ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЖЕНСКОМ ФУТБОЛЕ
О.Н. ИВАНОВ, МГАФК, п. Малаховка, Россия
Аннотация
В настоящей работе рассматривается определение уровня развития и выявление динамики психомоторных качеств юных футболисток под воздействием учебно-тренировочного процесса, в котором применяется психологическое тестирование юных спортсменок с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест». Эксперимент заключался в изучении и оценивании психомоторных способностей юных футболисток, для чего были отобраны две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой, возраст испытуемых - 9-10 лет. Контрольная группа занималась по стандартной программе учебно-тренировочных занятий, а экспериментальная использовала в ходе индивидуальных занятий предложенные компьютерные программы. Эксперимент длился в течение пяти месяцев (в ходе соревновательного процесса) на базе одной из спортивных школ г. Москвы.
Ключевые слова: женский футбол, психомоторные качества, тесты, реакция на центральный раздражитель, сложная реакция выбора, реакция на движущийся объект, ведение мяча, обводка, отбор мяча, перехват мяча, точность
и быстрота ударов по катящемуся мячу.
DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR QUALITIES AT THE INITIAL STAGES OF SPORTS TRAINING IN WOMEN'S FOOTBALL
O.N. IVANOV, MGAFK, Malakhovka, Russia
Abstract
In this paper, we consider the definition of the level of development and identification of the dynamics of psychomotor qualities of young football players under the influence of the educational and training process, which uses psychological testing of young athletes with the help of hardware and software complex "NS-Psychotest". The experiment consisted in the study and evaluation of psychomotor abilities of young footballers, for which two groups (control and experimental) of 10 people each were selected, the age of the subjects was 9-10 years. The control group was engaged in a standard program of training sessions, and the experimental group used the proposed computer programs during individual classes. The experiment lasted for five months (during the competitive process) on the basis of one of the sports schools in Moscow.
Keywords: women's football, psychomotor qualities, tests, reaction to the Central stimulus, complex reaction of choice, reaction to a moving object, keeping the ball, stroke, selection of the ball, interception of the ball, accuracy and speed
of strikes on a rolling ball.
Актуальность
В настоящее время малоизученной продолжает оставаться специфика подготовки спортивного резерва в женском футболе. Не выявлена структура возрастных аспектов с модельными характеристиками и с физиологическими механизмами различных уровней соревновательной деятельности в конкретных возрастных группах юных футболисток. У специалистов [1, 2, 3, 6, 7] нет единого мнения по проблемам специализи-
рованной подготовки юных спортсменок на начальном этапе.
На основе анализа современной соревновательной деятельности в женском футболе, в частности, на примере последнего чемпионата мира во Франции (2019), очевидно, что лучших игроков мира отличают высокая скорость и тактическое мышление: находчивость, быстрота реакции, а также быстрое переключение внимания с одного
действия на другое. Данные качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием «ловкость», или «координационная подготовленность», т.е. способность быстро и точно перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися игровыми условиями.
Важнейшим фактором, обуславливающим эту способность, является скорость переработки информации, в структуру которого включены сенсорные процессы, интеллектуальные и моторные функции. Таким образом, быстрота и точность переработки информации имеют в своей структуре три компонента: психические процессы восприятия, мышления и психомоторики. Скорость мыслительных процессов, высокая интенсивность и устойчивость внимания - характерные особенности оперативного мышления высококвалифицированных спортсменок.
Время двигательных реакций является одним из важных показателей эффективности игровой деятельности. По различным количественным и качественным характеристикам сенсомоторных реакций можно судить о показателях быстроты и точности переработки информации в условиях сложной игровой деятельности.
Важнейшей психической функцией, которая определяет получение информации для ее последующей (как можно более быстрой) переработки и принятия точного решения, является зрительное восприятие, которое изучалось многими учеными в различных целях, в том числе анализировалась и его роль в футболе [8].
Зрительное восприятие является ведущим звеном в психологическом механизме ориентировки в пространстве. Прежде всего надо выделить объем поля зрения и точность глазомера. Большой объем поля зрения позволяет в процессе игровой деятельности получать значительно больше информации, а точность глубинного зрения (глазомер) дает возможность правильно оценивать различные пространственные отношения: расстояние до ворот, до мяча, между игроками; дистанцию, на которую футболист намерен послать мяч; соразмерность своих предполагаемых усилий и т.п. [5, 10].
Способность «видеть поле», характерная для высококвалифицированных футболисток, выражается в быстроте и точности восприятия и оценки игровой обстановки, положения игроков и местонахождения мяча. Чем быстрее и точнее воспринимается и обрабатывается эта информация, тем эффективнее игровая деятельность спортсменки [9, 11].
Таким образом, для футболистки решающее значение имеет ориентировочная деятельность, в которой процессы восприятия играют ключевую роль в приеме и переработке информации. От того, насколько она своевременно, быстро и правильно воспримет обстановку и распознает действия соперника, зависит успех игровых действий. Квалифицированная спортсменка умеет быстро ориентироваться в непрерывно меняющейся обстановке, мгновенно находить наиболее целесообразное для данных условий решение и немедленно реализовать его в действия.
Известные польские исследователи Владимир Лях и Збигнев Витковски (специалист в женском футболе) в своих работах, посвященных координационным способностям, большое значение придают следующим факторам:
•/ координации движений, зависящей от врожденных способностей и объема освоенных умений;
способности выбирать и быстро принимать решения (быстрота реакции);
•/ скоростным способностям и т.д.
По мнению этих специалистов, ведущие места при прогнозировании перспективности футболисток занимают развитие двигательных и координационных способностей, гибкости, а также базовый уровень технической подготовленности [4].
Согласно исследованиям [3, 12, 13, 14], точность движений при обучении технике у девочек с 7 до 10 лет развита слабо, ошибки при выполнении упражнений составляют 45-50%. Рекомендуется систематически использовать на занятиях специальные физические упражнения с применением методов, облегчающих воспроизведение пространственно-временных параметров движений (объяснение, показ, текущая информация, комментирование во время выполнения, коррекция отдельных элементов упражнений).
В младшем школьном возрасте хорошо дифференцируются мышечно-суставные ощущения и сложные координационные движения в процессе обучения технике выполнения игровых упражнений, которые более доступны, чем в старшем возрасте. Поэтому в период с 7 до 10 лет более 50% упражнений должны быть на ловкость, гибкость, координацию движений: эстафеты, подвижные и спортивные игры с элементами футбола.
Задачи, методы и организация исследования
Задачей нашего исследования стало определение уровня развития и выявление динамики уровня психомоторных качеств юных футболисток под воздействием тренировочного процесса.
Занимаясь в ходе педагогического эксперимента изучением и оцениванием способностей юных футболисток, мы отобрали две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 10 человек в каждой. Возраст испытуемых - 9-10 лет.
Контрольная группа занималась по стандартной программе учебно-тренировочных занятий, а экспериментальная использовала в ходе индивидуальных занятий предложенные нами компьютерные программы. Эксперимент длился в течение пяти месяцев (в ходе соревновательного периода) на базе одной из спортивных школ г. Москвы.
Психофизиологическое тестирование игроков проводилось с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест».
Исследования проводились в нескольких вариантах:
- когда время реакции измерялось на раздражитель, появляющийся в центре, непосредственно перед испытуемым;
- раздражитель был расположен на периферии поля зрения (вверху, справа, слева и т.д.);
- сложная реакция выбора: раздражители были расположены справа и слева, и ответная реакция осуществлялась, соответственно, правой и левой рукой.
Исследования реакций на движущийся объект также проводились с помощью компьютерной методики. Перед испытуемым на экране появляется циферблат с движущейся стрелкой. Юная футболистка должна была остановить стрелку на заданной цифре. Определялась ошибка при остановке стрелки.
Результаты исследования
После обучения футболисток ЭГ предложенным компьютерным программам результаты оказались следующими.
Показатели трех реакций в ЭГ стали достоверно лучше, чем в КГ. Реакция на центральный раздражитель в ЭГ улучшилась на 0,9 мс (на 0,31%), а в КГ даже несколько ухудшилась - на 0,2 мс (на 0,07%). Показатель сложной реакции выбора в ЭГ улучшился на 36,5 мс (на 8,27%), а в КГ - на 13,5 мс (на 3,08%). Реакция на движущийся
объект: у ЭГ прирост на 16,8 мс (на 11,41%), а у КГ - на 6,4 мс (на 5,11%).
Обращает на себя внимание время реакции на движущийся объект. Как отмечалось ранее, до эксперимента этот показатель в КГ был достоверно лучше, чем в ЭГ. После эксперимента по-прежнему этот показатель лучше в контрольной группе, но здесь уже достоверная разница между группами не является статистически достоверной. Следовательно, и в этом случае можно считать, что в экспериментальной группе произошло выраженное улучшение данного психомоторного показателя.
В результате занятий ЭГ с использованием компьютерных программ было установлено улучшение психомоторных качеств юных футболисток. В КГ, как видно по табл. 1, существенных изменений не обнаружено.
До начала педагогического эксперимента соревновательная деятельность двух групп - КГ и ЭГ - была записана на видео и расшифрована экспертами в системе "1п81а1" по следующим показателям: ведение мяча, обводка, отбор мяча, перехват мяча, точность и быстрота ударов по катящемуся мячу в гимнастические скамейки в течение 90 с.
Таблица 1
Оценка показателей психомоторных качеств юных футболисток 9-10 лет
(мс, Х ± 6)
Показатель Экспериментальная группа (п = 10) Контрольная группа (п = 10) Достоверность различий (Р)
(мс) До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Показатель реакции на центральный раздражитель 294,4 ± 13,1 293,5 ± 12,4 304,6 ± 12,4 304,8 ± 13,1 > 0,05
Показатель сложной реакции выбора 441,4 ± 11,6 404,9 ± 13,2 438,3 ± 12,7 424,8 ± 11,9 < 0,05
Реакция на движущийся объект 147,3 ± 10,4 130,5 ± 11,1 125,2 ± 11,1 118,8 ± 13,0 > 0,05
Таблица 2
Оценка показателей соревновательной деятельности юных футболисток 9-10 лет после эксперимента (9x9)
Показатель (%) Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
всего ошибки (тех. брак) всего ошибки (тех. брак) всего ошибки (тех. брак) всего ошибки (тех. брак)
Ведение мяча 71,7 ± 1,3 54,4 ± 2,6 70,5 ± 1,4 50,0 ± 2,1 74,5 ± 1,2 56,7 ± 1,0 73,4 ± 1,1 55,9 ± 1,2
Обводка 41,2 ± 2,2 31,1 ± 2,4 40,1 ± 2,1 30,2 ± 1,4 42,3 ± 2,1 32,2 ± 2,0 41,3 ± 1,2 31,3 ± 1,1
Отбор мяча 58,1 ± 1,1 27,3 ± 2,4 57,0 ± 1,0 26,2 ± 2,3 60,2 ± 1,0 28,2 ± 2,2 58,9 ± 1,0 27,3 ± 1,2
Перехват мяча 51,6 ± 1,6 29,1 ± 1,3 50,5 ± 1,4 28,0 ± 1,2 52,7 ± 1,5 30,2 ± 1,2 51,3 ± 1,2 29,2 ± 1,1
Точность и быстрота ударов по катящемуся мячу в гимнастические скамейки в течение 90 с 21,62 ± 1,33 19,38 ± 1,61 20,56 ± 1,61 20,52 ± 1,61
Обсуждение результатов
Таким образом, после окончания эксперимента количество технико-тактических действий (ведение мяча, обводка, отбор мяча, перехват мяча, точность и быстрота ударов по катящемуся мячу в гимнастические скамейки в течение 90 с) практически не изменилось и в КГ, и в ЭГ. Изменились показатели технического брака, что показала расшифровка видеозаписей (табл. 2):
• в ведении мяча процент брака в ЭГ снизился до 0,79%; в КГ - до 1,41%;
• в обводке процент брака в ЭГ снизился до 2,89%; в КГ - до 2,80%;
• в отборе мяча процент брака в ЭГ снизился до 4,03%; в КГ - до 3,19%.
• в перехвате мяча процент брака в ЭГ снизился до 3,78%. В КГ, соответственно, до 3,31%;
• по показателю «точность и быстрота ударов по катящемуся мячу в гимнастические скамейки в течение 90 с» в ЭГ результат улучшился на 2,24 мс (на 33,40%), в КГ - лишь на 0,04 мс (на 0,19%).
Таким образом, улучшение большинства показателей технико-тактических действий в ЭГ связано с применением аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест», что значительно повлияло на улучшение психомоторных качеств у испытуемых ЭГ.
Результаты педагогического эксперимента доказывают улучшение показателей в ЭГ по всем технико-тактическим действиям по сравнению с КГ. Особенно информативное улучшение наблюдается по параметру «точность и быстрота ударов по катящемуся мячу в гимнастические скамейки в течение 90 с» (на 33,40% в ЭГ против 0,19% в КГ). Это свидетельствует не только о количественных, но и качественных изменениях результатов (уменьши-
Выводы
лось количество брака), что говорит о повышении спортивного мастерства юных футболисток 9-10 лет.
Проведенные исследования показали, что тренировки, в которые включены упражнения по развитию психомоторных качеств, оказались эффективными и информационно надежными. Их можно включать в многолетнюю программу подготовки спортивного резерва уже на начальных этапах.
Литература
1. Алов, В.А. Комплексная оценка перспективности детей 7-9 лет для занятий футболом на этапе спортивной ориентации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1988. - 23 с.
2. Безруких, М.М. Центральные механизмы регуляции движений. В кн.: Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 268-282.
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.
4. Витковски, З, Лях, В.И. Координационные способности в футболе: диагностика, прогнозирование развития, тренировка // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 28-31.
5. Голомазов, С.В. Антиципация вратаря в игре и оценка им возможности выполнения действий / С. Голомазов, Б. Чирва // Футбол-профи. - 2005. - 145 с.
6. Донской, Д.Д., Зациорский, В.М. Биомеханика. - М.: ФиС, 1979. - 264 с.
7. Игнатьева, В.Я., Портнов, Ю.М. Гандбол: учебник для вузов физической культуры. - М.: Физкультура, образование и наука, 1996. - 316 с.
8. Родионов, А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1973. - 216 с.
9. Фарфель, В.С. Двигательные способности детей, их развитие и пути изучения // Развитие двигательных способностей у детей. - М., 1976. - С. 191-194.
10. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общей редакцией В.П. Губы. -М.: Человек, 2015. - 208 с.
11. Фриха, МХ. Развитие координационных движений и пространственной ориентации юных футболистов 11-13 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 1998. - 21 с.
12. Чирва, Б. Футбол: тренировка точности юных спортсменов. - М.: ТВТ Дивизион, 2004.
13. Шамардин, А.И. Методика развития и совершенствования двигательных (физических) качеств у юных футболистов: учебное пособие / А.И. Шамардин. - Волгоград, 1995. - 48 с.
14. Яровой, С.М. Возможности подготовки юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий // Физическое воспитание студентов (Харьков). - 2008. - № 9. - С. 28-30.
References
1. Alov, V.A. (1988), A comprehensive assessment of the prospects of children 7-9 years for football at the stage of sports orientation: Abstract of PhD thesis, Leningrad: GDOIFK im. P.F. Lesgafta, 23 p.
2. Bezrukikh, M.M., Sonkin, V.D. and Farber, D.A. (2002), Central mechanisms of regulation of movements. In the book: Age physiology (physiology of child development): studies. manual for students of higher pedagogical educational institutions, Moscow: PC "Academy", pp. 268-282.
3. Verkhoshanskiy, Yu.V. (1988), Fundamentals of special physical preparation of athletes, Moscow: FiS, 331 p.
4. Witkowski, Z. and Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities in football: diagnostics, forecasting of development, training. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka, no. 4, pp. 28-31.
5. Golomazov, S.V. and Chirva, B. (2005), Anticipation of the goalkeeper in the game and his assessment of the possibility of performing action, Football-pro, 145 p.
6. Donskoy, D.D. and Zatsiorskiy, V.M. (1979), Biome-khanics, Moscow: FIS, 264 p.
7. Ignatyeva, V.Ya. and Portnov, Yu.M. (1996), Handball: textbook for universities of physical culture, Moscow: Physical culture, education and science, 316 p.
8. Rodionov, V.A. (1973), Psychodiagnostics of athletic ability, Moscow: FiS, 216 p.
9. Farfel, V.S. (1976), Motor abilities of children, their development and ways of studying, In: Development of motor abilities in children, Moscow, pp. 191-194.
10. Guba, V.P. (Gen. Ed.) (2015), Football: Program for football academies, youth sports schools, specialized youth schools of the Olympic reserve and Olympic reserve schools, Moscow: Chelovek, 208 p.
11. Frikha, M.H. (1998), Development of coordination movements and spatial orientation of young football players 11-13 years: abstract of PhD thesis, St. Petersburg: Spb-GUFK im. P.F. Lesgafta, 21 p.
12. Chirva, B. (2004), Football: training for young athletes, Moscow: TVT Division.
13. Shamardin, A.I. (1995), Methods of development and improvement of motor (physical) qualities in young footballers: textbook, Volgograd, 48 p.
14. Yarovoy, S.M. (2008), Possibilities of training of young football players on the basis of the account of versatility of technical and tactical actions, Fizicheskoe vospitanie studen-tov (Harkov), no. 9, pp. 28-30.
e*)