Научная статья на тему 'Способы активизации обучения и развития творческого воображения детей на уроках "Слушание музыки"'

Способы активизации обучения и развития творческого воображения детей на уроках "Слушание музыки" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОГНИТИВИСТИКА / МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / MUSICAL PEDAGOGY / MUSICAL PSYCHOLOGY / COGNITIVE SCIENCE / TEACHING TECHNIQUES / TRAINING / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельцова Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются возможные пути оптимизации процесса обучения в курсе «Слушание музыки» в опоре на разработки когнитивной психологии и методику «Теории решений изобретательских задач». Изучение одной из областей психологии психологии познавательных процессов или когнитивистики дает возможность подобрать способы работы с современным музыкальным материалом для включения его в курс. Осознание того, что процессами познания можно осознанно управлять и, самое главное, оптимизировать их очень важно, так как в век информационных технологий выбор эффективных и действенных способов усвоения нужного материала обеспечивает столь необходимую в наше время «информационную гигиену». Ссылки на лень, непонимание, «дырявую» память учащихся в таком ракурсе организации обучения теперь не правдоподобны, так как непонимание материала детьми и отсутствие навыков самостоятельной работы с ним зачастую результат недейственных «рутинных» методов обучения. Представленные модели для сознательного решения творческих задач курса «Слушание музыки» помогают соединить в обучении особенности специфики восприятия младшего школьного возраста со сложностью традиционных и новых звуковых решений в творчестве композиторов. Тема статьи актуальна для педагогов, так как музыкально-творческое обучение младших школьников требует применения эффективных приемов овладения знаниями с самостоятельным участием детей в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to improve learning and develop creative imagination of children in the course “Listening to music”

This article discusses possible ways to optimize the learning process in the course “Listening to music”, based on the development of cognitive psychology and the methodology “Theories of solving inventive problems”. The study of the psychology of cognitive processes helps to choose certain ways of working with modern musical material to include it in the course. The perception of the fact that processes of knowledge are manageable deliberately, and the most important thing is to optimize them, as the choice of effective and efficient means of the mastering needed area of knowledge provides such an essential “informational hygiene” in our modern time, in the age of IT. The excuses towards laziness non-understanding, absent-mindedness of the young students in such an approach to the study implementing are not proved from now on, as non-understanding of the matters by children and the lacks of skills of the independent seatwork with the matters are often the results of the non-efficient “routine” means of teaching. The shown patterns for the conscious solving of the creative tasks in the course “Listening to music” help put together in teaching the characteristic peculiarities of perception at the primary school ages with the complexity of the traditional and modern sound solutions in the composes’ creative work. This theme of the article might be relevant to schoolmasters as the both musical and creative education of children demands the knowledge’s mastering effective techniques, together with the independent participation of children in this process. The presented models for the conscious solution of creative tasks help to combine in the learning processthe primary school age children’s perception specifics with the complexity of traditional and new sound solutions in the work of composers.

Текст научной работы на тему «Способы активизации обучения и развития творческого воображения детей на уроках "Слушание музыки"»

УДК 78.37

Н. В. Ельцова

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

узыкально-творческое обучение младших школьников требует применения эффективных приемов овладения знаниями с самостоятельным участием детей в этом процессе. Прежде чем предложить способы работы преподавателя на уроках «Слушание музыки» с помощью методов, разработанных по системе РТВ и ТРИЗ1, с привлечением открытий в области когнити-вистики, остановимся на особенностях этих процедур познания.

По определению М. В. Фаликман2 [5], когнитивная психология — психология познавательных процессов, посредством которых мы получаем, храним и используем знания об окружающем мире. Классификация познавательных процессов включает две большие группы:

1) собственно познавательные процессы на основе механизмов, благодаря которым мы получаем знания об окружающем мире - ощущение, восприятие, мышление;

2) сквозные «универсальные» процессы, помогающие организовать полученные знания по отношению психологического времени - память, внимание, воображение.

Данную классификацию предложил Л. М. Веккер в работе «Психика и реальность: единая теория психических процессов» [3], где эти понятия определяют суть предмета изучения науки «когнитивная психология». Действительно, в человеческом сознании происходят удивительные по своей сути процессы постоянной аналитической работы по выявлению частичных свойств объекта окружающего мира - цвета, текстуры, формы, громкости и т. п. (ощущение), процессы построения образов целостных объектов на основе физической энергии (восприятие). Одновременно с этим выстраиваются связи и отношения между объектами действительности и их отдельными свойствами (мышление). Все эти собственно познавательные процессы пронизывают другой тип универсальных процессов познания,

© Н. В. Ельцова, 2019

помогающих человеку структурировать полученные знания путем залечатления, хранения и извлечения опыта (память), т. е. обращения к прошлому, предполагая при этом сосредоточение на том, что обдумывается здесь и сейчас (внимание), т. е. обращение к настоящему. Целью этих процессов является обращение к психологическому будущему, к объектам, которые мы ранее не воспринимали, но конструирование которых может помочь в решении каких-либо задач (воображение).

Нужно отметить, что у взрослого человека дополнительно есть еще одно средство, помогающее ему опосредованно управлять познавательными процессами, и это средство - речь, позволяющая ему более осознанно организовать информацию в памяти, направить внимание, помочь формулировке и решению определенной мыслительной задачи.

Также стоит упомянуть о том, что когнитивная психология имеет одно принципиальное отличие от традиционного понимания психологии познавательных процессов, сложившегося в конце XIX в. Это отличие связано с тем, что когнитивная психология как подход базируется на феномене компьютерной метафоры познания. Под компьютерной метафорой познания понимается сравнение человеческого познания с работой технического устройства и прежде всего компьютера, в котором есть система ввода и вывода информации, две системы памяти — память постоянная и оперативная, некий «центральный процессор» с ограниченной пропускной способностью. Следовательно, человеческое познание можно описывать сходно с работой компьютера. Отсюда возникло предположение о возможности моделирования процесса познания с поэтапным выявлением механизмов мышления, осуществляющих решение задач. Когнитивная модель позволяет разработать правильную методику обучения детей языку или другим предметам.

м

Развернутое представление сущностных черт когнитивной психологии сделано нами не случайно. Осознание того, что процессами познания можно осознанно управлять и, самое главное, оптимизировать их - очень важно, так как в век информационных технологий выбор эффективных и действенных способов усвоения нужного материала обеспечивает столь необходимую в наше время «информационную гигиену». Ссылки на лень, непонимание, «дырявую» память учащихся в таком ракурсе организации обучения теперь не правдоподобны, так как непонимание материала детьми и отсутствие навыков самостоятельной работы с ним зачастую результат недейственных «рутинных» методов обучения.

Для показа путей оптимизации процесса обучения обратимся к курсу «Слушание музыки» - важной базе общего и специального музыкального образования. Реализовать стратегии когнитивной психологии позволяет, например, применение на занятиях интеллект-карт3 или ментальных карт.

Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова-понятия, идеи, задачи или другие рисунки, условные пиктограммы, связанные ветвями, отходящими от центрального звена. В основе этой техники изображения лежит принцип «радиантно-го мышления» (от лат. radians - испускающий лучи), относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Смысл теории «радиантного мышления» лучше всего представить словами ее создателя: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную грушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей

с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом... В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времен, будь они в состоянии эти карты увидеть» [2, с. 54-55].

Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект-карте расти беспредельно и постоянно дополняться.

Урок с использованием формы ментальной карты предоставляет как учителю, так и ученику большие преимущества, благодаря тому, что содержание урока оказывается, как говорится, «на ладони». Графический метод представления информации нагляден и увлекает учащихся, позволяя им лучше воспринять и усвоить излагаемый материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии ментальной карты, представленной на занятии учителем, содержащие лишь ее «остов», т. е. с сознательным выключением звеньев. Задача учащихся - доработать материал, восстановить предметно-смысловые «цепочки».

Основные принципы построения интел-лект-карт предполагают:

1) графическое представление информации;

2) применение пиктограмм4;

3) активное использование цвета (цветные карандаши, маркеры, мелки и т. п.);

4) центрирование объекта внимания (изучения) в пространстве и масштабное его выделение, изображение с помощью рисунка, картинки;

5) работа с картой на уроках требует совместного установления детьми связей центрального элемента/картинки с другими изображениями второго, третьего и т. д. порядка, соотносящимися по принципу «ветвей» - связей;

6) над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит круг возможных ассоциаций, следовательно, расширяет границы мышления (слова могут привести к новым идеям!).

Рисование ментальных карт, конечно, применимо не для каждого типа урока, однако, например, для систематизации мате-

риала пройденной темы или обобщающего урока в конце четверти данная форма работы будет очень полезна.

В курсе «Слушание музыки» подобные приемы работы могут быть действенны даже при работе с детьми младшего возраста, так как начальная ступень обучения имеет ряд особенностей. Первоклассники приходят в школу с разным уровнем подготовки, некоторые не умеют читать и писать. Задание списать с доски понятие или ключевой термин является затруднительным и отнимает много времени. Однако почти все дети любят и умеют рисовать, что приходит на помощь педагогу в организации обучения.

Конкретизируем использование указанной формы работы. Кажется верным, что

создание ментальной карты первоклассниками логично применить в конце первой четверти, на восьмом уроке. Это занятие перед первыми каникулами обычно обозначается как контрольный урок и его наполнение проверочными формами усвоения знаний, как правило, остается на усмотрение учителя. Предлагаем заполнить этот урок коллективным созданием ментальной карты на пройденном материале всей четверти.

Изобразим возможный вариант ментальной карты графически, отметив, что все образы и ассоциации должны подбираться всем классом, в активном диалоге, что и будет способствовать развитию восприятия, памяти, мышления каждого ученика (рис. 1).

ЗВУК

ГРОМКОСТЬ

ТЕМБР

длительность

СКОРОСТЬ

Рис. 1. Вариант ментальной карты

Данная ментальная карта обобщает все пройденные первоклассниками специальной музыкальной школы (в которой автор статьи преподавал дисциплину) темы первой четверти обучения. Детям предлагается вспомнить особенности и свойства звука, мелодии, кто в симфоническом оркестре главный, обозначить струнную группу оркестра, названия вокальных тембров.

Помимо включения подобного типа ментальных карт для обобщения материала всей четверти, они применимы и в рамках изучения одной темы. Например, тема одного из занятий второго класса во второй четверти «Сказочные образы в музыке». Обычно данная тема предполагает знакомство с жанром балета и прослушивание с просмотром фрагментов «Щелкунчика» П. И. Чайковского. Кажется верным, что данную тему можно расширить за счет включения оркестровой сюиты «Моя Матушка-Гусыня» М. Равеля. Ученикам предлагается представить себя в центре карты, так, как будто они читают книгу и перемещаются от одной истории к другой. Однако цель задания - запомнить не только сюжет, так как сюжеты сказок знакомы детям и будут рассказаны

педагогом перед первым прослушиванием дополнительно. Поэтому ученикам необходимо выявить отличительные музыкальные (инструмент, темп, регистр) и эмоциональные (убаюкивающая, пугающая) черты каждой из пьес.

Предложим остов/шаблон такой карты памяти (рис. 2).

В первой пьесе «Павана Спящей красавицы» главным инструментом является флейта, которая поет убаюкивающую мелодию. Флейту/Красавицу/замок и т. д. можно выбрать в качестве ключевого образа. Т&КЖ6 предлагается поступить и с остальными пьесами. Например, в качестве главного образа второй пьесы «Мальчик-с-паль-чик» могут выступать лес/хлебные крошки/ запутанная дорога, то вверх, то вниз, символизирующая блуждания героя/три скрипки (их соло рассказывает о том, как прилетели птицы и склевали крошки, которые должны были помочь выйти из леса). Образом третьей пьесы «Дурнушка, императрица пагод» могут выступить колокольчики/челеста, создающие китайский колорит, Изумрудный змей, ласкающийся к царице и т. п. В итоге, полученные путем ассоциаций образно-эмоциональные музы-

Рис. 2. Вариант ментальной карты

кальные характеристики пьес, при повторном прослушивании музыки узнаются моментально, запоминаются надолго, так как учащиеся сами создают их облик, и при этом формируют одну из сторон музыкального восприятия - эмоциональную отзывчивость.

Обратимся теперь к методике РТВ, ТРИЗ и возможным формам применения их техник в курсе «Слушание музыки». В работе Н. В. Земляничкиной «"Маленькие музыкальные человечки"» - помощники в мире звуков» [4] есть ряд ценных предложений. Знакомство автора с методикой ТРИЗ и курсом РТВ, разработчики которых пытаются решить проблему развития творческих навыков в сфере техники, навело ее на мысль о возможности их применения в начальном музыкальном образовании. Однако конкретной разработки это предположение не получило, автор ограничилась соображениями общеметодического характера и отдельными примерами.

Создатель ТРИЗ Г. А. Альтшуллер исходил из идеи, согласно которой знание определенных законов устройства технических систем дает возможность использовать подобные модели для сознательного решения изобретательских задач. Но на первых занятиях он столкнулся с феноменом психологической инерции слушателей, боязни парадоксальных решений. Подобная стереотипность мышления сказывается уже в школьном возрасте. Стремясь решить эту проблему, Альтшуллер в 1960-е гг. начал разрабатывать курс, основная задача которого - раскрепощение фантазии. Приведем некоторые предложенные им приемы для развития творческого мышления:

1) дидактическая игра «хорошо-плохо», как игра вызывающая интерес к противоречиям;

2) метод инверсии, или «сделай наоборот»;

3) увеличение или уменьшение объекта;

4) дробление или объединение объектов и их свойств;

5) изменение среды объекта или свойств (оживление неживого).

Размышление над возможностью использования методики в курсе «Слушание музыки» приводит к уверенности, что описанные выше приемы могут не только способствовать решению локальных задач курса (ознакомление с музыкальной грамотой, умение вести диалог-обсуждение), но и помочь ак-

тивизировать развитие навыков творческого мышления, умения «слышать» музыку, а не воспринимать ее в качестве фона.

В качестве примера применения методики ТРИЗ для традиционного музыкального материала охарактеризуем знакомство с музыкой М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Например, с пьесой «Два еврея», при слушании которой, помимо фокуса узнавания ярких портретов бедного и богатого еврея, возможно также для развития визуального воображения инициировать детей на обсуждение вариантов их внешнего облика, манеры поведения и разговора этих «инструментальных персонажей» во время встречи в соответствии с развивающим разделом музыки.

Другим примером может стать оркестровая версия «Карнавала животных» К. Сен-Санса. В этой сюите композитору удалось передать голоса (грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха) и обличье самых разных животных (тяжелую поступь и добродушный нрав слона, величественную грацию лебедя и проч.), поэтому можно предложить детям (помимо узнавания инструментов, использованных для характеристики того или иного животного), попытаться изменить их «звуковые портреты» сначала таким образом, чтобы образ животного узнавался. Предложить изменить штрих звукоизвлечения, темп, регистр, возможно даже инструмент оркестра для осознания музыкальных средств «музыкального портретирования» того или иного животного. А затем пофантазировать: с помощью каких приемов образ может измениться: грузный слон стать надувным мультипликационным шариком в виде слоненка, золотые рыбки - большими рыбами, т. е. поискать вместе с детьми варианты-«пере-вертыши» музыкальных образов.

Такой опыт рассмотрения звукового материала с разных позиций восприятия -очевидного, воображаемого, карикатурно-игрового, с вниманием и осмыслением использованных композитором и реально звучащих инструментов, динамических оттенков и штрихов в сопоставлении с придуманными детьми образами, ситуациями и предложенными средствами музыкального показа, может способствовать раскрепощению мышления, созданию разнообразных и, казалось бы, самых неожиданных представлений и ассоциаций при слушании музыки. Возникающие «фанта-

зийные» предложения имеют сугубо личный характер, однако в случае убедительных изобретательных находок они могут понравиться большинству детей и применяться в дальнейшем. Во всех воображаемых обстоятельствах (по закону методики ТРИЗ) существует только один запрет - на критику, как на действие ограничивающее воображение.

Разработка по методике ТРИЗ дидактических приемов и возможных эффективных подходов особенно актуальна для работы с новым звуковым материалом музыки XX в., которым планируется обогатить курс «Слушание музыки». Методы ТРИЗ, как набор средств, помогающих освободиться от стереотипов мышления и взглянуть на ситуации по-новому, могут стать основой для создания условий, при которых дети не будут бояться новых звуковых решений, а станут понимать их через воображаемые ситуации, различные наводящие вопросы, развивая воображение и отзывчивость на непривычную музыку.

Новые приемы особенно результативны при знакомстве детей с современной музыкой разных стилей и техник. Непривычные звучания не только помогут стимулировать игру воображения, но развить объемно-«го-лографические» представления. В первом классе тема «Фактура» раскрывалась в практике нашей работы с помощью архитектурных моделей - верхний, средний, нижний регистры сравнивались с этажами здания, трехплановость фактуры (бас, средний, верхние голоса) рассматривались как структурированное пространство, применялась программа Стивена Малиновски, по-

зволяющая графически и в режиме реального времени наблюдать за расслоениями в фактуре и изменениями в звуковысотнос-ти, скорости музыки.

Во втором классе при изучении темы ♦ Пространство в музыке» продолжается изучение устройства музыкального пространства. Детям предлагалось ассоциировать рельеф и фон музыкальной ткани с героем/действующим персонажем и окружающим его пространством - как выражение центра и периферии на картине художника или представить образ «путешествующего по миру героя».

Методика ТРИЗ позволит создать задания для оперирования детей с масштабными и синестетическими характеристиками визуально-пространственных представлений, воображать изменение среды обитания или искать способы «оживления неживого объекта». Музыкальные образы «Подводного мира» в «Садко» Н. А. Римского-Корса-кова, перезвоны колоколов в прелюдии «Затонувший собор» К. Дебюсси, звуки морского пространства в «Голосе кита» Д. Крама (для флейты, фортепиано, виолончели), атмосфера воздушной («Полеты воздушных змеев» и «В созвездии Гончих Псов» В. Екимовского, «Направь паруса к солнцу» и пьесы из цикла «Знаки Зодиака» К. Штокхаузена) или огненной стихий («Фейерверк» И. Стравинского, «Танец огня» М. Фальи). Этот необычный музыкальный материал требует для развития воображения детей и обогащения навыков их слухового восприятия методического совершенствования процесса обучения и разработки новых форм овладения знаниями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 РТВ - развитие творческого воображения, ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.

2 Фаликман Мария Вячеславовна - доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.

3 Интеллект-карта, известная также под другим названием - «Mind тар» («карты

ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «диаграммы связей», «ассоциативной диаграммы» или «схемы мышления»), являет собой способ изображения системного мышления с помощью схем. Метод использования интеллект-карт частично разработан и популяризирован психологом Тони Бьюзеном, который является специалистом в области саморазвития личности путем развития памяти и мышления. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Елена Александровна Бершадская. С теоретическими по-

ложениями данной методологии можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского [1].

4 В качестве пиктограмм в этих картах могут быть не только «смайлики» и «сердечки»,

но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к «узлам» карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бершадский М.Е. Когнитивные образовательные технологии. - URL: http:// bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/ 0-32. (дата обращения: 07.09.2018).

2. Бьюзен Т. Супермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонов. - 4-е изд. - Минск: Попурри, 2007. - С. 54-55.

3. Веккер JI. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

4. Земляничкина Н. В. «Маленькие музыкальные человечки» - помощники в мире звуков: Дипл. работа. - Новосибирск, 1997. -36 с.

5. Фаликман М. В. Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет. - URL: https://youtube/wl4YgWf-GZo (дата обращения: 07.09.2018).

REFERENCES

1. Bershadskij M. E. Kognitivnye obrazovatelnye tekhnologii [Cognitive Educational Technologies]. Available at: http:// bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/ 0-32 (Accessed 7 September 2018).

2. Buzan T. Supermyshlenie [Supermind]. Minsk, 2007, 4th ed., pp. 54-55.

3. Vekker L. M. Psikhika i realnost: edinaya teoriya psikhicheskikh protsessov [Mind and reality: Unified Theory of Mental Processes]. Moscow, 1998. 685 p.

4. Zemlyanichkina N. V. "Malenkie muzykalnye chelovechki" - pomoshchniki v mire zvukov [Little Musical Men - assistants in the world of sounds] Novosibirsk, 1997. 36 p.

5. Falikman M. V. Chto takoe kognitivnaya psikhologiya, otkuda ona vzyalas i kuda idyot [Cognitive psychology. Where does it come from and where does it go]. Available at: https://youtu.be/wl4YgWf-GZo (Accessed 7 September 2018).

Способы активизации обучения и развития творческого воображения детей на уроках «Слушание музыки» В данной статье рассматриваются возможные пути оптимизации процесса обучения в курсе «Слушание музыки» в опоре на разработки когнитивной психологии и методику «Теории решений изобретательских задач». Изучение одной из областей психологии - психологии познавательных процессов - или когнитивистики - дает возможность подобрать способы работы с современным музыкальным материалом для включения его в курс. Осознание того, что процессами познания можно осознанно управлять и, самое главное, оптимизировать их - очень важно, так как в век информационных технологий выбор эффективных и действенных способов усвоения нужного материала обеспечивает столь необходимую

Ways to improve learning and develop creative imagination of children in the course "Listening to music" This article discusses possible ways to optimize the learning process in the course "Listening to music", based on the development of cognitive psychology and the methodology "Theories of solving inventive problems". The study of the psychology of cognitive processes helps to choose certain ways of working with modern musical material to include it in the course. The perception of the fact that processes of knowledge are manageable deliberately, and the most important thing is to optimize them, as the choice of effective and efficient means of the mastering needed area of knowledge provides such an essential "informational hygiene" in our modern time, in the age of IT. The excuses towards laziness non-

в наше время «информационную гигиену». Ссылки на лень, непонимание, «дырявую» память учащихся в таком ракурсе организации обучения теперь не правдоподобны, так как непонимание материала детьми и отсутствие навыков самостоятельной работы с ним зачастую результат недейственных «рутинных» методов обучения.

Представленные модели для сознательного решения творческих задач курса «Слушание музыки» помогают соединить в обучении особенности специфики восприятия младшего школьного возраста со сложностью традиционных и новых звуковых решений в творчестве композиторов. Тема статьи актуальна для педагогов, так как музыкально-творчес-кое обучение младших школьников требует применения эффективных приемов овладения знаниями с самостоятельным участием детей в этом процессе.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальная психология, когнитивисти-ка, методика, обучение, воображение.

understanding, absent-mindedness of the young students in such an approach to the study implementing sire not proved from now on, as non-understanding of the matters by children and the lacks of skills of the independent seatwork with the matters are often the results of the non-efficient "routine" means of teaching.

The shown patterns for the conscious solving of the creative tasks in the course "Listening to music" help put together in teaching the characteristic peculiarities of perception at the primary school ages with the complexity of the traditional and modern sound solutions in the composes' creative work. This theme of the article might be relevant to schoolmasters as the both musical and creative education of children demands the knowledge's mastering effective techniques, together with the independent participation of children in this process. The presented models for the conscious solution of creative tasks help to combine in the learning processthe primary school age children's perception specifics with the complexity of traditional and new sound solutions in the work of composers.

Keywords: musical pedagogy, musical psychology, cognitive science, teaching techniques, training, imagination.

Ельцова Наталья Владимировна, магист- Eltsova Natalia Vladimirovna, 1 year

рант I курса Новосибирской государствен- undergraduate of the Glinka Novosibirsk

ной консерватории им. M. И. Глинки State Conservatoire

E-mail: natashavodyan@gmail.com E-mail: natashavodyan@gmail.com

Получено 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.