Научная статья на тему 'Спортивное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как часть традиционного элитарного воспитания'

Спортивное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как часть традиционного элитарного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / TYPES OF EDUCATION / ORGANIZATION OF LIFE / SPORTS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Антонина Сергеевна

Пристальное внимание к системе образования, поиск новых подходов к воспитанию лидеров будущего России в 2018 г. уже ни у кого не вызывают удивления. Представлено эмпирическое исследование вопроса спортивного воспитания в частных школах-пансионах Великобритании как части традиционного элитарного воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Great attention to the system of education and the search for new approaches to educating the leaders of Russia’s future in 2018 are no surprise to anyone. The article presents the empirical study of the issue of sports education in private boarding schools in Great Britain as part of the traditional elite educational process.

Текст научной работы на тему «Спортивное воспитание в частных школах-пансионах Великобритании как часть традиционного элитарного воспитания»

известия вгпу

luchija detej doshkol'nogo vozrasta s vyuchennoj bes-pomoshhnost'ju v podrostkovom vozraste // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2017. № 55-7. S. 304-310.

15. Faustova I.V. Psihologo-pedagogicheskie uslo-vija preodolenija jemocional'nogo neblagopoluchija detej starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. psihol. nauk. Elec, 2011.

16. Filippova G.G. Psihologija materinstva: ucheb. posobie. M.: Izd-vo In-ta psihoterapii, 2002.

Pedagogic support of emotional well-being of a child in a preschool educational organization

The article deals with the issue of a child's emotional well-being in a preschool educational organization. Based on the analysis of the existing approaches to the definition of emotional well-being of preschool children and its components, it presents the targets and key areas of pedagogic support of a child's emotional well-being in a preschool educational organization.

Key words: emotional well-being, pedagogic support, conditions of emotional well-being of preschool children, components of emotional well-being.

(Статья поступила в редакцию 19.03.2018)

а.с. данилова

(ульяновск)

спортивное воспитание в частных школах-пансионах великобритании как часть традиционного элитарного воспитания

Пристальное внимание к системе образования, поиск новых подходов к воспитанию лидеров будущего России в 2018 г. уже ни у кого не вызывают удивления. Представлено эмпирическое исследование вопроса спортивного воспитания в частных школах-пансионах Великобритании как части традиционного элитарного воспитательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, виды воспитания, организация жизнедеятельности, спортивное воспитание.

По меткому выражению К.Д. Ушинско-го, характер народа всегда определяет характер школьного воспитания [2]. И если достижимым для английского джентльмена идеа-

лом является привычка владеть собой (stiff upper lip - «жесткая верхняя губа») - именно на формирование характера и направлена воспитательная работа старейших британских элитарных учебных заведений - частных школ-пансионов.

Известные на весь мир британские частные школы-пансионы скорее воспитательные, нежели учебные заведения. Именно о спортивном воспитании как о виде воспитательной работы в частных школах-пансионах Великобритании и пойдет речь в представленной статье.

Обзор системы спортивного воспитания (physical education / training), призванного отвечать целям формирования личностной зрелости обучаемых, развития коллективных отношений, является целью нашего исследования. Спортивное (или физическое) воспитание -это учебный предмет, который сочетает в себе обучение когнитивным, эмоциональным и психомоторным умениям в игре или в специально организованных двигательных условиях. Главные цели спортивного воспитания в великобритании часто менялись с учетом требований времени. В XXI в. целью большинства современных британских школ (в соответствии с National Curriculum) является усвоение студентами наряду со знаниями, умениями и навыками стремления к здоровому образу жизни в настоящий момент и в будущей взрослой жизни. Некоторые британские школы также среди главных целей воспитания называют потерю веса среди своих студентов (к сожалению, лишний вес является одной из самых распространенных проблем среди британских подростков) [6].

Компоненты программы по спортивному воспитанию подбираются таким образом, чтобы продвигать среди учащихся идеи о прекрасной физической форме, развивать двигательную активность, в доступной форме и наглядно объяснить правила, концепции и стратегии командных видов спорта, научить учащихся работать в команде или индивидуально через большой выбор разнообразных видов спорта. Приведем несколько примеров осуществления спортивного воспитания в школах-пансионах Великобритании [3].

Брайтонский колледж (основанный в 1845 г.), расположен в городе Брайтон, графство Восточный Сассекс. В 1973 г. в колледж стали принимать девочек, а с 1988 г. он превратился в частную школу-пансион совмест-

О Данилова A.C., 2018

ного обучения. В настоящее время в колледже обучается около 580 студентов. 98% студентов продолжает обучение в университетах, 12% поступают в Оксбридж.

Брайтонский колледж предлагает следующий выбор спортивных занятий (activities): регби, хоккей, крикет, футбол, нетбол входят в число обязательных предметов. По желанию можно заниматься следующими видами спорта: бадминтоном, сквошем, гольфом, плаванием, водным поло, бегом, фехтованием, теннисом, легкой атлетикой, баскетболом, настольным теннисом, дзюдо, стрельбой, танцами.

Колледж Далвич - это престижная частная школа-пансион для мальчиков. Колледж Далвич был основан в 1619 г. Эдвардом Аллейном (популярным актером времен королевы Елизаветы) для обучения всего двенадцати бедных мальчиков, и назывался он тогда «Божий дар». Сегодня Колледж Далвич обучает 1 450 детей, что делает его крупнейшей частной школой-пансионом Великобритании.

в колледже спорту уделяется большое внимание. Школа имеет собственный эллинг на Темзе, являющийся базой школьной лодочной станции. Кроме того, ученики занимаются регби, легкой атлетикой, бадминтоном, баскетболом, крикетом, фехтованием, фитне-сом, футболом, гольфом, гимнастикой, хоккеем, боевыми искусствами, нетболом, греблей, парусным спортом, плаванием, стрельбой, волейболом, сквошем, теннисом и другими видами спорта.

Колледж Лэнсинг, ранее известный как Колледж Святых Марии и Николая - частная школа-пансион совместного обучения, основанная в 1848 г. Колледж входит в самое крупное объединение 40 английских частных школ под эгидой англиканской церкви (Woodard Corporation).

лэнсинг - старейшая из двенадцати школ, которые объединение Woodard основало в Великобритании с целью обеспечения гармоничного умственного, физического и духовного развития детей. Впервые Лэнсинг принял на обучение девочек в 1970 г., с 2002 г. школа стала полностью смешанной. В школе лэнсинг обучается 470 детей, из них около 300 проживают в общежитии (200 мальчиков и 100 девочек).

В этом колледже, как и во многих частных школах-пансионах Великобритании, у учащихся есть возможность выбора между многочисленными предложенными видами спорта, такими как футбол, регби, теннис, сквош, бадминтон, лакросс, баскетбол, файвс, хоккей,

КИЕ НАУКИ -

бег, верховая езда, стрельба по мишеням, парусный спорт. Наибольших успехов учащиеся достигают в футболе, сквоше, теннисе, крикете и парусном спорте. В колледже проводятся ежегодные спортивные соревнования на приз Герцога Эдинбургского.

Колледж Малверн - частная школа-пансион совместного обучения, основанная в 1861 г. Колледж находится неподалеку от города Малверн, в графстве Херефорд и Ворче-стер. Колледж Малверн расположился у подножия одноименных гор Малверн хиллз в Ворчестершире в долине реки Северн - в районе, который является частью охраняемого ЮНЕСКО региона выдающейся природной красоты Котсволдс. В колледже обучается примерно 570 студентов. Изначально являвшийся школой для мальчиков, со временем он стал смешанной школой.

Малверн заслуженно имеет репутацию школы, поощряющей занятия учащихся спортом. Школа гордится чемпионами страны и графства и помогает развиваться в нужном направлении студентам, имеющим способности и склонность к определенным видам спорта. Колледж предоставляет выбор из более чем тридцати видов спорта. Согласно требованиям администрации, студенты должны проявлять интерес к своему здоровью и физической форме и заниматься как минимум одним видом спорта.

На территории школы имеются прекрасные спортивные сооружения: крытый бассейн с подогревом, великолепная площадка для крикета, всепогодные спортивные площадки, корты и поля для игровых и командных видов спорта. Знаменитые Малвернские холмы -идеальный рельеф для тренировок по кроссу. В дополнение к традиционным видам спорта школьники имеют возможность попробовать силы в парусном спорте, каноэ, плавании, подводном плавании, баскетболе, гольфе, лакроссе, спортивной стрельбе и верховой езде.

Согласно образовательной программе Великобритании, учащиеся частных школ-пансионов и государственных средних школ обязаны посещать занятия физкультурой два раза в неделю во время седьмого, восьмого и девятого годов обучения и как минимум один раз в неделю во время десятого и одиннадцатого годов обучения. Как правило, подобные занятия в государственных школах не слишком отличаются от занятий физкультурой в общеобразовательных государственных школах России. Тем не менее и здесь присутствует определенная доля различий.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

В частности, по данным газеты «Индепен-дент» (The Independent), приставки «Нинтен-до Ви» начали использовать в школах, чтобы сподвигнуть учеников, пропускающих уроки физкультуры, проявлять хоть какую-то физическую активность. Четыре Вустерширские средние школы приняли план, по которому дети будут использовать игровые приставки, чтобы симулировать настоящие спортивные занятия (например, теннис). Разработчики программы (эксперты японской корпорации Nintendo) заявили, что, по их наблюдениям, использование игр улучшило поведение учеников и их навыки работы в команде [7].

План, осуществляемый Дройтвичской и Вустерширской компанией по продвижению спорта в городских школах, уже выиграл государственную премию и получил поддержку со стороны Министерства здравоохранения. Каждая школа, участвующая в проекте, выявляет учеников от 14 до 16 лет, часто пропускающих уроки физкультуры. Для каждой школы купили приставку «Ви» и монитор сердечного ритма, чтобы следить за нагрузкой.

Данный план возник благодаря необходимости мыслить альтернативно, нетрадиционно и инновационно, с учетом существующих интересов детей. Использование компьютерных игр для увеличения физической нагрузки и повышения соответствующего навыка кажется спорным, но жесткие регулировки и применение специальных компьютерных игр, по мнению разработчиков проекта, незаметно заставят учеников быть активными и заинтересованными в физкультуре уже в реальности.

Однако участники образовательной кампании настаивают, что игровые приставки не должны заменить обычные занятия. Насколько эффективным окажется данное нововведение, покажет время.

Выше нами были приведены выдержки с официальных интернет-сайтов некоторых частных школ-пансионов о функционировании спортивного воспитания в данных школах. Необходимо обобщить некоторые наиболее общие тенденции и черты данного вида воспитания.

Спорт в частных школах-пансионах Великобритании, наряду с общеобразовательными предметами, - один из главных моментов школьной воспитательной программы. Во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола, футбола и регби, во многих -поля для гольфа. о школах, в которых меньше десяти видов спорта, англичане отзывают-

ся неодобрительно или, по крайней мере, снисходительно [6].

Прежде всего, уникальность спортивного воспитания в частных школах-пансионах Великобритании заключается в приверженности веками складываемым традициям каждой отдельно взятой школы и британского общества в целом. решающим при выборе студентом того или иного вида спорта зачастую является не только и не столько его собственные предпочтения и склонности, а традиция, будь то традиция его собственной семьи или того круга, к которому принадлежит ученик. Если несколько поколений семьи, закончивших данную школу-пансион, играли в поло, если выходцы мужского пола из высших слоев общества традиционно играют в поло, если в поло играют принцы Уильям и Гарри, вполне естественно, что в поло будут играть и студенты таких частных школ-пансионов, как Колледж Итон и чартерхаус. Мы еще раз подчеркиваем, что ни о каком принуждении речь не идет: данная система ценностей и приоритетов впитывается студентами с первых дней пребывания в частной школе-пансионе, что в очередной раз подводит нас к понятию the spirit of the school («дух школы»).

Традиционность является тем краеугольным камнем, на котором и покоится спортивное воспитание Великобритании. В каждой частной школе-пансионе имеются определенные традиции, связанные с различными видами спорта. Это и спортивная форма, неизменная на протяжении веков, и определенный набор ритуалов, соблюдение которых является священным для каждого спортсмена (напомним, что, хотя данная атрибутика присутствует и в профессиональном спорте, главное различие кроется в том, что у каждого пансиона, у каждого факультета со спортивной формой, с ритуалами перед началом соревнований или после них связана определенная история, характерная только для этой школы, для этого факультета, что позволяет участникам соревнований, игрокам команды или их болельщикам ощутить свою принадлежность к данной группе, свою целостность, что само по себе является одной из главных воспитательных целей британского спортивного школьного воспитания - сплачиванием коллектива учащихся, команды - team building).

Крупнейшие школы-пансионы часто имеют возможность наряду с учителями физкультуры принимать на работу и профессиональных тренеров, что способствует росту прести-

жа различных видов спорта, а также повышает профессиональный уровень занятий.

Однако большинство школ в числе приоритетных задач в области спортивного воспитания не называет подготовку профессиональных спортсменов. Главным является поддержание интереса студентов к хотя бы одному из предоставляемых на выбор видов спорта, поощрение двигательной активности и привитие привычки к здоровому образу жизни, развитие индивидуальности, самодостаточности и личностной значимости каждого студента [4].

Когда мы описываем спортивные возможности частных школ-пансионов, мы ни в коем случае не предлагаем бездумно копировать «количество бассейнов» или спортивных секций. Нам хочется еще раз подчеркнуть тот факт, что более подробное изучение той практики спортивного воспитания, что более чем успешно существует в школах-пансионах Великобритании, не будет лишним для современной российской школы.

Таким образом, завершая обзор системы спортивного воспитания в частных школах-пансионах великобритании, можно сделать следующий выводы: частные школы государства, не ставя целью воспитание профессиональных спортсменов, предоставляют возможность всестороннего, гармоничного развития личности студентов через широкий выбор возможностей для занятий спортом под пристальным вниманием и руководством учителей и профессиональных спортсменов-консультантов, чьей главной целью является не просто развитие двигательной активности студентов, но и предоставление возможности для осознанного выбора вида спорта как части традиционного элитарного воспитания.

кие науки -

список литературы

1. Структура и учебно-воспитательный процесс в 12-летней общеобразовательной школе западноевропейских стран / под ред. З.А. Мальковой. М., 2001.

2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 1.

3. Schools league tables 2016 // The Times. 9 January 2017. P. 6-8.

4. The Independent [Electronic resource]. URL: http://www.independent.co.uk/education (дата обращения: 17.11.2017).

5. The true cost of the rise in private school fees? // The Guardian. 13 July 2017. P. 3.

6. UK Schoolsnet [Electronic resource]. URL: http://www.schoolsnet.com/htm (дата обращения: 19.12.2017).

7. What is the point of non-competitive sports

days? // The Guardian. 14 July 2008. P. 5.

* * *

1. Struktura i uchebno-vospitatel'nyj process v 12-letnej obshheobrazovatel'noj shkole zapadno-evropejskih stran / pod red. Z.A. Mal'kovoj. M., 2001.

2. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochinenija: v 6 t. / sost. S.F. Egorov. M.: Pedagogika, 1990. T. 1.

Sports education in private boarding schools of Great Britain as part of the traditional elite education

Great attention to the system of education and the search for new approaches to educating the leaders of Russia's future in 2018 are no surprise to anyone. The article presents the empirical study of the issue of sports education in private boarding schools in Great Britain as part of the traditional elite educational process.

Key words: education, types of education, organization of life, sports education.

(Статья поступила в редакцию 13.03.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.