Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ / НАГРУЗКИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ / ФУТБОЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко И.Г., Максименко Г.Н., Малахов В.А., Баева Д.Н.

Цель исследования - выявить рациональное соотношение специфических и неспецифических средств подготовки в годичном цикле тренировки 6-7-летних футболистов. Методика и организация исследования. В рамках эксперимента был организован годичный педагогический эксперимент, в котором участвовали две группы 6-7-летних футболистов, по 16 человек в каждой. Экспериментальным фактором являлось соотношение специфических и неспецифических средств подготовки в годичном цикле тренировки: группа 1 - 25:75%; группа 2 - 30:70%. В соответствии с традиционными подходами специфическими средствами считали упражнения, направленные на обучение технике и тактике игры, а также двусторонние игры. При этом к неспецифическим средствам относили упражнения, связанные с развитием двигательных качеств, упражнения из других видов спорта, подвижные игры и эстафеты. Результаты исследования и выводы. Получены характеристики показателей физической, технической и психофизиологической подготовленности начинающих футболистов, на которые необходимо опираться при планировании средств тренировки в годичном цикле и применять для контроля различных сторон подготовленности начинающих футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко И.Г., Максименко Г.Н., Малахов В.А., Баева Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF TRAINING LOADS IN THE ANNUAL TRAINING CYCLE OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Objective of the study was to reveal the rational ratio of specific and non-specific means of training in the annual training cycle of 6-7-year-old football players. Methods and structure of the study. As part of the experiment, a one-year pedagogical experiment was organized, in which two groups of 6-7-year-old football players participated, 16 people each. The experimental factor was the ratio of specific and non-specific means of training in the annual training cycle: group 1 - 25:75%; group 2 - 30:70%. In accordance with traditional approaches, exercises aimed at teaching the technique and tactics of the game, as well as bilateral games, were considered specific means. At the same time, exercises related to the development of motor qualities, exercises from other sports, outdoor games and relay races were classified as non-specific means. Results and conclusions. The characteristics of indicators of physical, technical and psycho-physiological readiness of beginner football players are obtained, which must be relied upon when planning means of training in the annual cycle, and used to control various aspects of the preparedness of beginner football players.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 20.02.2022 г.

Информация для связи с автором: maksimenko 76@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор И.Г. Максименко1, 2 Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Максименко3 Кандидат педагогических наук В.А. Малахов1 Д.Н. Баева1

белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Московская область 3Луганский национальный аграрный университет, Луганск

SUBSTANTiATiON OF TRAiNiNG LOADS iN THE ANNUAL TRAiNiNG CYCLE OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Dr. Hab., Professor I.G. Maksimenko1' 2 Dr. Hab., Professor G.N. Maksimenko3 PhD V.A. Malakhov1 D.N. Baeva1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 State University of Humanities and Technology , Orekhovo-Zuyevo, Moscow Region

3 Lugansk National Agrarian University, Lugansk

Аннотация

Цель исследования - выявить рациональное соотношение специфических и неспецифических средств подготовки в годичном цикле тренировки 6-7-летних футболистов.

Методика и организация исследования. В рамках эксперимента был организован годичный педагогический эксперимент, в котором участвовали две группы 6-7-летних футболистов, по 16 человек в каждой. Экспериментальным фактором являлось соотношение специфических и неспецифических средств подготовки в годичном цикле тренировки: группа 1 - 25:75%; группа 2 - 30:70%. В соответствии с традиционными подходами специфическими средствами считали упражнения, направленные на обучение технике и тактике игры, а также двусторонние игры. При этом к неспецифическим средствам относили упражнения, связанные с развитием двигательных качеств, упражнения из других видов спорта, подвижные игры и эстафеты. Результаты исследования и выводы. Получены характеристики показателей физической, технической и психофизиологической подготовленности начинающих футболистов, на которые необходимо опираться при планировании средств тренировки в годичном цикле и применять для контроля различных сторон подготовленности начинающих футболистов.

Ключевые слова: годичный цикл, нагрузки, специфические и неспецифические, футболисты.

Abstract

Objective of the study was to reveal the rational ratio of specific and non-specific means of training in the annual training cycle of 6-7-year-old football players. Methods and structure of the study. As part of the experiment, a one-year pedagogical experiment was organized, in which two groups of 6-7-year-old football players participated, 16 people each. The experimental factor was the ratio of specific and non-specific means of training in the annual training cycle: group 1 - 25:75%; group 2 - 30:70%. In accordance with traditional approaches, exercises aimed at teaching the technique and tactics of the game, as well as bilateral games, were considered specific means. At the same time, exercises related to the development of motor qualities, exercises from other sports, outdoor games and relay races were classified as non-specific means. Results and conclusions. The characteristics of indicators of physical, technical and psycho-physiological readiness of beginner football players are obtained, which must be relied upon when planning means of training in the annual cycle, and used to control various aspects of the preparedness of beginner football players.

Keywords: annual cycle, loads, specific and non-specific, football players.

Введение. Футбол, как наиболее популярный и зрелищный среди всех видов спорта на планете, продолжает находиться в центре внимания многих исследователей. При этом большая часть таких исследований связана с разработкой ведущих положений подготовки квалифицированных и юных футболистов. На современном этапе недостаточно научно-обоснованных работ, в которых речь идет о разработке оптимальных подходов к построению тренировочного процесса начинающих игроков [1, 2]. С одной стороны, не отрицается необходимость поиска эффективным схем подго-

товки квалифицированных и юных футболистов, а с другой - одним из путей оптимизации такой подготовки является обоснование действенной структуры тренировочного процесса начинающих футболистов.

Цель исследования - выявить рациональное соотношение специфических и неспецифических средств подготовки в годичном цикле тренировки 6-7-летних футболистов.

Методика и организация исследования. В рамках исследования был организован годичный педагогический эксперимент, в котором участвовали две группы 6-7-лет-

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

Показатели физической, технической и психофизиологической подготовленности футболистов 6-7лет в конце годичного эксперимента

Тесты Группа 1 (n=16) p Группа 2 (n=16)

X m XX m

Бег на 30 м с высокого старта, с 5,97 0,03 <0,05 6,21 0,02

Прыжок вверх с места, см 26,92 0,49 <0,05 24,18 0,47

Челночный бег 4x9 м, 3х10 м, с 10,82 0,04 <0,05 11,42 0,05

Сила кисти (правая), кг 12,14 0,04 <0,05 9,47 0,05

Сила кисти (левая), кг 11,08 0,05 <0,05 9,19 0,05

Бег на 600 м, мин 2.58,8 0,51 <0,05 3.01,5 0,50

Тест на равновесие, с 6,75 0,04 <0,05 4,11 0,05

Жонглирование мячом, раз-мин-1 10,52 0,06 >0,05 10,81 0,06

Удары на дальность, м 21,15 0,06 >0,05 20,87 0,07

Латентный период простой зрительно-моторной реакции, мс 294,5 4,18 <0,05 306,8 4,21

Латентный период реакции выбора одного из трех раздражителей, мс 449,2 5,02 <0,05 463,6 5,13

Латентный период реакции выбора двух из трех раздражителей, мс 543,3 5,08 >0,05 554,8 5,15

Функциональная подвижность нервных процессов, с 77,3 0,46 <0,05 79,4 0,49

Сила нервных процессов, знаков за 5 мин 489,6 7,01 <0,05 468,9 6,98

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

них футболистов, в каждой из которых было по 16 человек. В начале эксперимента не зафиксировано достоверных различий между показателями физической, технической и психофизиологической подготовленности начинающих футболистов двух групп.

Экспериментальным фактором являлось следующее соотношение специфических и неспецифических средств подготовки в годичном цикле тренировки: группа 1 - 25:75 %; группа 2 - 30:70 %. Такие соотношения средств были обусловлены рекомендациями специалистов [1, 2]. В соответствии с традиционными подходами специфическими средствами считали упражнения, направленные на обучение технике и тактике игры, а также двусторонние игры. При этом к неспецифическим средствам относили упражнения, связанные с развитием двигательных качеств, упражнения из других видов спорта, подвижные игры и эстафеты.

Тестирование уровня двигательных качеств и технической подготовленности проводили на основе контрольных упражнений: бег на 30 м с высокого старта; прыжок вверх с места; челночный бег 4x9 м; сила кисти (правая и левая рука); бег на 600 м; тест на равновесие; латентный период простой зрительно-моторной реакции; латентный период реакции выбора одного из трех и двух из трех раздражителей; функциональная подвижность нервных процессов; сила нервных процессов.

Результаты исследования и их обсуждение. Тестирование показателей физической, технической и психофизиологической подготовленности начинающих футболистов двух групп через пять месяцев после начала годичного эксперимента продемонстрировало улучшение исследуемых характеристик в обоих группах. При этом статистически значимых различий между показателями двух групп не наблюдалось. По данным тестирования, которое было проведено по завершении годичного эксперимента (см. таблицу), было зафиксировано достоверное преимущество спортсменов группы 1, в которой было использовано соотношение специфических и неспецифических нагрузок в годичном цикле, равное 25:75 0%. Футболисты 6-7-лет из группы 1 опередили (р<0,05) сверстников из группы 2 по показателям в следующих тестах: бег на 30 м с высокого старта; прыжок вверх с места; челночный бег 4x9 м; сила кисти (правая и левая рука); бег на 600 м; удары на дальность; тест на равновесие; латентный период простой зрительно-моторной реакции; латентный период реакции выбора одного из трех и двух

из трех раздражителей; функциональная подвижность нервных процессов; сила нервных процессов.

Выводы. Экспериментальным путем обосновано соотношение специфических и неспецифических нагрузок, которое составляет в годичном макроцикле тренировки 6-7-летних футболистов 25:75 %.

В процессе эксперимента получены характеристики показателей физической, технической и психофизиологической подготовленности начинающих футболистов, на которые необходимо опираться при данном планировании средств в годичном цикле, в том числе применять для контроля различных сторон подготовленности начинающих футболистов.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении связаны с поиском рациональных схем построения годичных циклов подготовки 8-10-летних футболистов.

Литература

1. Максименко И.Г. Скоростная и скоростно-силовая подготовленность спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр / И.Г. Максименко, Г.Н. Максименко, И.Ю. Воронин, Л.В. Жилина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 88-90.

2. Максименко И.Г. Спортивные игры: система многолетней подготовки юных спортсменов: моногр. / И.Г. Максименко, Г.В. Бугаев, В.В. Кадурин, А.В. Сысоев // Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Воронеж: ООО «Издательство «РИТМ», 2016. - 424 с.

3. Максименко И.Г. Сравнительный анализ особенностей многолетней подготовки юных спортсменов в игровых и циклических видах спорта / И.Г. Максименко, А.В. Воронков, Л.В. Жилина // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 1. - С. 11-13.

References

1. Maksimenko I.G., Maksimenko G.N., Voronin I.Y., Zhilina L.V. Skorostnaya i skorostno-silovaya podgotovlennost sportsmenov, specializiruyushchihsya v razlichnyh vidah sportivnyh igr [Special and overall endurance rates in team athletes of different specializations and qualifications]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 8. pp. 88-90.

2. Maksimenko I.G., Bugayev G.V., Kadurin V.V., Sysoyev A.V. Sport-ivnyye igry: sistema mnogoletney podgotovki yunykh sportsmenov [Team games: a system of long-term training of young athletes]. Second edition, revised and updated, Voronezh: RITM publ., 2016. 424 p.

3. Maksimenko I.G., Voronkov A.V., Zhilina L.V. Sravnitelny analiz oso-bennostey mnogoletney podgotovki yunyh sportsmenov v igrovyh I ciklicheskyh vidah sporta [The comparative analysis of features of long-term preparation of young sportsmen in team games and cyclic sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 1. pp. 11-13.

4. Maksimenko I.G. Perspective directions optimization of process of long-term preparation of young sportsmen (on the example of team games). Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2012. No 3. рр. 79-81.

16

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.