Научная статья на тему 'Способы формирования когнитивно коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования'

Способы формирования когнитивно коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК ОБЩЕНИЮ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ГНОСТИЧЕСКИЕ (КОГНИТИВНЫЕ) УМЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / GNOSTIC (COGNITIVE) SKILLS / PECULIARITIES OF THE STUDENTS' COGNITIVE-AND-COMMUNICATIVE SKILLS FORMING IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / APPROACH TO LEARNING AS TO COMMUNICATION / GENERAL STUDY SKILLS / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Наталья Сергеевна

В статье представлены инновационные практиконаправленные способы формирования когнитивно-коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования. По мнению автора статьи, процесс использования самых разнообразных форм активного обучения в системе среднего профессионального образования способствует формированию устойчивых умений и компетенций у обучающихся, что позволит им в дальнейшем успешно позиционировать в области профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of the Students' Cognitive-and-Communicative Skills Forming in the Secondary Professional Education System

The article presents the innovative practical ways of the students' cognitive-and-communicative skills forming in the system of secondary professional education. According to the author's opinion, the process of using different forms of active learning in secondary professional education contributes to the students' steady skills and competencies forming allowing them to be successful in the sphere of their professional activity.

Текст научной работы на тему «Способы формирования когнитивно коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования»

УДК 377.5 (045)

ББК 54.76

Емельянова Наталья Сергеевна

соискатель

кафедра педагогики и педагогической психологии ИППСТ, УдГУ г.Ижевск Emelyanova Natalia Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy and Pedagogical Psychology IPPST, Udmurt Republic State University Izhevsk

Способы формирования когнитивно - коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования Ways of the Students’ Cognitive-and-Communicative Skills Forming in the Secondary Professional Education System

В статье представлены инновационные практиконаправленные способы формирования когнитивно-коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования. По мнению автора статьи, процесс использования самых разнообразных форм активного обучения в системе среднего профессионального образования способствует формированию устойчивых умений и компетенций у обучающихся, что позволит им в дальнейшем успешно позиционировать в области профессиональной деятельности.

The article presents the innovative practical ways of the students’ cognitive-and-communicative skills forming in the system of secondary professional education. According to the author’s opinion, the process of using different forms of active learning in secondary professional education contributes to the students’ steady skills and competencies forming allowing them to be successful in the sphere of their professional activity.

Ключевые слова: процесс обучения; подход к обучению как общению; общеучебные умения; коммуникативные умения; гностические (когнитивные) умения; особенности формирования когнитивно-коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования.

Key words: educational process; approach to learning as to communication, general study skills; communication skills; gnostic (cognitive) skills, peculiarities of the students’ cognitive-and-communicative skills forming in the system of secondary professional education.

В современном информационном обществе все более возрастает значение

универсальных способов деятельности и коммуникации субъекта образования. Пристальное внимание к формированию общеучебных умений и навыков на современном этапе образования возрастает в связи с привлечением обучающихся к проектной и учебно - исследовательской деятельности с целью

повышения качества общего и профессионального образования. Актуальной проблемой на данном этапе педагогических задач остается проблема путей и способов формирования когнитивно-коммуникативных умений учащихся, которые являются компетенциесоставляющими в системе общеучебных умений.

Процесс обучения - это активное взаимодействие между педагогом и учащимися. В результате у последних на основе познавательной активности, обеспечиваемой и стимулируемой преподавателем, формируются определенные знания, умения и ценностное отношение к предмету изучения (называемые сегодня «компетенциями»). «Обучение есть (....) общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в нем типу межлюдских взаимоотношений». [1,с.293]

В процессе обучения общение имеет познавательную ценность: позволяет человеку всматриваться в другого и оценивать его, и в результате аксиологически подходить к собственным мотивам, стремлениям, человеческим и личностным качествам. В условиях учебной деятельности различаются: 1) общение учителя с учащимися; 2) процесс формирования отношения обучаемых к педагогу; 3) взаимоотношения между учащимися, что в значительной мере определяет тонус учебной работы, интерес к совместной деятельности, коллективные устремления.

В исследовании А. В. Мудрика показано действенное влияние общения на формирование коллектива и личности учащегося. В ходе общения осуществляется самопознание, самосознание, самооценка, корректируются моральные установки и стиль жизни. [2, с. 37] Участник общения выступает в субъектно-субъектной позиции. Он одновременно и воздействует на другого человека и воспринимает его идеи, суждения, чувства, вырабатывая ценностное отношение к ним.

Подход к обучению как к общению ориентирует на признание ведущей роли этого способа взаимодействия, утверждает существование связи между обучением и воспитанием, позволяет понимать дидактический процесс как коммуникацию, и рассматривать учащегося в качестве активного субъекта учебной деятельности.

Термин «умения» в педагогике означает подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта учащихся. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Учащиеся за годы обучения должны овладеть разными видами умений (научений). Без научения мышлению учащиеся не могут сформировать умственные действия (операции) и их системы, так как именно они позволяют познать существенные связи и отношения в изучаемых предметах. Сформировать общеучебные умения, с точки зрения Л.Б.Ительсона, значит научить выделять в ситуации те ориентиры, которые позволяют определить характер отношений, имеющихся в ней; соотносить эти отношения с операциями, необходимыми для ее преобразования в соответствии с поставленной целью; сопоставлять содержание действий с конкретным характером объектов и явлений; исполнять эти действия; осмысливать соответствие результатов с поставленными целями; выявлять причины отклонений от цели и пути их устранения. [3, с. 224]

В основе классификации общепедагогических умений в системе профессионально-педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет гностические (когнитивные), проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские умения. [4, с. 32] При создании

классификации Н.В. Кузьмина опиралась на работы Б. Г. Ананьева «О проблемах современного человекознания» [5, с. 135], и «Человек как субъект познания» [1, с. 295], где выделены понятия «общение», «познание», «труд». Последние формируют у человека навыки взаимодействия, исследования, конструирования, владение которыми обеспечивает саморазвитие личности в любой профессии.

Вслед за Г.С. Трофимовой, мы определяем коммуникативные умения как способности учащихся выражать свои мысли устно и письменно, вести диалог и слушать собеседника, разрешать конфликтные ситуации, понимать инструкции, а если необходимо, то проявлять инициативу и получать дополнительные разъяснения по работе. [6, с. 12]

Гностические (когнитивные) умения - это способность учащихся мыслить и решать учебные задачи, что выражается в творческом поиске, логических рассуждениях, позволяющих находить выход из различных проблемных ситуаций в ходе учебного занятия; способность к систематизации учебного материала, к использованию статистических методов обработки информации и выбору рациональных решений.

Таким образом, когнитивно-коммуникативные умения формируют интерес к общению с собеседником; способность помогать и поддерживать одногруппников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать и реагировать на замечания одноклассников; способность к самоактуализации в процессе учебной деятельности.

Экспериментальной базой нашего исследования по формированию когнитивно - коммуникативных умений учащихся является Удмуртский Республиканский Социально - Педагогический колледж (студенты I и II курсов, специальностей «Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика») и АНОО «Финансово - юридический колледж г. Ижевска (студенты I, II, III курсов, специальностей «Правоведение», «Экономика и бухгалтерский учет», «Социальная работа».)

С дидактической точки зрения, формирование когнитивнокоммуникативных умений учащихся в процессе обучения происходит в рамках изучения общекультурного блока дисциплин. Предметы гуманитарного цикла обладают большим педагогическим потенциалом.

В своей педагогической практике на занятиях по истории, основам социологии и политологии, этике и психологии профессиональной деятельности для формирования когнитивно-коммуникативных умений мы используем не только традиционные формы (лекции, семинарские занятия, беседы, упражнения и т.д.). Значительные результаты дают активные методы обучения и технология метода проектов. При их использовании невозможно неучастие обучающихся в познавательном процессе, когда каждый из них имеет определенное ролевое задание, в выполнении которого должен публично

отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Например, один из активных методов обучения - «мозговой штурм» -направлен на мобилизацию творческой мысли учащихся, возникающей в процессе поиска ответа на вопрос, связанный с формулировкой изучаемой темы занятия. В процессе совместного поиска решения проблемы, учащиеся не только высказывают различные идеи, пусть даже смешные и ошибочные, но и формируют умение ориентироваться в ситуации общения, вырабатывать совместные решения.

Наиболее результативным при изучении дисциплины «Обществознание» (в группе II курса, специальности «Правоведение») оказалось применение на занятиях ситуационно-ролевых игр. Ролевые игры - это специально созданные моделирующие реальность ситуации, из которых обучающимся предлагается найти выход. При изучении темы: «Функции государственной власти в РФ» разыгрывалось импровизированное заседание Государственной думы. Учащиеся выступали в роли политических деятелей, депутатов, перечисляли виды власти и ее функции, демонстрировали знание Конституции РФ. В ходе такого занятия не только закрепляются полученные на лекциях знания и умения, но и развивается интерес к общению, способность помогать и поддерживать одногруппников, прислушиваться к их высказываниям, критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания своих товарищей и преподавателя.

Для формирования когнитивно-коммуникативных умений учащихся на занятиях применялся метод групповой дискуссии, главной целью которой являлся обмен взглядами по конкретной теме или проблеме. Например, на уроке истории на тему: «Реформы Петра I» учащимся был задан вопрос: «Является ли правление Петра I прогрессивным с точки зрения исторического процесса и почему?» В ходе учебной дискуссии учащиеся анализировали изучаемые исторические события, обменивались мнениями, пытались дать реформам Петра I свою оценку. Реализацию этого метода можно представить обучающимся в виде сравнительной таблицы их положительных и

отрицательных ответов. Групповая дискуссия не только показала интерес к усвоенной информации, в основе которой лежат факты и описания исторических событий, но и способствовала непосредственному общению учащихся - участников дискуссии.

Формировать когнитивно-коммуникативные умения учащихся преподаватель может, применяя на занятиях технологию метода проектов. С педагогической точки зрения, технология метода проектов - это творческая учебная деятельность. Проектное обучение отличается от традиционного (репродуктивного) тем, что следует целям опережающего развития, приобретения учащимися самостоятельности и автономии. Технология метода проектов была применена на занятиях, в группах II и III курсов специальностей «Преподавание в начальных классах», «Экономика и бухгалтерский учет», Социальная работа».

Однако на практике при применении проектной методики в изучении гуманитарных дисциплин учителя и обучающиеся испытывают определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы обсуждать тему занятия на должном уровне: не могут найти информации; подать собранный материал: не хватает знаний, умений и навыков. Поэтому ознакомление учащихся с методом проектов было начато следующим образом:

1) Работа над темой (это активизация учебного материала в виде задания “мозгового штурма”: какую ассоциацию вызывает определение или понятие темы занятия).

2) Обсуждение темы будущего проекта (разработка плана проекта, обсуждение учащимися его альтернатив, выбор оптимального варианта, то есть создание на уроке проблемной ситуации).

3) Формирование творческих групп. Деление на такие группы

осуществлялось по следующим критериям: уровень обученности,

коммуникабельность, инициативность, работоспособность, познавательные интересы. В учебном коллективе было образовано несколько творческих групп, работающих по одной теме, но с разными учебными заданиями. Распределение заданий между членами группы было поручено самим учащимся: одни

рисовали плакат, другие собирали материал о возникновении определения, искали информацию о выдающейся личности эпохи.

4) Привлечение дополнительной информации (учащиеся могут использовать не только текст учебника, но и документы - кодексы, законы; газеты, публикации, энциклопедии, интервью).

5) Оформление проекта (рисунки, плакаты, схемы, таблицы). Некоторые наглядные пособия оформлялись самостоятельно дома, другие, требующие помощи со стороны преподавателя, создавались в классе. Для преподавателя главное - не подавлять инициативу учащихся, с уважением относится к любой идее и предложению; помогать, но не диктовать и не навязывать свою точку зрения.

6) Презентация проекта. Этот этап работы всегда должен быть праздником для учащихся. Вместе с тем это - ответственный этап, потому что отобранный, творчески оформленный материал ярко и эмоционально преподносился, что вызывало интерес одногрупников, для которых чужой проект - сюрприз.

7) Подведение итогов работы. На этом этапе учащимся была дана возможность выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалы: в него вложен труд и результат творчества. Ответы учащихся были направлены на содержательную сторону высказывания. Возможные ошибки незаметно записывались на карточках, систематизировались и рассматривались позднее.

В своей педагогической практике при обучении гуманитарным дисциплинам мы используем информационные, игровые, исследовательские, творческие виды проектов. Подбираются значимые и интересные темы проектов, они должны усложняться в зависимости от уровня обученности слушателей.

Так на занятии на тему: “Государство: возникновение, признаки, теории происхождения” (дисциплина - обществознание) учащимся было предложено сделать краткосрочный информационный проект: “обоснование” теорий

происхождения государства. Обучающиеся разделились на группы,

использовали информационные карточки (заранее подготовленные преподавателем). Защита проекта заключалась в предъявлении группой разработанного обоснования различных теорий происхождения государства.

В ходе освоения предмета “История родного края” по теме “Архитектурные памятники столицы Удмуртии” учащиеся выполняли творческий проект, с применением компьютерных технологий. Работа над проектом был завершена презентацией на тему исторические места города Ижевска.

Анализ проведенной работы показал, что применение на занятиях по гуманитарным дисциплинам различных способов и методов обучения формирует когнитивно-коммуникативные умения учащихся, что выражается:

• в повышении познавательной и творческой активности учащихся;

• эмоциональной включенности в совместную деятельность по решению учебных целей и задач урока;

• в повышении мотивации и развитию познавательных интересов;

• в снижении тревожности у “слабых” учащихся и таким образом способствуя успешному продвижению их в изучении нового материала.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Человек как субъект познания. - СПб, 2001. - 351с.

2. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: 1986. - 135с.

3. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии: М.: 2000.- 620с.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера п/о профтехучилища - М.: Высшая школа., 1989. -167с. :ил

5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб, 2001. - 326с.

6. Трофимова Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект): Монография. 2-е издание исправленное и дополненное. Ижевск.: “Купол”, 2000. - 90с.

Bibliography

1. Ananiev, B.G. Human Being as a Cognition Subject / B.G. Ananiev. - SPb, 2001. - 351

P.

2. Ananiev, B.G. About Problems of Modern Human Science / B.G. Ananiev. - SPb., 2001. - 326 p.

3. Itelson, L.B. Lectures on General Psychology / L.B. Itelson. - М., 2000. - 620 p.

4. Kuzmina, N.V. Activity Professionalism of a Teacher and an Industrial Training Master of a Technical Training College / N.V. Kuzmina. - М: Higher School, 1989. - 167 p.

5. Mudrik, A.V. Teacher: Mastery and Inspiration / A.V. Mudrik. - М: 1986. - 135 p.

6. Trofimova, G. S. Structure of Pedagogical Communicative Competence (Methodological Aspect): Monograph. 2nd Edit. Rev. and Enl. - Izhevsk: "Dome", 2000. - 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.