Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ: САМОРАСКРЫТИЕ И ПАРАДОКСЫ'

СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ: САМОРАСКРЫТИЕ И ПАРАДОКСЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / СТУДЕНТЫ ИТ-НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернявская В.С.

Представлены результаты эмпирического исследования, в частности один из аспектов исследования проблемы самораскрытия способностей. Показаны особенности самораскрытия способностей у студентов ИТ-направлений (N= 42). Внешние факторы самораскрытия (чаще всего - помощь педагогов) у студентов ИТ-направлений в существенной мере: а) предопределили верный профессиональный выбор; б) высокую самооценку своих профессиональных способностей; в) снижение осмысленности при росте профессиональной вовлеченности. Результаты исследования показали весьма специфичные тенденции, проявленные у студентов ИТ-направления, которые говорят о возможно неслучайном выборе профессии, обусловленном психологическими особенностями подростков, это нуждается в дополнительном осмыслении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернявская В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITIES OF STUDENTS OF IT DIRECTION: SELF-DISCOVERIES AND PARADOXES

The results of an empirical study are presented, in particular, one of the aspects of the study of the problem of self-discovery of abilities. The features of self-discovery abilities of students in IT areas (N = 42) are shown. External factors of self-disclosure (most often, the help of teachers) for students of IT areas to a significant extent: a) predetermined the right professional choice; b) high self-esteem of their professional abilities; c) a decrease in meaningfulness with an increase in professional involvement. The results of the study showed very specific tendencies shown by students of IT directions, which indicate a possible non-random choice of profession, due to the psychological characteristics of adolescents; this needs additional thought.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ: САМОРАСКРЫТИЕ И ПАРАДОКСЫ»

УДК 159.828-057.875

СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ: САМОРАСКРЫТИЕ И ПАРАДОКСЫ*

д-р пед. наук, проф. В.С. ЧЕРНЯВСКАЯ (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса)

Представлены результаты эмпирического исследования, в частности один из аспектов исследования проблемы самораскрытия способностей. Показаны особенности самораскрытия способностей у студентов ИТ-направлений (N = 42). Внешние факторы самораскрытия (чаще всего - помощь педагогов) у студентов ИТ-направлений в существенной мере: а) предопределили верный профессиональный выбор; б) высокую самооценку своих профессиональных способностей; в) снижение осмысленности при росте профессиональной вовлеченности. Результаты исследования показали весьма специфичные тенденции, проявленные у студентов ИТ-направления, которые говорят о возможно неслучайном выборе профессии, обусловленном психологическими особенностями подростков, это нуждается в дополнительном осмыслении.

Ключевые слова: самораскрытие способностей, студенты ИТ-направлений подготовки, экзистенциальная мотивация, осмысленность, профессиональная вовлеченность, самооценка.

Введение. Современный мир связан с развитием информационных технологий, цифровой средой, которые меняют мир и человека. Особенности нового поколения определяют включенностью в информационную среду, а также оторванностью от реальности. Исследователи Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказо-ва показывают, что цифровая компетентность - важная составляющая социальной компетентности, которая реализуется в четырех сферах (контент, коммуникация, потребление и техносфера) и включает знания, умения, мотивацию, ответственность и безопасность [1].

Существенно влияют цифровые технологии на молодежь, которая связывает с ними свою будущую профессию, что нуждается в специальном изучении.

Успешность профессиональной деятельности специалиста в любой области, в частности в сфере информационных систем и технологий, связана с профессионально значимыми способностями. Именно поэтому проблема изучения профессиональных способностей актуальна в настоящее время.

Основой успешной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда являются профессиональные способности, которые необходимы для качественного и эффективного выполнения трудовых операций и профессиональной деятельности в целом [3, 4]. Для современной психологии характерен интегральный подход к понимаю способностей. К составляющим современных моделей о профессиональных способностях относятся метакогнитивные процессы, духовность личности, внепрофессиональ-ный потенциал, различные ресурсы.

Проблема способностей является одной из самых острых в психологии ввиду сложности данного феномена. Верный выбор профессии - в соответствии со своими способностями и склонностями, может быть осуществлен посредством их самораскрытия для себя. Это возможно как самостоятельно (внутренний фактор), так и с помощью родителей, учителей и других (внешний фактор) [5].

Основная часть. Самораскрытие способностей, как правило, происходит в подростковом возрасте, следствием данного процесса является профессиональное самоопределение. Исследование было проведено на выборке студентов второго и третьего курса, обучающихся по направлениям «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (N = 42).

На основе результатов диагностики факторов самораскрытия выборка была разбита на две группы: внешние и внутренние факторы самораскрытия способностей. Под внешними факторами понимается большее влияние родителей, друзей, учителей на процесс самораскрытия способностей. Внутренние факторы - это собственная роль испытуемого в процессе самораскрытии своих способностей.

В соответствии с целями данной работы использовались результаты следующих методик: авторский опросник факторов самораскрытия способностей; методика неоконченных предложений М.М. Абдуллаевой для выявления профессиональной вовлеченности; дифференциально диагностиче-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ); № проекта 17-06-00281-ОГН.

ский опросник (ДДО) Е.А. Климова, анкета на тип интеллекта Г. Гарднера; модифицированный тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях А. Лэнгле; опросник самооценки способностей [6-11].

Внешние и внутренние факторы самораскрытия. Оказалось, что большинство испытуемых считает, что наибольший вклад в процесс самораскрытия своих способностей внесли они сами, количество студентов с внешними факторами самораскрытия - 13 человек, с внутренними - 29.

Профессиональная вовлеченность. С помощью методики неоконченных предложений в адаптации М. Абдуллаевой был выявлен уровень профессиональной вовлеченности. Контент-анализ результатов предполагал подсчет баллов по каждой шкале методики неоконченных предложений. Далее в процессе проведения исследования был найден уровень профессиональной вовлеченности в группах студентов с внешними факторами самораскрытия способностей. Оказалось, что большинство испытуемых с внешними факторами самораскрытия имеют средний уровень профессиональной вовлеченности.

Фундаментальные мотивации. Результаты диагностики степени реализованности фундаментальных экзистенциальных мотиваций в отношениях с педагогом с помощью модификации теста экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях (ТЭММО) показали субъективное переживание степени реализованности фундаментальных экзистенциальных мотиваций в отношениях с педагогом. Большинство испытуемых с внешними факторами самораскрытия имеют средний уровень экзистенциальной исполненности в отношениях с педагогом. Средний уровень указывает на исполненную экзистенцию. Испытуемые в целом удовлетворены своими отношениями с педагогом.

Самооценка профессиональных способностей. Результаты самооценки степени выраженности профессиональных способностей студентов ИТ-направлений, характерных для их профессиональной деятельности.

Опросник базируется на работах Н.Л. Слугиной, которая изучала способности и компетенции студентов ИТ-направлений. Студентам было предложено оценить степень выраженности у себя 36 способностей по 10-балльной шкале. Далее был подсчитан общий балл. Оказалось, что большинство студентов с внешними факторами самораскрытия (6) имеют средний уровень выраженности профессиональных способностей. Высоко свои способности оценили 5 испытуемых. Низкий уровень выраженности способностей имели 2 испытуемых. Для установления связи между результатами, полученными с помощью методики неоконченных предложений и ТЭММО, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Результаты корреляции показателей методики неоконченных предложений и теста экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях у студентов с преобладанием внешних факторов самораскрытия способностей

Дмо (доверие) -0,011

Дзащ (защищенность) -0,306

Дпр (пространство) -0,089

Доп(опора) -0,284

Цсоот (соотнесенность) -0,397

Цвр (время) -0,438

Цблиз (близость) 0,046

Цмо (ценность жизни) -0,439

Азвн (заинтересованное внимание) -0,026

Асотн (справедливое отношение) 0,284

Апрц (признание ценности) -0,423

Амо (аутентичность) -0,119

Сдеят (возможности для деятельности) -0,25

Свз (включенность во взаимосвязи) -0,416

Сбуд (совместное будущее) -0,61*

Смо (смысл) -0,561*

ЭИ (экзистенциальная исполненность) -0,501

Полученные эмпирические значения -0,61 и -0,561 достигают уровня статистической значимости (р = 0,05). Исходя из результатов, можно сделать вывод, что существует статистически значимая обратная связь между уровнем профессиональной вовлеченности и шкалами Совместное будущее (Сбуд) и Смысл (Смо). Данные результаты свидетельствуют, что чем выше уровень профессиональной вовлеченности, тем ниже степень наполненности смыслом деятельности, которую студент и педагог осуществляют вместе. Низкая профессиональная вовлеченность студентов с внешним фактором саморас-

крытия связана с субъективным переживанием ценности совместного будущего, а также осознавания смысла совместной деятельности: если студент не вовлечен в профессию, которая была определена не им самим, то существенную долю смысла он относит к совместной деятельности с преподавателем.

Связь между показателями профессиональной вовлеченности и степенью выраженности профессиональных способностей определилась с помощью коэффициента корреляции Спирмена, он составил -0,259, что не достигает уровня статистической значимости. Отрицательное значение говорит о том, что высокая профессиональная вовлеченность студента влечет за собой более низкую самооценку у себя профессиональных способностей- что соответствует по смыслу парадоксу Даннинга-Крюгера: более низкую самооценку способностей имеют более компетентные лица и наоборот [12].

Затем проверялась связь между результатами ТЭММО и самооценкой способностей в группе студентов с внешними факторами самораскрытия. Результаты корреляции представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Результаты корреляции показателей шкал теста экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях и опросника самооценки способностей

Доп (Опора) 0,585*

Дзащ (Защищенность) 0,774**

Цвр (время) -0,278

Доп (пространство) 0,359

Цсоот (соотнесенность) 0,698**

Цвр (время) 0,568*

Цблиз (близость) 0,739**

Цмо (ценность жизни) 0,905**

Азвн (заинтересованное внимание) -0,066

Асотн (справедливое отношение) 0,494

Апрц (признание ценности) 0,796**

Амо (аутентичность) 0,36

Сдеят (совместная деятельность) 0,605*

Свз (включенность во взаимосвязи) 0,848**

Сбуд (совместное будущее) 0,62*

Смо (смысл) 0,747**

ЭИ (экзистенциальная исполненность) 0,868**

Получены эмпирические значения 0,585; 0,568; 0,605; 0,62 (р = 0,05) и 0,774; 0,698; 0,739; 0,905; 0,796; 0,848; 0,747; 0,868, которые достигают уровня статистической значимости (р = 0,01). В группе студентов с внешними факторами самораскрытия существует статистически значимая связь между следующими шкалами: Опора (Доп), Защищенность (Дзащ), Соотнесенность (Цсоот), Время (Цвр), Близость (Цблиз), Ценность жизни (Цмо), Признание ценности (Апрц), Возможности для деятельности (Сдеят), Включенность во взаимосвязи (Свз), Совместное будущее (Сбуд), Смысл (Смо), Экзистенциальная исполненность (ЭИ), и самооценкой степени выраженности профессиональных способностей.

В группе студентов с внешними факторами самораскрытия общая удовлетворенность отношениями с педагогом является фактором высокой самооценки своих профессиональных способностей.

Заключение. Наличие статистически значимой обратной связи между уровнем профессиональной вовлеченности и шкалами «Совместное будущее» и «Смысл» в группе студентов с преобладающими внешними факторами самораскрытия говорит о том, что профессионально вовлеченные студенты имеют более высокий уровень автономии от преподавателя, соответственно, они не рассматривают взаимодействие с педагогом как ценность, что говорит о парадоксе: углубленность в ИТ-направление, вызванная внешним источником самораскрытия способностей, в итоге ведет к отдалению и обессмысливанию отношений.

Отсутствие связи между показателями профессиональной вовлеченностью и самооценкой степени выраженности профессиональных способностей в группе студентов с преобладающими внешними факторами самораскрытия может свидетельствовать о том, что самооценка способностей студентов не зависит от уровня профессиональной вовлеченности. Углубленность в технологии не увеличивает и не уменьшает представление о своих способностях (дает ли ИТ-углубленность ощущение роста способностей?)

Наличие значимой связи между показателями экзистенциальной мотивации и самооценкой степени выраженности профессиональных способностей в группе студентов с преобладающими внешними факторами самораскрытия может говорить о том, что общая экзистенциальная удовлетворенность отношениями с педагогом является фактором высокой самооценки своих профессиональных способностей.

При внешнем источнике самораскрытия способностей рост способностей сопутствует пониманию ценности взаимоотношений с педагогом.

Отсутствие статистически значимой связи между показателями профессиональной вовлеченности и шкал ТЭММО в группе студентов с преобладающими внутренними факторами самораскрытия способностей может указывать на то, что уровень профессиональной вовлеченности не влияет на степень удовлетворенности отношениями с педагогом. Самостоятельный источник самораскрытия способностей у студента делает его скорее независимым и экзистенциально неудовлетворенным.

Наличие статистически значимой обратной связи между уровнем профессиональной вовлеченности и самооценкой степени выраженности профессиональных способностей в группе студентов с преобладающими внутренними факторами самораскрытия может свидетельствовать о том, что высокая профессиональная вовлеченность является фактором низкой самооценки своих профессиональных способностей. Объяснение этой закономерности может быть следующим: студенты, у которых преобладает внутренний фактор самораскрытия, возможно, имеют более высокий уровень стремления к развитию способностей, что влечет неудовлетворенность их наличным уровнем. Возможен и другой парадокс: в случае, если студент является для себя источником самораскрытия способностей (интровертен), высокая вовлеченность в ИТ-технологии «уводит» и от ощущения саморазвития, и от экзистенциальной удовлетворенности (счастья).

Отсутствие статистически значимой связи между показателями шкал ТЭММО и самооценкой степени выраженности профессиональных способностей в группе студентов с преобладающими внутренними факторами самораскрытия способностей может указывать на то, что общая удовлетворенность отношениями с педагогом не влияет на самооценку своих способностей студентом, у которого преобладает внутренний фактор самораскрытия способностей.

Наличие достоверных различий между показателями шкал «Человек - техника» и «Человек -знаковая система» методики ДДО в группах студентов с внешними и внутренними факторами самораскрытия может свидетельствовать о том, что в более существенной мере внешний фактор самораскрытия способностей влияет на степень соответствия профессиональной направленности. Внешние факторы самораскрытия студентов ИТ-направления предопределяют более верный профессиональный выбор по сравнению с внутренним фактором (92% против 43%). В целом, студенты ИТ-направления показали весьма специфичные результаты, которые нуждаются в осмыслении, они в существенной мере отличаются по исследуемым параметрам от группы студентов направления «Дизайн» [13]. У последних полученные данные были намного более согласованными: профессиональная вовлеченность и экзистенциальная исполненность были связаны с внутренними факторами самораскрытия способностей. Вероятно, студенты ИТ-направления нуждаются в специальном психологическом сопровождении, для этого необходимо продолжение исследования их личностно-профессионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Солдатова, Г.У. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Нац. психол. журнал. - 2014. - № 2 (14). - С. 27-35.

2. Орел, Е.А. Особенности интеллекта профессиональных программистов / Е.А. Орел // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2007. - № 2. - С. 70-79.

3. Толочек, В.А. Профессиональное развитие субъекта: способности, компетенции, компетентность / В.А. Толочек // Вестник Самар. гум. академии. Сер. Психология. - 2014. - № 2 (16).

4. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности : учеб. пособие / В.Д. Шадриков. - М. : Университет. книга, 2010. - 319 с.

5. Аминов, Н.А. Самораскрытие способностей старшеклассника / Н.А. Аминов, В.С. Чернявская // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4 (59). - С. 184-186.

6. Абдуллаева, М.М. Семантические характеристики текста и особенности профессионального труда / М.М. Абдуллаева // Вестник Моск. ун-та. - 2005. - № 4. - С. 31-38.

7. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Обнинск : Принтер, 1993. - 57 с.

8. Чернявская, В.С. Факторы самораскрытия профессиональных способностей студентов: адаптация опросника / В.С. Чернявская, А.А. Токмакова, Ю.М. Ротэряну // Человек и его ценности в современном мире : материалы VIII Междунар. науч.-практич. конф. - 2017. - С. 183-197.

9. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта : моногр. / Г. Гарднер. - М. : И.Д. Вильямс, 2007. - 512 с.

10. Лэнгле, А. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования : учебник для вузов / А. Лэнгле. - М. : Логос, 2014. - 556 с.

11. Слугина, Н.Л. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров информационно-технологического направления средствами коллективного учебно-исследовательского проекта контекстного типа / Н.Л. Слугина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6. - С. 313-318.

12. Kruger, J. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments" / J. Kruger, D. Dunning // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. -77 (6): 1121-34.

13. Чернявская, В.С. Внешние и внутренние факторы самораскрытия способностей студентов-дизайнеров / В.С. Чернявская, А.А.Токмакова / Азимут научных иссоедований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 372-377.

Поступила 29.03.2019

ABILITIES OF STUDENTS OF IT DIRECTION: SELF-DISCOVERIES AND PARADOXES

V. CHERNYAVSKAYA

The results of an empirical study are presented, in particular, one of the aspects of the study of the problem of self-discovery of abilities. The features of self-discovery abilities of students in IT areas (N = 42) are shown. External factors of self-disclosure (most often, the help of teachers) for students of IT areas to a significant extent: a) predetermined the right professional choice; b) high self-esteem of their professional abilities; c) a decrease in meaningfulness with an increase in professional involvement. The results of the study showed very specific tendencies shown by students of IT directions, which indicate a possible non-random choice of profession, due to the psychological characteristics of adolescents; this needs additional thought.

Keywords: self-disclosure of abilities, students of IT-direction of preparation, existential motivation, meaningfulness, professional involvement, self-assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.