Людмила АРХИПОВА
PUBLIC SCHOOLS КАК КОЛЫБЕЛЬ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ
В статье освещается становление британской системы привилегированного школьного образования, в недрах которой формировались национальные традиции обучения и воспитания представителей элиты Англии.
The article highlights the emergence of the privileged British system of school education, based on which the national tradition in education of the elite of England was formed.
Ключевые слова:
паблик скулз, Англия, образование, воспитание, элита; public schools, England, education, upbringing, elite.
АРХИПОВА
Людмила
Владимировна —
аспирант
Государственного
академического
университета
гуманитарных наук
На протяжении нескольких веков в Англии складывалась уникальная и самобытная система частного школьного образования. Привилегированные учебные заведения были своеобразной колыбелью, в которой с малых лет росла и воспиты -валась образованная молодая британская элита. Среди выпускни -ков «паблик скулз» (англ. — public schools) было много выдающихся премьер министров.
В XIX в. в Англии появилась традиция, передававшаяся в даль -нейшем из поколения в поколение, отдавать мальчиков в те же элитные школы, в которых обучались их отцы, деды и прадеды. Истоком ее возникновения можно считать школу Итон, располо -женную вблизи замка Виндзор, неподалеку от королевской рези -денции. В конце XVIII в. Итон получил статус частной школы, платное обучение в которой было доступно только для мальчиков из привилегированных слоев общества. Учителя школы, большин -ство которых являлись представителями англиканского духовен -ства, обучали воспитанников не только навыкам письма, чтения и счета, заучивали с ними тексты Священного писания, как это было принято во многих английских школах, но и преподавали латинский, греческий языки, древнюю и современную историю. Итон имел прочные связи с Кембриджским и Оксфордским уни -верситетами, поэтому воспитанники школы целенаправленно гото -вились к получению в дальнейшем высшего образования. В целях экономии учебного времени и лучшего надзора за воспитанниками при школе был открыт пансион для их проживания. Вполне есте -ственно, что все это привлекало в Итон английскую элиту, которая высоко ценила хорошее образование. Большинство представите -лей политической элиты Англии XIX в. были выпускниками Итона: Ч. Грей, Дж. Каннинг, У. Гладстон, Р Солсбери и др.
Наряду с Итоном подобными элитными заведениями в XIX в. являлись Винчестер, Вестминстер, Катерхауз, Регби, Харроу, Чартерхауз, Шрусбери и школа св. Павла. Впоследствии эти школы стали именоваться «паблик скулз», что указывало на исключитель -ность качества их обучения, сочетавшегося с аристократическими традициями, и на обособленное положение этих заведений среди других школ1. Цель паблик скулз заключалась в формировании интеллектуально развитой и физически крепкой личности с воле -вым и решительным характером. Достижению цели содействовала их учебно - воспитательная система, которая включала интенсив -
1 Acher R. Secondary Education in the 19th Century. - L., 1989, p. 5.
ную академическую программу, спортив -ные занятия, а также воспитание в духе христианских ценностей.
В 1864 г. Королевская комиссия лорда Кларендона представила отчет о работе паблик скулз, который был одобрен пар ламентом. В течение 3 лет комиссия зна -комилась с учебным процессом, органи -зованным в этих школах, и констатиро -вала, что образование в них имело пре -имущественно гуманитарный характер. По ее рекомендации в учебные программы элитных школ, помимо чтения, письма, древних и иностранных языков, истории, были введены также естественнонаучные дисциплины1.
Повышенное внимание ученики дан -ных школ уделяли самостоятельной под -готовке к экзаменам, которые регулярно проводились учителями. В автобиографи -ческом романе Томаса Хьюза «Школьные годы Тома Брауна» (1857 г.) описан слу -чай, происшедший в престижной школе Регби. Нежелание одного из учеников заниматься подготовкой к предстоящему экзамену закончилось его наказанием. Во время экзамена он неправильно пере вел отрывок из латинского текста, что вызвало возмущение учителя, который ударил нерадивого ученика.
В случае нарушения школьной дисци плины к мальчикам применяли наказания. В каждой школе устанавливались строгие правила поведения, которые были одина ковыми для всех учеников. Так, например, в своде правил школы Вестминстер маль чикам запрещалось выходить за ворота школы, разговаривать во время обеда, носить яркую одежду и украшать ее чем либо2. За непослушание воспитанников наказывали розгами. Будучи учеником элитной школы Чартерхауз, известный писатель Уильям Теккерей с грустью вспо минал школьные годы: «Я поступил в Чартерхауз в январе 1822 г. Всей школой правил страх, и за каждую провинность строгий учитель Рассел наказывал нас розгами...»3
В XIX в. в большинстве английских школ была широко распространена
1 Report of the Royal Commission on Secondary Education. — L., 1864, p. 17.
2 Bamford T.W. Rise of the Public Schools. A Study of Boy’s Public Boarding Schools in England. — L., 1967, p. 31.
3 Форстер М. Записки викторианского джентль-
мена: У.М. Теккерей. — М., 1985, с. 28.
мониторная система обучения, введенная английским педагогом Дж. Ланкастером в XVIII в. Суть обучения сводилась к следу -ющему: учитель выбирал наиболее успева -ющего ученика и назначал его учеником монитором, объяснявшим учебный мате -риал всему классу. Мониторная система оказалась полезной для учащихся и, как правило, приводила к повышению успе -ваемости в классе, приучала детей к от -ветственности и содействовала сплоче -нию коллектива.
Большое внимание в престижных учеб -ных заведениях уделялось религиозно-нравственному воспитанию мальчиков. Этим чаще всего занимался тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, опе -кун), назначавшийся директором школы из числа учителей или старшеклассни -ков. Тьютор работал с несколькими уче -никами. После уроков он разъяснял им непонятный учебный материал, а также помогал в подготовке театрализованных представлений, спортивных сорев нований, школьных праздников. Для своих подопечных тьютор являлся также советчиком, который помогал вновь прибывшим мальчикам адаптироваться в школьной среде, нередко разрешал непростые конфликты между воспитан никами.
В XIX в. значительное влияние на раз витие школьного образования оказывала англиканская церковь, поэтому приви легированные школы строго соблюдали церковные традиции и каноны. Кроме религиозных занятий, для всех учеников была обязательна молитва, к которой они обращались два раза в день, а также посе щение церкви. Слушая проповедь священ ника, воспитанники вникали в осмысле ние понятий добра и зла.
Значительное место в воспитании маль чиков престижных заведений занимал спорт. Спортивные занятия благоприятно воздействовали на их физическое разви -тие, закаляли характер, укрепляли волю, содействовали формированию лидерских навыков, необходимых для успешной карьеры. Ученики этих школ увлекались легкой атлетикой, крикетом, сквошем, теннисом, волейболом и плаванием4. В каждой паблик скул практиковался определенный вид спорта. Так, в Итоне
4 Honey J. The Development of the English Public Schools in the 19th Century. - N.Y., 1977, p. 53.
и Частерхаузе это был футбол, в Регби — игра в регби, в Харроу и Винчестере — гре -бля. Спортивный дух единения учащихся проявлялся в командных соревнованиях, которые ежегодно проводились между школами.
Школьное руководство привлекало внимание общественности и городской администрации к спортивным мероприя -тиям. На спортивные праздники при -глашались первые лица муниципалитета и пресса. Для участников соревнований приобретались награды, а для гостей печа тались приглашения. В завершение спор тивного праздника в возведенном шатре, украшенном цветами и флагами, устраи вался банкет. Это мероприятие освеща -лось в местной газете как важное событие, что содействовало повышению престижа частной школы.
Большое внимание в паблик скулз уделялось патриотическому воспита нию мальчиков. В 1850 г. в учебную про -грамму привилегированных школ была введена военная подготовка. В Итоне к 1860 г. даже появился добровольный батальон пехоты. На военных занятиях будущих защитников обучали практи ческим боевым навыкам: обращению с оружием, маскировке, рукопашному бою и стрельбе. Статистические дан ные свидетельствуют, что в годы Первой мировой войны около 40% молодых муж -чин, добровольно ушедших на фронт, являлись представителями интелли генции и выпускниками привилегированных школ1. Военное министерство определяло недавних воспитанников паблик скулз в старший и младший офицерский состав, считая, что учебно воспитательная программа этих школ была способна сформировать подлинных военных лидеров, способных с честью и мужеством выдержать все трудности войны. На начальном этапе войны офи церы, состоявшие из бывших выпускни ков элитных школ, конечно, уступали армейским командирам по профессио нальным навыкам, но во время войны они все же доказали, что и джентльмены превосходно владеют военной стратегией и тактикой. Это были офицеры нового поколения, во многом отличавшиеся от офицеров регулярной армии честью и достоинством. Воспитание большинства
1 ВатЕэ^ ТЖ Ор. ей., р. 53.
из них не позволяло бравировать перед солдатами своим происхождением, они должны были учитывать интересы под чиненных и проявляли заботу о них. Условия жизни офицерского состава были несколько лучше, чем у солдат, но, тем не менее, молодые офицеры делили с подчиненными все тяготы суровой жизни на передовой. Так, например, каждый вечер младшие офицеры и рядо вые до глубокой ночи совершенствова лись в чтении топографических карт, подаче сигналов, в расчетах расстояний между объектами и др.2
Неотъемлемым атрибутом всех при вилегированных школ была школь -ная форма, введенная в начале XIX в. Учеников этих школ узнавали по черным накидкам и четырехугольным шапочкам. Однако к 1860 - м гг. в каждой паблик скул появилась собственная школьная форма. Так, мальчики школы Харроу носили белую рубашку, серые брюки и черный галстук. В воскресные дни к этой одежде был обязателен черный фрак. Школьная форма учеников Итона состояла из чер ного сюртука, короткого жилета, белой рубашки, темно синих полосатых брюк и галстука. Именно галстук был одним из отличительных признаков каждой школы такого типа. Со временем среди выпуск ников частных школ появилось такое понятие, как «старый школьный гал -стук», который стал символом их после -дующего объединения в соответствую щие клубы выпускников. В этих клубах, помимо встреч недавних выпускников
— членов клуба с учителями и учени -ками школы, члены братства обсуждали и важные политические вопросы, а также оказывали поддержку друг другу. Многие из бывших учеников являлись мецена -тами прежней школы. По их инициативе при заведениях, где они учились, были учреждены попечительские общества, в которые поступали благотворительные средства на нужды школы. Подобная традиция сохранилась в паблик скулз до настоящего времени.
При наличии множества положитель ных качеств элитные учебные заведения не были лишены недостатков. К таковым
2 См.: Смирнова И.В. «Томми Аткинс» или «Джон Буль»: особенности личного состава британской армии в 1914—1918 гг. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История, 2010, № 4, с. 72-84.
относилась, в частности, сложившаяся повсеместно практика подчинения млад ших учеников старшим. Младшие выпол няли приказания старшеклассников: убирали их кровати, приносили еду, наво дили порядок в классных комнатах. Если же они не справлялись с обязанностями, старшеклассники могли их жестоко нака зать. В подобных условиях даже обладав -шим сильным характером приходилось терпеливо выносить немало издева -тельств со стороны старших товарищей, сохраняя при этом чувство собственного достоинства1. Немало учеников, прошед ших через испытания подобного рода, формировались как личность и впослед -ствии брали под опеку младших школь ников. Таким образом они выполняли наказы своих отцов: «Если встретишься с проявлениями подлости и жестокости
— не бойся! Учись у сильного, защищай слабого, давай отпор хулиганам и мер завцам, и тогда ты станешь человеком чести»2. Сдержанность, отсутствие при вычки жаловаться прививались ребенку уже с малых лет, и эти качества помогали ему преодолевать любые трудности и в школьные годы.
Таким образом, сложившаяся в XIX в. британская система привилегированного школьного образования создавала нацио нальные традиции в системе обучения и воспитания учеников. Сплоченность и закаленность отличали воспитанников паблик скулз от учеников других школ. В дальнейшем выпускники престижных учебных заведений стали основой для формирования элиты в общественно политической жизни Англии.
1 Farrar W. Eric or Little by Little. — L., 1974.
2 Hughes T. Tom Brown’s School- days. — L., 1989, p. 4.