддавки всегда сопряжена с определенным риском.

ЛИТЕРАТУРА

Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. - М., 2000. -352 с.

Богуславская О. Селебритиз и поклонники // Знамя. 2011. № 3. С. 209-213.

Гришковец Е. Год жжизни. - М., 2008. - 317 с.

Иванова Н. Дорогое удовольствие // Знамя. 2010. № 11. С. 183-189.

Катаев Ф. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике (1990-2000-е годы): автореф. дис... канд. филол. наук. - Пермь, 2012. - 18 с.

Латынина А. «Так смеется маска маске»: Борис Акунин и проект «Авторы» // Новый мир. 2012. N° 6. С. 172-181.

Липовецкий М. ПМС (постмодернизм сегодня) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://т^а2ше8. russ.rU/znamia/2002/5/lipov.html.

Маканин В. Интервью А. Солнцевой с писателем // Время новостей. 2000. N° 148. 17 окт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маркова Т. Компьютерные технологии и компьютерные приемы в новейшей русской прозе // Филологический класс. 2009. № 21. С. 17-19.

Ранчин А. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четыре глава с предуведомлением, лирическим отступлением и эпилогом // НЛО. 2004. № 67. С. 235-267.

Данные об авторе

Маркова Татьяна Николаевна - доктор филологически наук, профессор, заведующий кафедрой литературы и методики преподавания литературы Челябинского государственного педагогического университета (Челябинск). Адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69.

E-mail: makavelli@hotmail.ru

About the author

Markova Tatiana Nikolaevna is a Doctor of Philology, Professor of the Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk).