УДК 8V42 : 796
ББК 81.0
Ф 53
Филимонова Б.П.
Аспирант кафедры общего языкознания Адыгейского государственного университета, эксперт по психологии отдела научных работников Уральского научно-производственного предприятия «Альтаим», e-mail: [email protected]
Спортивный дискурс в координатах институционального дискурсивного пространства
(Рецензирована)
Аннотация:
Анализируются различные подходы к исследованию феномена спортивного дискурса, представленные в отечественной и зарубежной лингвистической науке. Изучение дискурса вообще и спортивного дискурса в частности находится в фокусе внимания отечественной и зарубежной лингвистической науки в связи с тем, что наука о языке тесно взаимодействует с другими, смежными отраслями знаний - социологией, медициной, юриспруденцией, психологией. Спортивный дискурс рассматривается как синтез признаков институционального и профессионального дискурсов. Излагаются подробно взгляды на системность коммуникативного процесса в условиях конкретного социального института, диктующая необходимость выявления интегральных и дифференциальных признаков институционального и профессионального дискурсов. Проведено описание синкретичного характера данного феномена и проблемы корреляций признаков институционального и профессионального дискурсов в координатах изучаемого дискурсивного пространства. Теоретическая значимость состоит в углублении теории дискурса, в дальнейшем развитии теории языка.
Ключевые слова:
Дискурсивное пространство, социальный институт, институциональный дискурс, профессиональный дискурс, спортивный дискурс, интенциональность.
Filimonova Б.Р.
Post-graduate student of the General Linguistics Department, the Adyghe State University, Expert in Psychology of Scientists' Department in the Altaim Ural Scientific Production Enterprise, e-mail: [email protected]
Sports discourse in coordinates of institutional discursive space
Abstract:
Various approaches to a research of a phenomenon of a sports discourse presented in domestic and foreign linguistic science are analyzed. Studying a discourse in general and a sports discourse, in particular, is in focus of an attention of domestic and foreign linguistic science because the science about language intimately interacts with other, allied areas of knowledge -sociology, medicine, law, psychology. The sports discourse is considered as synthesis of signs of an institutional and professional discourse. Views related to systemacity of communicative process in specific social institute, dictating the need of identification of integral and differential signs of institutional and professional discourses are examined in detail. The syncretic character of this
phenomenon and correlations of signs of institutional and professional discourses in coordinates of the studied discursive space are described. Theoretical significance lies in deepening the theory of a discourse and in further development of the theory of language.
Keywords:
Discursive space, social institute, institutional discourse, professional discourse, sports discourse, intentionality.
Значимое место, которое занимает спорт в жизни общества, обусловлено целым рядом социальных потребностей (биологических, духовных, информационных и пр.). Сложный и противоречивый характер данного феномена во многом отражается и в спортивном дискурсе, призванном эксплицировать непредсказуемость спортивных результатов, интригу и динамичность спортивных состязаний, что в целом не только поддерживает, но и неуклонно усиливает интерес к нему со стороны СМИ, научного сообщества, социума в целом. «Язык выступает как отображение социокультурной действительности» [1: 24].
Реализация спортивного дискурса в сферах его пересечения с другими видами дискурса определяется нами как его основной коммуникативно-прагматический признак. Так, педагогический и спортивный дискурсы оказываются в зоне взаимодействия в коммуникативной ситуации тренировки, игры, выступления, собрания спортсменов и тренеров, брифинга и пр.; спортивный и медицинский дискурсы коррелируют в случаях лечения, восстановления после травм, медикаментозной поддержки спортсменов; спортивный и деловой дискурсы реализуются в ситуации подписания контрактов тренерами, спортсменами, организациями, составления финансовых отчетов за разные периоды деятельности, к такого рода взаимодействию могут быть отнесены также документы, подтверждающие факт проведения соревнований, маркирующие их сроки, а также участие конкретных спортсмена или команды, денежные вознаграждения; признаки спортивного и юридического дискурсов значимы в различных договорах, соглашениях и контрактах и т.п. Спортивный дис-
курс манифестирует также значимое пересечение с дискурсом масс-медиа в коммуникативной ситуации освещения спортивных событий различной значимости и уровня в СМИ. Такое взаимодействие позволяет выделить различные виды спортивного масс-медийного дискурса - таковы телевизионный, печатный, радио- и интернет-дискурс, среди которых в современной коммуникативной ситуации ведущее место занимают телевизионный и интернет-дискурсы.
Синкретичный характер данного феномена выдвигает на первый план проблему корреляций признаков институционального и профессионального дискурсов в координатах изучаемого дискурсивного пространства. Обоснование инсти-туциональности дискурса как его основного конституента закономерно опирается на понятие социального института.
Широкое толкование термина «социальный институт» предполагает его рассмотрение как установленного порядка «правил и стандартизированных моделей поведения» [2: 248]. Однако существует и некоторое сужение этого смысла, когда под социальными институтами понимают «исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни (например, семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля» [3: 105]. Такой ракурс рассмотрения данного значимого для жизни общества явления позволяет выявить сущность институционализации: она состоит в закреплении действий, имеющих повто-
ряющийся характер, и ожиданий, которые связаны с такими действиями, в нормативном виде, поэтому коммуникативное поведение представителей института приобретает прогнозируемость и предсказуемость.
Современное коммуникативное пространство характеризуется наличием различных видов институционального дискурса (педагогический, военный, научный, юридический, политический и др.). В современной лингвистической парадигме институциональный дискурс изучается как «дискурс, осуществляемый в общественных институтах, общение в которых является составной частью их организации» [4: 59], что позволяет также выделить его конституенты: 1) участники, обладающие определенным статусом и квалификацией; 2) закрепленные за данным дискурсом пространственно-временные координаты; 3) цель, конвенционально детерминированная в рамках конкретного института; 4) ритуально фиксируемые ценности; 5) коммуникативные стратегии, имеющие определенную, свойственную данному дискурсу, интенциональность; 6) регламентированный набор жанров; 7) арсенал прецедентных феноменов (имен, высказываний, текстов и ситуаций), нормативных в коммуникативном пространстве данного дискурса (см., например: [5: 18-19]).
В этой связи В.А. Митягина указывает, что «действия участников институционального дискурса характеризуются сочетанием предметной, самопрезентационной, реляционной и апелляционной плоскостей интенциональной составляющей общения» [6: 221]. Такой исследовательский ракурс позволяет говорить об основной цели спортивного дискурса - оптимизации коммуникации в сфере спортивной деятельности в целом.
Обширная парадигма номинаций вербального взаимодействия коммуникантов в институциональном дискурсивном пространстве свидетельствует об актуальности данной проблемной сферы и потребности возможно более полного параметри-
рования специфики институционального дискурса. Системность коммуникативного процесса в условиях конкретного социального института диктует необходимость выявления интегральных и дифференциальных признаков институционального и профессионального дискурсов. Под институциональным общением П. Дрю и Дж. Херитедж понимают общение, «имеющее свою задачу и включающее, по крайней мере, одного участника, являющегося представителем официальной организации» [7: 3]. А. Кестер отмечает в этой связи, что данная дефиниция может быть отнесена и к дискурсу на рабочем месте как формированию «вербальных интеракций во всех ситуациях профессионального взаимодействия» [8: 5]. Кроме того, бизнес-дискурс определяется как социальное действие в деловой сфере: «бизнес-дискурс подразумевает, как люди взаимодействуют с помощью устной или письменной речи в коммерческих организациях» [9: 3].
Такое направление рассмотрения институционального дискурса позволяет определить профессиональный дискурс как «совокупность письменных и устных текстов, функционирующих в заданной профессиональной среде для достижения профессиональных целей» [10: 5], а облигаторным условием для реализации профессионального дискурса признаются профессиональные компетенции как минимум одного участника общения.
В данной исследовательской концепции мы понимаем институциональный дискурс как гипероним по отношению к профессиональному дискурсу, что позволяет акцентировать его особенности в плане полноты применения терминологического и методологического инструментария. Профессиональный дискурс закономерно позволяет осуществить как те компетенции, которые получены в процессе обучения, так и приобретенные в ходе деятельности в конкретной сфере. Представляется плодотворным для развития исследовательской концепции и рассмотрение професси-
онального дискурса, которое дифференцирует его с моделью институционального дискурса (педагогического, медицинского, дипломатического и др.), а также с моделью делового дискурса. Уточнение статуса институционального дискурса возможно с позиций установления его цели, участников, пространства и времени, ценностей, стратегий, жанров, приоритетных прецедентных текстов; принципиально важна также оппозиция делового и игрового дискурсов по критерию направленности коммуникации: в первом случае вовне (в когнитивную / практическую предметную деятельность), во втором - на самого себя, в общении ради общения, в творчестве. Необходимо отметить в этой связи, что спортивный дискурс представляет собой одновременно и институциональный, и профессиональный дискурс, в определенной степени имеющий игровую природу, реализующуюся в творчестве журналиста, спортивного комментатора, тренера, спортсмена.
Собственно институциональные признаки реализуются в спортивном дискурсе, когда хотя бы один из коммуникантов обладает определенными профессиональными компетенциями и знаниями и ограничивает тематику общения координатами определенной предметной деятельности, опираясь к тому же на профессиональную подготовку, теоретическую и/ или практическую.
Коммуниканты в пространстве спортивного дискурса как субъекты спортивной деятельности условно представлены тремя группами языковых личностей, коммуникативные цели которых различны: «спортсмены и их непосредственное окружение (тренеры, судьи, администраторы) структурируют свою речь в целях достижения спортивного результата; болельщики и зрители эмоционально оценивают действия и результаты подготовленности непосредственных участников спортивного события; спортивные комментаторы и спортивные журналисты фиксируют и описывают ход события для
виртуальных болельщиков (телезрителей, радиослушателей и читателей)» [11: 56].
Особого внимания заслуживает синтез спортивного дискурса и дискурса масс-медиа в пространстве массовой коммуникации как основном поле реализации спортивного дискурса. Спортивный дискурс всегда эксплицитно / имплицитно представлен элементами дискурса масс-медиа и его субъектом (например, журналистом ТВ, газеты или радио). Таким образом, между аудиторией и конкретным видом спорта в лице спортсменов и тренеров возникает медиатор, осуществляющий в той или иной форме коммуникативный акт по поводу спортивной деятельности. Общение в спортивном масс-медийном дискурсе имеет односторонний характер при отсутствии непосредственной обратной связи. Для телевизионного дискурса, к тому же, приоритетен фенестративный способ репрезентации информации, когда визуальный образ транслируется одновременно с вербальным текстом и, в ряде случаев, с музыкальным сопровождением [12: 103-112].
Спортивный дискурс в координатах институционального дискурсивного пространства рассматривается как коммуникация в сфере и по поводу спорта и спортивной деятельности при учете специфики коммуникантов, приоритетных в данном виде дискурса концептов и ценностей, хронотопа, коммуникативных целей, стратегий и тактик.
Таким образом, спортивный дискурс осуществляется целым рядом коммуникантов: тренеры, спортсмены, медицинский персонал, болельщики, спортивные журналисты и комментаторы - с целью осуществления и всестороннего освещения деятельности в сфере спорта. Признаки институционального и профессионального дискурсов присущи спортивному дискурсу в той или иной степени в зависимости от коммуникативных целей, стратегий и тактик, а также от требований конкретного жанра, необходимого для их реализации.
Примечания:
1. Ахиджакова М.П., Ахиджак Б.Н. Парадигмы языкового сознания в межкультурном общении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. Вып. 2 (140). С. 21-25.
2. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь (Collins). М.: Вече: ACT, 1999. Т. 1. 543 с. [БТСС].
3. Социологический энциклопедический словарь / ред.-коорд. Г.В. Осипов. М.: Норма, 2000. 480 с. [СЭС].
4. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2000. 440 с.
5. Дискурс как социальная деятельность: проблемы институциональной коммуникации: коллективная монография / И.И. Халеева [и др.]. М.: Рема, 2010. 200 с.
6. Митягина В.А. Социокультурные характеристики коммуникативного действия. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 356 с.
7. Drew P. Analysing talk at walk: An introduction // Talk at Work / ed. ву P. Drew, J. Heritage. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 3-65.
8. Koester A. Workplace discourse. Cornwall: MPG Books, 2010. 191 p.
9. Bargiela-Chiappini F., Nickerson C., Planken B. Business discourse. Houndmills; Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. 520 p.
10. Gunnarsson B.-L. Professional Discourse. Cornwall: MPG Books, 2009. 275 p.
11. Евдокимов П.Г. О социальной сущности и функциях физической культуры и спорта. Волгоград: Изд-во ВГИФК, 1991. 236 с.
12. Зильберг Б.А Зильберг А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи //Язык, сознание, коммуникация. Вып. 17. М., 2001. С. 45-55.
References:
1. Akhidzhakova М.Р., Akhidzhak B.N. Paradigms of language consciousness in cross-cultural communication // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2014. Iss. 2 (140). P. 21-25.
2. Jerry D., Jerry J. Big Explanatory Dictionary of Sociology (Collins). M.:Veche: AST,
1999. Vol. 1. 543 pp. [BTSS],
3. Sociological Encyclopedic Dictionary / ed. and coord, by G.V. Osipov. M.: Norma,
2000. 480 pp. [SES],
4. Sheigal E.I. Semiotics of political discourse: Diss, for the Dr. of Philology degree. Volgograd, 2000. 440 pp.
5. Discourse as a social activity: problems of institutional communication: a .collective monograph / I.I. Khaleeva [et al.]. M.: Rema, 2010. 200 pp.
6. Mityagina V.A. Socio-cultural characteristics of communicative activity. Volgograd: VolSU Publishing house, 2007. 356 pp.
7. Drew P. Analysing talk at walk: An introduction // Talk at Work / ed. by Yu.P. Drew, J. Heritage. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 3-65.
8. Koester A. Workplace discourse. Cornwall: MPG Books, 2010. 191 pp.
9. Bargiela-Chiappini F., Nickerson C., Planken B. Business discourse. Houndmills; Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. 520 pp.
10. Gunnarsson B.-L. Professional Discourse. Cornwall: MPG Books, 2009. 275 pp.
11. Evdokimov P.G. On the social nature and functions of physical culture and sports. Volgograd: VGIFK Publishing house, 1991. 236 pp.
12. Zilbert B.A., Zilbert A.B. Sports discourse: basic concepts and categories; research tasks // Language consciousness, communication. Iss. 17. M., 2001, P. 45-55.