возможности участия в диалоге, сказываются не только на оформлении их самостоятельной речи, но и на понимании речи окружающих в процессе диалогического общения. В связи с этим представляется необходимой разработка специальной системы обучения слабослышащих школьников ведению диалога. В частности, предполагается вести работу по обогащению словарного запаса речи этих детей, по овладению ими репликами-стимулами, по увеличению объема этих реплик. Эта работа должна организовываться с учетом их речевых возможностей и современных требований социума и школы к уровню речевой компетенции учащихся с нарушенным слухом.
Литература
1. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. M.: Сов. спорт, 2004. 304 с.
2. Дёмина, А.В. Некоторые предварительные результаты обследования навыков диалога у слабослышащих учащихся / А.В. Дёмина // Вестн. развития науки и образования. 2008. №2. С. 130 - 132.
3. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: учеб. пособие для вузов / К.В. Комаров. 2-е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом “ОНИКС-21 век”», 2005. 223 с.
4. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учеб. пособие / сост. Н.В. Новотворцева. СПб.: КАРО, 2006. 114 с.
5. Коровин, К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К.Г. Коровин. М., 1976.
6. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003. 416 с.
The characteristics of dialogue speech of hard-of-hearing children
There is discussed the problem of dialogue speech of hard-of-hearing children and its role in the process of children socialization. The peculiarities of hard-of-hearing children speech development are marked out. Also some research results of hard-of-hearing children dialogue speech can be used by the speech pathology faculties ’professors and students and by the special compensating school teachers in their work.
Key words: socialization, dialogue speech, hard-of-gearing students, stimulus sayings, answering sayings.
Д.Г. ГЛАДКИХ ( Ставрополь)
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
Описывается специфика спортивной деятельности, а также ее влияние на формирование личности спортсмена, дается характеристика внешних и внутренних условий развития личности спортсмена, выделяются наиболее важные задачи для эффективной реализации этих условий.
Ключевые слова: спортивная деятельность, спортсмен, развитие личности, условия развития личности спортсмена.
Спорт как специфический вид деятельности является одной из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности. Ее формирование в процессе спортивной деятельности происходит прежде всего посредством стремления к физическому совершенству. Оно выражается в качественном преобразовании личности, ее психических способностей, эмоций, воли, мышления в экстремальных условиях спортивной деятельности, действий на пределе человеческих возможностей. В процессе занятий спортом человек создает сам себя, овладевает своими природными свойствами и приобретает социальные качества, учится корректному общению.
Спортивная деятельность - это многолетний активный, направленный на высшие спортивные достижения процесс совершенствования мастерства спортсмена [6]. Данный вид деятельности, как и всякий другой, предметен. Однако предмет ее весьма специфичен. Им является сам человек, занимающийся спортом. Объектом сознания и воли человека является, прежде всего, его собственное тело. В спорте происходит слияние объекта и субъекта деятельности. Интенсивные физические и психические нагрузки в спортивной деятельности нередко бывают предельными для организма и психики спортсмена. Специфическим продуктом деятельности в спорте является спортивный результат, что предполагает обязательность соревнований, где в экстремальных условиях спортсмен проявляет весь име-
© Гладких Д.Г., 2009
ющийся у него арсенал физических, технических и, особенно, психических качеств [10].
Характерной чертой спортивной деятельности является то, что она неравномерно распределена во времени по физическим и эмоциональным нагрузкам, по ответственности отдельных периодов, по требованиям, предъявляемым к субъекту.
Еще одной характерной чертой спортивной деятельности является стремление к спортивному совершенству, которое вытекает из концепции взаимосвязи физического и психического развития личности. Основные теоретические положения этой концепции отражены в работах Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева [1; 5]. Среди них - положение о целостности развития человека, его единства как организма и личности, субъекта деятельности, индивидуальности.
Спортивная деятельность спортсмена, будучи внешне направленной лишь на совершенствование двигательной активности, согласно принципу обратной связи, совершенствует, тем не менее, и самое себя.
А.Н. Леонтьев отмечал, что именно во внешней деятельности происходит размыкание круга внутренних, психических процессов навстречу так называемому объективному, предметному миру, властно врывающемуся в этот круг [5].
Раскрыть особенности личности спортсмена, рассмотреть в целостном развитии ее различных особенностей (коммуникативных, эмоционально-волевых и др.) и свойств, взятых во взаимосвязи и взаимообусловленности с важнейшими объективными характеристиками жизнедеятельности вообще, позволяет деятельностный подход. Личность спортсмена в рамках данного подхода рассматривается как целостное образование, отражающее социальную сущность конкретного индивида - сознательного субъекта спортивной деятельности и возникающих здесь межличностных отношений [4: 124].
Н.П. Гуменюк и В.В. Клименко раскрывают понятие «спортсмен» следующим образом: «... социальный индивид, соединяющий в себе черты общественно значимого и индивидуально-неповторимого» [9]. Ученые пишут, что,
реализуя свои внутренние свойства в процессе занятий спортом, личность выступает по отношению к предметам, явлениям как субъект сознания и деятельности, как источник активности, преобразующий их для удовлетворения своих и общественных потребностей. В процессе обучения, тренировки и общения личность спортсмена испытывает сопротивление со стороны предметов и явлений. С одной стороны, это физическое сопротивление, которое необходимо преодолевать физическими силами, с другой - проявление усилия мысли, чтобы понять сущность того, что происходит в действии. В результате этого личность открывает в предметах и явлениях их природные свойства, а в себе - способности, тем самым расширяя умения управлять собой, своими движениями, действиями. Продукт ее деятельности -результат - определяет меру способностей спортсмена. Далее авторы отмечают, что в тренировке спортсмен должен присвоить исторически сложившиеся способы выполнения спортивных действий, освоить их образы, способы переработки сенсорной и перцептивной информации, идущей в его сознание от движений. Личности предстоит освоить то, что создано мышлением и действиями предшествующих поколений. В действии спортсмен, используя свои природные способности психического отражения, проектирования и порождения движений, реализует то, что может быть осуществлено в действительности. Эти способности спортсмена активно строить свое движение в пространстве и времени сообразно с формой предмета своей деятельности говорят о нем как о субъекте спортивной деятельности. В процессе деятельности вследствие воздействия на спортсмена происходит изменение психологического склада личности [8].
Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В зависимости от специфики вида спорта или соревновательного процесса взаимоотношения участников спортивного состязания могут носить характер либо сотрудничества, внесение своего вклада в успех команды, либо взаимодействия. При этом
главным условием взаимодействия становится соответствующая степень организованности команд. Определенная зависимость взаимодействия в команде наблюдается и от численности ее членов. По существу, эта связь характеризует необходимую для спортсмена долю участия в победе, является отражением собственного вклада в нее. Г.Д. Горбунов, В.В. Иванов, Е.П. Ильин [7] выделяют основные критерии управления спортивной деятельностью спортсменов в командах: уровень притязаний, групповая сплоченность, потребность в общении, физическое взаимодействие.
Включение личности в коллективную спортивную деятельность предполагает ее участие в организации и регуляции совместных действий, в выработке общей программы (ответственность за совместный продукт труда, совместная оценка труда, принятие коллективных решений). У личности как участника коллективной спортивной деятельности должны формироваться особые индивидуальные качества, от которых зависит согласованность действий в группе: способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями коллектива на основе установления определенных отношений в нем, умение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлении, проявлять инициативу, решительность и дисциплинированность.
В целом проблема формирования личности в конкретной деятельности предполагает изучение объективных и субъективных факторов, воздействующих на ее развитие. Так, в процессе спортивной деятельности спортсмен действует не по абстрактной схеме. В разнообразных необходимых формах он решает задачи, направляет свою активность на поиск оптимальных путей их решения. Рассматривая деятельность как совместную, регулируемую, необходимо выяснить, как личность или коллектив становятся ее субъектом, т.е. выявить условия, влияю -щие на формирование личностных качеств спортсмена.
Требования деятельности, ее характеристики и условия - временные, пространственные, технические и т.д. - соотносятся с психическими качествами личности спортсмена опосредованно, через личность,
которая придает им целостность. С одной стороны, спортсмен вырабатывает комплекс психологических режимов деятельности в зависимости от своего состояния, способностей, отношения к задачам, с другой - определяет свою стратегию и тактику, с третьей - выявляет динамику требований деятельности. Этот комплекс формируется спортсменом как динамическая целостная система деятельности. Он стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности.
К внешним условиям, влияющим на формирование личности спортсмена, в первую очередь относится сама спортивная деятельность. Успешное и надежное ее выполнение связано с освоением психологической структуры спортивной деятельности, в которой, основываясь на универсальной психологической структуре деятельности В.Д. Шадрикова [12], мы выделяем три блока: мотивация - средства -результат. Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности, где сама мотивация определяется как совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют, регулируют эту активность [9].
В теории и методике спортивной тренировки разработаны рациональные способы выполнения физических упражнений, совокупность которых образует технику определенного вида спорта. Каким из этих способов деятельности спортсмен будет отдавать предпочтение, зависит, с одной стороны, от его целей, а с другой -от условий деятельности, объективных и субъективных.
К числу объективных (внешних) условий можно отнести общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена, включая, например, материальную базу для тренировок, качество инвентаря, влияние тренера, используемые им технологии обучения и воспитания, влияние коллектива.
С точки зрения исследователей в области спортивной психологии, субъективные внутренние условия спортивной деятельности формируются в процессе физической, технической, тактической,
теоретической и психологической подготовки, т.е. специально организованной высокой двигательной, а также психической активности спортсмена. К ним относятся развитые в специализированном направлении психические (когнитивные) процессы, доминирующие тренировочные и соревновательные психические состояния, спортивно важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) [2; 8; 9; 11 и др.].
Интегральной характеристикой блока средств является индивидуальный стиль деятельности. По мнению Н.Б. Стамбу-ловой, индивидуальный стиль деятельности складывается на протяжении спортивной карьеры, реализуя функцию согласования, уравновешивания объективных и субъективных условий деятельности, и отражает ту известную закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. «Кроме того, - пишет автор, - индивидуальный стиль деятельности связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психологической структуре, пытаясь разрешить противоречие как между объективными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена» [11].
В целом блок средств спортивной деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов спортсмена, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.
Последний блок психологической структуры спортивной деятельности - результат [3; 6]. Здесь мы вынуждены вернуться к соотношению структурных компонентов - цели как идеально представленного результата и реально достигнутого результата деятельности. Учитывая две составляющие как цели, так и содержания деятельности, можно считать результатом определенный итог процесса подготовки (совершенствования мастерства), а также и результат, показанный спортсменом на соревновании.
Поэтому, исходя из психологической структуры спортивной деятельности, ее результаты рассматривают в узком и ши-
роком смыслах. В узком смысле это конкретные спортивные достижения, выражающиеся в секундах, метрах, баллах и т.п., занятых местах, рекордах, квалификации спортсмена.
Определив особенности психологической структуры спортивной деятельности, перейдем к рассмотрению вышеперечисленных внешних условий, влияющих на формирование личности спортсмена. Одной из задач нашей работы является выявление влияния спортивной деятельности на формирование личности спортсмена. Проведенный анализ научной литературы позволил выявить условия, влияющие на формирование личностных качеств спортсмена в процессе спортивной деятельности. К внешним условиям относятся общие требования спортивной деятельности; специфические требования вида спорта; конкретные условия спортивной карьеры, включая деятельность тренера, его компетентность и влияние спортивной команды. К внутренним условиям относятся возможности спортсмена; его активность, нацеленная на повышение и расширение этих возможностей.
Для обеспечения этих условий необходимо решение следующих задач:
1) формирование соревновательной мотивации;
2) формирование установок на достижение результата;
3) систематический и целенаправленный анализ результативности игровой деятельности;
4) формирование и развитие в процессе учебно-тренировочных занятий специальных свойств личности, необходимых для высокоэффективного выполнения игровой деятельности - психоэмоциональной устойчивости, целеустремленности, инициативности, самообладания и т.д.;
5) активизация мыслительных процессов, развитие скорости и гибкости мышления при принятии решений, устойчивости внимания;
6) выработка индивидуального стиля спортивной деятельности;
7) самопознание и саморефлексия (анализ и оценка потенциалов);
8) формирование социально-психологических свойств личности в процессе спортивной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Е. БЕБИНОВ, В.А. САЛЬНИКОВ
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
2. Глобусов, Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге / Р.А. Глобусов. Минск: Полымя, 1981. 142 с.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта. Современные направления в психологии / Е.П. Ильин. Л.: ЛГУ, 1983. 96с.
4. Левик, Г.Е. К вопросу о концептуальной модели личности спортсмена / Г.Е. Левик // Совершенствование основ физического воспитания и спорта. М., 1981. С. 151 - 153.
5. Леонтьев, А.Л. Деятельность. Сознание. Личность / А.Л. Леонтьев. М.: Полит. лит., 1975. 302 с.
6. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте /
В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. М.: ФиС, 1983. 176 с.
7. Попов, А.Л. Спортивная психология / А.Л. Попов. М.: Флинта, 2000. 152 с.
8. Потапов, В.Я. Подготовка яхтсменов высшей квалификации к соревнованиям с учетом психологических факторов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Я. Потапов. М., 1987. 24 с.
9. Психология физического воспитания и спорта / Н.П. Гуменюк, В.В. Клименко. Киев: Выща шк. 1985. 311с.
10. Пуни, А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А.Ц. Пуни. М.: ФиС, 1984. С. 157 - 161.
11. Стамбулова, Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности. Психология спортивной карьеры. СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. С. 65 - 69.
12. Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В.Д. Шадриков // Пси-хол. журн. 1998. Т.1. №3. С. 33 - 46.
Sport activity influence on the sportsman personality development
There is described the specific of sport activity and also and its influence on the sportsman personality development. Also there is given the characteristic of the outer and inner conditions of the personality development. The most important issues for the effective realization of these conditions are marked out.
Key words: sport activity, sportsman, personality development, conditions of sportsman personality development.
( Омск)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ ВНИМАНИЯ
С ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У КУРСАНТОВ АВТОШКОЛ
Исследуются различия функций внимания у начинающих водителей. Выявлено, что при оценке психофизиологических параметров человека необходимо определять типологические комплексы, а не отдельные свойства нервной системы, и учитывать это при организации учебного процесса.
Ключевые слова: типологические особенности проявлений свойств нервной системы, функции внимания, обучение, курсанты автошкол, индивидуальные особенности.
В многообразии современных профессий особый интерес вызывает труд чело-века-оператора. Понятие «оператор» (от лат. operator - действующий) изначально являлось математическим термином, выражающим связь двух множеств. Термин «человек-оператор» применяется в инженерной психологии для определения человека, управляющего сложной технической системой по заранее заданной программе [12]. Это определение дает основание утверждать, что процесс управления транспортным средством относится к операторской деятельности.
Работа водителя осуществляется в сложной динамической системе, включающей в себя четыре основных составляющих: 1) водитель; 2) автомобиль; 3) дорога; 4) окружающая среда (ВАДС) [8]. На водителе как одном из звеньев комплекса ВАДС лежит ответственность за поддержание этой системы в состоянии равновесия. Следует предположить, что такое положение в этой системе формирует определенный эмоциональный фон деятельности и предъявляет особые требования к функциональным возможностям оператора. Кроме того, поступающая водителю информация о дорожном движении имеет достаточную степень неопределенности, что не позволяет ему строить долгосрочных прогнозов своих действий.
© Бебинов С.Е., Сальников В.А., 2009