Научная статья на тему 'СПОРТИВНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ В ЖУРНАЛЕ "ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РОССИЯ" В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

СПОРТИВНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ В ЖУРНАЛЕ "ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РОССИЯ" В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
353
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЖАНР / МАССМЕДИА / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ФОТОЖУРНАЛИСТИКА / VISUALIZATION / GENRE / MASS MEDIA / SPORTS / SPORTS JOURNALISM / PHOTOJOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грызунова А.С., Бакеева Д.А., Ржанова С.А.

В статье анализируются спортивные фотоматериалы как одно из средств визуальной коммуникации, опубликованные в парижском журнале «Иллюстрированная Россия» с 1924 по 1939 г. Рассмотрена тематика и жанровые особенности спортивных иллюстрированных медиатекстов, печатавшихся на его страницах. Объектом исследования выступает спортивная тематика журнала «Иллюстрированная Россия», предметом - визуальная и жанровая составляющая фотоматериалов в названном журнале. Цель исследования состоит в выявлении общего и особенного в тематическом разнообразии спортивных фотоматериалов журнала «Иллюстрированная Россия». Для достижения поставленной цели авторами проанализированы номера журнала «Иллюстрированная Россия» за 1924-1939 гг. (выборка составила 230 номеров) на предмет наличия спортивных медиатекстов; выделены параметры группировки спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия»; представленные результаты интерпретированы и отражены в таблицах по тематическим группам в соответствии с выделенными параметрами. Методологическими основаниями исследования послужили: ретроспективный и сравнительно-исторический методы, общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, коммуникативно-прагматический. Подчеркивается, что в результате анализа жанровых особенностей спортивных материалов журнала «Иллюстрированная Россия» фигурирует полное доминирование жанров фотожурналистики: фотоинформации, фотопортрета и фоторепортажа, - что напрямую связано с ориентирующей читателя на визуальное восприятие информации концепцией журнала, зафиксированной в его названии. Фотографические снимки становятся знаками событий и зашифрованными символами общественных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS PHOTOGRAPHIC MATERIALS IN THE MAGAZINE “ILLYUSTRIROVANNAYA ROSSIYA” IN ASPECT OF VISUAL COMMUNICATION: GENRE FEATURES

The article analyzes sports photographic materials as one of the means of visual communication published in the Paris magazine “Illyustrirovannaya Rossiya” [Illustrated Russia] from 1924 to 1939. The authors consider the theme and genre features of sports illustrated media papers printed on its pages. The object of the study is the sports theme of the magazine “Illyustrirovannaya Rossiya”, the subject is the visual and genre component of photographic materials in the mentioned magazine. The aim of the study is to identify the general and special in the thematic variety of sports photographic materials of the magazine “Illyustrirovannaya Rossiya”. In order to achieve this goal, the authors analyzed the issues of the magazine “Illyustrirovannaya Rossiya” for 1924-1939 (a sample of 230 numbers) for the presence of sports media; Parameters of the group of sports media of the magazine “Illyustrirovannaya Rossiya” are highlighted; The results presented are interpreted and reflected in the thematic group tables according to the selected parameters. The methodological bases of the study were: retrospective and comparative-historical methods, popular scientific methods of analysis, synthesis, derivation, induction, abstraction, communicative-pragmatic. It is stressed that as a result of analysis of genre features of sports materials of the magazine “Illyustrirovannaya Rossiya” there is a complete dominance of genres of photojournalism: photo information, photo portrait and photo report, which is directly related to the orientation of the reader on visual perception of information by the concept of the magazine recorded in its name. Photographic images become event signs and encrypted community social action symbols.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ В ЖУРНАЛЕ "ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РОССИЯ" В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

УДК 070.796

DO110.24147/2413-6182.2020.7(3).596-614

2413-6182 e1SSN 2658-4867

СПОРТИВНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ В ЖУРНАЛЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РОССИЯ» В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

А.С. Грызунова1, Д.А. Бакеева2, С.А. Ржанова3

1>2'3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Саранск, Россия)

Аннотация: В статье анализируются спортивные фотоматериалы как одно из средств визуальной коммуникации, опубликованные в парижском журнале «Иллюстрированная Россия» с 1924 по 1939 г. Рассмотрена тематика и жанровые особенности спортивных иллюстрированных медиатекстов, печатавшихся на его страницах. Объектом исследования выступает спортивная тематика журнала «Иллюстрированная Россия», предметом - визуальная и жанровая составляющая фотоматериалов в названном журнале. Цель исследования состоит в выявлении общего и особенного в тематическом разнообразии спортивных фотоматериалов журнала «Иллюстрированная Россия». Для достижения поставленной цели авторами проанализированы номера журнала «Иллюстрированная Россия» за 1924-1939 гг. (выборка составила 230 номеров) на предмет наличия спортивных медиатекстов; выделены параметры группировки спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия»; представленные результаты интерпретированы и отражены в таблицах по тематическим группам в соответствии с выделенными параметрами. Методологическими основаниями исследования послужили: ретроспективный и сравнительно-исторический методы, общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, коммуникативно-прагматический. Подчеркивается, что в результате анализа жанровых особенностей спортивных материалов журнала «Иллюстрированная Россия» фигурирует полное доминирование жанров фотожурналистики: фотоинформации, фотопортрета и фоторепортажа, - что напрямую связано с ориентирующей читателя на визуальное восприятие информации концепцией журнала, зафиксированной в его названии. Фотографические снимки становятся знаками событий и зашифрованными символами общественных действий.

Ключевые слова: визуализация, жанр, массмедиа, спорт, спортивная журналистика, фотожурналистика.

Для цитирования:

Грызунова А.С., Бакеева Д.А., Ржанова С.А. Спортивные фотоматериалы в журнале «Иллюстрированная Россия» в аспекте визуальной коммуникации:

©АС. Грызунова, Д.А. Бакеева, С.А. Ржанова, 2020

жанровые особенности // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 3. С. 596-614. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(3).596-614.

Сведения об авторах:

1 Грызунова Александра Сергеевна, магистрант 1-го года обучения направления подготовки 42.04.02 «Журналистика» филологического факультета

2 Бакеева Диана Анваровна, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики

3 Ржанова Светлана Александровна, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой журналистики

Контактная информация:

12'3 Почтовый адрес: 430005, Россия, Саранск, ул. Большевистская, 68/1

1 E-mail: alex.g.13@yandex.ru

2 E-mail: bakeeva.di@yandex.ru

3 E-mail: rzanova@mail.ru

Дата поступления статьи: 04.03.2020 Дата рецензирования: 09.03.2020 Дата принятия в печать: 13.08.2020

Введение

Жизнь первой русской эмиграции до сих пор во многом остается «вещью в себе» для современного российского обывателя. Связано это как с отдаленностью этого явления в пространстве и времени от реалий сегодняшнего дня, так и, преимущественно, с целенаправленным искажением, замалчиванием и игнорированием его силами, более семидесяти лет находившимися у власти в России, - коммунистами. За неимением прямой линии преемственности между Россией зарубежной и Россией современной понять и прочувствовать дух первой можно лишь сугубо индивидуально, личностно, исследуя сохранившиеся до сегодняшнего дня свидетельства той эпохи: документы, письма, дневники, печатные материалы, -всё то, что может дать нам хоть какую-то информацию.

Исход на чужбину миллионов русских людей в первой четверти XX в. породил особое социокультурное явление - Зарубежную Россию, имевшую все признаки диаспоры, являясь по сути таковой. Особенность здесь заключалась в качественных характеристиках людей, ее составляющих. Родину покинули преимущественно представители высшего и среднего классов старой России, игравших вследствие своего положения заметную, если не исключительную, роль в жизни последней, - аристократия, офицерство, чиновничество, интеллигенция, студенчество, богема.

Оказавшись волею судьбы в различных странах Европы, Азии, Африки и Америки на положении аутсайдеров, вчерашние представители

элиты, чтобы выжить и приспособиться к изменившимся условиям, должны были сплотиться, сохранить свою национальную и культурную идентичность. Примерами такого сплочения были открытие русских учебных заведений (Русского юридического факультета при Карловом университете в Праге, Русского научного института в Берлине, русских гимназий в Праге и Моравской Тржебове и др.], создание и возобновление общественных (Объединение российских земских и городских деятелей в Чехословацкой республике - Земгор, Объединение русских эмигрантских студенческих организаций - ОРЭСО и др.], политических (кадеты, эсеры, меньшевики, монархисты «николаевского» и «кирилловского» толка, евразийцы и др.] и военизированных (Русский общевоинский союз, Общество галли-полийцев, боевая организация генерала А.П. Кутепова, Братство Русской Правды и др.] организаций, выход в свет печатных периодических изданий («Руль», «Последние новости», «Возрождение», «Дни», «Русский военный вестник», «Часовой», «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», «Воля России» и др.]. Сохраняя себя как единое целое, русские диаспоры одновременно встраивались в структуру социумов стран своего пребывания, органично следуя в русле развития общественно-политической и культурной жизни последних. Не был здесь исключением и спорт. Большое количество русских спортсменов-эмигрантов и на чужбине продолжали строить спортивную карьеру, участвуя в соревнованиях различного уровня, проводившихся в разных странах. Русскоязычная эмигрантская печатная пресса публиковала на своих страницах материалы, посвященные спорту, - мировому, русскому эмигрантскому и советскому.

Стоит отметить отсутствие специализированных спортивных периодических изданий первой русской эмиграции (по причинам материального плана]: издавать журнал или газету, посвященные только спорту, было недопустимой роскошью. Материалы спортивного характера публиковались в крупных периодических изданиях общей тематики - ежедневных газетах «Руль» (Берлин], «Последние новости» (Париж], «Возрождение» (Париж], «Дни» (Берлин - Париж], еженедельных журналах «Иллюстрированная Россия» и «Иллюстрированная жизнь» (оба - Париж].

Методология и методы исследования

В данной статье мы подробно остановимся на журнале «Иллюстрированная Россия», рассмотрев и проанализировав тематику и жанровые особенности печатавшихся на его страницах спортивных фотоматериалов. «Иллюстрированная Россия» (La Russie Illustrée] - популярнейший в русской эмиграции литературно-иллюстрированный журнал, выходивший раз в неделю по субботам с 1924 по 1939 г. Издавался в Париже М.П. Мироновым, а с 1932 г. Б.А. Гордоном. В разное время редакторами журнала были А.И. Куприн и Б.А. Гордон; членами редакционной коллегии - И.А. Бунин, З.Н. Гиппиус, Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев и Д.С. Мережковский.

Тенденции спортивной журналистики становятся объектом пристального внимания специалистов разных отраслей знания [Аверкова 2010; Алексеев, Ильченко 2013, 2016; Войтик 2019; Дементьева 2019; Макарова 2018; Михайлов, Мостов 2005; Hauer 2012; Imhoof 2009; Kolodzy 2006]; в том числе активно изучается актуальная для нашего исследования спортивная фотожурналистика [Ващук 2015, 2016а, 20166; Зеленко-ва 2017; Румянцева 2018; Юргенова 2019]. Исследователь Н.И. Ворон отмечает, что в журналистской фотографии «в зависимости от конкретной творческой задачи выразительный диапазон простирается от протокольного до образного отражения действительности» [Ворон 2012: 4]. Особый интерес для нашего исследования представляют работы ученых, посвященные жанровой специфике спортивной журналистики [Антонова, Антонова 2018; Антонова, Мишанин 2018; Терских 2019; Шершнёва 2016; Bolz 2013; Terskikh 2018].

Отметим, что за всё время существования журнала было издано 748 номеров. Каждый номер являл собой отклик на события текущего момента и был посвящен множеству аспектов жизни русских диаспор за рубежом, жизни людей в СССР, жизни людей в других странах мира. Особенностью «Иллюстрированной России» было наличие большого количества фотографий, запечатлевших те или иные события, происшествия, людей. Обилие актуальных фотографий вместе с тематическим разнообразием текстового материала (от беллетристки и социальной публицистики до фельетонов, шарад, детской поэзии и прозы] делало журнал популярным среди большого числа людей. Не была обойдена вниманием и тема спорта.

Объектом исследования являются фотоматериалы на спортивную тематику в журнале «Иллюстрированная Россия», предметом - жанровые особенности спортивных визуальных фотоматериалов в названном журнале.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении общего и особенного в тематическом разнообразии спортивных фотоматериалов журнала «Иллюстрированная Россия».

Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

- проанализировать номера журнала «Иллюстрированная Россия» за 1924-1939 гг. на предмет наличия спортивных медиатекстов;

- выделить параметры группировки спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия»;

- свести в таблицы спортивные медиатексты журнала «Иллюстрированная Россия» по тематическим группам в соответствии с выделенными параметрами;

- интерпретировать полученные результаты.

Методологическими основаниями исследования послужили:

- ретроспективный метод, позволивший нам определить тенденции развития спортивной тематики журнала «Иллюстрированная Россия» в 1924-1939 гг.;

- сравнительно-исторический метод, давший нам возможность выявить сходства и различия, общее и особенное в развитии спорта в различных странах мира в 20-е гг. XX в.;

- общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, оказавшие нам помощь в тематическом группировании спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия», обработке и интерпретации полученных данных.

Нами была проанализирована подборка номеров журнала «Иллюстрированная Россия» за 1924-1939 гг., размещенная на сайте-архиве эмигрантской прессы (http://www.librarium.fr]. К сожалению, количество номеров журнала по годам выпуска неполное: за 1924 г. - 3 номера, за 1925 г. - всего 2; 1926, 1927 и 1930 гг. представлены полностью - по 52 номера; 1928 г. - 19 номеров, 1929 г. - 7, 1931 г. - 21, 1932 г. - 1, 1933 г. - 3, 1934 г. - 1, 1935 г. - 11, 1936 г. - 2, 1938 г. - 1, 1939 г. - 3; 1937 г. представлен не был. В общей сложности нами были проанализированы 230 номеров журнала, из них 165 включали медиатексты на спортивную тематику; количество статей, содержащихся в этих номерах, - 436 (см. табл. 1].

Таблица 1

Количество номеров и статей на спортивную тематику журнала «Иллюстрированная Россия», представленных на сайте-архиве эмигрантской прессы

Год Количество номеров Общее количество статей спортивной тематики

всего со статьями спортивной тематики

1924 3 1 1

1925 2 1 2

1926 52 49 179

1927 52 38 109

1928 19 15 40

1929 7 2 4

1930 52 33 56

1931 21 13 30

1932 1 1 1

1933 3 3 4

1934 1 0 0

1935 11 6 7

1936 2 0 0

1937 0 0 0

1938 1 1 1

1939 3 2 2

Всего 230 165 436

Вследствие неполноты комплектов номеров журнала по годам выборка также будет неполной. Вместе с тем большое количество примеров позволяет проследить общую динамику развития представления спортивной тематики на страницах журнала «Иллюстрированная Россия» и сделать срез спортивных медиатекстов в соответствии с выделенными нами параметрами. Полный комплект номеров журнала «Иллюстрированная Россия» за 1926-1927 гг. делает возможным подробное и полное исследование особенностей развития спортивных медиатекстов журнала за указанный выше период.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым выделенным нами параметром группировки спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия» является их жанровое своеобразие. Под жанром традиционно понимается общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных форм произведения.

Исследователи спортивной журналистики К.А. Алексеев и С.Н. Ильченко отмечают, что «жанр - совокупность креативных профессиональных приемов в журналистском творчестве, которые используются при обработке информации с целью придания ей необходимого завершенного вида как единице медийного контента, охватывающей собственное конкретное содержание в виде текста» [Алексеев, Ильченко 2016: 51]. В.И. и В.В. Антоновы добавляют, что «у любой жанровой формы существуют конкретные изотропические характеристики, возникающие в процессе журналистского творчества либо произвольно, либо целенаправленно» [Антонова, Антонова 2018]. Применительно к журналистике можно говорить о жанре как о некой устоявшейся во времени и освещенной традицией совокупности тем и проблем, соответствующей определенной публицистической форме [Тулупов 2015: 139]. В нашем случае можно выделить три группы жанров спортивной журналистики: фотожурналистику, графику / рисованную иллюстрацию и публицистику. Первые две группы жанров основываются на визуальных формах подачи информации, третья - на текстовой.

В процессе анализа спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия» нами были выделены следующие жанры в фотожурналистике - фотоинформация, фотопортрет, фоторепортаж, фотоколлаж, фоторепродукция и фотореклама.

Современное общество обращено к визуальным методам, что обусловлено визуализацией и медиатизацией больших объемов информации, опосредующих социальные интеракции. Язык визуальных образов становится доминантным определением взаимодействий в парадигме общественных отношений. Обращение к изучению, анализу и интерпретации визуальных (в нашем случае фотографических] документов объясняется

не только возрастающими количеством и значением образов и изображений. Техника и технологии фото- и видеосъемки, возможность их повседневного применения большинством людей создает ситуацию накопления визуального материала, фиксирующего обычную жизнь. По мнению С.И. Симаковой, «фотография была первой в цепочке появления и распространения визуальных и синтетических средств массовой коммуникации (среди которых - кинематограф, телевидение, видео, интернет], ставших этапами большого пути к тотальной визуализации окружающего нас мира» [Симакова 2020: 127].

Фотоинформация (фотозаметка] - жанр фотожурналистики, констатирующий факт, явление или событие, взятые «как есть». Иными словами, фотография показывает зрителю что изображено, и только. Фотография может иметь заголовок и сопровождаться кратким текстом, выполняющим, в данном случае, вспомогательную, пояснительную функцию. Примерно половина всех спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия» за 1924-1939 гг. из исследованных нами представлена в жанре фотоинформации (см. табл. 2].

Таблица 2

Перечень жанровых форм спортивных фотоматериалов журнала «Иллюстрированная Россия» и их количество в 1924-1939 гг.

Фотожанры 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1935 1938 1939 Всего

Фотоинформация - - 93 38 10 2 15 9 - 2 2 1 1 173

Фотопортрет - 2 56 54 10 - 28 8 - 1 3 - - 162

Фоторепортаж 1 - 15 7 9 - 7 1 40

Фотоколлаж - - 2 8 3 - 4 1 18

Фоторепродукция - - 1 - 1 - - - - - - - - 2

Фотореклама - - 1 1

Итого 1 2 168 107 33 2 54 19 0 3 5 1 1 396

Как правило, это отдельные фотографии, посвященные определенному спортивному событию или факту из жизни спорта, наглядно изображающие это событие или факт в момент их свершения, и имеющие заголовок и короткий сопроводительный текст. Типичным примером спортивного медиатекста журнала «Иллюстрированная Россия», выполненного в жанре фотоинформации, является приводимый ниже фотоматериал «Ме-

ждународное состязаше въ Лаунъ-Теннисъ» (рис. 1). Мы видим заголовок, называющий событие, фотографию, фиксирующую событие, и помещенный ниже текст, поясняющий зафиксированное событие: Со времени победы, одержанной в лаунъ-теннисъ Сюзанной Ленглэнъ, интересъ къ этому виду спорта во Франщи сильно поднялся. Былъ организованъ рядъ большихъ состязанш, среди которыхъ особенно интересенъ состоявшшся на дняхъ въ Croix Catelan, матчъ Франщя - Америка. ПослЪ долгой борьбы победа осталась за американскими игроками. Наша фотографы изобра-жаетъ общш видъ состязанш (Иллюстрированная Россия. 1926. № 24 (57). 12 июня. С. 11).

Международное состязате въ Лаунъ-Теннисъ.

Сй времени поТОды, одержанной въ лаукъ-тенисъ Ск>8Яййой Лелглэнъ, нптересъ

Ki. этому пи,iy спорта во Францш сильно поднялся. Бы.тт, Ьрга......... рядъ

больши^ь состязишй, cf. ел л которыхь ncoCüiiiHj иятореоепъ, соетоивш1йся ев дняхъ ni, t;roix Í^alelíin, иатчъ Фряшйя—Америка, Лосзгв долгой борьбы победа шта-.iatb ja американскими игроками. Наша фотограф i н иаобрайшетъ o6iuiü видъ

сосгяаанЬг.

Рис. 1. Образец фотоинформации.

«Международное состязан1е въ Лаунъ-Теннисъ»

Спорт имеет особую сюжетную линию и структуру. Включает в себя одну игру, турнир, сезон или серию сезонов. Обычно связанный с выигрышем момент неопределенности по меньшей мере частично разрешается в ходе игры. Спортивные сюжеты также должны поддерживать интерес читателей к последующим играм, обеспечивать постоянное понимание важности и неопределенности предстоящих событий. Исследователи подчеркивают, что также важными становятся вопросы «Почему?», «Когда?», «Как?» и другие предположения о причинах победы и проиг-

рыша, вклада различных персонажей (спортсменов, тренеров, толпы, болельщиков, владельцев и т. д.). Возможные последствия конкретного результата создают чувство драматизма, интерес и напряженность [Kennedy, Hills 2009: 76].

Фотопортрет - жанр фотожурналистики, фиксирующий человека или группу людей, взятых как в контексте тех или иных событий, так и безотносительно них. От фотоинформации фотопортрет отличается акцентуацией внимания автора снимка не на событии, а на персоне, т. е. на том, кто изображен. Фотопортрет - второй по численности жанр спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия», количество материалов в этом жанре - 162 (т. е. не многим меньше, чем таковых в жанре фотоинформации за аналогичный период). Обычно это отдельные фотографии или несколько фотографий, изображающие спортсмена или группу спортсменов как непосредственно в момент спортивного события, так и опосредованно. Главной особенностью здесь является акцентуация внимания читателя на личности изображенного на фотоснимке человека. Фотография также сопровождается заголовком и пояснительным текстом из нескольких предложений. В качестве примера фотопортрета ниже приводим спортивный медиатекст «Руссгае Сокола въ ПрагЬ» (рис. 2): Группа соколовъ-руководителей гимнастическаго общества «Русскш Соколъ» въ ПрагЬ. Въ центрЬ видный русскш сокольскШ деятель Р. Тодтъ, бывшш до 1927 г. старостой общества «РусскШ Соколъ» въ Чехословакш (Иллюстрированная Россия. 1927. № 21 (106). 21 мая. С. 15).

PyccKie Сокола въ ПрагЬ

Рис. 2. Образец фотопортрета. «Руссте Сокола въ ПрагЬ»

Назначение данного статичного портрета - раскрытие человеческого характера, того внутреннего мира, который составляет сущность данного человека, создание его образа. Периодическая печать - это сфера нехудожественной коммуникации, в которой главенствует прагматическая, информационная направленность. Поэтому фотоматериал «Руссгае Сокола въ Праге» служит иллюстрацией в дополнение к текстовой информации -реалистичный портрет предполагает максимальную приближенность к главным чертам и качествам героев (руководители гимнастического центра показаны как атлетически сложенные, словно птицы-соколы].

Фоторепортаж - жанр фотожурналистики, раскрывающий то или иное событие в его динамике через серию фотографий, фиксирующих ключевые этапы развития этого события. Фоторепортажу свойственна хронологическая последовательность, документальность, авторская подача фотоматериала. Фоторепортаж занимает третье место по количеству опубликованных спортивных медиатекстов на страницах журнала «Иллюстрированная Россия» - выявлено 40 примеров. Здесь фоторепортаж - это цикл из нескольких фотографий, последовательно раскрывающих освещаемое спортивное событие. Фоторепортаж имеет заголовок и пояснительный текст - к каждой из фотографий или ко всем фотографиям сразу, - в котором «обязательно указывается, что и когда произошло, кто принял участие» [Тулупов 2015: 140]. Типичным примером спортивного фоторепортажа журнала «Иллюстрированная Россия» является медиатекст «Принцъ Уэльскш - жокей» (рис. 3]: Падешя принца Уэльскаго съ лошади были одно время предметомъ остротъ и темой для каррикатуристовъ. Наследникъ английскаго престола считался едва ли не образцомъ неловкости и неумЪнш ездить верхомъ. Между темъ это какъ разъ не такъ, и вызвано было подобное мн^ше лишь полнымъ незнакомствомъ со скаковымъ спортомъ. Англйстя скачки съ препятств1ями, страстнымъ любителемъ которыхъ является принцъ Уэльскш, - весьма трудныя спортивныя испыташя, и падешя на барьерахъ - почти неизбежныя въ каждой скачке, - отнюдь не умаляютъ достоинствъ жокея. На дняхъ мы имели случай отметить неожиданный результатъ большого нащональнаго стипль-чеза Ливерпуля, в которомъ изъ 42 лошадей закончило скачку лишь две. 2 апреля въ скачке Хауторнъ-Хиллъ принцъ Уэльскш совершилъ настоящш спортивный подвигъ. Упавъ с лошадью на одномъ изъ барьеровъ, онъ быстро поднялся, поймалъ остановившуюся лошадь и, осЪдлавъ ее вновь, выиграл скачку. Наши снимки изображаютъ три момента этого любопытнаго рекорда наследника англйскаго престола (Иллюстрированная Россия. 1928. № 18 (155]. 28 апр. С. 20].

Вербальный компонент, соединяясь с визуальным, но не повторяя его, усиливает эмоционально-смысловой импульс, исходящий из трех фотоснимков: «Первый моментъ падешя», «Принцъ Уэльскш поднимается съ земли...», «„.и бросается преследовать лошадь, чтобы оседлать ее снова

и выиграть скачку». В данном случае полнее проявляется специфика журналистской деятельности: не только дать представление о падении принца Уэльского с лошади, но и побудить к действию. Здесь мы отмечаем органическое соединение изображения и слова. Основные черты, характерные для фоторепортажа, - сюжетность отображения с действующим лицом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцъ Уэльскш — жокей.

родильнымъ приотамъ и въ одномъ изъ Кончивъ раэговоръ по телефону, Эп-

нихъ окъ случайно уанастъ, что тамъ штейнъ повысила трубку и набросилась ... м бросается преелЪдопать лошадь

находится на излечеши Эиштейцъ, на мужа со словами: «мразь», «хамъ» и чтобы осЬдлать ее ниини и кьшгрить

Его не пускаютъ въ лечебницу, но т. п. Затбмъ она несколько рдэъ гглю- скачку.

ствомъ со скановымъ сиортомъ. АнглШ-сшя скачки съ препятствиями, страстным ь любителемъ которыхъ является принт, Уэльстай —• весьма трудныя спортивный испытан!л н падешя на барьерах!, —• почти неизбежный вь каждой скачкЬ, — отнюдь не умаляю тъ достоинствъ жокея. На дияхъ мы имЪли

случай оти-Ьтить неожиданный результат!. большого наишнальнаго стипль-чеза Ливерпуля, въ которомъ изъ 42 лошадей закончило скачку лишь дп-fe. 2 апр'Ьля вт» сначи'Ь Хяу горнъ-Хиллъ нршщъ УэльскШ совершил!» настояний спортивный подвигь, Унавъ съ лошадью па одномъ изъ барьсровъ, онъ быстро поднялся, пойм ал ъ остановившуюся лошадь и,осЬдлав'ь ее вновь, выиграль скачку. Наши снимки изображаю п. три момента этого любопытного рекорда наследника англШскагь престола.

Первый монеять паден!я.

Падешя принца Уэльснаго съ лошади были одно время предметомъ остроть и темой для гсаррикатурнстовъ. НаслЬд-никъ апглШскаго престола считался едва ли не образцонъ неловкости и неу-м"Ьн|Я -Ьадгпь верхомь. Между тЬкъ это какъ разъ не такъ и вызвано было подобное мн^ше лишь полнымъ незвано м-

Цринцъ УэльскШ поднимается еъ земли.,

Рис. 3. Образец фоторепортажа. «Принцъ Уэльскш - жокеи»

Фотоколлаж - жанр фотожурналистики, являющий собой произвольное соединение нескольких фотоизображений в одно с сопутствующими этому процессу спецэффектами (эффект мозаики, эффект пазла и т. д.). Будучи достаточно экспрессивным жанром фотожурналистики, фотоколлаж является реализацией авторской фантазии в плане выражения и авторских целей, и задач - в плане содержания. Обычно эти фотопубликации, являющиеся откликом на актуальные моменты действительности, носят прямой иллюстративный характер. Но среди них можно обнаружить фотоработы с авторским самовыражением, яркой мыслью, образностью, т. е. содержательно емкие и впечатляющие, что отличает фотомонтаж как жанр.

На страницах «Иллюстрированной России» жанр фотоколлажа не получил большого распространения и заметно проигрывает в количественном отношении первым трем описанным жанрам фотожурналистики: всего 18 примеров. Здесь он представляет несколько фотографий, соединенных по принципу мозаики и воспринимаемых визуально как одно сложное изображение. Как правило, к каждой фотографии, части мозаичного целого, существует отдельная подпись; имеется также заголовок и пояснительный текст на несколько предложений. В качестве примера рассмотрим спортивный медиатекст «Водный спортъ въ современной Россш» (рис. 4):

Увлечете спортомъ изъ Европы постепенно перешло и въ Росст. Однако большинство видовъ спорта рядовому обывателю сейчасъ тамъ мало доступны. Почти всЬ спортивныя организащи находятся въ рукахъу ком-мунистовъ, пользующихся ими для агитащонных ц^лей. Лишь потомъ, на лонЪ природы удается заниматься спортомъ, главнымъ образомъ вод-нымъ, безъ ношеня красныхъ плакатовъ и безъ п^шя Интернащонала, такъ какъ плавать и грести можно и не вступая в организащи, находящяся подъ бдительнымъ контролемъ начальства. Наши фотографы изображаютъ несколько отд^льныхъ картинок воднаго спорта въ современной Росст (Иллюстрированная Россия. 1926. № 33 (66]. 14 авг. С. 12-13].

Водный спортъ вт, современной Росс ¡и.

Рис. 4. Образец фотоколлажа. «Водный спортъ въ современной Россш»

Для отображения героико-патриотической тематики, например, широко используется метафора, что можно объяснить желанием опоэтизировать лучшие человеческие устремления и достижения в водном виде спорта.

Фоторепродукция - жанр фотожурналистики, представляющий собой фотографическое воспроизведение какого-либо предмета искусства с целью точно передать информацию о нем, сохранить его подлинность и внешний вид. Достаточно редкое использование фоторепродукции на страницах печатных изданий объясняется специфической функцией последней - вызвать у читателя эмоции, связанные с восприятием произведения искусства (эстетическое наслаждение, восторг, сочувствие и со-

переживание, катарсис и т. д.). Использование фоторепродукции спортивного характера на страницах журнала «Иллюстрированная Россия» носит единичный характер (2 примера). В журнале «Иллюстрированная Россия» фоторепродукция снабжена заголовком и кратким пояснительным текстом. В примере, приводимом на рис. 5, объем пояснительного текста равен одному предложению и едва ли длиннее заголовка: Grand Prix - Трибуны для публики (Иллюстрированная Россия. 1926. № 26 (59). 24 июня. С. 9).

На Парижскихъ скачкахъ

Grand l'rix — Трибуны для публики. •inui'i .>

Рис. 5. Образец фоторепродукции. «На Парижскихъ скачкахъ»

Фотореклама - жанр фотожурналистики, использующий специально созданные фотоизображения в рекламных целях. Фото может быть как одно, так и несколько; возможен заголовок и пояснительный текст: это может быть похоже на фотоинформацию, фотопортрет, фоторепортаж или фотоколлаж с той лишь разницей, что акцентуация будет делаться не на событии или персоне, а на рекламируемом товаре или услуге. В журнале «Иллюстрированная Россия» приводится единичный медиатекст подобного жанра - реклама акционерного общества Cycles Olympique, одного из крупнейших производителей велосипедов во Франции 1920-х гг.: Акщонерное общество "Cycles Olympique"является одной изъ самыхъ круп-ныхъ велосипедныхъ фирмъ во Франщи, широко способствовавшей за последше годы развитт этого вида спорта. Фирма им^етъ во Франщи 134 магазина. Большинство самыхъ крупныхъ призовъ на международ-

ныхъ состязашяхъ были выиграны на велосипедахъ "Olympique" (Иллюстрированная Россия. 1926. № 23 (56]. 5 июня. С. 23].

Текст сопровождался двумя подписанными фотографиями: на одной изображен фасад главного магазина акционерного общества, на другой - бухгалтерия этого же общества.

Скажем также несколько слов об особенностях размещения спортивных медиатекстов в жанрах фотожурналистики на страницах журнала «Иллюстрированная Россия». Фотоинформация и фотопортрет, как правило, небольших размеров и могут печататься как отдельно на странице в окружении чужого текста, так и объединяться в тематические подборки под общей рубрикой (например, «Спортъ», «По бЪлу свФлу» и т. д.]. Особенностью журнала «Иллюстрированная Россия» является также публикация материалов в жанре фотоинформации и фотопортрета в качестве иллюстрации обложки. Фоторепортажи могут занимать примерно четверть страницы, а фотоколлажи и фоторепродукции - от половины до полного разворота (2 страницы]. Размер места, уделяемого фоторекламе, зависит от оплаты такового рекламодателем; в журнале «Иллюстрированная Россия» фотореклама занимает половину разворота.

Заключение (основные выводы исследования)

Нами были рассмотрены спортивные медиатексты журнала «Иллюстрированная Россия» за 1924-1939 гг., представленные на сайте-архиве эмигрантской прессы. Ввиду неполноты подборки исследуемых материалов по годам более пристальное внимание мы уделили номерам журнала за 1926-1927 гг., представленным на сайте в полном объеме. Спортивные фотоматериалы были проанализированы нами и сведены в таблицы по параметрам их жанровых особенностей.

Анализ жанровых особенностей спортивных медиатекстов журнала «Иллюстрированная Россия» диктует следующие выводы:

1] полное доминирование жанров фотожурналистики: фотоинформации, фотопортрета и фоторепортажа, - что напрямую связано с ориентирующей читателя на визуальное восприятие информации концепцией журнала, зафиксированной в его названии;

2] визуальные иллюстрированные коммуникации не менее важны, чем текст: если их неправильно использовать, то основной посыл будет потерян; графическая часть должна облегчить усвоение и понимание всей информации;

3] главная ассоциация со спортом - это динамика, движение; даже если речь идет о малоподвижном спорте, например шахматах, фотограф как корреспондент с места событий, как журналист должен суметь передать напряженность ключевых моментов; люди обращают больше внимания на визуальную составляющую, чем на текст, поэтому от фотографии к статье зависит и реакция публики на мероприятие, а именно человек - выражение этой динамики;

4] обнаруживается поликодовость (смешанный характер текстов с различными невербальными знаковыми системами - изображение, фотоиллюстрация];

5] жанр раскрывает свои возможности в единстве фотографического и текстового компонентов; единство компонентов достигается в том случае, когда взаимосвязь между ними органична, когда для раскрытия темы целенаправленно используются преимущественные качества фотографии и слова.

В целом же можно отметить, что журнал «Иллюстрированная Россия», размещая фотоматериалы спортивных реалий 1920-1930-х гг., ничем не уступает аналогичным советским или европейским изданиям того времени.

Список литературы

Аверкова А.В. Тема спорта в искусстве доэкранного периода // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 3 (26). С. 56-59. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Основы спортивной журналистики. М.: Аспект Пресс, 2016. 240 с.

Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. М.: Юрайт, 2013. 427 с. Антонова В.И., Антонова В.В. Проблемы дифференциации жанровых форм медийных текстов в современной теории журналистики // Огарев-online. 2018. № 3. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/problemy-differenciacii-zhanrovyx-form-medrjnyx-tekstov-v-sovremennoj-teorii-zhurnalistiki (дата обращения: 10.03.2020).

Антонова В.И, Мишанин Ю.А. К вопросу о типологической дифференциации медийных изданий в теории современной журналистики: теоретический аспект // Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2018. С. 4-8.

Ващук М.А. Влияние общественно-политической ситуации в СССР на спортивную фотожурналистику в 1950-1990 гг. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2016а. № 1. С. 172-175. Ващук М. А. Проблемы развития отечественной спортивной фотографии (конец XIX - середина XX в.) // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016б. Т. 150. № 2. С. 71-76.

Ващук М. А. Влияние цифровых технологий на развитие российской спортивной фотожурналистики (1991-2014 гг.) // МедиаАльманах. 2015. № 4 (69). С. 54-61.

Войтик Е.А. Категория «спорт» в русской литературе и журналистике середины XIX века // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14. № 1. С. 41-49. DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-1-41-49. Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики. М.: Фак. журналистики МГУ, 2012. 145 с. Дементьева К.В. Преобразование имиджа России в зарубежных СМИ: опыт Чемпионата мира по футболу 2018 (по материалам интернет-портала «Ино-

СМИ.ру») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 4 (34). С. 107-115. DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10411.

Зеленкова Т. В. Спортивная фотография как средство пропаганды здорового образа жизни // Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей: материалы обл. межведомств. науч.-практ. конф. Коломна, 2017. С. 77-82.

Макарова П.В. Спортивная журналистика: метод. пособие. М.: Mill У, 2018. 30 с.

Михайлов С.А., Мостов А.Г. Спортивная журналистика: учеб. пособие. СПб.: Михайлов В.А., 2005. 223 с.

Румянцева С.А. Жанр спортивной фотографии // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 2-2. С. 110-111.

Симакова С.И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 1. С. 125-133. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133.

Терских М.В. Жанровая специфика аккаунтов спортивных брендов в аспекте социальной ориентированности бизнеса (на примере социальной сети Face-book) // Научный диалог. 2019. № 3. С. 132-146. DOI: 10.24224/2227-12952019-3-132-146.

Тулупов В.В. Формы подачи и жанры изобразительной пресс-журналистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 1. С. 137-142.

Шершнёва Ю.С. Жанры спортивной журналистики: современные тенденции // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2016. № 3 (7). URL: https://www.novsu.ru/file/1241679.

Юргенева А.Л. Спортивная фотография XIX века: социум и концепт движения // Художественная культура. 2019. № 3 (29). С. 170-217. DOI: 10.24411/22260072-2019-00031.

Bolz M. Fusballjournalismus: Eine medienethnographische Analyse redaktioneller Arbeitsprozesse: Dissertation Universitat Koblenz-Landau. Berlin: Springer VS, 2013. 375 р.

Hauer S. Sportjournalismus in Deutschland. Vom Marktschreier bis zum Missionar: Das berufliche Selbstverständnis von Sportjournalisten in Deutschland: Dissertation an der Ludwig-Maximilians-Universität. München, 2012. 241 р.

Imhoof D. The game of political change: sports in Göttingen during the Weimar and Nazieras // German History. 2009. № 27. Р. 374-394. DOI: 10.1093/gerhis/ghp032.

Kennedy E., Hills L. Sport, Media and Society. New York: Berg Publishers Ltd, 2009. 205 р.

Kolodzy J. Convergence Journalism: Writing and Reporting across the News Media. Oxford, 2006. 256 p.

Terskikh M.V. Visual metaphorization models in PSA discourse // XLinguae. 2018. Vol. 11, Iss. 2. Р. 68-94. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.07.

References

Alekseev, K.A., Il'chenko, S.N. (2016), Osnovy sportivnoi zhurnalistiki [Fundamentals of sports journalism], Moscow, Aspekt Press publ., 240 р. (in Russian).

Alekseev, K.A., Il'chenko, S.N. (2013), Sportivnaya zhurnalistika [Sports journalism], Moscow, Yurait publ., 427 p. (in Russian).

Antonova, V.I., Antonova, V.V. (2018), Differentiation of genre forms of media texts in modern theory of journalism. Ogarev-online, No. 3, available at: http://journal. mrsu.ru/arts/problemy-dtfferenciacii-zhanrovyx-form-medijnyx-tekstov-v-sovre-mennoj-teorii-zhurnalistiki (accessed date: March 10, 2020). (in Russian).

Antonova, V.I., Mishanin, Yu.A. (2018), K voprosu o tipologicheskoi differentsiatsii mediinykh izdanii v teorii sovremennoi zhurnalistiki: teoreticheskii aspekt [To the question of typological differentiation of media in the theory of modern journalism: theoretical aspect]. Mezhdunarodnaya zhurnalistika—2018: global'nye vyzovy, regional'noe partnerstvo i media [International Journalism-2018: global challenges, regional partnership and media], Materials of the 7th International Scientific and Practical Conference, Minsk, pp. 4-8. (in Russian).

Averkova, A.V. (2010), Tema sporta v iskusstve doekrannogo perioda [The theme of sport in the art of the pre-screen period]. Cherepovets State University Bulletin, No. 3 (26), pp. 56-59. (in Russian).

Bolz, M. (2013), Fusballjournalismus: Eine medienethnographische Analyse redaktioneller Arbeitsprozesse, Dissertation Universitat Koblenz-Landau, Berlin, Springer VS, 375 p. (in German).

Dementieva, K.V. (2019), Transformation of Russia's image in foreign media: experience of the World championship in footbal 2018 (on the material online portal "InoSMI.ru"). Sign: the problem field of media education, No. 4 (34), pp. 107115. DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10411. (in Russian).

Hauer, S. (2012), Sportjournalismus in Deutschland. Vom Marktschreier bis zum Missionar: Das berufliche Selbstverständnis von Sportjournalisten in Deutschland, Dissertation an der Ludwig-Maximilians-Universität, München, 241 p. (in German).

Imhoof, D. (2009), The game of political change: sports in Göttingen during the Weimar and Nazieras. German History, No. 27, pp. 374-394. DOI: 10.1093/gerhis/ghp032.

Kennedy, E., Hills, L. (2009), Sport, Media and Society, New York, Berg Publishers Ltd, 205 p.

Kolodzy, J. (2006), Convergence Journalism: Writing and Reporting across the News Media, Oxford, 256 p.

Makarova, P.V. (2018), Sportivnaya zhurnalistika [Sports journalism], Moscow, Moscow State Pedagogical University publ., 30 p. (in Russian).

Mikhailov, S.A., Mostov, A.G. (2005), Sportivnaya zhurnalistika [Sports journalism], St. Petersburg, Mikhailov V.A. publ., 223 p. (in Russian).

Rumyantseva, S.A. (2018), Zhanr sportivnoi fotografii [The genre of sports photography]. Studencheskaya nauka i 21 vek, No. 2-2, pp. 110-111. (in Russian).

Shershneva, Yu.S. (2016), Genres of sports journalism: current trends. Memoirs of Novgorod State University, No. 3 (7), available at: https://www.novsu.ru/file/124 1679 (accessed date: March 10, 2020). (in Russian).

Simakova, S.I. (2020), "Civilization of the Eye": the Specifics of the Visual Representation of the Event. Humanitarian Vector, Vol. 15, no. 1, pp. 125-133. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133. (in Russian).

Terskikh, M.V. (2019), Genre Specifics of Sport Brands Accounts in Aspect of Social Orientation of Business (by Example of Facebook Social Network). Nauchnyi dialog, No. 3, рр. 132-146. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-132-146. (in Russian).

Terskikh, M.V. (2018), Visual metaphorization models in PSA discourse. XLinguae, Vol. 11, Iss. 2, рр. 68-94. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.07.

Tulupov, V.V. (2015), Forms and genres of fine feed news journalism. Proceedings of Voronezh State University. Philology. Journalism, No. 1, рр. 137-142. (in Russian).

Vashchuk, M.A. (2016a), The impact of Soviet social and political context on the sport photography in the 1950-1990s. Herald of Tver state university. Series: Philology, No. 1, рр. 172-175. (in Russian).

Vashchuk, M.A. (2016b), Issues of formation and development of the Russian sport photography in the period of the late XIX - mid XX century. Izvestia Ural federal university journal. Series 1, Issues in education, science and culture, Vol. 150, no. 2, рр. 71-76. (in Russian).

Vaschuk, M.A. (2015), Influence of digital technologies on the development of Russian sports photojournalism (1991-2014). Medi@lmanah, No. 4 (69), рр. 54-61. (in Russian).

Voron, N.I. (2012), Zhanry fotozhurnalistiki [Genres of photojournalism], Moscow, Faculty of Journalism of the Moscow State University publ., 145 р. (in Russian).

Voytik, E.A. (2019), The Category of "Sports" in Russian Literature and Journalism in the Middle of the 19th Century. Humanitarian Vector, Vol. 14, no. 1, pp. 41-49. DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-1-41-49. (in Russian).

Yurgeneva, A. (2019), Sport photography of the 19th century: society and the concept of movement. Art & Culture Studies, No. 3 (29), рр. 170-217. DOI: 10.24411/2226-0072-2019-00031. (in Russian).

Zelenkova, T.V. (2017), Sportivnaya fotografiya kak sredstvo propagandy zdorovogo obraza zhizni [Sports photography as a means of promoting a healthy lifestyle]. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni. Peredovoi opyt sotsial'no-pedagogiche-skoi raboty s det'mi i sem'ei [Formation of a healthy lifestyle. Best practices of social and pedagogical work with children and family], Materials of the Region Interagency Scientific and Practical Conference, Kolomna, рр. 77-82. (in Russian).

SPORTS PHOTOGRAPHIC MATERIALS IN THE MAGAZINE "ILLYUSTRIROVANNAYA ROSSIYA" IN ASPECT OF VISUAL COMMUNICATION: GENRE FEATURES

A.S. Gryzunova1, D.A. Bakeeva2, S.A. Rzhanova3

i.2,3 n.p. Ogarev National Research Mordovia State University (Saransk, Russia)

Abstract: The article analyzes sports photographic materials as one of the means of visual communication published in the Paris magazine "Illyustrirovannaya Rossiya" [Illustrated Russia] from 1924 to 1939. The authors consider the theme and genre features of sports illustrated media papers printed on its pages. The object of the

study is the sports theme of the magazine "IUyustrirovannaya Rossiya", the subject is the visual and genre component of photographic materials in the mentioned magazine. The aim of the study is to identify the general and special in the thematic variety of sports photographic materials of the magazine "Illyustriro-vannaya Rossiya". In order to achieve this goal, the authors analyzed the issues of the magazine "Illyustrirovannaya Rossiya" for 1924-1939 (a sample of 230 numbers) for the presence of sports media; Parameters of the group of sports media of the magazine "Illyustrirovannaya Rossiya" are highlighted; The results presented are interpreted and reflected in the thematic group tables according to the selected parameters. The methodological bases of the study were: retrospective and comparative-historical methods, popular scientific methods of analysis, synthesis, derivation, induction, abstraction, communicative-pragmatic. It is stressed that as a result of analysis of genre features of sports materials of the magazine "Illyustrirovannaya Rossiya" there is a complete dominance of genres of photojournalism: photo information, photo portrait and photo report, which is directly related to the orientation of the reader on visual perception of information by the concept of the magazine recorded in its name. Photographic images become event signs and encrypted community social action symbols.

Key words: visualization, genre, mass media, sports, sports journalism, photojournalism.

For citation:

Gryzunova, A.S., Bakeeva, D.A., Rzhanova, S.A. (2020), Sports photographic materials in the magazine "Illyustrirovannaya Rossiya" in aspect of visual communication: genre features. Communication Studies (Russia), Vol. 7, no. 3, pp. 596-614. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(3).596-614. (in Russian).

About the authors:

1 Gryzunova, Alexandra Sergeevna, Graduate student 1st year of study majoring in Journalism at the Faculty of Philology

2 Bakeeva, Diana Anvarovna, PhD, Associate Professor of the Department of Journalism

3 Rzhanova, Svetlana Alexandrovna, Prof., Head of the Department of Journalism Corresponding authors:

1>2,3 Postal address: 68/1, Bol'shevistskaya ul., Saransk, 430005, Russia

1 E-mail: alex.g.13@yandex.ru

2 E-mail: bakeeva.di@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 E-mail: rzanova@mail.ru Received: March 4, 2020 Revised: March 9, 2020

Accepted: August 13, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.