Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2019. № 1 (22)
ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
СПОРТИВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ
КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА:
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
© С. А. Ишенко
Ишенко Станислав Андреевич
доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ профессор кафедры обшеправовых дисциплин и гражданского права филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти
В статье раскрывается понятие и сущность спортивного экстремизма как новой разновилности экстремизма с позиции алминистративного права. Анализируется лействуюшее в ланной сфере алминистративное законолательство. Улеляется внимание проблеме противолействия спортивному экстремизму.
Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, экстремизм, спортивный экстремизм, алминистративно-правовая леятельность, противолействие экстремизму, леятельность по противо-лействию экстремизму.
В структуре экстремизма сегодня проявляется его новая разновидность — спортивный экстремизм, который набирает обороты и распространяется значительными темпами.
О спортивном экстремизме сравнительно недавно заговорили в средствах массовой информации («Российская газета», «Спорт-экспресс», «Комсомольская правда» и др.). Он проявляет себя в сфере спорта, прежде всего, во время проведения спортивных мероприятий.
Исследование проблем спортивного экстремизма с административно-правовых позиций показало, что он проявляется на спортивных аренах, стадионах и других спортивных объектах при проведении спортивных мероприятий в виде хулиганских действий, совершаемых с экстремистской мотивацией (бросание различных предметов — бутылок, пиротехники и т. п.), приводящих к травмам спортсменов, болельщиков, лиц, обслуживающих мероприятие (тренеров, спортивных судей и др.), представителей спортивных команд и других лиц, находящихся в зоне
спортивных объектов. Спортивный экстремизм может также выражаться в вандализме — повреждении и разрушении имущества, транспорта. Нередко это могут быть оскорбительные выражения или жесты в адрес спортсменов и тренеров. Так, например, темнокожий защитник команды сборной Англии по футболу Денни Роуз подвергся расистским оскорблениям со стороны черногорских фанатов во время футбольного матча отборочного цикла Евро-2020 в Подгорице1.
Безусловно, такие акты поведения должны пресекаться и наказываться. Международная федерация футбола (ФИФА), к которой обратилась газета «Спорт-экспресс» в связи с проявлением расизма на футбольном матче между Россией и Францией, заявила, что «мы собираем различные рапорты об этой игре и потенциальные доказательства относительно дискриминационного характера этого инцидента»2.
Полагаем, подобные экстремистские выходки с полной уверенностью можно отнести к дискриминационным.
Международная футбольная ассоциация в своем Уставе в ст. 4 предусматривает различные меры по борьбе с такими явлениями в спорте. В этой связи ФИФА в 2015 г. показательно ввела специальный антидискриминационный мониторинг, с помощью которого отслеживаются все отборочные матчи чемпионатов мира, некоторые товарищеские встречи и все игры Кубка конфедераций3. В связи с этим арбитры должны применять специальные меры в случае возникновения на спортивной площадке инцидентов, подпадающих под спортивный экстремизм. Данные меры имеют административный характер, и суть их заключается в том, что арбитр имеет право сначала остановить матч и сделать публичное объявление по стадиону с требованием прекратить такое поведение. Затем он вправе приостановить игру, пока дискриминационные проявления не прекратятся после второго объявления. Наконец, если они продолжаются, рефери может принять решение полностью отказаться от продолжения матча.
С административно-правовой точки зрения, такое явление можно охарактеризовать как правонарушения, посягающие на общественный порядок (гл. 20 КоАП РФ). Прежде всего, это «мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ). Однако в главе 20 КоАП РФ предусмотрены и иные правонарушения — 27 составов. Помимо ст. 20.1 КоАП РФ к спортивному экстремизму, на наш взгляд, вполне можно отнести также и иные правонарушения данной главы, которые, в той или иной степени, имеют отношение к рассматриваемой нами проблеме. В частности, это ст.ст. 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20-20.24.
Следует заметить, что проблема спортивного экстремизма является достаточно новой и еще не исследована должным образом в правовой теории и юридической науке.
К спортивному экстремизму зачастую причастны спортивные хулиганы или, так называемые, спортивные «фанаты». Под спортивный экстремизм подпадают и инциденты на спортивных матчах и иных спортивных меро-
1 Расизм в Черногории. Англия в шоке // Спорт-экспресс. 2019. 27 марта.
2 Россию снова обвиняют в расизме // Спорт-экспресс. 2018. 29 марта.
3 Там же.
К вопросу о понятии вины в русском срелневековом праве
приятиях, которые сопровождаются потасовками между фанатами, спортсменами спортивных команд и болельщиками, акции вандализма на стадионах, нанесения вреда имуществу, транспорту, нападения фанатов на прохожих и болельщиков, оскорбительные действия.
В. А. Глотов приводит примеры попыток как лево- так и праворадикальных сообществ («Славянский союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Формат-18» и др.) вовлечения в свою деятельность фанатов и болельщиков различных футбольных клубов г. Москвы4.
Подобное явление имеет место и в других городах России и государствах. Примером может служить Чемпионат Европы во Франции, когда на стадионе «Велодром» возникли проблемы между болельщиками сборных России и Англии. В Париже также провинились турецкие и хорватские фанаты, которые обвинялись в провокациях перед футбольными матчами. Были задержаны несколько десятков хулиганов, состоящих в местных ультраправых фанатских группировках5.
Приведенные и другие примеры говорят о возрастающем спортивном экстремизме и озабоченности по этому поводу различных государственных структур (Минспорт, Минобрнауки, Минпросвещение, Минкультуры, МВД, ФСБ и др.), а также спортивных общественных организаций (ассоциаций и клубов).
Важно отметить, что в России вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»6 регламентирующее поведение болельщиков во время спортивных состязаний. Данный документ фактически представляет собой своеобразный «Закон о болельщиках», как окрестили его средства массовой информации. Документ предусматривает применение жестких санкций к тем, кто не желает «болеть» на стадионах дисциплинированно и вести себя по правилам. Введен целый ряд таких санкций. В частности, запрет на посещение спортивных мероприятий сроком до трех лет. При повторном нарушении предусмотрен штраф в размере 15 тыс. руб. или арест сроком 15 суток, либо запрет на посещение спортивных мероприятий на срок до семи лет, а злостных хулиганов вносят в, так называемые «черные списки», которые составляет МВД РФ и передает в Минспорта РФ.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что административно-правовое регулирование спортивных правоотношений, в том числе и связанных с правонарушениями, должно учитывать и учитывает специфику сферы спорта.
В связи с проведенным анализом считаем необходимым и возможным сформулировать понятие новой разновидности экстремизма: «Спортивный экстремизм — это совокупность деяний, подпадающих под признаки административно-наказуемых правонарушений, выраженных в пропаганде
4 Глотов В. А. Региональный опыт противодействия экстремизму и терроризму в современной России: на примере г. Москвы : дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. С. 120, 121.
5 См.: Ищенко С. А. Размышления о перспективах правового регулирования в российском и международном спортивном движении // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 14—19.
6 Российская газета. 2014. 14 января.
и публичном демонстрировании на спортивных аренах, во время проведения спортивных мероприятий нацистской или сходной с ней атрибутики и символики, расизмом, хулиганством, открытых призывах к национальной розне, использовании ненормативной лексики, оскорбительных жестах и действиях, совершаемых с экстремистскими побуждениями».
В связи с административно-правовым реагированием на спортивный экстремизм нельзя не сказать об институте противодействия данному явлению. Прежде всего, заслуживают внимания правомочия представителей власти, в частности органов внутренних дел, по противодействию спортивному экстремизму как разновидности экстремизма.
В Федеральном законе от 25 июля 2007 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также в ряде иных правовых актов содержатся общие нормы, определяющие административно-правовой статус субъектов противодействия экстремизму. Однако, применительно к сфере спорта они не конкретизированы.
Учитывая специфику и преимущественно конфликтный характер таких правоотношений, считаем необходимым разработать, утвердить и внедрить специальную «Инструкцию по предупреждению спортивного экстремизма в деятельности органов внутренних дел», а также внедрить алгоритмы по применению мер административного принуждения к лицам, совершившим деяния, имеющие признаки экстремизма, в сфере спорта.
Представляется, что внимание к спортивному экстремизму внесет достойный вклад в изучение административно-правового аспекта экстремизма как общего социально-правового явления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» // Российская газета. 2014. 14 января.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Глотов В. А. Региональный опыт противодействия экстремизму и терроризму в современной России: на примере г. Москвы : дис..... канд. полит. наук. Москва, 2010.
4. Ищенко С. А. Размышления о перспективах правового регулирования в российском и международном спортивном движении // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 14—19.
SPORTS EXTREMISM AS A VARIETY OF EXTREMISM: ADMINISTRATIVE LEGAL ASPECT
S. Ishchenko
The article reveals the concept and essence of sports extremism as a new kind of extremism from the perspective of administrative law. The administrative legislation in force in this area is analyzed. Attention is paid to the problem of counteracting sports extremism.
Key words: national security, public safety, extremism, sports extremism, administrative and legal activities, countering extremism, activities to counteract extremism.