ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СПОРТСМЕН КАК СУБЪЕКТ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. А. Небытова, старший преподаватель кафедры физкультуры Северо-Кавказского государственного технического университета
(г. Ставрополь)
В статье рассмотрена необходимость перехода от отношения к спортсмену как объекту воздействия к отношению к нему как субъекту деятельности. Обозначен ряд причин, обусловливающих использование в учебно-тренировочном процессе не только принципов спортивной тренировки, но и других психо-лого-педагогических технологий, в частности психологического сопровождения для помощи субъекту в освоении деятельности и достижении высокорезультативных показателей.
На сегодняшний день в спорте наблюдается несоответствие между социально-педагогическим заказом на получение спортсменами стабильных, высокорезультативных показателей в определенные сроки и невозможностью подтверждать их постоянно по технико-тактическим и индивидуально-типологическим характеристикам. Одна из причин такого положения кроется в изменившейся структуре системы спортивных соревнований в годичном цикле подготовки: в увеличении числа международных соревнований (Кубок мира, Гран-при и пр.) у спортсменов и команд, особенно высокой квалификации, а также коммерческих стартов со значительными призовыми фондами и большой психической напряженностью.
Научно обоснованный учебно-тренировочный процесс, базовая подготовка с опережающим развитием физической и функциональной подготовленности, формирующие новый уровень технико-тактического арсенала и соревновательной деятельности, сами по себе должны предотвращать подобные противоречия. Однако пример последних Олимпийских игр показал, что использование для прогноза спортивных результатов ориентировочного соотношения сил между ведущими мировыми спортивными державами, которое определяется по итогам главных соревнований сезона — чемпионатов мира, и соотношения сил, определяемого по рейтингу, составленному на основе экспертных оценок и итогов
континентальных чемпионатов, без учета человеческого фактора не оправдывает себя.
Естественно, динамика роста спортивных результатов в значительной степени является следствием совершенствования организации процесса тренировки. Наиболее значимым моментом повышения его эффективности выступает процесс управления. Однако, как правило, тренеры не используют возможность управлять изменением спортивных результатов и фактически управляют лишь действиями спортсменов (задают определенную тренировочную нагрузку и добиваются ее правильного выполнения, не учитывая индивидуально-типоло-гические характеристики личности спортсмена). Это обусловлено тем, что спортивные педагоги в большинстве своем не только незнакомы с последними разработками в области психологического обеспечения спортивной деятельности, но и в связи со своей психологической невооруженностью не понимают необходимости углубленной интеграции спортивной педагогики и психологии и важности перехода от отношения к спортсмену как объекту воздействия к отношению к нему как субъекту деятельности, ведь человек существует в спорте не только в качестве средства достижения результатов.
Под субъектностью большинством исследователей (К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г, Ананьевым, Б. Ф. Ломовым и др.) понимается центральное об-
© Л. А. Небытова, 2007
разование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество.
Для выяснения особенностей спортсмена — субъекта спортивной деятельности необходимо иметь представление о самой спортивной деятельности. Наиболее полное и развернутое определение рассматриваемого понятия дали Ю. М. Блудов и В. А. Плахтиенко: «Спортивная деятельность — это многолетний, активный, целенаправленный на высшие спортивные достижения процесс совершенствования мастерства спортсмена»1. Как и всякая другая, она предметна. Однако предмет ее весьма своеобразен. Это сам человек, занимающийся спортом. Объектом сознания и воли человека служит прежде всего его собственное тело. В спорте происходит слияние объекта и субъекта деятельности. Интенсивные физические и психические нагрузки нередко бывают предельными для организма и психики спортсмена. Специфический продукт деятельности в спорте — спортивный результат, что предполагает обязательность соревнований, где в экстремальных условиях спортсмен проявляет весь имеющийся у него арсенал физических, технических и, особенно, психических качеств2.
Характерную черту спортивной деятельности составляет то, что она неравномерно распределена во времени по физическим и эмоциональным нагрузкам, ответственности отдельных периодов, по требованиям, предъявляемым к субъекту. Другая ее особенность заключается в стремлении к спортивному совершенству, которое вытекает из концепции взаимосвязи физического и психического развития личности. Основные теоретические положения этой концепции, в том числе положение о целостности развития человека, его единства как организма и личности, субъекта деятельности, индивидуальности, отражены в работах Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева. Субъектная деятельность спортсмена.
будучи внешне направленной лишь на совершенствование двигательной активности, согласно принципу обратной связи, совершенствует и самое себя.
Раскрыть особенности личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности, рассмотреть в целостном развитии ее различных особенностей (коммуникативных, эмоционально-воле-вых структур и др.) и свойств, взятых во взаимосвязи и взаимообусловленности с важнейшими объективными характеристиками жизнедеятельности вообще, позволяет деятельностный подход. Личность спортсмена в рамках данного подхода предстает целостным образованием, отражающим социальную сущность конкретного индивида — сознательного субъекта спортивной деятельности и возникающих здесь межличностных отношений.
Таким образом, спортсмен — это социальный индивид, соединяющий в себе черты общественно значимого и индивидуально-неповторимого. Реализуя свои внутренние свойства в процессе занятий спортом, личность выступает по отношению к предметам, явлениям как субъект сознания и деятельности, как источник активности, преобразующий их для удовлетворения своих и общественных потребностей. В процессе обучения, тренировки и общения личность спортсмена испытывает сопротивление предметов и явлений. С одной стороны, это физическое сопротивление, которое необходимо преодолевать физическими силами, а с другой — проявление усилия мысли, чтобы понять сущность того, что происходит в действии. В результате этого личность открывает в предметах и явлениях их природные свойства, а в себе — способности, тем самым расширяя умения управлять собой, своими движениями, действиями. Продукт ее деятельности — результат — определяет меру способностей спортсмена. В процессе тренировки спортсмен должен овладеть исторически сложившимися способами выполнения спортивных дей-
ствий и переработки сенсорной и перцептивной информации, идущей в его сознание от движений. Личности предстоит освоить то, что создано мышлением и действиями предшествующих поколений. В действии спортсмен, используя свои природные способности психического отражения, проектирования и порождения движений, реализует то, что может быть осуществлено в действительности. Способности спортсмена активно строить свое движение в пространстве и времени сообразно с формой предмета своей деятельности говорят о нем как о субъекте деятельности. В процессе деятельности вследствие воздействия на спортсмена происходит изменение психологического склада личности.
Наивысшую потребность личности как субъекта деятельности составляет самореализация заложенных в ней возможностей, т. е. потребность реализовать свой потенциал. Чем выше спортсмен ставит перед собой цели, тем выше должны быть его активность и мобилизация психических возможностей. Без учета психических проявлений в спортивной деятельности невозможно добиться полной реализации потенциала спортсмена. При этом его психические проявления следует рассматривать как системообразующий фактор мобилизации функциональных ресурсов и резервов для достижения поставленных им целей. Таким образом, личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.
Целостность личности как субъекта деятельности обеспечивается интеграцией эмоций, мотивов, воли. Основная роль мотивов — мобилизация способностей^ функциональных возможностей, опыта спортсмена, направление их на достижение поставленных целей, результатов деятельности. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля, через волевые усилия, осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Известно, что воля слу-
жит внутренним источником деятельных проявлений человека и регулятором его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе спортивной деятельности, состоят в том, чтобы обеспечить формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечивают волевые проявления применительно к данной деятельности; всестороннее развитие волевых качеств, необходимых в каждом виде деятельности (целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание и т. д.); формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявляются не только в условиях спортивной деятельности, но и в многообразных ситуациях жизнедеятельности вообще.
Развитие личности спортсмена как субъекта деятельности не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В зависимости от специфики вида спорта или соревновательного процесса взаимоотношения участников спортивного состязания могут носить характер либо сотрудничества, либо взаимодействия. При этом главным условием взаимодействия становится соответствующая степень организованности команды. Наблюдается определенная зависимость взаимодействия в команде от численности ее членов. По существу, эта связь характеризует необходимую для спортсмена долю участия в победе, является отражением собственного вклада в нее. Ряд исследователей выделяют основные критерии управления совместной деятельностью спортсменов в командах, относя к их числу уровень притязаний, групповую сплоченность, потребность в общении, физическое взаимодействие. Составляя важнейшие характеристики личности как субъекта деятельности, они обеспечивают спортсмену соответственно устойчивый уровень надежности и успешности; чувство сыгранности и общности членов команды, проявление
межличностного притяжения, взаимных симпатий, формирующих психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как микросоциума; способность координировать свои действия с партнерами.
Таким образом, спорт как специфический вид деятельности представляет собой одну из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности и ее формирование в процессе спортивной деятельности происходит прежде всего посредством стремления к физическому совершенству. Данное стремление выражается качественным преобразованием личности спортсмена, его психических способностей, эмоций, воли, мышления в экстремальных условиях спортивной деятельности, действий на пределе человеческих возможностей. В процессе занятий спортом человек производит, создает сам себя, овладевает своими природными свойствами и приобретает социальные качества, учится корректному общению.
Личность, способная не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые, является субъектом деятельности. Субъект как носитель сознания, самосознания характеризуется способностью к саморегуляции, самореализации соответственно своим замыслам и намерениям. Самоопределяясь через включение в деятельность, он к ней не сводится. Деятельность выступает как значимая форма активности субъекта, организующая и реализующая способы существования его субъектности.
Включение личности спортсмена в состав субъекта совместной деятельности предполагает его участие в организации и регуляции совместных действий, в выработке общей программы (ответственность за совместный продукт труда, совместная оценка труда, принятие коллективных решений). У спортсмена как участника совместной деятельности должны формироваться особые, индивидуальные, качества, от которых зависит согласованность действий в группе: спо-
собность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями коллектива на основе установления определенных отношений в нем, умение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлении, проявлять инициативу, решительность и дисциплинированность
Все сказанное убеждает в том, что в учебно-тренировочном процессе необходимо использование не только принципов спортивной тренировки, но и других психолого-педагогических технологий для помощи субъекту в освоении деятельности, ее надежном выполнении и достижении высокорезультативных показателей в ней.
В последнее время многие исследователи в качестве одного из наиболее важных условий для решения обозначенных выше задач выделяют психологическое сопровождение спортивной деятельности, которое понимается как целостный процесс изучения, формирования, коррекции и становления личности. Философским основанием системы психологического сопровождения личности является концепция свободного выбора как условие развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно ориентированный подход. Важным положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Внимание к психологическому сопровождению в спорте обусловлено тем, что деятельность специалистов данной службы направлена на обучение приемам саморегуляции, которые помогают формированию особых психических состояний, способствующих оптимальному использованию своих возможностей для наиболее эффективного выполнения деятельности, коррекции неадекватной нервно-психической активности, развитию самоконтроля.
Таким образом, сущность сопровождения заключается в предоставлении
субъекту деятельности орудий и приемов, которые позволяют ему активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым выводить себя на более высокий уровень развития. Это имеет большое социальное и моральное значение и служит основой формирования психически и физически здоровой личности.
Полноценная реализация психологического потенциала личности спортсмена и удовлетворение потребностей субъекта деятельности, развитие навыков самопознания, самопонимания и
рефлексии, изменение отношения к себе и другим, восстановление веры в себя и свои возможности, повышение резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, развитие эмоциональной гибкости — все это предъявляет особые требования к психологической компетентности тренера.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Плахтиенко В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. М., 1983. С. 14.
2 См.: Пуни А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А. Ц. Пуни. М., 1984. С. 157—161.
Поступила 15.12.05.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И. А. Гришанова, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин филиала Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко в г. Ижевске
Статья содержит обоснование дидактических условий, способствующих формированию коммуникативной успешности у младших школьников. Автором приводится описание специального способа, фиксирующего успех в коммуникативной деятельности учащихся.
Концепция формирования коммуникативной успешности у младших школьников базируется на идеях Л. С. Выготского о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой1.
Для младших школьников социальнокультурными условиями является учебная деятельность, представляющая собой деятельность учебного общения, под которым понимается процесс межличностного взаимодействия учащихся на школьных занятиях. Именно в условиях взаимодействия школьников на занятиях и формируется их коммуникативная успешность.
В педагогике успешность рассматривается как качественная характеристика результатов деятельности, имеющая
протяженность во времени. Коммуникативная успешность младших школьников определяется нами как результат положительного опыта коммуникативной деятельности, проявляющегося в стремлении учащихся включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности.
В основе процесса формирования коммуникативной успешности у младших школьников находится специально разработанная система дидактических условий, представляющая собой комплексное использование элементов дидактического процесса, к которым относится интеграция средств педагогической коммуникации и учебной информации; в частности, интеграция игровых методов, групповых форм организации учебного © И. А. Гришанова, 2007