Научная статья на тему 'Писатель в блоге. Заметки об авторской субъективности'

Писатель в блоге. Заметки об авторской субъективности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
405
81
Поделиться
Ключевые слова
АВТОР / БИОГРАФИЧЕСКИЙ АВТОР / ВИРТУАЛЬНЫЙ АВТОР / АВТОР-ТВОРЕЦ / ПИСАТЕЛЬСКИЕ БЛОГИ / WRITER’S BLOG

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова Т. О.

В статье исследуется позиция автора в писательском блоге, предпринята попытка рассмотреть категорию автора применительно к репрезентации автора в пространстве Интернета. Анализируются блоги Е.Гришковца и Б.Акунина с точки зрения соотношения биографического и художественного в их текстах.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Максимова Т. О.

Writer in a blog. Supervision about author''s subjectivity

The article studies the position of an author in a writer’s blog, makes an attempt to consider the category of the author in reference to the representation of the author on the Internet. The blogs of E. Grishkovets and B. Akunin are analyzed from the point of view of the ratio of biography and fiction in their texts.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Писатель в блоге. Заметки об авторской субъективности»

Драфт: молодая наука

Т.О. МАКСИМОВА (г. Пермь, Россия)

УДК 821.161.1 ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,2.14

ПИСАТЕЛЬ В БЛОГЕ.

Заметки об авторской субъективности

Аннотация. В статье и сследуется пози ция автора в пи сательском блоге, предпри нята попытка рассмотреть категори ю автора при мени тельно к репрезентации автора в пространстве Интернета. Анализируются блоги Е.Гри шковца и Б.Акуни на с точки зрения соотношени я би ографи ческого и художественного в их текстах.

Ключевые слова: автор, биографический автор, виртуальный автор, автор-творец. п сательск е блог .

Сегодня можно говорить о блогосфере как новой форме существования литературы. Современные писатели активно осваивают Интернет-пространство. В частност и, создают свои странички в «Живом Журнале» (ЖЖ) и становятся активными блоггерами. В отечественной блогосфере большой популярностью пользуются ЖЖ Е. Гришковца, Т. Толстой, Н. Горлановой, М. Бару, И. Куберского, А. Кнышева, Славы Сэ. Наи более активно работающие зарубежные писатели-блоггеры: Пауло Коэльо, Бернард Вербер, Джордж Р.Р. Мартин.

Соц олог ф лолог , зан мающ еся зучен ем блогосферы, определяют блог как «персональный веб-сайт, который содерж т, главным образом, заметки и новости. Он регулярно обновляется, ведется в форме л чного дневн ка, доступного для комментар ев друг м пользователям нтернета, больш нство матер алов разделено по рубрикам, обычно создается и поддерживается одним человеком» [Давыдов 2008: 92] и как «синтез основных эпистолярных жанров -дневников и личных писем» [Колезев 2010: С.134.].

Не збежно встает вопрос: отл чается л автор «бумажного» текста от автора в ртуального текста? Изменяет л новая форма бытования текста (в частности, экран) сам состав категории «автор»? Задача настоящей стать состо т в том, чтобы сопостав ть образ автора, создающего свои произведения на бумаге, с авторской субъктностью в ртуального автора, автора-блоггера. Для этого необход мо сумм -ровать л тературоведческ е подходы о проблемах автора.

Проблемой автора в л тературоведен в разное время зан мал сь Б.О. Корман, В. Шмид, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, В.В. Виноградов и мног е друг е. Их подходы обобщенно вошл в учебн к «Введен е в

Драфт: молодая наука

литературоведение» 2006 г. под редакцией Л.В. Чернец. Чернец рассматривает категорию «автор» в нескольких ипостасях: «1) автор биографический - личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической, исторической реальности; 2) автор-творец, создатель словесно-художественных произведений, мастер слова, “эстетически деятельный субъект” (М.М. Бахтин) и 3) автор во внутритекстовом воплощении, имплицитный автор, его более или менее внятные проявлен я в самой структуре словесно-художественного текста, разнов дно-сти его внутритекстового бытия» [Прозоров 2006: 67-68].

Возьмем эту типологию за основу нашего исследования и попытаемся пр мен ть эт категор в сследован поз ц автора в бло-госфере. Обратимся главным образам к блогам Е. Гришковца и Б. Акунина. М.А. Черняк считает, что «книги Е. Гришковца “Год ЖЖизни” и “Продолжение ЖЖизни” - показательный пример постепенного превращения блога в литературный жанр» [Черняк 2011: 42]. А.В. Соловьев отмечает: «благодаря развитию и распространению “живых журналов” (live journal) и их разновидностей “маленький человек” стал автором. Родился новый жанр - книга-блог» [Соловьев 2009: 98]. И тут же приводит в качестве примера книгу «Год жжизни» Евген я Гр шковца, в основан е которой легл блоговые зап с п са-теля. Бор с Акун н также спользовал посты своего ж вого журнала для создания одноименной книги «Любовь к истори и». Т. А. Снигирева и А.В. Снигирев выяснили, что «по состоянию на 15 марта 2013 года ЖЖ “Любовь к стор ” Б. Акун на зан мает 12 место в общем рей-ти нге пользователей, не входя в топ-10, но значительно опережая друг е аккаунты, созданные п сателям , в том ч сле Е. Гр шковцом, Славой Эс, и Верой Полозковой» [Снигирева, Снигирев 2013: 199].

Писательские блоги неоднородны по своему содержанию. На се-годняшн й момент можно говор ть, что блог включает в себя следу-ющ е речевые (в терм нолог М.М. Бахт на) жанры: анекдоты; афо-р змы; мысл , наблюден я, размышлен я автора; чуж е ц таты; устные стор ; подслушанные высказыван я разговоры; ст х , порой хокку. Также включаются, например, ссылки писателей на собственные интервью, рецензии и т.д.; фото (Н. Горланова, помимо того, что п шет прозу, еще р сует карт ны, фотограф которых выкладывает в своем ЖЖ; М. Бару выставляет в блоге свои самые удачные снимки); музыку (Е. Гришковец размещает в «Одновременно .com» треки, запи -санные м совместно с группой «Б гуд » груз нск м музыкантом Мгзавреб ).

Проанализировав функциональное предназначение писательских ЖЖ, мы условно подел л х на два основных т па:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Драфт: молодая наука

- блоги, представляющие собой черновик книжного текста;

- блоги как современная форма бытования классических писательских дневников и записных книжек.

К первому типу можно отнести дневник Е. Гришковца «Одновре-менно.сот», записи из которого «перешли» в книжные издания: 2008 -«Год жжизни», 2009 - «Продолжение жжизни», 2011 - «151 эпизод жжизни», 2012 - «От жжизни к жизни» и 2013 г. - «Почти рукописная жизнь». Подчеркнем, что по смыслу и содержанию ЖЖ и книги равноценны: «бумажные» тексты представляет собой посты блога. Основные отл ч я прослеж ваются на уровне ст ля с нтакс са. Есл в ЖЖ ст ль пр бл жен к разговорному, то в кн гах мы в д м, что текст претерпел л тературную обработку на всех языковых уровнях. Гр шковец п шет во введении к «Году жизни»: «У книги всё-таки другие задачи, чем у Интернет-дневника. То, что вы держите в руках, прошло обработку как временем, так редактором. Как н странно, но мне нтересно было проч тать эту книгу. На бумаге всё выглядит иначе. Очень многое вспомнилось. Очень многое захотелось дополнить или уточнить. Но всё-таки эта книга почти документ. А такие документы править или дополнять нельзя» [Гришковец 2008: 5]. В результате получается что-то вроде новой повести / романа, в которой уже нет конкретных чисел и дат, но при этом сохраняется событийная документальность и фактографичность.

Б. Акунин записи из своего блога «Любовь к истории» также использует для создан я бумажного вар анта / кн г . Но в то же самое время он выкладывает в в ртуальное пространство накопленный ранее материал (исторические факты, детали), то, что предназначалось для будущ х кн г, но по как м-то пр ч нам не вошло, не помест лось в н х. Автор как бы перенос т зап с з своей обычной зап сной п са-тельской кни жки в электронную записную книжку.

Т.А. и А.В. Снигиревы в статье «Борис Акунин “Любовь к истории”: между книгой и блогом» дают сопоставительный анализ книги и блога Акун на, делая акцент на структуру, содержательную сторону в зуальную составляющую. Л тературоведы, обращающ еся к феномену блога, в основном сследуют его жанровые особенност , ст л -стику, язык. Осуществляя сравнение блога с дневниками и записными книжками, исследователи не рассматривают природу автора. На наш же взгляд, со сменой п сательск м текстом среды бытован я про сходят зменен я с сам м создателем про зведен я. Категор я «автор» станов тся центральной в блогосфере.

Б.О. Корман, напр мер, сследует проблему автора в эпосе, л -р ке драме, соотнос т друг с другом реальные художественные

Драфт: молодая наука

биографии писателей. Но как же быть с записными книжками, дневни -ками и тем более с писательскими блогами ? В них проблема соотношения реального (биографического) и художественного (концептуального) автора стоит особо остро.

Во-первых, в биографиях, автобиографиях, мемуарах, дневниках, исповедях, записных книжках вообще более отчетливо, чем в художественной л тературе, проступает л чность автора. Во-вторых, п сате-ли-блоггеры, как правило, даже настаивают на том, что в их случае все события реальны и подлинны, биографический автор равен герою. Это дост гается веден ем зап сей (соответств е каждого поста определенной дате), претендующ х на б ограф чность, фактограф чность документализм. Автор в блоге также создает свою биографию. А поскольку «в автобиографии активность субъекта прежде всего направлена на себя самого» [Абашева 2001: 217], необходимо пристально рассмотреть авторскую субъектность п сателя-блоггера.

Авторская субъектность представляет собой сложный сплав б о-граф ческо-художественного творен я. Нек й субъект отб рает в соответствии со своими психологическими, философскими и эстетиче-ск м взглядам ж зненный матер ал , спользуя разл чные художественные приемы, языковые средства выразительности, создает свой поэт ческ й м р. Это пр мен мо к п сательск м блогам, несмотря на то, что в них герой, биографический автор и автор-творец представлены в одном лице, а сюжет автобиографичен. События собственной ж зн п сатель часто кладет в основу сюжета про зведен я. Б. Корман отмечает, что «при создании художественного образа автора зменен я могут коснуться не только внешн х данных, но внутреннего облика, душевного типа, эмоционального строя» [Корман 1972: 15]. Следовательно, мы не можем быть уверенными в том, что писатель-блоггер не грает с ч тателем, не надевает л тературную маску, что он искренен и честен в своих чувствах и эмоциях, как это бывает в л чных дневн ках зап сных кн жках, не предназначенных для прочтен я друг м л цам публ кац . Блоггер значально настроен на д алог, его посты ведутся здесь сейчас, он создаются для тех, кто уже вступ л с н м в в ртуальный разговор.

Е. Гришковец в своем ЖЖ «Одновременно.еош», создавая черновики будущих книг, ведет диалог с читателями и создает свою биографию: «Сегодня 21 августа. Ровно 15 лет назад мы приехали в Калининград на постоянное место ж тельства. С этого дня началась другая география и совершенно новый этап моей жизни» [Гри шковец 2013]. Блог Гр шковца несомненно б ограф чен, он отражает реальные со-быт я: «Сегодня понял, что почт две недел не пр касался к дневн -

Драфт: молодая наука

ку. Были очень шебутные дни. Побывал и провёл творческий вечер в Тель-Ави ве, на сцене, на которой два года не был, потом прилетел в Москву и провёл творческий вечер в Доме актёра» [Гришковец 2013]. Гришковец сознательно и широко использует форму автобиографии в своем ЖЖ. Оно и понятно, «автор в биографии наиболее близок к герою ее, он как бы могут обменяться местам , поэтому-то возможно персональное совпаден е героя автора за пределам художественного целого. Биографическая ценность может организовать не только рассказ о ж зн другого, но переж ван е самой ж зн рассказ о своей ж зн , может быть формой осознан я, в ден я высказыван я собственной жизни» [Бахтин 1986: 140-141]. С другой стороны, если взглянуть на назван я кн г, основанных на блоге Гр шковца, то можно прослед ть определенный авторск й замысел, путешеств е п сате-ля от ЖЖ к рукописи. У Б. Акунина тоже прослеживается изначальный замысел создания блога, вынесенный в название - «Любовь к истории ». В отличие от Гришковца, он не пишет свою биографию, его интересуют чужие биографии - биографии других людей / исторических личностей, биографии вещей. Акунин ведет речь о военноначаль-никах, генералах, политиках, принцах, оружии и кладах. Временные и пространственные рамк расш рены. Акун нск й блог - своеобразная маш на времен , с легкостью пересекающая гран цы между ант чно-стью современностью, средневековьем эпохой Возрожден я. Натыкаясь на какую-н будь ант кварную вещь, п сатель тут же пр -думывает ей стор ю. Вот, к пр меру, о самурайском мече:

На кли нке кроме казенного “Да здравствует и мператор!” стои т дата, 15-й год Сёва (1940) и имя “Сато Котаро”. Я читаю этот меч, как открытую кни гу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Котаро Сато: мальчик из бедной, простой семьи - вероятно, крестьянской (городск е парн не очень-то рвал сь в оф церск е школы). Очень маленького роста (сабля короче стандарта). На выпуск получил от гордых и счастли вых роди телей в подарок парадный меч... [...]

Может быть, конечно, я всё это нафантазировал - не имеет значения. Важно, что этот предмет будоражит воображение и дедукцию [Аку-ни н 2013].

В итоге Б.Акунин в своем блоге выступает творцом биографий стар нных вещей, автором-повествователем. Его воображен е грает с судьбам вещей, людей, д наст й. О себе он говор т вскользь, называя себя рефлексирующим эгоистом, но при этом отмечает: «.я хочу быть в мире с самим собой» [Акунин 2013]. Изредка делится своими воспом нан ям о детстве, отце, друзьях товар щах, оп сывает свой

Драфт: молодая наука

каб нет, повествует об обстоятельствах пр обретен я люб мой ант -кварной вещ цы. Автор б ограф ческ й предпоч тает наход ться в тен сво х вещей, он весьма скромен учт в: «прошу прощен я, есл зобретаю велос пед, как это со мной ногда случается», « зв н те за изжеванное выражение» [Акунин 2013]. Первую скрипку в блоге Аку-ни на и грает автор-творец - своеобразная маска. Григорий Шалвович Чхартишвили (настоящее имя писателя) любит прятаться за чужими менам . У него не од н псевдон м, кроме Бор са Акун на, есть еще Анна Бор сова, Анатол й Брусн к н. Чхарт шв л неулов м многоли к. Но скромное «Я» время от времени проби вается через голос истори и. То он вспоминает: «однажды, лет двадцать назад, я пристал к отцу с ножом к горлу.», то признается, что «у меня есть собственное предположение, которое я изложил устами леди Эстер в “Азазеле” и устами монашки Пелагии в “Белом бульдоге”» [Акунин 2013]. Истинное лицо проглядывает, когда Чхартишвили говорит о политике: «Серьезная претенз я к Навальному у меня, собственно, была одна: его склонность к националистической риторике и, в особенности, отношен е к пресловутому “Русскому маршу”. Для меня участ е в “Русском марше” - пр знак профнепр годност для человека, претендующего на роль л дера демократ ческой оппоз ц . В переводе на сущностный язык мой вопрос к Навальному означал бы: “Год тесь вы нам в лидеры или нет?”» [Акунин 2013]. От своего ли ца автор вступает в комментах в дискуссию с читателями.

В процессе создан я блога, так м образом, мы наблюдаем постоянную игру, когда автобиографическое начало смешивается с собственно художественным. Автобиографические факты легко превращаются в литературные. Отчасти это игровое отношение к тексту сти -мул ровано пр родой постмодерн стского автора в целом. По мнен ю Фуко, «письмо есть игра знаков, упорядоченная не столько своим означаемым содержанием, сколько самой природой означающего; но это означает то, что регулярность п сьма все время подвергается спытан ю со стороны сво х гран ц; п сьмо беспрестанно преступает переворач вает регулярность, которую оно пр н мает которой оно грает; п сьмо развертывается как гра, которая нем нуемо дет по ту сторону сво х прав л переход т так м образом вовне. В случае п сьма суть дела состо т не в обнаружен л в превознесен самого жеста писать; речь идет не о пришпиливании некоего субъекта в языке, - вопрос сто т об открыт некоторого пространства, в котором п шущ й субъект не перестает счезать» [Фуко 1996].

По Барту, на смену автору пр ход т некто «скр птор», который «рождается одновременно с текстом, у него нет н какого быт я до

Драфт: молодая наука

вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом; остается только одно время - время речевого акта, и всякий текст вечно пишется здесь и сейчас» [Барт 1994: 389.]. В случае блога действуют правила виртуального общения (реги -страция блога, дискурсивные установки, привычные для пользователей сети): автор существует до и вне текста/письма и сам рождает текст здесь сейчас, благодаря в том ч сле повествован ю от первого лица. В художественном же произведени и, в частности в романе, «который выступает как повествование рассказчика, местоимение первого л ца, настоящее время зъяв тельного наклонен я, знак локал -зации никогда не отсылают в точности ни к писателю, ни к моменту, когда он п шет, н к самому жесту его п сьма; он отсылают к некоторому alter еgо, причем между ним и писателем может быть более или менее знач тельная д станц я, зменяющаяся по мере самого развер-тыван я про зведен я. Было бы равным образом неверно скать автора как в направлении реального писателя, так и в направлении этого фиктивного говорящего; функция-автор осуществляется в самом рас-щеплени и,- в этом разделении и в этой дистанци и» [Фуко 1996].

Но главное отличие автора в Интернете от автора «бумажного» -установка на интерактивность. Он находится в постоянном диалоге с ч тателем, поскольку блог предполагает комментар друг х пользователей. Новый смысл обретают слова Барта о ч тателе как конструкторе текста: «Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до ед ной ц таты, з которых слагается п сьмо; текст обретает ед н-ство не в про схожден своем, а в предназначен , только предназначение это не личный адрес; читатель - это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст» [Фуко 1996].

Текст в блоге становится монтажом различных голосов. Так, Т. Толстая использовала свой блог в качестве сборника-цитатника. Ее посты представлял собой, как прав ло, ссылк на тексты друг х, менее звестных авторов, реценз на эт тексты, ссылк на сво нтервью на кулинарные рецепты, фотографии репродукций и старых газет. С недавн х пор звестная п сательн ца стала геро ней собственного блога, заполняя посты анекдот ческ м автоб ограф ческ м с туац ям , бытовыми наблюдениями, воспоминаниями: «Умер N. У меня с ним было что-то вроде фл рта, гроз вшего перейт , но так не перешедшего в роман; он надеялся, я же зачем-то водила его за нос. Мне было 19 лет, и мне казалось, что это, в общем, весело, хотя и немного опасно: еще прилипнет и не отлипнет» [Толстая 2013]. Т.е. Т. Толстая стала вест свой блог по тем же прав лам, что друг е звестные п сател .

Драфт: молодая наука

В блоге актуализируются и усиливаются и другие особенности современного письма: обрывочность, осколочность, отсутствие сюжета, клиповость. Справедливо замечено A.A. Житеневым: «мультиме-дийность и интерактивность блога, а также ограниченная емкость постовых записей программируют новый тип художественной прозы. Прозаический текст, созданный на основе блога, выстраивается как поисковый, обладающий характером интегрирующего метатекста, активно использующи й механизмы перформативности. Неся в себе такие родовые черты «прозы поэта», как фрагментарность, бессюжетность и монтажность, он переводит все эти признаки в новое качество, поскольку создает новую модель отношения автора и реальности, автора и читателя» [Житенев 2011: 135].

Можно предположить, что «бесформенность» записей форми -рует новый т п повествован я, новый т п авторства, порожденный функционированием текста в компьютерной среде. Виртуальный автор несет в себе черты автора, создающего тексты на бумаге. Но в то же время писатель-блоггер - представитель интернет-эпохи, элемент информационного общества. Писатель-блоггер - это новый тип повествователя / виртуального автора, открытого для диалога с чи -тателем, скренне повествующего о своей ж зн , творящего сво тексты на глазах ч тателя допускающего на свою л тературную «кухню» любого читателя. Эффект общения, возможный только в нтернет-пространстве, обогащает образ автора, делает его ж вее выраз тельнее. В ртуальные авторы хорошо осво л прав ла, сформ ровавш еся в новых блоговых жанрах, следуют м: д алогичность, биографичность, документализм, фрагментарность, обрывочность, отсутств е ед ного сюжета, повествован е от первого лица, досказанность и недосказанность одновременно (виртуальный автор, как прав ло, делает выводы сам, а в бумажном художественном произведении они выпадают на долю читателя), искренность, но в то же время зб рательность в отношен матер ала, умолчан е т.д. Но целое про зведен е, в конце концов, складывается в самом

ч тателе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Абашева М.П. Литература в поисках лица (русская проза в конце XX века: становлени е авторской идентичности). - Пермь: Издательство Пермского уни верси тета, 2001. - 320 с.

Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Авери нцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гри нцер, А.В.Михайлов // Истор ческая поэт ка. Л тературные эпох т пы художественного

сознания: Сб. статей. - М., 1994. - С. 33.

Драфт: молодая наука

Акунин Б. Блог. БЯЬ: // http://borisakunin.livejoumal.com/ 2013.

Барт Р. Избранные работы: Семи отика. Поэти ка. - М., 1994. - С. 384-391.

Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 384-391.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -445 с.

Гришкоеец Е. Г од ЖЖи зни. - М.: Издательство АСТ, 2008. - 40 с.

Гришковец Е. Блог. БЯЬ: //http://odnovremenno.com/. 2013.

Даеыдое А .А. Социология изучает блогосферу // Социологические и сследования. - 2008. - 7 11. - С. 92-101.

Житенее А .А. «Проза поэта» в контексте меди акультуры: блог как художественный феномен // Известия Волгоградского государственного педагоги -ческого уни верси тета. - 2011. - Т. 64. - 7 10. - С. 132-136.

Колезее Д.Е. Эволюция дневни ка: от судового журнала Колумба до современных блогов // Известия Уральского федерального уни верси тета. - Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - Т. 81. - 7 4. -С. 130-134.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М.: Просвещение, 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прозорое В.В. Автор // Введение в литературоведение: уч. / под ред. Л.В. Чернец. - М.: ВШ, 2006.

Снигирееа Т.А., Снигирее А .В. Бори с Акуни н «Любовь к и стори и »: между кн гой блогом // Уральск й ф лолог ческ й вестн к. - 2013. - 7 2. -С. 198-206.

Солоеьее А .В. Ли тература и словотворчество в и нформаци онную эпоху // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. -2009. - 7 24. - С. 98-112.

Стахнееа Л.А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологи и // Ученые запи ски Орловского государственного уни верси тета. -Сер я: Гуман тарные соц альные наук . - 2010. - 7 1. - С. 345-349.

Толстая Т. Блог. БЯЬ: //http://tanyant.livejournal.com/. 2013.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / сост., пер. с фр., комм. послесл. С. Табачн ковой; под общ. ред. А. Пузырея. - М., Касталь, 1996. - 448 с.

Что такое автор БЯЬ: //http://www.opentextnn.ru/man/?id=1265.

Черняк М.А. Ли тература эпохи Web 2.0 // Вестни к Герценовского уни -верси тета. - 2011. - 7 4. - С. 41-48.

© Максимова Т.О., 2013