Научная статья на тему 'Спортивные мегасобытия как фактор внутренней консолидации и усиления межкультурных противоречий'

Спортивные мегасобытия как фактор внутренней консолидации и усиления межкультурных противоречий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
203
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ГРАНИЦЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галанин С.В.

Спортивные мегасобытия, такие как Олимпийские игры, выполняют, помимо своего прямого назначения, несколько важнейших социальных функций. Это демонстрация экономического потенциала, организованности, совершенствование инфраструктуры региона. Но наиболее важными являются социально-политические функции: формирование идентичности и патриотизма, сплочение граждан. Это происходит внутри государства, но на межнациональном уровне, не зависимо от экономической интеграции, происходят обратные процессы: внутреннее сплочение идёт совместно с отчуждением от «других». Эти вопросы и рассмотрены в данной работе с опорой на эмпирические данные и теоретические концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные мегасобытия как фактор внутренней консолидации и усиления межкультурных противоречий»

СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ КАК ФАКТОР ВНУТРЕННЕЙ КОНСОЛИДАЦИИ И УСИЛЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

© Галанин С.В.*

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Спортивные мегасобытия, такие как Олимпийские игры, выполняют, помимо своего прямого назначения, несколько важнейших социальных функций. Это демонстрация экономического потенциала, организованности, совершенствование инфраструктуры региона. Но наиболее важными являются социально-политические функции: формирование идентичности и патриотизма, сплочение граждан. Это происходит внутри государства, но на межнациональном уровне, не зависимо от экономической интеграции, происходят обратные процессы: внутреннее сплочение идёт совместно с отчуждением от «других». Эти вопросы и рассмотрены в данной работе с опорой на эмпирические данные и теоретические концепции.

Ключевые слова идентичность, этничность, культура, культурные границы, социальная политика, спортивные мегасобытия, национализм, патриотизм.

Мегасобытие - это феномен нескольких последних десятилетий. От обычных событий они отличаются тем, что, во-первых, затрагивают все аспекты жизни общества: экономическую, политическую, социальную и культурную. Во-вторых, их масштаб: объёмы подготовки к ним, количество задействованных людей, всё это создает впечатление особенного, уникального и крайне важного мероприятия. Это продукт и источник глобализационных процессов одновременно. К спортивным мегасобытиям мы смело можем отнести Олимпийские игры (ОИ) и чемпионат мира по футболу (ЧМ): эти соревнования объединяют спортсменов и туристов со всего мира, а участие и победа в них считаются наиболее высшими достижениями в жизни спортсменов. Неудивительно, что проведения и организация их считается также и грандиозным успехом для руководства страны-хозяйки.

Какую роль мегасобытия играют в современной политике? Мегасобытия не имеют количественных и территориальных границ, а значит, это экономические перспективы и «возможность заработать». Проведение олимпиады требует огромных, но перспективных затрат, начиная от развития детско-юношеских спортивных школ, и кончая строительством спортивных объектов, проводимым совместно с полной перестройкой инфраструктуры отдельно взятого города. И это могло бы быть основной целью проведения Олимпи-

* Кафедра Социологии политических и социальных процессов.

ад, если бы не было, например, разрушающихся и никому не нужных объектов, заброшенных после ОИ 2004 в Афинах и ОИ 2008 в Пекине [4, 10]. Вопрос использования стадионов и трасс после Сочи также обсуждался и до, и после проведения олимпиады, но на сегодняшний день объективно оценить их загруженность пока нельзя [9]. Значит, развитие спорта и инфраструктуры не являются первостепенной целью при проведении олимпиады. Более важными, по нашему мнению, являются политические и культурные аспекты.

Олимпийские игры или ЧМ по футболу - это возможность для государства заявить о себе на мировой арене. В первую очередь, возможность показать свою экономическую мощь, доказать всему миру, что страна способна на такие траты. Во время подготовки к Сочи «правительство страны неоднократно заявляло о том, что сам факт проведения Олимпийских игр на территории России говорит о востребованности страны на международной арене, о ее политическом позиционировании как сильного, независимого, самостоятельного государства, имеющего собственное мнение и готового его отстаивать» [4]. Место проведение олимпиады - Северный Кавказ - также выбрано не случайно. Проведение такого события на ещё недавно «горячей точке» - это доказательство для всего мира силы российской власти и аргумент в пользу её территориальной целостности и самостоятельности. Далее, Олимпиада способна создать новый «имидж» страны в мире, изменить общее представление о ней. Таковой, отчасти, была цель Олимпиады-80 в Москве [1]. Показателен пример Китая, который ОИ 2008 использовал отчасти и для этих целей: Пекин предстал перед миром высокотехнологичным и экологически дружелюбным городом, авторитет Китая действительно возрос. Для России же в 2014 году в первый в современной истории раз появилась возможность показать себя с другой стороны, предстать в образе современной развивающейся державы, отличной от Советского Союза.

Кроме экономических и технологических достижений мегасобытия транслируют ещё и культуру страны, как для внешнего, так и для внутреннего потребителя, и это, на наш взгляд, наиболее важная составляющая. Одним из самых важных моментов ОИ является церемония открытия - и это именно то место, где страна старается показать наиболее важные достижения культуры в короткий срок. Более того, организаторы могут выбрать, какие именно достижения были наиболее важными, а какие нет, и построить за счёт это новую культурную идентичность. Так, например, церемония открытия ОИ в Ванкувере в 2010 году почти полностью была посвящена описанию того, что значит быть канадцем. Церемония открытия ОИ в Сочи также представляется крайне интересной для анализа. Сюжет церемонии открытия состоял из нескольких смысловых блоков: средневековье, период Российской Империи, революция и индустриализация, послевоенное время и современная Россия. Объединял всю конструкцию алфавит, на каждую букву которого приходилось российское достижение культуры или науки.

На весь мир транслировалась то, что официально считается культурными достижениями, граждане России, преисполненные гордостью за свои страну, получали новые объекты почитания и самоидентификации, некоторые из которых для отдельных людей стали открытиями. Преемственность времён, «удобная» история, данная в нужном виде и в нужное время, может стать тем «мифом», вокруг которого может строиться не только новая культурная идентичность, но и новая национальность. Причём совершенно не важно, реален ли этот миф или нет, сам факт его существования является основой для новых конструкций. Об этом феномене говорят представители разных школ изучения национализма: «этносимволист» Э. Смит [2] и конструктивист Б. Адерсон [7].

Нужное время для подачи такого важного в культурном плане материала -это как раз-таки спортивное мегасобытие. Нужное по нескольким причинам. Во-первых, ещё на предварительном этапе о важности мегасобытия говорится везде, победа в соревнованиях считается национальным успехом, а проигрыш - чуть ли не государственной изменой с последующим наказанием высокопоставленных виновных. Во время проведения ОИ на всех федеральных каналах в выпусках новостных передач ежедневно рассказывается о победах российских спортсменов. Эти победа преподносятся как успех всей страны и каждого её гражданина по-отдельности. Ажиотаж вокруг игр рождает волну патриотизма и национальной гордости, люди хотят и ждут новых поводов для гордости за свою страну и готовы принимать новые паттерны - именно поэтому ОИ являются «нужным временем». Во-вторых, это национализм - феномен, который всегда идёт рядом со спортивными состязаниями. Во вступительном слове к учебнику по националистическим теориям В.С. Малахов пишет следующее: «Раз в четыре года - во время очередного чемпионата мира по футболу - от полутора до двух миллиардов человек одновременно припадают к телевизионным экранам. Победы сборных переживаются как национальный триумф, а поражения - как национальные катастрофы. Энтузиазм болельщиков наблюдатели описывают по-разному. Для одних он представляет собой естественное проявление национальных чувств, для других - националистическую истерию. Первые отказываются связывать футбольные страсти с национализмом, вторые настаивают на том, что перед нами именно национализм и что шовинизм - его неизбежный атрибут» [3]. Спорт в принципе часто рассматривается как площадка для конструирования наций. «По выражению Гранта Джарви, спорт предоставляет уникальное по своей эффективности «средство для пробуждения национальных чувств, он выступает в роли символического действия, которое служит доводом в пользу существования самой нации» [5]. «Майк Кронин и Дэвид Мэйол, называя спорт «двигателем» процесса конструирования идентичности, также подчеркивают значимость спорта для национального строительства: «Спорт не может завоевать территорию, сокрушить идеологию

или религию, но всегда способен поддержать строительство воображаемой нации» [5]. Олимпийские игры - лучшее место для этого строительства, это самое масштабное мегасобытие, объединяющее вокруг себя практически всех граждан, связанных патриотическими узами и переживающих национальные интересы как свои собственные. Всё это говорит о том, что ОИ являются мощнейшим фактором сплочения общества, его консолидации и осознания им своих интересов.

Теперь необходимо пролить свет на то, как именно мегасобытия, являющиеся, по сути, воплощением глобальных процессов, этой глобализации мешают. Десятки тысяч людей со всего мира съезжаются в одно место, чтобы поболеть за своих соотечественников и должны по идеи открыть для себя новую культуру, понять её, осознать всё многообразность мира, стать более толерантными. На деле же мегасобытия часто служат «огнём» для разжигания тлеющих межнациональных конфликтов или даже создания новых, как, например, было в Польше во время ЧЕ по футболу 2012 [10]. Как можно объяснить этот феномен? Норвежский антрополог Фредерик Барт в своей работе «Этнические группы и социальные границы» утверждает, что сама по себе этничность и этнические различия не осознаются людьми до тех пор, пока они не вступят в контакт с представителями других культур [6]. То есть люди в принципе могут не знать, что они, как представители какой-то общности, могут отличаться от других людей и могут не осознавать свою группу как особенную. Но как только в коммуникативном поле появляется объект, отличающийся по некоторым культурным признакам, человек способен выстроить схему «свои - чужие». Несмотря на то, что данная теория создана по итогам исследования относительно примитивных народностей, живших на территории современного Афганистана, мы смело можем перенести её основные элементы на современность и спортивные мегасобытия в частности. Во время проведения ОИ или ЧМ по футболу огромное количество представителей различных национальностей и культур находятся в постоянном взаимодействии, что не может не стать причиной проявления социальных границ. Люди осознают своё отличие от других и даже стремятся его подчеркнуть. Помимо очевидных культурных особенностей, на подобных соревнованиях болельщики сознательно носят одежду цветов национальных флагов и всячески подчёркивают свою принадлежность. Всё это подогревается вышеописанными патриотическими и националистическими чувствами, и поэтому любые, проявившиеся во взаимодействии отличия, также как и победы спортсменов воспринимаются как национальная гордость. Несмотря на некоторое культурное обогащение участников мегасо-бытий, в общем, всё это не способствует межкультурной интеграции. В то время, пока спортсмены защищают честь страны на состязаниях, болельщики делают это, защищая свои культурные особенности, о которых, впрочем, они могли и не догадываться до начала соревнований.

Подводя итог, мы можем сказать, что спортивные мегасобытия в социокультурном плане выполняют две основных функции, причём одна вытекает из другой. Первая - это сплочение граждан внутри страны, резкий подъём патриотизма и националистических настроений, создание новых или реконструирование старых форм идентичностей. Вторая, которую, впрочем, сложно назвать функцией, проявляется в увеличении значимости любых культурных и этнических отличий участников мегасобытий, укреплению социальных границ и осознании своей уникальности. Всё это никак не способствует глобализации: может быть в экономической сфере и происходит интеграция, но в культурной всё же происходит обратный процесс.

Зная это, огромные затраты, связанные с подготовкой к проведению ОИ в Сочи и ЧМ в 2018 году уже не кажутся неоправданными. Для государства, которое стремится создать новую идентичность, необходимо создавать повестку дня и строить национальный «миф». В случае России этой идентичностью является «российская» идентичность, объединяющая все этнические национализмы России под крыло гражданского национализма. И предстоящий Чемпионат Мира по футболу будет являться ещё одной стадией в этом строительстве.

Список литературы:

1. Чепурная О. «0лимпиада-80»: советское мегасобытие в контекстах «холодной войны» // Журнал социологии и социальной антропологии. -2013. - Т. XVI. - № 5 (70). - С. 39-53.

2. Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий национализма. - М.: Праксис, 2004.

3. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. - М., 2005.

4. Корчагина Е., Варнаев А. Олимпийские игры как инструмент формирования имиджа страны // Журнал социологии и социальной антропологии. -2013. - Т. XVI. - № 5 (70). - С. 189-202.

5. Горохов В. Национальные идентичности в глобальной спортивной культуре: вызовы Сочи-2014 для олимпийской команды России // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2013. - Т. XVI. - № 5 (70). -С. 71-86.

6. Барт Ф. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. - М., 2006.

7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. - М., 2001.

8. http://www.ridus.ru/news/99527 (дата обращения: 25.02.2015).

9. http://sport.rbc.ru/article/249832/ (дата обращения: 25.02.2015).

10. http://inosmi.ru/football/20120613/193540023.html (дата обращения: 25.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.