Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданько И.М., Чулаевский А.О.

Установлена возможность существенного совершенствования психологического отбора за счет более полной оценки интеллектуальных способностей кандидатов и повышение прогностической точности экспертного решения о профпригодности с 59 до 89 %. Показано, что применение методики оценки эффективности переработки информации является более точным прогностическим методом, чем традиционная методика анализа получаемых психодиагностических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жданько И.М., Чулаевский А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY TO PROCESS INFORMATION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SUCCESS

The authors revealed that psychologic selection could be considerably improved through more thorough evaluation of intellectual capacity of candidates and increase in predictive preciseness of occupational fitness expert opinion from 59 to 89 %. Applying evaluation of information processing efficiency was proved to be more precise predictive method than a traditional method analysing obtained psychodiagnostic results.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(гипертоническая болезнь и ИБС, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неврозы и др.). Отсюда совершенно очевидна необходимость введения для плавсостава направленного психофизиологического профессионального отбора, учитывающего специфику труда судовых специалистов как основного профилактического мероприятия, направленного на сохранение их здоровья и снижение аварийности на флоте.

В ы в о д ы. 1. Пребывание на судах связано с личным риском и выраженным постоянно сохраняющимся стрессом, обусловленным особенностями труда плавсостава, а также самим фактом пребывания на судах. 2. Профессиональная деятельность судовых специалистов предъявляет жесткие требования не только к их профессиональной подготовке, но и к психофизиологическому состоянию. 3. Профессиональная надежность членов судовых экипажей, прежде всего, определяется их психофизиологическими характеристиками. Поэтому в настоящее время особую остроту приобретает проблема психофизиологического отбора судовых специалистов при их поступлении на работу в профессии плавсостава.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство

Р2.2.755—99. — М.: МЗ РФ, 1999.

2. Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков. — М.: Транспорт, 1986.

3. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС — 74). — С.-Пб: ЗАО ЦНИИМФ, 1996.

4. Международная морская организация. Достижения, проблемы, будущее (Сер. «Судовладельцам и капитанам», вып. 1.). — С.-Пб: ЗАО ЦНИИМФ, 1996.

5. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью [МКУБ]) ИМО, Резолюция А.741 (18), принята 04.11.93.

6. Matsevch L., Vishnevsky A., Razletova A. // In: The Frourth International Symposium on Marine Health. Abstracts. — Oslo, 1997. — P. 46.

Поступила 06.10.05

УДК 621.821:65.012.45

И.М. Жданько, A.O. Чулаевский

СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственный научно-исследовательский испытательныш институт военной медицин-i МО РФ,

Москва

Установлена возможность существенного совершенствования психологического отбора за счет более полной оценки интеллектуальных способностей кандидатов и повышение прогностической точности экспертного решения о профпригодности с 59 до 89 %. Показано, что применение методики оценки эффективности переработки информации является более точным прогностическим методом, чем традиционная методика анализа получаемых психодиагностических результатов.

Ключевые слова: способности к переработке информации, профессионально важные качества, надежность деятельности, профессиональный психологический отбор, адаптация, интеллект, информационный стресс.

I.M. Zhdanko, A.O. Chulaevsky. Ability to process information as a factor of professional success. The

authors revealed that psychologic selection could be considerably improved through more thorough evaluation of intellectual capacity of candidates and increase in predictive preciseness of occupational fitness expert opinion from 59 to 89 %. Applying evaluation of information processing efficiency was proved to be more precise predictive method than a traditional method analysing obtained psychodiagnostic results.

Keywords: ability to process information, occupationally important traits, reliability of activities, occupational psychologic selection, adaptation, intellect, information stress.

Надежность решений и действий человека в экстремальных ситуациях зависит от многих обстоятельств: сложившейся ситуации, внешней среды, знаний и навыков индивида, его опыта, состояния здоровья и др. Среди них существенное значение имеют индивидуально-психологические особенности

— то своеобразие психических черт и реакций, которые делают каждого человека неповторимой личностью. Учет этих особенностей в целях обеспечения необходимой работоспособности в сложной обстановке является одной из задач профессионального психологического отбора.

Актуальность психологического отбора, в том числе лиц опасных профессий, определяется двумя факторами: характером труда (его сложностью и связанными с этим временем и стоимостью подготовки специалиста, темпом психической и физической деятельности, вероятностью возникновения экстремальных ситуаций, последствиями ошибочных действий, включая опасность для собственной жизни) и возможностями выбора, зависящими от количества претендентов. Последнее определяет, в частности, тактику психологического отбора: выбор только самых перспективных (при достаточном конкурсе) либо отсев наименее пригодных (при малом конкурсе или при его отсутствии).

Мощным толчком в разработке психологического отбора послужила первая мировая война, показавшая, например, что только в 10 % гибель летчиков обусловлена огнем противника или отказом техники, гибель 1/3 летчиков произошла от психологического несоответствия требованиям, предъявляемым деятельностью [25].

Впервые в нашей стране в 1964 г. психологический отбор введен как обязательная официальная процедура комплектования авиационных училищ ВВС. Сначала он проводился только в истребительных, затем, по мере разработки и уточнения методик, критериев и нормативов оценки, составления рациональных комплексов и подготовки специалистов, во всех остальных: бомбардировочных, транспортных, вертолетных, штурманских, инженерных, технических.

Наглядная эффективность психологического отбора в авиации способствовала его разработке и внедрению в других видах вооруженных сил. Проведение отбора, который включал изучение особенностей формирования некоторых операторских навыков, позволило сократить сроки подготовки операторов на 20—30 %, уменьшить допуск недостаточно способных к обучению на эту специальность с 35—40 до 10—12 %. Введение психофизиологического отбора в практику комплектования школ младших специалистов позволило снизить отчисление курсантов в 1,5—5 раз [5]. В работе [10] приводятся такие сведения: использование профессионального психофизиологического отбора позволяет снизить отсев обучающихся из-за профессионального несоответствия на 30—50 %, повысить надежность работы систем управления на 40—70 %, уменьшить стоимость подготовки специалистов на

30—40 %.

Кроме того, оказалось, что по соотношению стоимость/результат совершенствование системы профессионального психологического отбора (ППО) является самым эффективным мероприятием в строительстве ВВС. Так, разработанная в США система психологического отбора позволила экономить ВВС 1000 долл. на каждый затраченный на обучение доллар [28].

Таким образом, отечественный и зарубежный опыт психофизиологического отбора продемонстри-

ровал его высокую производственную и экономическую целесообразность.

В настоящее время профессиональный психологический отбор достаточно отработан методически и организационно для всех военных училищ, значительно менее качественно — для отбора и распределения отдельных категорий военнослужащих срочной службы и проходящих военную службу по контракту. Многочисленные исследования проведены или ведутся в других ведомствах и гражданских учреждениях.

Труд в большинстве профессий, а их более 50 тыс., схематически можно представить как процесс приема информации различной модальности, перекодирования, анализа, ее переработки и принятия решения, моторного воздействия на управляемые систему и объекты [14]. Зачастую профессиональная деятельность осуществляется в условиях нехватки времени, избыточности или дефицита поступления информации, воздействия различного рода помех и неблагоприятных физических и социальных факторов среды, высокой ответственности за конечный результат. Эти и многие другие особенности деятельности определяют необходимость постоянного научного поиска и разработок, направленных на выявление профессиональной пригодности человека к конкретному виду трудовой деятельности [12].

Человека как биосоциального субъекта деятельности характеризует множество врожденных и приобретенных особенностей и свойств, которые оказывают существенное влияние на становление профессионального мастерства и обозначаются понятием профессионально важные качества (ПВК) [7].

Во время второй мировой войны 2,5 % советских летчиков сбили 33 % немецких самолетов. То есть каждый летчик-ас действовал в 19,5 раза эффективнее, чем оставшиеся 97 %. Из «сильных» курсантов в 10 раз больше становятся отличными летчиками, чем из числа более слабых, а летчики со средними способностями совершают ошибки в 2,5 раза чаще, чем летчики с высокими способностями при одинаковом уровне профессиональной подготовки [16].

Среди работающих в различных отраслях производства (операторов энергосистем, угледобытчиков глубоких шахт, водителей автотранспорта, летчиков гражданской авиации и др.) 8—10 % по психофизиологическим характеристикам не соответствуют требованиям профессии. Этим обусловлено более 40 % автодорожных происшествий, 65 % производственных травм и несчастных случаев при угледобыче в шахтах, 80— 90 % нарушений режима работы тепловых электростанций [14]. По данным ООН [15], автомобильные катастрофы ежегодно уносят около 250 тыс. жизней и более 7 млн человек получают травмы, увечья. Расследование причин автодорожных происшествий и катастроф показало, что в 72—80 % случаев они совершаются по вине человека.

В авиации от 40 до 75 % летных происшествий обусловлено личностным фактором, и, несмот-

ря на общую тенденцию к сокращению несчастных случаев в авиации, этот показатель не снижается.

Таким образом, роль индивидуальных профессионально важных психофизиологических особенностей, выявляемых с помощью профотбора, в успешности сложной операторской деятельности совершенно очевидна. Все это обусловливает необходимость дальнейшего изучения целого ряда вопросов профессионального отбора и разработки научных рекомендаций по его применению.

Уточняются структура и характеристики профессионально важных качеств, разрабатываются более глубокие подходы к оценке интеллекта. Большая значимость в последние годы придается когнитивным процессам, связанным с принятием решений и обучаемостью, разрабатываются батареи тестов для их оценки. Создаются и апробируются новые тесты для изучения личностных качеств, в первую очередь стресс-устойчивости.

Главная отличительная особенность исследований по проблеме психологического отбора последнего десятилетия состоит в том, что все разработки новых тестов — и психомоторных, и интеллектуальных, и личностных — ведутся с использованием автоматизации как процедуры самого обследования, так и анализа его результатов, на основе персональных компьютеров. При этом тесты различной направленности объединяются в единый психодиагностический комплекс. Институтом авиационной и космической медицины (ныне Институт военной медицины) был проведен большой комплекс исследований по совершенствованию систем психологического отбора. Были созданы комплексы методов психологического отбора в истребительные, вертолетные, штурманские, инженерные, технические училища, школу летчиков-испытателей, кандидатов в специальные школы-интернаты ВВС с первоначальной летной подготовкой, в авиационно-спортивные клубы РОСТО, летчиков-инструкторов, летчиков палубной авиации и др. Следует отметить, что последняя система занимает в этом ряду особое место. В ней впервые применен критериальный метод отбора. То есть кандидаты из числа летного состава, уже прошедшие первоначальный отбор при поступлении в вуз, для вынесения положительного решения о пригодности в качестве летчика палубной авиации должны преодолеть экспериментально установленные уровни развития ПВК.

Поиск методов, определяющих биологические основы профессионально важных психических свойств, может выполняться несколькими путями. Например, оценка в профессионально-прогностическом плане конституционно-морфологических особенностей организма. Предположение о существовании закономерных зависимостей между морфологическими, физиологическими и психическими особенностями человека существует давно. Изучение же прогностической ценности морфологических особенностей человека для профессионального отбора, пока практически не проводилось. В Институте военной

медицины были проведены исследования по изучению влияния конституциональных особенностей и показателей адренореактивности крови на профессионально важные качества и успешность профессиональной деятельности летного состава. О каких-либо конкретных выводах еще говорить рано, поскольку данные получились достаточно противоречивые. Но исследования в этом направлении продолжаются [8].

В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для более точной оценки ПВК с целью совершенствования психологического отбора. К ним относятся достижения когнитивной психологии в области особенностей переработки информации человеком: широкое внедрение микроЭВМ и возможность использования с их помощью более глубокого статистического анализа.

В своих исследованиях мы исходим из того, что летчик в процессе выполнения профессиональной деятельности находится в крайне необычной, сложной и постоянно изменяющейся среде обитания, характеризующейся уникальным сочетанием таких условий, как пространственное перемещение с большими скоростями и ускорениями на различных высотах, подмена силы тяжести гравитационными силами, пониженное барометрическое давление, шумы, вибрации и т. д. Ко всему этому диапазону воздействий у человека практически отсутствуют биологические механизмы адаптации. Его труд и жизнедеятельность в условиях конкретного полета возможны только благодаря выполнению сложной деятельности по управлению таким высокотехнологичным комплексом, каким является современный самолет, ведению пространственной ориентировки и способности действовать в непредвиденных ситуациях, возникающих в воздухе.

В результате многолетних исследований была разработана структура профессионально важных качеств летчика [24].

Эта структура состоит из 5 блоков ПВК (рисунок):

— личностные;

— интеллектуальные;

— психофизиологические;

— физиологические;

— физические.

Представленная структура ПВК, конечно, не догма. Но в наших прикладных исследованиях она полностью подтвердила свое право на существование.

Опыт изучения летной деятельности показал, что профессиональная успешность человека в условиях полета во многом определяется его способностью построить адекватный образ ситуации и принять правильное решение на основе преобразования уже имеющейся информации и осуществления исследовательской активности по сбору недостающих сведений из внешнего окружения [17]. Эта сложная, высокоинтеллектуальная деятельность предполагает решение нескольких задач одновременно в условиях жесткого лимита времени и колос-

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

Нервно-эмоциональная устойчивость; Устойчивость к летному утомлению; Устойчивость к монотонии и работе в вынужденном темпе.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

Вестибулярная устойчивость;

Устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности;

Устойчивость к специфическим факторам полета.

пвк

Структура профессионально важных качеств летчика

сальной ответственности за свои действия. Все зависит от скорости переработки информации головным мозгом, являющейся фундаментальной биологической характеристикой человека [27]. Этим свойством мозга определяются возможности по интеллектуальной оценке ситуации и оперированию знаниями, навыками и умениями [22].

Поэтому ключевым фактором адаптации человека в летной профессии являются психологические механизмы интеллекта, которые определяют его возможности по построению новых вариантов поведения в необычных условиях окружающей среды.

В отличие от распространенных мнений, трактующих интеллект как способность к абстрактному мышлению, творческому озарению и т. п., мы рассматриваем интеллект как целостную систему по восприятию, переработке, хранению и, главное, порождению новой информации, что позволяет генерировать требуемые образцы деятельности. В эту систему входят все познавательные психические процессы человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, память и внимание [6]. Уро-

вень развития интеллекта человека определяет его способности к успешному приспособлению к разнообразным ситуациям, обучению и успешному выполнению задач в различных видах деятельности.

В основу разработки систем ППО целесообразно положить разработанный в отечественной психологии принцип единого интеллекта, в соответствии с которым исходные механизмы мышления являются общими для различных видов деятельности [9, 13, 23]. Б.М. Тепловым было показано, что в зависимости от условий, в которых осуществляется деятельность, существуют теоретический и практический типы интеллекта. Им было убедительно показано, что требования к практическому типу интеллекта, который присущ летчику, гораздо выше, чем к теоретическому типу интеллекта. Так, умственная работа, например ученого, проще, яснее и спокойнее, чем у летчика, деятельность которого в полете и нередко на земле характеризуется большим многообразием интеллектуальных задач, неполнотой и внутренней противоречивостью поступающей информации, дефицитом времени, воздействием

неблагоприятных факторов полета и высокой ответственностью за принимаемые решения, выполнение которых нередко связано с риском для жизни.

Созданы десятки теоретических моделей, объясняющих природу человеческого интеллекта, в которых количество факторов колеблется от 2, как в модели Спирмена, до 120, как, в модели Гилфорда [2].

По нашему мнению, с позиций современного научного знания в прагматических целях и под углом зрения профессиональных требований на данном этапе исследований интеллект летчика можно представить в виде структуры, состоящей из трех факторов [18, 20].

1. Логико-символьный фактор — определяет способности к манипулированию понятиями, операциям логического вывода, а также к символическим преобразованиям, характерным для операций со словами и числами. Отражает аналитическую стратегию обработки информации, присущую левому полушарию головного мозга.

2. Пространственный фактор — определяет способности к использованию информации о пространственных свойствах и отношениях предметов в виде образов. Отражает синтетическую стратегию обработки информации, присущую правому полушарию головного мозга.

3. Фактор оперативной памяти — определяет скорость и объем обработки информации. Характеризует свойства головного мозга как биологического процессора.

Большинство психологических исследований, в частности, проведенных на однояйцовых разлученных близнецах, подтверждают наследуемость общего интеллекта. Коэффициент наследуемости различных интеллектуальных способностей колеблется от

0,4 до 0,8 [1].

Установлено, что формирование многих базовых интеллектуальных функций происходит в детском возрасте [21]. Поэтому надо полагать, что человеку, которому на момент поступления в училище исполнилось 17—18 лет, трудно, а порой и невозможно, компенсировать некоторые неблагоприятные индивидуальные особенности его интеллекта.

Из этого следует, что первоочередным направлением в обеспечении высоких интеллектуальных способностей летчика должна быть как можно более точная оценка уровня интеллектуального развития в ходе его профессионального отбора.

М е т о д и к и. Исходя из изложенных теоретических представлений был разработан комплекс способов оценки интеллектуальных способностей

(ИС).

Оценка ИС осуществлялась на основе батареи из 10 психодиагностических тестов, в состав которой вошли: тест общего интеллектуального развития Г. Айзенка, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест «Равена прогрессивные матрицы», тест «Познавание частей», тест «Уличный план», тест «Развертывание складных фигур», тест «Зер-

кальные отражения», тест «Авиагоризонт», V-тест (наша оригинальная методика для оценки способности к визуализации); тест напряжения памяти Джекобсона. Первичные показатели тестов с помощью специальной экспертно-аналитической процедуры многомерного шкалирования [11] переводились в интегральные оценки развития по выделенным факторам интеллекта. Оценки представлялись как в виде одного из четырех уровней развития (низкий, умеренный, хороший и высокий), так и в виде численного индекса интеллектуального развития по выделенному фактору.

Исследования проведены на базе одного из курсов летных училищ. С помощью вышеуказанного экспертно-аналитического подхода подсчитывался обобщенный индекс интеллектуального развития.

Обследование показало, что курсанты сильно различаются по исходному уровню развития интеллекта.

Так, по логико-символьному, пространственному и фактору оперативной памяти 27—28 % курсантов 1-го курса имели низкий уровень; 25—31 % — умеренный уровень; 27—35 % — хороший уровень и лишь 10—20 % — высокий.

Оказалось, что уровень интеллектуального развития курсантов, особенно по логико-символьному и пространственному факторам, сильно влияет на успешность обучения в летном училище. У курсантов с высокими уровнями развития по этим факторам рейтинг, то есть их место на курсе исходя из показателей теоретического, тренажерного обучения и дисциплинированности, в среднем был в 2 раза выше по сравнению с курсантами с низкими ИС. Имелась почти прямо пропорциональная зависимость оценки летчиками-инструкторами успешности освоения полета по кругу в зависимости от уровня развития курсантов по этим факторам. Разница в оценке у курсантов с высоким и низким уровнем развития по всем трем факторам интеллекта составляла 0,7—1,5 балла.

Количество отчисленных на вывозной программе по летной неуспеваемости было максимальным среди курсантов с низким уровнем ИС по всем трем факторам интеллекта (33—38 % от их числа), среди курсантов с высоким уровнем развития по логико-символьному и пространственному фактору их не было вообще, а с высоким уровнем по фактору оперативной памяти был всего лишь один отчисленный.

Было установлено, что имеется возможность существенного совершенствования психологического отбора за счет более полной оценки ИС кандидатов. Так, дискриминантный анализ показал, что если точность отнесения курсантов к отчисленным по летной неуспеваемости на вывозной программе по показателям вступительного психологического отбора составляет 59 %, то по показателям интеллектуальных тестов — 89 % или на 30% больше. Совместное же использование тестов отбора, интеллектуальных тестов и тренажерного обучения позволяет повысить точность отнесения курсантов

к группе, которая не сможет освоить вывозную программу до 95%.

Как уже отмечалось, деятельность летчиков протекает в необычных сложных условиях окружающей среды, к которым человек филогенетически не приспособлен. К тому же, эффективное и безопасное управление современной боевой авиационной техникой, претерпевшей значительное усложнение, требует быстрой оценки полетной информации и принятия решения в условиях жесткого лимита времени, совмещенной деятельности и постоянного переключения с одного источника информации на другой, а также огромной ответственности за последствия выполнения полетного задания. Но для человека, в отличие от техники, усвоение и переработка информации является активным процессом, связанным с интеллектуальными усилиями и психофизиологическими затратами. Поэтому часто деятельность летчика сопровождается выраженным эмоциональным напряжением (эмоциональным стрессом).

Затруднения в переработке информации и, как следствие, эмоциональный стресс информационной природы, по данным [4, 26], является одной из ведущих причин ошибочных действий летчика и авиационных инцидентов.

Именно хроническому эмоциональному стрессу, приводящему к снижению и срыву адаптационного потенциала, приписывается, по данным [19], главенствующая роль в возникновении и широком распространении пограничных нарушений состояния здоровья и профессиональной патологии у летчиков. Происхождение указанных нарушений у летного состава связано со сверхинтенсивными нагрузками на защитно-приспособительные и регуляторные функции летчика, часто не соответствующими уровню развития его профессионально важных качеств.

Особо следует обратить внимание на ситуации дефицита информации, которые возникают в критических ситуациях летной деятельности. Как ни парадоксально это звучит, преодоление критической ситуации с дефицитом информации связано с информационной перегрузкой. Перегрузка, прежде всего, заключается в том, что на преодоление ситуации отводится жесткий лимит времени, и от летчика требуется высокая или исключительно высокая интенсивность переработки информации. Необходимо по отдельным признакам еще не развернувшихся событий предугадать ход их развития. Кроме того, в большинстве критических ситуаций пилоты должны решать несколько задач одновременно, например, продолжать пилотировать самолет и решать сложную интеллектуальную задачу по запуску двигателя или выполнению расчетов для посадки с отказавшим двигателем [3]. Известно, что в критической ситуации часть летного состава не только сохраняет успешность деятельности, но и решает судьбу полетного задания. Другие в этих условиях демонстрируют снижение надежности, иногда до полного отказа от деятельности. В числе

аутсайдеров нередко оказываются лучшие по результатам деятельности в обычных условиях авиационные специалисты.

Данные факты свидетельствуют о важности и необходимости исследования проблемы индивидуальных особенностей по переработке информации у летного состава. Их учет при отборе летчиков к различным видам профессиональной деятельности позволит повысить надежность деятельности и безопасность полетов.

В результате теоретического анализа и практического опыта разработки и применения компьютерных версий психодиагностических методик по исследованию способностей к переработке информации, был сделан вывод о том, что наиболее информативным для этих целей является показатель эффективности, который определяется такими категориями, как скорость и точность (правильность) выполнения заданий. Иначе говоря, необходим точный учет временного фактора тестирования. Данный подход позволит выявлять существенные различия среди лиц как с низкими, так и с высокими рассматриваемыми способностями. Это даст возможность осуществлять более дифференцированный подход в процессе отбора и профориентации будущих летчиков.

В качестве психодиагностического материала для изучения уровней развития способностей к переработке информации нами использовались известные и хорошо зарекомендовавшие себя в практике проведения ППО кандидатов на летное обучение методики оценки интеллектуальных профессионально важных качеств.

Важной особенностью выполненной работы явилось значительное усовершенствование оценки первичных результатов тестирования и их интерпретация. Для определения эффективности переработки информации учитывались следующие первичные показатели: количество решенных заданий (всего), количество правильно решенных заданий, количество ошибочно решенных заданий, резервное время выполнения заданий (время от реального конца работы испытуемым до окончания времени, отведенного на выполнение теста, указанном в инструкции). Перечисленные показатели переводились в стандартизированные оценки (стены). С помощью стеновых оценок вычислялись обобщенный и частные показатели эффективности переработки информации.

Обследованию подверглось 418 курсантов авиационного училища. С помощью указанной батареи тестов анализировались быстродействие оперативной памяти, оперативность мышления, эффективность переработки числовой, словесно-логической и образной информации.

Влияние эффективности переработки информации на успешность освоения летной профессии определялось посредством проведения корреляционного анализа результатов тестирования с теоретической успеваемостью, тренажерной, летной подго-

товкой курсантов (средний балл по данным 4 сессий). В результате корреляционного анализа установлено существенное влияние на успеваемость быстродействия оперативной памяти и оперативности мышления (коэффициент корреляции (г = 0,33—0,41 (р < 0,01), эффективности переработки словесно-логической (г = 0,3—0,46 (р < 0,01) и образной информации (г = 0,27—0,35 (р < 0,01).

Был проведен также сравнительный анализ успеваемости курсантов с высокими и низкими способностями к переработке информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оказалось, что курсанты с высоким обобщенным показателем превосходят курсантов с низким показателем на 0,51—0,6 балла, а курсанты с низкой эффективностью уступают по тренажерной подготовке на 1,16 балла курсантам с высокой эффективностью переработки информации.

Анализ показывает, что и по летной успеваемости учащиеся с высокими способностями к переработке информации на 0,32 балла превосходят курсантов с низкими способностями. Столь низкие абсолютные значения среднего балла летной подготовки, по нашему мнению, связаны с малым налетом, вследствие чего у курсантов недостаточно сформированы навыки выполнения полетных заданий.

Важным этапом данного исследования явилось определение возможности повышения прогноза успешности освоения летной профессии с помощью оценки способностей к переработке информации.

Результаты дискриминантного анализа обследованного контингента с помощью предложенной методики оценки эффективности переработки информации (МОЭПИ) сравнивались с аналогичными результатами вступительного ППО.

Обнаружено, что использование МОЭПИ позволяет получить более высокий прогноз успеваемости по гуманитарным дисциплинам (история, военная история, иностранный язык) — на 14,6 %, успешности освоения тренажерной подготовки — на 15,3 %, успешности освоения вывозной программы летной подготовки — на 10 %, чем ППО.

В ы в о д ы. 1. Установлены существенные индивидуальные различия в уровне развития способностей к переработке информации, которые оказывают выраженное влияние на успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности летчика как представителя одного из видов опасных профессий. 2. Результаты проведенного дискриминантного анализа и сравнительного анализа точности прогнозирования с помощью методики оценки эффективности переработки информации и профессионального психологического отбора показывают, что исследование способностей к переработке информации является более точным прогностическим методом, чем действующая психодиагностическая батарея с традиционным анализом получаемых результатов. 3. Применение предлагаемого методического подхода к оценке и об-

работке результатов тестирования в дополнение к существующей системе профессионального психологического отбора позволит точнее прогнозировать как успешное освоение летной деятельности, так и оценивать профпригодность кандидатов на обучение. 4. Одним из важных итогов проведенного исследования явился тот факт, что стало возможным не только отсеивать кандидатов с низким уровнем развития профессионально важных интеллектуальных качеств, но и выявлять наиболее перспективных лиц из числа испытуемых с высоким уровнем развития способностей к переработке информации, то есть осуществлять принцип «отбора лучших».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенк Г.Ю. // Вопр. психологии. — 1995. _ № 1.— С. 111—131.

2. Анастази А. // В кн.: Психологическое тестирование: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1982.

— Кн. 1, с. 17.

3. Береговой Г.Т., Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. — М., 1978.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.:

ИПРАН, 1995.

5. Бодров В.А. // В кн.: Проблемы профессионального психологического отбора авиационных специалистов. — М., 1985. — С. 58—71.

6. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 2. —

Л.: ЛГУ, 1976.

7. Ворона А.А., Косачев В.Е., Мельник С.Г. // Мед. труда. — 1995. — № 3. — С. 45—47.

8. Длусская И.Г., Жданько И.М., Богданов Ю.В. / / Авиакосмическая и экологическая мед. — 2002.

— Т. 36, № 5. — С. 12—18.

9. Завалишина Д.Н. // В кн.: Практическое мышление: функционирование и развитие. — М.,

1990. — С. 5—12.

10. Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. — М.: Сов. радио, 1974.

11. Косачев В.Е., Усов В.М., Осипова Н.А. // В кн.: Медицинские информационные системы. — Таганрог: ТРТИ, 1988.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. — М.: Сов. радио, 1966.

14. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд. — Киев: «На-укова думка», 1991.

15. Милерян В.Е. // В кн.: Очерки психологии труда операторов. — М.: Наука, 1974. — С. 5— 82.

16. Покровский Б.Л. Летчику о психологии. — М.: Военное изд-во, 1985.

17. Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Авиационная психология. — М: Ин-т авиационной и космической мед., 1992.

18. Пономаренко В.А., Алешин С.В., Жданько И.М. / / Физиология человека. — 1996.— Т. 22, № 4.

19. Пономаренко В.А., Разумов А.Н. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности. — М., 1997.

20. Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ: Методическое пособие. — Москва—Челябинск: «Версия», 1997.

21. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988.

22. Ступаков Г.П., Алешин С.В. // Вестн. межд. академии человека в аэрокосмических системах. —

1998. — № 1. — С. 2—4.

23. Теплое Б.М. Избранные труды. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

24. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в В В АУЛ: Методическое пособие / Под ред. В.А. Пономаренко, А.А. Вороны. — М.: Военное изд-во,

1992.

25. Хартман Б. // В кн.: Предотвращение летных происшествий. — М.: Воениздат, 1977. — С. 108—147.

26. Человеческий фактор: психофизиологические причины ошибочных действий летчика и их профилактика: Методическое пособие для летного состава и авиационных врачей / Под ред. В.В. Козлова. —

М., 2002.

27. Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетики. — М., 1963.

28. Guilford I.P. // Gen. Mgmt Ser. — 1950. — № 176. — P. 52—64.

Поступила 06.10.05

УДК 615.225.2:656.071.2

Г.А. Батищева

ПРИМЕНЕНИЕ ГИПОТЕНЗИВНЫХ СРЕДСТВ У ЛИЦ ОПЕРАТОРСКИХ ПРОФЕССИИ

Институт военной медицины, Москва, Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко

Рассматриваются результаты мониторирования показателей сердечно-сосудистой системы и психофизиологических функций при применении препаратов группы ингибиторов антиотензин-превращающего фермента (АПФ) эналаприла и лизиноприла у машинистов и помощников машинистов.

Ключевые слова: работники локомотивныгх бригад, ингибиторыы ангиотензин-превращающего фермента (АПФ), показатели психофизиологических функций.

G.A. Batisheva. Using anti-hypertensives in operator occupations. The article deals with results of monitoring cardiovascular and psychophysiologic parameters during intake of ACE inhibitors (enalapril, lisinopril) among engine drivers and engine driver's mates.

Keywords: engine crew workers, ACE inhibitors, psychophysiologic parameters.

В настоящее время лечение артериальной гипер-тензии (АГ) является важной стратегической задачей профилактики сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности в профессиональной группе лиц, связанных с движением поездов [4].

Вопросы безопасности гипотензивной терапии у лиц, связанных с движением поездов, важны, поскольку необходимо учитывать возможность влияния гипотензивной терапии на профессиональные функции машиниста, включая готовность к экстренным действиям [8, 9], сохранение ортостатической устойчивости.

Проблема безопасности использования гипотензивных препаратов у работников локомотивных бригад, страдающих АГ, также имеет большое значение в связи с необходимостью длительного приема лекарственных средств в амбулаторных условиях, без

отрыва от производства. При этом фармакотерапия антигипертензивными препаратами машинистов и помощников машинистов возможна только после апробации конкретного препарата для данного контингента, оценки его эффективности и безопасности.

В проводимых ранее исследованиях показано отрицательное влияние на когнитивные функции машиниста препаратов клофелина, резерпина, ве-рошпирона и обоснована возможность применения пропранолола, гидролазина, клопамида [8]. Однако препараты, апробированные ранее, в настоящее время стали устаревать и уступать место новым генерациям лекарственных средств.

Среди гипотензивных препаратов, применение которых изучено с позиций влияния на профессионально значимые функции машинистов локомотивов, можно отметить теветен [1], атенолол и рамиприл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.