ЭФФЕКТИВНОЕ
животноводство
№ 4 май 2019
ИННОВАЦИОННАЯ д /г ГЛуЦ-Ч® КОРМОВАЯ ДОБАВКА ААЬОИТ-ЬИwww.albit.vet
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОТ БРУЦЕЛЛЕЗА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА
В условиях неблагополучия и прямой угрозы заражения животных возбудителями бруцеллеза важная роль отводится средствам специфической профилактики этой инфекции. Нужны вакцины и антигены, которые будут иметь высокоиммуногенные, эффективные, и удобные для практического применения свойства.
В Российской Федерации официально принята система специальных ветеринарно-санитарных мероприятий, включающая в качестве средств специфической профилактики бруцеллеза крупного рогатого скота в основном живую вакцину из штамма В.аЬоИи 82, разработанную в ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», а также живые вакцины из штаммов В.аЬогШБ 75/79-АВ и В.аЬогШБ 19.
Широкое многолетнее применение вакцины из штамма 82 при профилактике и ликвидации бруцеллеза в общем комплексе ветеринарно-санитарных мероприятий показало ее стабильные свойства, а также высокую иммунологическую и противоэпизоотическую эффективность. Создание достаточно прочного иммунного фона за счет широкого применения этой вакцины и возможность ранней поствакцинальной диагностики позволяло в более короткие сроки добиться оздоровления максимального числа животноводческих хозяйств от бруцеллеза во многих регионах РФ [1-7].
Общественное животноводство Самарской области было оздоровлено от бруцеллеза крупного рогатого ско-
та благодаря внедрению в практику работы ветеринарной службы региона усовершенственной нами системы специальных противобруцеллезных мероприятий, базирующейся на применении вакцины из слабоагглю-тиногенного штамма 82, контроля поствакцинального иммунного ответа, дифференциальной серологической диагностике заболевания с помощью бруцеллезного R-антигена, и, в некоторых случаях, двухэтапном способе иммунизации животных.
Однако вспышки бруцеллеза периодически наблюдались в индивидуальном секторе, где поголовье не подвергалось иммунизации против данной инфекции. В этих случаях применение вакцины из штамма 82 на не иммунном поголовье стельных животных было чревато поствакцинальными абортами. Поэтому нами с целью ликвидации заболевания среди такого скота был применен двухэтапный способ иммунизации, положительно зарекомендовавший себя в общественном животноводстве на регулярно иммунизированном поголовье.
32
Ветеринария
БИЗНЕС-ПАРТНЕР НОМЕРА АЛьбИТ-БИО^ _agroyug.ru
Целью наших исследований явилось изучение эффективности двухэтапного способа иммунизации крупного рогатого скота против бруцеллеза на не привитом ранее против этой инфекции поголовья.
Материалы и методы исследования. Работу по оздоровлению крупного рогатого скота от бруцеллеза проводили в пяти хозяйствах Самарской области.
На первом этапе проведения специальных проти-вобруцеллезных мероприятий на не привитом ранее поголовье, среди которого были и беременные особи, осуществляли иммунизацию крупного рогатого скота антигеном из инагглютиногенного штамма В.аЬоИш R-1096„ а на втором вакциной штамма 82 по нижеследующей схеме.
Перед иммунизацией у животных брали кровь, для исследования ее в РА и РСК с единым бруцеллезным (Б-) антигеном. При наличии больных их удаляли, а остальным подкожно вводили нативный живой антиген из штамма R-1096.
Первое поствакцинальное исследование проводили через один месяц, после введения антигена из инагглютиногенного штамма R-1096 (РА, РСК) и в это же время вводили полную дозу вакцины из штамма 82.
При получении результатов серологического исследования, больных, при их наличии, удаляли, а остальное поголовье исследовали в РА и РСК через 2-3 месяца после иммунизации животных вакцинным штаммом 82.
Для дифференциальной серологической диагностики при этом использовали набор препаратов и при необходимости РИД с О-ПС-антигеном.
В случае выделения больных бруцеллезом животных, проводили ежемесячное исследование в РА, РСК с Б- и R-антигенами, до получения двукратного подряд отрицательного результата.
При отсутствии больного скота, второе исследование проводили через шесть месяцев после введения вакцины штамма 82.
После получения двукратного подряд отрицательного результата на бруцеллез хозяйство объявляли благополучным по данному заболеванию.
Результаты исследования. В начале работы, в первом хозяйстве, при трехкратном исследовании поголовья коров на бруцеллез в РА и РСК с Б-антигеном, с интервалом в 4 месяца, были получены отрицательные результаты. После этого коровы отделения были иммунизированы антигеном из инагглютиногенного штамма R-1096. Через месяц, после их иммунизации, проверили в РА и РСК с Б-антигеном, где были получены отрицательные результаты и животные, в дальнейшем, были реиммунизированы вакциной из штамма 82.
Исследовали на бруцеллез реиммунизированных животных через пять, шесть и семь месяцев соответственно по 128, 127 и 121 головы. Во все сроки и по в-реакциям серологического исследования были получены отрицательные результаты.
За время наблюдения, после введения антигена из инагглютиногенного штамма R-1096 и вакцины из штамма 82 не было отмечено ни одного случая поствакцинальных абортов и положительно реагирующих на бруцеллез животных.
Во второе хозяйство были завезены 89 телок, среди которых 30% были на 5-6 месяцах беременности, их иммунизировали антигеном из инагглютиногенного штамма R-1096, а через один месяц реиммунизиро-вали вакцинным штаммом 82 и ввели в общее стадо коров, которые при весеннем и осеннем исследовании на бруцеллез до этого реагировали отрицательно.
Первое поствакцинальное исследование телок из всего стада коров было проведено спустя пять месяцев. Все животные реагировали в РА и РСК отрицательно. Абортов у беременных телок, реиммунизированных
вакцинным штаммом 82 по фону антигена из инагглютиногенного штамма R-1096 не было. Не отмечали наличие положительных в РА и РСК при исследовании на бруцеллез.
При очередном плановом исследовании 148 коров, в третьем хозяйстве, были обнаружены две больные бруцеллезом коровы, положительно реагирующих в РА в титре 100 МЕ. Больных коров ликвидировали, а других иммунизировали антигеном из инагглютиногенного штамма R-1096. Через один месяц после иммунизации провели серологическое исследование на бруцеллез в РА, РСК с Б- и R-антигенами и выделили двух животных, с постинфекционным характером реакций. Их ликвидировали, а оставшихся иммунизировали вакциной из штамма 82.
Исследовать поголовье на бруцеллез начали спустя один месяц после введения вакцины из штамма 82, проверили 36 голов. Через три месяца — 68 голов, через четыре месяца — 86 голов и через шесть месяцев — 28 голов. Всего за этот срок проверили 218 голов с отрицательными на бруцеллез результатами, однако через полгода при исследовании 214 животных выделили трех с постинфекционным характером реакций в высоких титрах антител. У первого животного по РА наблюдался титр антител, равный 800 МЕ, у второго — 400 МЕ, и 1:10 по РСК у третьего животного. Этих животных ликвидировали, а остальных повторно исследовали. Всего исследовано 182 пробы с отрицательными показателями в РА и РСК. Спустя год животные так же реагировали на бруцеллез отрицательно. Поствакцинальных абортов после введения вакцины из штамма 82 по фону антигена из штамма R-1096 отмечено не было.
При исследовании 68 коров, которые относятся к четвертому хозяйству, были обнаружены два больных бруцеллезом животных. Одна реагировала в РА в титре 200 МЕ, другая в РСК в разведении 1:10. Животные были ликвидированы. Следующее исследование 66 коров было проведено через 7 месяцев, где было выделено 6 больных бруцеллезом животных, реагирующих в РСК в невысоких титрах антител — 1:5-1:10. Проверка 66 лошадей также позволила выявить двух больных бруцеллезом. Одна реагировала в РА в титре 800 МЕ, другая по РСК — 1:20. Больных коров и лошадей ликвидировали.
После этого коров иммунизировали антигеном из штамма R-1096. При исследовании их через месяц, перед реиммунизацией вакциной из штамма 82, обнаружили еще двух больных, реагирующих — одна в РА в титре 200 МЕ, другая в РСК — 1:80. Животных ликвидировали, а отрицательно реагирующих реиммуни-зировали вакциной из штамма 82.
Раннее поствакцинальное дифференциально-диагностическое исследование коров, проведенное через два месяца после введения вакцины из штамма 82, позволило выявить 6 положительно реагирующих животных из 62, в том числе 2 из них были больные бруцеллезом, показывая положительную РА в титре 400 МЕ, и отрицательную РСК^. Последующие исследования поголовья, проведенные через три и четыре месяца после ревакцинации, дали возможность выявить еще четырех больных коров. Через 5-6 месяцев, после ревакцинации дважды подряд были получены отрицательные результаты серологического исследования коров на бруцеллез. Спустя 10 месяцев после ревакцинации животных, было выделено 2 коровы из 66, зараженных возбудителем бруцеллеза. Одна реагировала в РА в титре 800 МЕ, другая в РСК — 1:20. Больных животных ликвидировали, а остальное поголовье, проверенное через 11-12 месяцев после ревакцинации, двукратно подряд реагировало отрицательно на бруцеллез. Поствакци-
ЭФФЕКТИВНОЕ
животноводство
№ 4 май 2019
ИННОВАЦИОННАЯ КОРМОВАЯ ДОБАВКА
Альбит-БИО www.albit.vet
33
нальных абортов после введения вакцины из штамма 82 не было. В этом случае на оздоровление хозяйства от бруцеллеза потребовался один год.
При исследовании коров пятого хозяйства у двух животных был обнаружен бруцеллез. Одна реагировала в РА в титре 3200 МЕ, другая в РСК в титре 1:10. Животные были ликвидированы. При повторном исследовании поголовья, спустя месяц после предыдущего исследования, все животные на бруцеллез реагировали отрицательно. Спустя шесть месяцев после первого исследования, вновь было выделено 7 больных бруцеллезом животных, а через следующие семь месяцев — 3 животных, через восемь месяцев — 1 животное, через девять — 3 животных. Все они реагировали в высоких титрах антител — РА от 100 до 800 МЕ, РСК — от 1:5 до 1:320. Все больные животные были ликвидированы, а оставшихся 203 животных иммунизировали антигеном из штамма R-1096.
Через месяц, перед реиммунизацией животных вакциной из штамма 82, выделили 5 больных, все реагировали только в РСК в титрах от 1:10 до 1:60. Больных животных вывели из стада, а остальных реиммунизи-ровали вакциной из штамма 82.
После ревакцинации животных начали исследовать на бруцеллез через два месяца, и были выявлены две больные коровы в титре в РА — 100 МЕ, и РСК — 1:20. Спустя месяц обнаружили еще двух больных, одну в РА в титре 100 МЕ, другую в РСК в тире 1:80. Через четыре и пять месяцев после ревакцинации все животные на бруцеллез реагировали отрицательно.
Через 14 месяцев после ревакцинации, в результате очередного исследования поголовья обнаружили одно животное, положительно среагировавшее на бруцеллез в РСК в титре 1:20. В это же время обнаружили и одну больную лошадь, в РСК в титре 1:20.
Все последующие ежегодные исследования на бруцеллез, проводимые после вывода из стада больных животных, показывали отрицательный результат. Абортов поствакцинального характера в хозяйстве не было.
Заключение. Результаты проведенной работы показали довольно высокую противоэпизоотическую эффективность двухэтапного способа иммунизации крупного рогатого скота против бруцеллеза при оздоровлении индивидуальных хозяйств некоторых районов Самарской области.
На первом этапе животным вводили антиген из инаг-глютиногенного штамма В.аЬоГи R-1096 с целью предотвращения абортогенного действия вакцины из сла-боагглютиногенного штамма В.аЬоИш 82, вводимый на втором этапе для создания напряженного противоб-руцеллезного иммунитета.
Кроме того, введение антигена из штамма R-1096 провоцировало появление бруцеллезных антител, улавливаемых в РА и РСК^ у скрыто больных животных.
Благодаря бруцеллезному к-антигену для РСК можно было легко дифференцировать больных от бруцеллеза животных от здоровых, реиммунизированных вакциной из штамма 82, спустя уже 1-2 месяца после введения биопрепарата.
Вначале в благополучных по бруцеллезу хозяйствах, в первой и во второй подопытных группах, было показано, что после введения антигена из инагглютино-генного штамма к-1096 животные не реагируют положительно по РА и РСК с единым бруцеллезным антигеном, а если под вакцинацию попадают беременные особи, то они не абортируют после ревакцинации их вакциной из штамма 82.
Затем на животных третьего, четвертого и пятого хозяйств была показана высокая противоэпизоотиче-ская эффективность двухэтапной иммунизации животных при вспышке бруцеллеза.
Введение антигена из инагглютиногенного штамма к-1096 способствовало быстрому удалению больного поголовья, ликвидируя основной источник инфекции, а ревакцинация животных вакциной из штамма 82 создавала иммунитет высокой напряжённости, что приводило к быстрому прекращению выделений положительно реагирующих на бруцеллез животных (полгода — год).
Применение бруцеллезного к-антигена для дифференциальных диагностических исследований, ревак-цинированного поголовья позволяло знать истинную эпизоотическую ситуацию в оздоравливаемом от бруцеллеза стаде.
Появление в более поздние сроки после ревакцинации отдельных больных животных во всех хозяйствах объясняется неполным охватом поголовья вакцинацией и поствакцинальными серологическими исследованиями. После ликвидации больного поголовья, другие иммунизированные и реиммунизировнные животные двукратно подряд показывали отрицательные результаты серологических исследований на бруцеллез.
Выводы. 1. При возникновении бруцеллеза среди КРС, не привитого против данного заболевания, с целью ликвидации инфекции и предотвращения ее дальнейшего распространения можно с успехом применять двухэтапный способ иммунизации животных, используя на первом этапе антиген из инагглютиногенного штамма к-1096, а на втором из слабоагглю-тиногенного штамма 82.
2. Для дифференциальных диагностических серологических исследований ревакцинированного скота следует использовать набор препаратов для постановки РСК, с применением бруцеллезного к-антигена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авилов, В. М. Борьба с бруцеллезом крупного рогатого скота с применением вакцины из штамма 82 / В. М. Авилов, К. М. Салмаков, А. А. Новицкий // Ветеринария. — 2000. — № 3. — С. 37.
2. Иванов, А. В. Иммунобиологические свойства различных вакцинных штаммов В.аЬоИи / А. В. Иванов, К. М. Салмаков, А. М. Фомин и др. // Ветеринария. — 2009. — № 3. — С. 27-29.
3. Новицкий, А. А. Экологическая эффективность внедрения схем специальных противобруцеллезных мероприятий в Омской области / А. А. Новицкий, Б. Ю. Кассал, В. И. Горбунов // Межвуз. ст. науч. Сибнизхоз. — Омск. — 1989. — С. 24-28.
4. Салмаков, К. М. Бруцеллез крупного рогатого скота / К. М. Салмаков // Ветеринарный врач. — 2000. —№ 1. — С. 41-46.
5. Салмаков, К. М. Результаты изыскания более совершенных живых и инактивированных вакцин против бруцеллеза крупного и мелкого рогатого скота / К. М. Салмаков, А. М. Фомин, Г. М. Сафина и др. // Ветеринарный врач. — 2010. — № 5. — С. 41-44.
6. Фомин, А. М. Этапы оздоровления Самарской области от бруцеллеза крупного рогатого скота / А. М. Фомин, Г. М. Сафина, О. Д. Скляров // Матер. межунар. науч. конф., посвящ. 80-летию Самарской НИВС. — 2009. — С. 516-520.
7. Хаммадов Н. И. Маркерные локусы генома бруцелл для дифференциальной ПЦР индикации патогенных штаммов / Н. И. Хаммадов, К. А. Осянин, К. В. Усольцев, Т. Х. Фаизов, А. В. Хаммадова, Э. А. Шуралёв // Проблемы особо опасных инфекций, 2018, № 3, стр. 88-93.