Матушанская А.Г., Матушанский Г.У.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИАДЫ-2013
В статье представлена программа подготовки спортивных психологов для сопровождения спортсменов в период подготовки и проведении Универсиады -2013 в г. Казани. Раскрыты цели и задачи программа, дано распределение учебной нагрузки по разделам, темам и видам отчетности.
Ключевые слова: программа подготовки, психологическое сопровождение, Универсиада-2013.
Во время проведения предстоящей Универсиады - 2013 в г. Казани нам всем хочется встретить наших отечественных и зарубежных коллег хорошей подготовкой спортсменов и обеспечением проведения данного мероприятия. Психологическая подготовка на сегодняшний день занимает важное место в работе со спортсменами различных квалификаций. Но, к сожалению, подготовкой самих спортивных психологов, специалистов в достаточно специфичной области психологии, на сегодняшний день занимается ограниченное число учреждений. Помочь дальнейшему развитию данного процесса может разработанная и представленная ниже программа направления «Психологическое сопровождение спортсменов в период подготовки и проведения Универсиады-2013».
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ
ОТЧЕТНОСТИ
1.1. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Изучение и углубление психологических знаний, формирование и развитие умений и навыков, способствующих полноценной профессиональной деятельности в области психологического сопровождения спортивной деятельности. Актуальность представленной программы связана с подготовкой Универсиады-2013 в г. Казани.
1.2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Заявленная цель реализуется через следующую систему задач:
■ формирование системы знаний по истории, теории и методам психологического сопровождения в спортивной деятельности;
■ развитие умений организации эффективных психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в спортивной деятельности;
■ формирование умений и навыков составления индивидуальных программ психологического сопровождения спортсменов.
1.3. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ
Виды занятий Количество учебных часов
Лекции 432
Практические занятия 340
ВСЕГО 772
Индивидуальные занятия с преподавателем 40
Самостоятельные занятия 200
Итоговая аттестация 20
Общая трудоемкость (в часах) 1032
2. ПРОГРАММА КУРСА
2.1. НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ЛЕКЦИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение в психологию спорта
Предмет и история психологии спорта. Спорт и дифференциация видов спорта. Психологические особенности спортивной деятельности.
2. Особенности личности в спорте
1) Личностные особенности спортсмена. Мотивация занятий спортом. Мотивы занятия спортом спортсменов различной квалификации и возрастов. Необходимость учета мотивации в спортивной деятельности. Мотивы ухода из спорта. Черты личности спортсмена. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом. Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта.
2) Личностные качества тренера. Ролевые позиции тренера. Авторитет тренера. Педагогические способности тренера. Психологические задачи тренеров. Влияние тренера на спортсменов. Особенности взаимодействие тренера и психолога в спортивной деятельности.
3). Личностные особенности спортивного психолога. Профессионально-важные качества спортивного психолога. Личностные особенности психолога и эффективность мероприятий психологического сопровождения. Трудности и проблемы реализации психологических воздействий в условиях соревнований. Влияние личностных особенностей психолога на эффективность психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Профессиональная деформация спортивного психолога.
3. Методы психодиагностики в спорте
Цели и задачи психодиагностики в спорте. Учет требований и условий деятельности в конкретных видах спорта. Специфика сбора, представления информации, учет фактора соревнований. Значение диагностической информации для спортсменов и тренеров.
4. Методы психической регуляции в спорте
Методы саморегуляции. Аутогенная тренировка как метод самовнушения. Методы релаксации. Особенности методов релаксации. Идеомоторная тренировка как планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Применение идеомоторной тренировки в спорте. Проблемы идеомоторной тренировки. Типичные ошибки как показатель уровня эмоционального возбуждения.
5. Психические состояния в спорте
Понятие и структура психических состояний. Общая характеристика психических состояний в спортивной деятельности. Психические состояния тренировки. Психические состояния соревнования. Готовность к соревновательной деятельности. Оптимальное боевое состояние: основные компоненты, динамика.
6. Волевая подготовка спортсмена
Понятие воли. Специфика препятствий и трудностей в спортивной деятельности. Волевые усилия и волевые качества личности. Волевая подготовка, принципы и закономерности. Развитие волевых качеств спортсмена. Самоконтроль. Навыки самоконтроля.
7. Психология спортивных групп и коллективов
Спортивная команда как малая социальная группа и коллектив.
Процессы, происходящие в малых группах. Лидерство в спорте. Формальная и неформальная структуры спортивных команд. Сплоченность и психологический климат в спортивной команде. Совместимость и срабатываемость в спортивном коллективе. Применение методов социометрии в работе со спортивными командами. Формирование команды.
8. Социально-психологические параметры в спорте
Психологическая характеристика лидерства в спорте. Лидерство и ролевые функции в команде. Восприятие спортсменами тренера как лидера. Влияние лидерства на социально-психологический климат в команде. Конфликты в команде и способы их разрешения.
Зрители и болельщики. Влияние зрителей на спортсмена, выполнение двигательных задач. Подготовка спортсмена ко встрече со зрителями.
9. Специфика психологического сопровождения в спорте
Цель и задачи психологического сопровождения в спорте, его этапы. Мероприятие психологического сопровождения. Программы психологического сопровождения. Разработка и реализация индивиду-
альных программ психологического сопровождения спортсмена. Коррекция мероприятий психологического сопровождения на основе данных диагностики, изменении динамики результативности спортсмена.
10. Психологические аспекты непосредственной подготовки к соревнованиям.
Предсоревновательная подготовка спортсмена. Факторы мобилизации готовности спортсмена к соревновательной деятельности. Предстартовая подготовка спортсмена, настрой на игру, снятие предстартовой лихорадки и предстартовой апатии. Психологическая работа со спортсменом после соревнования.
2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ
№ Наименование дисциплин и разделов Аудиторные занятия, в часах
всего лекции практика
Дисциплина 1 Введение в психологию спорта 36 36 -
Дисциплина 2 Особенности личности в спорте 120 76 44
Раздел 1 Личностные особенности спортсмена 50 34 16
Раздел 2 Личностные качества тренера 30 22 8
Раздел 3 Личностные особенности спортивного психолога 40 20 20
Дисциплина 3 Методы психодиагностики в спорте 72 36 36
Дисциплина 4 Методы психической регуляции в спорте 72 32 40
Дисциплина 5 Психические состояния в спорте 68 36 32
Дисциплина 6 Волевая подготовка спортсмена 68 36 32
Дисциплина 7 Психология спортивных групп и коллективов 120 76 44
Дисциплина 8 Социально-психологические параметры в спорте 72 40 32
Дисциплина 9 Специфика психологического сопровождения в спорте 72 32 40
Дисциплина 10 Психологические аспекты непосредственной подготовки к соревнованиям 72 32 40
Итого (часов) 772 432 340
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Формы проведения практических занятий: семинары, круглые столы, мастер-классы, учебная практика.
2.4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Индивидуальная работа может проводиться в форме консультаций с преподавателями, составления индивидуальных программ психологического сопровождения, работы по запросам.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте./ Изд. 5-е, перераб. и доп.
- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.
2. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания Избр. Психол. Труды. - М.: 1980. - 288 с.
3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / - М.: ФиС, 1981.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: 2000.
5. Готовность спортсмена к соревнованиям/под ред. В.А.Алаторцева. - М.: 1970. -239 с.
6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - М.: 1998. -130 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. -512 с.
8. Ильин Е.П. Психология воли. - Спб.: Питер, 2000. -288 с.
9. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2114 - М.: Просвещение, 1987. -287 с.
10. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния): Учеб.пособие для студентов фак. Физ. воспитания пед ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.-199 с.
11. Китаева М.В. Психология победы в спорте: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -208 с.: ил.
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности: Учеб. пособие для пед. Ин-тов. - М.: 1976. - 175 с.
13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
14. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Физ.культура». - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
15. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведения:В 3 кн. / - 4 изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
16. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В.Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
17. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1966. - № 8. - С. 15-18.
18. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. завед. проф.-техн. образования / 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
19. Психология спорта: Хрестоматия / Сост.-ред. А.Е.Тарас. - М: АСТ: - Мн.: Харвест, 2005. -352 с.
20. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсмена к соревнованию / Под ред. А.Ц. Пуни. - М.: 1969. - 263 с.
21. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: 1969. - 216 с.
22. Радионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
23. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие.
- Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2006. - 672 с.
24. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - Спб: Питер, 2003. - 720 с.: ил.
25. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М.: 1988. - 136 с.
26. Смирнов Б.Н. Воля и саморегуляция в спортивной деятельности//Мир психологии, 2000. -№ 3. - С. 266-274
27. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
- 112 с., ил.