Научная статья на тему 'СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ В МАКРОЦИКЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОГО ФУТБОЛА)'

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ В МАКРОЦИКЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОГО ФУТБОЛА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЦИКЛ / ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ФУТБОЛИСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко И.Г., Саенко В.Г., Максименко Г.Н., Латышев С.В.

Цель исследования - на основе экспериментальных исследований выявить рациональное соотношение основных и вспомогательных средств в годичном макроцикле тренировки юных футболисток. Методика и организация исследования. Проведен годичный эксперимент, в котором приняли участие три группы (по 15 человек) 17-18-летних футболисток с квалификацией второй спортивный разряд. Испытательным фактором являлось соотношение основных и вспомогательных средств подготовки в макроцикле: в группе 1 - 65 и 35%, в группе 2 - 70 и 30%, в группе 3 - 75 и 25%. Методы исследования: теоретический анализ; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Проведенный сравнительный анализ данных эффективности соревновательной деятельности юных футболисток трех групп, полученных после эксперимента, позволил зафиксировать более высокую результативность у игроков группы 2, выполнявших в макроцикле объемы специфических и неспецифических нагрузок в соотношении 70%:30%. Педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью группы 2 в последующие после эксперимента годы показали дальнейший рост спортивного мастерства девушек, что позволяет утверждать об успешности реализации принципа соразмерности совершенствования физических качеств и технической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко И.Г., Саенко В.Г., Максименко Г.Н., Латышев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS GAMES: THE OPTIMAL RATIO OF MEANS OF PREPARATION IN THE MACROCYCLE (ON THE EXAMPLE OF WOMEN'S FOOTBALL)

Objective of the study was to reveal, on the basis of experimental studies, the rational ratio of the main and auxiliary means in the annual macrocycle of young football players' training.Methods and structure of the study. A one-year experiment was carried out, in which three groups (15 people each) of 17-18-year-old football players with the qualification of the second sports category took part. The test factor was the ratio of the main and auxiliary preparations in the macrocycle: in group 1 - 65 and 35%, in group 2 - 70 and 30%, in group 3 - 75 and 25%. Research methods: theoretical analysis; pedagogical observations; pedagogical experiment; testing; methods of mathematical statistics.Results and conclusions. A comparative analysis of the data on the effectiveness of competitive activity of young female football players of three groups, obtained after the experiment, made it possible to fix a higher performance among the players of group 2, who performed volumes of specific and non-specific loads in the macrocycle in the ratio of 70%:30%. Pedagogical observations of the training and competitive activities of group 2 in the years following the experiment showed a further increase in the sports skills of girls, which allows us to assert the success of the principle of proportionality in the improvement of physical qualities and technical preparedness.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ В МАКРОЦИКЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОГО ФУТБОЛА)»

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ В МАКРОЦИКЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОГО ФУТБОЛА)

УДК/UDC 796.33

Поступила в редакцию 21.02.2022 г.

Информация для связи с автором: maksimenko 76@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор И.Г. Максименко1, 2

Доктор наук по управлению, профессор В.Г. Саенко3

Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Максименко4

Доктор педагогических наук, профессор С.В. Латышев5

Тосударственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Московская область

2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

3Высшая школа управления и администрации, Ополе (Польша) 4Луганский национальный аграрный университет, Луганск 5Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

SPORTS GAMES: THE OPTIMAL RATiÜ OF MEANS OF PREPARATiON iN THE MACROCYCLE (ON THE EXAMPLE OF WOMEN'S FOOTBALL)

Dr. Hab., Professor I.G. Maksimenko1, 2

Doctor of Science in Management, Professor V.G. Saienko3

Dr. Hab., Professor G.N. Maksimenko4

Dr. Hab., Professor S.V. Latyshev5

1 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Moscow Region

2 Belgorod State National Research University, Belgorod

3 Academy of Management and Administration, Opole, Poland

4 Luhansk State Agricultural University, Lugansk

5 Don State Technical University, Rostov-on-Don

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Аннотация

Цель исследования - на основе экспериментальных исследований выявить рациональное соотношение основных и вспомогательных средств в годичном макроцикле тренировки юных футболисток. Методика и организация исследования. Проведен годичный эксперимент, в котором приняли участие три группы (по 15 человек) 17-18-летних футболисток с квалификацией второй спортивный разряд. Испытательным фактором являлось соотношение основных и вспомогательных средств подготовки в макроцикле: в группе 1 - 65 и 35%, в группе 2 - 70 и 30%, в группе 3 - 75 и 25%. Методы исследования: теоретический анализ; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики.

Результаты исследования и выводы. Проведенный сравнительный анализ данных эффективности соревновательной деятельности юных футболисток трех групп, полученных после эксперимента, позволил зафиксировать более высокую результативность у игроков группы 2, выполнявших в макроцикле объемы специфических и неспецифических нагрузок в соотношении 70%:30%. Педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью группы 2 в последующие после эксперимента годы показали дальнейший рост спортивного мастерства девушек, что позволяет утверждать об успешности реализации принципа соразмерности совершенствования физических качеств и технической подготовленности.

Ключевые слова: макроцикл, основные и вспомогательные, тренировочные средства, футболистки.

Abstract

Objective of the study was to reveal, on the basis of experimental studies, the rational ratio of the main and auxiliary means in the annual macrocycle of young football players' training.

Methods and structure of the study. A one-year experiment was carried out, in which three groups (15 people each) of 17-18-year-old football players with the qualification of the second sports category took part. The test factor was the ratio of the main and auxiliary preparations in the macrocycle: in group 1 - 65 and 35%, in group 2 - 70 and 30%, in group 3 - 75 and 25%. Research methods: theoretical analysis; pedagogical observations; pedagogical experiment; testing; methods of mathematical statistics.

Results and conclusions. A comparative analysis of the data on the effectiveness of competitive activity of young female football players of three groups, obtained after the experiment, made it possible to fix a higher performance among the players of group 2, who performed volumes of specific and non-specific loads in the macrocycle in the ratio of 70%:30%. Pedagogical observations of the training and competitive activities of group 2 in the years following the experiment showed a further increase in the sports skills of girls, which allows us to assert the success of the principle of proportionality in the improvement of physical qualities and technical preparedness.

Keywords: macrocycle, main and auxiliary, training means, football players.

Введение. Как известно, в последние десятилетия к занятиям футболом приобщается все больше представитель-

ниц «слабого» пола [1, 5]. Участие женщин в соревнованиях высокого ранга - олимпийских играх, чемпионатах мира и

Показатели различных сторон подготовленности футболисток групп 1-3 в конце эксперимента

Тесты Группа 1 р Группа 2 р Группа 3

X т X т X т

Бег на 30 м с высокого старта, с 4,70 0,01 <0,05 4,64 0,02 <0,05 4,8 0,01

Прыжок вверх с места, см 46,43 0,18 <0,05 47,2 0,16 <0,05 45,70 0,14

Тройной прыжок с места, см 636,4 2,85 >0,05 637,2 1,78 <0,05 612,7 2,4

Специальная выносливость 7x50 м, с 83,1 0,45 >0,05 82,95 0,44 <0,05 86,44 0,35

Общая выносливость (тест Купера), м 2478,4 15,77 >0,05 2492,2 15,14 <0,05 2412,2 16,2

Суммарный показатель относительной силы пяти мышечных групп ноги, кг 4,83 0,08 >0,05 4,98 0,07 <0,05 4,41 0,08

Ведение мяча 30 м, с 5,49 0,04 <0,05 5,37 0,03 >0,05 5,39 0,04

Жонглирование мячом, раз,-мин-1 40,9 2,14 <0,05 64,7 2,08 >0,05 63,0 3,08

Удары на точность, раз 4,86 0,11 <0,05 5,59 0,17 >0,05 5,40 0,16

Вбрасывание мяча из-за головы, м 15,24 0,50 <0,05 17,02 0,46 >0,05 16,81 0,51

Ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам, с 8,02 0,03 <0,05 7,70 0,02 >0,05 7,72 0,04

Удары на дальность, м 93,1 1,77 >0,05 96,1 1,35 >0,05 94,87 2,88

Европы - диктует необходимость глубокого научного обоснования всех сторон тренировочного процесса на этапах подготовки от новичка до мастера спорта международного класса. Научные и методические разработки подготовки в мужском футболе не могут быть перенесены на тренировку женщин в силу ряда особенностей женского организма. Одной из магистральных задач планирования и управления тренировочным процессом в женском футболе является разработка программ физических нагрузок, которые необходимо ежегодно выполнять спортсменкам с целевой направленностью к высшим достижениям [1].

Цель исследования - выявить рациональное соотношение основных и вспомогательных средств в годичном цикле тренировки юных футболисток.

Методика и организация исследования. В годичном эксперименте приняли участие три группы (по 15 человек) 17-18-летних футболисток, имеющих подготовленность на уровне второго спортивного разряда. Группы были уравнены между собой по показателям физической, технической подготовленности и параметрам соревновательной деятельности. Экспериментальным фактором являлось соотношение основных и вспомогательных средств подготовки в годичном цикле, которое соответственно составляло: в группе 1 - 65 и 35%, в группе 2 - 70 и 30%, в группе 3 - 75 и 25% от общего объема тренировочных нагрузок. При этом к основным (специфическим) средствам относили упражнения, направленные на совершенствование тактического и технического мастерства, а также товарищеские и официальные матчи. К вспомогательным средствам (неспецифическим нагрузкам) относили упражнения, связанные с развитием двигательных возможностей, упражнения из других видов спорта, подвижные игры и эстафеты.

Занятия со спортсменками всех трех групп проводили четыре раза в неделю по два часа. Отличными, как отмечалось выше, были лишь программы тренировки, предусматривающие различное соотношение основных и вспомогательных средств подготовки футболисток в годичном цикле. Применяли следующие методы исследования: теоретический анализ; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики. Для оценки исходного и конечного уровней физической и технической подготовленности юных футболисток использовались следующие контрольные упражнения [1 - 4]: бег на 30 м с высокого старта; прыжок вверх с места и тройной прыжок с места; определение суммарного показателя силы пяти мышечных групп сильнейшей нижней конечности (по Б.М. Рыбалко); бег 7x50 м; тест Купера. С целью диагностики уровня технического мастерства использовали тесты: ведение мяча 30 м; жонглирование мячом; удары на точность; вбрасывание

мяча из-за головы; ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам; удары на дальность. Эффективность соревновательной деятельности юных футболисток оценивалась по традиционной модифицированной методике Ю.А. Морозова [1].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных исходного тестирования показал, что перед началом эксперимента между 1, 2 и 3 группами отсутствовали статистически значимые различия в показателях физической, технической подготовленности и соревновательной деятельности юных футболисток. Тестирование физической и технической подготовленности спортсменок трех групп в конце годичного эксперимента (табл. 1) показало преимущество футболисток группы 2 по результатам большинства контрольных упражнений. Так, у футболисток группы 2 зафиксированы следующие показатели физической подготовленности: в беге на 30 м с высокого старта - 4,64 с, в прыжках вверх и тройным с места - 47,2 и 637,2 см, в беге 7x50 м и в тесте Купера - 82,95 с и 2492,2 м.

Проведенный сравнительный анализ данных эффективности соревновательной деятельности юных футболисток трех экспериментальных групп, полученных после эксперимента, позволил также зафиксировать более высокую результативность у игроков группы 2, выполнявших в годичном цикле объемы специфических и неспецифических нагрузок в соотношении 70%:30% (см. таблицу). Педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью данной группы в последующие после эксперимента годы показали дальнейший рост спортивного мастерства девушек, что дает возможность утверждать об успешности реализации принципа соразмерности совершенствования физических качеств и технической подготовленности [2, 3].

Выводы. Результаты проведенного исследования дают основания рекомендовать для использования в годичном цикле тренировочного процесса 17-18-летних футболисток соотношения основных и вспомогательных средств подготовки в пропорции 70%:30%.

Приведенные в таблице данные могут использоваться с целью контроля за уровнем физической и технической подготовленности юных футболисток, что позволит реализовать на практике требование таких принципиальных установок, как целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству и соразмерность развития основных двигательных качеств.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении могут быть связаны с поиском оптимальных схем планирования микро- и мезоциклов подготовки юных футболисток.

Литература

№5 • 2022 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

1. Максименко, И.Г. Влияние занятий футболом и футзалом на уровень физической и функциональной подготовленности студенток университетов / И.Г. Максименко, С.С. Галюза // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей Всероссийской с международным участием науч.-практ. конф. - Воронеж: «Научная книга», 2016. - С. 158-164.

2. Максименко, И.Г. Скоростная и скоростно-силовая подготовленность спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр / И.Г. Максименко, Г.Н. Максименко, И.Ю. Воронин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 8.

- С. 88-90.

3. Максименко, И.Г. Спортивные игры: обоснование параметров силовой подготовленности атлетов / И.Г. Максименко, Г.Н. Максименко, М.П. Спирин и др. // Теория и практика физ. культуры.

- 2021. - № 5. - С. 80-81.

References

1. Maksimenko I.G., Galyuza S.S. Vliyanie zanyatij futbolom i futzalom na uroven' fizicheskoj i funktsional'noj podgotovlennosti studentok universitetov. [The influence of football and futsal classes on the level of physical and functional fitness of university students]. Fizicheskaya

kul'tura, sport i zdorov'e v sovremennom obshhestve: sbornik nauchnykh statej Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferentsii. - Voronezh: «Nauchnaya kniga», 2016, pp. 158-164.

2. Maksimenko I.G., Maksimenko G.N., Voronin I.Y., Zhilina L.V. Skorostnaya i skorostno-silovaya podgotovlennost' sportsmenov, specializiruyushchihsya v razlichnyh vidah sportivnyh igr [Special and overall endurance rates in team athletes of different specializations and qualifications]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2020, No. 8, pp. 88 - 90.

3. Maksimenko I.G., Maksimenko G.N., Spirin M.P. et al. Sportivnye igry: obosnovanie parametrov silovoj podgotovlennosti atletov [Parameters of strength fitness in athletes from various team sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2021, No. 5, pp. 80 - 81.

4. Saienko V. Improvement and control of the development level of special endurance in athletes of high qualification in kyokushin kaikan karate. International Journal of Pharmacy & Technology, no. 8 (3), 2016, pp. 18026-18042.

5. Zhamardiy V., Shkola O., Saienko V., & Tolchieva H. Fitness technologies in the system of physical qualities development by young students. Journal of Physical Education and Sport, no. 20(1), Art 19, 2020, pp. 142-149.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В САР

Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1 Аспирант Аль Ших Мхд. Висам1 Аспирант А.Н. Назаров1

1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

УДК/ШС 796.015.1

Ключевые слова: родители, тренер, юный футболист, коммуникативное взаимодействие, воспитание.

Цель исследования - выявление готовности детских тренеров по футболу к коммуникативному взаимодействию с родителями в вопросах воспитания юного спортсмена.

Методика и организация исследования. В педагогическом исследовании приняли участие 20 сирийских тренеров по футболу (возраст от 20 до 43 лет; квалификация - категория D), 25 родителей (возраст от 30 до 60 лет, профессия: государственные служащие, самозанятые, учителя). С целью выявления особенностей применяемых тренерами средств обучения и воспитания юных футболистов, форм организации взаимодействия с родителями, отношения родителей к спортивным занятиям ребенка, к личности тренера были разработаны два опросника. В опросе участвовали тренеры и родители юных футболистов из трех футбольных школ провинции Хама Сирийской Арабской Республики (САР).

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с сертификатами обучения, квалификация у большинства тренеров составляет минимальный уровень - D (пять тренеров без квалификации, бывшие спортсмены), что свидетельствует о низком уровне профессионально-педагогической подготовки детских тренеров. В ходе тренировки сирийские тренеры делают акцент на обучении технике юных футболистов, развитии физических качеств. Основной формой воспитательной работы с юными спортсменами, по мнению сирийских тренеров, является индивидуальная беседа с детьми для решения возникающих в ходе тренировки проблем (74% опрошенных), а также проведение собрания команды (100%). Ввиду недостаточного уровня специальных знаний по теории и методике футбола, педагогики, психологии тренеры уделяют мало внимания просветительской, воспитательной работе с юными спортсменами [1, 2].

В формировании социальной среды, оказывающей положительное или отрицательное воспитательное воздействие на личность юного спортсмена, ведущая роль отводится родителям. Их поддержка, одобрение, организация совмест-

PR0BLEMS OF EDUCATiON OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS iN SAR

Dr. Hab., Associate Professor L.I. Kostyunina1 Postgraduate student Al Shih Mhd. Visam1

Postgraduate student A.N. Nazarov1 1Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Поступила в редакцию 07.04.2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных действий обеспечивает большую результативность спортивной деятельности. Как показывает опрос, родители всецело доверяют тренеру в воспитании ребенка (100%); посещают матчи с участием детей (75%); вместе смотрят TV-трансляции футбольных матчей (54,0%), контролируют спортивный режим (88,3%). 93,2% родителей хотят видеть ребенка успешным в спорте, готовы к сотрудничеству с тренером по всем возникающим вопросам психолого-педагогической поддержки и сопровождения юного спортсмена, обеспечения благоприятных условий для учебы и тренировки.

Со стороны тренеров организация коммуникативного взаимодействия с родителями ограничивается решением организационных, финансовых вопросов (приобретение спортивного снаряжения, оплата тренировочных сборов, обеспечение транспорта). В единичных случаях некоторые родители играют разные роли внутри своих организованных клубов в качестве тренеров, помощников, судей и администраторов. Всего лишь 32,1% респондентов проводят родительские собрания; 37,5% обсуждают с родителями вопросы режима дня юных спортсменов, питания и др.

Вывод. Подготовка квалифицированных детских тренеров по футболу в САР на сегодняшний день осуществляется на слабом научно-методическом уровне, что и обуславливает низкий уровень их психолого-педагогической готовности к работе с родителями юных спортсменов. Решение рассмотренной проблемы видится: в совершенствовании системы повышения квалификации тренеров; в необходимости рассмотрения родителей как части команды; в организации совместной деятельности тренера, детей, родителей.

Литература

1. Аль Ших Мхд. Висам. Практические рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности детского тренера по футболу / Аль Ших Мхд. Висам, Л.А. Парфенова // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). - 2021. - № 4 (38). - С. 68-74.

2. Костюнина, Л.И. Факторы, сдерживающие прогресс футбола в развивающих странах / Л.И. Костюнина, Аль Ших Мхд. Висам, Дугуфана Багайоко // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 12. - С. 112.

Информация для связи с автором: likost@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.