Научная статья на тему 'Невидимые тени «Олимпийского солнышка»'

Невидимые тени «Олимпийского солнышка» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
287
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПОЛИТИКА / РЕКЛАМА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СПОРТА / СПОРТИВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мамедов О. Ю.

В статье рассматриваются негативные стороны массового спортивного движения на примере Олимпийских игр. Оцениваются возможные варианты минимизации негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невидимые тени «Олимпийского солнышка»»

НЕВИДИМЫЕ ТЕНИ «ОЛИМПИЙСКОГО СОЛНЫШКА»

О.Ю. МАМЕДОВ,

заслуженный деятель науки рф, доктор экономических наук, профессор,

Южный федеральный университет e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются негативные стороны массового спортивного движения на примере Олимпийских игр. Оцениваются возможные варианты минимизации негативных последствий.

Ключевые слова: Олимпийские игры; политика; реклама; коммерциализация спорта; спортивная конкуренция.

Коды классификатора JEL: L 83, D 72, F 59.

Мы так привыкли считать Олимпийские игры1 праздником, что нам и в голову не приходит - а ведь есть причины, объясняющие поведение тех, кто не приветствует их проведение в том виде, в каком мы знаем эти Игры в последние десятилетия2. Приводимые ниже доводы резюмируют результаты, представленные в специальных (и потому малоизвестных широкой публике) тематических исследованиях3. Предлагаемая публикация тем более оправдана, что объектом критического анализа Олимпийские игры становятся крайне редко.

Следует оговориться сразу - высказываемые ниже суждения не бесспорны, и уж тем более не направлены против преданных спорту талантливых спортсменов и их болельщиков. Никто не собирается оспаривать и того, что Олимпийские игры имеют высокую социальную ценность. Позиция критикующих сводится к тому, что с Олимпийскими играми каждый раз возникают такие большие проблемы, что легче их не проводить, чем пытаться решить.

1. Национализм. Ох, как не хочется начинать с этого, но всё же следует сказать прямо - Олимпийские игры обычно являются притягательной ареной для проведения государствами силовой политики. В 1936 году фашистский Берлин использовал проводившиеся в нём Олимпийские игры в целях повышения престижа нацистского режима. И ему это удалось.

1 Олимпийские игры относятся к крупнейшим международным спортивным мероприятиям, проводимым каждые четыре года. Впервые такие Игры прошли в 776 до н.э. С тех пор этот мировой спортивный праздник был омрачён рядом крупных инцидентов, поставивших под сомнение его главную цель - укрепление братского духа спортсменов разных стран (см. подр.: Problems Faced at Olympic/ Проблемы, с которыми сталкиваются на Олимпийских играх. Источник: http--www_olympicgamesforall_com-problems-faced).

2 Данная заметка опирается на статью Брайан Мартин «Десять причин выступать против всех Олимпийских игр» (Published in Freedom, Vol.57, No.15, 3 August 1996, p.7, with minor changes and omission of references. An abridged version was published in Green Left , 22 May 1996). Сокращенный вариант был опубликован - 22 мая 1996, p. 13. Reprinted in Pan-Americano de 2007: grande negocio para quem? Переиздание в “Пан-2007 (Rio de Janeiro: PACS, 2005), pp. (Рио-де-Жанейро: PACS, 2005), с. 54-63 (in Portuguese).

3 «Взрыв» публикаций на данную тему, как правило, предшествует Олимпийским играм, - см., напр.: Douglas Booth and Colin Tatz, “Sydney 2000: the games people play,” Current Affairs Bulletin , vol., December 1993-January 1994 (Дуглас Бут и Колин Татз, “Сидней 2000 года: игры играют с людьми”, Бюллетень актуальных вопросов, т.70, вып.7, декабрь 1993 года - январь 1994 года, с. 4-11); Richard Espy, The Politics of the Olympic Games. Berkeley: University of California Press 1979 (Ричард Еспи, Политика Олимпийских игр. Беркли: Университет California Press,1979); John Goldlust, Playing for Keeps: Sport, the Media and Society. Melbourne: Longman Cheshire,1987 (Джон Голдлуст, Спорт, СМИ и общество. Мельбурн: Longman Чешир,1987; John Hargreaves, Olympism and nationalism: some preliminary consideration, International Review for the Sociology of Sport, vol. Джон Харгреавес, Олимпизм и национализм: некоторые предварительные рассмотрения, Международный обзор по социологии спорта, том.27, вып.2,1992, с.119-137; Christopher R. Hill, Olympic Politics. Manchester: Manchester University Press,1992 (Кристофер Р. Хилл, Олимпийская политика. Манчестер University Press, 1992, и др.

© Мамедов О.Ю., 2008

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3

США провело бойкот Олимпийских игр в Москве в знак протеста против советского вторжения в Афганистан. И это был шумный протест.

Советское правительство в 1984 году ответило не менее шумно, проведя «ответный» бойкот Олимпийских игр в Лос-Анджелесе4.

Традиционное возражение состоит в указании на то, что спорт и политику не следует смешивать. Однако на самом деле Олимпийские игры были политизированными с самого начала своей истории. Сегодня политика присутствует в принятии решений относительно места проведения Игр, а также того, какие страны могут в них участвовать. Бойкоты на участие в Играх - также широко распространённый инструмент для оказания политического давления. И именно потому, что спорт создаёт видимость нейтральности, он эффективно используется в политических целях.

Следует также учитывать, что правительства, добиваясь престижных для страны олимпийских побед, организует «государственную подготовку» элитных спортсменов. Более того, спортсмены, даже самые выдающиеся, не могут участвовать в Олимпийских играх иначе, как только в статусе делегируемых своей страной. В результате олимпийские состязания превращаются в соперничество между государствами, а спортивные победы «государственных спортсменов» рассматриваются в качестве национальных побед, обозначаемых флагами и гимнами во всем мире. Всё это сопровождается предвзятым освещением в средствах массовой информации - нападками на спортсменов чужой страны и защитой собственных спортсменов, что, несомненно, способствует усилению национализма.

Да и сам Международный олимпийский комитет (МОК), как представляется многим, является крайне недемократической организации, поскольку составлен из представителей ограниченного числа стран-членов. Невозможно отрицать и того, что МОК является специфическим инструментом в международной политической борьбе. Получение права на проведение Игр рассматривается как фактор роста национального престижа страны.

В истории Олимпийского движения Игры проводились государствами всех политических направлений - либерально-демократическим, коммунистическим, фашистским, диктаторским. Это свидетельствует об отсутствии моральной основы Игр. Этому способствует и сам МОК, который стремится обеспечить участие всех государств, без применения каких-либо «цензурных» моральных и политических стандартов.

2. Коммерциализация. Крупные корпорации проникают на Олимпийские игры через спонсорство (Игр или отдельных спортсменов), используя свою помощь для коммерческих целей. Средства массовой информации, способствуя превращению Игр в гигантский рекламный спектакль, тем самым также содействуют профессионализации спорта и коммерциализации олимпийского движения.

Ведущие спортсмены могут быть стимулированы денежными предложениями. В результате спортивная победа становится средством продажи «особого товара», а золотые медали превращаются для спортсменов и коммерческих спонсоров в способ заработка деньги. Коммерция и национализм постепенно превратили Олимпийские игры в доходоприносящее предприятие, где негласно установлен фактически полный рабочий день для спортсменов и специалистов.

Олимпийские игры стали крупным бизнесом благодаря, в основном, телевидению. Средства массовой информации стали использовать спорт для продажи программ рекламодателям. Олимпийские игры - уникальное спортивно-коммерческое мероприятие, аудиторией которого является платежеспособное население всего мира, - олицетворяет маркетинговую мечту охвата глобальной аудитории.

В результате получения внушительных «теле-доходов» МОК сам стал гигантской, своего рода уникальной, транснациональной корпорацией, решения которой все чаще диктуются денежными притоками.

3. Конкуренция и допинг. Игры являются сферой абсолютной конкуренции. Международный масштаб спортивной конкуренции и ограниченное число медалей означает, что большинство участников-конкурентов неизбежно окажутся в статусе проигравших. Основной упор делается на рейтинг победителей, которыми станет лишь незначительная часть соревнующихся.

4 В Олимпийских играх в Москве участвовало 80 стран, американский бойкот поддержали 64 страны; в 1984 году Олимпийские игры в Лос-Анджелесе игнорировали уже Советский Союз и 14 других стран.

Конкуренция с высокой ставкой (в качестве которой выступают олимпийские медали) означает, что целью становится победа любой ценой. Давление национальных чиновников «от спорта» на спортсменов - только победа! - подталкивает их к антиспортивным методам, оправдывает незаконное употребление наркотиков5, толкает к засекречиванию методов эффективной спортивной подготовки, провоцирует к попыткам психологической манипуляции (вплоть до умышленного травмирования соперников).

Стремление победить любой ценой означает, что эффективные формы массовой физической активности, которые только и должны способствовать участию в Играх, и развитие которых является «сверхзадачей» Олимпийских игр, отступают на второстепенные позиции. Спорт способен принести удовлетворение и пользу (как физическую, так и психическую) почти всем в обществе, но это может произойти только тогда, когда основной целью станет сам факт участия в Олимпийских играх, а не обязательность победы. Олимпийские игры из элитных соревнований между элитными спортсменами незаметно превратились в бескомпромиссную конкуренцию между государствами в сфере спорта. Маниакальная установка на обязательность победы в Играх подрывает основную идею олимпийского движения - международное спортивное сотрудничество.

4. Маскулинизация. С самого начала Олимпийских игр в них всегда участвовало больше мужчин, чем женщин (не только среди участников, но и среди тренеров и официальных лиц). Женский спорт получает меньше средств и представлен меньшим числом олимпийских видов спорта, в которых могли бы состязаться женщины. Многие национальные олимпийские комитеты вообще не имеют в своём составе женщин и не отправляют на Игры ни одну женщину.

Соревнования, включенные в Игры, в основном относятся к тем видам, которые дают преимущество мужчинам, так как ориентируются на такие исконно мужские качества, как сила и скорость, - не случайно большинство побед в соревновании Игр присуждается за секундные или минутные индикаторы. Женщинам же гораздо ближе соревнования, в которых требуется ультра-выносливость (например, марафонское плавание), но скоротечные конкурсы по-прежнему доминируют в программе Олимпийских игр. Кроме того, соревнования, в которых требуются не сила, а точность и умение, где преимущество у женщин, сведены к минимуму. В перспективе, для уравнивания спортивных возможностей мужчин и женщин, было бы оправданно найти такие виды соревнований, которые будут давать женщинам равные шансы на победу в прямой конкуренции с мужчинами. Вместо этого женщинам приходится адаптироваться к «мужским» видам спорта. Это также помогает сохранить конкуренцию, тогда как обществу необходимо сотрудничество. Мужское доминирование в олимпийском движении отражает и укрепляет преобладание мужчин даже в далеких от спорта сферах общества.

5. Расизм. Олимпийские игры были созданы европейскими элитами и потому построены на западной идеологии спорта. Благодаря всемирному освещению Олимпийских игр, а также конкуренции во имя национальной славы все больше «европейских» видов спорта навязываются странам, где они изначально не были популярны. Между тем многие «незападные» страны уже давно имеют собственную историю коренных видов спортивных игр, которые не вписываются в западную модель. Эти традиции были проигнорированы МОК, который фактически культивирует западные взгляды на спорт и, как представляется, не принимает не-западные стили и традиции.

6. Насилие. Многие виды спорта (такие, как бокс, борьба, стрельба из лука, копье) формируют навыки, необходимые для войны. Ряд спортивных соревнований реализует различные виды насилия. Активное соперничество и предвзятость, связанные со спортивной конкуренцией, часто приводят зрителей в агрессивное состояние. В ряде случаев спортивные мероприятия вообще выступали поводами для фактической войны. Таким образом, Олимпийские спортивные соревнования отнюдь не отражают тенденцию, которую они призваны развивать - сокращение насилия в обществе.

Хотя первоначально Олимпийские игры были созданы для содействия миру и гармонии, они уже давно превратились в сферу насилия между отдельными лицами в рамках спортивных мероприятий, а также между государствами - в борьбе за власть и статус

5 Первое расследование о применении допингов датируется Олимпийскими играми 1904 (!) года, - но только в 1967 МОК официально запретило использование. Однако реальность продолжает вызывать тревогу.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3

в рамках всей Олимпиады. Исторический пример - преобладание в Олимпийских Играх 1896 года в Афинах греческих лозунгов привело к войне с Турцией в 1897 году. Приходится констатировать: Олимпийское движение бессильно реализовать свою первоначальную цель - способствовать миру.

7. Знаменитости. Игры развивают «цивилизацию знаменитостей», которая концентрирует внимание на звездах за счет игнорирования интересов не-элитной части участников. Да и сами зрители хотят видеть олимпийцев героями, обладающими такими моральными ценностями, как мужество и честность. Однако реальность показывает, что олимпийские спортсмены зачастую не подходят на роль идеальных героев. Но это не вина самих спортсменов, а, скорее, симптом элитного конкурса, в котором победители являются объектом исключительного внимания со стороны средств массовой информации, превращаясь в мощный символ национального успеха.

8. Технологические интенсификации. Олимпийский уровень соревнований все чаще трансформируется в борьбу за опережающее применение передовой науки и техники для спортивного оборудования, обучения, психологии и применения наркотиков (легальных и нелегальных). Например, победа технологически-продвинутого велосипеда выдаётся за победу лучшего велосипедиста. Машины рассматриваются в качестве средства для достижения победы.

Растущая роль современных научных и технологических достижений означает, что отдельные лица или страны, не имеющие наиболее передовое оборудование, заведомо становятся «аутсайдерами», создавая еще один негативный аспект Олимпийских игр. Контрмеры, которые можно было бы предпринять для преодоления этого, возможны, например, в виде случайного распределения стандартного оборудования для конкурентов, однако это не будет отвечать интересам правительств, имеющих продвинутую технологию.

9. «Зрительство». Теоретически наблюдение таких зрелищных спортивных мероприятий, как Олимпийские игры, должно служить интеграции зрителей (болельщиков). Однако под видом развлечения и поддержки своей любимой команды (или спортсмена) зрителей убеждают в том, что жизнь является конкуренцией, что справедливость - это когда большая часть вознаграждения достаётся победителям, а побеждённые - всегда виноваты сами. Не случайно, из-за сходства между спортивной конкуренцией и конкурентоспособным бизнесом, спортивные метафоры широко распространены за пределами спортивных арен.

10. «Правительство репрессий». Олимпийские игры являются фактором сокращения гражданских свобод. Из-за огромной аудитории и огромного символического значения Олимпийских игр различные группы пытаются достичь своих целей через срыв Игр, что требует специальных законов и специальных полицейских сил для предотвращения беспорядков. В 1972 году террористы использовали Олимпийские игры в Мюнхене в качестве одного из этапов достижения своих целей.

❖ ❖ ❖

Что же можно сделать? Существует множество идей, которые способны устранить некоторые проблемы, связанных с Играми.

1. Организация «электронного Международного олимпийского комитета», что позволит устранить пристрастную политику отбора, в котором особые подарки для членов МОК уже стали рутиной.

2. Иметь несколько площадок для Игр, чтобы бремя (финансовое и символическое) для одного города было уменьшено, а число зрителей - возросло.

3. Ещё одно предложение состоит в том, чтобы спортсмены представляли только самих себя и не представляли, как сегодня, определённые страны. Они могут, в частности, носить общую («вненациональную») спортивную униформу.

4. Командные виды спорта целесообразно снять из программы Олимпийских игр. Это позволит уменьшить националистическую идентификацию спортсменов и команд.

5. Можно принять Игры такими, как они есть, но использовать их как место для проведения различных кампаний. В 1968 году в Мехико афроамериканский спринтер - победитель на Олимпийских играх - дал повод властям приветствовать всех людей с тёмным цветом кожи, и это имело огромный символический эффект. В целом, однако, требуются

огромные усилия, чтобы стать участником олимпийского соревнования, но возможности демонстрировать политические жесты являются здесь весьма ограниченными.

6. Основной вариант «антиолимпийского» движения - поощрять альтернативные Олимпийские игры6. В 1920-30-е годы ещё можно было встретить сотрудников Олимпиады, которые избежали влияния национализма и предвзятости. Надо активно содействовать сотрудничеству в ходе Игр (не в стиле «договорных» игр, а тех, которые на самом деле интересны своей непредсказуемостью). Реальные драмы спорта более зрелищны, чем искусственные.

7. Необходимо практически апробировать функциональные альтернативы Олимпийских игр. Однако в настоящее время гораздо больше денег и усилий уходит на биомеханику плавательных сооружений, улучшение теннисных ракеток и аналоговые препараты для спортсменов, чем на финансирование совместных Игр.

Впрочем, эти идеи задевают слишком большие коммерческие и национальные интересы многих корпораций и государств, потому вряд ли они будут внесены на рассмотрение МОК. Но подлинная проблема «антиолимпийской» стратегии состоит в том, что любые игры, которые могли бы стать реальной альтернативой Олимпийским играм, скорее всего, будут также охвачены теми же пороками - коммерцией, конкуренцией и зрительством. И в этом слабость всех антиолимпийских инициатив.

Нам же, учитывая реалии Олимпийских соревнований, надо было бы заранее выработать стратегию, максимизирующую их «плюсы» и минимизирующую «минусы».

литература

1. мартинб. «Десять причин выступать против всех Олимпийских игр» (Published in Freedom, Vol.57, No.15, 3 August 1996, p.7, with minor changes and omission of references. An abridged version was published in Green Left , 22 May 1996). Сокращенный вариант был опубликован - 22 мая 1996, p. 13. Reprinted in Pan-Americano de 2007: grande negocio para quem? Переиздание в “Пан-2007 (Rio de Janeiro: PACS, 2005), pp. (Рио-де-Жанейро: PACS, 2005), с. 54-63 (in Portuguese).

2. Christopher R. Hill, Olympic Politics. Manchester: Manchester University Press,1992 (Кристофер Р. Хилл, Олимпийская политика. Манчестер University Press, 1992.

3. Douglas Booth and Colin Tatz, “Sydney 2000: the games people play," Current Affairs Bulletin , vol., December 1993-January 1994 (Дуглас Бут и Колин Татз, “Сидней 2000 года: игры играют с людьми", Бюллетень актуальных вопросов, т. 70, вып. 7, декабрь 1993 года - январь 1994 года).

4. John Goldlust, Playing for Keeps: Sport, the Media and Society. Melbourne: Longman Cheshire,1987 (Джон Голдлуст, Спорт, СМИ и общество. Мельбурн: Longman Чешир, 1987).

5. John Hargreaves, Olympism and nationalism: some preliminary consideration, International Review for the Sociology of Sport, vol. Джон Харгреавес, Олимпизм и национализм: некоторые предварительные рассмотрения, Международный обзор по социологии спорта, том. 27, вып. 2, 1992.

6. Problems Faced at Olympic/ Проблемы, с которыми сталкиваются на Олимпийских играх. Источник: http--www_olympicgamesforall_com-problems-faced).

7. Richard Espy, The Politics of the Olympic Games. Berkeley: University of California Press 1979 (Ричард Еспи, Политика Олимпийских игр. Беркли: Университет California Press, 1979).

6 Между прочим, Советский Союз не принимал участия в Олимпийских играх Олимпиады в Хельсинки (1952). Вместо этого он первый создал фактически альтернативные мировые спортивные игры в виде «Спартакиады народов СССР» и призвал присоединиться другие страны. И некоторые страны (особенно те, которые верили в коммунистическую идеологию) принимали участие в Спартакиадах, а не в Олимпийских играх. На этот раскол в мировом спорте Олимпийские ассоциации реагировали крайне сурово, запрещая «спартакиадовским» спортсменам участвовать в Олимпийских играх.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.