Научная статья на тему 'Способ конструирования действительности в цикле Р. М. Акульшина «о чем шепчет деревня»'

Способ конструирования действительности в цикле Р. М. Акульшина «о чем шепчет деревня» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛ / ЦИКЛИЗАЦИЯ / МАЛАЯ ПРОЗА XX ВЕКА / Р.М. АКУЛЬШИН / R.M. AKULSHIN / CYCLE / CYCLING / SHORT XXTH CENTURY PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ивашкина А. Н.

В статье впервые исследуется художественный мир раннего цикла Р. М. Акульшина «О чем шепчет деревня». Выявляются факторы циклизации отдельных очерков, записок, рассказов (заголовочно-финальный комплекс, деление на подциклы, способы проявления авторского начала и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of constructing reality in the early cycle of R.M. Akulshin “What Does the Village Whisper About?”

The article presents the first study of the creative world of the early cycle of R.M. Akulshin “What Does the Village Whisper About?” The article defines the cycling factors of separate essays, notes and stories (title-finale complex, cycling, ways of expression of the author’s commentary, etc.).

Текст научной работы на тему «Способ конструирования действительности в цикле Р. М. Акульшина «о чем шепчет деревня»»

Драфт: молодая наука

А.Н. ИВАШКИНА (г. Челябинск, Россия)

УДК 821.161.1.1 (Акульшин P.M.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44

СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЦИКЛЕ Р.М. АКУЛЬШИНА «О ЧЕМ ШЕПЧЕТ ДЕРЕВНЯ»

Аннотация. В статье впервые и сследуется художественный ми р раннего ци кла P. M. Акульши на «О чем шепчет деревня». Выявляются факторы ци кли -зации отдельных очерков, записок, рассказов (заголовочно-финальный комплекс, деление на подциклы, способы проявления авторского начала и т.д.).

Ключевые слова: цикл, ци кли зация, малая проза XX века,

P.M. Акульш н.

В 20-х годах XX века возрождается интерес к историко-культурным традициям русского народа, к теме преемственности поколений. P.M. Акульшин был широко известен в России в 20-30-е годы как крестьянский писатель, создавший ряд произведений, изображающих жизнь и быт предреволюционной и новой русской деревни «О чем шепчет деревня» (1925), «Частушки» (1926) «Рязанские снопы» (1927); пьесы «Четверговая зола» (1927). Первый сборник рассказов

P.M. Акульшина «О чем шепчет деревня» состоит из очерков, объеди -ненных общностью темы, постановкой нравственно-ф лософск х соц альных проблем, в которых стрем тся к глубокому пс холог зму в зображен характеров, достоверному воссоздан ю образа русской деревни 1920-х гг. Цикл имеет многоступенчатую композицию: он состоит из 8 подциклов, каждый из которых раскрывает определенную тему, вбирает в себя круг проблем, ключевых эпизодов из жизни сель-ск х ж телей. M р деревн предстает перед ч тателям с разных сторон, воссоздается многол кая современность, центром которой является зображен е человека з народа, его ф лософ , духовного м ра. Важной ст левой пр метой, являющейся одной з ст левых скреп про зведен я, является ор ентац я на народное слово.

Жанровая унификация произведений, входящих в художественное ед нство, является одн м з ц клообразующ х факторов: автор определяет жанр компонентов цикла как статьи, заметки, записки, очерк . Все это жанры, претендующ е на достоверность в зображе-н событ й. Про зведен я меют маркеры как очерка, так рассказа. Пон мая рассказ очерк как жанры малой прозы, уч тывая в контексте цикла Р. Акульшина отсутствие принципиальной разницы

Драфт: молодая наука

между этими понятиями, мы будем считать цикл моножанровым объединением.

Произведение открывается авторским предисловием, в котором дается установка на достоверность происходящего, сообщается, определяется коммуникативная установка кни ги, ее задачи и адресат: «<...> очерки эти, подслушанные в деревне, будут интересны каждому работнику, так или иначе связанному с крестьянством» [Акульшин 1925: 4]. В предисловии также объясняются принципы издания, критерии отбора материала, приводятся сведения из истории создания книги. Автор настаивает о том, что книга «<...> отнюдь не является последовательно изложенной, законченной работой» [Акульшин 1925: 4]. Предисловие создает раму цикла: собирает со-ставляющ е в художественное целое, определяя д апазон тем дей,

содерж т авторскую оценку, задающую ч тателям модус нтерпре-тац про зведен я.

Заголовочно-финальный комплекс намечает главные темы очерков. Заголовки делятся тематически, в подцикле «О чем шепчет деревня» раскрываются наи более общие проблемы деревни: религия («Обновление икон», «Безбожники», «Запарился»), противостояние дерев-н города, соц альные проблемы («О волках, керос не об ед ном

налоге», «Арсенька и Кузьма Анисимыч», «Крестьянская молодёжь», «О кресте. Попе и об освященной корове», «Октябрины»). В подцик-лах изображаются более частные проблемы, существующие в каком-то отдельном локусе. Расположение подциклов в цикле таково, что изоб-раз тельный план постепенно «сужается», фокус руя ч тательское внимание на судьбах отдельных людей («Деревенские женщины»).

«Былое думы» освещает л р ческ е размышлен я рассказч ка о современности. «Когда я врываюсь в нагроможденный хаос московских площадей и улиц, - поверх звякающих трамваев, поверх вывесок и крикливых плакатов, я вижу теплую синеву, знакомые избы, вижу кудрявый выгон, млеющий под солнцем, все родное село мое, ибо глубоки деревенские корни, и знаю - я гость в Москве, знаю - сердце мое навсегда привязано к зелени волжских полей» [Акульшин 1925: 29]. Этот заголовок рождает ассоциации с книгой Герцена, написанной в жанре воспом нан й. Повествователь обращается к прошлому, к воспоминаниям («Из прошлого», «Праздник», «Рубка леса и от чего умер отец», «Волк»). Во всех очерках подчерк вается то, что все событ я были в прошлом. «Текут пьяные слёзы по лицу, а мне сквозь пьяную боль эту видно мучительное желание сохранить какое-нибудь мужицкое, хребтовое, свое, - корнями ушедшее в землю» [Акуль-шин 1925: 45]. Подцикл, отражающий идею важности и в то же время

Драфт: молодая наука

несовершенства прошлого, ввод тся автором для того чтобы «<...> подчеркнуть жирным шрифтом, чтобы напомнить, заставить кой-кого задуматься, пожалеть и, может быть, исправить» [Акульш н 1925: 41]. В подц кле «Подмосковье» топос сужается до зображен я локального места.

Очерки подцикла «Из записной книжки» имеют документальную основу: он являются своеобразным «хозяйственным анал зом», в котором подводятся разл чные подсчеты, дается важная для авторской оценки действительности, статистика: «До войны 14-го года в нашем селе Виловатове было две тысячи лошадей. Когда голодало Поволжье, осталось восемьдесят, - теперь цифра возросла до 200. По сравнению с голодом мы окрепли, но по сравнению с довоенным временем мы сделались беднее в десять раз, - и всё-таки, несмотря на бедность нашу, в этом году засеяна вся площадь» [Акульшин 1925: 70].

Очерки подцикла «Деревенский театр» изображают проблемы культурного характера. Ком ческ е с туац , когда вместо класс ческой пьесы «Маскарад» М. Лермонтова ставят Сиволапинскую коме-д ю, л когда зр тел засыпают во время драмы, заставляют ч тате-ля одновременно смеяться и плакать. Налицо необразованность и недалекость крестьян, пр этом рассказч ком подчерк вается любознательность сельск х ж телей, готовых заполуч ть б леты на спектакль любой ценой: «Нет денег - тащ те за б лет яйца, пож вей только. А то всю ночь проканителитесь» [Акульшин 1925: 79].

Подц кл «Деревенск е женщ ны» рассказывает о судьбах, о «крестьянской бабьей ж зн », авторск й деал пр этом не связан с по скам «нового женского образа», а, скорее, обращен в прошлое: автор вывод т на сцену образ настоящей русской женщ ны с её тяжелой женской долей, огромной внутренней с лой красотой.

Микроцикл «Заклятье Лениным и Троцким» повествует о дере-венск х заговорах - явлен весьма характерном для данного стор -ческого пер ода: «Перестали заговоры действовать - то ли потому, что Иисус да Богородица силы лишились, то ли власть другая» [Акульшин 1925: 99]. При этом отчетливо прослеживается политизированность авторской концепц : новые «святые» - люд з власт (Ленин, Троцкий) предстают в образах волшебных помощников, которые обладают цел тельной с лой наравне со святым Н колаем.

В восьмом подцикле «Новые сказки» автором изображается ми -фотворчество сельчан, создающееся вокруг событ й знач мых ф -гур времен . Сказка как жанр устного народного творчества на более популярна сред деревенск х ж телей, она «складывается народом крепко, художественно-формальный канон её нерушимый проходит

Драфт: молодая наука

через века» [Акульшин 1925: 4]. Жанр сказки в послереволюционное время наполняется новым содержан ем: формальные особенност остаются прежними, но в повествование включаются новые герои, обновляется хронотоп. Послереволюц онные сказк касаются нового советского быта, в носказательной форме вскрывают пс холог ю крестьян на, показывают нравственные деалы деревенск х ж телей.

Рассказч к помогает ч тателям разобраться в носказательном содержан сказок. К основному тексту пр ложен авторск й комментарий, который дает подробное объяснение всем событиям. «Сказка по идее, по теме, по рисунку героев не новая, - но, очевидно, чувствовал автор невозможность полной разобщенности сказки с нашим сегодня. Куски нашего революционного быта он попытался вклеить в старинную художественную оправу. Надо признаться, что местами вклеены они механически» [Акульшин 1925: 111]. Этот прием ориенти-рован на нового массового ч тателя, который только нач нает познавать художественные произведения. Автору важно объяснить и дать оценку всему, что он п шет, это важно для быстрого пон ман я текста не скушенным ч тателям , к которым в полной мере относятся ж -тел деревн , подростковая ауд тор я, на которую в первую очередь рассч тана кн га.

Эп граф соед няет все подц клы в одно художественное ед н-ство концентр руя авторскую оценку, позволяя выяв ть авторскую поз ц ю. Он очень важен, так как в нем содерж тся ключ к воспр я-тию всего цикла: «К народному шепоту внимательно прислушивайтесь... Мы должны знать, что думает старуха-деревня, когда ей часто, по весьма осязательным причинам не спится, о чем она шепчет. Это первостепенной важности вопрос» [Акульшин 1925: 7]. Уже в эп графе, напрямую соотнос мом с заглав ем ц кла, создаётся своеобразный художественный м р, который задает тон всему повествова-н ю. Деревня в авторской нтерпретац предстает одушевлённым существом, наделенным душой мыслям .

Единство времени, являясь одновременно и смысловой, и формальной скрепой, объед няет очерк в одно целое. Исходя з жанровой поэт к авторского целеполаган я, ор ентац на реал ст че-ск е пр нц пы зображен я, время можно определ ть как стор че-ское: мы видим реальные даты и названия мест. Не раз упоминается родное село рассказч ка В ловатое, Подмосковье, Москва, Ташкент. В ц кле «О чём шепчет деревня» отчетл во прослеж ваются знак времен , в которое создавал сь эт про зведен я. Способом «овнешне-н я» действ тельност станов тся спользован е деталей: так, после 1917 года в моду вошл необычные для деревенск х людей мена,

Драфт: молодая наука

порождённые революцией: «И что за имена пошли: Оренбурги, Нени-лы, Вилы...Скоро будут Ташкенты, Лопаты, Грабли» [Акульшин 1925: 22].

Художественный мир деревни достоверно изображается посредством включения в прозаических текст стихотворных и метрически организованных вставок, представляющих собой (стихотворения, заговоры). Это придает самобытность и оригинальность повествованию, а также позволяет читателю увидеть деревенский мир объемно, в мельчайших подробностях и интонациях. Монтажная композиция позволяет изображать разные локусы: от Подмосковья до Самарской губер-ни и. Такой широкий охват пространства позволяет читателям взглянуть на т п чные проблемы деревенской ж зн , не упуст ть деталей в то же время создать моза чное, но целостное полотно деревенской России в сложном процессе ее становления в постреволюционную эпоху.

Важной скрепой цикла «О чем шепчет деревня», придающей ему характер монол та, является ед ный образ рассказч ка, который дает комментар событ ям, выполняет роль «проводн ка», погружающего ч тателя в м р деревенск х обычаев обрядов, объясняющего ж з-ненный уклад.

Анал з ц кл ческого ед нства с поз ц й концептуального формального единства, на основе которого конструируется художественная модель, позволяет проследить, как из изображения отдельных частей складывается моза ка, позволяющая многомерно, подробно узнаваемо зобраз ть реальную действ тельность. Очерк Р.М. Акульш на выступают как целостная с стема, объед нённая общей деей, темой, проблемой, временем создан я, персонажам , авторской позицией, сходным построением произведений. Цикл Р.М. Акульш на «О чем шепчет деревня» представляет собой художественное ед нство, орган чно соотносящееся с культурно- стор ческой эпохой 20-х годов ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

Акульшин Р.М. О чем шепчет деревня. - М.: Московски й рабочи й, 1925. -127 с.

© Ивашкина А.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.