Научная статья на тему 'Способ внутрициклового регулирования кинематических параметров рычажного механизма'

Способ внутрициклового регулирования кинематических параметров рычажного механизма Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
130
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЦИКЛОВОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ДЛИН ЗВЕНЬЕВ / ТРЕБУЕМЫЙ ЗАКОН ДВИЖЕНИЯ / INTRACYCLIC CHANGE OF LENGTHS OF LINKS / REQUIRED LAW OF MOTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иванов В. А., Бровкина Ю. И.

Рассмотрена возможность получения любого требуемого закона движения выходного звена в четырёхзвенном рычажном механизме путем внутрициклового изменения длины какого либо звена. Выведены аналитические зависимости для определения закона изменения длин звеньев, обеспечивающего требуемые кинематические характеристики выходного звена. Приведён пример осциллограммы перемещений и скоростей рабочего звена опытного образца машины с кривошипно-ползунным приводом, обеспечивающим постоянство скорости рабочего звена в заданном диапазоне перемещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Иванов В. А., Бровкина Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of intracyclic regulation of kinematic parameters of a linkage mechanism

The paper considers the possibility of obtaining any desired law of motion of an output link in fourlink mechanism by intracyclic change of the length of any link. The analytic dependence for determination of the law of variation of link lengths, providing the desired kinematic characteristics of the output link, is derived. The author gives an example of the waveform of displacement and velocity of the operating link of a prototype with slider-crank drive, providing constancy of the speed of the operating link in a given range of motion.

Текст научной работы на тему «Способ внутрициклового регулирования кинематических параметров рычажного механизма»

Серия «Химическое машиностроение и инженерная экология» Литература

1. Костенко Г.С., Кутепов А.М., Жихарев А.С. Исследование сепарации вторичных паров методом частичной конденсации в режиме поперечного тока // Журнал прикладной химии, №8,1982, Т.55, .С.1780.

2. Костенко Г.С, Кутепов А.М., Жихарев А.С., Касьяненко М.К. Исследование сепарации вторичных паров методом частичной конденсации при продольном обтекании одиночного элемента // Журнал прикладной химии, 1982. №8, с.1801.

3. Жихарев А.С. Сепарация пара методом частичной конденсации на трубном пучке // Известия МГТУ "МАМИ" №3(17), 2013, т.2, с. 69-73.

4. Жихарев А.С., Черепанова О.А. Расчёт эффективности улавливания капель в осевых центробежных сепараторах с лопастными завихрителями //Известия МГТУ "МАМИ" №1(15), 2013, т. 4, с. 86-89.

Способ внутрициклового регулирования кинематических параметров

рычажного механизма

К.т.н. доцент Иванов В.А., к.т.н. доцент Бровкина Ю.И.

Университет машиностроения 8(499)267-07-12, [email protected] 8(499)267-07-12, [email protected]

Аннотация. Рассмотрена возможность получения любого требуемого закона движения выходного звена в четырёхзвенном рычажном механизме путем внут-рициклового изменения длины какого-либо звена. Выведены аналитические зависимости для определения закона изменения длин звеньев, обеспечивающего требуемые кинематические характеристики выходного звена. Приведён пример осциллограммы перемещений и скоростей рабочего звена опытного образца машины с кривошипно-ползунным приводом, обеспечивающим постоянство скорости рабочего звена в заданном диапазоне перемещений.

Ключевые слова: внутрицикловое изменение длин звеньев, требуемый закон движения.

Современное машиностроение отличается многообразием машин и механизмов, выполняющих самые разнообразные комплексы технологических операций. Качественные характеристики этих операций и производительность машин в значительной мере зависят от законов движения их исполнительных органов. Однако в ряде случаев практическая реализация требуемых законов движения приводит к значительному усложнению кинематических схем проектируемых механизмов, что часто снижает работоспособность, надёжность, технологичность конструкций. В этих условиях целесообразно использовать простейшие схемы рычажных механизмов с регулируемым движением выходных звеньев [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Одним из эффективных методов регулирования кинематических параметров рабочих звеньев является периодическое, подчиняющееся определённому закону, изменение размеров одного или нескольких звеньев внутри цикла работы устройства - внутрициклового изменения длин звеньев.

Если, например, в синусном механизме (см. рисунок 1) перемещения, скорости и ускорения описываются зависимостями

£0 = г0 (1 - соб^), V0 =ю-го ■ (3, а0 = ю2 ■ го ■ СОБ^, (1)

то при внутрицикловом изменении длины кривошипа зависимости (1) примут вид:

£ = гД1 - соб^), (2)

Серия «Химическое машиностроение и инженерная экология»

V = w\rv-sin j + rj-(1 - cosj)], (3)

a = W - [r j - cos j + 2 - j sin j + r j(1 - cos j)], (4)

где rj - изменяющаяся длина кривошипа, dj d2r

r j = —-, rj = —j - первая и вторая производные длины кривошипа по углу его пово-dj dj

рота.

Рисунок 1. Схема синусного механизма

Длина кривошипа переменна и меняется по некоторому закону р = /(р) (рисунок 2).

к

А

U

В

|>-^ 'о -1-v. j------. Д г

->

в

Рисунок 2. Схема изменения длины звена

Величины коррекций кинематических параметров AS = S — S0, AV = V — V0, Aa = a — a0 в кулисном механизме пропорциональны изменению длины кривошипа A r j = r j — r 0. В дальнейшем задача может быть сведена к синтезу закона изменения длины кривошипа r j с целью обеспечения требуемого закона движения S j ведомого звена 3.

Остановимся более подробно на кривошипно-ползунном механизме. В общем случае для регулирования закона движения ползуна можно вводить внутрицикловые изменения длин кривошипа r, шатуна l и дезаксиала е. В качестве примера будем рассматривать влияние изменения длины шатуна l (j) или безразмерного параметра l(j) = l/r0 на кинематические параметры механизма. Вопрос о способах изменения длины шатуна за цикл движения механизма затрагиваться не будет.

Расчётная схема кривошипно-ползунного механизма представлена на рисунке 3. AB0C0 и ABKCK - соответственно крайние начальное и конечное положения. ABC - текущее поло-

Серия «Химическое машиностроение и инженерная экология» жение механизма. Текущее перемещение £ ползуна определяется разностью:

Я = Р0С -Р0С = (РС -РС0) -Р0с0,

где

РС 12 - (ее + Г0 • sin Ь)2; Р0С0 =4(¡0 - г0У Р С0 = г0 • собф; Р = arcsin е0/

\2 2 -в0 :

(10 - Г0)

Ф

(5)

(6) (7)

Г 0 - неизменная длина кривошипа,

¡о и I - соответственно начальная и текущая (изменяемая) длины шатуна, которым соответствуют безразмерные параметры 10 = — и 1 = —,

е0 - неизменная величина дезаксиала, которой соответствует безразмерный параметр У0 = —,

Г0

ф - текущий угол поворота кривошипа (обобщённая координата).

После подстановки выражений (6) и (7) в (5) формула для расчёта перемещений рабочего звена примет вид:

Я =

Г0

л/12-(П0 + бШЬ)2 -СОБр-4(10-1)

2 2 У0

Рисунок 3. Расчётная схема кривошипно-ползунного механизма

Перепишем зависимость (8) в функции обобщённой координаты ф:

Я =

г 0 •

(

1(Ф) -

Ув +

У0 • СОБф-

-у/и -1)

2 2

Уо • Б1Пф

Л

10 -1 д/сЮ-г)

2 2

У0 • соб ф + У0 • Б1П ф

10 -1

■у/(10 -1)

22 У0

- 1Г -1/ ^

(8)

(9)

Первая и вторая производные перемещения Я по времени I представляют собой соответственно скорости и ускорения рабочего звена. Ограничимся записью лишь уравнения для скорости, зависимость для определения ускорений достаточно громоздка и практически расчёт ускорений целесообразно проводить на ЭВМ с использованием расчётных математиче-

Г

Г

0

0

Серия «Химическое машиностроение и инженерная экология» ских программ, например МаШСаё 14:

V =

W- r о 1о -1

(1о - 1)2 -l(j) -l(j) -

По

- (lo - 1 + COS j) -J (lo - 1)

2 ny - sin j

I

(lo -1)2 -12(j) -

n0 - sin j +

no - (10 -1 + COSj) -V (lo -1)2 -n2 - sin j

V(lo -1)

(1o)

"2 V2 - COSj

- Vo - COS j +

V(lo -1)

2 vl - sin j

dl

t di .tt d21 где l = — и 1 = —-dj dj

- соответственно первая и вторая производные параметра l по углу

ф поворота кривошипа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимости (8 - 10) справедливы и для кривошипно-ползунного механизма с постоянной длиной шатуна, когда l = lo = const, 1 = 1o = const, 1 = o, l = o.

Величины коррекций перемещений и скоростей рабочего звена, обусловленные изменением длины шатуна, определяются выражениями:

DS =

ro -

(

1(j) -

Vo +

Vo - cos j-yl(lo -1)2 -у - sin j lo -1

Л

1o

Vo +

Vo - cos j -<J(lo - 1)2 - уУ - sin j lo -1

(11)

<

DV = ■

w- ro -i (lo -1)2 -1(j) -1(j) - vo - (lo -1 + cos j) (lo -1)2 - v° - sin j -

lo -1 Juo -1)2-1(j) - no - (1o -1 + cos j) --J(lo -1)2 - V - sin j] 2

yo - sin j +

V(lo - 1)2 - Vo - COs j

-Vo

- (lo -1 + COs j) + V(lo -1)2 -V° - sin j

a/(1o - 1)2 -1 - Vo - (lo - 1 + COs j) - V(lo - 1)

2 ny - sin j

no ■ sin j + т](lo - 1)2 -Vy - COs j

(12)

Решая уравнение (9) относительно безразмерного параметра 1, получим выражение для закона изменения длины шатуна /(ф), необходимого для осуществления требуемого закона движения £(ф) ползуна кривошипно-ползунного механизма:

1(j) = — i r o

S (j) +

[(lo -1 + COs j) -V(lo -1)2 -ny + Vo - sin j] - ro

lo -1

+

[no - (lo -1 + cos j)(lo -1)2 -ny - sin j] -

r o

lo -1

(13)

2

U.5

2

Серия «Химическое машиностроение и инженерная экология» Полученные зависимости (8 - 13) дают возможность разработчику решить задачи синтеза и кинематического анализа кривошипно-ползунного механизма, обеспечивающего требуемый технологическим процессом закон движения ползуна. Удобным и доступным способом внутрициклового изменения длины звена, на наш взгляд, является использование управляющего кулачка. Схема кривошипно-ползунного механизма и изменяемой длиной шатуна 3 с помощью кулачка 2, жёстко закреплённого на кривошипе 1, представлена на рисунке 4.

Предложенная авторами методика расчёта легла в основу создания механизма машины для раскроя листового материала, обеспечивающего постоянство скорости движения рабочего звена на заданном участке. Проведённые экспериментальные исследования подтвердили правильность теоретических выводов. Осциллограмма перемещения и скорости рабочего звена устройства показана на рисунке 5.

77777

Рисунок 4. Схема кривошипно-ползунного механизма с изменяемой длиной шатуна

Рисунок 5. Осциллограмма перемещения и скорости рабочего звена экспериментального устройства

Максимальное отклонение скорости от средней (равномерной) составило 4,1%, при этом произошло снижение максимума скорости на 12% (в машине с постоянной длиной шатуна скорость рабочего звена изменялась по закону, близкому к синусоидальному). Погрешность в воспроизведении постоянной скорости связана, на наш взгляд, с наличием дополнительных элементов в приводе опытной машины в виде звёздочек, цепей, зубчатых колёс и др.

Литература

1. Еремеев Н.В. К синтезу плоских механизмов с изменяемым законом движения рабочего звена: Анализ и синтез механизмов.- М.: Машиностроение, 1966.

2. Еремеев Н.В. Об одном устройстве для преобразования движения: //Труды института механики, №10. - М.: МГУ, 1971.

Серия «Химическое машиностроение и инженерная экология»

3. Еремеев Н.В. О регулируемых и регулирующих механизмах // Вестник МГУ, №4. - М.: МГУ, 1975. - 183 с.

4. Боннел Р.Д., Кофер Ж.А. Кинематический синтез регулируемого четырёхзвенного механизма // Прикладная механика, №1. - М.: Мир, 1966.

5. Макговерн Д.Ф., Сандор Д.Н. Кинематический синтез регулируемых механизмов // Конструирование и технология машиностроения, №2. Труды американского общества инженеров-механиков, 1973.- 88 с.

6. Иванов В.А., Чупин Ю.Н. К вопросу внутрициклового регулирования кинематических параметров механических приводов каретки диагонально-резательных машин шинного производства // Химическое машиностроение, выпуск VI. - М.: МИХМ, 1976. - 160 с.

Метод испытаний пластмасс на выносливость

К.т.н. доц. Щербаков Ю.М., к.т.н. доц. Фролов В.Н.

Университет машиностроения 8(499)267-16-73

Аннотация. Предложен метод испытаний пластмасс на выносливость при плоском поперечном изгибе в режиме заданной циклической деформации. Получены соотношения для расчёта величин прогибов, углов поворота концевых участков образца и технологического зазора 5 между штифтами в подвижных опорах и образцом при поперечном изгибе образца, свойства которого заданы линейно-упругой и нелинейно-упругой (по степеннму закону) моделями. Для определения зависимости напряжений от числа циклов до разрушения образца предложен метод оценки напряжений с использованием зависимости деформаций от числа циклов до разрушения и зависимости напряжений от деформаций, полученных при квазистатических испытаниях в режиме "мгновенного" нагружения.

Ключевые слова: метод испытаний, поперечный изгиб, выносливость пластмасс.

Основные методы испытаний пластмасс на выносливость при изгибе

Для изучения выносливости материала обычно проводятся испытания образцов в циклическом режиме нагружения до их разрушения. В результате испытаний определяется предел выносливости [1]. Существует три основных режима испытаний на выносливость: при заданной нагрузке (напряжении), при заданной деформации и при заданной энергии деформации [2] .

В настоящее время наиболее широко применяемыми методами определения предела выносливости являются следующие:

- испытания вращающегося образца круглого поперечного сечения в условиях чистого изгиба [3];

- испытание на поперечный изгиб консольно-закрепленного вращающегося образца под действием веса груза, приложенного к краю консоли [4];

- испытания на плоский поперечный изгиб консольно-закрепленного образца в режиме заданной деформации, где используются образцы с плавным переходом сечения от рабочей зоны к зоне закрепления.

По результатам испытаний строится кривая Велера в координатах N и , где N -

число циклов до разрушения образца, - максимальное нагрузочное напряжение в образце.

В работе [5] приведена схема натурных испытаний металлических заклепочных соединений на выносливость в условиях поперечного изгиба. Образец (заклепочное соединение) закреплялся по центру на столе электромеханического возбудителя колебаний, так что центральная часть образца получала вибрационное воздействие, а сам образец за счет инерционных сил находился в условиях колебательного движения при поперечном изгибе. Эта схема 28 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(19), 2014, т. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.