УДК8Г42
Н. Н. Кислицына, ORCID Ю: 0000-0001-7360-5770
Е. А. Новикова, ORCID Ю: 0000-0001-6304-0585
Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Россия
СПОРТИВНЫЙ ДИСКУРС В СИСТЕМЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ ДИСКУРСА
В работе схематически показана взаимосвязь фрагмента концептуальной структуры спортивного дискурса в сопоставлении с фрагментами концептуальных структур других разновидностей дискурса. Целью работы является демонстрация специфики взаимодействия различных типов дискурса в свете лингвокогнитивного подхода. Данный подход предполагает изучение языковой программы в деятельности и поведении участников коммуникации. Для реализации поставленной цели в качестве предмета исследования были выбраны спортивный, юридический, медицинский и военный типы дискурса. В работе используется метод дискурсивного графа, который дает возможность представить в наглядной форме синтез концептуального анализа и сопоставительного метода.
Профессиональная коммуникация является своего рода фиксацией коэффициента социальной активности и несет в себе деятельный показатель, который предопределяет выбор концептов. Одной из актуальных задач лингвистики последнего десятилетия является поиск методов исследования институциональных дискурсов, которые дадут возможность рассмотреть не только конкретные сообщения, но и подробно изучить структуру дискурсов, а также сделают возможным проведение детального изучения социальных, ментальных, культурных особенностей спортивного общения. Атрибуция концептуальных доминант спортивного дискурса является одной из наиболее сложных задач. В качестве концептов спортивного дискурса выступают символические отображения спортивного опыта социума, которые при необходимости могут быть интерпретированы в различных семантических системах. Кроме того, данные концепты должны содержать ядро, т. е. совокупность упорядоченных явлений, выраженных при помощи языковых средств, которые создают эффект открытости. Таким образом, для характеристики любого типа институционального дискурса в первую очередь следует определить структуру содержащегося в нем ядерного концепта.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что дискурсивные механизмы актуализируются во внутренней форме высказываний участников коммуникации и отражают специфические черты профессионального сознания.
Ключевые слова: институциональный дискурс, спортивный дискурс, концепт, субконцепт, когнитивное поле.
Введение. Исследование структуры дискурса, определение его единиц и их взаимодействия как внутри определенного вида дискурса, так и при сопоставительном исследовании различных видов дискурса является приоритетным направлением дискурсологии. «Анализ дискурса - это лингвистическая дисциплина, исследующая три основных вопроса: таксономию дискурсов, дискурсивную структуру и дискурсивные факторы, влияющие на более локальные явления» [8, с. 625]. При этом необходимо отметить важность междисциплинарного рассмотрения такого комплексного феномена, каким является дискурс, так как «анализ дискурса мыслился как некоторый механизм, устанавливающий и обеспечивающий связь между языковой и социальной сферами» [9, с. 45]. Использование лингвокогнитивного подхода при изучении дискурсивной структуры позитивно сказывается на переосмыслении традиционного представления о единицах, образующих когнитивную и дискурсивную парадигмы.
В рамках данной статьи под различными видами дискурса понимаются его варианты, определяемые по профессиональному критерию и обусловливающие специфику функционирования в социальной сфере. Данные варианты принято идентифицировать как институциональные виды дискурса. Интерес отечественных и зарубежных лингвистов к институциональным видам дискурса вызван тем, что соци-
ально-языковые исследования так или иначе затрагивают дискурсивную проблематику и отличаются высокой степенью неоднородности. Спецификой институционального дискурса является не сообщение о чем-либо, а построение социальных смыслов. Соответственно, дискурс является формой отражения существования общественного института.
Институциональные дискурсы специфичны условиями регламентированного производства знания, особым образом построенного участниками коммуникации. К основным функциям институциональных дискурсов можно отнести:
- перформативную - вычленение действий, определяющих суть института;
- нормативную - установление правил поведения между институтом и социумом;
- презентационную - создание образа института и его агентов;
- парольную - установление границы между клиентами и агентами института [7, с. 144].
Обзор литературы. Методы. Исследование дискурса по социально-статусному параметру считается одной из наиболее перспективных сфер современной лингвистики. Это общее направление прослеживается в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых. Так, вопросы политического дискурса рассматриваются в работах Е. Е. Чужевской, И. Ф. Ухановой, Е. И. Шейгала, Г. Н. Третьяковой. Особенности юридического дискурса изучаются Л. В. Колесниковой, Т. С. Кондратьевой, С. Ю. Камышевой, Н. А. Власенко. Проблематика экономического дискурса разрабатывается в трудах А. Н. Баранова, А. Ю. Кланщакова, Е. Ю. Махницкой. Медицинский дискурс находится в фокусе исследования М. И. Барсукова, В. В. Жура, В. Б. Куриленко, М. А. Макаровой, Г.А. Абрамовой, Л. Бесе-кирска. Такие лингвисты как А. Алтунян, М. Р. Проскуряков, А. П. Чудинов, М. Н. Эпштейн изучают специфику политического и военного дискурсов.
В последние годы особенно актуальной представляется разработка вопросов, связанных с исследованием спортивного дискурса. Спортивный дискурс - это многоуровневое явление, в котором субъекты спорта реализуют свои коммуникативные намерения (спортсмены и их окружение, болельщики, спортивные комментаторы). В центре внимания ученых находятся вопросы методологии исследования спортивного дискурса (Е. Г. Малышева, К. В. Снятков, В. Р. Магутова, О. А. Панкратова, М. Ю. Олешков); теоретического моделирования (А. Б. Зильберт, Б. А. Зильберт, И. Е. Дубчак, И. Г. Кожевникова, Ю. Б. Пи-кулева); гендерных особенностей (Н. Ажгихина, А. Кнопперс А. Антониссен); лексического и терминологического своеобразия (А. Шварцкопф, Г. Фабиг, Дж. С. Мио, Н. Скелтон, Дж. Дклин, А. Беарт).
Институциональные виды дискурса (ИВД) являют собой многоуровневые образования, которые не могут функционировать вне профессиональной парадигмы, т. е. зафиксированной социальной сферы, включая совокупность духовных ценностей и норм, идеологии, знаний и представлений о мире. Критический анализ соответствующего вида дискурса позволяет с достаточной точностью выявить закрепленные в языковых формах стереотипные представления, особенности менталитета и другие проявления социокультурного опыта носителей языка: «to reveal long-standing social phenomena» [17, с. 7]. ИВД - это специализированная межличностная коммуникация. Обязательным условием данной коммуникации является соблюдение норм заданного института. Таким образом, ИВД имеют ряд общих признаков: деятельностная природа (динамизм, процессуальность), открытость, связность, целостность, структурированность, дискретность (членимость) [13].
Каждый из ИВД обладает рядом уникальных черт, обусловленных профессиональной направленностью. Сопоставление ИВД позволяет выявить специфику и определить значимость каждого. В данной работе спортивный дискурс сопоставляется с медицинским и юридическим дискурсами в аспекте взаимодействия субконцептов, а также с военным дискурсом, с точки зрения пересечения их ядерных концептов. Необходимо отметить, что материал для исследования представлен выборкой из письменных текстов, которые рассматриваются авторами как зафиксированная речь: учитывается адресант, адресат и условия коммуникации. Нельзя не согласиться с С. Г. Агаповой, которая, рассуждая об основных жанрах и особенностях Интернет-дискурса, отмечает, что «работа с письменной речью во всем ее лексическом многообразии в настоящее время представлена целым спектром общедоступных инструментов, наибольший интерес из которых представляют аннотированные корпуса текстов» [1, с. 52].
Представленные типы дискурса базируются на конкретных когнитивных ядрах, т. е. базовых концептах. В нашем исследовании мы трактуем концепты как абстрактные единицы, являющиеся отраже-
нием процессов познания окружающего мира, смыслы, которыми оперирует человек в процессе мышления. Так, Е. И. Голованова предлагает рассматривать «языки, обслуживающие различные области профессиональной деятельности» как «особые когнитивно-коммуникативные пространства. В основе организации каждого такого пространства лежит комплекс значимых концептов, категорий и субкатегорий» [2, с. 22]. Ядерные концепты порождают субконцепты, которые в свою очередь образуют когнитивное поле дискурса.
Объектом изучения в когнитивистике являются наиболее существенные для построения всей концептуальной системы концепты, которые непосредственно образуют концептуальное пространство. По мнению Р. Джекендоффа, ключевыми элементами концептуальной системы являются концепты, близкие семантическим частям речи, т. е. концепт объекта и его частей, движения, места или пространства, времени, признака [15]. В нашем исследовании мы понимаем концепты как абстрактные единицы, смыслы, которыми оперирует человек в процессе мышления, и которые являются отражением деятельности и процессов познания им окружающего мира, например, концепт "fair play.
Результаты и дискуссия. В основе медицинского дискурса лежит концепт "здоровье, включающий в себя субконцепты: "здоровый образ жизни", "травмы", "болезни", "лечение", "реабилитация", "здоровый образ жизни", "спорт". Юридический дискурс опирается на концепт "закон", который формируется субконцептами "правда", "справедливость", "закон", "поражение", "правовая система". Ключевым концептом спортивного дискурса является концепт "победа", который включает в себя такие субконцепты как "здоровье", "правда", "закон", "устав", "патриотизм", "проигрыш", "здоровый образ жизни". Когнитивные поля представленных видов дискурса не являются изолированными, замкнутыми системами. Данные поля пересекаются в понятийном пространстве своих субконцептов.
Как справедливо замечает Т. Ю. Тамерьян: «глобальное информационное пространство XXI века, являясь одним из главных параметров современной цивилизации, формирует личностные характеристики современного человека, медиатизированное пространство определяет механизмы взаимодействия индивидов и социума, выявляя новые формы и способы интеракции...» [10, с. 254-255]. Подобные процессы представляют собою предпосылку к формированию дискретной «открытости» институциональных дискурсов, т. е. связь между разными видами дискурса (спортивного, юридического, медицинского, религиозного, военного и др.). Данная связь подтверждается наличием общих субконцептов.
Так, например, J. L. Castilla, исследуя пересечение концептуальных полей юридического дискурса и спортивного (в частности football discourse), пишет: «The concept of justice has gradually colonized sports' narratives in general and professional football ones in particular. Discourses on justice often give rise to ambiguous, unclear narrations with a great deal of noise and opportunism» [11, с. 575].
Рассмотрим характерный случай такого пересечения спортивного и медицинского дискурсов: «The injury most heard about is "tennis elbow", which is an overuse of the muscles that extend the wrist or bend it backwards» [14] - «"Локоть теннисиста" является наиболее известной травмой, которая возникает вследствие чрезмерной нагрузки на мышцы в результате сгибания и разгибания запястья» [перевод авторов]. Словосочетанию «tennis elbow» или «локоть теннисиста» в современной медицинской терминологии соответствует название заболевания «бурсит локтевого сустава» и, естественно, встречается не только у теннисистов. Данное соответствие возникло в результате метонимического переноса.
При помощи метода дискурсивного графа взаимодействие субконцептов различных видов дискурса можно представить следующим образом:
Схема 1
Приведенная выше схема 1 показывает взаимосвязь базовых субконцептов, рассматриваемых в работе видов дискурса, и демонстрирует возможность моделирования отношений различных видов дискурса с целью выяснения их концептуальных сходств и различий. Схематическое представление фрагмента концептуальной структуры спортивного дискурса в сопоставлении с фрагментами концептуальных структур медицинского и юридического видов дискурса отражает специфику взаимодействий и роль спортивного дискурса в системе институциональных видов дискурса.
В ХХ веке спорт становится профессией, возникает такое понятие, как «профессия спортсмена». Первостепенной целью спортивной деятельности является достижение высших результатов и получение материальных наград. Спортивный дискурс постоянно формирует и перестраивает свою концептуальную структуру, однако ядерными концептами спортивной деятельности являются "победа, поражение, война. Социологизированная природа конфронтации в пределах спортивной деятельности опирается на категоризацию патриотизма. Таким образом, патриотизм в спортивном дискурсе - это прямое становление общественного сознания, репрезентация единства нации. Достижения в этой сфере напрямую связаны с культурным, психологическим, политическим состоянием нации, поэтому этно-номинации приобретают особую значимость в спортивном дискурсе: «Россиянка ошиблась по длине»; «The Scot has two serves to come and FIVE championship points!!!» Шотландца ждет еще две подачи и пять чемпионских очков!!! «Der Österreicher verkürzt mit einem Service-Winner auf 2:3, allerdings rutscht der Deutsche auf dem Rasencourt aus, und bricht daraufhin seinerseits das Spiel ab». Австриец сокращает счет 2:3 благодаря своей подаче, все же немец сдает позиции на Рассенкорте и со своей стороны прекращает игру [перевод авторов].
Соответственно, можно проследить прямую взаимосвязь между спортивным и военным дискурсами. Рассмотрим следующий пример: «After yesterday's win, you felt that your confidence from that carried you through today, didn't it?» После вашей вчерашней победы ваша уверенность была с вами на протяжении всего сегодняшнего дня, не так ли? [перевод авторов]. Фактически данное предложение является фрагментом интервью с теннисистом Р. Надалем и является фрагментом выборки из англоязычного корпуса текстов, тематически связанного со спортивным дискурсом. Группе испытуемых было предложено определить тематику данного предложения вне контекста. В результате эксперимента 70%
респондентов отнесли данное предложение к военному дискурсу, 20% - к политическому и только 10% - к спортивному. Фактически ядерные концепты спортивного и военного дискурсов совпадают. Соответственно, конститутивную структуру данных видов дискурса можно представить следующим образом:
г ■■,
■ г:=-. 1-: I=т-: с: I ^ ■
■ I К I I ■ X
■ Г I I I .
Схема 2
Из схемы 2 видно, что представленные концепты включают в себя разнообразные категории, находящиеся в отношении взаимодействия. Так, концепт "война" включает в себя такие категории, как: "состязание", "упорство", "мужество", "игра" и т. д.
Заключение. Детальное изучение когнитивных процессов спортивной коммуникации является крайне важным в условиях современного информационного общества. Одна из основных проблем исследования спортивного дискурса - отсутствие системного представления о данном феномене и методах его изучения, а также концептуального единства в определении его структуры. Спортивная коммуникация подразумевает направленное воздействие на психические и духовные сферы жизнедеятельности. Турниры высокого уровня непосредственно связаны с экономикой, бизнесом, рекламной деятельностью, но тем не менее они также влияют на формирование нравственных авторитарных моделей личности.
Таким образом, спортивная деятельность, с одной стороны, оказывает прямое влияние на деловую жизнь, ценностные ориентиры, формирует соответствующий образ жизни, с другой стороны, отражает условия существования членов лингвосоциума. В прикладном аспекте изучение спортивного дискурса позволяет выявить эксплицитные и имплицитные факторы, влияющие на стратегии и тактики коммуникантов, определить особенности языковых единиц, характерных для данного типа дискурса.
Список литературы
1. Агапова С. Г., Полоян А. В. Интернет-дискурс: основные жанры и особенности их исследования // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2016. - № 4. - С. 52-58.
2. Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведение: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 224 с.
3. Гуреева E. И. Спортивная терминология в лингвокогнитивном аспекте: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. // Екатерина Ивановна Гуреева. - Челябинск, 2007. - 175 с.
4. Гурочкина А. Г. Актуальные проблемы современной лингвокультурологии // Вестн. чуваш. гос. пед. ун-та им. Яковлева. - Чебоксары, 2003. - № 4. - С. 38-45.
5. Зильберт А. Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории / А. Б. Зильберт, Б. А. Зиль-берт // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / под ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - № 17. - С. 45-56.
6. Зильберт А. Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) // Язык, сознание, коммуникация. - М.: МАКС Пресс, 2001. - № 19. - С. 103-112.
7. Елистратов А. А. К проблеме стилистической стратификации спортивной лексики. - Тамбов: Изд-во: Грамота, 2010. - С. 122-127.
8. Кибрик А. А. Когнитивный анализ дискурса: локальная структура // Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 848 с.
9. Макерова С. Р. Когнитивный механизм импликации и грамматические способы его реализации в художественном тексте. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2016. - 382 с.
10. Тамерьян Т. Ю. Разговорная тональность как признак жанра «Вопросы священнослужителю» // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: Изд-во «Воронежский государственный университет», 2014. - № 19. - С. 254-268.
11. Castilla J. L. Football and justice devices: hybrid ethical narratives, sanctions and legitimacy of interests. Soccer and Society [Electronic source] // J. L. Castilla, A Mesa, A. Gonzalez-Ramallal. - M.18 (4), 2017. -P. 575-590. URL: https://www.scopus.cominward/record.uri?eid=2-s2.0-84937798703&doi=10.10800/o 2f14660970 .2015.1067797&partnerID=40&md5=bab17f3a06803beaf5eb13c7cd31c7c2 (accessed date 25. 04. 2017).
12. Brandt W. Sprache und Sport. - Diesterweg Moritz, 1995. - 111 s.
13. Brown G. Speakers, Listeners and Communication: Explorations in Discourse Analysis / Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 251 p.
14. Gateaway to the world of tennis. Tennis Rules, 2017. - 40 p. http://itf. uberflip.com/i/770058-2017-rules-of-tennis-english/3 (accessed date 26.02. 2017 ).
15. Jackendoff R. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution. - Oxford: University Press, 2002. - 477 p.
16. Kolowich P. Preventing tennis injuries British Journal of Sports Medicine. [Electronic source]. - 40(5), 2006. - P. 454-459. http://www.stopsportsinjuries.org/STOP/Prevent_Injuries/Tennis_Injury_Prevention.as-px#sthash.fm6Nuypn.dpuf (acessed date 26.02.2017).
17. Sriwimon L. Applying Critical Discourse Analysis as a conceptual framework for investigating gender stereotypes in political media discourse [Electronic source] / L. Sriwimon, P.J. Zilli // Kasetsart Journal of Social Sciences, 2017. URL: http://ac.els-cdn.com/S2452315117300929/1-s2.0-S2452315117300929-main. pdf?_tid=bdf2d28e-29db-1 1e7-bf17-00000aab0f6c&acdnat=1493141122_9b2c 06bda137451538db7def3 6a0d26f (accessed date 21.04.2017).
Кислицына Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков № 1 Института иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Симферополь, ул. Тургенева 56/1, кв.32; e-mail: [email protected].
Новикова Екатерина Александровна, преподаватель кафедры иностранных языков № 1 Института иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Симферополь, Проспект Победы 82, кв 89; e-mail: [email protected].
SPORTS DISCOURSE IN THE SYSTEM OF INSTITUTIONAL TYPES OF DISCOURSE
Nataliya N. Kislitsyna,
Federal State Autonomous Educational Establishment of Higher Education.
Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Taurida Academy, Institute of Foreign Philology, Simferopol, Russia
Ekaterina Al. Novikova,
Federal State Autonomous Educational Establishment of Higher Education.
Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Taurida Academy, Institute of Foreign Philology, Simferopol, Russia
The paper diagrammatically shows the interrelation of sports discourse conceptual structure against the conceptual structures of other discourse types. The research aim is to demonstrate the specificity of different discourse types in the light of linguocognitive approach. This approach involves the study of language program in the communication activity of the discourse participants. To realize the goal of the research, sport, legal, medical and military types of discourse were chosen as the research subject. Discourse mapping makes it possible to present in a visualform the synthesis of conceptual analysis and comparative method.
Professional communication can be determined as a social activity coefficient fixation which predetermines the concept choice. The modern linguistics objective is the search for institutional discourse investigation methods that will enable the researchers to consider not only specific messages, but also to study the discourse structures in particular, and also make it possible to conduct detailed social, cognitive, cultural study of sports communication. Sports discourse conceptual dominant attribution is one of the most difficult tasks. Symbolic representations of sports experience can serve as the base for sports discourse concepts. These concepts can be interpreted in different semantic systems. In addition, these concepts should contain a core, that is, a set of ordered phenomena expressed through language tools that create the effect of discourse openness. Consequently, in order to characterize any institutional discourse type, it is necessary to define the structure and significance of its core concepts.
The research shows that the discursive mechanisms are actualized in the inner form of the communication participant's statements and reflect the specific features ofprofessional consciousness. Summing up, it should be said that sports communication assumes a deliberate choice of concepts, which are closely connected to the conceptual systems of other discourses.
Key words: institutional discourse, sports discourse, concept, subconcept, cognitive field.
References
1. Agapova S. G., Polojan A. V Internet-diskurs: osnovnye zhanry i osobennosti ih issledovanija [Internet discourse: genres and main features of their research]. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Filolog-icheskie nauki [The News of Southern Federal University. Philological Sciences], Rostov-na-Donu: Southern Federal University, 2016, no 4, pp. 52-58.
2. Golovanova E. I. Vvedenie v kognitivnoe terminovedenie [Introduction into a cognitive terminology study]: uchebnoe posobie, Moscow: Flinta: Nauka, 2011, 224 p.
3. Gureeva E. I. Sportivnaja terminologija v lingvokognitivnom aspekte [Sports terminology in a lin-guo-cognitive aspect]: dis. ... kandidata filologicheskih nauk: 10.02.19. // Ekaterina Ivanovna Gureeva, Chel-jabinsk, 2007, 175 p.
4. Gurochkina A. G. Aktual'nye problemy sovremennoj lingvokul'turologii [Actual problems of modern linguo-cultural studies]. Vestn. chuvash. gos. ped. un-ta im. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash State pedagogical university named after Yakovlev], Cheboksary, 2003, no 4, pp. 38-45.
5. Zil'bert A. B. Sportivnyj diskurs: bazovye ponjatija i kategorii [Sports discourse: basic concepts and categories]. Jazyk, soznanie, kommunikacija [Language, consciousness, communication], Moscow: MAKS Press, 2001, no 17, pp. 45-56.
6. Zil'bert A. B. Sportivnyj diskurs: tochki peresechenija s drugimi diskursami (problemy intertekstual'no-sti) [Sports discourse: points of intersection with other discourses (the problems of intertextuality)]. Jazyk, soznanie, kommunikacija [Language, consciousness, communication], Moscow: MAKS Press, 2001, no 19, pp. 103-112.
7. Elistratov A. A. K probleme stilisticheskoj stratifikacii sportivnoj leksiki [To the problem of stylistic stratification of sports lexicon], Tambov: Gramota, 2010, pp. 122-127.
8. Kibrik A. A. Kognitivnyj analiz diskursa: lokal'naja struktura [Cognitive analysis of a discourse: local structure]. Jazyk i mysl': Sovremennaja kognitivnaja lingvistika [Language and thought: Modern cognitive linguistics], Moscow: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2015, 848 p.
9. Makerova S. R. Kognitivnyj mehanizm implikacii i grammaticheskie sposoby ego realizacii v hudozhest-vennom tekste [The cognitive mechanism of implication and grammatical ways of its realization in the art text], Rostov-na-Donu: Fond nauki i obrazovanija, 2016, 382 p.
10. Tamer'jan T. Ju. Razgovornaja tonal'nost' kak priznak zhanra «Voprosy svjashhennosluzhitelju» [Colloquial tonality as genre sign «Questions to the priest»] Jazyk, kommunikacija i social'naja sreda [Language, communication and social environment], no 19, Voronezh: Voronezh state university, 2014, pp. 254-268.
11. Castilla J. L. Football and justice devices: hybrid ethical narratives, sanctions and legitimacy of interests. Soccer and Society [Electronic source] // J. L. Castilla, A Mesa, A. Gonzalez-Ramal-lal. M.18 (4), 2017, pp. 575-590. Available at: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-84937798703&doi=10.1080%2f14660 970.2015.1067797&pa rtnerID=40&md5=bab17f3a06803beaf5eb-13c7cd31c7c2 (access at 25 April 2017).
12. Brandt W. Sprache und Sport / W. Brandt. Diesterweg Moritz, 1995, 111 s.
13. Brown G. Speakers, Listeners and Communication: Explorations in Discourse Analysis / Cambridge: Cambridge University Press, 1995, 251 p.
14. Gateway to the world of tennis. Tennis Rules 2017. 40 p. Available at: http://itf.uberflip.com/i/770058-2017-rules-of-tennis-english/3 (access at 26 February 2017).
15. Jackendoff R. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution / R. Jackendoff. Oxford: University Press, 2002, 477 p.
16. Kolowich P. Preventing tennis injuries British Journal of Sports Medicine. [Electronic source] / P. Kolo-wich. 40(5), 2006, p. 454-459. Available at: http://www.sportsmed.org/aossmimis/stop/downloads/Tennis.pdf (access at 21 February 2017).
17. Sriwimon L. Applying Critical Discourse Analysis as a conceptual framework for investigating gender stereotypes in political media discourse [Electronic source] / L. Sriwimon, P.J. Zilli // Kasetsart Journal of Social Sciences, 2017. Available at: http://ac.els-cdn.com/S2452315117300929/1-s2.0-S2452315117300929-main.pdf?_tid=bd f2d28e-29db-11e7-bf17-00000aab0f6c&acdnat=1493141122_9b2c06bda13 7451538db-7def3 6a0d26f (access at 21 April 2017).
Nataliya N. Kislitsyna, Candidate of Philology, Docent, the Head of Foreign Languages Department № 1, Institute of Foreign Philology, Taurida Academy, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Simferopol, e-mail: [email protected]
Ekaterina Al. Novikova, Teacher of Foreign Languages Department № 1, Institute of Foreign Philology, Taurida Academy, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Кислицына Н. Н., Новикова Е. А. Спортивный дискурс в системе институциональных видов дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. N° 2. С. 28-35.
For citation: Kislitsina N. N., Novikova E. A. (2017). Sports discourse in the system of institutional types of discourse. Aktual'nyeproblemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki, 2017, 2, рр. 28-35 (In Russ.).