Научная статья на тему 'СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА'

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная парадигма / компетентность / компетенция / профессиональная подготовка / специалист / интерактивные методы обучения / активный участник образовательного процесса / самообразование .

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирова Джамила Хасановна

Смена педагогической парадигмы в системе образования Республики Узбекистан в связи с переходом к компетентностной модели подготовки специалистов требует изменения в содержании образования, обновления образовательной среды высших учебных учреждений и утверждения соответствующих целевых приоритетов, дополнения традиционных средств преподавателя современным инструментарием. На передний план выдвигается учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения и позволяющий втянуть в процесс познания всех студентов группы без исключения. В связи с чем в статье предложены методы и способы формирования и развития компетенций в процессе профессиональной подготовки специалиста во внеаудиторное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темирова Джамила Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА»

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ТЕМИРОВА ДЖАМИЛА ХАСАНОВНА

Доцент кафедры РЯиЛ, Бухарский государственный университет,

Бухара, Узбекистан

Аннотация. Смена педагогической парадигмы в системе образования Республики Узбекистан в связи с переходом к компетентностной модели подготовки специалистов требует изменения в содержании образования, обновления образовательной среды высших учебных учреждений и утверждения соответствующих целевых приоритетов, дополнения традиционных средств преподавателя современным инструментарием. На передний план выдвигается учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения и позволяющий втянуть в процесс познания всех студентов группы без исключения. В связи с чем в статье предложены методы и способы формирования и развития компетенций в процессе профессиональной подготовки специалиста во внеаудиторное время.

Ключевые слова: образовательная парадигма, компетентность, компетенция, профессиональная подготовка, специалист, интерактивные методы обучения, активный участник образовательного процесса, самообразование .

Переход образовательных учреждений на новые, так называемые стандарты третьего поколения обусловлен в первую очередь реформами в системе высшего образования РУз. Рыночная экономика требует появления новых специалистов, обладающих такими качествами, как активность, креативность, умение работать с людьми, самостоятельность, мобильность, обучаемость, конкурентоспособность. Новый взгляд на стандарты образования подразумевает развитие у учащихся определенного набора компетентностей. В связи с этим одной из важных задач на данный период стал переход на компетентностную модель подготовки специалистов.

Так что же такое компетентность? Точного определения на данный момент не существует. Поэтому рассмотрим некоторые из определений данного понятия. В «Большом словаре иностранных слов» (М., 2011.) приводится следующее определение: «Компетентность - обладание основательными знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «компетентный» рассматривается как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, а понятие «компетенция» - как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий, прав. В энциклопедическом словаре можно найти следующее определение компетентности: определенный законом круг полномочий конкретного органа, должностного лица; знания, опыт в той или иной области. В психологической литературе, а именно словаре практического психолога, понятие социально-психологической компетентности рассматривается как освоение индивидом систем общения и включения его в совместную деятельность.

Понятие компетенция чаще применяется для обозначения:

• образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

• такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;

• совокупности характеристик (мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности и достижение определенного результата;

• соответствия специалиста предъявляемым требованиям компетенции.

Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

Определившись с понятием и содержанием концепта «компетенция», необходимо отметить, каким образом формируются и развиваются компетенции в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Смена педагогической парадигмы требует изменения в содержании образования, обновления образовательной среды высших учебных учреждений и утверждения соответствующих целевых приоритетов, дополнения традиционных средств преподавателя современным инструментарием. На передний план выдвигается учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения и позволяющий втянуть в процесс познания всех студентов группы без исключения. Соответственно, у каждого из них появился шанс внести свой особый индивидуальный вклад в обучение.

Меняется и процесс аудиторной работы по обмену знаниями, идеями, способами деятельности. Организованы индивидуальная, парная и групповая работы, вводится проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Весь процесс выстраивается на принципах взаимодействия обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

В данном процессе важная роль отводится преподавателю, организующему данную работу, так как с новыми знаниями он ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Его задачей становится создание условий для развития активности студентов. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

С учетом нового положения студентов, как активного участника образовательного процесса, пересматривается статус их целенаправленно организованной самостоятельной работы. На этом фоне очевидным становится факт недостаточно эффективного использования процесса самообразования студентов, который реализуется в рамках традиционной парадигмы. Ситуация складывается так, что несмотря на необходимость в самоактуализации, главной целью самообразования студенты продолжают видеть накопление знаний, а не средство индивидуально-личностного развития. Обновление технологической базы процесса самообразования студентов и внедрение в нее таких методов, которые бы усиливали бы адаптивно-социальные функции самостоятельной деятельности и максимально развивали их субъективный материал, позволило бы разрешить вышеозначенную проблему. А так как студент в силу психовозрастных особенностей нуждается в определенных ориентирах, в наличии каких-либо вариантов самостоятельного выбора, необходима педагогическая поддержка студентов в процессе самообразования. В первую очередь, преподаватель на основе общих сведений о студентах (уровень обучаемости, степень заинтересованности и т.д.) должен помочь каждому выстроить программу самообразования, в которой пункты соответствовали бы не только индивидуальным возможностям и устремлениям, но и выполняли бы важные задачи успешного обучения. А именно:

• пробуждение у обучающихся интереса к изучаемому предмету;

• эффективное усвоение учебного материала;

• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

• формирование у обучающихся мнения;

• формирование жизненных и профессиональных навыков;

• выход на уровень осознанной компетентности студента.

Постановка и успешное решение учебных задач зависят напрямую от способа их разрешения. Существуют различные виды интерактивного обучения, которые учащиеся могут использовать в процессе выполнения самостоятельной работы. Например, «Двухчасный дневник», мозговой штурм в стиле «соло», метод проектов, «Дерево решений», «Попс-формула», сократический диалог, интерактивная экскурсия и д.р.

Рассмотрим некоторые из них. Двухчастный дневник - педагогический прием, позволяющий исследовать текст, а также письменно выразить свое понимание прочитанного, связав с личным опытом. Учащимся студентам предлагается для самостоятельного изучения

Цитаты (идеи, мысли) автора, которые понравились(или не понравились, озадачили) Комментарий к цитате (тезису) автора

По завершении этой части задания, студенту необходимо письменно обосновать свой выбор и понимание прочитанного.

Для успешной реализации поставленных задач можно воспользоваться и одной из разновидностей мозгового штурма в стиле «соло». Этот же прием используется и на аудиторных занятиях, когда необходимо устранить возможные конфликтные ситуации, атмосферу эмоционального дискомфорта. Данный метод заключается в том, что учащийся в процессе выполнения задания заводит специальную картотеку, куда вносит абсолютно все идеи (мысли) - удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Последующая сортировка идей, добавление или улучшение их, позволит выбрать те, что будут оптимально способствовать достижению поставленной цели. Главное в этой разновидности мозгового штурма - записывать каждую пришедшую на ум мысль, даже если какая-то из них абсолютно не связана с решаемой задачей. На начальном этапе содержание идеи (мысли) неважно.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В суть метода проектов положена прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он актуален также широким знакомством с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Основные принципы проектной деятельности:

• проект должен быть посильным для выполнения;

• создание необходимых условий для успешного выполнения проектов (формирование соответствующей библиотеки, медиатеки)

• вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

• обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

• обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Эти и многие другие интерактивные методы занимают особое место в процессе обучения, так как позволяют учащимся самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывают способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении, формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

1. Камьянов А.А. Самообразование студентов в современном вузе //Интеграция образования.

- 2011. - № 2. - С.25-29.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

- М., 2000.

3. Темирова Д.Х. Репрезентация метода «игровое моделирование» в современном учебном процессе // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современная филологическая образовательная парадигма: концепции, поиски, решения».

- Джизах, 2024. - С.394 - 398.

4. Темирова Д.Х. Специфика и функции применения интеллектуальных имитаций в образовательном процессе// ЖУРНАЛ «Занкиевские чтения: интеграция науки и практики в современном образовательном пространстве: традиции и инновации». - 2024. - С. 44-48.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.