Научная статья на тему 'Программа подготовки спортивных психологов для психологического сопровождения спортсменов в период подготовки и проведения Универсиады-2013'

Программа подготовки спортивных психологов для психологического сопровождения спортсменов в период подготовки и проведения Универсиады-2013 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УНИВЕРСИАДА-2013 / THE PREPARATION PROGRAM / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / UNIVERSIADE-2013

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матушанская Ася Григорьевна, Матушанский Григорий Ушерович

В статье представлена программа подготовки спортивных психологов для сопровождения спортсменов в период подготовки и проведении Универсиады -2013 в г. Казани. Раскрыты цели и задачи программа, дано распределение учебной нагрузки по разделам, темам и видам отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF SPORTS PSYCHOLOGISTS TRAINING FOR PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SPORTSMEN IN PREPARATION PERIOD AND CARRYING OUT OF UNIVERSIADE-2013

In this article the program of preparation of sports psychologists for sportsmen's support during Universiade-2013 preparation and carrying out is presented. The purposes and tasks of the program are opened. Distribution of educational material on sections, themes and reporting kinds is given.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки спортивных психологов для психологического сопровождения спортсменов в период подготовки и проведения Универсиады-2013»

Матушанская А.Г., Матушанский Г.У.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИАДЫ-2013

В статье представлена программа подготовки спортивных психологов для сопровождения спортсменов в период подготовки и проведении Универсиады -2013 в г. Казани. Раскрыты цели и задачи программа, дано распределение учебной нагрузки по разделам, темам и видам отчетности.

Ключевые слова: программа подготовки, психологическое сопровождение, Универсиада-2013.

Во время проведения предстоящей Универсиады - 2013 в г. Казани нам всем хочется встретить наших отечественных и зарубежных коллег хорошей подготовкой спортсменов и обеспечением проведения данного мероприятия. Психологическая подготовка на сегодняшний день занимает важное место в работе со спортсменами различных квалификаций. Но, к сожалению, подготовкой самих спортивных психологов, специалистов в достаточно специфичной области психологии, на сегодняшний день занимается ограниченное число учреждений. Помочь дальнейшему развитию данного процесса может разработанная и представленная ниже программа направления «Психологическое сопровождение спортсменов в период подготовки и проведения Универсиады-2013».

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ

ОТЧЕТНОСТИ

1.1. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Изучение и углубление психологических знаний, формирование и развитие умений и навыков, способствующих полноценной профессиональной деятельности в области психологического сопровождения спортивной деятельности. Актуальность представленной программы связана с подготовкой Универсиады-2013 в г. Казани.

1.2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Заявленная цель реализуется через следующую систему задач:

■ формирование системы знаний по истории, теории и методам психологического сопровождения в спортивной деятельности;

■ развитие умений организации эффективных психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в спортивной деятельности;

■ формирование умений и навыков составления индивидуальных программ психологического сопровождения спортсменов.

1.3. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ

Виды занятий Количество учебных часов

Лекции 432

Практические занятия 340

ВСЕГО 772

Индивидуальные занятия с преподавателем 40

Самостоятельные занятия 200

Итоговая аттестация 20

Общая трудоемкость (в часах) 1032

2. ПРОГРАММА КУРСА

2.1. НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ЛЕКЦИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение в психологию спорта

Предмет и история психологии спорта. Спорт и дифференциация видов спорта. Психологические особенности спортивной деятельности.

2. Особенности личности в спорте

1) Личностные особенности спортсмена. Мотивация занятий спортом. Мотивы занятия спортом спортсменов различной квалификации и возрастов. Необходимость учета мотивации в спортивной деятельности. Мотивы ухода из спорта. Черты личности спортсмена. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом. Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта.

2) Личностные качества тренера. Ролевые позиции тренера. Авторитет тренера. Педагогические способности тренера. Психологические задачи тренеров. Влияние тренера на спортсменов. Особенности взаимодействие тренера и психолога в спортивной деятельности.

3). Личностные особенности спортивного психолога. Профессионально-важные качества спортивного психолога. Личностные особенности психолога и эффективность мероприятий психологического сопровождения. Трудности и проблемы реализации психологических воздействий в условиях соревнований. Влияние личностных особенностей психолога на эффективность психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Профессиональная деформация спортивного психолога.

3. Методы психодиагностики в спорте

Цели и задачи психодиагностики в спорте. Учет требований и условий деятельности в конкретных видах спорта. Специфика сбора, представления информации, учет фактора соревнований. Значение диагностической информации для спортсменов и тренеров.

4. Методы психической регуляции в спорте

Методы саморегуляции. Аутогенная тренировка как метод самовнушения. Методы релаксации. Особенности методов релаксации. Идеомоторная тренировка как планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Применение идеомоторной тренировки в спорте. Проблемы идеомоторной тренировки. Типичные ошибки как показатель уровня эмоционального возбуждения.

5. Психические состояния в спорте

Понятие и структура психических состояний. Общая характеристика психических состояний в спортивной деятельности. Психические состояния тренировки. Психические состояния соревнования. Готовность к соревновательной деятельности. Оптимальное боевое состояние: основные компоненты, динамика.

6. Волевая подготовка спортсмена

Понятие воли. Специфика препятствий и трудностей в спортивной деятельности. Волевые усилия и волевые качества личности. Волевая подготовка, принципы и закономерности. Развитие волевых качеств спортсмена. Самоконтроль. Навыки самоконтроля.

7. Психология спортивных групп и коллективов

Спортивная команда как малая социальная группа и коллектив.

Процессы, происходящие в малых группах. Лидерство в спорте. Формальная и неформальная структуры спортивных команд. Сплоченность и психологический климат в спортивной команде. Совместимость и срабатываемость в спортивном коллективе. Применение методов социометрии в работе со спортивными командами. Формирование команды.

8. Социально-психологические параметры в спорте

Психологическая характеристика лидерства в спорте. Лидерство и ролевые функции в команде. Восприятие спортсменами тренера как лидера. Влияние лидерства на социально-психологический климат в команде. Конфликты в команде и способы их разрешения.

Зрители и болельщики. Влияние зрителей на спортсмена, выполнение двигательных задач. Подготовка спортсмена ко встрече со зрителями.

9. Специфика психологического сопровождения в спорте

Цель и задачи психологического сопровождения в спорте, его этапы. Мероприятие психологического сопровождения. Программы психологического сопровождения. Разработка и реализация индивиду-

альных программ психологического сопровождения спортсмена. Коррекция мероприятий психологического сопровождения на основе данных диагностики, изменении динамики результативности спортсмена.

10. Психологические аспекты непосредственной подготовки к соревнованиям.

Предсоревновательная подготовка спортсмена. Факторы мобилизации готовности спортсмена к соревновательной деятельности. Предстартовая подготовка спортсмена, настрой на игру, снятие предстартовой лихорадки и предстартовой апатии. Психологическая работа со спортсменом после соревнования.

2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ

№ Наименование дисциплин и разделов Аудиторные занятия, в часах

всего лекции практика

Дисциплина 1 Введение в психологию спорта 36 36 -

Дисциплина 2 Особенности личности в спорте 120 76 44

Раздел 1 Личностные особенности спортсмена 50 34 16

Раздел 2 Личностные качества тренера 30 22 8

Раздел 3 Личностные особенности спортивного психолога 40 20 20

Дисциплина 3 Методы психодиагностики в спорте 72 36 36

Дисциплина 4 Методы психической регуляции в спорте 72 32 40

Дисциплина 5 Психические состояния в спорте 68 36 32

Дисциплина 6 Волевая подготовка спортсмена 68 36 32

Дисциплина 7 Психология спортивных групп и коллективов 120 76 44

Дисциплина 8 Социально-психологические параметры в спорте 72 40 32

Дисциплина 9 Специфика психологического сопровождения в спорте 72 32 40

Дисциплина 10 Психологические аспекты непосредственной подготовки к соревнованиям 72 32 40

Итого (часов) 772 432 340

2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Формы проведения практических занятий: семинары, круглые столы, мастер-классы, учебная практика.

2.4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Индивидуальная работа может проводиться в форме консультаций с преподавателями, составления индивидуальных программ психологического сопровождения, работы по запросам.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте./ Изд. 5-е, перераб. и доп.

- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.

2. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания Избр. Психол. Труды. - М.: 1980. - 288 с.

3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / - М.: ФиС, 1981.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: 2000.

5. Готовность спортсмена к соревнованиям/под ред. В.А.Алаторцева. - М.: 1970. -239 с.

6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - М.: 1998. -130 с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. -512 с.

8. Ильин Е.П. Психология воли. - Спб.: Питер, 2000. -288 с.

9. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2114 - М.: Просвещение, 1987. -287 с.

10. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния): Учеб.пособие для студентов фак. Физ. воспитания пед ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.-199 с.

11. Китаева М.В. Психология победы в спорте: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -208 с.: ил.

12. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности: Учеб. пособие для пед. Ин-тов. - М.: 1976. - 175 с.

13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

14. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Физ.культура». - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

15. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведения:В 3 кн. / - 4 изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 688 с.

16. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В.Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

17. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1966. - № 8. - С. 15-18.

18. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. завед. проф.-техн. образования / 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

19. Психология спорта: Хрестоматия / Сост.-ред. А.Е.Тарас. - М: АСТ: - Мн.: Харвест, 2005. -352 с.

20. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсмена к соревнованию / Под ред. А.Ц. Пуни. - М.: 1969. - 263 с.

21. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: 1969. - 216 с.

22. Радионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.

23. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие.

- Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2006. - 672 с.

24. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - Спб: Питер, 2003. - 720 с.: ил.

25. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М.: 1988. - 136 с.

26. Смирнов Б.Н. Воля и саморегуляция в спортивной деятельности//Мир психологии, 2000. -№ 3. - С. 266-274

27. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

- 112 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.