© Маркова Т. Н., 2013
ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
УДК 82.02 ББК Ш300.09
Т. Н. Маркова Екатеринбург, Россия
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ «ПИСАТЕЛЬ - ЧИТАТЕЛЬ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. Литература 2000-х поставлена перед необходимостью выстраивания новых стратегий по правилам проектов и презентаций. Это обстоятельство определяет существенную трансформацию коммуникативных механизмов. В условиях рынка писатель самостоятельно вырабатывает и постоянно корректирует индивидуальные формы взаимоотношения с читателем.
Ключевые слова: проза 2000-х, коммуникация, авторский имидж.
T. N. Markova
Chelyabinsk, Russia
FORMS OF COMMUNICATION “WRITER - READER” IN MEDIA
Abstract. Literature of the 2000s is confronted with the need of building new strategies according to the rules of projects and presentations. This circumstance contemplates a significant transformation of communication mechanisms. In the context of today's market a writer independently develops and continuously adjusts individual forms of relationship with his reader.
Keywords: prose of the 2000s, communication, author's image.
На рубеже столетий произошло решительное изменение статуса чтения и статуса художественной литературы. Оно обусловлено рядом причин, среди которых определяющей стало разгосударствление литературы и ее вхождение в сферу рыночных отношений. Пространство рыночной литературы обозначило ценности актуальных авторских стратегий: тираж, спрос, авторский гонорар. Сюда устремляются денежные потоки и наиболее предприимчивые беллетристы. Сегодня рынок - и только он - диктует условия существования (читай: выживания) российской словесности.
Катастрофическая динамика изменений в социально-экономической и культурной областях двух последни десятилетий привела к тому, что чтение, изначально требующее уединения, сосредоточенности, погружения, интеллектуальны усилий, заняло место всего лишь одной из форм проведения досуга, увы, не самой престижной. Слишком очевидно, что для юны - клубы и дискотеки, для старши - выбор из 200 каналов телевидения явно предпочтительнее чтения. Культура XXI века приобрела отчетливо аудиовизуальный арактер и прочно утвердилась в нем.
Изменился и статус писателя. Он уже не учитель и наставник, не проповедник и «совесть эпохи», не «инженер человеческих душ», и «не больше, чем поэт», он - человек пишущий (скриптор), наблюдающий, фиксирующий, транслирующий, медитирующий, фантазирующий, играющий словом и т.д., причем количество пишущи увеличивается год от года. Так, в «Новом путеводителе по современной литературе» С. Чупринина представлено более 260 персоналий и более 30 литературных премий.
Литературный пейзаж сегодня чрезвычайно разнообразен, многолик, многостилен, многозвучен и т.п. Однако никто из сегодняшни авторов всерьез
не претендует на лавры классиков, зато литература в целом пребывает в состоянии непререкращающего-ся - с переменной степенью напряжения - диалога с русской классической литературой. Творческое наследие Пушкина, Тургенева, Че ова, Толстого, Достоевского остается неисчерпаемым источником идей, образов, сюжетов, мотивов, жанровы моделей. В условия рынка классические модели способствуют узнаваемости, а значит, продвижению книжной новинки, но одновременно служат способом оживления классического текста, его присутствия в сегодняшней нашей жизни.
Для большинства современны писателей основной тенденцией становится движение в направлении массовой литературы. На границе экспериментальной и массовой культуры функционируют наиболее известные авторские стратегии, все активнее использующие приемы коммерческой литературы. Параметрами успе а становятся не столько реакция и оценка культурного сообщества, сколько деньги, слава, власть. И с этой точки зрения любая литературная практика может рассматриваться как авторская стратегия в конкурентной борьбе за преумножение этих ценностей [Берг 2000].
Сегодня можно говорить о ряде испытанны приемов, которые определяются сознательным выбором адресной читательской аудитории и форм личного присутствия писателя на книжном рынке и в медиапространстве как поле функционирования своих текстов. Иначе говоря, значение имеет не только удожественный текст, где автор использует различные жанровые формы, стили, повествовательные стратегии; важен выбор имиджевых практик, форм и способов самопрезентации. В этом смысле несомненный интерес представляют стратегии писательского поведения Б. Акунина, В. Пелевина Е. Гришковца, 3. Прилепина и др.
Профессиональный филолог Григорий Ч арти-швили своим проектом обозначил ту самую золотую середину, которая в европейски литература составляет основную долю книжного рынка. Как справедливо утверждает А. Ранчин, в России до него «никто не декларировал свои книги как осознанный литературный проект, не демонстрировал столь решительно, смело и откровенно собственную стратегию успеха» [Ранчин 2004]. М. Липовецкий акунинский проект рассматривает как показательный случай «массо-визации» русского литературного постмодерна.
Подчеркнем, что вопрос о принадлежности массовой беллетристике или «серьезной» литературе зачастую всего лишь вопрос позиционирования текста. А. Латынина в этой связи пишет: «Случись Григорию Ч артишвили отдать роман «Там» или «Креативщика» в толстый журнал - и он бы шел по ведомству серьезной литературы, выдвигался на премии» [Латынина 2012]. В ряд коммерческих изданий книги ставит массированная реклама. Б. Аку-нин - это, прежде всего, издательско-книготорговый эксперимент, активно использующий рекламные принципы продвижения новы проектов Ч арти-швили под новыми именами: А. Брусникин, А. Борисова.
Современное состояние словесности во многом определяется необычайно интенсивным развитием средств массовой коммуникации. И литература 2000- поставлена перед необ одимостью выстраивания новы стратегий по правилам проектов и презентаций, в термина «брендов» и «имиджей». И это не тяга к шоу-эффектам, а важный симптом, арак-теризующий существенную трансформацию коммуникативны ме анизмов.
Так, выход романа В. Маканина «Ивпуг» (2006) издательство «Гелиос» анонсировало зазывно и провокационно: «Асимметричный ответ набоковской «Лолите». Газета «Метро» мгновенно отреагировала: «Прикольный старикан, кочующий по постелям особ, годящи ся ему во внучки, вызывает сочувствие, симпатию, доверие и, наконец, неподдельный интерес. Читателя ждет несколько интри-гующи ночей». Скандальный резонанс книге был обеспечен. Но что это - только ли коммерческий ход издательства, или сознательный авторский ход?
В одном из интервью на вопрос корреспондента, есть ли искушение писать «для публики», В. Маканин уклончиво отвечает: «Так получилось. Внешне». Живой классик сетует на то, что читательские запросы сегодня упрощены, огрублены, сведены к самым простым и понятным потребностям в сильны , грубы и непосредственны ощущениях. Форма взаимодействия писателя с читателем сегодня представляется Маканину как «бартер в чистом виде. Дашь на дашь»: «Читатель очет, чтобы его “трахнули” или “пристрелили”, - пожалуйста. На первы же страница - пожалуйста. Писатель сделает, как ты очешь. Но зато и сам выскажется от души» [Маканин 2000]. В условиях рынка признанный, успешный писатель тоже поставлен перед необ одимостью коррекции собственной стратегии взаимоотношения с читателем и издателем.
Для большинства современных писателей это означает принятие характерный для рышочной литературы критериев успеха: тиражи, популярность, внимание желтой прессы и т.п. Сила притяжения celebrities culture очень велика. На этой территории оказышаются и представители так назышаемой элитарной культуры. Яркий пример - журнал «Сноб», к участию в котором быши приглашены писатели, ранее печатавшиеся в толсты литературны журналах: Л. Петрушевская, М. Шишкин, Т. Толстая, 3. Прилепин, С. Шаргунов, и др.
Как справедливо указала Н. Иванова, «Сноб» закрепляет за своими авторами статус модны писателей [Иванова 2010]. Появление нового журнала означает повышение писательски гонораров и расширение круга читателей. Для авторов это еще и приглашение в мир celebrities, о чем свидетельствуют роскошные глянцевые фотографии. Художественные достоинства текстов от этого не страдают, но по правилам продвижения в celebrities за фотосессией должна следовать информация о личной жизни писателя, кулинарных пристрастиях, светских развлечениях и т.п. Хочется надеяться, что «Сноб» - новая упаковка для серьезны авторов, приведенная в соответствие с запросами новой целевой аудитории.
Читательская аудитория 2000-х - это в большинстве Интернет-пользователи. Электронные
коммуникации наилучшим образом удовлетворяют потребности мышления нового типа, они уже приобрели настолько универсальное значение, что могут служить самым разным когнитивным стилям. Интернет, ридеры и другие электронные средства могут открыть второе ды ание и книжной культуре.
Бесспорным лидером привнесения в художественный текст компьютерны те нологий является Виктор Пелевин. Мир Интернета в его произведения является формой и способом отсылки к принципиально другим мирам, а компьютерные приемы предоставляют автору дополнительные возможности для воплощения новой концепции человека, связанной с кризисом традиционного сознания. Из текста в текст у Пелевина повторяется ситуация неравенства субъекта самому себе, которая по-разному репрезентируется в рамка использования той или иной те нологии.
В последних книгах Пелевина - «t» (2009), «Ананасная вода для прекрасной дамы» (2010), «S.N.U.F.F.» (2012) - Интернет-среда и компьютерный мир уже не столько влияют на собственно поэтику, сколько становятся привычным местом действия - даже не предметом изображения, а его фоном. Так, виртуальный по сути персонаж граф Т («t») путешествует по виртуальным ландшафтам, воспринимая и как должное. Идеальным представляется вы од за пределы логоса - в пустоту, чистое созерцание. Таким образом, комбинируя традиционные литературные стратегии и структурные элементы компьютерной виртуальности, Пелевин вовлекает в ряды читателей все новые и новые поколения, рожденные и сформировавшиеся в эпоху Интернета, одновременно способствуя обновлению удожественного языка современной литературы.
Не менее ощутимой тенденцией компьютеризации литературы 2010- является обращение литераторов к сетевому блогу. Яркий пример - книжная серия Е. Гришковца «Год жжизни» (2008), «Продолжение жжизни» (2009), «151 эпизод жжизни» (2011), «От жжизни к жизни» (2012).
В предисловии к первой, состоящей из записей сетевого дневника, автор пишет: «В этой книге о-рошо видно, как я осваивался в интернет-пространстве, как долго и мучительно выбирал стиль и язык высказываний в Интернете» [Гриш-ковец 2008: 5]. Книга, выстроенная таким образом, рассчитана на читательскую аудиторию, которой Гришковец давно и орошо знаком как писатель и актер. Он вступает в привычный диалог со своими сетевыми «фрэндами», как это делает актер со зрительным залом. Неслучайно, сюжет всей серии Ф. Катаев определяет как «путь развиртуализации ге-роя-рассказчика» [Катаев 2012]. И действительно, проект завершился закрытием сетевого блога на livejournal.com, обозначив ту границу интерактивности, за которую нельзя перейти, не разрушив авторской самости. Гришковец и сегодня продолжает вести дневник на персональном сайте odnovremenno.ru, но уже без возможности его комментирования интернет-пользователями.
3аметим, что движение от печатного слова к интернет-аудитории имеет место и в региональной литературе. На сегодняшний день мы можем назвать имена уральски писателей, чье творчество органично переходит в Интернет-среду. Для Большого Урала в этом смысле показательно творчество Н. Горлановой, для Южного Урала - литературная блоггерская интернет-жизнь А. Попова («Дневник директора физико-математического лицея №31 г. Челябинска») и К. Рубинского («Разыскание существа»).
Литературная известность ряда писателей поддерживается и общественно-политической активность, как-то: авторство проекта «Гражданин поэт» и участие в митинге на Болотной площади критика, телеведущего, колумниста, поэта и прозаика Дмитрия Быкова или участие в боевы действия в Чечне и работа в нижегородском отделении НБП 3а ара Прилепина, молодого писателя, удостоенного ряда крупнейши литературны премий, востребованного и читаемого. Пресловутое нацбольство Прилепи-на отнюдь не следствие подпольности натуры, а проявление чувства стыда за Россию, богатую,
сильную и при этом прозябающую в ничтожестве. А его проза вызывает желание жить и дышать полной грудью, она переполнена счастьем, радостным удивлением перед собственным существованием и возможностями, которые оно открывает (читайте повесть «Грех»).
Подводя итоги, перечислим некоторые из отчетливо обозначивши ся авторски стратегий 2010- : это книгоиздательские проекты, участие в глянцевы журнала , различные имиджевые практики, общественно-политическая активность, непременное присутствие в интернет-пространстве в форме авторски сайтов, литературны блогов, твиттеров и т.п.
Предпринятый анализ коммуникативны ме а-низмов и способов достижения признания современными российскими писателями свидетельствует о том, что никакой универсальной, беспроигрышной стратегии успе а в литературе не существует. В условия рынка каждый поставлен перед необ оди-мостью выработки и постоянной коррекции собственной, индивидуальной стратегии взаимоотношения с читателем. А игра в поддавки всегда сопряжена с определенным риском.
ЛИТЕРАТУРА
Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. - М., 2000. -352 с.
Богуславская О. Селебритиз и поклонники // Знамя. 2011. № 3. С. 209-213.
Гришковец Е. Год жжизни. - М., 2008. - 317 с.
Иванова Н. Дорогое удовольствие // Знамя. 2010. № 11. С. 183-189.
Катаев Ф. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике (1990-2000-е годы): автореф. дис... канд. филол. наук. - Пермь, 2012. - 18 с.
Латынина А. «Так смеется маска маске»: Борис Акунин и проект «Авторы» // Новый мир. 2012. N° 6. С. 172-181.
Липовецкий М. ПМС (постмодернизм сегодня) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://т^а2ше8. russ.rU/znamia/2002/5/lipov.html.
Маканин В. Интервью А. Солнцевой с писателем // Время новостей. 2000. N° 148. 17 окт.
Маркова Т. Компьютерные технологии и компьютерные приемы в новейшей русской прозе // Филологический класс. 2009. № 21. С. 17-19.
Ранчин А. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четыре глава с предуведомлением, лирическим отступлением и эпилогом // НЛО. 2004. № 67. С. 235-267.
Данные об авторе
Маркова Татьяна Николаевна - доктор филологически наук, профессор, заведующий кафедрой литературы и методики преподавания литературы Челябинского государственного педагогического университета (Челябинск). Адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69.
E-mail: [email protected]
About the author
Markova Tatiana Nikolaevna is a Doctor of Philology, Professor of the Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk).