Научная статья на тему 'Спорт как инструмент формирования национально-государственной идентичности'

Спорт как инструмент формирования национально-государственной идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1029
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СПОРТИВНОЕ "МЕГАСОБЫТИЕ" / "МЯГКАЯ СИЛА" / SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS / NATIONAL-STATE IDENTITY / SPORTS "MEGA-EVENT" / "SOFT POWER"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титов Виктор Валериевич, Хаметов Эльдар Шамильевич

В статье рассматриваются факторы влияния спорта высших достижений на формирование национально-государственной идентичности, её ценностных и символических оснований. Анализируется роль спортивных «мегасобытий» в конструировании национально-государственной идентичности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport as a tool of formation of national-state identity

The article discusses the factors of the influence of high-end sports on the formation of national-state identity, its value and symbolic grounds. Authors analyze the role of sports «mega-events» in the design of national-state identity in Russia.

Текст научной работы на тему «Спорт как инструмент формирования национально-государственной идентичности»

В.В. ТИТОВ кандидат политических наук, старший научный сотрудник департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ

Э.Ш. ХАМЕТОВ аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Спорт как инструмент формирования национально-государственной идентичности

Проблема национально-государственной идентичности в современной России, поиск приемлемых и эффективных инструментов её формирования занимают одно из важных мест в политической науке. При этом акцент делается как на институциональных основаниях идентичности, так и на осмыслении «умных» - социокультурных и политико-психологических - механизмов воспроизводства «матрицы» российской идентичности. Можно отметить, что потребность обращения к таким инструментам возрастает именно в современных условиях, в ситуации многочисленных геостратегических, информационных и культурно-психологических вызовов ХХ! в.

Безусловно, одним из таких инструментов «умной силы», востребованным в процессе актуализации и воспроизводства национальной идентичности, выступает спорт высших достижений. В современной России значимость спорта как важного компонента национального самосознания крайне велика. Прежде всего это связано с тем, что Российская Федерация в 2000-2010-е гг. вернула себе статус «спортивной сверхдержавы», приняв у себя крупнейшие мировые спортивные форумы (Олимпийские игры-2014, Чемпионат мира

* Титов Виктор Валериевич, e-mail: [email protected]; Хаметов Эльдар Ша-мильевич, e-mail: [email protected]

по футболу-2018, универсиады 2013 и 2019 гг.). «Спортивная» составляющая стала одной из системообразующих в политическом позиционировании России на международной арене. Все эти факторы подчеркивают актуальность изучения спорта как инструмента формирования российской национально-государственной идентичности.

В то же время следует отметить, что в современной политической науке пока не сформировался соответствующий теоретический фундамент - многомерный пласт концептуальных оснований, который бы позволил в полной мере описать роль спорта в процессах выработки и воспроизводства чувства общенациональной консолидации, образа «нас» в глобальном информационно-политическом пространстве.

Существенный теоретико-методологический потенциал осмысления спорта высших достижений как инструмента воспроизводства национальной идентичности связан с концепцией «мягкой силы», в основе которой - синтез информационно-психологических и социокультурных элементов, конструирование позитивного образа привлекательной страны. Например, Г. Джарви считает, что спорт выступает в роли символического действия, отождествляющего существование самой нации1. Ирландский ученый М. Кронин и его коллега Д. Мэйол

также называют спорт значимым элементом в механизме кон-

2

струирования национально-государственной идентичности .

Общеизвестно, что на спортивных «мегасобытиях» спортсмены представляют именно национальные государства, в честь них играют национальные гимны, болельщики используют атрибутику с национальной символикой. Борьба и стремление к победе на международных спортивных аренах создают сильный эмоциональный фон, усиливающий переживание за «своих», тем самым актуализируя образ «наших», выстраивая более рельефную идентификацию с национальным сообществом.

К.Л. Стивенсон акцентировал свое внимание на интегра-тивной и политической функциях спорта. Интегративная функция дает возможность гармоничного объединения лю-

1 Jarvie G. Sport, Nationalism, and Cultural Identity // The Changing Politics of Sport /ed. by L. Allison. Manchester: Manchester University Press, 1993, p. 58-83.

2 Cronin M., Mayall D. Sport and Ethnicity: Some Introductory Remarks // Sporting nationalisms: Identity, Ethnicity, Immigration and Assimilation /ed. by M. Cronin and D. Mayall. Portland: Frank Kass Publishers, 2005, p. 1-13.

дей в коллектив, формирования групповой идентичности, в рамках которой происходит разделение на «своих» и «чужих». Наглядным примером данной функции служит то, как болельщики одной нации не просто сопереживают «своим» спортсменам, но и отождествляют себя с ними и со своим народом. Политическая функция, по мнению К.Л. Стивенсона, проявляется в использовании спорта как инструмента политики применительно к формированию престижа нации. Также политическая функция может служить средством политического давления путем отказа от участия в соревнованиях, проводимых на территории какого-либо государства. Тем самым интегративная и политическая

функции влияют на формирование национально-государст-

1

венной идентичности .

В 2000-е гг. в зарубежной научной литературе все более активно начало распространяться понятие «спортивный национализм», представляющее спорт как коммуникативный механизм выражения национальных чувств. Так, Ю. Чо понимает спортивный национализм как национальные настроения и идеологии, конструирующиеся и распространяющиеся с помощью спортивных «мегасобытий». Исследователь акцентирует свое внимание на том, что в основе спортивного национализма лежит добровольная национальная привязанность к государству2. А. Байрнер в своих исследованиях отмечает, что эмоциональная привязанность, вызванная успешным выступлением «своих», находится в прямой зависимости от вида спорта, в котором был достигнут успех. Успех в «национальном» виде спорта, популярном в конкретной стране, способствует позитивному «эмоциональному заражению» значительной части общества3. Д. Эндрюс и Ш. Коул в статье, посвященной влиянию национальных культур на глобальную спортивную индустрию, отметили, что

1 Стивенсон К.Л. Спорт как современный функциональный феномен: функциональный подход // Спорт и образ жизни. Сост. В.И. Столяров, З. Кравчик. М., 1979, с. 60-61.

2 Cho Y. Unfolding sporting nationalism in South Korean media representations of the 1968, 1984 and 2000 Olympics // Media, Culture & Society, 2009, 31(3), p. 347-364.

3 Bairner A. Sport, Nationalism and Globalization: European and North American Perspectives. Albany: State of New York University Press, 2001.

именно национальное государство является главным игроком на международной спортивной арене1.

Проведение на территории государства крупных международных спортивных событий накладывает на страну-организатора большую ответственность как за спортивный результат, так и за уровень организации, призванный продемонстрировать финансово-экономические, управленческие, интеллектуальные и культурные возможности конкретного «государства» (яркие и актуальные примеры: Олимпийские игры в Сочи 2014 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г.). Таким образом, спортивное мегасобытие, его организация (а не только проведение соревнований и поддержка «своих») становятся мощным драйвером мобилизации и одновременно своеобразной психологической «точкой консолидации» значительной части общества2.

Д. Магуайр считает, что успех на международной спортивной арене способен укрепить уважение к нации: спорт в современном мире является формой патриотической игры, где происходит сравнение себя со «значимыми другими»3. Он выделяет несколько фундаментальных компонентов влияния спорта на формирование национально-государственной идентичности: спорт по своей природе способен консолидировать вокруг себя значительную часть общества. Спортивные соревнования способны предоставить безопасный выход эмоциональной энергии как для людей, находящихся в эпицентре спортивных событий (условные «болельщики»), так и для других сегментов социума. И, наконец, спорт высших достижений укрепляет и развивает национальное сознание, так как помогает осознать отдельным людям и обществу в целом принадлежность к

4

единой нации .

Известный ученый-историк Э. Хобсбаум в своих исследованиях рассматривает спорт как классовый механизм и одновременно как инструмент национального строительст-

1 Andrews D.L., Cole C.L. The Nation Reconsidered // Journal of Sport and Social Issues, 2002, 26(2), p. 123-124.

2 Горохов В.А. Национальные идентичности в глобальной спортивной культуре: вызовы Сочи 2014 для Олимпийской команды России // Журнал социологии и социальной антропологии, 2013, № 5, с. 71-86.

3 Maguire J. Sport and Globalization. Entry For: Sport and Development Web-Based Platform, Swiss Academy For Development, 2009.

4 Maguire J., Jarvie G., Manshfield L, Bradley J. Sport Worlds. A Sociological Perspective. Champaigne, Illions: Human Kinetics, 2002.

ва. По его мнению, спорт становится особенно эффективным при формировании национального патриотизма, если лица с наименее выраженными общественными и политическими интересами способны легко отождествлять себя с нацией посредством побед на мировой спортивной арене. Таким образом, по мнению ученого, уже к концу ХХ в. спорт становится эффективным инструментом коллективной национальной самоидентификации наряду с «традицион-

1

ными» государственными институтами .

Спорт высших достижений в исторической ретроспективе являлся неотъемлемой частью народной культуры, традиционный спорт побуждал к самоорганизации и объединению общества, способствовал укреплению социально-культурных связей. Спортивные соревнования способствовали осознанию своей этнической, культурной идентичности и формированию чувства коллективизма внутри сообщества. Так, экономические трансформации XIX в. вызвали значительные социально-политические изменения, открыв дорогу росту политического и культурного национализма. В XX - начале XXI в. спорт высших достижений становится транслятором национальных идей. С помощью спорта активно пропагандируются идеи национальной идентичности, единства и сплочения нации. При этом отдельные виды спорта в различных государствах традиционно выступают в качестве «национальных», являясь важной составляющей культурной самобытности и национальной идентичности (футбол - в Бразилии, хоккей - в Канаде, регби - в Уэльсе).

В современной России уделяется серьезное внимание спорту высших достижений, что подчеркивает его значимость и востребованность как инструмента формирования национально-государственной идентичности. В.В. Путин в обращении в связи с Днем физкультурника отметил: «Развитие спорта высших достижений является одним из важнейших приоритетов государственной политики. Победы наших спортсменов на крупнейших международных соревнованиях служат прочным фундаментом патриотического воспитания

1 Хобсбаум Э. Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке. М.: АСТ, 2017, с. 384.

молодежи, приобщают ее к ценностям здорового образа

1

жизни, полезного и активного отдыха» .

Россия за последнее время приняла на своей территории целый ряд спортивных мегасобытий: Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи-2014, Летнюю Универсиаду в Казани-2013, Чемпионат мира по хоккею с шайбой-2016, Чемпионат мира по футболу-2018, Зимнюю Универсиаду в Красноярске-2019. Все перечисленные спортивные события указывают на то, что Россия способна продемонстрировать мировому сообществу политическую и экономическую состоятельность. При этом, по мнению М. Мюллера, для политической элиты России идеологические преимущества от проведения спортивных мегасобытий превосходят экономи-ческие2. Сосредоточение такого количества спортивных ме-гасобытий в одной стране - свидетельство системной государственной политики, направленной на решение комплексной задачи позиционирования России как мировой державы и внутренней консолидации общества. Олимпийские игры-2014 в Сочи и Чемпионат мира по футболу-2018 стали демонстрацией «новой» России «образца третьего тысячелетия», ее политических, экономических, культурных и гуманитарных возможностей.

Однако во второй половине XX - начале XXI в. спорт высших достижений все чаще стал выступать средством геополитического противоборства. С помощью политизации спорта отдельные страны стремятся решать широкий спектр внешнеполитических задач, связанных не только с формированием собственного позитивного имиджа, но и с актуализацией негативного образа государств-конкурентов. Так, одним из актуальных вопросов последнего времени являются «допинговые скандалы» со сборными командами России, непрерывный поток обвинений в адрес российских спортсменов (как со стороны международных спортивных организаций, так и со стороны западной «спортивной общественности») в применении запрещенных медицинских препаратов. Очевидная цель подобных информационно-

1 Физкультурникам, спортсменам, работникам сферы физической культуры и спорта. URL: http://kremlin.ru/events/president/letters/55329 (дата обращения 30.07.2018).

2 Muller M. State Dirigisme in Megaprojects: Governing the 2014 Winter Olympic in Sochi // Environment and Planning, 2011, № 43 (9), р. 2091 -2108.

психологических «атак» - оказание политического давления на руководство России.

В 2015-2018 гг. такие резонансные «разоблачения» широко распространялись западными СМИ. Вследствие чего некоторые эксперты, расследующие «допинговый скандал», писали о том, что в России существует целая «государственная допинговая программа», в которой принимали участие большое количество спортсменов1. В результате расследований Международным Олимпийским Комитетом было вынесено решение лишить ряд российских спортсменов завоеванных медалей и титулов и отстранить от дальнейшей спортивной деятельности. Многие сборные команды России (по различным видам спорта) были отстранены от участия в летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в 201б г. А на зимней Олимпиаде 2018 г. в Пхенчхане сборная команда России выступала под нейтральным флагом2.

Подобная практика может рассматриваться и как элемент «мягкого» глобального информационно-психологического противоборства, и как доминирование «двойных стандартов»: спортсменов из США, Великобритании и других западных стран, уличенных в применении запрещенных препаратов, не лишают массово завоеванных медалей и титулов, сборные команды этих стран не отстраняют от участия в международных спортивных соревнованиях. Подтверждением данному факту, в частности, служат материалы хакерской группировкой «Fancy Bear», которые взломали сервер Всемирного антидопингового агентства (WADA) и обнародовали информацию о применении запрещенных препаратов спортсменами из США3.

Не менее резонансными выглядят факты, когда западные спортивные федерации используют различные лакуны в нор-

1 См.: Допинг скандалы [Электронный ресурс] URL: https://www.kp.ru/pute-voditel/doping-v-sporte/ (дата обращения 02.08.2018) и др.

2 См.: Российской сборной грозит отстранение от Олимпиады в Рио [Электронный ресурс] URL: https://www.infpol.ru/115818-rossiyskoy-sbornoy-grozit-otstranenie-ot-olimpiady-v-rio/ (дата обращения 02.08.2018); Олимпиада 2018 под нейтральным флагом [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/politics/artides/2017/12/05/744211-sbornuyu-rossiyu-olimpiadu-2018 (дата обращения 03.08.2018).

3 См.: В WADA подтвердили взлом базы данных [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/sport/news/2016/09/13/n_9107315.shtml (дата обращения 04.08.2018); Fancy Bears' hack team [Электронный ресурс]. URL: https://fancybear.net/ (дата обращения 04.08.2018).

мах антидопингового законодательства, открыто манипулируют им. Например, широко известны факты официального применения здоровыми биатлонистами и лыжниками сборной Норвегии лекарств от астмы во время соревнований на зимних Олимпийских играх, в частности в Пхенчхане 20181.

Можно констатировать, что спорт высших достижений в современной России выполняет важную функцию по формированию и воспроизводству национально-государственной идентичности. Эта функция реализуется с помощью выразительных спортивных символов и образов, наполненных ярким эмоциональным содержанием. Символы спортивных достижений, масштабные инфраструктурные проекты, спортивные лидеры и герои формируют позитивный «образ страны-России» у различных сегментов общества.

Титов В.В., Хаметов Э.Ш. Спорт как инструмент формирования национально-государственной идентичности. В статье рассматриваются факторы влияния спорта высших достижений на формирование национально-государственной идентичности, её ценностных и символических оснований. Анализируется роль спортивных «мегасобытий» в конструировании национально-государственной идентичности в России.

Ключевые слова: спорт высших достижений, национально-государственная идентичность, спортивное «мегасобытие», «мягкая сила».

Titov V.V., Khametov E.Sh. Sport as a tool of formation of national-state identity. The article discusses the factors of the influence of high-end sports on the formation of national-state identity, its value and symbolic grounds. Authors analyze the role of sports «megaevents» in the design of national-state identity in Russia.

Keywords: sports of the highest achievements, national-state identity, sports «mega-event», «soft power».

1 См.: Норвегия отправила на Олимпийские игры более 6 тысяч доз про-тивоастматических препаратов [Электронный ресурс] URL: https://inos-mi.ru/social/20180208/241406224.html (дата обращения 07.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.