Научная статья на тему 'Роль политического фактора в трансформации международного спортивного движения'

Роль политического фактора в трансформации международного спортивного движения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1351
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / INTERNATIONAL SPORTS MOVEMENT / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / OLYMPIC GAMES / ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ / OLYMPIC CHARTER / СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / SPORT DIPLOMACY / ПОЛИТИЗАЦИЯ СПОРТА / POLITICIZATION OF SPORT / ИМИДЖ. / REPUTATION.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стафеев Дмитрий Валерьевич

В условиях глобализации международное спортивное движение подвергается систематиче-ским структурным изменениям, в связи с чем наряду с положительным эффектом (выработка еди-ной системы управления, способствование преодолению глобальных вызовов и т. д.) в спортивнойсфере наблюдаются политизация и коммерциализация. Международные спортивные организа-ции приобретают реальную политическую власть, а сам спорт становится механизмом достиженияразличных политических целей. В статье с помощью методов институционального анализа меж-дународного спортивного движения, интенционного анализа политического процесса и сравни-тельно-исторического анализа Олимпийских игр дана оценка вызовам, возникающим перед меж-дународным спортивным движением в результате его политизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE POLITICAL FACTOR IN TRANSFORMING THE INTERNATIONAL SPORTS MOVEMENT

In the time of globalization the international sports movement is deeply and systematicallytransformed. Besides positive effects (elaboration of unified system of governance, contribution to copingwith global problems), the sphere of sports faces politicization and commercialization. Internationalsports organizations acquire real political power, while sport becomes a mechanism used to achievedifferent political aims. The objective of this article is to assess challenges to the international sportsmovement caused by politicization. In order to achieve this goal we use such methods in the article asinstitutional analysis of the international sports movement, intentional analysis of the political processand comparative analysis of different Olympic Games.

Текст научной работы на тему «Роль политического фактора в трансформации международного спортивного движения»

УДК 327.7

Д.В. Стафеев

роль политического фактора в трансформации международного спортивного движения

СТАФЕЕВ Дмитрий Валерьевич — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет.

Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9

e-mail: stafeevdmitry@yandex.ru

В условиях глобализации международное спортивное движение подвергается систематическим структурным изменениям, в связи с чем наряду с положительным эффектом (выработка единой системы управления, способствование преодолению глобальных вызовов и т. д.) в спортивной сфере наблюдаются политизация и коммерциализация. Международные спортивные организации приобретают реальную политическую власть, а сам спорт становится механизмом достижения различных политических целей. В статье с помощью методов институционального анализа международного спортивного движения, интенционного анализа политического процесса и сравнительно-исторического анализа Олимпийских игр дана оценка вызовам, возникающим перед международным спортивным движением в результате его политизации.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ; ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ; СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ; ПОЛИТИЗАЦИЯ СПОРТА; ИМИДЖ.

Спорт, как и любой другой вид человеческой деятельности, выходящий за границы конкретного государства, испытывает на себе воздействие глобализации. Крупнейшие международные спортивные организации, такие как Международный олимпийский комитет (МОК) и Международная федерация футбола (ФИФА), имеют серьезное влияние в мире и контролируют мощнейшие финансовые потоки. Ни одна другая организация, кроме МОК и ФиФА, не предоставляет практически всем государствам мира такого права, как право участия в Олимпийских играх или чемпионатах мира по футболу, и такой площадки для выступления. Возникающие государства очень быстро включаются в международное спортивное движение (что доказывает пример бывшей Югославии). Создав в 2004 году департамент по спорту, ватикан также признал значимость спорта в современном мире. Спорт пересекает границы, культуры, языки и социально-экономические различия, он глобален по своей природе. При этом на практике в спортивной сфере регулярно наблюдаются проявления гло-бализационных процессов. С одной стороны,

ее деятельность заметно облегчается с созданием унифицированных правил для всех стран, упрощением таможенных и визовых барьеров, общим признанием необходимости сотрудничества во всех сферах, в том числе спортивной. С другой стороны, международные спортивные организации, получающие финансирование из различных источников (ТНК, СМИ, политические силы), теряют свою независимость и становятся инструментом выражения интересов определенных государств и транснациональных корпораций. Данная тенденция является последствием возрастания роли культуры (и спорта как ее неотъемлемой части) во внешней политике государств. Спорт все больше превращается в орудие политического и экономического давления, и во многих крупных спортивных решениях (например, выбор места проведения Олимпийских игр) явственно читается политический подтекст.

Попробуем оценить влияние политических факторов на развитие международного спортивного движения с помощью его институционального анализа. для определения мотивов политического поведения акторов используем

интенционный метод анализа политического процесса, т. е. анализ намерений субъектов. Помимо этого, будет использован сравнительно-исторический анализ Олимпийских игр, при организации и проведении которых политические факторы играли ключевую роль.

Олимпийские игры, будучи одним из наиболее масштабных мероприятий современности, уже сами по себе являются следствием глобализации. При этом они стимулируют и подстегивают многие глобализационные процессы. Возникает интересная ситуация, при которой Олимпийские игры в современном формате становятся одновременно причиной и следствием глобализации. Очевидно, выход на глобальный уровень был бы невозможен без соответствующего уровня развития средств массовой информации, имеющих сегодня широкие технические возможности по продвижению бренда Олимпийских игр. Именно при помощи СМИ во всем мире пропагандируется объединяющая роль Олимпийских игр, их роль в развитии общечеловеческих ценностей, идеалы мира и добрососедства. Атмосфера дружбы и гармонии, сопровождающая Игры, способствует появлению глобальной идентичности, космополитичности, ощущению принадлежности ко всему человечеству. Подобному мировосприятию способствует и ключевой лозунг олимпийского движения «Главное — не победа, а участие», распространяющий идею неантагонистического соперничества. По мнению многих авторов, именно Олимпийские игры могут стать отправной точкой для распространения новой глобальной системы ценностей, во главе которых будут стоять гуманизм и пацифизм [21].

Даже если не рассматривать долгосрочные эффекты, а обратиться к крупным турнирам лишь на время их проведения, уже можно увидеть положительные социальные, культурные, экономические и другие последствия. За месяц проведения Олимпийских игр или чемпионатов мира по видам спорта десятки сборных команд и тысячи болельщиков со всего мира путешествуют по принимающей стране, знакомятся с местной культурой, создают новые трансграничные социальные связи, привносят элементы своей культуры в жизнь местных сообществ. сами спортсмены, перемещаясь в рамках соревнований из одной страны в дру-

гую, представляют собой некое мини-интернациональное неформальное сообщество, большую международную семью, где все хорошо друг друга знают, соревнуются исключительно в рамках спортивной борьбы и распространяют принципы толерантности и взаимоуважения [23]. Положительный политический эффект может достигаться и посредством активности болельщиков на стадионе, так как с помощью сМИ их политические акции и баннеры транслируются по всему миру, идеи приобретают глобальный масштаб и популярность. Так, во время чемпионата мира по футболу 2002 года в Южной Корее и Японии болельщики корейской команды вывесили на трибунах огромный бан-нер, косвенно призывающий к объединению с КНДР, что свидетельствует об общих настроениях в корейском обществе. в качестве другого примера приведем прошедший в сербии в 2011 году товарищеский футбольный матч между сербской «Црвеной Звездой» и санкт-петербургским «Зенитом», на котором присутствовал премьер-министр РФ В. Путин. Сербские болельщики встретили политика продолжительными аплодисментами, файер-шоу, плакатами с его изображениями и баннерами с политическими призывами о помощи, обращенными к России [14]. Напротив, при проведении отдельных соревнований во время Олимпийских игр в Сочи были попытки вывесить на трибунах украинские флаги и баннеры с антироссийской риторикой. Таким образом, крупные международные соревнования зачастую служат площадкой для политических призывов и демонстрации политических взглядов той или иной группы населения.

Внутриполитическая оппозиция в любом государстве также рассматривает проведение масштабных спортивных мероприятий на территории страны как возможность вывести свои идеи на глобальный уровень. Многочисленные визиты оценочных комиссий, представителей международных спортивных организаций в преддверии соревнований, широко освещаемые СМИ, сопровождаются массовыми акциями протеста, в которых участвуют как оппозиционеры, так и антиглобалисты, и простые граждане, протестующие против проведения спортивных мероприятий в их городе.

Как бы парадоксально ни прозвучала данная мысль, но крупные международные со-

ревнования (к примеру, Олимпийские игры), помимо позитивного эффекта в виде объединения людей по всему миру, несут в себе отчетливый разделяющий национальный признак. действительно, Олимпийские игры являются площадкой для демонстрации превосходства одной нации над другой, взывая к принципу суверенитета и к патриотическим и даже националистическим чувствам среди населения. Этому способствуют национальные флаги, гимны, итоговые рейтинги стран-участниц. СМИ принимают активное участие в формировании национального аспекта с целью повышения внимания к мероприятию в мире и соответственно повышения в результате его проведения прибылей. Именно в сфере международного спорта сегодня формируются наиболее сильные националистические тенденции в мире. таким образом, возникает ситуация, при которой глобализм и национализм идут рука об руку, являясь неотъемлемыми характеристиками Олимпийских игр.

Связь спорта с политикой, и в частности с национализмом, становится все более отчетливой и вместе с тем сложной в последние годы глобализации. С другой стороны, национализм всегда был присущ большому спорту и являлся одним из его смыслов. Согласно распространенной точке зрения, благодаря масштабным спортивным мероприятиям развивается не чувство единения и взаимопонимания среди членов мирового сообщества, а принципы капитализма и образцы потребления. Можно согласиться с тем, что глобализация действительно не способствует снижению уровня спортивного национализма, выходящего впоследствии за рамки спортивных мероприятий. Национализм является механизмом защиты от агрессивно навязываемых принципов интернационализма, интеграционных и унифицирующих тенденций, возникающих в результате глобализации. в качестве примера А. томлинсон приводит церемонии открытия Олимпийских игр, построенные на подчеркивании национальных особенностей принимающего государства [25, с. 591]. В каждом государстве, ведущем трансляции Игр на своей территории, при освещении событий акцент ставится на собственную страну, а при помощи грамотных комментариев создается патриотический (зачастую переходящий в националистический) настрой у теле-

аудитории. А поскольку СМИ усиленно создают образ Игр как глобального мероприятия, «фестиваля в глобальной деревне» [21, с. 12], получается, что глобализация в контексте Олимпийских игр служит средством расширения аудитории для пропаганды совершенно других ценностей. Стоит отметить, что данные методы чаще находят применение в государствах с недемократическими политическими режимами.

Таким образом, в отношении данного вопроса напрашивается вывод, что национализм и глобализация (в спортивной сфере) не являются взаимоисключающими процессами и проходят параллельно. Комментируя данную ситуацию, дж. Магуаер выдвигает теорию оси «глобальное — локальное — национальное», подразумевающую усиление местной и национальной идентичности в рамках глобализаци-онных процессов [22, с. 259]. Помимо национальной идентичности, спорт создает в мире новые линии разлома. На крупных турнирах на первое место зачастую выходит политическая, религиозная или культурная идентичность, переходящие национальные границы. Так, начиная с 2004 года Иран официально отказался соревноваться со спортсменами, представляющими Израиль, в отдельных видах спорта [23]. Подобное развитие событий может приветствоваться разве что радикальными исламистами и никак не способствует распространению олимпийских идеалов. Сквозь призму глобального единства, одним из символов которого являются Олимпийские игры, легко просматривается стремление каждого государства подчеркнуть свою национальную идентичность.

Политическая власть, сосредоточенная в руках международных спортивных организаций, также является предметом нашего исследования и примером политизации спортивной сферы. Глобальная экономика представляет собой сложную структуру, важной частью которой являются спортивные услуги, продукты, символы и система ценностей. Вся эта структура регулируется набором иерархически расположенных организаций, возглавляемых глобальными спортивными организациями, такими как МОК или ФИФА. Несмотря на то что в руках таких организаций сосредоточены колоссальные финансовые потоки, человеческие ресурсы и вследствие этого политические возможности, в научной литературе им отводится довольно

скромная роль в качестве субъектов глобального управления. Подобные международные спортивные организации глобального уровня входят в число международных неправительственных организаций и являются управляющими органами в своих видах спорта, осуществляя законодательные, исполнительные и судебные функции. Изначально они появились как некоммерческие организации, ставящие перед собой цели защиты интересов видов спорта и организации мероприятий. Однако сегодня такие организации получают многомиллиардные прибыли и управляют серьезными денежными потоками, что делает их серьезными игроками в сфере международных отношений.

По сути, международные спортивные организации стали напоминать транснациональные корпорации. Сегодня их статус некоммерческих организаций вступает в конфликт с реальными возможностями получения колоссальных прибылей. Принимая во внимание тот факт, что финансовый аспект зачастую предопределяет широту политических амбиций субъекта, резонно встает вопрос о степени влияния международных спортивных организаций на международные процессы и политической легитимности их действий. Данные организации обладают властными полномочиями, под которыми понимается тот факт, что управляемые объекты воспринимают исходящие от них указания как правомерные и обязывающие к исполнению. Важной особенностью легитимности власти международных спортивных организаций является то, что она основана на общем признании их финансового могущества и способности (вследствие этого) действовать эффективно, а не на основании юридического права [20, с. 1]. Подобные организации представляют собой еще одну площадку для трансграничного взаимодействия мировых элит.

Таким образом, современные международные спортивные организации являются весомыми игроками на международной арене и оказывают серьезное влияние на принятие многих политических, экономических и культурных решений. Это стало возможным благодаря общему росту значения спорта в глобализирующемся мире, его тесной связи со СМИ и ТНК, позволяющей преподносить любое событие в нужном свете, колоссальным человеческим ресурсам и серьезной капитализации, в результате

которой под контролем подобных организаций находятся значительные финансовые потоки. Известны случаи, когда международные спортивные организации оказывали воздействие на внутреннюю политику целых государств. Так, в разное время были исключены или находились под угрозой исключения из ФИФА за вмешательство политиков в деятельность национальных футбольных органов Украина, Ирак, Нигерия. Ситуация менялась только после принятия важных политических решений на уровне руководства этих стран и официальных извинений в адрес ФИФА [9]. Крупные международные спортивные организации имеют свою позицию по многим вопросам международных отношений, пропагандируют свою систему ценностей, отстаивают свои интересы. Другими словами, их деятельность вышла на новый, глобальный уровень, сопряженный с новыми возможностями, а также вызовами и угрозами.

Даже учитывая степень их влияния в современном мире, международные спортивные организации зачастую вынуждены принимать решения под давлением более влиятельных политических сил, от которых напрямую зависит их деятельность и финансовое благосостояние. Так, в августе 2011 года в Международном спортивном арбитражном суде в Лозанне был вынесен положительный вердикт в результате слушаний об отмене 45-й статьи Олимпийской хартии, запрещавшей спортсменам, уличенным в применении допинга и дисквалифицированным более чем на полгода, участвовать в двух последующих Олимпийских играх подряд [10]. Международный олимпийский комитет, хоть и выразил свое разочарование и несогласие с таким решением, не стал его оспаривать и принял к исполнению [7]. Причина кроется в том, что инициатором отмены 45-й статьи выступили США, недовольные дисквалификацией своего легкоатлета л. Меррита и перспективой пропуска им Олимпийских игр. Учитывая, что главными инвесторами МОК являются именно американские компании, у него не было механизмов воспрепятствования данному решению без риска потери части финансирования. До активного вмешательства американской стороны подобного решения пытался добиться Олимпийский комитет России, но у него не оказалось серьезных рычагов воздействия на МОК для отмены 45-й статьи Олимпийской хартии.

Данная ситуация лишний раз подчеркивает степень вовлеченности спорта в глобализа-ционные процессы, его политизированность, взаимозависимость профессионального спорта, международных спортивных организаций, крупного бизнеса и национальных интересов.

Спорт зачастую используется государствами в имиджевых и пропагандистских целях. Организовывая на своей территории глобальные фестивали уровня Олимпийских игр, государство идет на серьезные финансовые вложения и определенные риски, обосновывая их необходимостью сделать свой вклад в развитие спортивного движения и распространение мира. В действительности нередко на первое место выходят задачи привлечения внимания и вследствие этого инвестиций в государство, создание благоприятного имиджа, самоутверждения на международной арене и т. д. Организаторы Игр получают ни с чем не сравнимое по широте охвата освещение жизни страны во всех мировых СМИ на протяжении минимум трех недель. Более пристальное внимание к стране привлекают только войны и природные катастрофы национального масштаба.

В качестве примеров использования Олимпийских игр в политических целях рассмотрим Игры 1936 года в Берлине и Игры 2008 года в Пекине.

Классикой использования спортивного мероприятия в имиджевых целях стал фильм Лени Рифеншталь 1938 года «Олимпия». Данный фильм вошел в число шедевров мирового кинематографа и, по сути, стал одним из символов нацистского режима на долгие годы. Будучи крайне талантливым режиссером, Рифен-шталь пользовалась большим уважением среди лидеров нацистского режима, что, безусловно, помогало ей в реализации своего потенциала и карьерном росте. Ее нельзя обвинять в пособничестве нацистам, поскольку она искренне ценила Гитлера и слишком поздно поняла губительность идей, которые сама помогала распространять [8]. Непосредственно в фильме «Олимпия» следует отметить безупречную режиссерскую работу, новейшие на тот момент достижения в области операторской работы и специальных эффектов, идеально подобранное музыкальное и шумовое сопровождение. Несмотря на то что в фильме нет прямой пропаганды фашизма и нацизма, «фашистская эс-

тетика» и идея превосходства арийской расы неуловимым образом проходят красной нитью через весь фильм. Это проявляется и в идее прямой преемственности Германией олимпийского духа от Древней Греции, и в величественном показе побед немецких атлетов, и в связи этих побед с речами Гитлера и т. д. [13]. При этом стоит отдать должное Л. Рифеншталь: она не обошла своим вниманием победы спортсменов из других стран, в том числе темнокожих, что добавило фильму популярности за рубежом, в том числе в США. Лишь после еврейских погромов в Германии фильм был приравнен к пропаганде фашизма и запрещен к показу в западных странах.

Германия эффективно использовала Игры, чтобы смягчить критику, обрушившуюся на государство в связи с нацистским режимом, и ввести мировое сообщество в заблуждение. По сути, Гитлер, открывавший Олимпийские игры, стал первым, кто осознал, какое идеологическое влияние они могут оказать на мировое сообщество. Сборная Германии выиграла общекомандный зачет, оправдав его идею по демонстрации физического превосходства арийской расы [2]. Изначально Гитлер не планировал привлекать международное внимание к своему режиму, однако министр пропаганды й. Геббельс убедил его в необходимости использовать Игры в качестве площадки для пропаганды фашизма. Выбор места проведения Игр и их организация сопровождались скандалами. Параллельно с широкой кампанией в СМИ на тему того, как безопасно и спокойно жить в Германии при нацистском режиме, в сборной Германии шла чистка по расовому признаку, а организаторы составляли списки иностранных спортсменов, которые не будут допущены к соревнованиям на основе расовых признаков. В связи с начавшимися в Германии притеснениями евреев МОК созвал конференцию в Париже на тему потенциального переноса Игр в Барселону, однако после посещения специальной комиссией Германии от этой идеи решено было отказаться. МОК официально признал ошибочность данного решения спустя 18 лет после проведения Игр [1].

Руководству Германии удалось ввести мировое сообщество в заблуждение и создать гостеприимный, доброжелательный имидж государства и режима. В этом им помогли кра-

сочная церемония открытия, успешное проведение непосредственно спортивной части, грамотная работа СМИ, публичные выступления официальных лиц, временное прекращение этнических чисток и антиеврейских лозунгов [17]. В результате личный авторитет Гитлера существенно поднялся, а образ режима улучшился. Это, а также мощная пропаганда помогли привлечь в экономику Германии крупных инвесторов. Среди причин, по которым Гитлер пошел на проведение Игр, можно выделить необходимость закрепления на международной арене экономических успехов государства, только что преодолевшего «великую депрессию» 1929—1933 годов и справившегося с невиданным уровнем безработицы [19].

Немецкие власти пытались даже изменить правила игры в футбол, издавая государственные директивы на тему того, что для придания игре максимальной агрессивности, свойственной арийской расе, следует практически отказаться от игры в обороне. данные требования укладываются в общую теорию руководства Германии о том, что предназначение профессионального спорта — это в первую очередь подготовка первоклассных солдат из числа спортсменов [5].

Китай потратил на организацию Олимпийских игр в 2008 году 40 млрд долларов с целью «раскрутить» бренд КНР, продемонстрировать свои экономические, финансовые и спортивные возможности, доказать, что Китай является сверхдержавой [23]. Специалисты отмечают множество сходств в организации пекинских Игр и Олимпиады в Берлине 1936 года. Помимо схожих пропагандистских целей по внешнему облагораживанию политического режима, Игры в Китае также сопровождались внутренними скандалами, которые тщательно скрывались китайскими СМИ. Нарушение прав народов Тибета, массовые депортации населения из зон строительства олимпийских объектов влекли за собой демонстрации и акции протеста по всему миру. Согласно заявлениям критиков китайского режима, использование СМИ в Китае во время проведения Игр не отличалось от использования СМИ Гитлером в аналогичный период [18].

В целом проведение Олимпийских игр было необходимо для Китая именно в этот период. Перед государством стоит задача войти в элиту

мирового сообщества в статусе равноправного партнера, развитого государства, и Олимпийские игры могут помочь в выстраивании нового имиджа. КНр уже входит в Совет Безопасности ООН и занимает одно из ведущих мест в мировой экономике, однако именно способность организовать масштабные спортивные мероприятия зачастую является индикатором глобальности государства. Так, на новый уровень восприятия в глазах мировой общественности за счет приобретения прав на организацию чемпионатов мира по футболу в последние годы вышли ЮАР (2010), Бразилия (2014), Катар (2022) [23] и Россия (2018). Перед Китаем всерьез стоит проблема нарушений прав человека, массовой бедности населения, однако в связи с высокой степенью интегрированности КНР в мировую политику и экономику никто из лидеров ведущих стран не стал портить с Китаем отношения, устраивая демонстративный бойкот мероприятия. Лишь Б. Обама и Н. Сар-кози высказали устное порицание происходивших в Китае накануне Игр событий [16]. За счет проведения Игр Компартия Китая пыталась добиться легитимации собственного режима в глазах населения страны.

В качестве еще одного примера проведения Олимпийских игр в имиджевых целях можно назвать Игры 1988 года в Сеуле. Во-первых, Игры сопровождались массой реваншистских публикаций в отношении Японии, имевшей статус метрополии по отношению к Корее с 1910 по 1945 год. На церемонии открытия и в ходе Игр всячески подчеркивались независимость корейского государства, сильное чувство национальной идентичности его народа и сила некогда существовавшего движения сопротивления колонизаторам. Во-вторых, при освещении Игр делался серьезный акцент на их роли в общемировой истории. Согласно южнокорейским СМИ, именно Игры в Сеуле положили конец холодной войне и приблизили мир к «концу истории». Согласно заявлениям официальных лиц Южной Кореи, Игры стали эпохальным событием, признанием значимости государства в мире [21].

Профессиональный спорт в имиджевых политических целях может использоваться не только государствами, но и отдельными политическими деятелями. При помощи грамотных РЯ-кампаний и определенных финансовых

вложений можно существенно расширить свой потенциальный электорат за счет спортивных болельщиков. Так, один из наиболее успешных и популярных клубов в истории мирового футбола — итальянский «Милан», обладающий многомиллионной армией болельщиков по всему миру, ассоциируется в первую очередь с именем своего президента, экс-премьер-министра Италии С. Берлускони. Политик и медиамаг-нат, Берлускони купил «Милан» в 1986 году и привел клуб к новым вершинам, завоевав с ним более 30 титулов за 26 лет. Подобные колоссальные успехи серьезным образом изменили политическую конъюнктуру в Италии. Болельщики «Милана» (9 млн человек), прежде традиционно голосовавшие за коммунистов, стали безоговорочно поддерживать Берлускони, обеспечивая ему победы на любых выборах [3]. Другим примером использования профессионального спорта в личных политических целях можно назвать усилия В. Путина по спасению футбольного клуба «Томь» в начале предвыборной президентской кампании 2012 года. Используя рычаги воздействия на крупный бизнес, премьер-министр обязал «Роснефть» и «Газпромнефть» участвовать в финансировании находящегося на грани банкротства ФК «Томь», чем вызвал волну одобрения среди населения в Сибири [11].

Директор Американского центра публичной дипломатии Ф. Сейб считает, что доверие — крайне важное понятие для политики, поэтому вовлеченные в политическую деятельность люди стараются найти партнеров среди известных спортсменов, имеющих чистую репутацию и популярность среди населения [24]. Ассоциирование политика, партии или целой страны с успехами определенного спортсмена или команды может принести первым немало дивидендов. Спортивная дипломатия, зародившаяся в 1970-е годы, призвана как раз переносить позитивное восприятие и почитание спортсменов на политический уровень. По сути, спорт является отличным средством международного распространения информации, репутации и отношений, что и является сутью публичной (спортивной) дипломатии. Если проанализировать объем средств, вкладываемых в спорт во всем мире, можно убедиться, что каждое государство в мире рассматривает его как инструмент собственной

внешней политики. Интерес к спорту в мире и внимание аудитории намного превышают интерес к политическим новостям и даже кинематографу, что характеризует колоссальные пропагандистские возможности спорта.

Изначально, еще во времена Древней Греции, главной идеей Олимпийского движения являлся пацифизм, стремление к прекращению конфликтов хотя бы на время проведения мероприятия. Олимпийское перемирие, в результате которого вооруженные конфликты должны плавно перетечь в соперничество на беговых дорожках и стадионах, являлось ключевой задачей барона Пьера де Кубертена, возродившего идею проведения Олимпийских игр в конце XIX века. Особое значение эта идея приобрела в эпоху холодной войны, когда обе стороны противостояния использовали спорт как мощнейшее оружие пропаганды превосходства своего политического строя. Вся вторая половина XX века прошла под эгидой спортивных баталий между представителями соцлагеря и капиталистического Запада, а каждая победа или неудача несла в себе гораздо большее значение, нежели просто спортивный результат. Победы преподносились обеими сторонами как доказательства превосходства собственного общественно-политического строя, а поражения — как недоразумение либо как результат махинаций со стороны соперника. Венец противостояния — бойкот Олимпийских игр 1980 года в Москве со стороны западных капиталистических держав, включая США, Великобританию, ФРГ и др. Официальной причиной бойкота стал ввод вооруженных сил СССР в Афганистан. В ответ страны соцлагеря проигнорировали Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе, обосновав свой отказ недостаточным уровнем обеспечения безопасности в США [4]. В результате этих политических акций общий уровень спортивного соперничества на обеих Олимпиадах значительно снизился, а пострадали в первую очередь болельщики и спортсмены. Интересным в контексте данного обоюдного бойкота выглядит мнение советского автора П.С. Степового о причинах бойкота Игр со стороны СССР. Согласно его позиции, советский спорт отличается от буржуазного чистотой помыслов, доступностью для масс и свободой от какой-либо идеологии. В США же спорт связан с политикой и является ее инстру-

ментом, поэтому советские спортсмены, верные принципам Олимпизма, были вынуждены пропустить Игры в знак протеста [15, с. 128].

Если взглянуть пристальнее на другие Олимпийские игры, выяснится, что они редко обходились без политических скандалов и бойкотов. По разным причинам Игры 1988 года в Сеуле пропустили Северная Корея, Куба, Никарагуа и Эфиопия [6], Игры 1976 года бойкотировали 26 государств Африки и Карибского бассейна [12], Олимпиаду 1956 года в Мельбурне пропустили Египет, Ирак, ливан, Нидерланды, Испания и Швейцария [Там же]. Менее крупные политические скандалы выходили на первый план на Играх в Лондоне (1904), Хельсинки (1952), Токио (1964).

Таким образом, можно подвести некоторые итоги политизации международного спортивного движения как одного из последствий глобализации. Во второй половине XX века появилось осознание того, что не только традиционная дипломатия может быть средством достижения внешнеполитических целей государства. Термин «публичная дипломатия» отражает использование в политических целях культурных, спортивных, социальных мероприятий. В 1970-х годах возникло понятие «спортивная дипломатия», подразумевающее проникновение политики в спортивную сферу. Государства научились использовать глобальные спортивные мероприятия для легитимации собственного режима, пропагандистских целей, улучшения имиджа страны, привлечения новых инвестиций. С целью достижения политических целей и демонстрации своей позиции по отдельным вопросам использовались бойкоты спортивных мероприятий на территории недружественного государства и акции по их дискредитации. С развитием СМИ данные тенденции усиливались, благодаря трансляциям на весь мир стало возможным использовать спортивные площадки для демонстрации своих политических воззрений. Этим приемом активно пользуются целые государства, разворачивающие широкие пропагандистские кампании в СМИ, группы болельщиков, вывешивающие баннеры с призывами во время телетрансляций, и отдельные политики, заручающиеся поддержкой популярных спортсменов.

Статус и роль международных спортивных организаций в современном мире являются еще одним свидетельством глобализации международного спортивного движения. Сегодня они полноценные субъекты глобального управления, в их руках сосредоточены серьезные финансовые потоки, человеческие ресурсы и вследствие этого политические возможности по осуществлению исполнительных, законодательных и судебных функций. Несмотря на некоммерческий статус, колоссальные прибыли ставят международные спортивные организации в один ряд с транснациональными корпорациями по степени влияния в системе международных отношений. Однако выход их деятельности на глобальный уровень сопряжен с новыми рисками и подводными течениями. Например, резко возросла зависимость таких организаций от государств и корпораций, вносящих основной вклад в их финансирование. В соответствии с интересами последних могут меняться уставы международных спортивных организаций, регламенты проведения турниров и отдельные правила.

Следует отметить также националистические тенденции, которые усиливаются в рамках глобализационных процессов. Помимо объединяющей функции, спорт несет в себе новые политические, экономические, социальные и религиозные линии разлома. Крупные спортивные состязания пробуждают дух соперничества между нациями, а национальные атрибуты (флаги, гимны, итоговые рейтинги) лишь подчеркивают признаки суверенитета. Каждое государство старается использовать эту особенность в своих интересах, прививая населению патриотические и даже националистические настроения, дополняя подобную политику традиционными заявлениями об олимпийских идеалах и неантагонистическом соперничестве. По сути, национализм, выходящий впоследствии за рамки спортивных мероприятий, является механизмом самозащиты государств от агрессивно навязываемых принципов унификации и интернационализма, сопровождающих глобализационные процессы. Поэтому в том, что глобализация и национализм идут рука об руку в спортивной сфере, нет ничего удивительного.

список литературы

1. базунов б. Сенсации и скандалы ХХ века. М.: Терра-Спорт, 2000. 288 c.

2. берлин-1936 // Пекин-2008. URL: http://www. games08.ru/history/2774463.shtml (дата обращения: 09.10.2014).

3. История успеха Сильвио Берлускони // Конструктор успеха. URL: http://constructorus.ru/istorii-uspexa/istoriya-uspexa-silvio-berluskoni.html (дата обращения: 13.10.2014).

4. История Олимпийских игр. Лос-Анджелес-1984 // Olymp — Champion. URL: http://www.oHmp-champion.ru/history/summer/198/ (дата обращения: 13.10.2014).

5. Космарский А. Блицкриг на футбольном поле // Лента. URL: http://lenta.ru/articles/2014/09/ 17/footballblitz/ (дата обращения: 09.10.2014).

6. Мармер Э. Коммерческий дух Олимпийских игр // Актуально о Германии. URL: http:// www. rusverlag.de/index.php?mact=Archive,cntnt01,deta il,0&cntnt01articleid=813&cntnt01relid=51&cntnt01m ag_id=1&cntnt01_pagenumber=2&cntnt01returnid=60 (дата обращения: 13.10.2014).

7. МоК разочарован отменой 45-го правила Олимпийской хартии, предусматривавшего дисквалификацию спортсмена за допинг // ИТАР-ТАСС. 2011. URL: http://www.itar-tass.com/c11/241698.html (дата обращения: 22.10.2014).

8. Никитинская е. Лени Рифеншталь // Люди. URL: http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/ riefenstahl/history4.html (дата обращения: 13.10.2014).

9. Петровский П. ФИФА поставила ультиматум Украине // Рос. газ. 2011. № 5389.

10. Пресс-релиз решения спортивного арбитражного суда в Лозанне от 6 октября 2011 г. // Офиц. сайт Международного спортивного арбитражного суда в Лозанне. URL: http://www.tas-cas.org/d2wfiles/ document/5315/5048/0/Media20Release20EN20%282 011.10.06%29.pdf (дата обращения: 13.10.2014).

11. Путин: «Финансировать „Томь" готовы „Роснефть" и „Газпромнефть"» // Евроспорт. URL: http://www.eurosport.ru/football/russian-premier-league/2011-2012/story_sto3125108.shtml (дата обращения: 13.10.2014).

12. Рейнольдс П. От Берлина до Пекина: история олимпийских протестов // Рус. служба BBC. URL: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/

international/newsid_7336000/7336937.stm (дата обращения: 13.10.2014).

13. Рифеншталь Л. «Олимпия» [Видеозапись] / Olympia-Film GmbH. Берлин, 1938.

14. Сербские футбольные фанаты спели Путину «Катюшу» на стадионе «Маракана» // РИА Новости. URL: http://ria.ru/video/20110324/357334464.html (дата обращения: 13.10.2014).

15. Степовой П.С. Спорт. Политика. Идеология. М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с.

16. уже не игры // Избранное. URL: http://www. izbrannoe.ru/32542.html (дата обращения: 17.02.2014).

17. Ширкина о. От Берлина до Пекина // Глобальный еврейский online-центр. URL: http://www. jewish.ru/style/sport/2008/05/news994262638.php (дата обращения: 11.10.2014).

18. Юаньцунь х. Пекинская Олимпиада и берлинская Олимпиада 1936 года — сходства и различия. Ч. 1 // Великая эпоха. URL: http://www.epochtimes.ru/ content/view/16521/9/ (дата обращения: 13.10.2014).

19. То же. Ч. 2 // Там же. URL: http://www. epochtimes.com.ua/ru/articles/view/5/6841.html (дата обращения: 13.10.2014).

20. Croci o., Forster J. Sport and Politics: The Question of Legitimacy of International Sport Organizations. Conference Papers — International Studies Association Annual Meeting. San-Diego, 2006. P. 1—21.

21. Jung Woo L., Maguire J. Global festivals through a national prism // Int. rev. for the sociology of sport. 2009. No. 44/1. P. 5-24.

22. Maguire J. Power and Global Sport: Zones of Prestige, Emulation and Resistance. London: Rout-ledge, 2005.

23. Sanders B. Sport as public diplomacy. US center on public diplomacy. Available at: http:// uscpublicdiplomacy.org/index.php/pdin_monitor/article/ international_sport_as_public_diplomacy/ (accessed 13.10.2014).

24. Seib P. The view from CPD. USC Center on public diplomacy. Available at: http://uscpublicdiplomacy. org/index.php/pdin_monitor/article/july-august_2011_ the_view_from_cpd/ (accessed 13.10.2014).

25. Tomlinson A. Olympic Spectacle: Opening Ceremonies and Some Paradoxes of Globalization // London, Media, Culture and Society. 1996. Vol. 18, no. 4. P. 583-602.

D.V. Stafeev

THE ROLE OF THE POLITICAL FACTOR IN TRANSFORMING THE INTERNATIONAL SPORTS MOVEMENT

STAFEEV Dmitriy V. - St. Petersburg State University.

Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia

e-mail: stafeevdmitry@yandex.ru

In the time of globalization the international sports movement is deeply and systematically transformed. Besides positive effects (elaboration of unified system of governance, contribution to coping with global problems), the sphere of sports faces politicization and commercialization. International sports organizations acquire real political power, while sport becomes a mechanism used to achieve different political aims. The objective of this article is to assess challenges to the international sports movement caused by politicization. In order to achieve this goal we use such methods in the article as institutional analysis of the international sports movement, intentional analysis of the political process and comparative analysis of different Olympic Games.

INTERNATIONAL SPORTS MOVEMENT; OLYMPIC GAMES; THE OLYMPIC CHARTER; SPORT DIPLOMACY; POLITICIZATION OF SPORT; REPUTATION.

references

1. Bazunov B. Sensatsii i skandaly XXveka [Sensations and rows of the XX century]. Moscow, Terra-Sport Publ., 2000. 288 p. (In Russ.)

2. Berlin-1936. Pekin-2008. Available at: http:// www.games08.ru/history/2774463.shtml (accessed 09.10.2014).

3. Istoriya uspekha Silvio Berluskoni [Silvio Berlusconi's success story]. Konstruktor uspekha. Available at: http://constructorus.ru/istorii-uspexa/istoriya-uspexa-silvio-berluskoni.html (accessed 13.10.2014).

4. Istoriya Olimpiyskikh igr. Los-Angeles-1984 [The history of the Olympic Games. Los-Angeles 1984]. Olymp — Champion. Available at: http://www.olimp-champion.ru/history/summer/198/ (accessed 13.10.2014).

5. Kosmarskiy A. Blitskrig na futbol'nom pole [Blitzkrieg at the football pitch]. Lenta. Available at: http://lenta.ru/articles/2014/09/17/footballblitz/ (accessed 09.10.2014).

6. Marmer E. Kommercheskiy dukh Olimpiyskikh igr [Commercial essence of the Olympic Games]. Aktual'no o Germanii. Available at: http://www.rusverlag. de/index.php?mact=Archive,cntnt01,detail,0&cntnt01 articleid=813&cntnt01relid=51&cntnt01mag_id=1& cntnt01_pagenumber=2&cntnt01returnid=60 (accessed 13.10.2014).

7. MOK razocharovan otmenoy 45-go pravila Olimpiyskoy khartii, predusmatrivavshego diskvalifika-tsiyu sportsmena za doping [The IOC is disappointed with the annihiliation of the 45-th point of the Olympic Charter providing disqualification of the sportsman for

drugs]. ITAR-TASS. Available at: http://www.itar-tass. com/c11/241698.html (accessed 22.10.2014).

8. Nikitinskaya E. [Leni Riefenstahl]. Lyudi. Available at: http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/rie-fenstahl/history4.html (accessed 13.10.2014).

9. Petrovskiy P. [FIFA posed the ultimatum to the Ukraine]. Rossiyskayagazeta, 2011, no. 5389. (In Russ).

10. Press-reliz resheniya sportivnogo arbitrazhnogo suda v Lozanne ot 6 oktyabrya 2011 g. [Press release of the Court of Arbitration for Sport in Lausanne (6.10.2011)]. Official web site of the CAS. Available at: http://www. tas-cas.org/d2wfiles/document/5315/5048/0/Media 20Release20EN20%282011.10.06%29.pdf (accessed 13.10.2014).

11. Putin: "Finansirovat' «Tom'» gotovy «Rosneft'» i «Gazpromneft'»" [Putin: "'Rosneft' and 'Gazpromneft' are ready to finance 'Tom'"]. Eurosport. Available at: http:// www.eurosport.ru/football/russian-premier-league/2011-2012/story_sto3125108.shtml (accessed 13.10.2014).

12. Reynolds P. Ot Berlina do Pekina: istoriya olimpiyskikh protestov [From Berlin to Beijing: history of the Olympic protests]. Russkaya sluzhba BBC. Available at: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-Zhi/russian/ international/newsid_7336000/7336937.stm (accessed 13.10.2014).

13. Riefenstahl L. "Olympia". Documentary film. Olympia-Film GmbH. Berlin, 1938.

14. Serbskiye futbol'nyye fanaty speli Putinu "Katy-ushu" na stadione "Maracana" [Serbian football fans sang "Katyusha" for Putin at "Maracana" stadium]. RIA Novosti.

Available at: http://ria.ru/video/20110324/357334464.html (accessed 13.10.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Stepovoy P.S. Sport. Politika. Ideologiya [Sport. Politics. Ideology]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1984. 128 p. (In Russ.)

16. Uzhe ne igry [Not Games already]. Izbrannoye. Available at: http://www.izbrannoe.ru/32542.html (accessed 17.02.2014).

17. Shirkina O. Ot Berlina do Pekina [From Berlin to Beijing]. Globaljewish online center. Available at: http:// www.jewish.ru/style/sport/2008/05/news994262638.php (accessed 11.10.2014).

18. Yuantsun Kh.. Pekinskaya Olimpiada i berlinskaya Olimpiada 1936 goda — skhodstva i razlichiya. Pt 1. Velikaya epokha. Available at: http://www.epochtimes.ru/ content/view/16521/9/ (accessed 13.10.2014).

19. Yuantsun Kh. Pekinskaya Olimpiada i berlinskaya Olimpiada 1936 goda — skhodstva i razlichiya. Pt 2. Velikaya epokha. Available at: http://www.epoch-times.com.ua/ru/articles/view/5/6841.html (accessed 13.10.2014).

20. Croci O., Forster J. Sport and Politics: The Question of Legitimacy of International Sport Organizations. Conference Papers — International Studies Association Annual Meeting. San-Diego, 2006. Pp. 1—21.

21. Jung Woo L., Maguire J. Global festivals through a national prism. Int. rev. for the sociology of sport, 2009, no. 44/1, pp. 5-24.

22. Maguire J. Power and Global Sport: Zones of Prestige, Emulation and Resistance. London, Routledge, 2005. 198 p.

23. Sanders B. Sport as public diplomacy. US Center on public diplomacy. Available at: http://uscpublicdiplo-macy.org/index.php/pdin_monitor/article/internation-al_sport_as_public_diplomacy/ (accessed 13.10.2014).

24. Seib P. The view from CPD. USC Center on public diplomacy. Available at: http://uscpublicdiplomacy. org/index.php/pdin_monitor/article/july-august_2011_ the_view_from_cpd/ (accessed 13.10.2014).

25. Tomlinson A. Olympic Spectacle: Opening Ceremonies and Some Paradoxes of Globalization. London. Media, Culture and Society, 1996, vol. 18, no. 4, pp. 583-602.

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.