Научная статья на тему 'Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства'

Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3141
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства»

Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства

З.З. Муллагалеева

доцент кафедры муниципального управления Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, кандидат экономических наук

С учетом особой роли муниципальной собственности в жизнедеятельности территорий законодательство уже не в первый раз обращается к этому вопросу. Так, в 1990 году в законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» впервые появилось понятие «коммунальная собственность», в состав которой включалось имущество, создаваемое или приобретаемое органами местного самоуправления за счет принадлежащих им средств, а также имущество, передаваемое им безвозмездно другими уровнями власти и хозяйствующими субъектами. В 1991 году в законе «О местном самоуправлении в РСФСР» было закреплено понятие «муниципальная собственность», и одновременно был расширен ее состав. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года закрепила право на муниципальную собственность. В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года было определено, что муниципальные образования могут иметь в собственности любые виды имущества как коммерческого, так и социального назначения.

Новое законодательство в сфере местного самоуправления (МСУ) устанавливает не только отказ всех уровней власти от несвойственных им или излишних полномочий, но и предполагает изменение подхода к порядку формирования публичной собственности и распоряжения ею. Это возможно осуществить в рамках эффективной системы управления муниципальным имуществом. Федеральный закон от 6.10.2003

№ 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) определяет лишь основные принципы и направления в сфере управления муниципальным имуществом, регламентацию соответствующих процедур закон оставляет за конкретным муниципальным образованием. Чаще всего это объясняется тем, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта Российской Федерации не могут регламентировать непосредственно сам порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. На уровне муниципального образования разработка научно обоснованных нормативных актов является проблематичной, в то время как вопросы управления муниципальным имуществом напрямую связаны с реализацией конституционных прав населения, поэтому федеральные и региональные органы власти не должны устраняться от методической помощи местному самоуправлению. В связи с этим как на уровне федерации, так и на уровне субъекта должен быть разработан пакет модельных (типовых) правовых актов, регламентирующих соответствующие процедуры согласно новому законодательству в сфере местного самоуправления. В этих актах должны содержаться методы обоснования выбора того или иного способа управления муниципальным имуществом, в том числе методики расчета потенциальной доходности имущества или социального эффекта, получаемого вследствие реализации конкретных способов распоряжения имуществом.

Одним из самых спорных положений Закона является строго ограниченный перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Согласно статье 50 Закона в собственности муниципальных образований может находиться только имущество, предназначенное для решения установленных в Законе вопросов местного значения, для осуществления переданных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. С одной стороны, создаются правовые возможности использования муниципальной собственности для решения вопросов местного значения, а, с другой -органы местного самоуправления лишаются рычагов влияния как на эффективное развитие муниципальной собственности, так и развитие территории в целом.

Закон не только ограничивает перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, но и исключает из него эффективно функционирующие в настоящее время объекты (например гостиницы, магазины, предприятия общественного питания). Это объясняется тем, что по своей сути муниципальные образования являются некоммерческими и создаются местным сообществом для осуществления публичных функций, поэтому получение прибыли не должно определять деятельность местного самоуправления1. Опыт экономически развитых стран показывает2, что наиболее эффективным для местного самоуправления является ограничение не видов объектов муниципального имущества, а видов хозяйственной деятельности, которую могут осуществлять органы местного самоуправления как самостоятельно, так и через различные организации.

Кроме того, закрытый перечень муниципального имущества фиксирует текущее социально-экономическое состояние муници-

пального образования и не учитывает возможности стратегического развития, которое также определено в Законе как полномочие органа местного самоуправления. А принципы, заложенные в Законе в части перепрофилирования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, могут привести к тому, что будет затруднено как текущее управление территорией, так и ее стратегическое развитие.

Закон содержит неразрешимые противоречия. Так, на основании статей 14-16 Закона органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств. Формирование же доходов местного бюджета осуществляется в соответствии с установленными полномочиями, которые, в свою очередь, и определяют закрытый перечень муниципального имущества (ст. 50 Закона). Это значит, что органы местного самоуправления не могут реализовать установленное Законом право на решение вопросов местного значения, не определенных этим документом, так как, не имея собственных материальных ресурсов, нельзя принимать дополнительные полномочия, кроме определенных Законом, а без установления полномочий не может сохраняться муниципальное имущество.

Управление муниципальной собственностью должно учитывать как социальные, так и инвестиционные цели. Реализовать эти цели возможно, если будет создана эффективная система учета муниципального имущества; будут разработаны критерии эффективного использования собственности; созданы условия для инвестиционной привлекательности муниципального имущества; будет разработана эффективная система аудита и

1 Тараскин В.И. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе».

2 Маркварт Э, Савранская О., Стародубровская И. Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ МСУ/Э / Под общей ред. Э. Маркварта. М., 2004.

контроля сохранности и целевого назначения муниципального имущества.

Одной из самых сложных задач является разработка критериев эффективного использования собственности. Это связано с тем, что в силу разных причин до сих пор сохраняются монополия муниципальных предприятий в отдельных отраслях; административные барьеры, препятствующие развитию в отраслях городского хозяйства частного бизнеса; ограничивается доходность бизнеса из-за регулирования тарифов на отдельные услуги и т. д.

Положительным является то, что в сфере управления муниципальным имуществом некоторые города достаточно эффективно используют программные продукты, которые позволяют проводить анализ исполнения заключенных договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, договоров на завершение строительства. Но в настоящее время такой анализ не учитывает тенденции рынка и обеспеченность населения услугами, что по новому закону и является основой для определения состава эффективного (или неэффективного) муниципального имущества. Поэтому на уровне муниципального образования анализ исполнения заключенных договоров необходимо дополнить анализом рынка недвижимости и услуг с помощью методов, которые используются при оценке недвижимости других форм собственности; а также анализом обеспеченности жителей услугами социального значения. На основе комплексного анализа следует разработать прогноз социально-экономического развития территории на разные временные интервалы. И только по результатам анализа и прогноза проводить экономически обоснованные расчеты выбора возможного использования объекта собственности (пользование им, передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, аренда, передача в концессию, перепрофилирование, создание открытых акционерных обществ (ОАО)

вместо муниципальных унитарных предприятий (МУП), приватизация).

В рамках перечисленных направлений муниципальное образование может выступать учредителем хозяйственных обществ, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Правовые основы участия муниципальных образований в хозяйственных обществах определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».

К преимуществам хозяйственных об-ществ3, как правило, относят:

• возможность привлечения стороннего капитала в деятельность предприятия за счет продажи долей или пакетов акций;

• ограничение ответственности муниципального образования по долгам хозяйственного общества только вкладом в уставный капитал;

• наличие органов управления, в которых участвует учредитель (муниципальное образование);

• возможность нормативного регулирования процедуры увольнения руководителя;

• возможность стимулирования работы управленческого персонала к повышению эффективности деятельности предприятия.

Основными критериями выбора той или иной формы использования имущества является значимость объекта для решения вопросов местного уровня и эффективность различных форм использования с точки зрения собственника.

Например, преимуществами создания муниципального унитарного предприятия4 являются получение дохода в долгосрочном периоде в виде отчислений от прибыли и платы за пользование муниципальным имуществом, возможность решения задач социально-экономического развития территории. Недостатками - отсутствие денежных поступлений в краткосрочном периоде, искусственная поддержка нерентабельных предприятий (в от-

3 Маркварт Э, Савранская О., Стародубровская И. Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ МСУ/Э / Под общей ред. Э. Маркварта. М., 2004.

4 Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001.

дельных случаях), отсутствие стимулов улучшения и приращения, невозможность привлечения сторонних инвесторов.

Преимуществами передачи в аренду являются появление стабильного источника доходов и возможность использования объектов недвижимости в будущем для развития муниципального образования. Недостатками аренды считаются потеря возможных доходов в виде земельного налога, при фиксированной ставке возможны потери от инфляции. При обосновании этой формы использования имущества следует учитывать, что коммерческая аренда муниципального имущества будет отменена.

Преимуществами продажи являются сравнительно быстрое получение относительно крупной суммы денежных средств единовременно и получение в будущем дополнительного дохода в виде земельного налога. Недостатками продажи являются потеря возможных доходов от использования недвижимости в будущем; трудности в поиске покупателей, которые обладали бы достаточно крупными средствами для полного выкупа.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в концессию5 являются:

1) ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов;

2) создание конкурентной среды в отрасли;

3) приток дополнительных денежных средств на территорию;

4) создание дополнительного числа рабочих мест в городе за счет строительства или реконструкции объектов коммунального назначения;

5) расширение числа возможных инвесторов, так как в управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры;

6) пополнение собственности муниципального образования современным оборудованием, так как по истечении срока догово-

ра оно переходит в распоряжение органов местного самоуправления.

Реализация концессионного механизма связана и с такими проблемами, как:

• отсутствие практики договорных отношений как между собственником и концессионером, так и между концессионером и потребителем коммунальных услуг, поэтому об эффективности этого способа можно судить по расчетным параметрам;

• необходимость закрепления ответственности за тарифное регулирование услуг, например тепло- и водоснабжения, за органами местного самоуправления (только при этом условии концессия будет работать);

• потеря влияния в сфере коммунального обслуживания;

• отсутствие стимулов для инвесторов и местных властей к заключению подобного типа договоров.

В любом случае органы местного самоуправления должны стремиться максимально сохранить управляемость имуществом на своей территории, однако искусственно сохранять неэффективное муниципальное имущество не следует. Например, необходимость в муниципальных унитарных предприятиях можно обосновать исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут эффективно реализовываться предприятиями других форм собственности. Кстати, в зарубежной практике такой формы, как хозяйственное ведение, не существует.

При выборе способа управления собственностью следует учитывать и отраслевую специфику. Например, при реорганизации муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) следует руководствоваться тем, что не всегда можно использовать рыночные механизмы. Выбор способа распоряжения муниципальным имуществом должен зависеть от возможности конкуренции на рынке конкретных услуг или же нецелесообразности, в том числе экономической, создания альтернативных предприятий.

Решить перечисленные проблемы (хотя мы представили далеко не полный их пере-

5 Сиваев С.Б. Рекомендации по использованию концессионного механизма привлечения инвестиций в городскую инфраструктуру. Фонд «Институт экономики города», город Москва.

чень) можно, если все мероприятия, связанные с управлением муниципальным имуществом, будут увязаны как по срокам, так и по ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), а также, если при решении проблем будут учитываться интересы развития местного сообщества и территории. Таким образом, решение проблемы возможно в рамках Программы повышения эффективности управления муниципальным имуществом, которую нужно разрабатывать на уровне конкретного муниципального образования.

Основные задачи Программы:

• разработка стратегии управления, ориентированной на повышение роли муниципального имущества при решении социально-экономических задач развития территории;

• вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;

• оптимизация структуры собственности в целях обеспечения экономического роста, развития рынка земли и достижения рентабельной работы предприятий;

• увеличение доходов местного бюджета, неналоговых поступлений на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

Основные блоки Программы:

1) управление муниципальным имуществом;

2) перепрофилирование муниципального имущества;

3) отчуждение муниципального имущества;

4) приобретение муниципального имущества.

В рамках блока «Управление муниципальным имуществом» необходимо выделить следующее:

• нормативно-правовое регулирование владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе разработка методики расчета потенциального дохода или социального эффекта от использования имущества;

• разработка методики управления имуществом, предназначенным для обеспечения деятельности органов МСУ;

• разработка методики управления иму-

ществом через муниципальные предприятия и учреждения;

• разработка методики управления акциями, находящимися в муниципальной собственности;

• разработка методики управления имуществом, переданным в межмуниципаль-ные хозяйственные общества и некоммерческие организации;

• оценка эффективности каждого раздела управления муниципальным имуществом и в целом.

В рамках блока «Перепрофилирование муниципального имущества» необходимо выделить следующее:

• определение порядка установления несоответствия имущества положениям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» и необходимости его перепрофилирования. В статье 50 Закона указывается следующее: «...в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений»;

• определение порядка изменения целевого назначения имущества;

• определение порядка передачи имущества для использования согласно новому целевому назначению;

• определение порядка изъятия имущества, находящегося в управлении у муниципальных предприятий и учреждений;

• определение порядка ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.

В рамках блока «Отчуждение муниципального имущества» необходимо выделить следующее:

• определение порядка установления несоответствия назначения имущества положениям Федерального закона № 131-ФЗ и необходимости его отчуждения;

• разработка и принятие программ приватизации имущества;

• определение порядка использования средств, полученных в результате приватизации имущества, в том числе в долгосрочной перспективе.

В рамках блока «Приобретение муниципального имущества» необходимо выделить следующее:

• определение порядка подготовки, принятия и исполнения планов приобретения муниципального имущества;

• определение порядка приобретения имущества за счет средств местного бюджета;

• определение порядка приобретения имущества в результате инвестиционной деятельности за счет средств местного бюджета;

• определение порядка оформления прав собственности на имущество, передаваемое в дар муниципальному образованию;

• определение порядка оформления прав собственности муниципального образования на бесхозяйное имущество;

• определение порядка изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

Как известно, в соответствии с Законом до 1 января 2009 года органы местного самоуправления должны осуществить отчуждение или произвести перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего их полномочиям и не переданного в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации. Поэтому на период до 2008 года включительно следует разработать среднесрочную Программу приватизации муниципального имущества, которая должна не только содержать перечень имущества, подлежащего приватизации, но и учитывать интересы муниципального образования как в текущий, так и долгосрочный периоды.

При разработке Программы приватизации приоритетными должны являться роль и место муниципального имущества в социально-экономическом развитии муниципального образования. В зависимости от того, какую роль выполняет имущество: либо оно определяет стратегический выбор развития города, либо обеспечивает текущее функционирование города или же реа-

лизацию федерального закона, следует определять сроки и способы приватизации. Например, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления могут приватизировать убыточное муниципальное предприятие. Если такое предприятие определяет стратегическую направленность муниципального образования, вначале следует осуществить ряд процедур по финансовому оздоровлению, создать альтернативные организации, оказывающие аналогичные услуги населению, и только после этого предприятие может быть реорганизовано или приватизировано. Тот же подход может быть реализован и в отношении имущества, которое обеспечивает текущее функционирование города. Различаются лишь сроки и способы расчета доходности как от реализации мероприятий финансового оздоровления, так и от создания альтернативных предприятий, а также от дохода, который можно получить от приватизации. Нередки случаи, когда расчеты показывают, что осуществление указанных мероприятий требует значительных дополнительных затрат со стороны органов местного самоуправления, а прогнозируемый доход можно получить только в перспективе, причем этот доход скорее будет иметь не денежное выражение, а носить социальный характер. В этом случае местные органы власти чаще всего принимают решение о немедленной приватизации муниципального имущества на тех условиях, которые предлагает несовершенный рыночный механизм. Приватизация должна проводиться с целью повышения эффективности управления муниципальной собственностью, привлечения инвестиций на содержание объектов недвижимости, формирования источников покрытия дефицита городского бюджета от продажи муниципального имущества.

В настоящее время речь идет о включении в план приватизации основных муниципальных предприятий, приватизация которых будет состоять из двух этапов. На первом этапе будет осуществляться только преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества открытого типа с сохранением 100 % акций в

собственности местного самоуправления, то есть приватизация как таковая фактически не состоится. Второй этап предполагает реализацию акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. Вопрос о том, кто и как будет управлять этими акциями, остается открытым.

Выбор способа приватизации также должен быть экономически обоснован. Наиболее часто в практике используются такие способы приватизации, как:

• приватизация муниципального имущества на аукционе;

• отчуждение муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций;

• внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

• преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

Каждый способ приватизации имеет как плюсы, так и минусы, которые в условиях конкретных муниципальных образований могут проявляться по-разному. Даже отрицательный опыт использования того или иного способа приватизации одного муниципального образования для другого муниципального образования может обернуться выгодой как с экономической, так и социальной точек зрения.

Например, создание на базе МУПов коммерческих акционерных обществ рассматривается как наиболее прогрессивная форма управления собственностью. Но в каждом конкретном случае при принятии такого решения, помимо экономического обоснования, необходимо доказать и целесообразность использования этого способа управления. Поэтому для того чтобы этот процесс не превратился в очередную рекламную кампанию, следует разработать нормативный акт, регламентирующий порядок обращения муниципальной собственности, находящейся в хозяйственном ведении акционерных обществ. Положение должно включать не только правила хозяйствования этих акционерных обществ, способы и условия использования муниципального имущества, но и способы управления акциями, критерии повы-

шения эффективности управления. Трудно представить, что МУП, работавший плохо, став акционерным обществом, не имея особых льгот и условий, начнет эффективно функционировать на рынке неэффективных услуг. Конечно же, можно рассчитывать на то, что в результате конкурентной борьбы за прибыль общество будет стремиться не только к повышению эффективности своей деятельности, но и к предоставлению услуг высокого качества по доступным ценам. Но такой подход, скорее всего, применим для крупных городов, в которых работает большое число квалифицированных менеджеров и существуют достаточно развитые рыночные отношения. А, например на окраинах любых городов или в малых городах, услуги, предоставляемые в настоящее время МУПа-ми, видимо, изначально не будут привлекательными для коммерческих организаций.

Поэтому при обосновании необходимости приватизации муниципального имущества необходимо учитывать следующее:

• если МУП осуществляет свою деятельность эффективно, не следует торопиться его преобразовывать в открытое акционерное общество, так как опыт работы отечественных акционерных обществ не всегда доказывает эффективность их создания;

• одним из самых главных аргументов необходимости создания на базе МУПов коммерческих организаций называют возможность привлечения инвестиций. В этом случае создание акционерного общества можно рассматривать лишь как один из этапов реорганизации МУПов, а это означает, что далее следует определять эффективные способы реализации акций вновь созданного общества, что не является полномочиями органов местного самоуправления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• привлечение частных инвестиций в городское хозяйство до сих пор является трудно разрешимой задачей. Это связано с тем, что инвестиции предполагают наличие инвестиционной привлекательности, должна быть очень высокая рентабельность, короткий срок окупаемости инвестиций, и только тогда инвестор готов рисковать значительными средствами. Такие условия в большинстве муниципальных образований пока не созданы;

• неэффективно функционирующие МУПы не следует торопиться реорганизовывать, необходимо разработать дополнительные варианты финансового оздоровления и усилить действенность аудита.

Наряду с разработкой Программ следует ужесточить всесторонний контроль за использованием муниципального имущества, продолжить работу по сокращению дебиторской задолженности в городской бюджет со стороны недобросовестных арендаторов муниципального имущества, прекратить заключение с ними договоров аренды. В ряде городов есть немало фирм, которые, имея в собственности здания, юридически не оформляют муниципальную землю под строениями, что означает не только незаконное пользование земельными участками, но и сокращение потенциальных дохо-

дов в городской бюджет от использования имущества.

Таким образом, эффективное управление муниципальной собственностью в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет не только способствовать повышению доходности муниципального имущества, но и изменению роли имущества в социально-экономическом развитии муниципального образования. Это станет реальностью, если при выборе способа распоряжения муниципальным имуществом будут учитываться не только интересы различных сторон (населения, органов местного самоуправления, организаций разных форм собственности), но и будут изыскиваться средства для текущего функционирования и стратегического развития территории.

СТПТУТ

ШКОЛА БИЗНЕСА

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ

17-28 СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ДОГОВОРНОГО ПРАВА

октября Руководитель курса: ВИТРЯНСКИЙ В.В. (заместитель Председателя ВАС РФ)

Заключение договоров. Изменение и расторжение договорных обязательств. Исполнение обязательств. Прекращение обязательств. Виды, основания и порядок признания сделок недействительными Обеспечение исполнения обязательств. Перемена лиц в обязательстве. Ответственность за нарушение обязательств Отдельные виды договоров

7-18 СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

НОЯБРЯ Руководитель курса: ГЕРАСИМЕНКО СА (заместитель начальника управления ВАС РФ)

Налог как финансово-экономическая категория

Действие норм налогового права во времени, вступление актов налогового законодательства в силу.

Прекращение действия актов налогового законодательства

Право налоговых органов на предъявление исков о применении последствий ничтожности сделок по ст.168 ГК РФ Мнимые и притворные сделки. Конституционные основы налогообложения. Участники налоговых правоотношений Права и обязанности налоговых агентов. Объект налогообложения и налоговая база Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Порядок взыскания налогов (сборов) и пеней за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика Изменение порядка и сроков уплаты налогов и сборов. Налоговый контроль.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Способы защиты прав налогоплательщиков Налоговая политика государства на современном этапе. Правовые пределы налоговой оптимизации

21 -2 СПЕЦИАЛИСТ ПО СДЕЛКАМ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ

декабря Руководитель курса: ВИТРЯНСКИЙ В.В. (заместитель Председателя ВАС РФ)

Понятие недвижимого имущества. Правовое регулирование земельных отношений Оборот земельных участков. Порядок предоставления земельных участков под строительство Государственный кадастровый учет земельных участков Проблемы, возникающие при первичном приобретении права собственности Защита прав собственников недвижимости

Особенности совершения сделок купли-продажи и мены недвижимости. Продажа недвижимости на торгах Доверительное управление недвижимым имуществом. Аренда недвижимости в практике арбитражных судов Договор участия в долевом строительстве. Договор строительного подряда Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Основания возникновения ипотеки (договорная и законная ипотека). Предмет ипотеки Право собственности на жилые помещения

!

£

I

(

I

ТЕЛЕФОН:

436-08-65

E-MAIL:

POST@STATUT.RU

INTERNET:

www.statut.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.