Научная статья на тему 'Большой соревновательный спорт: сравнение опыта разных стран'

Большой соревновательный спорт: сравнение опыта разных стран Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
606
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дигель Гельмут, Фарнер Марцель

The authors analyse social, political, economic, scientific and educational resources and conditions of contemporary high performance sport in comparative perspective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-national comparative study of high performance sport

The authors analyse social, political, economic, scientific and educational resources and conditions of contemporary high performance sport in comparative perspective.

Текст научной работы на тему «Большой соревновательный спорт: сравнение опыта разных стран»

ГЕЛЬМУТ ДИГЕЛЬ, МАРЦЕЛЬ ФАРНЕР

Большой соревновательный

спорт:

сравнение опыта разных стран1

1. Введение

ККогда 29 августа 2004 года вспыхнул олимпийский огонь в Афинах, немецкие спортсмены завоевали 48 медалей. Они оказались на шестом месте по числу наград и не смогли потеснить позиции «большой тройки» — США, России и Китая. Более того, Германию оставили позади Япония и Австралия. Такая неудача немецких спортсменов была воспринята многими как выражение глубокого кризиса немецкого профессионального спорта, заставляющая поставить давно уже приходивший многим на ум вопрос о реформе спортивной системы. Так началась, хотя сперва еще и незаметная, дискуссия о судьбах мировых рекордов немецкого спорта. Федеральный министр внутренних дел Отто Шили заявил в связи с этими дискуссиями: «Мы должны отказаться от сожалений о тех неудачах, виной которых мы сами. Просто мы должны засучить рукава и начать действовать». Но ничто не делается так легко, как это кажется на первый взгляд. Современный большой спорт представляет собой сложнейшую совокупность организационных, экономических, масс-медийных и политических факторов; он есть часть глобальной системы коммуникаций и играет важную роль в глобализующейся экономике. Спортивные мероприятия готовятся загодя, почему и эксперты, при всем различии областей своей профессиональной компетенции, оказывают решающее влияние на состояние современного спорта.

Но все же рекорды на всемирных соревнованиях—это не заслуга экспертов. Если проанализировать успех таких спортсменов, как Джокль

1 Helmut Digel und Marcel Fahrner, Hochleistungssport im internationalen Vergleich, Politische Bildung, 2005, Bd. 38, Nr. 4, SS. 21-37.

и др. (1956), Новиков и Масименко (1972), Хейниля (1982), Сепаннен (1972), Колуэлл (1981, 1984), Лампрехт и Стамм (2001) и Джонсон и Али (2002), то станет ясно, сколь непростые показатели нам придется принять во внимание: рост населения, развитие экономики, степень индустриализации, состояние образования и научно-технический прогресс страны, а также политическую ситуацию, социальные структуры и господствующую идеологию, климатические условия, принятое питание, стандарты здравоохранения и религию.

2. Ресурсы большого спорта

Мы вкратце рассмотрим значение тех показателей, которые в структуре интересов важны для всех прочих показателей, чтобы мы могли ограничиться сравнительно узкими рамками рассмотрения, при этом не нарушая правил комплексного исследования и охватив при этом несколько десятилетий развития большого спорта. Чтобы выполнить это условие, пришлось раздвинуть теоретическую перспективу. Кроме систематического учета и сравнительного рассмотрения рамочных условия большого спорта, мы привлекли также «модель ресурсов успеха», с помощью которой и можно будет идентифицировать центральные ресурсы организации большого спорта (Digel 2001, 2003).

Ресурсы большого спорта можно исследовать на трех различных уровнях: на социальном уровне, на уровне организации большого спорта в стране и на уровне всей совокупности обстоятельств, которые оказываются существенными для большого спорта. Только тогда можно охватить единым взглядом все различные ресурсы спорта, которые прямо или косвенно связаны с рекордами, и таким образом найти своего рода шаблоны ресурсов для каждого вида спорта и для каждой страны.

2.1. Ресурс «Общество»

Общество в первую очередь рассматривается как ресурс национальной системы большого спорта, и принято считать, что определенные социокультурные рамочные условия более всего влияют на вероятность абсолютных спортивных успехов в каждой стране. Для подробного рассмотрения нужно учитывать наиболее примечательные аспекты социальной структуры: религию, отношение полов, распределение бедности и богатства и (что наиболее интересно для существования спорта как системы) динамику роста населения. Не менее важна и политико-экономическая ситуация в стране, и качество и характер образования и СМИ (рис. 1).

2.2. Ресурс «Организация большого спорта»

Если мы перейдем на другой уровень и будем рассматривать большой спорт как часть большой системы, то нам необходимо будет произве-

Рис. 1. Ресурсы на уровне «Общество» (Digel 2001: 246)

сти немалое число различении между категориями, каждая из которых бывает значима для успеха на международных соревнованиях. Сюда относятся, скажем, поиск и подготовка талантов, профессиональная подготовка и умения тренера, периодичность соревновании, организационные структуры и их персонал и не в последнюю очередь—размеры и структура финансирования (рис. 2).

Если говорить об организации большого спорта, то сюда войдут руководящие и управляющие структуры, то есть «род и способ» организации и кадровый потенциал большого спорта. Также необходимо учесть и формы специализации и профессионализации, и род заданий внутри и между различными инстанциями управления, координации и контроля над всем спортом. Специфика большого спорта состоит еще в координации действий между властями и самыми видными спортсменами и тренерами (Digel 2003: 153-160). Большой спорт, как правило, требует внешних источников финансирования, которые могут быть самыми различными: средства из государственного бюджета

Рис. 2. Ресурсы организации большого спорта (ср.: Digel 2001, 247)

(то есть средства налогоплательщиков), поддержка спонсоров или же добровольные взносы людей в форме пожертвований и поступлений от продажи билетов. Финансовая стабильность большого спорта зависит от частоты и регулярности финансовых поступлений.

Нахождение талантов и вербовка будущей смены — это решающий фактор будущего спорта. Считается, что таланты нужно искать не от случая к случаю, но вовлекать в этот процесс как можно больше детей и молодежи, устраивая систематические мероприятия. Подготовка на базе этих талантов деятелей большого спорта — самая непростая задача. Прежде всего нужно исключить утечку спортивных талантов в другие сферы. Затем нужно подумать о социальных гарантиях атлетов большого спорта, дабы атлеты всегда были готовы к выступлению и, освобожденные от всех забот, они могли бы совершать свою тяжелую и рискованную карьеру. Занятия спортом требуют все время посвящать тренировкам и поездкам на соревнования, и это создает для атлетов тот риск, что спортивная деятельность не оставит им возможности приобрести профессию. Значит, придется вложить деньги в две карьеры спортсмена: в его восхождение в мире большого спор-

та и в овладение им какой-либо профессией, чтобы у него была перспектива работы после того, как ему придется оставить большой спорт (Digel 2000a).

Количество и качество тренировок—важнейший ресурс профессионального спорта, и тренер здесь играет ключевую роль в воспитании будущего рекордсмена. Помимо ежедневных многочасовых тренировок необходимо подумать и об организации соревнований, и о психологическом комфорте атлета, и не в последнюю очередь — об отношениях атлета с другими людьми его круга (Cachay & Thiel 1998). Но и сам тренер нуждается в подготовке и в повышении квалификации; кроме того, когда он подготовит смену, ему должно быть гарантировано благополучное социальное будущее (ср.: Digel 2000b). То же самое нужно сказать о судьях и арбитрах.

Далее, в тех государствах, которые хотят преуспеть в мировом спорте, должна существовать продуманная система соревнований, покрывающая всю страну и обеспечивающая выполнение полноценной национальной спортивной программы. Результаты, показанные на соревнованиях внутри страны, становятся отправной точкой для дальнейших достижений. Решающими факторами здесь являются: создание спортивных групп нужного уровня, употребление эффективного метода тренировок, существование специальных тренировочных спортивных сооружений или даже спортивных лагерей. Наконец, нельзя недооценивать и борьбу против допинга, которая лучше всего отвечает лозунгу современного спорта: «Равенство возможностей и честная игра» — иначе спорт раз и навсегда утратит свое нравственное основание. Меры против допинга образуют необходимый ресурс здорового спорта (Digel 2002). Нужно сделать все возможное, чтобы не допустить недооценки этой проблемы в мире большого спорта.

2.3. Ресурс «Совокупности обстоятельств»

Влияние общества на формирование национальной системы «спорта рекордов» осуществляется не только опосредованно, через ряд социальных рамочных условий. Необходимо увидеть большое число прямых взаимозависимостей между различными общественными системами: между большим спортом и массмедиа, политикой или экономикой. Исследование того, как при этом распределяются ресурсы, показывает связь большого спорта с правовой системой, наукой, системой образования, армией, медициной и, конечно же, массовым спортом (рис. 3).

Если мы представим хотя бы эскизно ресурсы большого спорта, то сможем предложить, в зависимости от страны и от вида спорта, различные модели образцового распределения ресурсов. Если мы говорим о специфике отдельной страны, то она будет заключаться в национальной структуре дополнительного расхода ресурсов. Мы будем много говорить о различном подходе к спорту в разных странах и покажем, какие

Экономика как полноправный партнер

Массмедиа

Значение армии

Участие науки

Роль системы образования и профессиональной подготовки

Политические обстоятельства

Рис. 3. Ресурсы «Совокупности обстоятельств (Digel 2001: 247-248)

социальные факторы предопределили именно такой путь распространения спорта в данной стране. Но сначала нужно сказать о преимуществах и рисках такого сравнения наций и культур.

3. К сравнению наций и культур

Занятие чуждыми культурами приучает более чутко воспринимать социальные, культурные и политические отношения в своей культуре, которые прежде казались саморазумеющимися, устойчивыми и неизменными до неподвижности. Но важно знать, где именно начинает «работать» соревновательность (die Konkurrenz), то есть выполняется главная задача большого спорта. Здесь мы можем только рассказать о своих наблюдениях, чтобы учиться на чужих ошибках или перенять успешные стратегии и концепции. Сравнение подхода к спорту в разных странах позволяет избавиться от этноцентризма и национального провинциализма (ср.: Merkel 1998: 9). Исходя из этого, мы решили сравнить восемь ведущих стран большого спорта: это европейские страны — Германия, Франция, Италия, Россия и Великобритания, а также Китай, Австралия и США.

Когда мы смотрим на страны, преуспевшие в большом спорте, то анализируем прежде всего конкретные решения и организационную структуру. Но сразу обозначается проблема, что именно мы сравниваем. Приступая к исследованию, мы беремся сравнивать между собой культуры: мы ищем сопоставимые параметры и смотрим, по каким признакам можно произвести сравнение. Но для этого мы должны допустить, что рассматриваемые нами объекты имеют релевантную структуру, сходные функции и похожий смысл (ср.: Seidenfaden 1966: 15). Проблема сравнения заключается не только в выборе предметов, но также

и в методологических предпочтениях и ограничениях языка описания. Ведь культурный, исторический и политический профили различных «спортивных наций» могут существенно отличаться. Социальные условия всякого большого спорта — это одновременно структурные ограничения национальной культуры, в которой всякая область связана сложной системой взаимосвязей и отмежеваний с другими областями культуры (ср.: Gebauer et al. 1999: 16). Таким образом, непосредственное сравнение оказывается весьма проблематичной задачей (ср.: Gebauer et al. 1999: 30). Отсюда следует, что не существует никакого заранее назначенного «местоположения культуры», которое бы создало масштаб для нашего ориентирования при сравнении данных (ср.: Gebauer et al. 1999: 44; Tenbruck 1992: 27). Всегда остается риск слишком надуманно понять «другого», подменить его культурно стройной концепцией и воспринять как простую противоположность «себе». А это значит, что нужно смотреть на другого не только как на повод поговорить о себе; только таким образом можно «развить равную рефлексию и над той, и над другой стороной, без чего нельзя заявлять о культурной реконструкции» (Matthes 1992: 96).

Итак, с учетом всех этих предпосылок мы приступаем к сравнению восьми стран, культурное, социальное и политико-административное устройство которых столь различно, что прямое сравнение какого-либо состояния дел становится трудновыполнимой задачей.

4. Социальные обстоятельства большого спорта как его ресурс — международная перспектива^

4.1. Удельный вес политики

Государство по отношению к спорту может вести себя различно. В Китае, Франции и России управлять спортом назначено специальное министерство. В Китае оно называется Главным государственным управлением физической культуры и спорта, во Франции — Министерством молодежи и спорта, а в России — Государственным комитетом по физической культуре и спорту. В Австралии, Италии, Германии и Великобритании спорт — это только одна из областей ответственности большого министерства, и только в Италии государство активно вмешивается в дела спорта. Наконец, в США вообще нет ведомства, в задачи которого входила бы поддержка спорта. Спортивный бюджет определяется напрямую конгрессом, и также конгресс определяет регламент деятельности спортивных организаций. Разработка спор-

2 Все приводимые ниже данные основываются на результатах, полученных в ходе выполнения долгосрочных исследовательских проектов. См. детальный отчет в следующих публикациях: Digel/Barra 2004; Digel/Burk/Sloboda 2003; Digel/Fahrner 2003; Digуl/ Fahrner / Urz 2005; DigYl / Krusc 2004; Digel / Miao / Urz 2003.

тивной политики в специальном министерстве означает, что спорту приписывается большое социальное значение, тогда как в других странах этого не требуется постоянно подчеркивать. В любом случае мы можем считать позитивным фактом, когда государственная поддержка спорта находится под демократическим парламентским контролем и все финансовые расходы напрямую выводятся из текущих возможностей бюджета. Правда, при этом существует риск, что государственная политика будет следовать интересам спортивных организаций, которые могут расходиться с действительными интересами спортсменов (табл. 1).

Важным ресурсом профессионального спорта являются спортивные мероприятия, которые устраивает государство. Затраты на эти мероприятия вполне можно назвать финансовым вложением государства, направленным непосредственно на интересы большого спорта. Во всех рассматриваемых нами странах, кроме США и Италии, государство напрямую определяет развитие профессионального спорта путем прямого целевого финансирования. В Китае, Франции и России предусмотрена строка в бюджетных расходах на прямую поддержку профессионального спорта. Государство, таким образом, выступает как наиболее надежный партнер спорта, и, значит, государственный ресурс становится важнейшим для развития большого спорта.

Государство берет на себя поддержку большого спорта через программы, регламенты, инициативы, а также способствует его организационному и юридическому обеспечению. Эта задача государства по отношению к спорту считается важнейшей в ФРГ, Италии и США, где спорт полностью отделен от государства с его политикой. В ФРГ также важно, что государство берет на себя часть финансирования национальных сборных, а также предоставляет налоговые льготы спортивным союзам и объединениям. В Италии имеются и специальные регламентации спорта, например правила организации спортивных лотерей (СОМ), которые позволяют встроить спортивные расходы в структуру текущей экономики. Также антидопинговое законодательство было принято в Италии на государственном уровне. В США, следует признать, государственная поддержка спорта отсутствует, за немногими исключениями (например, федеральное финансирование антидопингового агентства США).

В оставшихся пяти странах существует большое число законодательных актов и норм, относящихся к спорту. Так, во Франции и в Китае было принято подробное спортивное законодательство, включающее множество пунктов по всем отраслям и видам спорта. В таком законодательстве оговариваются права, обязанности, условия контроля и, главное, принципы отношений государства и спорта. В Великобритании, России и Австралии существуют законодательные акты, постановления и программы по спорту, но они не объединены в едином спортивном законодательстве. Ясность и продуманность юридических норм являет-

Таблица 1. Государственные организации, занимающиеся спортом (с указанием количества сотрудников в центральном аппарате)

Страна Название организации Количество сотрудников

Австралия (2004) Австралийский спортивный комитет 450

Китай (2001) Главное государственное управление спорта 250

Франция (2001) Министерство спорта 368

Германия (2004) Федеральное министерство внутренних дел, отдел SH1 39

Италия (2004) Министерство наследия и культурной деятельности Италии, отдел отношений со спортивными организациями и спортивного планирования 10

Россия (1999) Госкомспорт 240

Великобритания (1999) Департамент культуры, СМИ и спорта, отдел спорта и досуга 24

Великобритания (2003) Британский спорт* 62

США Конгресс -

* Учитываются только сотрудники ведомства, а не прочие работники.

ся условием стабильности спортивной политики, а значит, и планомерного развития большого спорта. Нужно только заметить, что развитие и становление спорта в рассматриваемых странах без государственных законодательных инициатив вряд ли могло бы состояться, вне зависимости от того, насколько государство поддерживает спорт финансово.

4.2. Роль армии

Армия играет очень важную роль в развитии большого спорта во всех восьми рассматриваемых нами странах. В Германии и Италии армия с ее специфическими учреждениями вносит решающий вклад в становление большого спорта. Так, кампании бундесвера, направленные на поддержку спорта, известны как весьма успешные. Заслуга армии в подъеме спорта объясняется тесной сопряженностью в армейской среде спортивного воспитания, постоянного финансового обеспечения и строгих программ подготовки кадров. Мы знаем, что солдаты бундесвера занимали первые места и получили медали на междуна-

родных спортивных состязаниях (ср.: Mirwald 2001; Nehren 2001; 2002). Почти то же самое мы видим в Италии. Если учитывать факт, что только небольшая часть атлетов получает регулярную финансовую помощь от спортивных организаций, финансовая обеспеченность военно-спортивных объединений и их целенаправленная устремленность к вершинам спорта становятся важнейшим фактором большого спорта. Но и в Германии, и в Италии такая связь спорта и армии влечет за собой некоторые проблемы. Успешные спортсмены, окончив среднюю школу, вынуждены проходить в течение определенного времени обязательную военную службу, и при этом они надеются улучшить свою спортивную подготовку или по крайней мере иметь регулярное финансовое содержание. Это же можно сказать и о военных подразделениях, принимающих участие в большом спорте: в Германии это федеральная пограничная служба и федеральная таможенная служба (ср.: Braun 2005), а в Италии — государственная, лесозащитная и тюремная полиции. Также и в России в прошлом множество медалистов и атлетов высшего разряда состояло в рядах вооруженных сил или в погранвойсках — это были, можно сказать, солдаты спорта, всегда готовые к выполнению своего воинского долга. В настоящее время военный спорт в России сошел почти на нет из-за сложного финансового положения, в котором оказалась российская армия.

Во Франции военизированные подразделения, такие как полиция и пограничная служба, вносят значительный вклад в развитие большого спорта, однако после перехода французской армии на контрактную основу ее заслуги для установления новых рекордов стали более скромными. Хотя мастера определенных видов спорта продолжают содействовать обороне, но тем не менее число их сравнительно невелико, и эти мастера вовсе не определяют облик вооруженных сил. Сходную картину с неизменными приметами мы видим и в Китае, где армия играет в развитии большого спорта лишь подчиненную роль.

В Австралии, Великобритании и США вклад армии в развитие спорта незначителен (если вообще присутствует). Другое дело, что обильное финансирование американской армии может идти только на пользу спорту, тогда как в Австралии и Великобритании мы не смогли найти никаких армейских структур, которые были бы как-то связаны с армией, и не усматриваем в будущем никаких перспектив для опоры спорта на армию.

4.3. Экономика как равноправный партнер

Ресурс собственной экономики настолько важен для большого спорта, что первостепенной заботой организаторов соревнований становится изыскание средств на покрытие всех возможных расходов. В Австралии, Великобритании и США подготовка экономического плана считается главнейшим делом. За результатами спортивных лотерей следят не меньше, чем за успехами спортсменов, и подобный ажиотаж вокруг

лотерей обычен и для Италии. Но необходимо отметить, что такая собственная экономика—не самая надежная основа для организации спортивного мероприятия от начала до самого конца, ведь активы этой экономики еще должны быть востребованы на свободном рынке. Таким образом, взаимоотношения между спортом и экономикой отмечены двойным риском: с одной стороны, многое зависит от исхода соревнований, а с другой стороны, от предприимчивости организаторов и общей финансовой ситуации. Оба риска весьма существенны: достаточно оказывается нескольких дней, чтобы коренным образом переменить ситуацию в национальном спорте.

Спортивные союзы не меньше нуждаются в финансовых вливаниях, чем спортивные состязания. Такие союзы, особенно в Великобритании и США, основывают свой бюджет на довольно больших инвестициях со стороны национальной экономики. Итальянские профессиональные спортивные союзы, напротив, почти полностью зависимы от доходов спортивных лотерей. Во Франции, Австралии и Германии национальная экономика делит долю участия в финансировании этих союзов с государственным бюджетом, ассигнования которого оказываются высоки.

Но помимо такого прямого и целенаправленного финансирования большого спорта экономика может и другим способом содействовать организации спортивных состязаний. Так, во Франции предприниматели берут на себя финансирование определенных государством рабочих мест для молодых работников в спортивных союзах и объединениях. Таким образом они вносят немалый вклад в становление высококачественных структур спортивных организаций в каждом регионе и департаменте. Помимо этого, спортивные организации получают и специальное финансирование, предназначенное для отдельных видов спорта или спортсменов. В других рассматриваемых странах некоторые спортсмены также получают спонсорскую помощь от предпринимателей, как финансовую, так и организационно-техническую.

Так же различно в рассматриваемых странах выглядит готовность к сотрудничеству предпринимателей и деятелей большого спорта и спортивного образования. Предложения по сотрудничеству совершенно необходимы для дальнейшего сближения образования, труда и спорта больших достижений. Соответствующие программы мы находим во всех названных нами странах, за исключением Китая и России. Ответственность за координацию программ лежит в большинстве этих стран на национальных олимпийских комитетах; во Франции всеми этими вопросами занимается министерство спорта, а в Германии — Фонд помощи спорту, совместно с другими организаторами программ олимпийской подготовки. У каждой из названных конструкций есть свои преимущества и недостатки. Так, любая из организаций, способных координировать сотрудничество вокруг спортивных мероприятий, обладает большими возможностями контактировать с предприни-

Таблица 2. Программа подготовки специальных рабочих и образовательных мест в области большого спорта

Страна

Количество рабочих мест/атле- Количество Название тов, получивших принятых Источник программы поддержку программ финансирования

Австралия

Франция

Германия Италия

Великобритания

США

Программа олимпийских рабочих мест (010Р)

Соглашение по профессиональному сотрудничеству (С1Р)

На пути в Олимпию

Агентство ADECC0

334 атлета (1992-2000)

218 рабочих мест (2001)

232 атлета (2001-2003)

383 рабочих места (2002)

Олимпийская и паралимпий-ская сеть трудовой занятости (OPEN)

Программа создания рабочих мест Олимпийского комитета США

Минимум 46 рабочих мест (2004)

3 (2003)

9 (2001)

Более 150 (2002)

1 (2002)

46 (2004)

Австралийский

олимпийский

комитет

Министерство спорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немецкий фонд помощи спорту

Национальный олимпийский комитет Италии

Британская

олимпийская

ассоциация

Олимпийский комитет США

мателями и создавать условия для подготовки спортсменов, и при такой конкуренции становится почти невозможным полноценное сотрудничество всех деятелей спорта в стране. В Австралии и США, необходимо заметить, спонсоры непосредственно сотрудничают с национальными олимпийскими комитетами в рамках конкретных программ, а значит, они непосредственно создают рабочие места сразу после принятия соответствующих совместных решений. Одно из несомненных преимуществ у французской конструкции состоит явно в том, что министерство берет на себя координацию деятельности государственных и гражданских спортивных организаций, поддерживая их инициативы. В Германии важнее всего то, что многочисленные спортсмены не пока-

зывают никакого интереса к соответствующим программам, поскольку такие ресурсы считаются недостаточными для нормального функционирования большого спорта (табл. 2).

4.4. Роль организации образования

Рассматривая вопрос о том, каким образом тип подготовки спортсменов влияет на состояние большого спорта, прежде всего будет полезно обратиться к спорту в школе. Мы сразу видим различие между рассматриваемыми нами странами даже в количестве часов, которое отводится в неделю на спортивную подготовку. Австралия и Франция — это единственные страны, в которых на одной из ступеней школьного образования на спорт отводится более четырех часов в неделю. В Италии и России на занятия спортом отводится не более двух часов в неделю, хотя в учебном плане уроки спорта являются обязательными. Но гораздо важнее вопрос о целях и содержании этих спортивных уроков: в разных странах они могут значительно расходиться. Соревновательный спорт занимает центральное место в школьном употреблении спорта во всех рассматриваемых странах. В Германии вообще школьный спорт трактуется как подготовка к соревнованиям. А разразившаяся здесь дискуссия педагогов о цели и содержании спортивных занятий, в ходе которой был поставлен под вопрос канон традиционных видов искусства, явно представляет собой специфически немецкую проблему. В других странах спортивные занятия, если бы их содержание было скорректировано, гораздо в большей мере служили бы интересам большого спорта, чем это происходит сейчас в Германии.

Важнейшей задачей школьного спорта считается также заполнение досуга, которым необходимо перемежать обычные школьные занятия. Особенно в США и в Австралии соревновательный спорт признается характернейшей составляющей школьной культуры. Школьники отождествляют свои интересы со своими спортивными увлечениями, а все их поведение отмечено стремлением к достижениям во всех областях. В США, Китае и России существуют соревнования для школьников, которые служат важным ресурсом большого спорта — не только в силу высокой привлекательности, так как все школьники стремятся принять участие в соревнованиях, но и как инструмент для целенаправленного поиска и определения будущих перспективных спортсменов. В остальных пяти странах существуют соревнования в этой возрастной категории, но они только ограниченно рассматриваются как ресурс большого спорта на будущее (табл. 3).

Несомненно, и наличие в образовательных учреждениях комплекса мер, позволяющих подготовить спортсмена, играет важную роль в судьбе большого спорта. В Германии, Франции, России и Китае и в какой-то мере в Австралии были созданы специальные спортивные школы или центры обучения и интернаты при спортивных учреждени-

Таблица 3. Аспекты школьного спорта

Страна Спортивные состязания Вид учебного заведения Тип участия

Австралия Школьные спортив- Начальная и средняя Добровольное

ные состязания школа

Китай Состязания начальной Начальная и средняя Обязательное

и средней школы школа

Франция Школьные спортив- Школа первой и вто- Добровольное

ные состязания рой ступеней

Германия Игры германско- Начальная школа, Добровольное

го юношества старшая и реальная

«Олимпия» школа, гимназия

Италия Спортивные игры Школа средней Добровольное

учащихся и верхней ступеней,

начальные школы

Россия Спартакиада Начальная и средняя Добровольное

школьников школа

Велико- Школьные спортив- Начальная и средняя Добровольное

британия ные состязания школа

США Соревнования выс- Старшая школа (high Добровольное

ших школ school)

ях — они являются основой для вхождения человека в большой спорт. Прямо противоположный пример — создание условий для спортивной карьеры в любых высших учебных заведениях (табл. 4). Кроме того, важен и учебный план: устроен ли он так, чтобы обеспечить двойную карьеру атлета—и в спорте, и в получении обычного среднего и высшего образования. Если брать не школы, а высшие учебные заведения, то мы видим, что только в США они могут быть признаны позитивным ресурсов большого спорта. Так как в США никогда не было единых для всей страны юношеских спортивных соревнований, соревнования между колледжами и университетами исполняли их роль, образуя твердый фундамент американского большого спорта.

Если говорить о пути юных атлетов к большим спортивным достижениям, то оказывается, что время после окончания средней школы (18-19 лет), если нет еще успехов на международном уровне, наполнено угрожающими обстоятельствами, заставляющими уйти из спорта. Потому встает вопрос: какие гарантии даются в каждой из восьми стран, чтобы по возможности избежать обрыва спортивной карьеры? В некоторых странах этот тяжелый период пережидается в армии, в других

Таблица 4. Влияние большого спорта на содержание обучения: возникновение специальных спортивных школ и внедрение спорта в обычных учебных заведениях

Страна Тип учебного заведения Льготы при подготовке спортсменов

Австралия Спортивные гимназии Измененное расписание занятий

Китай Юношеские и профессиональные спортивные школы Подготовка под руководством профессиональных тренеров, медицинское обслуживание, стипендия, бесплатное предоставление общежития

Франция Система Poles Измененный план занятий, освобождение от занятий, дополнительные индивидуальные занятия (помощь в учебе), интернат

Германия Элитные спортивные школы Интернат, гибкий план занятий, помощь в учебе

Италия Спортивные гимназии Измененное расписание занятий

Россия Спортивные школы Измененный план обучения, подготовка под руководством опытных тренеров, медицинское обслуживание, бесплатное предоставление общежития

Великобритания Спортивные колледжи Дополнительные часы на спорт и тренировки, помощь в учебе, стипендия, занятия в небольших группах

США Любые учреждения высшего образования Льготные условия поступления, свободное посещение занятий

атлеты продолжают образование и получают рабочие места в частном секторе экономики, тем самым самостоятельно обеспечивая себе поддержку в этот непростой период. В Соединенных Штатах главной подмогой и опорой становится система колледжей и университетов, поскольку в них во всех большой спорт пользуется широкой общественной поддержкой. В Европе соединять две карьеры гораздо труднее: многие спортсмены и спортсменки, которые хотели преуспеть и в учебе, и в большом спорте, столкнулись с серьезными трудностями. Выход был один — так построить высшее образование, чтобы оно тоже шло на пользу большому спорту, но это требует немалых усилий. Гораздо лучшей ситуация представляется в Австралии, но и она слишком жестко привязана к американской модели. Гибкий план занятий и продление

Таблица 5. Меры высших школ по поддержке спортивного воспитания

Страна Основание поддержки Способ поддержки

Австралия Программа национального спортивного ведомства, государственных институтов и академий Стипендии для спортсменов

Китай Действующее законодательство Снижение стипендии, бесплатное проживание, свободное посещение, социальные гарантии

Франция Циркуляр Министерства высшего образования № 1455 от 06.10.1987 Гарантированное поступление, отсрочка сессии, специальные условия посещения, индивидуальные занятия, помощь в размещении на проживание

Германия По индивидуальному заявлению Льготы не оговариваются

Италия По индивидуальному заявлению Льготы не оговариваются

Россия Различные государственные инициативы Специальные высшие школы олимпийского резерва

Великобритания По индивидуальному заявлению Отсрочка сессии, специальные условия подготовки к экзаменам

США В зависимости от ситуации на рынке Стипендии для спортсменов, снижение платы за обучение

срока обучения для спортсменов стало в Австралии столь же обычным, сколь и в США, а спортивные стипендии в университетах—признанный и распространенный инструмент поощрения (табл. 5). Как позитивную следует расценивать и ситуацию в высших школах Китая и России.

4.5. Вклад науки

Во всех рассматриваемых странах национальные исследовательские и научные системы усиленно работают на обеспечение и поддержку спортивных рекордов. Особенно ценным представляется вклад университетов, которые привлекают квалифицированный персонал (врачи, администраторы в спорте) для изучения большого спорта. В каждой из национальных систем высшего образования ведутся специальные исследования по спорту, хотя они и различаются по степени интенсивности, по характеру рассматриваемых проблем и по глубине. Во всех

восьми странах школьных преподавателей спорта готовят в высших учебных заведениях.

При этом специальность тренера входит в ведение высшей школы только в Китае и России. В других странах тренеров готовят в профессиональных объединениях или на специальных государственных курсах (скажем, при министерстве спорта во Франции), или же силами самих спортсменов (именно это представляет собой «Академия тренеров» в ФРГ). Подготовка тренеров в высших учебных заведениях может считаться положительным ресурсом развития спорта, потому что научные разработки в области изучения спорта непосредственно переходят в курс образования, что положительно сказывается на дальнейшей подготовке тренером атлетов. Кроме того, и сама профессия тренера становится более уважаемой. Специальные курсы для подготовки управленческого персонала в области спорта существуют в Австралии, Китае, Германии, Италии, России, Великобритании и США. Во Франции этот персонал спортивных организаций и государственных спортивных объединений, особенно потенциальное руководящее звено, проходит подготовку непосредственно в министерстве по специальной программе «Профессор спорта» (Professeur de sport). Как правило, все эти администраторы сами являются профессиональными спортсменами, которые совмещают обучение со своей спортивной карьерой. Для системы французского большого спорта это означает, что те, кто будут принимать ответственные решения в области спорта, рекрутируются сами из спорта больших достижений.

Но другую картину мы видим, когда обращаемся к исследованиям в области спортивной науки, которые проводятся университетами на материале большого спорта. В Австралии, Китае, Германии, России, Великобритании и США спортивные рекорды изучаются в рамках целевых исследовательских программ, но также в Китае, России и Великобритании существуют и специализированные научно-исследовательские институты спорта, ни в чем не зависящие в своей деятельности (ни лично, ни финансово) от изучения спорта в университетах.

Во всех странах допускаются и внеуниверситетские исследовательские направления в области спорта по государственной или частной инициативе, и в некоторых странах государство поддерживает наиболее магистральные из предложенных исследовательских направлений. Преимуществом такого подхода является то, что получающие централизованную поддержку прикладные исследования можно объединить в единую научную дисциплину или круг дисциплин, что облегчает выполнение научных задач и обеспечивает непрерывное сообщение со спортивной практикой. Во всех успешных спортивных странах обязательно появляется исследовательский институт, который оказывает содействие будущим рекордам. В Германии это Федеральный институт спортивной науки (Bundesinstitut für Sportwissenschaft), Институт прикладных аспектов подготовки спортсменов (IAT) и Институт исследо-

вания и развития спорта (FES), которые представляют собой весьма дифференцированные исследовательские структуры, находящиеся вне ведения университетов. В других странах можно встретить нечто подобное, хотя и с определенными отличиями. В Австралии (Австралийский институт спорта), Италии (Научный институт спорта), России (НИИ физической культуры и спорта) и Китае (Национальный исследовательский институт профессионального спорта) научно исследуются вопросы прежде всего медицинского, а также тренировочного и образовательного аспектов большого спорта.

4.6. СМИ как посредник

За последнее десятилетие телевидение превратилось в один из основных финансовых ресурсов спорта мирового уровня (Digel & Burk 2001). Продавая право на трансляцию, национальные и международные спортивные организации не только обеспечивают собственное присутствие в телевидении, но и извлекают из этого немалый доход, что открывает им широчайшие возможности дальнейшего развития. Конечно, такое оптимистическое развитие доступно небольшому числу спортивных организаций, и на вершине борьбы оказались только несколько победителей, которые смогли оттеснить все остальные олимпийские объединения. Поэтому в настоящее время немногие национальные профессиональные спортивные объединения отстояли свое право быть собственниками трансляций. Часто это право осуществляется в партнерстве с предпринимателями, которые берут на себя большую часть расходов по организации трансляций, и все чаще ручается за то, какие именно состязания нужно транслировать для обеспечения нормального представления спортивной деятельности на телевидении. Телевидение в форме как общедоступного государственного, так и частного бесплатного или платного является в рассматриваемых нами странах позитивным ресурсом только для небольшого числа видов спорта. Во всех этих странах, за исключением США, на телеэкранах господствует футбол. Ему отводится и больше часов трансляции, и большее количество самих трансляций, и расходы на организацию трансляций оказываются прямо пропорциональными (табл. 6).

В Великобритании как каналы ВВС 1 и 2, так и третий канал (ITV) и каналы 4 и 5 предлагают телезрителю богатый выбор спортивных программ, подразумевающий широкий диапазон видов спорта. Хотя, конечно, типично британские виды спорта получают основную часть времени, тем не менее видов спорта представлено множество, и самый этот набор больше всего напоминает многообразие олимпийских видов. В Китае и Германии лишь программы общедоступного, то есть государственного, телеканала могут быть названы позитивным ресурсом большого спорта. Так, в Германии специализирующиеся на трансляции спортивных мероприятий частные каналы (RTL и SAT1) не выдержива-

Таблица 6. Пять самых рейтинговых видов спорта по телевидению (в часах)

Австралия (2002) Китай (2002) Франция (1999) Германия* (2003) Италия (1999) Великобритания ( 1999) США (2002)

Футбол (557) Футбол (1550) Футбол (855) Футбол (3282) Футбол (2798) Футбол (5677) Баскетбол (1781)

Теннис (520) Воллей-бол (320) Регби (293) Мотоспорт (1795) Теннис (799) Мотоспорт (3162) Бейсбол (1724)

Мотоспорт (025) Баскетбол (300) Мотоспорт (267) Теннис (1056) Баскетбол (374) Гольф (3069) Американский футбол (1257)

Регби (231) Прыжки в воду, плавание (250) Баскетбол (182) Велоспорт (449) Мотоспорт (315) Крикет (2028) Хоккей на льду (946)

Крикет (211) Теннис (200) Велоспорт (177) Бокс (414) Лыжи (261) Теннис (1708) Экстремальный спорт (763)

ют конкуренции с общедоступными каналами, проигрывая им не только в размерах зоны приема телесигнала, но и в ассортименте предлагаемых видов спорта.

Прямо противоположную картину мы видим в Австралии, Италии и США. В этих странах и в количестве, и в качестве трансляций правят частные поставщики этих услуг. В США это связано прежде всего с тем, что телевещательная система США полностью приспособлена к свободному рынку, и, значит, для поставщиков бесплатной информации предназначается только небольшая ниша, не имеющая почти никакого смысла в сравнении с коммерческими вещаниями. Также и австралийские и итальянские спортивные программы на бесплатном телевидении выглядят убого в сравнении с тем, что предлагают коммерческие каналы, специализирующиеся на спортивных трансляциях. На этих телерынках всегда пользуются неоспоримым преимуществом те виды спорта, в которых, как считается, преуспевает страна в лице профессионалов (для США это баскетбол, американский футбол, бейсбол и хоккей на льду, для Австралии — регби и австралийский футбол, для Италии — футбол). Во Франции и государственное общедоступное, и частное телевидение считается слабым ресурсом, не способным обеспечить достаточную поддержку большому спорту.

Спортивные программы бесплатного телевидения, прежде всего в Германии и России, образуют положительный ресурс большого спорта. Это следует сказать и о всеевропейском телевещании «Евроспорт» и «Евроспорт Ньюс», а также и о доступных всем национальных спортивных каналах (в ФРГ — «Дойчес Спортфернзен», в России — « 7ТВ » и «Спорт»). Вне Европы принимаются бесплатные спортивные каналы в США, где спортивное телевещание очень развито, а в Китае зрители могут выбрать национальный канал CCTV и региональные спортивные каналы. Региональное телевещание отличается весьма уверенным приемом сигнала и позволяет увидеть не только международные состязания, но и регионально значимые события, спортсменов и виды спорта.

Платные спортивные каналы существуют прежде всего в Австралии, Италии, Великобритании и США. В Италии и Великобритании это предложение касается в первую очередь футбольных трансляций. Во Франции существуют три платных спортивных вещания и один специализированный футбольный канал, тогда как в Германии и России есть только два платных канала, на которых футбол занимает значительное, хотя не исключительное место. В Китае на настоящий момент нет лицензионных платных спортивных каналов.

Наконец, следует сказать о регулярных спортивных рубриках в ежедневных и еженедельных газетах и о ежедневных спортивных газетах. В России существуют две ежедневных спортивных газеты — «Спорт-экспресс» и «Советский спорт». Во Франции и в Италии также есть ежедневные спортивные газеты, которые имеют большие тиражи и занимают в национальном рейтинге популярных газет места от первого (итальянская «Газетта делло Спорт») до четвертого (французская «Экип»). В Германии спортивные события просто освещаются центральными ежедневными газетами, и так же (если не хуже) дело обстоит в США, Австралии и Великобритании.

5. Выводы

Итак, избранный нами подход позволил нам выделить те признаки, которые напрямую и серьезно способствуют успеху нации в каком-то конкретном виде большого спорта. Описание структурных сходств и различий позволило установить функциональные соответствия и раскрыть их значения и в конечном счете определить действие компенсаторных механизмов в рамках национальной системы большого соревновательного спорта. Это особенно полезно, когда прежде успешные ресурсы истощаются и нужно срочно найти им достаточную замену.

Сравнение, представленное в этой работе, показывает, что организация современного спорта больших достижений отмечена сложностью и что все рекорды являются производными все большего количества факторов. Произведенные изыскания показали, что никакого идеального образца организации большого спорта не существует на настоя-

щий момент и, вероятно, не может существовать. Становится также ясно, что нации, преуспевшие в большом спорте, пришли к этому благодаря многолетней выработке культуры спортивной деятельности, в теснейшей связи с общественными и культурными условиями данной страны. Проведенное исследование развития и поддержки большого спорта показало, что для оптимизации этого процесса нет никаких готовых правил, решений и патентов. Связь высокого спорта с окружением всякий раз особая, ее можно наблюдать только в развитии. Сходные проблемы в разных странах требуют различных путей решения и каждый раз своих рецептов. Более того, остается открытым вопрос, что необходимо учитывать для формирования национальной системы большого спорта.

Перспективы дальнейших исследований можно обозначить так. Необходимо узнать, насколько представленные здесь опыт и примеры решений обязательны для будущего обеспечения функционирования различных национальных спортивных систем. Для этого нужно будет обратиться к опыту других стран, где мы можем открыть другие возможности. Вопрос о том, необходимы ли перемены в национальной системе большого спорта, — это вопрос прежде всего политической воли. Анализ данных и научное представление информации требуют от политиков готовности принимать определенные решения. Значит, прежде всего необходимы эффективные спортивно-политические структуры, в которых объединяется множество уважаемых и квалифицированных людей, а также спортивные комиссии и организации, которые и могут поддержать новации.

Перевод с немецкого Александра Маркова

Литература

Braun, D. 2005: Forderpraxis und Ergebnisanalyse der Olympischen Spiele 2004 von

Athen aus der Sicht des Bundesgrenzschutzes. In: Leistungssport, 35 (1), 44. Cachay, A. 1998: Sozialkompetenz für Trainerinnen und Trainer im Hochleistungssport. Zu Begriffund Bedeutung. In: Anders, G./Hartmann, W. (Red.) Sozialkompetenz für Trainerinnen und Trainer. Schorndorf, 11-28. Colwell, B.J. 1981: Sociocultural Determinants of International Sporting success: The

1976 Summer Olympic Games. PhD Theses. Waterloo. Colwell, B.J. 1984: Ökonomische Bedingungen des Erfolges im internationalen Spitzensport. In: K. Heinemann (Hrsg.) Texte zur Ökonomie des Sports. Schorndorf, 91 -100.

Digel, H. 2000a: Lebensperspcktiven nach dem Spitzensport oder: Bedarf der Spitzensport einer sozialen Absicherung? In: Seller, R./Anders, G./lrlinger, P. (Hrsg.) Das Leben nach dem Spitzensport. Tagungsbericht des 37. Magglinger Symposiums voni 21-23. Mai 1998. Paris, 8-48. Digel, H. 2000b: Zukunftsperspektiven des Trainerberufs. In: Leistungssport 30 (12), 5 -11.

Digel, H. 2001: Leistungssportsysteme im internationalen Vergleich. In: Digel, H. (Hrsg.) Spitzensport. Chancen und Probleme. Schorndorf, 242-258.

Digel, H. 2002: Ist das Dopingproblem losbar? In: Digel, H./Dicldiuth, H.-H. (Hrsg.) Doping im Sport. Tubingen, 1-38.

Digel, H. 2003: Ressourcen des olympischen Erfolgs. In: Singer, R./Wiemcyer, J. (Hrsg.) Olympia wieder in Deutschland. Bericht zum 17. Darmstadter SportForum. Darmstadt, 63-102.

Digel, H./Barra, M. 2004: Hochleistungssport in Italien. Weilheim/Teck.

Digel, H. /Burk, V. 2001: Sport und Medien. Entwicklungstendenzen und Probleme einer lukrativen Beziehung. In: Roters, G./KIingler, W./ Gerhards, M. (Hrsg.) Sport und Sportrezeption. Baden-Baden, 15-31.

Digel, H. /Burk, V./Sloboda, H. 2003: Hochleistungssport in Grossbritannien und Nordirland. Weilheim / Teck.

Digel, H./Fahtner, M. 2003: Hochleistungssport in Frankreich. Weilheim/Teck.

Digel, H./Fahrner, M./Utz, A. 2005: Hochleistungssport in den USA. Weilheim / Teck.

Digel, H./Kruse, A. 2004: Hochleistungssport in. Australien. Weilheim/Teck.

Digel, H./Miao, J./Utz, A. 2003: Hochleistungssport in China. Weilheim/Teck.

Gebauer, G./Braun. S./Suaud, C./Faure, J.-M. 1999: Die soziale Umwelt von Spitzensportlern. Schorndorf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Heinilä, K. 1982: The totalization process in international sport. In: Sportwissenschaft, 12, 235 - 254.

Johnson, D. K. N./Ali, A. 2002: A Tale of Two Seasons: Participation and Medal Counts at the Summer and Winter Olympic Games. Wellesley College Working Paper 2002 -02. Wellesley. MA.

Jokl, E. / Karvonen, M.J. / Kihlbcrg, H. / Koskela, A. / Noro, L. 1956: Sports in the cultural pattern of the world. A study of the Olympic games 1952 at Helsinki. Helsinki.

Kolbow, W. 2000: Die Bundeswehr—tragende Säule der Spitzensportforderung. In: Olympisches Feuer, 50 (1), 32-35.

Lamprecht, M./Stamm, H. 2001: Weltsystemposition, Legitimitat und internationaler Spitzensport: Participation und Erfolg an Olympischen Spielen als Korrelate in die Weltgesellschaft. In: Digel, H. (Hrsg.) Spitzensport. Chancen und Probleme. Schorndorf, 98 - 122.

Matthes,J. 1992: The Operation Called Vergleichen. In: Matthes, J. (Hrsg.) Zwischen den Kulturen? Die Sozialwissenschaften vor den Problemcn des Kulturvergleichs. Gottingen, 75- 99.

Merkel, U. 1998: Sportentwicklungen im interkulturellen deutsch-britischen Vergleich. Dissertationsschrift am Fachbereich 5 Philosophie/Psychologie/Sportwissenschaft der Universität Oldenburg. Oldenburg.

Mirwald, M. 2001: Olympischer Glanz und deutscher Medaillenrausch. In: Olympisches Feuer, 51 (1), 24-26.

Nehren, J. 2001: Forderpraxis und Ergebnisanalyse der Olympischen Sommerspiele 2000 aus der Sicht der Bundeswehr. In: Leistungssport, 31 (1), 27-29.

Nehren, J. 2002: Forderpraxis und Ergebnisanalyse der Olympischen Winte rspiele 2002 aus der Sicht der Bundeswehr. In: Leistungssport, 32 (3), 28-29.

Novikov, A. D./Maksimenko, M. 1972: Soziale und ökonomische Faktoren und das Niveau sportlicher Leistungen verschiedener Lander. In: Sporrwissenschaft, 2, 156 -167.

Schimank, U. 2001: Die gesellschaftliche Entbehrlichkeit des Spitzensport und das Dopingproblem. In: Digel, H. (Hrsg.) Spitzensport. Chancen und Probleme. Schorndorf, 12 - 25.

Seidenfaden, F. 1966: Der Vergleich in der Pädagogik. Braunschweig.

Seppänen, P. 1972: Die Rolle des Leistungssports in den Gesellschaften der Welt. In: Sportwissenschaft 2, 133-155.

Tenbruck, F. T. 1992: Was war der Kulturvergleich, ehe es den Kulturvergleich gab? In: Matthes, J. (Hrsg.) Zwischen den Kulturen? Die Sozialwissenschaften vor den Problemen des Kulturvergleichs. Göttingen, 13-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.